Национальная идея и Казахстан. Общая судьба, где были как радостные, так и трагические моменты, объединяет казахстанцев. Национальная идея для Казахстана: лаконичная, простая, понятная и эмоциональная Национальная идея - свет и маяк в развитии общества

Статья публикуется в рамках клуба \"Интернет-ПДС\"

Вопрос национальной идеи, объединяющей все народы Казахстана, является сейчас наиболее актуальным из всех вопросов текущего момента. Сейчас мы находимся на переломном этапе истории. Либо наши народы разойдутся в разные стороны, а, к сожалению, процесс сейчас идет в этом направлении, и мы будем обречены на деградацию, либо мы сможем выработать такую идею, которая поможет нам объединить лучшее, что есть в наших культурах, и создать динамично развивающееся общество.


У нас два пути, но для людей, которые считают себя демократами, первый явно не приемлем. Можно с уверенностью сказать, что никакой демократии в разделенном обществе построить не удастся. Принцип “Разделяй и властвуй” не устарел со времен Рима, и на последних выборах в Павлодаре мы видели, как власть это умело использует. Для того, чтобы прошел нужный кандидат — русский, с дистанции сошел второй кандидат той же национальности, чтобы не отбирать голоса у фаворита. Ведь далеко не секрет, что многие люди голосуют именно за кандидата по национальному признаку, не обращая внимания на предвыборную программу.

А раз это кому-то выгодно, значит, такое размежевание будет и впредь искусственно поддерживаться и искусно использоваться.


Какая нам нужна национальная идея? От чего мы должны оттолкнуться? Есть в этом, наверное, некоторая диалектика, но для того, чтобы с кем-то объединиться, нужно от кого-то отделиться. Нужно осознать определенную свою исключительность. Наверное, поэтому в корне всех национальных идей других стран лежит именно национальное самосознание, переходящее временами в национализм или шовинизм. Но для нас этот путь невозможен, потому что это тот самый первый тупиковый путь.


Национальная идея должна отличаться тем, что должна доходить до сердца любого простого человека, она должна быть доступна в понимании и более того, доступна чувственному восприятию. Она должна вызывать у человека гордость, причастность к чему-то большому, причастность к общему делу. Она должна быть востребована в повседневной жизни, чтобы человек мог принимать решения, руководствуясь ей, и осознавать, что и другие этим руководствуются.


Наверное, наиболее показательна в этом плане национальная идея японцев: “Японцы — это одна семья”. А нужно отметить, что это не просто высказывание, констатирующее факт, ничего подобного. Япония — это очень фрагментированное общество с жесткой иерархией, где много конкурирующих родов и люди далеко не равноправны в повседневной жизни. Но эта национальная идея у них свои плоды принесла. К сожалению, а может, и не к сожалению, мы не сможем эту идею скопировать у японцев. Мы в Казахстане — представители разных культур, разного менталитета, разных религий и мы единой семьей не сможем себя чувствовать, по крайней мере, в той степени, которая нужна.


Исходя из этого, нужно искать национальную идею не в поле высказываний “Давайте построим демократическое государство” Рашида Нугманова, или “Новая Конституция – национальная идея Казахстана” Кажегельдина, или “Даешь объединение казахов (русских)!” некоторых радикалов.


Душу не трогает, гордость не вызывает, значит, это не те идеи.


Но если потребность есть, почему же никто из нашей интеллигенции в Казахстане, из тех людей, которых мы знаем и которых уважаем, за эти десять лет ни выдвинул такую объединяющую нас идею и даже не пытался это сделать?


Мне кажется, что есть этому следующее объяснение. Казахская интеллигенция в течение многих десятилетий, а может быть, и веков, вынашивала и лелеяла идею самоопределения казахского народа, создания казахского государства. И когда это наконец произошло, оказалось, что на этой же территории, в этой же стране остались проживать не только казахи, но и люди других национальностей, более того, другой, европейской культуры, и, похоже, они уезжать не собираются. И казахская интеллигенция просто сейчас в растерянности. Инерция заветной мечты не позволяет быстро перестроить ее с учетом новой действительности, а внутренняя честность и благородство не позволяют дальше использовать национальные ориентиры.


Что касается русской интеллигенции, то же самое благородство не позволяет проявить инициативу в этом вопросе. И такое “благородное “ ожидание явно затянулось.


Я, к счастью, не отношусь к “благородной” творческой интеллигенции и полагаю: что непотребно Зевсу, то допустимо быку.


За что мы можем зацепиться? Что нас отличает от всего остального мира?


Есть только одна, привычная для нас, но существенная черта. Мы — единственная страна в мире, где проживают совместно не разделенные федеративными границами люди не только разной национальности, но, более того, разных культур, европейской и азиатской. И самое главное, проживают уже много лет в мире и согласии.


Можно смело сказать, что именно в Казахстане сошлись две мировые великие культуры, созданные человечеством. Великие! Но достигшие предела в собственном развитии!


Европейская культура, построенная на индивидуализме, имея быстрое развитие в технике и науке, растеряла традиции предков и стремительно деградирует, превращаясь в общество ненасытного потребления и удовлетворения низменных потребностей. Наиболее показателен известный факт растления детей католическими священниками, и это не один пример, что можно было списать на психическое заболевание, а десятки. Что может быть красноречивей этого факта?!


Азиатская культура, построенная на коллективизме, сохранила свои традиции, но склонна к застою в развитии. Мы это хорошо видим на примере своих южных соседей, которые стремительно возвращаются в феодальное прошлое. Но наиболее красноречивый факт — не они, а Япония. Да, именно Япония, которую так нам любили ставить в пример, никак не вписывается в новый мир, где требуется не коллективная муравьиная работа, а индивидуализм, усиленный мощностью современной компьютерной техники. Кто-нибудь слышал о японском программном обеспечении? Не слышали? Еще долго не услышите. Любимая японская поговорка — это “Высоко торчащий гвоздь будет забит по самую шляпку”. Какое уж тут индивидуальное творчество программиста, если они каждый вопрос часами обсуждают. Но программное обеспечение — это не главный показатель. Уже пять лет огромный дефицит государственного бюджета, увеличивающаяся безработица, рушится система пожизненного найма.


А причина этих проблем заключается в принципах, заложенных в основу этих культур. Индивидуализм и коллективизм. Два во многом противоречивых свойства. Настолько противоречивых, что одновременно обладать ими в больших количествах одному народу невозможно. Трудно даже одного человека представить, чтобы он был яркий индивидуалист и яркий коллективист. Хотя в каждом нашем народе можно найти и тех, и других, но в разных пропорциях.


Какую же пользу мы можем извлечь из этих противоречивых свойств наших культур, какую национальную идею можно вывести из этого? Что мы должны делать, исходя из нее?


Примем за аксиому, что для любого действия нужно предварительно принять решение.


“Сначала было слово!” А для принятия решения нужно пройти две стадии. Первая — это этап формирования идей, вторая — это этап выбора одной из них.


Что происходит у коллективистов? Есть там умные люди, которые могут идею сгенерировать, но помните поговорку про тот торчащий гвоздь. Всегда найдутся те, кто его забьет, чтоб не повадно было. Всегда главенствует авторитет старейшин, хотя их опыт может быть и не применим в нашем постоянно меняющемся мире. А старейшины всегда хотят остаться в том мире, что для них привычен.


А что происходит у индивидуалистов? Там всегда много идей и жарких споров. Только они никогда не выберут одну из множества. Будут до хрипоты спорить о мелочах, но каждый останется при своем мнении. Каждый будет идти своим путем, и общество не в состоянии решать свои проблемы. Наркомания, преступность. Безрадостная картина.


И там плохо, и тут нехорошо.


Но возникает очень интересный процесс в зоне, где принимаются решения представителями разных культур, при их равноправном участии. Во-первых, появляется возможность высказывания любых идей представителями каждой из культур. Ведь есть в наличии много индивидуалистов, которые поддерживают этот процесс, иначе и им не дадут высказаться. Но есть в наличии и коллективисты, которые готовы откинуть претензии по несущественным мелочам и объединиться вокруг одной из идей, и они создают центр кристаллизации.


Но самое замечательное, это что вообще-то не бывает людей абсолютных индивидуалистов и коллективистов. Можно измерять коллективизм тем количеством людей, мнение которых достаточно, чтобы преодолеть свои амбиции. Для одного — это два человека, для другого — десять. Но, наверное, нет того, кто бы держался за мелочи, если бы сотня человек были бы — едины: Помните “Помаши маме ручкой!”, хотя, впрочем, это уже несущественно для принятия решения.


А в нашем случае за счет малой группы начинает идти процесс! К ней подключаются те, чей барьер меньше количества членов в группе единомышленников. А раз группа растет, то все меньше остается несогласных!


Для этого, естественно, нужны два факта: равноправие и взаимопонимание, но ведь может быть решена проблема, которую другие решить не могут, может быть достигнут действительный прогресс в развитии общества. И если это все дополнить тем, что за счет взаимообогащения культур, за счет взаимного примера мы можем и сохранять наши культуры, и развивать их, не впадая в пропасть общества безудержного потребления, у нас есть то, что может стать нашей общей национальной идеей.


И это есть только у нас в Казахстане. Вы гордитесь этим? Чувствуете ли вы в себе желание действовать, руководствуясь этой идеей? Если да, то, значит, это то, что нужно.


Попытаюсь кратко сформулировать эту национальную идею, хотя, думаю, это требует еще шлифовки.


“Мы, Казахстанцы, обладаем уникальной возможностью использовать ресурсы двух великих культур, азиатской и европейской, и за счет их взаимодействия достигнуть великого прогресса в развитии жизни общества”.



Внимание! Обсуждение этой статьи на форуме

.

Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна

Учитель истории и географии

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

Тема: Национальная идея « Мәңгілік ел » как вектор развития казахстанского общества.

1. В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем», - сказал Глава государства.

Нынешний 2016 год ознаменован важным событием-25- летием Независимости Республики Казахстан. Все достижения, совершенные за эти годы- заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ - символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел».

Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Это Общество Всеобщего Труда., общность истории, культуры и языка, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».

Научные, культурные деятели, интеллигенция нашей страны рассматривают и создают различные направления в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». И основным направлением я считаю- это современное образование.

С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков. Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания к Назарбаев Интеллектуальным школам.

Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства. В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.

В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета.

Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше.

Наша страна борется за право быть конкурентоспособными государством, поэтому в школах проводятся международные исследования TIMSS , PISA , PIRLS и другие тестирования школьников. Проверяется естественно-математическая, читательская и функциональная грамотность школьников. По итогам международных исследований составляется национальный отчет, в результате чего в наших школах грядут изменения в лучшую сторону. Я считаю, что такие независимые оценки ЗУН дадут реальную картину современного образования в стране, и помогут поднять уровень образованности нашего подрастающего поколения.

Современная педагогическая общественность Казахстана переживает большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембридж технологии дает учителю новое мироощущение - меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 продвинутому, 2 основному и 3 базовому уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дает большой заряд стимула учителю в его педагогической практике. Интеграция семи модулей в педагогическую работу– вот основная цель обучения на курсах.

Усилия администрации и педагогического коллектива направляются на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и качественного образования школьников. Этому способствуют также работа в различных формах для повышения педагогического мастерства учителей, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых на семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.

Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.

Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию

В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов .

Завтрашняя школа - это школа будущего. Я думаю, такой школой является Назарбаев Интеллектуальные Школы, где имеют честь учиться одаренные и талантливые дети, которые смогут получить дальнейшее высшее образование в любой точке мира. Отрадно, что такие школы открываются во всех регионах нашей страны.

2 .Я считаю, что идея «Мәңгілік Ел» может прослеживаться в обучении и воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного образования.

Конкретно в рамках учебной программы:

На уроках естественно-математического цикла применяются различные виды работ по математике - текстовые задачи, где текст содержит патриотическое содержание,

На уроке информатики учащиеся сталкиваются с данными по численности населения по областям Казахстана, на практических занятиях применяются тексты про Астану.

На уроках географии – часто применяются демографические данные по численности и этническому составу населения по каждой области Казахстана. Здесь же и исторические данные о населении.

На уроках математики, познания мира в начальных классах дети учатся на ярких примерах дружбы народов Казахстана, задачи содержат текст о нашей родине, столице, национальных обрядах, обычаях, традициях разных этносов.

Уроки гуманитарного цикла- казахский язык и литература, русский язык и английский язык, история Казахстана- отражают мирное сотрудничество, патриотизм, добрососедство представителей разных национальностей, этносов.

«Қазақ халқы Ассамблеясы», «Бір шаңырақ астында», «Бірлік пен ынтымақ елі», «Ұлтаралық келісім»- қазақ тілі сабағында өте көп тақырыптар жасөспөрімдерді татулық пен ынтымақтастыққа тәрбиелейді.Жоғары сыныптарда қазақ тілі сабағында да «Мәнгілік ел-мәнгілік тіл идеясы», «Тәуелсіздік толғауы», «Нұрлы дол» сияқты тақырыптар оқылып өтеді.Различные олимпиады, конкурсы районного, областного и республиканского значения отражают межкультурные и межэтнические связи: Абайские и Пушкинские чтения, Махамбет чтения, «Жаркын болашак» , где наши дети ежегодно принимают активное участие,занимают призовые места.

Внеклассные мероприятия направлены на воспитание толерантности, взаимопонимания, уважения к национальным традициям и обычаям народов Казахстана.

Учащиеся старших классов активно принимают участие в районных дебатных турнирах, где основными темами являются моральные принципы.

Понимание и взаимопомощь между этносами, религиями в нашей стране переросло в крепкую дружбу, сплоченность единого народа, взаимоуважение. Этому свидетельствует праздничная новая дата-День Благодарности, которая отмечается в день создания Ассамблеи народов Казахстана- 1 марта.

1 мая –День Единства народов Казахстана ежегодно в школе проходит очень торжественно ребята представляют многие национальности - в концертной программе звучат песни на разных языках. Наурыз мейрамы сплотил все национальности нашей страны, ежегодно на сцене можно увидеть представителей различных этносов.

Все ценности воспитания подрастающего поколения - уважение, дружба, толерантность, любовь и взаимовыручка, готовность помочь - начинаеются с семьи. Становится доброй традицией проведение в стенах школы мероприятий, посвященных Дню семьи- это круглые столы с родителями и детьми.

3. В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.

Учителя должны играть важную роль в реализации программы «Мәңгілік ел», озвученной Президентом, а учителя общественно-гуманитарного цикла в первую очередь ответственные за продвижение национальной идеи среди подрастающего поколения. Новый 2015-2016 учебный год во всех организациях среднего образования республики начался со Дня знаний, где проводился урок мира по теме «Ценности Мәңгілік ел»,

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.

В этих целях учителя истории школы проводят дебатные турниры среди старшеклассников. На уроках географии и факультативного курса краеведения детям прививается любовь к родине, чувство ответственности за будущее родного края.

Классные руководители проводят классные часы посвященные событиям нашей страны:

День Независимости РК, День Победы.

20-летию Конституции Республики Казахстан;

20-летию Ассамблеи народа Казахстана;

Проведению Международной выставки «ЭКСПО-2017».

При проведении внеклассных мероприятий считаю продуктивным применять новые технологии преподавания и активные формы обучения, изученные на курсах третьего (базового) уровня Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработчиками которой является АОО Назарбаев Интеллектуальные школы и кафедра образования университета Кембридж.

Таким образом, все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный учитель.

Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Примечательно, что в заключении послания Президент обратился к подрастающему поколению. Им были сказаны такие слова: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».

Использованная литература:

    Руководство для учителя «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

    Республиканский конкурс эссе «Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы» .Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»

    Послание народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»

4. (веб-сайт )

Национальная идея является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. В течение ряда лет она не сходит со страниц газет и журналов, становится предметом теле- и радиопередач, анализируется ученым сообществом на научных конференциях и в дискуссионных клубах.

Национальная, или употребляемый нами в определенном смысле термин «общенациональная», идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народа Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства. Один из основных вопросов при разработке проблемы национальной идеи - о том, как она может быть сформирована или, как говорят, найдена. Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Ее компоненты содержатся в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия, она находит свое выражение в философии, истории, науке, поэзии, литературе, музыке, живописи, танце, искусстве, языке.

Актуальность и приоритетность исследования и разработки общенациональной идеи определяется тем, что она является системообразующим началом консолидации казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях глобализации.

Следует сказать, что приведенное определение национальной идеи лежит в русле концепции, получившей название «национальное строительство» (nation-building), смысл которой состоит в формировании единой нации из полиэтнического по своему составу общества. Далеко не у всех, однако, концепция национального строительства вызывает одобрение. Многие политологи и политики считают, что построение единой нации в полиэтническом обществе невозможно, так как этническая идентичность людей всегда будет довлеть над их идентичностью с государством и с представителями других этнических групп.

По их мнению, в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами. Поэтому национальная идея Казахстана суть не что иное, как национальная идея казахов, или казахская национальная идея. Национальная идея должна стать основой возрождения казахов как нации. В результате этого подхода коренной этнос получил в общественном мнении, а затем и в науке, название титульной нации. В литературе по национальному вопросу такой подход называется «этнокультурным пониманием нации». Такое название вытекает из того, что элиты коренного этноса, выступая от его имени как защитники интересов народа, во главу угла ставят этническую культуру, в первую очередь язык. При этом особую роль они возлагают на государство, которое должно оберегать культуру коренного этноса от влияния других культур и в то же время возводить ее в статус фундамента культуры многонационального общества.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что национальная идея не может быть идеей только одного народа, в полиэтническом государстве. В Казахстане национальная идея должна быть по существу общенациональной идеей, направленной на объединение всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности, в единый народ на основе общности их казахстанского гражданства. Такой подход называется в современной этнополитологии гражданской нацией.

Сегодня в Казахстане эти два подхода к пониманию национальной идеи являются доминирующими. Сторонники казахской национальной идеи имеют своих союзников практически полностью, что вполне естественно среди самих казахов. Поборниками другого подхода к национальной идее являются, как правило, представители некоренных этнических групп, хотя среди его приверженцев немало и казахов.

Приверженцы казахской национальной идеи отстаивают особое положение казахов среди всех национальностей Казахстана, отдают приоритет интересам одного, но главного, с их точки зрения, этноса. В противоположность этому сторонники гражданской национальной идеи считают, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. В основе национальной идеи, с их точки зрения, должен лежать не приоритет одного, пусть даже самого крупного, коренного этноса, а равенство их всех как составных частей единого согражданства Казахстана. Противоположность двух подходов к национальной идее, титульного и гражданского, порождает идейный конфликт их адептов. Следует отметить, что подобное противоречие характерно не только для Казахстана, с ним сегодня сталкивается большинство постсоветских обществ, где население отличается этнической разнородностью. Более того, противоречие между этнокультурным и гражданским пониманием национальной идеи и нации характерно для многих государств современного мира.

Практически во всех новых независимых государствах стоит задача национальной консолидации мультиэтнического населения в единое сообщество, объединенное высоким уровнем идентичности. Во многих государствах сохраняются различные противоречия между самым крупным этносом (группой самых крупных этносов) и другими, более мелкими этносами. Перед правительствами большинства современных государств с мультиэтническим составом населения стоит принципиальный вопрос: как решать реальное противоречие между гражданским и этнокультурным пониманием нации и национальной идеи?

Как показывает реальная практика национального строительства в различных государствах современного мира, в решении этого противоречия доминирует принцип «и - и», а не «или - или». Следовательно, речь идет о том, что в разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать обе концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, отбрасывая другую.

Каким образом разрешается противоречие этих концепций в Казахстане? Этим способом является формирование единого народа как гражданского сообщества вокруг казахского этноса, который является для Казахстана титульным. Один из крупнейших современных этнополитологов и теоретиков нации Энтони Смит называет этот способ построения нации одним из самых распространенных в мире, моделью «доминирующего этноса».

В Казахстане отсутствие зрелого гражданского общества связано с тяжелым наследием тоталитарного прошлого страны, оказывающим негативное воздействие, в том числе на процессы национального строительства. Здесь же мы усматриваем причины того, что казахстанское общество, рассмотренное (мысленно, разумеется) автономно, в отрыве от государства, не может до сих пор предложить и разработать общенациональную идею, которая стала бы основой гражданской национальной идентичности.

В ситуации, когда гражданское общество не созрело до такого уровня, чтобы стать ведущей социальной силой процесса формирования гражданской нации в Казахстане, роль ведущего субъекта национального строительства берет на себя государство. Именно государство своей национальной политикой чисто практически, как говорится, на ощупь, без достаточного теоретического обоснования со стороны научного сообщества, пытается воплотить в жизнь модель гражданской, казахстанской нации на основе государствообразующего казахского этноса. Тем самым государство пытается разрешить противоречие гражданской и этнокультурной концепций нации в Казахстане на основе принципа «и - и».

Не только национальная политика, но также экономическая, социальная, культурная, образовательная и все иные виды управления общественными отношениями в Казахстане определяются государством при незначительном участии негосударственных институтов как представителей нарождающегося гражданского общества. Государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию Казахстана, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне как центральной, так и региональной, и местной власти. При этом заметную роль в национальной политике государства играют компромиссы между интересами казахской части населения и остальных этнических групп Казахстана.

Таким образом, в национальной сфере Казахстана мы имеем следующую конфигурацию основных акторов. На крайних полюсах стоят, с одной стороны, казахские элиты, придерживающиеся идеологии титульного понимания нации, а с другой стороны, русскоязычные элиты с идеологией гражданского понимания нации. В центре этой диспозиции - государство, которое своей национальной политикой пытается сблизить и примирить крайности, стремится не допустить конфронтации идеологий, чтобы конфликт ценностей не перерос в конфликт интересов и опасные для общества акции.

С позиций институционального анализа проблемы национальной идеи в Казахстане интерес представляет не только исследование диспозиции главных акторов национальной сферы Казахстана и их идеологий, но также и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Разумеется, в Казахстане, как и любой другой стране, наибольшими ресурсами для деятельности в национальной сфере обладает государство. Если же иметь в виду, что в республике гражданское общество находится на ранней стадии своего развития, то нет никаких сомнений в том, что значение государства для регулирования отношений в национальной сфере значительно возрастает.

Если же говорить о других факторах национальной сферы - этнических элитах, то имеющиеся в их распоряжении ресурсы, в первую очередь материальные, невелики. Пожалуй, главным из них является поддержка этнических групп, от имени которых они выступают. В случае, если она сильная, она способствует этнической мобилизации масс, что является серьезным вызовом для государства, стремящегося к поддержанию политической стабильности в обществе. Сегодня уровень этнической мобилизации масс в казахстанском обществе невысок. Иначе говоря, этнические элиты не имеют в настоящее время широкой и устойчивой социальной базы в обществе.

Таким образом, в Казахстане как мультиэтническом обществе имеется объективная потребность для существования и реализации как титульной, этнокультурной концепции нации, так и гражданской концепции. Игнорирование какой-либо из них будет иметь пагубные последствия для общей ситуации в национальной сфере.

В связи с этим мы хотели бы указать на наиболее важные, с нашей точки зрения, потребности и интересы общества и государства в укреплении как гражданской национальной идентичности, так и этнокультурной идентичности казахов.

В первом случае эти интересы и потребности видятся нам следующим образом.

Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной - Республикой Казахстан. Единый казахстанский народ станет реальным воплощением лозунга «Казахстан - наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, реальной социальной и политической силой. Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана: «Мы должны быть единой и сплоченной нацией, - нацией, которая будет интегрирована общими ценностями, с гармоничной языковой средой, нацией, которая устремлена в будущее, а не прошлое».

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, не могут существовать друг без друга.

Говоря о необходимости включения этнокультурной концепции нации в состав общенациональной идеи Казахстана, укажем на следующие причины.

Во-первых, если речь идет о модели национального строительства единого казахстанского народа вокруг государствообразующего этноса - казахов, то естественно предположить их особое место в структуре гражданской нации. Речь, разумеется, идет о таком включении этнокультурной концепции в состав общенациональной идеи Казахстана, которое было бы в значительной мере совместимым с гражданской концепцией нации, а не исключало одно другое.

Во-вторых, необходимо иметь в виду характер формируемого в нашей стране народа. Речь идет о том, что казахстанский народ не является по способу своего образования эмигрантской нацией, наподобие той, что существует в Америке (как Северной, так и Южной), Австралии и некоторых других регионах мира. Нация в Казахстане имеет отчетливые этнические и исторические корни, которые связаны в первую очередь с казахами. Этот этноисторический аспект формирования казахстанского народа должен, несомненно, найти свое место в общенациональной идее.

В-третьих, этнокультурный аспект имеет большое значение в плане методологии разработки общенациональной идеи Казахстана. Сама концепция национального строительства предполагает конструктивистский подход к исследованию и разработке национальной идеи. Иначе говоря, элита формирует национальную идентичность и, следовательно, нацию из того мультиэтнического состава населения, от лица которого она выступает. По нашему мнению, не следует абсолютизировать ни гражданскую концепцию нации, ни конструктивистский подход.

Таким образом, включение этнокультурной компоненты в структуру общенациональной идеи Казахстана имеет принципиальное значение для обоснования ее исторической и культурной преемственности. Речь идет, если обратиться к Смиту, о таком реконструировании традиционной культуры казахов, чтобы определенные ее элементы и символы могли органично вписаться в современную культуру.

Подводя итог нашей работы, мы бы хотели отметить, что поиск и разработка национальной идеи - сложная проблема для любого народа. Она является продуктом творчества общества, элит и государства. Для Казахстана принципиальное значение имеет синтез гражданской и этнокультурной концепций нации и национальной идеи. Мы уверены, что именно на этом пути мы обретем национальную идею Казахстана.

Абдумалик НЫСАНБАЕВ, Рустем КАДЫРЖАНОВ


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Крах коммунистической идеологии многие годы стимулировавший развитие различных этносов, проживавших на территории Советского Союза, привел к переосмыслению роли и места идеологии, а также степени ее участия в политических процессах.

В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунизма, которая была представлена соответствующими институтами и влиятельна. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов.

Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификаций, как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.

Поэтому руководство республики совместно с научной общественностью на начальных этапах независимости пытались сформулировать основные принципы общегосударственной идеи, которые должны были служить для предотвращения духовного кризиса и стать важным механизмом сознательного переустройства общества. В противном случае идейный и ценностный вакуум могли бы усугубить системный кризис и затруднить переход к восходящей фазе развития.

В казахстанском обществе дискуссии по поводу создания национальной идеологии, которая обеспечивала бы социальную и общественную целостность и активность полиэтнического народа, идут с момента обретения независимости страны. При этом вопрос стоял не только о переоценке роли идеологии во властных отношениях, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающий ему сплачивание и направление политической энергии людей.

Кроме того, Казахстан находился на сложном переходном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии. Большой отпечаток на негативное восприятие идеологии в национальном сознании казахстанцев наложило семидесятилетнее господство тоталитарного режима и соответствующее ему понимание и использование идеологии. Тогда как идеология, являясь по своей политической природе “орудием” консолидации групп как конкурентов в сфере государственной власти, содержит в себе активное преобразующее и побуждающее начало, так как активизирует и политизирует общественное сознание на основе определенного видения будущего. Ведь целостность общества складывается именно в процессе идеологической борьбы, так как идеологическая полемика дает толчок к постепенному вызреванию гражданского общества и демократии.

Немалую роль в духовно-идеологическом кризисе сыграл, во-первых, конфликт ценностей, носителями, которых выступают различные социальные группы общества. Во-вторых, поколенческий конфликт идеологических ориентаций, так как национальная идея невозможна без преодоления разрыва связи времен и разлома среди живущих сегодня. Поэтому необходимо критическое осмысление прошлого, для осуществления непрерывности истории и предотвращения раскола общества по идеологическим соображениям в настоящее время.

Следующей причиной, препятствующей формированию объединительной идеологии и затрудняющей процесс выявления наиболее жизненных и наиболее распространенных идей в самой народной массе, выступала рельефно выраженная дифференциация казахстанского социума.

В течение десяти лет после обретения независимости отечественные ученые не раз обращали свое внимание к проблеме оформления идеологии в республике. Высказывались различные точки зрения относительно отсчета современного политического процесса, но обоснованной из них, по нашему мнению, является та, в которой предлагалось начинать с 1985 года, так как с ориентации курса государства на перестройку в обществе происходили процессы, направленные на переосмысления советского прошлого. Авторы данного подхода считают, что общественно-политические движения, партии, объединения, появившиеся в тот период, имевшие различную социальную направленность и концентрировавшиеся вокруг национальной идеи, были искусственно ограничены рамками идеи получения суверенитета.

Данное обстоятельство, по их мнению, способствовало отождествлению идеи суверенитета с национальной идеей, хотя последняя намного шире и богаче по содержанию. Но с 1991 года в силу трансформации сферы социально-экономических отношений, основные принципы национальной идеи, рассматриваемые в первом варианте, утратили свою актуальность.

Однако провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. В этот период принципиально изменяется угол зрения на мир, народ и его историю. Все большую силу начинает набирать тенденция пересмотра исторического пути советского государства и нивелирование духовных ценностей, которые могли дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в полиэтническом государстве. Тогда как первым условием существования народа в настоящем и будущем является идея “общей судьбы”.

Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то в этот период постепенно формируется, с одной стороны, осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. С другой же стороны, усиливается точка зрения, в которой Россию обвиняют в имперских устремлениях. Вследствие чего создание объективной картины прошлого рассматривалось как один из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности республики.

В качестве альтернативы предлагались религиозные (отмечается наличие перехода бывших атеистов в религию), национальные идеологии, при этом под “национальной” чаще всего понимали националистическую идеологию. Так, однозначно заявлялось, что “не может занять господствующее положение в государстве национальная идеология, в противном случае это может привести к трайбализму и полигамии”. Однако как первая, так и вторая не были признаны стать основой идеологической консолидации общества, в силу того, что и то и другое вело к господству моноидеологии.

Имело место и отрицание необходимости “навязывания” новых идеологических пут, где само понятие “идеологии” рассматривалось как реакционное и ненаучное. Учитывая большой разброс во мнениях, руководство государства предпринимает попытку дать направление идеологическому развитию общества. Глава государства в своих выступлениях не раз подчеркивал неприемлемость таких идейных течений, как национализм и шовинизм. В связи с этим в 1992 году была обнародована “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”.

В принятой 28 января 1993 г. Конституции была закреплена норма, предполагающая развитие идеологического плюрализма. В этом же году подготовлена и озвучена Президентом страны Н.А. Назарбаевым концепция “Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана”, в которой были выделены следующие цели направления в этой области.

1. Обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ.

2. Развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан.

3. Развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана.

4. Углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.

Глава государства подчеркнул, что общество современного типа без идеологической системы просто не может существовать. В своей работе он дает определение идеологии как прошедшему проверку временем способу консолидации и мобилизации общества на решение политических и экономических задач, как механизму формирования социального поведения.

В своем выступлении на торжественном заседании, посвященном 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Президент республики признал, что разрыв с социалистическим вариантом развития был вынужденной мерой, но сам по себе такой разрыв ставил перед народом задачу найти достойный эквивалент патриотизму, но серьезного, поработавшему общему делу прогресса СССР.

И.Назарбаев пытается учесть и ставить на первый план задачи консолидации для реализации экономических реформ, чтобы они решили проблему благосостояния всех и каждого. Следует учитывать, что любое общество не существует без идеологии, не бывает в обществе идеологического вакуума, неидеологического состояния.

Однако некоторые контуры новой идеологии, а также принципы, которыми следует руководствоваться при ее создании, можно уже было обозначить.

Во-первых, предлагалось позаимствовать из старых идеологий, старых идеологических школ и воззрений, при этом считали нецелесообразным отказываться и от отдельных воззрений марксизма. Это идеи добра, справедливости, гуманизма. Поскольку сам марксизм есть продолжение истории идеологии, то нет смысла реанимировать сам марксизм, социалистическую идеологию.

Во-вторых, стояла дилемма - должна ли быть новая идеология государственной? Либо она должна быть национальной?

Сторонники первого подхода свою точку зрения объясняли тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию, создает свою политическую, экономическую, правовую идеологию, без которой оно не может функционировать. Кроме того, государственная идеология может конкурировать, соперничать с другими негосударственными неидеологическими системами, но не должна подавлять другие идеологические концепции.

Представители второй линии под “национальной идеологией” понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем, ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной в ранг государственной идеологии они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаться только лишь в национальных рамках. Однако при этом отмечали, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции.

Были выдвинуты следующие требования, по которым идеология должна:

1) включать все приемлемое, прогрессивное, что есть в прошлых и современных идеологиях других стран;

2) быть реалистичной, демократичной и учитывать интересы всех народов, населяющих страну;

3) включать исторические, социокультурные ценности народов республики и в особенности казахского народа;

4) для распространения идеологии нужна система пропаганды.

С 1994 года вектор дискуссии по поводу идеологии Казахстана сместился в другую сторону. Главной точкой споров стала объединяющая идея, также выяснение основных ее целей. Если раньше призывы к миру и согласию были нацелены на сохранение стабильности, то теперь они приобрели наступательный характер, оформились в мировоззрение, которое должно стать общенациональной идеей.

Но несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии в республике были определены ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности - права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.

Кроме того, в своем выступлении на 2 сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент страны Н. Назарбаев высказал мысль, что “воспитание нравственных основ нашего многонационального общества должно быть возведено в ранг государственной политики”.

При этом он исходил из того, что идеология не является исключительной прерогативой государства и не должна навязываться обществу, так как это противоречит демократии. Поэтому перед обществом, народом, а также государственными структурами ставит задачу об определении идейной платформы консолидации казахстанского общества, которая должна сочетать в себе лучшие достижения человеческой цивилизации.

Для решения этих вопросов и ряда других проблем, обозначившихся в духовной сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, функционировавший на постоянной основе как консультативно-совещательный орган при главе государства, осуществлявший выработку концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики.

Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в мае 1995 года на очередном заседании Совета “Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан” внесла свою позитивную лепту.

Учитывая, что история выступает памятью народа, откуда черпаются силы, вдохновение для социального творчества и прорыва к будущему, основное внимание было уделено созданию объективной картины прошлого. Это объясняется тем, что в условиях выбора моделей государственности и демократизации общества представители социума постепенно осознают себя субъектом исторического процесса. Вместе с тем именно историческое сознание с самого начала рождения человека приобщает его к определенным ценностям, прививает ему любовь к родине, к культуре своего народа.

Исходя из этого, в концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одним из основополагающих названы: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм. Вместе с тем предполагалось обеспечить вариативность исторического образования, которое должно было зависеть от региона, социального и национального состава населения.

Как известно, одной из функций идеологии выступает социализация подрастающего поколения, которая направлена на воспитание уважения к своей стране и принятие правил поведения, ведущие к стабильному развитию общества. Благодаря этому главной целью программы являлось то, что каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен был сознавать, что Казахстан - это его родное государство, которое всегда готово прийти ему на помощь, защитить его права. А корневой основой воспитания чувства казахстанского патриотизма призвана была стать идея единства и целостности народа Казахстана.

В подтверждение этому как в первой Конституции Республики Казахстан, так и во второй, было закреплено идеологическое и политическое многообразие, запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.

Вместе с тем, наблюдается изменение в употребляемых дефинициях. Если в первой половине 90-х годов речь в основном идет о формировании либо единой государственной идеологии, либо общегосударственной, то во второй половине спор разгорелся вокруг разработки принципов национальной или общенациональной идеологии, а также национальной идеи.

Национальная идея среди научной общественности рассматривается как неформулируемый элемент национального самосознания, частично выражаемая через национальную идеологию, которая в свою очередь, несмотря на то, что включает в себя экономические, политические, социальные, религиозные положения, отражает всего лишь одну из сторон национальной идеи.

Тогда как общенациональная идеология определяется как система основополагающих ценностей, идей, целей и интересов, позволяющая обеспечить единство ценностных ориентаций индивида и государства, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое.

Национальная идеология, в свою очередь, складывается в процессе строительства нации, где составляющей основой ее формирования выступает выявление национальных интересов как совокупности осознанных и сбалансированных потребностей общества, государства. В систему же национальных интересов входят фундаментальные ценности, т.е. человек, семья и общество, их права, свободы, гарантии совершенствования и развития.

В настоящее время речь о национальной идеологии уже не ведется в силу того, что пришли к общему мнению, что у нас в республике до сих пор не сформировалась нация, если ее понимать в либеральном смысле. То есть в западном понимании Казахстан выступает в первую очередь полиэтническим государством, в котором есть государственнообразующий этнос, проживающий на своей территории, и другие этнические группы, но нация в стране еще не сложилась. Исходя из этого, основной упор направлен на выявление принципов национальной идеи.

На современно этапе в казахстанском обществе на лицо факт раздвоенности идеологической сферы. С одной стороны, присутствует возврат к прошлому, обращение к традициям. С другой стороны, наличествует в нашей жизни современное мышление и вытекающие из него поведенческие схемы, которые в свою очередь пока еще не способны определить нашу деятельность и самосознание. Безусловно, в условиях нашей страны, переживающей транзитный период, подобное смешение неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр инструментальную категорию традиции, а затем делает ее содержательной, хотя и открытой для сущностного оспаривания.

Однако в возврате и обращении к традициям есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей задачам нынешним и завтрашним.

В октябре 1998 года Президентом Н.Назарбаевым была озвучена стратегия развития Казахстана до 2030 года. В ней есть попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических, идеологических проблем. Особое внимание уделяется трансформации массового сознания, где основной упор делается на молодое поколение, благодаря их высокой степени адаптированности к новым условиям.

В январе 2001 года глава государства выдвинул пять принципов национальной идеи - равенство многонационального народа Казахстана, образующим этносом является казахский народ, религиозная идентичность народов, воспитание законопослушания у граждан, развитие среднего и малого бизнеса. Главная задача состоит в том, чтобы вдохнуть уверенность народу, дать возможность гражданам государства реализовать огромный созидательный, творческий потенциал.

Исходя из того, что наше общество стоит перед необходимостью решения следующих задач: сохранение политической стабильности и гражданского мира в государстве, обеспечение каждому гражданину республики достойную жизнь на основе продолжения социально-экономических преобразований, выделенные принципы могут быть положены в основу новой консолидирующей идеологии Казахстана.

Ни для кого не секрет, что выявление идеи, которая могла бы консолидировать общество, необходимо для достижения согласия по фундаментальным ценностям. Национальную идею не могут изобрести группа ученых или государственные служащие, она являет собой естественное мироощущение большинства народа, которое сложилось в течение его истории, она должна соответствовать восприятию народа. В ином случае - она не деконсолидирует нацию. Кроме того, следует учитывать, что идеология не создается единовременно, она вызревает, так как Национальная идея любого народа имеет несколько составляющих. Во-первых, систему устоявшихся исторических взглядов большинства народа на свое местоположение в пространстве. Во-вторых, важно, как народ себя представляет во времени, как он смотрит на свое этническое происхождение. Поэтому в казахстанском обществе существует потребность в мировоззрении, которое сплачивало и объясняло бы прошлое и давало смысл жить сегодня и ориентироваться в будущем.

В этом русле первостепенное значение для формирования национальной идеи имеет понимание большинством населения республики, что идеология нужна не только государству, но и, прежде всего, им самим. Ведь идеология это не просто совокупность определенных идей, а система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию и линию поведения.

Имея духовное начало, идеология, вместе с тем, дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемым большинством данного общества.

Идеология может стать движущей силой общественного развития, выступая как инструмент политической мобилизации общества. Ее ключевой прикладной аспект заключается в том, что она представляет собой мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.

Как известно, национальная идея должна базироваться на фундаментальных принципах. В настоящий же момент одним из базовых для всех слоев населения является максимально эффективное устройство экономики, которое позволяло бы гражданам наиболее полно удовлетворять свои материальные запросы.

В последнее время многие ищут национальную идею, способную синхронизировать усилия разных слоев для развития страны. В то время как ведь каждый хочет достойной жизни, каждый хочет ощущать себя Человеком, иметь для этого определенные гарантии - это и есть то, что объединяет всех граждан. Наряду с этим, эта идея не требует специального названия подобное либерализму, традиционализму и т.д., для гарантии достойной жизни в виде тех или иных социально-ориентированных законов необходимо развитие экономики -иначе, как бы справедливо не делили товары, жизнь многих будет ниже приемлемого минимума.

В свою очередь, развитие экономики, рост благосостояния членов общества возможно лишь при политической стабильности внутри страны, отсутствия конфликтов на межэтнической почве. Ведь для успешного развития общества важна не национальная принадлежность, а психологическое сходство большинства граждан. И в этой ситуации идеей, которая действительно могла бы дать обществу нормально развиваться и которая обеспечивала бы благополучие и безопасность является идея социальной защищенности граждан.

Таким образом, надо безоговорочно признать, что новая национальная идея - это один из самых актуальных вопросов нашей общественной жизни. Разработка принципов национальной идеи должна стимулировать появление национальной идеологии, рождение новых идеалов.

И самым актуальным является то, что надо четко определить, что объединяет членов социума, чтобы найти консенсус в обществе, разработать реальный механизм улучшения социального состояния страны.

Как известно, существует определенная закономерность в переходном обществе, если благосостояние населения на каком-то этапе начинает расти, то его удовлетворенность существующим положением снижается, так как сознание неадекватно и не синхронно реагирует на объективные изменения. Так, у нас сейчас в республике наметился экономический рост, наблюдается улучшение ситуации во многих ее сферах, в то время как большинство населения страны недовольно своим социальным положением. Поэтому в таких условиях стабильность, благосостояние и социальная защищенность населения могут обрести ощутимую ценность.

Национальная идея призвана консолидировать общество. Для ее выработки необходимо сплочение всех казахстанцев, без деления кого бы то ни было по этническому признаку. Одним из основополагающих документов, принципы («Одна страна - одна судьба», «Разное происхождение - равные возможности», «Развитие национального духа» ) которого легли в основу формирования национальной идеи, стала «Доктрина национального единства Казахстана», принятая в 2010 году.

В начале 2014 года Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая с Посланием к народу, призвал жителей работать ради достижения целей стратегии «Казахстан-2050», направленной на создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, а также вхождение республики в число 30 самых развитых стран мира. Одной из особенностей выступления Лидера нации стало то, что он сказал: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков». Таким образом Н. Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел» («Вечная страна»). По его мнению, за 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. К ним президент отнес:

Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана;

Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в обществе;

В-третьих, это светское общество и высокая духовность;

В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций;

В-пятых, это Общество Всеобщего Труда;

В-шестых, общность истории, культуры и языка;

В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие страны в решении общемировых и региональных проблем.

По мнению Елбасы, благодаря этим ценностям казахстанцы всегда побеждали, укрепляли страну, множили великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма. Таким образом, президент призвал всех казахстанцев, в особенности молодежь, приложить все усилия для достижения великой единой цели, единого будущего. Тогда же были даны поручения организовать разработку и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

По сути, данный документ - это национальная идея Казахстана, у которой имеется своя особенность. Она опирается на полиэтничность. Только соблюдение интересов всех граждан республики приведет к переходу к гражданскому обществу и к формированию единого народа, что и является основой национальной идеи. Только сообща казахстанцы смогут построить успешный и благополучный Казахстан. Поэтому «Мәңгілік Ел» является государственной идеологией.

В январе прошлого года была начата разработка концепции национальной идеи. Для этого создали рабочую группу из представителей Администрации Президента РК, правительства, Ассамблеи народа, общенационального движения «Казахстан-2050». Основной задачей концепции «Мәңгілік Ел» стала формулирование принципов единства казахстанского общества, а документ стал основой для патриотического воспитания жителей страны.

В преддверии досрочных президентских выборов, состоявшихся в апреле 2015 года, Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости юридически оформить концепцию национальной идеи. Такое же предложение было им озвучено перед делегатами Ассамблеи народа республики. Разработка такого документа считалось уникальным, поскольку в мире нет государства, который национальную идею зафиксировал бы в форме нормативно-правового акта. «Такого опыта нет нигде, и мы идем впереди всех», - сказал по этому поводу Лидер нации.

На днях на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана был принят программный документ «Мәңгілік Ел», документально закрепивший национальную идею государства. «Патриотический акт - это сборник важнейших ценностей, напрямую влияющих на сегодняшнюю жизнь и будущее. Патриотический акт - это наказ грядущим поколениям основоположников независимости. Мы должны работать во имя укоренения этих ценностей в сознании каждого казахстанца», - отметил Нурсултан Назарбаев. Символично, что национальная идея появилась в год 25-летия независимости Республики Казахстан.

Таким образом, национальная идея построена на ценностях, позволивших казахскому народу добиться исторических успехов. Следование ей позволит Казахстану стать участником решений всех значимых как региональных, так и мировых вопросов. Как отметил Н. Назарбаев, национальное единство, мир и согласие, история и культура, целостность языка являются гарантией единства и стабильности в государстве, так как на основе названных ценностей закладывается основа нового патриотизма.

Руслан Хадимуллин

Поделиться: