Гипердинамический синдром у детей лечение. Курсовая работа: Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Методика «Что здесь лишнее?»

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Синицына Наталья Александровна
Этот страшный диагноз - гипердинамический синдром

В наше время достаточно многие дети поступают в ДОО с таким диагнозом как «гиперактивный » ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью - СДВГ . Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер » - с греческого означает превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского - деятельный, действенный. Все вместе - активный выше нормы.

Эти дети чрезмерно подвижны. В младенческом возрасте, такого ребенка нельзя оставить на пеленальном столе или на диване даже на минуту стоит только отвернуться или чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и упадет на пол. Достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются нарушения сна, такие как : отсутствие сна всю ночь или бодрствование с трех ночи до восьми утра, а затем сон до шести вечера, сон не больше двух часов с частыми пробуждениями и короткими, но через чур активными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Манипуляции с игрушками хаотические и кратковременные. Ребенок не способен сосредоточить внимание ни на одной из них. Моторно такой младенец развивается в соответствии с возрастными показателями, а иногда даже опережая их. По мере взросления эти дети доставляют родителям массу проблем в течение дня от них нельзя отвернуться, они все время куда-то залезают, что-то вытаскивают, что-то на себя роняют, проливают, бьют. В следствие чего получают многочисленные травмы, ожоги, порезы, чем пугают своих ближайших родственников.

По мере взросления и посещения ДОО появляются следующие проблемы. На этих детей жалуются как педагоги, так и родители детей находящихся в одной группе с такими детьми. Как правило родители слышат от педагогов упреки : «Он всем мешает, ребенок не воспитан, вскакивает все время, бегает, дергает других детей». Да и сами родители если присутствуют на занятиях могут наблюдать такие проявления ребенка. Дети возбудимы, активны в движениях и высказываниях даже если их не спрашивают. Причем высказывания совершенно не соотносятся с темой которую предложил педагог. Выполняют не те задания, которые задают, а то, что им хочется и кажется интересным в данное время. На замечания не реагируют, не слушают перебивают педагога. Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей , как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться от выполнения того или иного сиюминутного желания. Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте. Чувства таких детей достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Но есть и положительные стороны, эти дети очень любят подвижные игры, занятия физкультурой, танцы. Многие из них имеют хороший музыкальный слух, точно и правильно повторяют ритм. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Из бесед с родителями в большинстве случаев выясняется, что у всех детей в медицинских карточках имеются такие диагнозы как : Энцефалопатия, ММД, гипердинамический синдром , у некоторых ППЦНС. На вопрос, как вы лечились, что предпринимали?

Как правило родители отвечают одинаково : «Невропатолог сказала, что ничего страшного » . «Мы год пили какие - то таблетки, потом я увидела он или она вылечилась, мы перестали». «Я вообще против всяких лекарств, у нас в семье никто не пьет лекарства» . «Мы ходили на массаж и нам сняли этот диагноз через год ».

Так же можно услышать следующий ответ. – Время прошло мы никуда не ходили, все вроде само прошло. Да и врач ничего не говорил.

Уважаемые родители это обращение именно к Вам умным, образованным, любящим и заботливым. Это Ваши дети, ваши малыши и все, что касается их здоровья лежит полностью только на Ваших плечах. Если Ваш малыш заболеет простудой, а врач назначит ему пурген, Вы же не будите выполнять рекомендации врача, так как здравомыслящие люди поймете, что данный медицинский работник не квалифицированный специалист. (извините за утрированный пример) . Так почему же Вы не задумываетесь и не пытаетесь разобраться в этих диагнозах . Все это пишется не только для врачей, но и для вас и именно Вы должны волноваться и задумываться, что это и чем это грозит в дальнейшем развитии. Спрашивайте врачей обо всех написанных ими заключениях, консультируйтесь с другими специалистами, ищите информацию в интернете, книгах, журналах. Так как эти непонятные для Вас слова таят много трудностей в дальнейшем развитии ребенка, необходимость определенного подхода, правильное и своевременное лечение. И соответственно вовремя предпринятые меры будут способствовать предотвращению или сглаживанию побочных эффектов и вторичных нарушений.

Давайте разберёмся в этих диагнозах . Не буду углубляться в научную терминологию, а попытаюсь разъяснить все доходчивым языком, понятным как для мам и пап, так и для пожилых людей наших уважаемых бабушек и дедушек.

ППЦНС Перинатальное поражение центральной нервной системы- это диагноз , который подразумевает нарушение функций работы в головном мозге плода. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

Интересный факт! С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку . Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Одним из наиболее опасных и тяжелых синдромов при ППЦНС является судорожный, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС. Кроме того, любая внимательная мать может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невропатолог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день. Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы.

Энцефалопатия (синонимы - ПЭП, пренаталъиая энцефалопатия) - «сборный» диагноз . В буквальном смысле означает «повреждение мозга» . Ставится невропатологом. Если его ставят ребенку до года, значит, невропатолог полагает, что у ребенка имеются те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, скорее всего обусловленные полученной им травмой. Травма эта могла быть получена до родов, во время родов и в периоде раннего младенчества. Большая часть энцефалопатии самостоятельно компенсируется без всякого медицинского вмешательства. Часть требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения и к окончанию первого года жизни ребенка тоже компенсируется. Но у большинства детей нарушения сохраняются, и тогда к пяти-шести годам врачи ставят диагноз ММД .

ММД - минимальная мозговая дисфункция возникающая в результате поражения головного мозга, что ведет к : трудностям в обучении в школе, трудностям с контролированием собственной активности и поведения в целом. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

И наконец, то, что нас, собственно, и интересует. Гипердинамический синдром (синонимы - гиперкинетический синдром , гиперкинетическое расстройство , синдром дефицита внимания ) -выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Это означает, что мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не работает и здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции поврежденных, то есть сразу же начинается процесс восстановления. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения или после соматических заболеваний у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. В нервной системе есть два основных процесса - возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

Существует несколько современных методик терапии синдрома гиперактивности с дефицитом внимания у детей :

Нейропсихологические методики рассчитаны на длительное время, которые направлены на устранении патологических связей головного мозга, тем самым построении новых, позволяющих нервной системе работать более эффективно связей

Поведенческая психотерапия

Семейная психотерапия

Лекарственная терапия при синдроме гиперактивности с дефицитом внимания заключается в применении антидепрессантов, психостимуляторов. Обычно используется тогда, когда когнитивные функции не удается восстановить иными способами; у детей применение этих препаратов достаточно опасно с возможностью увеличения шансов наркотических пристрастий .

Стимуляция мозга, очень перспективное, наиболее эффективное направление терапии у детей, если поставлен диагноз синдром гиперактивности с дефицитом внимания, способно изменять функциональное состояние нейронов, связей между клетками мозга напрямую. Преимущество так же то, что при использовании опытным специалистом, мониторинге биоэлектрической активности мозга, практически не имеет побочных эффектов, Коррекция происходит при помощи зрительной, слуховой, транскраниальной магнитной стимуляции, Если диагноз «гиперактивность » выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Более подробней мы остановимся на семейной психотерапии.

В первую очередь гипердинамическому ребенку нужен жесткий режим дня. Если каждый день в 8 часов вечера вы начинаете подготавливать ребенка ко сну легкий ужин, чтение книги, душ и затем постель без вариантов, только спать, и никаких исключений (один раз можно и попозже, пришли гости или интересное кино, то постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса, возбуждение в мозговой деятельности постепенно гасится и ребенок привыкнув к этому станет засыпать быстрее и легче. Также желательно, чтобы в вечернее время перед подготовкой ко сну у ребенка не вызывать «двигательных бурь» -разрядок. Гипердинамическому ребенку нужен устойчивый, правильно и постоянно организованный домашний микромир.

Второй существенной проблемой гипердинамического ребенка является его низкая способность к концентрации внимания. Для начала можно разрешить ребенку присутствовать на занятиях, сидя в уголке или даже стоя в дверях. Время от времени его можно призывать попробовать выполнить какое-то задание вместе со всеми. Гипердинамические дети на самом то деле хотят во всем этом участвовать. Просто они не слишком уверены в себе. Если ребенок почувствует, что даже его неудача не вызывает отторжения и никто не собирается его «насильно» заставлять, он будет пробовать снова и снова, именно тогда и именно то, в чем он наиболее уверен и что у него лучше получается.

Также если вы решили отдать ребенка в группу подготовки к дошкольному обучению, мы рекомендуем возрастные рамки не раньше шести лет. А лучше всего если это будет организовано в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны , то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. Многие подкованные в современных подходах образования родители станут возражать мне, а как же раннее развитие? Да конечно его никто не отменял, только помните, что раннее развитие должно быть всесторонним и адекватным. Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским который в этом возрасте уже считает и читает, а следовательно и мой должен. Ваши дети особенные и подход к ним должен быть соответствующий, принимайте его таким какой он есть и помогайте ему, а не вредите в погоне за своими амбициями.

Чтобы было понятней почему это важно попытаюсь объяснить подробнее. В возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию дети растут и созревают быстрее, чем думают родители. В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств : зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей. Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка, не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет в норме, а в нашем случае до 5 лет. Главное - создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Правое полушарие отвечает за (синтетическое, художественное, то есть формироваться первая целостная картина мира, а его загружают совершенно ненужными ему в тот момент знаковыми системами (буквы, цифры, стимулируя тем самым левое (аналитическое, логическое) полушарие, на работе которого и так построена вся система школьного образования.

Когда приходит время готовить гиподинамического ребенка к школе, то для него также необходимы курсы по подготовке. И как сейчас принято говорить нужно выбирать не школу, а идти на учителя. Желательно, чтобы вела курсы по подготовке та же учительница, которая будет ребенка в дальнейшем. Очень важно для таких детей учителя спокойные даже где то флегматичные по темпераменту. Избегайте учителей про которых известно, что они фанатки чистописания и все дети у них «ходят по струночке» , педагогически прогрессивных и холеричных по темпераменту. И самое главное родителям стоит честно и открыто проинформировать данного учителя о проблемах Вашего ребенка, заранее настроив его на сотрудничество с вами.

Необходимо отметить, что эти дети как уже упоминалось выше, не умеют координировать свое поведение, не считаются с потребностями других людей. Они не желают не огорчать, не радовать потому, что просто не в состоянии. Их нужно этому учить, а гипердинамических детей в особенности . потому что-то делая не так ребенок попросту не успевает заметить, что другие люди по этому поводу почувствовали, как отреагировали. Поэтому их следует информировать о том, что Вы чувствуете, очень коротко, четко и обязательно от первого лица. Например : - Это мне не нравится. Меня ужасно раздражает, когда. Папа не любит, если. Бабушка будет очень рада, если ты.

Ну и конечно же самое главное следует направить избыточную энергию вашего малыша в нужное русло. Только Вы как никто другой знаете своего ребенка внимательно приглядитесь и решите в каких областях позитивной деятельности он может быть успешен. Это должно быть что-то связанное с движением и физической активностью.

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах : И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок» .

Что нельзя делать родителям и педагогам :

Постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;

Унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;

Постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;

Запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;

Давать слишком сложные задания;

Требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;

Выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;

Приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;

Применять методы физического воздействия при непослушании.

Следует неукоснительно отделять поступки ребенка от его личности. Поступки и проступки могут осуждаться, личность - безусловно принимается.

Хочется закончить эту статью словами из книги «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» автор Екатерина Мурашова.

«Выбирайте, не ленитесь посоветоваться еще с одним специалистом или

собственным здравым смыслом. Помните, что, воспитывая гипердинамического ребенка , последовательно и категорически необходимо следовать лишь двум советам :

1. Принимать ребенка таким, какой он есть сейчас.

2. Иметь позитивный настрой на будущее : как бы ни было тяжело теперь, мы вместе, и потому - обязательно прорвемся!

Удачи всем!

Список использованной литературы

1. Альтхерр П. Гиперактивные дети : коррекция психомоторного развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.

2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду : пособие. М.: Книголюб, 2008.

3. Депутат И. С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : монография. Архангельск : ИПЦ САФУ, 2011.

4. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей : гиперактивные , агрессивные, тревожные и аутичные дети : психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.

5. Токарь О. В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников : учеб. -метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания).

С каждым годом всё большему количеству детей ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД). Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания) - одно из проявлений ММД. Рассмотрим, что обозначают данные термины.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это исход лёгкого органического поражения головного мозга. Характерными признаками ММД является повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Гипердинамический синдром у детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Начало расстройств в процессе развития таких детей возникает в первые 5 лет жизни. Причинами возникновения нарушений является повреждение центральной нервной системы ребёнка в результате воздействия на неё вредных факторов во время беременности, родов и в первые три года жизни. Острые и хронические заболевания, перенесённые матерью во время беременности и родов, инфекции, тяжёлый токсикоз (гестоз) 1 и 2 половины беременности, а также вредные привычки родителей и даже психологические стрессы - всё это вредные факторы, приводящие к нарушению развития ребёнка внутриутробно.

Во время родов может произойти повреждение центральной нервной системы (ЦНС) в результате механической травмы или гипоксии (недостатка кислорода) по причине слабости родовой деятельности матери, неправильного прохождения ребёнка через родовые пути или оперативных родов (кесарево сечение, родовспоможение). У таких детей в медицинской карте часто стоит диагноз ППЦНС - перинатальная энцефалопатия (повреждение центральной нервной системы), поставленный неврологом.

В первые несколько лет после рождения ребёнок беззащитен и легко восприимчив к неблагоприятным факторам (механические травмы, инфекции, неполноценное питание и другие). Тяжесть поражения может быть разной. Лёгкие нарушения могут исправиться в течение первого года жизни ребёнка, более выраженные сохраняются, и затем могут появиться в виде:

Повышенной возбудимости;

Нарушения активности внимания;

Лёгких неврологических синдромах;

Нарушений речи;

Трудностей обучения в школе.

Гипердинамический синдром наблюдается у детей от рождения до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наибольший процент гиперактивных детей отмечается в 5-10 лет. Пик проявлений приходится на 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. С точки зрения возрастной физиологии периоды 6-7 и 9-10 лет являются критическими для созревания мозговых структур. Второй пик симптомом гипердинамического синдрома совпадает с периодом полового развития - 13-15 лет. У детей с признаками гипердинамического синдрома после 14-15 лет наблюдается значительное улучшение состояния: снижается гиперактивность, повышается самоконтроль и регуляция поведения, но примерно у 6% детей наблюдаются осложнения в виде раннего алкогализма, наркомании, девиантного поведения. Поэтому чем раньше будет начато лечение ребёнка с гипердинамическим синдромом, тем благоприятней будет исход.

Так что же на самом деле происходит с ребёнком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром?

Попробуем объяснить:

По тем или иным причинам мозг ребёнка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Одновременно идёт процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система ребёнка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.

При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, тестирование в престижную гимназию) или после соматических заболеваний, у гипердинамического ребёнка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушение поведения и проблемы с обучением. На всё вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой возросшей нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса - возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у этих детей трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех поражённых клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 годам) и ребёнок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников.

Чем раньше установлен диагноз - гипердинамический синдром, тем лучше для ребёнка и его родителей.

Портрет ребенка с гипердинамическим синдромом

Такого ребёнка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребёнком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность. Будучи младенцем, такой ребёнок самым невероятным образом выпутывается из пелёнок. Оставить такого младенца на пеленальном столе невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна.

Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребёнок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует её свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы через несколько секунд отбросить и её. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т.д. Встав на ножки, малыш сразу побежит, опережая сам себя.

Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них всё нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться.

Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения речи, такое впечатление, что у них «каша во рту». Чаще всего их понимают только родители.

Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

Ещё одна особенность гипердинамических детей - они не учатся не только на чужих ошибках, но даже на своих.

Именно гипердинамические дети - это дети, которые теряются. Просто что-то привлекло внимание гипердинамического ребёнка, и он тут же забыл про родителей, про то, что ему велели стоять здесь и не сходить с этого места, и пошёл, пошёл, влекомый, словно магнитом, своим кратковременным, но всепоглощающим интересом.

Если говорить об эмоциональных особенностях, то гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них - лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчётно жестоки и неостановимы. При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объёма и глубины. Познание, оценка чувств и состояния других людей - сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на другом человеке. А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребёнка - большие проблемы! Поэтому не стоит ждать от такого ребёнка чудес понимания - лучше просто сказать ему о том, что именно вы сейчас испытываете.

Отношения со сверстниками у гипердинамических детей могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребёнку редко удаётся построить длительные и глубокие дружеские отношения. Иногда гипердинамические дети избегают общества сверстников и любят возиться с детьми, младшими по возрасту.

Гипердинамический ребёнок любит шумные, подвижные игры. В сложные, тихие, ролевые игры или игры с правилами гипердинамический ребёнок играть не любит.

Практически все окружающие гипердинамического ребёнка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбывной уверенности, что ребёнок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются. Некоторое время каждый гипердинамический ребёнок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако, и он, и другие, убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребёнка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гипердинамического ребёнка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребёнок живёт в состоянии непрерывного стресса. Главное для ребёнка с гипердинамическим синдромом - найти своё место в социуме, и когда оно найдено, то проявления синдрома резко идут на убыль.

Разумеется, вовсе не у каждого ребёнка с диагнозом «гипердинамический синдром» имеются все вышеперечисленные особенности поведения. Всё это может быть выражено слабее или сильнее, а что-то может отсутствовать вовсе. Представленный портрет - ярко выраженный гипердинамический синдром во всей его красе. В таком виде он встречается всего лишь у каждого четвёртого-пятого ребёнка с диагнозом «гипердинамический синдром».

Как определить, является ли Ваш ребёнок гиперактивным?

На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребёнка гипердинамического синдрома?

Во-первых, конечно на наличие неврологических диагнозов. В первую очередь это относится к диагнозам «ММД», «энцефалопатия», «синдром внутричерепной гипертензии». Если что-то из этого имеется (а тем более - все), то вероятность развития синдрома очень высока (до 90%).

Наличие неконтролируемой моторной активности.

Очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания. Ребёнок постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. Даже если он чем-то занят, его ничего не стоит отвлечь (особенно если это занятие - приготовление уроков).

Любые стойкие проявления нарушения сна.

Наличие в истории развития ребёнка логопедических проблем, задержки развития речи или её общего недоразвития (даже если на сегодняшний день ребёнок говорит абсолютно нормально).

Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения.

Быстрая «захлёбывающаяся» речь.

Повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности.

Наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызёт ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.).

Ночной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание).

Поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребёнок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту).

Предпочитает младших партнёров по играм.

Метеочувствительность. Состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток.

Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Ни один из вышеназванных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипердинамического синдрома. Но, ещё раз просмотрев список, можно выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребёнка. Если набралось 4-5 и более - скорее всего, синдром имеется.

Что делать родителям дошкольника, если у него гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания).

В первую очередь необходимо установить причину гиперактивности, проконсультироваться со специалистами. Для этого необходимо посетить невролога, психоневролога или психолога. Если врач - невролог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Во - вторых, гипердинамическому ребёнку как воздух нужен жёсткий режим дня (например - если каждый день в 8 часов вечера зажигается зелёный ночник, на столике появляется стакан кефира и печенье, принимается душ, читается сказка, а потом - все, без вариантов, только спать, и никаких послаблений, никаких «пришли гости» или «интересное кино», то постепенно мозг ребёнка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса и тогда, ребёнок спокойно засыпает).

Для сохранения эмоционального равновесия необходимо избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторане и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее воздействие. «Утихомирить» ребёнка с гипердинамическим синдромом после посещения вышеперечисленных мест бывает крайне сложно.

В своих отношениях с ребёнком родители должны придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивать его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

Не превышать нагрузок. В последние годы всё более модным становится отдавать совсем маленьких детей в обучающие центры, в которых детей учат всему понемногу.

Если в семье растёт гипердинамический ребёнок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, будет следущая:

1. Не стоит отдавать ребёнка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятий должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребёнка дошкольника в группах, где всё проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т.д.

3. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны (ребёнок- «катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. У нервной системы ребёнка и так много забот. Как-нибудь он обойдётся пока и без дополнительных нагрузок.

4. Если ребёнок попал-таки в обучающий центр, в котором он явно неуместен, начались проблемы, не доводите ситуацию до критической точки. Быстро забирайте его оттуда. И ни в коем случае не качайте права перед администрацией или родителями (иначе потом возникнет соблазн разрядиться на ребёнке, как на непосредственной причине ваших неприятностей). Объясните ребёнку, что он, может быть, ещё мал для таких занятий и что вы будете искать то, что ему больше подходит. Или вернётесь к занятиям на следующий год, когда он подрастёт.

Как же вести себя с гипердинамическим ребёнком, если родители остро ощущают потребность в развитии своего дитя в домашних условиях?

Есть несколько простых правил, которые помогут сберечь значимое количество родительских и детских нервных клеток:

1. Не пытайтесь усадить своего ребёнка на определённое место. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство - ковёр в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и ванная комната. Если ребёнок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать (правда, в последнем случае вам придётся бежать рядом с ним). Именно в движении гипердинамический ребёнок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует слишком большого напряжения. На занятия просто не останется сил.

2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребёнка две минуты, не отчаивайтесь, а начинайте с двух минут. Эти две минуты могут повторяться каждый час. Через некоторое время концентрация увеличится до трёх, а потом и до 5 минут.

3. Решите заранее, чем именно вы будете заниматься сегодня, подготовьте все игрушки или другие пособия, которые понадобятся вам для занятия. Соображать «по ходу дела» недопустимо. Слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация у ребенка.

4. По возможности приучайте ребёнка к регулярности занятий. Старайтесь не пропускать их. Пусть они будут совсем коротенькими (например, пять минут), но зато каждый день по три раза. Для гипердинамического ребёнка это куда лучше, чем по полчаса два раза в неделю.

5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Играйте с ребёнком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?», «Что хотите, то берите, «да» и «нет» не говорите, чёрного и белого не называйте, о красном не вспоминайте…Вы поедете на бал?» Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребёнка за стол. В них можно играть, моя посуду, стирая бельё или по дороге в садик и магазин. К тому же они комплексные, и например, последняя из названных игр развивает сразу: а) произвольное внимание; б) словарный запас; в) навык поиска синонимов и антонимов; г) умение строить вопросы; д) логическое мышление.

6. Если ребёнок совершенно не слушает, когда ему читают книжки, возможны два пути:

Первый - банальный подкуп. Вы ставите будильник на некое (очень короткое) время, например на 5 минут, и говорите ребёнку: «Сейчас мы будет читать сказку про Машеньку. Я читаю, ты слушаешь. Когда прозвонит будильник, всё кончится». Большинство маленьких детей бывает очень заинтриговано звонящим будильником. Ребёнок с нетерпением ждёт, когда же будильник зазвонит, концентрируя на нем всё имеющееся внимание и стараясь не пропустить этот момент. Вы читаете сказку. Будильник звонит. Вы его выключаете, а ребёнку говорите: «Ты молодец. Ты хорошо слушал. На тебе печенье. Вечером почитаем ещё». Время, отведённое на прочитывание книги, необходимо увеличивать по две-три минуты в неделю. Пятнадцать минут кряду слушать одну книжку - это очень хорошее время для гипердинамического дошкольника, который недавно вообще чтение слушать отказывался.

Второй путь более сложный. Здесь вам понадобится изрядная доля фантазии. Для начала надо взять лист бумаги и нарисовать на нем небольшую историю. Лучше, если рисовать всё на глазах у ребёнка. Сопроводительная история тоже рождается у него на глазах. Ребёнок наверняка заинтересован и жаждет продолжения. После нескольких рисованных историй (допустим, спустя неделю) наступает время рассказов по чужим картинкам (комиксов). Но текст по-прежнему ваш. Когда ребёнок привык и к этому, можно переходить к настоящим книгам. Только в них должно быть много картинок, чтобы ребёнок ощущал преемственность способа передачи информации.

7. Родителям во время занятий необходимо ориентироваться на состояние ребёнка. У гипердинамических детей бывают «плохие дни», когда они буквально всё забывают и как будто бы теряют приобретённые навыки и знания. Ругать или стыдить ребёнка в это время, по меньшей мере, неуместно. Отметьте: «Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем, а к этому вернёмся в следующий раз». Ребёнок будет благодарен вам за понимание, и в следующий раз, когда сможет, постарается вас порадовать. Если вы будете «нажимать», стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным. Ребёнок «уйдёт в отказ», и на все ваши занятия ляжет отпечаток негативизма.

Родителям необходимо помнить, что всем детям дошкольного возраста свойственно много двигаться. Дошкольникам с гипердинамическим синдромом движение нужно как воздух. Ни в коем случае не следует ограничивать подвижность ребёнка. Гипердинамического ребёнка нельзя наказывать, ставя в угол или сажая на диван, говоря: «Стой (сиди) тут и не шевелись!» Если наказание, с вашей точки зрения необходимо, то придумайте какой-нибудь другой способ. Очень желательно, чтобы в квартире, где растёт гипердинамический ребёнок, были какие-нибудь снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Самый простейший спортивный комплекс (в дверном проёме можно повесить перекладину с убирающимися кольцами и канатом) не только позволит ребёнку «разряжаться» доступным и неразрушительным для семьи способом, но и разовьёт силу, ловкость, гибкость, координацию движений и, в конечном счёте, уменьшить склонность к травматизму, характерную для гипердинамического ребёнка. Если есть возможность и желание ребёнка, то очень полезными могут оказаться занятия в каких-либо кружках или секциях. Подойдут те кружки и секции, в структуру занятий которых входит движение в большом количестве. Очень конструктивными будут кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием. Главное, как бы ни был хорош, престижен и полезен кружок, чтобы вашему ребёнку понравился руководитель. Ходить в кружок, потому что «надо» или «полезно», гипердинамический ребёнок не будет. А родителям не следует его принуждать.

Воспитывая гиперактивного ребёнка, необходимо более пристальное внимание уделять его питанию. От него зависит многое. В некоторых случаях питание может стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. В частности, если заболевание вызвано употреблением пищевых добавок, таких как красители и консерванты, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребёнка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый - тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. В любом случае их надо исключить из питания ребёнка с гипердинамическим синдромом, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами. Вообще же питание детей с гипердинамическим синдромом должно преимущественно состоять из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами. Рекомендуются следующие продукты:

  • овощи - горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная и белокочанная капуста, шпинат, брокколи, огурцы;
  • салат листовой;
  • фрукты - яблоки, груши, бананы;
  • гарнир - картофель, лапша из грубого помола, нешлифованный рис;
  • зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо;
  • хлеб - пшеничный и ржаной;
  • жиры - кисломолочное масло, растительные масла;
  • мясо - говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);
  • напитки - неподслащённый чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;
  • приправы - йодированная соль.

Как подготовить гиперактивного ребёнка к школе?

В жизни каждого дошкольника наступает ответственный момент - шесть лет, последний год перед школой. Что же делать родителям гипердинамического ребёнка, чтобы положительно миновать этот этап?

В первую очередь, надо определиться с целями и задачами. Они такие:

  1. Не выработать у ребёнка стойкого отвращения к процессу обучения ещё до начала самого обучения.
  2. Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребёнка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление и т.д.).
  3. Подготовить ребёнка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
  4. Сформировать у ребёнка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.

Как всё это можно сделать?

Во-первых, совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребёнка в школу, если ему ещё не исполнилось семь лет. Ребёнок может быть очень развитым интеллектуально, но психофизически он ещё не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу, но это обязательно проявится.

Во-вторых, в год перед школой (но не раньше) гипердинамическому ребёнку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. Идеальный вариант - курсы в той самой школе, в которую ребёнок пойдёт на следующий год. Посещая школу во время подготовительных занятий, ребёнок знакомится с пространственной организацией школы, с её раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе и т.п. Придя в школу на следующий год, ребёнок входит уже в знакомое ему помещение. Для гипердинамического ребёнка сего ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика. Если в школе нет подготовительных курсов, то подойдут курсы в любых других местах.

Кроме того, в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребёнком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости у гиперактивного ребёнка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход. Это как раз и могут сделать родители. Для этого необходимо:

Во-первых, определить, когда именно у ребенка наступает период наибольшей работоспособности. Необходимо помнить, что у гипердинамических детей из-за особенностей их нервной системы бывают не только «плохие дни», но и «плохие часы». Заставлять ребёнка делать в это время то, что и так даётся ему значительным трудом (например, писать слова), значит понапрасну губить его и свои нервные клетки.

Во-вторых, ритуал занятий. Гипердинамическому ребёнку необходима дисциплина пространства. Необходимо выделить для ребёнка постоянное место для приготовления «уроков» и для занятий с ним. Это место должно быть правильно организованно. Стол и стул должен быть адекватной высоты - ноги стоят на полу всей ступнёй, колени согнуты под углом в 90 градусов (иначе ребёнок будет болтать ногами, вертеться и сидеть на стуле, подложив под зад одну ногу, что приведёт к искривлению позвоночника). Свет должен падать слева и быть умеренно ярким. На столе или парте категорически не должно быть лишних вещей (иначе ребёнок будет просто с ними играть, позабыв обо всех занятиях). Нельзя ставить стол гипердинамического ребёнка так, чтобы он мог прямо из-за стола смотреть в окно. Все вещи, необходимые для занятий (ручка, тетради, карандаши и т.д.), должны быть аккуратно разложены по своим местам, выглядеть красиво и привлекательно. Первое время (оно может растянуться) следить за всем этим придётся родителям.

В-третьих, правильная последовательность в выполнении заданий. Начинать работу с гипердинамическим ребёнком нужно с самого лёгкого задания, с того, которое у него обязательно получится. Можно начать с повторения уже пройденного и известного. Дальше нужно переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. В это время сосредоточенность ребёнка на процессе максимальна, он может работать в полную силу своих интеллектуальных возможностей. Далее внимание и способность к концентрации идёт на спад. Вместе с ними идёт на спад и трудность предлагаемых ребёнку задач. Заканчивать нужно опять чем-нибудь лёгким, с чем уставший ребёнок справится. Под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. Тогда у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.


Создано: 12.03.2015
Дата обновления: 12.03.2015

Гипердинамический синдром (синонимы: гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания (СДВ), ) - устойчивое проявление невнимательности при общей симптоматике гиперактивности и импульсивности. Подобные проявления состояний и эмоций являются нормальными, если являются соответствующей, логической и адекватной реакцией на внешние раздражители. В случае гипердинамического синдрома подобные явления более частые и яркие, чем должны быть у лиц с сопоставимым уровнем развития.

Десятый пересмотр Международной классификации болезней использует термин «гиперкинетическое расстройство» для более узкого диагноза, при котором должны присутствовать все три симптома - дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Эпидемиология и сопутствующие заболевания

  • Распространенность гипердинамического синдрома, по различным оценкам, затрагивает около 2,4% детей во всем мире.
  • Заболевание наиболее часто диагностируется у детей в возрасте 3-7 лет. У более старших детей и взрослых, болезнь проявляется гораздо реже.
  • Синдром чаще диагностируется у мальчиков.
  • Гипердинамический синдром чаще наследуется по первой степени родства. Исследования среди близнецов предполагают существенный генетический вклад. Определен ряд генов, которые, как считается, имеют незначительный эффект в развитии болезни, например, DRD4 и DRD5.
  • Гипердинамический синдром - нередкое заболевание среди детей-инвалидов. Другие факторы риска включают в себя акушерские осложнения и .

Кроме соответствующей клинической картины, синдром чреват следующими отклонениями в поведении и развитии:

  • Членовредительство, предрасположенность к созданию аварийных ситуаций на дороге и других несчастных случаев, злоупотребление психоактивными веществами, преступность, тревожное состояние и академическая неуспеваемость.
  • Гипердинамический синдром у детей является частью спектра расстройств, 70% из которых отражаются как обобщенные или специфические трудностей обучения, например, дислексия, языковые расстройства, аутизм, диспраксия, и подобные. Оппозиционное мышление и расстройства поведения присутствует у большинства детей с подобными заболеваниями.

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

  • Невнимательностью.

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более - для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

  1. Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
  2. Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
  3. Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  4. Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
  5. Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
  8. Легко отвлекается на всякие глупости.
  9. Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.
  • Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

  1. Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
  2. Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
  3. Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
  4. Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
  5. При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
  6. Часто чрезмерно говорит не умолкая.
  7. Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
  8. Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или .

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье. Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей. Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Гипердинамический синдром - лечение

Фармакологические средства для детей назначают в случае наличия тяжелых и стойких симптомов гипердинамического синдрома, когда диагноз был подтвержден специалистом. Детей с умеренными симптомами можно лечить с помощью стимуляторов ЦНС, если психологические вмешательства оказались безуспешными или недоступными. Лечение часто необходимо продолжать в подростковом возрасте, и, возможно, потребуется продолжение терапии в зрелом возрасте.

Медикаментозное лечение синдрома должно быть частью комплексной программы лечения. Пульс, артериальное давление, психиатрические симптомы, аппетит, вес и рост должны быть зафиксированы в начале терапии, и указываться после каждой регулировки дозы, и через каждые шесть месяцев лечения.

Использование препаратов, как правило, не рекомендуется для детей дошкольного возраста, для которых программы психологической поддержки являются способами терапии первого ряда. У детей школьного возраста с тяжелыми признаками гипердинамического синдрома, медикаментозное лечение является основным методом терапии. Немаловажно участие родителей в поддержании лечения.

В этом параграфе выделим психологические особенности детей с гипердинамическим синдромом.

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки .

О.В. Халецкая (1999) проанализировала состояние высших мозговых функций у здоровых и больных детей с СДВГ в возрасте 5-7 лет и пришла к выводу, что выраженных различий у них не наблюдается. В 6-7-летнем возрасте различия особенно ярко выражены по таким функциям, как слухо-моторная координация и речь, поэтому целесообразно с 5-летнего возраста проводить динамическое нейропсихологическое наблюдение за детьми с СДВГ, используя индивидуальные восстановительные методики. Это позволит преодолеть задержку созревания высших мозговых функций у данной группы детей и предотвратить формирование и развитие дезадаптационного школьного синдрома .

Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психическою развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ - беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации .

Выраженные нарушения в сфере познавательных процессов связаны с расстройствами слухового гнозиса. Изменения слухового гнозиса проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы, состояшие из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизвести и недостатками зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаза-руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать .

Исследования Л.А. Ясюковой (2000) показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла .

Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма, с другой - утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем короче

становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха - пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребёнок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому

ребёнок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе.

Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется к 7 годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления .

Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале .

Расстройства кратковременной памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном запоминании. При этом усиление мотивации или организация материала даёт компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции в отношении памяти .

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует отметить, что максимальная выраженность СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей .

В случае если регулирующая функция речи нарушена, речь взрослого мало корригирует деятельность ребенка. Это приводит к затруднениям в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает конечную задачу, легко переключается на побочные или несуществующие раздражители, не может остановить побочные ассоциации .

Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, её фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики .

Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Заикание не имеет четких возрастных тенденций, однако, чаще всего наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, и одинаково присутствует во всех возрастных группах. Помимо заикания авторы выделяют и болтливость данной категории детей .

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются .

Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако, при указании на ошибки дети стараются их исправить .

Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде .

Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками .

Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребёнка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста .

В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Результаты исследований показывают, что двигательные проблемы возникают уже в дошкольном возрасте. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм особенно с мячом) - причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма .

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих .

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции» .

У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его . Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их .

Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребёнок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребёнку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы .

Ребенок с синдромом не способен освоить свою роль и не может понять, как он должен себя вести. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывают конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации .

Повышенная возбудимость является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, всё роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье .

Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро_и макрокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения СДВГ все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже по излечении патология характера останется, а может, и усилиться .

Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным мотивом, чем любые правила. Знание правил не выступает значимым мотивом собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим .

Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач .

Эмоциональное развитие ребёнка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности .

Спокойная обстановка, направления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут её активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а всё только что усвоенное - разрушено .

Таким образом, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.

Поделиться: