Обзор немецкой ПТ-САУ9 JagdTiger. Самоходно-артиллерийская установка "Ягдтигр" (Panzerjäger Tiger) она же Jagdtiger, индекс Sd.Kfz.186 Ягдтигр wot

Следуя традиции, которая сформировалась еще в первые годы Второй мировой войны и заключалась в использовании стоящих на вооружении танков для создания на их базе САУ путем монтажа не их шасси пушки большего калибра, немецкие конструкторы сразу же разглядели в новом тяжелом танке PzKpfw VI «Тигр II» хорошую базу для сверхмощной самоходки. Поскольку тяжелый танк вооружался 88-мм длинноствольной пушкой, САУ, по логике, следовало вооружить более мощным 128-мм орудием, так же разработанным на базе зенитного. Несмотря на то, что начальная скорость снаряда была меньше, на больших дистанциях бронепробиваемость 128-мм орудия была выше. Вооруженная этим орудием САУ становилась самой мощной немецкой серийной машиной, которой на поле боя отводилась роль поддержки пехоты и борьбы с бронетехникой союзников на дальних дистанциях.

Экспериментальные конструкторские работы по созданию тяжелых САУ велись в Германии с начала 1940-х годов и даже приводили к локальным успехам. Летом 1942 года две 128-мм САУ на базе VK 3001(H) были отправлены на Восточный фронт под Сталинград. Одна из этих машин была потеряна в бою, другая вместе с оставшейся техникой 521-го танко-истребительного дивизиона была брошена вермахтом после разгрома немецко-фашистской группировки под Сталинградом в начале 1943 года.

При этом даже гибель 6-й армии Паулюса никак не повлияла на запуск подобных САУ в серию. В обществе и правящих кругах преобладали идеи о том, что война завершиться для Германии победой. Только после поражения на Курской дуге, в Северной Африке и высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные пропагандой, осознали реальность – совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции во много раз превосходили силы Германии и Японии, спасти гибнущее немецкое государство могло только «чудо».

Тогда же и начались разговоры о «чудо-оружии», которое сможет изменить ход всей войны. Подобные слухи стали официально немецкой пропагандой, которая обещала народу Германии скорое изменение ситуации на фронтах. При этом достаточно эффективных в глобальном плане (ядерное и его аналоги) разработок в конечной стадии готовности в Германии не было. Поэтому руководство Рейха было вынуждено хвататься за любые сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, которые были способны своей оригинальностью и необычностью наряду с оборонительными возможностями выполнять и психологические функции, внушая народу мысли о силе и мощи государства, которое способно создавать столь сложную технику. Именно в подобной ситуации и был создан и запущен в серию тяжелый истребитель танков – САУ «Ягдтигр». Jagdtiger стал самым тяжелым образцом серийной бронетехники производившейся в годы Второй мировой войны.

Новая САУ классифицировалась как 128-мм тяжелое штурмовое орудие. Основным ее вооружением должна была стать 128-мм пушка PaK 44, созданная на базе зенитного орудия Flak 40. Осколочно-фугасный боеприпас данного орудия имел большее фугасное действие, чем у аналогичной зенитки. Деревянной макет будущей САУ был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ «Ягдтигр» произвела на фюрера благоприятное впечатление, и он отдал распоряжение о начале ее серийного выпуска в 1944 году.

Описание конструкции

Общая компоновка САУ Jagdtiger в целом повторяла танк «Королевский тигр». При этом нагрузка на шасси при выстреле возросла, поэтому шасси было удлинено на 260 мм. Отделение управления самоходкой находилось в передней части машины. Здесь находились главный фрикцион, механизм поворота и коробка передач. Слева от нее находились органы управления, приборная панель и место механика-водителя. Справа в корпусе был установлен курсовой пулемет и сиденье стрелка-радиста. Здесь же над коробкой передач и правой бортовой передачей находилась радиостанция.


В корпусе САУ «Ягдтигр» использовалось шесть типов плит толщиной от 40 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину в 150 мм., был сплошным и имел лишь одну амбразуру для установки курсового пулемета. В верхней части лобового листа корпуса был сделан специальный вырез, который обеспечивал механику-водителю лучший обзор из машины. Помимо этого в передней части крыши корпуса находились посадочные люки стрелка-радиста и механика-водителя.

Боевое отделение размещалось в средней части САУ. Здесь находилась бронированная рубка с орудием. Слева от орудия находились механизмы наведения, перископический прицел, сиденье наводчика. Сиденье командира располагалось справа от орудия. На полу боевого отделения и на стенках рубки был расположен боекомплект к пушке. В задней части рубки находились места для двух заряжающих.

В моторном отделении, расположенном в корме корпуса находилась двигательная установка, радиаторы системы охлаждения, вентиляторы, топливные баки. Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой. На «Ягдитгре» устанавливался тот же двигатель, что и на танке PzKpfw VI «Тигр II» - 12 цилиндровый V образный (развал цилиндров 60 градусов) карбюраторный «Майбах» HL230Р30, который развивал максимальную мощность в 700 л.с. при 3 000 об/мин. (на практике число оборотов не превышало 2 500).


Следует отметить, что бронекорпус САУ «Ягдтигр» практически не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части бронирования. Борта рубки представляли одно целое с бортами корпуса и обладали одинаковой броней в 80 мм. Борта рубки имели наклон бронелистов в 25 градусов. Лобовой и кормовой листы рубки между собой соединялись «в шип», дополнительно усиливались шпонками, после чего обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм., лобовой лист рубки располагался под углом в 15 градусов. Пробить самоходу в лоб с дистанции более 400 метров не могло ни одно из противотанковых средств союзников. Кормовой лист рубки также имел толщину в 80 мм. В кормовом листе рубки находился люк для загрузки боекомплекта, демонтажа орудия и эвакуации экипажа, люк закрывался специальной двухстворчатой крышкой на петлях.

Крыша рубки была изготовлена из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу при помощи болтов. Спереди справа в ней находилась вращающаяся командирская башенка со смотровым прибором, который был прикрыт П-образной броневой скобой. Перед башенкой в крыше рубки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой находился люк для посадки/высадки командира, а слева от него амбразура перископического прицела орудия. Помимо этого здесь было смонтировано устройство ближнего боя, 4 прибора наблюдения и вентилятор.

В амбразуре лобового листа рубки, прикрытой массивной литой маской, монтировалось 128-мм орудие StuK 44 (или Pak 80). Начальная скорость бронебойного снаряда данного орудия составляла 920 м/с. Длина орудия равнялась 55 калибрам и составляла (7 020 мм). Полная масса – 7 000 кг. Пушка имела клиновой, горизонтальный затвор, который на ¼ был автоматизирован. Открытие затвора и экстрактирование гильзы осуществлял наводчик, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически.


Орудие было смонтировано на специальном станке, который был установлен в корпусе самоходки. Углы вертикальной наводки составляли от -7 до +15 градусов, горизонтальные – 10 градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства находились над стволом орудия. Предельная длина отката равнялась 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляла 12,5 км. Орудие StuK 44 отличалось от своего прародителя зенитного орудия Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В достаточно тесной рубке САУ с громоздкими унитарными боеприпасами просто было бы не развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаже САУ Jagdtiger было 2 заряжающих. В то время как один из них отправлял в камору орудия снаряд, второй подавал гильзу с зарядом. Несмотря на наличие двух заряжающих скорострельность орудия находилась на уровне 2-3 выстрела в минуту. Боекомплект орудия состоял из 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1, используемый на самоходке, имел 10-кратное увеличение и поле зрения в 7 градусов, с помощью данного прицела можно было поражать цели на удалении в 4 км.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из курсового пулемета MG 34, который был расположен в специальной шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета составлял 1 500 патронов. Дополнительно на крыше рубки был установлен специальный 92-мм противопехотный гранатомет – оружие ближнего боя. На машинах позднего выпуска на крыше рубки устанавливался также специальный кронштейн для установки зенитного пулемета MG 42.


Эпопея с подвеской

Сборка ходовой САУ Jagdtiger (как и самого танка Тигр II) была самой трудоемкой операцией, которая существенно задерживала процесс производства. Именно поэтому конструкторским бюро Фердинанда Порше в порядке частной инициативы было сделано предложение об использовании на данной САУ подвески, аналогичной той, что устанавливалась на ПТ-САУ «Фердинанд».

Ее особенностью было то, что торсионы находились не внутри корпуса, а снаружи внутри специальных тележек. Каждый из таких продольно расположенных торсионов обслуживал по 2 опорных катка. Выигрыш в массе при использовании такой подвески составлял 2 680 кг. Помимо этого, установка и закручивание торсионов стандартной подвески фирмы Хеншель было возможно только в собранном корпус, в строгой последовательности при применении специальной лебедки. Замена балансиров подвески и торсионов могла выполняться только в заводских условиях. Сборка же подвески конструкции Порше могла выполняться отдельно от корпуса, а монтаж осуществлялся без использования специального оборудования. Ремонт и замена узлов подвески могли осуществляться во фронтовых условиях и не представляли особых трудностей.

Всего с подвеской конструкции Порше было изготовлено 7 машин (5 серийных образцов и 2 прототипа), первый «Ягдтигр» с подвеской Порше вышел на испытания даже раньше, чем САУ с подвеской Henschel. Тем не менее, не смотря на все преимущества подвески Порше, по рекомендации Управления вооружений в серию пошла другая машина. Главной причиной были более чем натянутые отношения между известным конструктором и чиновниками министерства, а также поломка одной из тележек в ходе испытаний, которая, к слову, произошла по вине компании изготовителя. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что в Управлении вооружений хотели добиться максимальной унификации между САУ и танком «Королевский тигр».

Ягдтигр с подвеской конструкции Порше на ж/д платформе


В итоге ходовая часть серийного «Ягдтигра» состояла из 9 цельнометаллических сдвоенных опорных катков, имеющих внутреннюю амортизацию (на каждый борт). Катки были расположены в шахматном порядке (5 во внешнем ряду и 4 во внутреннем). Размеры катков составляли 800х95 мм. Подвеска их была индивидуальной торсионной. Балансиры передних и задних катков оснащались гидравлическими амортизаторами, которые находились внутри корпуса.

Всего за период с июля по апрель 1945 года в Германии было собрано от 70 до 79 подобных самоходок, поэтому о каком-либо массовом их применении не было и речи. Чаще всего САУ «Ягдтигр» вступали в бой повзводно, или поштучно, входя в состав наспех сформированных боевых групп. Ходовая часть машины была слишком перегруженной, что приводило к низкой подвижности и частым поломкам. По этой причине в конструкции САУ предусматривалась установка двух стационарных подрывных зарядов. Один находился под казенником пушки, второй под двигателем. Большая часть САУ была уничтожена своими же экипажами, при невозможности отбуксировать машину в тыл. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, но любое их появление в бою было большой головной болью для союзников. Установленная на САУ пушка позволяла без проблем поражать любой танк союзников с запредельной дистанции в 2,5 км.

Тактико-технические характеристики: Jagdtiger
Масса: 75,2 т.
Габаритные размеры:
Длина 10,654 м., ширина 3,625 м., высота 2,945 м.
Экипаж: 6 чел.
Бронирование: от 40 до 250 мм.
Вооружение: 128-мм пушка StuK44 L/55, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снаряда, 1500 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 36 км/час, по пересеченной местности – 17 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км., по пересеченной местности – 120 км.

Обзор видео гайд Jagdtiger

После небольшого перерыва мы продолжаем рассматривать военную технику Jagdtiger WoT. В этом выпуске мы разберем одну из самых опасных машин — великого и ужасного Jagdtiger. Ягдтигр или как его ласково называют Яга — топовая немецкая ПТ-шка 9-го уровня. Из сегодняшнего гайда вы узнаете о сильных и слабых сторонах машины, какое оборудование и снаряжение стоит на нее ставить, как прокачивать экипаж, чем эта ПТ отличается от одноклассников и как реализовывать основные достоинства Jagdtiger?

Начнем с разбора ТТХ этой ПТ. Первое что сразу бросается в глаза - это огромный запас прочности, почти как у 9-го уровня 1800, это лучший показатель среди всех ПТ 9-го уровня.Для сравнения у Т-95 1700, у Т-30 1760, а у и всего 1600. Опять же, у ЯГИ, лучший обзор среди одноклассников 393 метра без модулей. Не смотря на нашу чудовищную массу в 70 тонн, ЯК Тигр обладает весьма неплохой динамикой разгона, максимальную скорость в 28 км/ч наша ПТ-шка набирает очень резво. Но это при топовом движке, в стокерах, к сожалению, все гораздо печальнее.

Сейчас перед вами представлена динамика всех ПТ 9-го уровня, Ягдтигр сильно отстает от Объекта и , от и обгоняет . С бронированием же Яги не все так просто, в ТТХ значится 250 мм, но такая броня есть только в маске и окружающей рубке, которая находится под углом 75 градусов. Корпус у Яги практически полностью заимствован от Королевского Тигра. Его защита уже для 9-х уровней, к сожалению, недостаточна. Верхний лобовой лист имеет толщину 150 мм, при наклоне в 40 градусов, нижний - 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кармы существенно меньше - всего 80 мм, броня же на крыше у нас и вовсе смешная - всего 45 мм. Приведенная броня получается следующей: в рубке 250 мм, в верхней части корпуса - 195 мм, в нижней - всего 156 мм. В результате проведенных shot-тестов выяснилось следующее. Под прямым нулевым углом нижний бронелист способны пробить орудия от 7-го уровня и выше, верхний - от 8-го, ну а область с маской и рубкой отдается только орудиям 10-го уровня, да и то не всегда.

Теперь же давайте рассмотрим Ягодку под углом. Перед вами образец как правильно вставать на этой машинке по отношению к противнику, получается угол в 15-20 градусов. При такой позиции противник не может пробить нас в бок даже из топовых орудий, ну а наши лобовые проекции получают бонус в броне, а значит живет дольше. Если же нам встретился не очень умелый игрок, можно использовать тактику как на Фердинанде: заворачивать корпус крайне сильно, смотря при этом на дуло противника, в результате у нас получается почти гарантированный шанс не получить урон. Хотя стоит помнить, что если враг умен, то он может просто сбить нам гусеницу и тогда жить станет намного сложнее. Отметим и уязвимые места ЯК Тигра, например, вот этот пулемет, который пробивает даже Чафи, еще Яге очень легко сломать движок, для этого нужно бить в нижний бронелист. Кстати, боеукладка у этой ПТ находится вот в этом месте, она достаточно крепкая, так что повредить, а уж тем более сломать ее получится только из орудий 8-10 уровня, также в этой зоне находится наводчик и заряжающий. Следующий наш пункт это, безусловно, пушка. Вначале нам дается орудие от Феди, о котором мы рассказывали в предыдущем гайде, оно хорошее, но только до того, пока вы не опробуете топовую пушку за 65 тысяч опыта. Она просто превосходна, это одно из лучших орудий в игре. Вы только посмотрите: великолепная скорострельность, лучший ДПМ в игре, даже без оборудования и боевого братства он составляет 2940, скорострельность же составляет 11 секунд с досылателем 9, 9 секунды, с вентилятором 9,6 секунд, бронепробитие в 276 мм, по этому параметру нас превосходит только Объект 704. И наконец, у нашей пушки просто великолепная точность. Враг находится на расстоянии в 600 м, не проблема, в 8 случаев из 10 мы попадем в цель. А уже на расстоянии в 200-300 м можно смело выцеливать слабые точки у танков противника. Вот только одна беда у пушки по сравнению с Объектом 704 и Т-30 - Ягдтигр наносит меньше урон за один выстрел — 560, но альфа-страйк у нас все же больше, чем у Фоша. Ну и коль мы заговорили о точности, то дадим небольшой совет по ведению огня: при стрельбе на большие дистанции - 300 м и дальше на снаряд внезапно начинает действовать сила притяжения земли, поэтому в таких случаях лучше целиться примерно в верхнюю треть танка противника. Что же касается незаметности танка, то тут все плохо, Jagdtiger — одна из самых габаритных машин, причем у нее один из самых высоких коэффициентов заметности, разве что Мышка светится лучше. Ягдтигр с непрокаченной маскировкой в состоянии покоя светится от Паттона с оптикой на расстоянии 435 м, при стрельбе и движении заметность максимально возможная - 445 м. При прокаченной маскировке Паттон видит Ягдтигра с расстояния 415 м, а при движении или стрельбе, опять те же 445 м. У Яги есть еще один «минус»: из-за своей супер-пушки, размеров и слабой брони в корпусе, мы являемся одной из самых желанных целей противника, особенно для арты. В самом деле, даже если и Мышка больше нас, то у нее хотя бы броня есть, а вот благодаря, как было сказано ранее, нашей крайне низкой броне на крыше, бортах и карме у арты противника есть очень хороший шанс нанести нам чудовищный урон, пробив своим фугасом.

Теперь же давайте выясним, какие модули стоит ставить на нашу машину смерти. Сразу хочу вас предостеречь от установки таких модулей как маскировочная сеть и подбой. Первый модуль дает крайне небольшой бонус к маскировке - всего несколько метров, а второй мало того, что утяжелят нашу ПТ, так еще и не помогает в бою, ибо броня по бокам и с тыла у нас крайне слабая. На заметку: противоосколочный подбой уменьшает урон не от прямого попадания фугасом, а от его сплеша. Если вам нравится городская жизнь, то следует ставить такие модули: досылатель, вентилятор и третий модуль по желанию, лучше подойдет ящик с инструментами, особенно если ваш экипаж не обучен навыкам ремонта, ибо гусеницы сбивать нам будут часто, или же можно поставить оптику, дабы наш немаленький обзор еще больше возрос. Усиленные приводы наводки будут бесполезны потому, что на близких дистанциях сводит нашу ПТ итак крайне быстро. Однако, если городская жизнь вам не по душе и вы хотите побыть снайпером, то есть бить издалека, то ваше оборудование будет следующим: досылатель, стереотруба и снова вентилятор или же усиленные приводы наводки, в данном случае они могут пригодиться. Ну и наконец, вариант на все случаи жизни: досылатель, оптика и усиленные приводы наводки. В расходниках все вполне стандартно: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Теперь поговорим о навыках экипажа. Командиру сначала следует качать шестое чувство, затем орлиный глаз, всем остальным в первую очередь ремонт, а вторым навыком у них пойдут, у наводчика - снайпер, водитель выбирает навык виртуоз, радист берет радиоперехват, заряжающим желательно вкачать бесконтактную боеукладку и интуицию. Третий же навык пусть будет у всех - братство. Навык маскировка на Ягдтигре практически бесполезен, даже при максимальной прокачке выигрыш будет всего 15-20 м, так что его можно смело не прокачивать. Данные умения дают нашей Яге неплохой боевой бонус. Как уже было сказано, Jagdtiger с вентилятором и досылателем заряжается за 9, 6 секунды, боевое братство сокращает время перезарядки до 9,4 секунды, разница в пятую долю секунды не так уж и велика, но не забывайте, что братство улучшает все характеристики нашей ПТ. Все, с тестами мы закончили, отправляемся в бой.

В случае, если нам удалось попасть в городскую карту, такую как , следует тут же занять позицию, где мы бы встречали противник анна средне — дальней дистанции, а ему было бы непросто зайти вам во фланг. Держитесь на узких улицах, например в Энске это первая и третья линии, на Химках - третья, так же там можно залезть в банан и несколько раз огорчить противника своим домагом. Используйте рельеф местности и трупы танков для прикрытия своего корпуса от огня противника. Не забывайте нашу маску в состоянии пробить только самые мощные орудия. В городе постоянно происходят ситуации, когда ЯК Тигр перестреливается с тяжами противника, если враг один и обладает пушкой от 9-го уровня и выше, то следует идти с ним в клинч, если позволяет местность и дистанция ведения боя. Рандомный противник лишается шанса попасть нам в нижний бронелист и почему то часто пытается пробить нашу маску, как результат, мы не получаем урона, а значит дольше живем. На открытых картах, таких как Малиновка и Прохоровка встаем за двойные кусты или же за один куст на расстояние 15 метров от него. Не забудьте убедиться, что кусты надежно скрывают вашу огромную тушу. Старайтесь занять позицию с которой можно простреливать сразу несколько направлений. Лучше всего для этого подойдут возвышенности. Если же ваша команда собирается прорашить противника, старайтесь держаться во второй волне, на расстоянии 200-300 метров от противника, дабы тому было сложнее вас пробить, в то время как мы сами будем гарантированно попадать и наносить урон. На картах типа «ни рыба, ни мясо», то есть, где нет ни достойных для нас кустов, ни большого города, таких как Утес или Эль-Халуф сложно сказать, как следует играть. Попробуйте занять позицию наиболее безопасную от арты, используйте свою высокую точность, встречайте врага издалека и в тех местах, где он особенно уязвим, например, на мосту на карте Эрлинберг. В бою особенно важно не убегать от своей команды. Яга один в поле не воин, любая зашедшая сзади или способна быстро сократить нашу жизнь, старайтесь держаться возле союзников. Но одновременно с этим не забывайте реализовывать высокий ДПМ на полную катушку, иначе вы рискуете проиграть бой. Мудрым решением будет посмотреть после начала боя, куда идет большая часть нашей команды и поехать в противоположную сторону, но не туда, куда никто не поехал. При поддержке пары танков Ягдтигр способен сдержать даже очень мощный раш. Очень хорошо играть во взводе и не обязательно вместе с ПТ, главное чтобы вы были в состоянии помочь друг другу на каком - либо направлении.

Разбор игры на разных картах закончен. Однако, раз довольно часто рандом нас будет кидать против других ПТ 9-го уровня, то следует рассказать как наиболее эффективно их убивать. можно даже не рассматривать, пробивается эта ПТ в любую область корпуса. С все сложнее, лобовая броня этой боевой машины очень крепкая, однако и там есть свои слабые места. Например, нижний бронелист и две башенки командира, приоритетнее именно башенки, там наименее слабая броня, хоть в них и сложнее попасть. Следующий соперник - Объект 704, нижний бронелист у него очень тонкий, однако туда можно целиться лишь на ближних дистанциях, снаряд просто может пролететь под Объектом. На средне - дальнем расстоянии лучше бить в звездочку на корпусе - это наиболее удобное место для пробития 704-го. Ну и наконец, французский Фош. Для нашей пушки пробить француза не составляет никакой проблемы, не стоит бить разве что в шов или маску, велика вероятность непробития. Теперь давайте рассмотрим слабые места у тяжей. Тут все просто, почти для всех ТТ - это нижний бронелист и башня командира. Есть у них также и некоторые отличительные места, куда следует стрелять. Например, у и — это люк мехвода, с нашей пушкой он уверенно пробивается. У Тапка - пулеметное гнездо, у Мышки - щеки, ну и так далее. Ну а с у вас вообще проблем возникнуть не должно, их броня держит разве что наши фугасы. Лучше бить им просто в башню, мы и пробьем и из экипажа кого - нибудь на тот свет отправим.

Подводя итог можно сказать, что Jagdtiger - это мощная ПТ с крайне эффективным орудием, обладающим лучшим ДПМом, отличной точностью, бронепробитием, уроном, а также при своем немалом весе, обладающая вполне сносной мобильностью. Ягдтигр способен влиять на исход боя, а при умелом использовании предложенных тактик он способен одерживать победы даже в безнадежных ситуациях. Но на пути к гордому званию «Палки-нагибалки» всех времен и народов у нас стоят такие вещи как большой размер, высокая заметность, довольно слабое бронирование корпуса, а также крайне высокий приоритет у врагов.

На этом все и до встречи в новых выпусках!

Самоходка «Ягдтигр» явилась последним аргументом гитлеровской Германии изменить ход войны в более благоприятное для себя русло. Трудно руководствоваться логикой создателей этой самоходки, ибо на момент создания САУ «Ягдтигр» в Германии уже была бронетехника способная легко подбивать любые танки Союзников. Возможно создатели этой машины руководствовались тем, что немецкие 75мм и 88мм танковые орудия имели противотанковую направленность и не давали достаточного фугасного эффекта. Как бы там ни было стремление соединить хорошие бронебойные и фугасные характеристики послужило причиной появления «Ягдтигр». САУ «Ягдтигр» оказалась самой тяжелой самоходкой Второй мировой войны. Ее 128мм пушка могла пробить абсолютно любой танк на дистанции 1,5 км, лобовая же 250мм броня была практически неуязвима для большинства орудийных стволов его соперников.

В качестве шасси для САУ «Ягдтигр» был избран «Королевский тигр» Tiger II, удлинив корпус на 25 см и оставив всё остальное без изменений включая два комплекта гусениц - узкие транспортные и широкие боевые. В наследство от Tiger II достался также курсовой пулемёт MG 34 в шаровой установке в лобовой плите корпуса. Внутри САУ находился ещё 7.92мм ПВО MG 34 (MG 42), 9mm MP 38/40 и 27мм сигнальный пистолет Walter.

Следует отметить, что бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони. Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину - 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° от горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м. Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях. Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами. В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой. Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее - амбразура перископического прицела пушки. Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Pak 80) калибра 128 мм. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с. Длина ствола орудия, разработанного фирмой Кгарр и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм). Масса орудия - 7000 кг. Затвор - клиновой, горизонтальный, имел 1/4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное - 10° на сторону. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Предельная длина отката - 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. Как уже отмечалось, пушка Рак 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих: в то время как один досылал в камору снаряд, другой - подавал гильзу с зарядом. Тем не менее, скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 - 3 выстр/мин.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 - 40 выстрелов. Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м. Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета - 1500 патронов. На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» - 26-мм противопехотный гранатомет. На машинах поздних выпусков стал устанавливаться зенитный пулемет MG 42.

В боекомплект Рак 44 входили выстрелы с бронебойным снарядом массой 28,3 кг и осколочным массой 28 кг. Бронепробиваемость Рак 44 составляла 200 мм на дистанции в 1,5 км. Пушка могла поразить любой советский, американский или английский танк на дистанциях для них запредельных. Кроме того, из-за большой массы снаряда при его попадании в танк, даже без пробития брони, в 90% случаев он все равно выходил из строя.

Экипаж насчитывал самоходки состоял из 6 человек: командир слева от орудия, в рубке; наводчик - перед командиром; два заряжающих - справа от орудия; Водитель - слева в передней части корпуса; стрелок-радист - справа от водителя.

Бронирование «Ягдтигра» было чрезвычайным, толщина лобовой бронеплиты рубки составляла 250мм, а корпуса - 150мм сверху и 100мм снизу, борта по 80мм. В результате боевой вес машины составил 71700 кг и превысил вес Tiger II приблизительно на 3700 кг. Из-за большой рубки «Ягдтигр» имел высоту 2.82 м. Если на САУ «Фердинанд» рубка крепилась к корпусу болтами, то на «Ягдтигре» корпус и рубка составляли одно целое. Броня была катанной, гомогенной и соединялась в шип с двойным провариванием электросваркой. Надо отметить, нетипичность того, что размеры и вес САУ получились больше, чем у танка, на базе которого, САУ создавалось.

Еще при испытании «Ягдтигра» выявилось множество проблем, устранить которые так и не удалось до окончания войны. Перетяжелённая и крайне не надёжная ходовая Tiger II, на огромной самоходке оказалась ниже всякой критики. Бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 на 700 л.с. и коробка передач явно не справлялись с весом машины: удельная мощность двигателя - 9.8 л.с./тонну. Хотя трансмиссия Maybach-Olvar 40 12 16 B имела 8 передних скоростей и 4 задних, машина перемещалась неповоротливо. В боевых гусеницах шириной 79 см, удельное давление на грунт - 1,07 кг/см2. Радиус разворота - 4.8 м. Расход топлива более 5 литров на километр, ограничивал автономность до 170 км по дороге. Заявленная паспортная скорость по шоссе 38км/ч практически никогда не достигалась, а вот перегрев двигателя случался часто, особенно при подъёме даже на незначительный склон.

Серийный выпуск САУ начался в июле 1944 на филиале австрийского концерна Штеер-Даймлер-Пух, на заводе Nibelungenwerke в городе St.Valentine. По планам Управления вооружения сухопутных войск предписывалось сделать 150 тяжёлых САУ «Ягдтигр» Ausf B. Но по настоящему производство «Ягдтигр» активизировалось только в январе 1945. В апреле 1944 из заводских ворот вышло 4 САУ с 88мм орудием Pak 43 L/71 и официальным названием Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf.) (Sd. Kfz.185). До конца 1944 выдали 48 САУ. А всего с июля 1944 по март 1945 единственный производитель «Ягдтигр» предприятие Nibelungenwerke изготовили 74 тяжёлых истребителей танков «Ягдтигр» не считая три прототипа.

Исходя из запредельно низкой надёжности, чтобы избежать попадания неисправной машины в руки Союзников, в «Ягдтигр» находилось 2 подрывных заряда - под казёнником орудия и под двигателем. И по всей вероятности основные «потери» этой самоходки как раз и пришлись на эти заряды, приведенными в действие собственными экипажами.

На Восточном фронте «Ягдтигру» повоевать не довелось, а его соперником оказывался американский «Шерман». Трудности с перемещением такой большой машины на места боевых действий сводили возможный боевой потенциал этой машины к скромным результатам. От различного рода поломок они постоянно находились в ремонте. Хотя когда им доводилось таки принимать участие в боевых действиях эффективность их была достаточно высока.

Так например 10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна. Пушки «Ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под г.Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира - капитана Альберта Эрнста. Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу р. Рур. Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки - ближние. В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы потеряли один «Ягдтигр», пораженный с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».

«Ягдтигры» принимали участие в боях в «Рурском мешке». По свидетельству некоторых зарубежных источников, 11 апреля 1945 года в районе г. Унна рота Отто Кариуса подбила около 15 танков противника.

В конечном итоге большинство уцелевших «Ягдтигров» оказались в руках американских союзников после сдачи в плен их экипажей, ибо бороться с американскими самолетами не мог даже «Ягдтигр» Один трофейный «Ягдтигр» находится в музее бронетехники в подмосковной Кубинке.

Задуманный как очередное Wunderwaffe («чудо-оружие»), которое должно было изменить ход войны, «Ягдтигр» не оправдал возлагавшихся на него надежд, став такой же избыточной и фактически бесполезной боевой машиной, как и «Королевский Тигр»: «Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было. Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» - лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку!»

Комментарии

1

: 12.03.2019 16:40

Секрет этого изделия в том, что на лобовую броню пошли изготовленные для ВМФ бронелисты еще до войны и они лежали на складе флота.



: 02.07.2016 20:25

вот умели же немцы создавать великолепное оружие... для полигонов и выставок... в штучных количествах. Для войны правда слабо приспособленные, но ведь это мелочи)))



: 25.06.2016 00:34

: 17.01.2016 22:12

: 17.01.2016 17:58

Цитирую читатель

И какой же после этого Ягдтир лучший ПТ и ШО?:)У Бруммера,ИСУ-152,а тем паче у и Штурмтигра калибр орудия больше.у Элефанта лобовая броня корпуса(при,как Вы правильно заметили,лучшем качестве оной)толще..

Ну для начала Брумбер это штурмовое орудие, как и Штурм Тигр, и Ису-152. Они стреляли только фугасными снарядами (иногда дымовыми или зажигательными) и против танков были не эффективны!





: 19.02.2015 18:55

Цитирую Фургон

Постскриптум. Германцы разработали великолепные инженерно-технические сооружения во время тотальной войны - Тигры первый и второй, Пантеру, Ягдпантеру, Ягдтигр - НО ТАКУЮ сложную технику нужно разрабатывать, испытывать и доводить до ума в МИРНЫХ условиях, а не в условиях острого дефицита всего и вся. Так что не нужно было германцам развязывать Вторую Мировую бойню.

А зачем во время ТОТАЛЬНОЙ войны разрабатывать такую технику?

Трепещите владельцы неповоротливых тяжей, в игре появляется новый охотник — Jagdtiger (H) , премиумная ПТ 8-го уровня. Машина уже прошла полевые испытания на супертесте, поэтому скоро появится в игровом магазине. Если судить по внешнему виду, новая самоходка напоминает любимую многими ПТ Jugdtiger 8.8. Однако между машинами имеются и существенные различия, которые мы детально рассмотрим. Новый премиум танк Jagdtiger (H) не будет льготной машиной.

Исторические факты Jagdtiger (H)

Нужно отметить, что Jagdtiger (H) имеет сравнительно неплохую максималку в 38 км/час, при этом динамика и манёвренность оставляют желать лучшего. Кроме этого, самоходка является «счастливым» обладателем высокого силуэта, что снижает коэффициент незаметности: спрятать такой сарайчик в кустах будет затруднительно.
Орудие Jagdtiger (H) понравится многим, здесь буквально не к чему придраться. Бронепробитие бронебойным снарядом составляет 246 миллиметров, что позволяет набивать хороший дамаг даже на десятках. Разовый урон равен 490 единицам – серебра Jagdtiger (H) будет приносить много. Сюда можно добавить отличную скорострельность, что в совокупности обеспечивает ДПМ в 2 358 единиц урона в минуту.

Кроме этого, Jagdtiger (H) имеет характерно высокую немецкую точность и неплохое время сведения. Нарекание вызывает лишь стабилизация, но это привычная болезнь для данного класса техники. УГН позволяют доворачивать орудие на 20 градусов: по 10 в каждую сторону. Это существенно сокращает сектор обстрела, ведь шевелится на этой ПТ находясь в засаде прямо противопоказано. Зато машина обладает склонением орудия в 7.5 градусов, что позволяет скрывать уязвимый корпус за складками рельефа, при этом стабильно наносить урон врагу.

Полный обзор значений ТТХ Jagdtiger (H) можно посмотреть тут:

Бронирование Jagdtiger (H)

В плане бронирования, претензий к новой ПТ практически нет: 259 миллиметров в лобовой проекции рубки делают машину неуязвимой для одноклассников и некоторых девяток. Однако для голдовых боеприпасов и стальных монстров десятого уровня броня будет уязвима. Здесь придётся надеяться только на маску орудия, которая сможет выдержать сокрушительные удары.

Полные значения бронирования показаны на изображении ниже:

НЛД у ПТ-шки остаётся уязвимой: 187 миллиметров бронеплиты не выглядят серьёзной преградой даже для семёрок. При этом толщина приведённой брони верхней лобовой детали составляет 233 мм, что смотрится более внушительно. Однако здесь присутствует хорошо заметное пулемётное гнездо, которое будет пробиваться всеми и без особого труда. Поэтому корпус лучше прятать целиком, оставляя врагу только крепкую рубку. Борта защищены ожидаемо слабо, поэтому важно следить за мини-картой и не давать себя обойти.

Оборудование и навыки экипажа Jagdtiger (H)

Выбор оборудования для Jagdtiger (H) поможет частично нивелировать серьёзные недостатки данной машины. Мы советуем такой выбор:

Наш выбор также основан на улучшении основных характеристик машины. При выборе боевых расходников нам не предлагают особого выбора, поэтому заполняем слоты привычным джентльменским набором.

Боевая тактика на Jagdtiger (H)

Как играть на Jagdtiger (H)? В целом, боевое поведение этой машины не отличается от тактики игры на других ПТ: занимаем укромную позицию и раздаём урон неосторожным противникам. Однако для этой техники существует ряд нюансов, которые нужно учитывать, чтобы выжить на полях рандома. В частности, Jagdtiger (H) – это зависимая от обстоятельств машина. Это говорит о том, что действовать нужно в зависимости от уровня боя и игровой локации.

Итак, переходим к конкретике. Попадая в топ списка, можно не бояться никого и ничего, за исключением артиллерии. В таких боях лучше выбирать наступательную тактику. Выбираем понравившееся направление, занимаем позицию на первой линии и начинаем раздавать урон. Если спрятать НЛД и качественно засейвится от арты, которой улучшили режим прицеливания, сдерживать направление можно до конца боя даже в гордом одиночестве. Пробить нас в лоб не смогут, поэтому можно даже пользуясь поддержкой команды методично продавливать направление. Такой тактикой можно результативно пользоваться на городских локациях: теснота улиц не даст врагам обойти вас с флангов или закрутить.
Оказываясь внизу списка, ведём себя тише воды ниже травы. Впечатлить мощных десяток лобовой бронёй не получится: пробиваться ПТ-шка будет довольно уверенно. Поэтому занимаем позицию на 2-3 линии и приступаем к выполнению непосредственных обязанностей – огневой поддержке команды. Jagdtiger (H) имеет очень точное орудие, поэтому перестрелки на дальних дистанциях нас не испугают.
Если говорить о поведении на открытых картах, здесь следует соблюдать осторожность вне зависимости от уровня боёв. Здесь нужно держаться на значительном расстоянии от врага, максимально реализуя неплохой потенциал вооружения. При этом не стоит забывать, что коэффициент маскировки у Jagdtiger (H) критически низок, поэтому нас могут засвечивать практически после каждого выстрела. Поэтому к выбору позиции нужно подходить ответственно, сразу планируя пути возможного отступления. Нужно отметить, что пытаться геройствовать в одиночку на открытой местности не рекомендуется. Шустрые ЛТ без труда закрутят неповоротливую самоходку, не поможет даже хорошая лобовая броня и грозное вооружение.
Учитывая эти особенности нужно постоянно мониторить мини-карту, чтобы успеть среагировать на изменение обстановки. Лучше всего действовать в команде, чтобы напарник мог прикрыть фланги и тылы.
В целом, Jagdtiger (H) обещает быть весьма перспективной техникой, однако, релиз машины пока не состоялся, поэтому разработчики могут изменить некоторые технические характеристики.

Отзыв по ПТ-САУ 8 уровня Jagdtiger (H)

ПТ-САУ 8-го уровня Jagdtiger (H) в WoT – это машина с неплохим потенциалом. Однако чтобы с максимальной эффективностью реализовывать возможности техники, нужно умело скрывать недостатки и пользоваться преимуществами.

Достоинства:

  • Впечатляющий запас прочности.
  • Отличное лобовое бронирование.
  • Неплохая альфа.
  • Неплохой ДПМ.
  • Высокие характеристики вооружения.

Недостатки:

  • Картонные борта и лобовая проекция корпуса.
  • Огромный (без преувеличения) силуэт.
  • Довольно вялая динамика.
  • Слабые УГН.

Помимо этого, немецкая красавица не имеет льготного уровня боёв. Однако этот недостаток можно назвать спорным: в высокоуровневых боях действует повышенный коэффициент доходности. Учитывая, что Jagdtiger (H) может пробивать десяток даже без голды, данный недостаток может обернуться серьёзным финансовым преимуществом.
Интересная машина в плане бронирования и отличного вооружения на борту со 128 мм орудием. Как и всегда характеристики орудия обладают высоким значением скорости сведения и точностью, а также минимальным значением разброса среди 8 уровней World of Tanks. За что придется расплачиваться динамикой Jagdtiger (H).

Panzerjäger Tiger (Sd.Kfz.186);
Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger.

Истребитель танков "Ягдтигр" создан на базе тяжелого танка Т-VI В "Королевский тигр" . Его корпус выполнен с примерно такой же конфигурацией, что и у танка-истребителя "Ягдпантера". Этот истребитель танков был вооружен 128-мм полуавтоматической зенитной пушкой без дульного тормоза. Начальная скорость ее бронебойного снаряда составляла 920 м/сек. Хотя пушка была рассчитана на использование выстрелов раздельного заряжания, скорострельность ее была довольно высока: 3-5 выстрелов в минуту. Кроме орудия, истребитель танков имел 7,92-мм пулемет, установленный в шаровой опоре в лобовом листе корпуса.

Истребитель танков "Ягдтигр" имел исключительно сильное бронирование: лоб корпуса - 150-мм, лоб рубки - 250-мм, боковые стенки корпуса и рубки - 80-мм. Вследствие этого, вес машины достиг 70 т и она стала самой тяжелой серийной боевой машиной второй мировой войны. Столь большой вес отрицательно сказался на ее подвижности, большие нагрузки на ходовую часть вызывали ее поломки.

Ягдтигр. История создания

Экспериментальные конструкторские работы по проектированию тяжелых самоходных систем велись в рейхе с начала 40-х годов и даже увенчались локальным успехом - две 128-мм САУ VK 3001(H) летом 1942 года были отправлены на советско-германский фронт, где вместе с другой техникой 521-го танко-истребительного дивизиона были брошены вермахтом после разгрома немецких войск в начале 1943 года под Сталинградом.

Но даже после гибели 6-й армии Паулюса никто и не думал запускать подобные САУ в серию - общественные настроения правящих кругов, армии, да и населения определялись идеей, что война вскоре закончится победным концом. Только после поражений в Северной Африке и на Курской Дуге, высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные довольно эффективной нацистской пропагандой, осознали реальность - совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции гораздо мощней возможностей Германии и Японии, поэтому только "чудо" может спасти гибнущее немецкое государство.

Тут же среди населения начались разговоры о "чудо-оружии", которое может изменить ход войны - подобные слухи вполне легально распускались нацистским руководством, обещавшим народу скорое изменение ситуации на фронте. Поскольку эффективных в глобальном плане (ядерного оружия или его эквивалента) военных разработок в конечной стадии готовности в Германии не имелось, руководители рейха "хватались" за сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, способные своей необычностью и оригинальностью наряду с оборонительной выполнять еще и психологическую функции, внушая населению мысли о мощи и силе государства. способного инициировать создание столь сложной техники. Именно в подобной ситуации и был спроектирован, а затем запущен в серию тяжелый истребитель танков - САУ "Ягд-тигр".

При разработке тяжелого танка "Тигр II" компания "Хеншель" в сотрудничестве с фирмой "Крупп" приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе. Хотя приказ о создании новой самоходной пушки был издан Гитлером еще осенью 1942 года, эскизное проектирование началось только в 1943 голу. Предполагалось создать бронированную самоходную арт-систему, вооруженную 128-мм длинноствольным орудием, которую при необходимости можно было бы оснастить и более мошной пушкой (планировалась установка 150-мм гаубицы с длиной ствола в 28 калибров).

Внимательно изучался опыт создания и применения тяжелого штурмового орудия "Фердинанд" . Так, в качестве одного из вариантов новой машины, рассматривался проект перевооружения "Элефанта" 128-мм пушкой Рак 44 L/55, однако победила точка зрения управления вооружений, которое в качестве гусеничной базы САУ предлагало использовать ходовую часть проектируемого тяжелого танка "Тигр II".

Новая САУ классифицировалась как "12,8-см тяжелое штурмовое орудие". Ее планировалось вооружить, 128-мм артсистемой, осколочно-фугасный боеприпас которой имел значительно большее фугасное действие, чем у зенитного орудия аналогичного калибра Flak40. Деревянный макет новой самоходки в натуральную величину был продемонстрирован Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и последовало распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году.

7 апреля 1944 года машине присвоили название "Panzer-jaeger Tiger" Ausf. В и индекс Sd.Kfz.186 . Вскоре наименование машины упростили до Jagd-tiger ("Ягд-тигр" - охотящийся тигр). Именно с этим названием, вышеописываемая машина, вошла в историю танкостроения. Первоначальный заказ составил 100 самоходных установок.

Уже к 20 апреля ко дню рождения фюрера изготовили в металле первый образец. Полная боевая масса машины доходила до 74 тонн (с ходовой частью конструкции Порше). Из всех участвовавших во Второй мировой войне серийных САУ эта являлась самой тяжелой.

Разработкой конструкции самоходного орудия Sd.Kfz.186 занимались компании "Крупп" и "Хеншель", а производство собирались развернуть на заводах фирмы "Хеншель", а также на предприятии "Нибелунгенверке", входившей в состав концерна "Штейр-Даймлер АГ". Однако стоимость эталонного образца получилась чрезвычайно большой, поэтому главной задачей, которую поставило перед собой правление австрийского концерна, было добиться максимально возможного снижения стоимости серийного образца и сроков изготовления каждого истребителя танков. Поэтому доработкой САУ занялось конструкторское бюро - Фердинанда Порше ("Porsche AG").

Поскольку самой трудоемкой частью в истребителе танков была именно "ходовая", Порше предложил применить в машине подвеску, имевшую тот же конструктивный принцип, что и подвеска, устанавливавшаяся на "Элефанте". Однако из-за многолетнего конфликта конструктора с управлением вооружений, рассмотрение вопроса затянулось до осени 1944 года, пока, наконец, не было получено положительное заключение. Поэтому САУ "Ягд-тигр" имели два вида различающейся между собой ходовой части - конструкции Порше и конструкции фирмы "Хеншель". В остальном выпущенные машины отличались между собой незначительными конструктивными изменениями.



Поделиться: