Критерии оценивания на уроке по фгос. Критерии современного урока в условиях внедрения фгос. учебно-методический материал на тему. Порядок проведения конкурса

Примерная схема анализа урока

Тема урока: соответствие программе; место урока в системе уроков по разделу; точность формулировки и эстетика ее оформления на доске.

Цели и задачи урока: осознанность учителем целей (задач) урока; четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.

Готовность учащихся к уроку: готовность рабочих мест, классного помещения; психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).

Готовность учителя к уроку: готовность доски, оборудования, наглядности; степень владения учебным материалом; качество дидактических средств, их содержание и оформление.

Тип и структура урока: целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать). Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.

Содержание урока: соответствие содержания программе; соблюдение научности, фактической точности и доступности; полнота освещения темы; логичность и системность изложения; доказательность, иллюстративность; выделение главного, наличие выводов; воспитывающий характер содержания; эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие; эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся; связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний; уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).

Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний: обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся; разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий); соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке; четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания; объяснение методики выполнения заданий; уместность игровых и занимательных моментов на уроке.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков: проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока; использование приемов, форм, их разнообразие; характеристика качества ответов учащихся; характер вопросов и заданий ученику; адекватность отметки качеству ответа; реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки; формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).



Домашнее задание: рациональность содержания, объема, подготовленности учащихся к его выполнению, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, своевременность записи;

Итоги урока: наличие и своевременность этого этапа; характер заключительных вопросов классу.

Стиль общения на уроке: педагогический такт учителя, стиль общения с детьми; умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся; умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся; предоставление учащимся возможности самовыражения; организация учебного диалога; речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).

Общая оценка урока: степень достижения поставленных целей; достоинства, удачи, причины ошибок и неудач; выводы и предложения по совершенствованию урока.

Протокольную запись урока можно вести по следующей схеме:

Дата: Класс:

Кто проводит?

Оборудование:

Литература

1. Безрукова В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения // Директор школы. - 2004.- № 5.

2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 1999.

3. Тучнова Т.У. Урок как показатель грамотности учителя. М., 2003.

4. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 1997.

Как отличный оценивается урок, на котором достигается полное и успешное выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач в их единстве; тема урока раскрыта; материал излагается научно, грамотно, литературным языком; урок проведен методически целесообразно и творчески; нет шаблона в проведении системы уроков; не допускаются ошибки по специальному предмету.

В активную самостоятельную работу включен класс, на уроке умело сочетаются фронтальные и индивидуальные формы занятий с учащимися.

Урок обучающий, воспитывающий, развивающий и высоко эффективный.

Студент хорошо знает класс и владеет им. Практикантом изготовлены наглядные учебные пособия, урок оснащен необходимыми дидактическими материалами, и последние удачно использовались. Студентом исправлены ошибки, допущенные на предыдущих уроках.

Студент проводит полный критический самоанализ урока.

Оценка хорошо ставится за урок, на котором достигается полное и успешное выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач в их единстве. Тема урока раскрыта, материал излагается научно, грамотно, литературным языком, но есть незначительные недостатки (в частности, ошибки и оговорки по специальному предмету).

Урок носит обучающий характер, эффективен. Студент, в основном, владеет учащимися, исправил основные ошибки, допущенные на предыдущих уроках.

К занятию изготовлены наглядные учебные пособия, урок оснащен необходимым оборудованием, которое используется с незначительными погрешностями.

При подготовке к уроку студент проявляет самостоятельность при наличии направляющих консультаций (методистов, учителей).

Оценки удовлетворительно заслуживает урок, на котором лишь в основном достигнуты воспитательные и образовательные его задачи. Тема урока раскрыта научно правильно, допущены незначительные погрешности по специальному предмету.

Большая часть учащихся вовлекается в активную работу, основной материал усваивается. К уроку подготовлено необходимое оборудование и использовано на нем.

Подготавливается урок при значительной помощи учителя. Анализ его проходит правильно.

Неудовлетворительно оценивается урок, на котором практикант не достигает образовательных, воспитательных и развивающих целей, допускает грубые фактические ошибки и грубые воспитательные промахи. Свой урок студент анализирует плохо.

Неудовлетворительная оценка ставится также за отказ по неуважительной причине проводить урок.

Критерии оценки «директором» пробного урока:

2. Квалификация педагога (так как директор отвечает за подбор кадров).

3. Дисциплина учащихся, контакт преподавателя с классом.

4. Материально-техническая база кабинета.

5. Место урока в учебной программе (указать темы, изучаемые до и после).

6. Реализация воспитательных возможностей урока.

7. Поведение преподавателя на уроке.

8. Отношение учащихся к уроку.

9. Методическая обоснованность применяемых методических средств.

Критерии оценки «педагогом-новатором» пробного урока:

2. Реализуемые на занятии идеи урока.

3. Нетрадиционные формы проведения урока.

4. Интересное содержание в методике актуализации, изложения и закрепления знаний.

Критерии оценки «педагогом-коллегой» пробного урока:

1. Соответствие излагаемого материала целям урока.

2. Оптимальность выбора типа урока.

4. Избранные методические приемы проведения урока.

5. Соответствие изучаемого материала на уроке познавательным возможностям учащихся.

6. Формы деятельности учащихся.

8. Использование передового опыта.

9. Использование методической и психолого-педагогической литературы на уроке, при подготовке к уроку.

Критерии оценки «работодателем» (представителем системы НПО, СПО) пробного урока:

1. Организация и качество учебно-воспитательной работы на уроке.

2. Мотивация «учащихся» на получение новых знаний на уроке.

3. Степень реализации дидактических принципов на уроке, профессиональная направленность, систематичность изложения материала.

4. Применение интерактивных, эффективных технологий обучения.

5. Поведение преподавателя на уроке, предполагающий позитивный, доброжелательный стиль общения.

6. Оснащенность образовательно-пространственной среды на уроке.

7. Логическая стройность и законченность урока.

8. Поведение учащихся на уроке (в роли последних теперь могут выступить студенты группы, выполнявшие на уроке роль учащихся).

Показатели оценки проведения студентом пробных уроков:

1. Наивысшая оценка «5» ставится:

Если урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком научно-теоретическом уровне;

На уроке применяются разнообразные формы и методы работы;

- «учащиеся» привлекаются к активному участию в изучении материала;

Студент «учитель» систематически работает со всеми категориями учащихся – сильными, средними, отстающими;


Студент умело сочетает работу с вызванным к доске учеником с работой всей группы;

Вопросы ставятся четко, неточности устраняются верно, соответствующим образом аргументируются;

Цель урока достигнута;

Дисциплина отличная.

2. Оценка «4» ставится:

Если урок проведен на достаточно высоком научно-теоретическом и методическом уровне;

Наглядные пособия использованы в должной мере;

Учащиеся принимают достаточно активное участие в уроке;

Студент систематически работает со всеми категориями «учащихся»;

Теоретических ошибок нет, но имеются некоторые недочеты методического характера;

Цель урока достигнута;

Дисциплина хорошая.

3. Оценка «3» ставится:

Если теоретических ошибок нет по ходу урока;

Имеются недостатки методического характера;

Цель урока достигнута;

Дисциплина «учащихся» удовлетворительная.

4. Оценка «2» ставится:

Если допускаются ошибки теоретического и методического характера;

Материал «учащимися» усвоен плохо или совсем не усвоен;

Цель урока не достигнута;

Дисциплина плохая.

Конкурсное задание Критерии оценивания (баллы) Максимальная оценка по каждому критерию оценивания – 10 баллов
Проведение урока 1. Организационный момент учебного занятия: · подготовка обучающихся к началу занятия, включение в деловой ритм; · подготовленность оборудования, технического оснащения урока и т.п.
2. Целеполагание: · ясность и четкость постановки цели и задач; · взаимосвязь поставленной цели (задачи) с изученным ранее материалом; · взаимодействие учителя с обучающимися на этапе постановки цели и задач (обсуждение или декларация).
3. Доведение до обучающихся типа и формы занятия: доведение до обучающихся целесообразности выбора типа и формы занятия, учет их реакции и точки зрения на предложение учителя (например, диспут, защита проекта, урок-исследование, заочное путешествие, лабораторная работа, конференция, общественный смотр знаний, коллоквиум, традиционный урок и т.д.)
4. Мотивация обучающихся на занятии: · целенаправленно создание атмосферы заинтересованности при изучении темы; · ориентация обучающихся на удовлетворение личностно-ориентированных потребностей в пределах занятия
5. Организация учебной деятельности обучающихся а) характер учебных заданий, вопросов, упражнений: проблемный, исследовательский, репродуктивный, по образцу (в зависимости от задач); б) соотнесение речевой активности обучающихся и учителя в ходе занятия (в зависимости от типа урока)
6. Психолого-педагогический аспект занятия; стиль общения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик»: · преобладание положительных эмоций учителя и обучающихся; · гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса; · взаимодействие в освоении учебного материала в позициях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «группа-группа»
7. Методика, технология преподавания (через призму результативности учебных достижений обучающихся): · традиционные методы преподавания; · собственные оригинальные методические приемы; · использование инновационных педагогических технологий; · оправданность выбора методов, форм и способов обучения
8. Отбор и реализация содержания занятия: · соответствие содержания поставленным целям и задачам: научность, доступность, наглядность, необычность, новизна, занимательность учебного материала; · достаточность и содержательная целесообразность объема учебного материала
Осуществление самоанализа урока 9. Аргументированность выбора содержания, средств и методов обучения на уроке (методический и психолого-педагогический аспект).
Максимально 90 баллов

ПОЛОЖЕНИЕ О РАЙОННОМ (отборочном) ЭТАПЕ КОНКУРСА СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения в Кировском районе Санкт-Петербурга районного (отборочного) этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году (далее - Конкурс).

1.2. Санкт-Петербургский (городской) этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году (далее - Конкурс) проводится Комитетом по образованию совместно с Санкт-Петербургским Епархиальным управлением Русской Православной Церкви. Районный (отборочный) этап конкурса организуется и проводится ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга.

1.3. Конкурс направлен на:

Стимулирование творчества педагогов и воспитателей;

Расширение духовно-просветительской и гражданско-патриотической работы среди детей и молодежи;

Организацию всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

Повышение качества обучения и воспитания учащихся;

Внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России.

1.4. Отбор работ проводится по номинациям:

«Лучшая инновационная разработка года»;

«Лучшее педагогическое исследование года»;

«Лучший издательский проект года»;

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»;



«Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»;

«За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

Цели и задачи Конкурса

2.1. Цели Конкурса;

Стимулирование творчества педагогических работников образовательных учреждений Кировского района Санкт-Петербурга и поощрения их за многолетнее высокое качество духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, за внедрение инновационных разработок в сферу образования, содействующих духовно-нравственному развитию детей и молодежи;

Выявление и распространение лучших систем воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью.

2.2. Задачи Конкурса:

Обобщение имеющейся практики гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи;

Отбор и внедрение наиболее эффективных методик гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения; формирование базы данных об имеющемся эффективном опыте образовательной деятельности;

Отбор лучших работ для участия в городском этапе Конкурса.

Участники Конкурса

3.1. В Конкурсе могут принять участие коллективы авторов (не более 5 человек) и руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам. Возможно участие отдельных педагогических работников ОУ Кировского района Санкт-Петербурга.

3.2. Работы победителей и лауреатов Конкурса предыдущих лет не могут представляться на Конкурс повторно.

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы?

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку :
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.

При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы;

требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

Традиционные задания

Перечислите отличия растений от животных.

Задания в учебниках ФГОС

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Традиционные задания

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Задания в учебниках ФГОС

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Традиционные задания

Определите площадь прямоугольника.

Задания в учебниках ФГОС

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.


Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. Современные технологии в проведении урока в начальной школе с учетом ФГОС.

4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. (Слайд №2)


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (щелчок)
анализировать свои действия;
(щелчок)
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
(щелчок)
отличаться мобильностью;
(щелчок)
быть способны к сотрудничеству;
(щелчок)
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.


В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? (Слайд №3)
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.


Какие требования предъявляются к современному уроку: (Слайд №4)
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
(щелчок)
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
(щелчок)
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
(щелчок)
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
(щелчок)
вывод делают сами учащиеся;
(щелчок)
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
(щелчок)
времясбережение и здоровьесбережение;
(щелчок)
в центре внимания урока - дети;
(щелчок)
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
(щелчок)


При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №5)

(щелчок)
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
(щелчок)
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
(щелчок)
деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
(щелчок)
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
(щелчок)
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.


(Слайд №6) (щелчок)

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

(Слайд №7) (щелчок)

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.


(Слайд №8) (щелчок)

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: (щелчок)
требований к результатам освоения основной образовательной программы;
(щелчок)
требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
(щелчок)
требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

(Слайд №9) (щелчок)
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
(щелчок)
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
(щелчок)
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
(щелчок)
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
(щелчок)
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
(щелчок)
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. (Слайд №10) Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. (щелчок) Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях.

(Слайд №11)

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

(Слайд №12)

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
(щелчок)

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: (щелчок)
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.

(щелчок)
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
(щелчок)
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.


Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. (Слайд №13)
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
(Слайд №14)


Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Михайлова Е.С.

учитель начальных классов

Поделиться: