Что такое связная речь. "развитие связной речи у детей дошкольного возраста". Методика обучения детей младшего дошкольного возраста рассказу по картине

Связная речь является самостоятельным видом речемыслительной деятельности и вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за их усвоением.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально .

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и дру­гими. «Связная речь, – подчеркивал Ф.А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выра­жены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладе­нии родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» .

По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью следу­ет понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) пред­ставляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое са­мостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как од­ну из разновидностей связной речи .

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» . Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.



Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога .

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим .

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом .

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер .

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М.М. Бахтин) .

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А. Сохин).

Таким образом, связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В. К. Воробьева. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с. (Высшая школа)

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – http://www.psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm.


Сертификат:

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Основные характеристики связного развёрнутого высказывания :

Тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Задачи и содержание обучения монологической речи.

Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Выделяют типы монологов:

Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе . Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).

Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.

Последовательность работы над связной речью:

Воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.

Приёмы работы по формированию связной речи.

1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.

Пример «усложнённой» беседы.

Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. Составление описательного рассказа.

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.

Пример составления описательного рассказа по схеме.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Примеры серии сюжетных картинок.

6. Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.

Примеры сюжетных картин:

7. Пересказ.

В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.

Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.

Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ . Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание . Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность .

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:

Полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказываения

Цель занятия

Виды заданий

Обучение пересказу

Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.

Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы).

Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам.

Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом:

а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);

б) восстановление нужной последовательности предложений,

Составление "творческих пересказов" с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение рассказыванию по картинам

Придумывание названия к картине или серии картин".

Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).

Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.).

Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).

Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии).

Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).

Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.

Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).

Обучение описанию предметов

Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)

Составление описания предмета по собственному рисунку.

Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и т. д.).

Т.А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства , облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:

Наглядность;
- моделирование плана высказывания.

В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.

Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).

9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Примеры занятий

Занятие № 1

Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию

Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом - фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.

Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.

Рассказ «игра»

Рассказывает взрослый по окончании спектакля.

Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.

Вопросы к рассказу

Ответ дается полным предложением.

Кто вошёл в группу? - Куда вошли дети? - Что взял Миша? - Кого взяла Катя? - Что катал Миша? - Кого причёсывала Катя?

В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.

Упражнения

1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно кэтому рассказу или нет.

Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.

Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.

У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.

Миша любит машинки.

2. Установление порядка предложений в рассказе

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.

Катя причёсывала куклу. - Катя взяла куклу.

Миша взял машинку. - Миша катал машинку.

Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности

Взрослый предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова - названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:

причёсывала - вошли

взял - катал

играли - вошли

причёсывала - взяла

4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

5. Итоги занятия.

Занятие № 2

Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».

Вопросы

(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)

Куда вошли Маша и Витя? - Что открыл Витя? - Что достал Витя?
- Что надевал Витя? - Что открыла Маша? - Что достала Маша?
- Что надевала Маша? - Что завязывала Маша?

И т. п. в соответствии с произведенными действиями.

Упражнения

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп-росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста-вить рассказ.

Образец рассказа

Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.

Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.

2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.

Маша села на скамейку. Витя выпил сок.

Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.

Витя надел сапоги. И т.п.

3. Словарная работа

Уточнение значения некоторых глаголов:

завязывать, одел (кого-то),

застегивать, надел (на себя, на кого-то),

зашнуровывать, поддел (что- то).

Подбор слов.

Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?

Кого можно одевать? На кого - надевать? Что - поддевать?

4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим опорным словам:

вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро-вала.

5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим

Витя открыл шкафчик. ... Маша достала ботинки. ...

Маша и Витя вошли в раздевалку. ... Витя застегнул молнию. ...

6. Итоги занятия.

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.

Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.

В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

Библиография

1. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. Москва, Гном и Д, 2001.
2. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
3. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
4. «Нарушения речи и голоса у детей», под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской, Москва, 1969 г.
5. Эльконин Д.Б., «Развитие речи», Москва, 1964 год.
6. Леонтьев А.А., «Исследования детской речи» // Основы теории речевой деятельности, Москва, 1974 г.
7. Тихеева Е.И., «Развитие речи детей», Москва, 1964 год.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
9. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
10. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
11. Ястребова В.Я., «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, 1985 г.
12. Ефименкова Л. Н., «Формирование речи у дошкольников», Москва, 1985 г.
13. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
14. Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Совершенствование связной речи», Москва, 1994 г.
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., «Основы логопедии», Москва, 1989 г.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение», Москва, 1999 г.
19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Основная функция связной речи - коммуникативная.
Функция связной речи осуществляется в двух направлениях: диалог и монолог.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Для диалога характерны:
Разговорная лексика
Фразеология
Кратность
Недоговоренность
Обрывистость
Простые и сложные бессоюзные предложения
Кратковременное предварительное обдумывание.

Методы и приемы обучения диалогу
- Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми;
- Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему;
- Используется прием словесных поручений;
- Эффективный метод – дидактическая игра;
- Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Она имеет несравненно сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно и более развернуто, требует длительного предварительного обдумывания.

Для монолога характерны:
Литературная лексика
Развернутость высказывания
Законченность
Логическая завершенность

В зависимости от функции выделяют четыре вида монологов
Описание – характеристика предмета в статике;
Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях;
Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства;
Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.

Типы монолога (по источнику высказывания)
Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией;
Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности;
Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях.

Типы монолога (по ведущей психической деятельности)
Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают о предметах и явлениях, которые видят в данный момент;
Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее;
Рассказывание по воображению – творческие рассказы детей.

Задачи, содержание обучение связной речи.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Пять основных групп диалогических умений:
- Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно.
- Умение речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд.
- Умение общаться: в паре, коллективе;
- Умение общаться для планирования совместных действий;
- Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов
Задачи и содержание монологической речи
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу.
Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки)
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)
Развитие связной речи в возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.
В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему).

1. Характеристика качеств связной речи.

2. Виды связной речи (диалог, монолог).

3. Возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников. Особенности ситуативной и контекстной речи.

1. Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляет собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют также одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О.С. Ушаковой. К ним относятся:

Логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);

Грамматическая и фонетическая правильность;

Точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);

Выразительность (богатство языковых средств).

Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.



Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат развития всех сторон речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры.

Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.

Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитии связной речи, которая организована по законам логики и грамматики и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т.д.). Развитие умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.

2. К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.

Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.

Сопоставляя диалог и монолог по различным признакам и характеристикам, можно выявить ряд различий:

Характеристика Диалог Монолог
Стиль общения Общение двух и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей
Структура Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец)
Цель Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы
Литератур-ные нормы Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов
Вырази-тельность Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов

Развитие связной речи детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка в социологизации личности. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.

Исследуя проблему онтогенеза диалога и монолога, швейцарский психолог Жан Пиаже открыл и проанализировал феномен эгоцентрической речи . Он охарактеризовал ее как «речь для самого себя» и назвал признаком незрелости детского мышления. Поскольку такой речью ребенок сопровождает свои действия, Пиаже сделал вывод, что развитие речи идет от монолога (эго) к диалогу (социализированной речи). Оппонентом Пиаже по исследованию онтогенеза детской речи был Л.С.Выготский. Он доказал в ходе эксперимента, что эгоцентрическая речь ребенка является временным явлением.

Диалогическая речь развивается у детей в процессе общения со взрослыми и в коллективе сверстников. Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.

3. При анализе возрастных особенностей связной речи у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть соотношение ситуативной и контекстной речи. Эти два вида речи выделил С.Я. Рубинштейн в зависимости от характера связи с предметным внешним планом, ситуацией общения.

Ситуативная речь характерна для детей раннего возраста. Содержание ее понятно окружающим лишь в том случае, если им знакома ситуация, о которой высказывается ребенок. Такая речь несвязная, она лишена смысловой целостности. Вначале ситуативная речь ребенка отражает ближайшую действительность, ту ситуацию, в которой находится ребенок. Эта разговорная речь направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Но по мере изменения содержания и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает контекстной речью , которую можно понять в определенном контексте общения. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не вытесняет ситуативную. Ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой, в зависимости от содержания и характера общения. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение темы, выходящей за пределы ситуации.

В развитии связной речи детей выделяют четыре этапа.

I этап – подготовительный (первый год жизни). Характеризуется дозреванием речевых центров коры головного мозга, совершенствованием функций речевых органов, развитием речевого слуха и артикуляционного аппарата.

II этап – развитие понимания речи (второй год жизни). Сначала ребенок соотносит слово и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет, и с ситуацией, связанной с ним. Затем происходит дифференциация значения слова и закрепление связи между звуковым и зрительным образом. К двум годам общение взрослого и ребенка строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении. Часто в общении дети используют мимику, жесты, движения и различные звукоподражания. Формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи. Автономную речь составляют слова-звукоподражания, которыми ребенок заменяет трудные для произношения литературные слова (би-би, ляля, киса, ту-ту).

III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения. Диалог с детьми чаще всего осуществляется в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы: кто это? Что? Какой? Где? Куда? Что делает? Сначала одним словом, потом фразой из 2-3 слов. Диалоги с детьми непродолжительные во времени, часто ситуативны, связаны с конкретным предметом, игрушкой. Постепенно ребенок учится отвечать на обобщенные вопросы, когда нет прямого указания на предмет: что ты хочешь? Во что будешь играть? Какую книгу почитать? В процессе диалога у детей формируется функция выражения своих мыслей и элементарного взаимодействия с собеседником. Фразовой речью дети пользуются и в совместных играх, комментируя свои игровые действия (покормлю куклу; гараж для машины) или общаясь со сверстниками (давай строить вместе).

IV этап – переход к монологической речи. Первая форма монолога, которая появляется у детей, – это речь-сообщение. Она возникает в процессе развернутого ответа на какой-либо вопрос 2-3 фразами. При этом ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там», заменяя ими существительные и прилагательные, встречаются ошибки в звуковом и грамматическом оформлении речи. По данным О.С. Ушаковой, построение предложений в 90 % случаев идет по схеме «подлежащее – сказуемое». Первые монологи детей чаще всего связаны с конкретной ситуацией.

Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.

Дети шестого года жизни могут пересказывать знакомый литературный текст в соответствии с авторскими словами, составлять свой рассказ на основе образца. Уровень рассказывания по многим показателям (содержательность, словесное оформление, грамматическая правильность и точность) заметно повышается. Более разнообразными становятся типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. В рассказах детей появляется плавность, меньше остановок, пауз, запинок. Однако дети не всегда правильно передают структуру рассказов. Особые трудности вызывает у детей составление рассказов со сложным сюжетом. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Поэтому содержательность, логичность, последовательность монологической речи тесно связана с интеллектуальным развитием детей.

Литература

1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.

2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

Елена Бабич
Что входит в понятие «связная речь»

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника . Связная речь - это такая речь , которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи -коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Монологическая речь - связное , логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Связность монолога обеспечивается одним говорящими

Связная речь может быть , ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой говорится. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста . Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие связной речи происходит постепенно вмесите с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Публикации по теме:

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

«Связная речь и познание мира» к семинару-практикуму «Культура речи педагога» "СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА" Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей. Задачи: 1.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Поделиться: