Перестройка и ее результаты. распад ссср. Альтернативные варианты развития ссср

Введение

реформа перестройка горбачев

В 1985-86 гг. по инициативе М.С. Горбачёва началось проведение реформы экономической системы СССР. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политически обоснованной концепции реформы, в которой были бы отражены исходные позиции, определены задачи и цели, механизм решения экономических проблем. Постепенно изменения условий развития производства и методов руководства экономикой переросли в реформирование внутриполитического устройства и внешней политики нашего государства. Преобразования в социально-экономической и общественно-политической сферах вышли за пределы, намечаемые «перестройкой». Они привели к распаду существовавшего на протяжении семи с лишним десятилетий советского государства.

Актуальность данной темы в наши дни обусловлена тем, что даже когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица периода перестройки, политические и экономические преобразования в России продолжаются. Достижения и ошибки М.С. Горбачёва и его соратников сохраняет актуальность и более чем через да десятилетия после начала реформ. Хотя реформы в связи с распадом тогдашнего Советского Союза, казалось, потерпели неудачу, они, тем не менее, одержали победу. Те сложные вопросы и проблемы, которые существуют в России в настоящее время, становятся более объяснимыми и понятными при рассмотрении попыток реформирования в СССР во второй половине 1980-х гг.

В данной работе моей целью являлось осуществление анализа и рассмотрение логики происходящих исторических явлений и процессов в 1985-1991 гг.

Конечной цели невозможно достичь не рассмотрев основные элементы жизни последнего периода существования СССР: 1) социально-экономические реформы; 2) внутриполитические преобразования; 3). диаметральную смену внешнеполитического курса.

Поэтому при исследовании темы «Перестройка в СССР» необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть причины и предпосылки начала проведения реформ М.С. Горбачёва;

изучить социально-экономические реформы, и выявить причины их неудач;

описать политические реформы в СССР, их неподготовленность и стихийность;

проанализировать основные направления внешнеполитического курса СССР

оценить результаты и последствия «перестройки» в контексте современного развития России.

В качестве источников я использовала периодическую литературу того времени, а именно газету "Правда" материалы, ХХVII съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС, ХIХ партконференции а также книги: М.С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается», Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.

Книга Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева - это размышления о перестройке, о проблемах, которые встали перед страной, о масштабах перемен, о сложности, ответственности и неповторимости нашего времени. Значительная ее часть посвящена новому политическому мышлению, философии внешней политики. В качестве источников также были использованы воспоминания помощников и соратников Горбачёва.

Литература на которую я опиралась при написании реферата учебные пособия, монографии и справочники. В учебниках для вузов под редакцией А.Ф. Киселёва, А.М. Щагина и А.Б. Безбородова доступно и понятно изложена суть внутриполитических процессов и реформ горбачёвского шестилетнего правления. В монографиях В.В. Согрина, В.А. Печенева подробно рассматривается перестройка. На основе глубокого анализа политических и экономических процессов, протекавших в СССР во второй половине 1980-х годов, авторы пытаются ответить на два важнейших вопроса нашего времени: было ли необходимо начатое М.С. Горбачевым коренное переустройство государственной и партийной систем СССР и кто, каким образом и почему сделал процесс преобразований необратимым? Ими используется собственный обширный архив документов.

Эти источники в большей мере освещают перестройку, чем другие.

Практическая значимость заключается в том, горбачёвская перестройка начала цепь реформ нашего общества, которые не получили логического завершения и в настоящее время. Попытка реформировать авторитарное советское государство не только оказалась неудачной для самих реформаторов, но и повлекла распад самого СССР и принесла страданиям сотням миллионов людей, живших в советской империи. Для нас граждан России, живущих в начале ХХI столетия важно понимать, какой отпечаток перестройка накладывает на современную Россию.

Хронологические рамки работы охватывают период с марта 1985 по август 1991 гг. Реферат состоит из введения, основной части, которая включает три раздела, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Перестройка в социально-экономической сфере

1 Социально-экономические реформы и их последствия

Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого.

11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов - «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. По склад личности Горбачёв также значительно отличался от предыдущих советских руководителей.

Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин.

К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам.

Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки - около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились.

Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике.

В четвёртых, в 1983 г. президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн» - космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Таким образом, сложилась ситуация, что советское правительство не имело достаточных валютных средств для импорта необходимых товаров народного потребления (ТНП) и продовольствия, которые в недостаточном количестве производились в Советском Союзе.

Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики - планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться.

Экономические преобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа.этап (1985 - 1986 гг.) - этап «ускорения социально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализм имеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом.этап (1987-1989 гг.) - этап либерализации экономики. Введение элементов рыночной экономики. Цель - совместить плановую экономику с рыночной экономикой.этап (1990-1991 гг.) - неудачные попытки проведения рыночных реформ.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор».

В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания.

Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва - секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года.

Антиалкогольная кампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте, увеличилась средняя продолжительность жизни.

Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута.

В феврале 1986 г. на XVII съезде КПСС вопрос ставился правильно: «Повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор». Но одними призывами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственных вложений в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Ухудшению положения в экономике способствовали и внутренние субъективные факторы.

Во время загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин. «Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.)…С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, … достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов… Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта».

апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей.

К началу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.). Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние.

Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск ТНП на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка - это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности».

Но хозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административной системой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Представление Горбачёва об экономике в значительной мере были мифологическими. В ноябре 1987 г. он заявляет, что необходимо вернуть «ленинскую концепцию строительства социализма». В связи с этим и выдвигается идея массового развития кооперации, взятая из работы В.И. Ленина «О кооперации». В СССР предлагается развивать новые формы хозяйства, особенно в сфере обслуживания и производстве ТНП - кооперативы, различные формы аренды государственной собственности, разрешается индивидуальная трудовая деятельность. В дальнейшем Горбачёв заявляет, что «необходимо развивать новые формы социалистической собственности».

Но уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня - 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства, продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути».

Горбачёв доводит до сведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчет и самоокупаемость: «…должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды, создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попытки командовать колхозами и совхозами».

«Радиальная экономическая реформа» фактически слабо проводилась в жизнь. Это была реформа в большей степени «на бумаге». По официальным данным рост промышленного производства в 1986-88 гг. составил 2,8% ежегодно, в 1989 г. - 2,4%, а в 1990 г. произошло падение объёмов промышленного производства на 2%. А при этом изменения в структуре управления промышленностью фактически приводят к её хаосу.21 Уже в 1988 г. стали возникать серьёзные проблемы с обеспечением населения продуктами питания и ТНП. В 1989 г. начинает вводиться карточная-талонная система на отдельные продукты, в 1990-91 гг. она охватывает десятки продовольственных и непродовольственных товаров. Постепенно рынок ТНП захватывают кооперативные производители. Деятельность мелких частных производителей приводит к спекуляции, росту цен. Фактически кооператоры и индивидуальные предприниматели не почти не платят налогов государству, так как не существует механизма сбора налогов. Место государства занимают банды рэкетиров.

В 1990 г. глава правительства Н. Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубоком кризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал, что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнем прошлого года в Азербайджане на 19%, Армении - 9%, Грузии - 8% и т.д. Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человеко-дней, а за 4 месяца 1990 г. - 9,5 млн.22 Дефицит государственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей.

Одновременно в 1990 г. активно развивается инфляция. Изначально её породила «социальная направленность» реформ. Уже с 1985 г. государство начало осуществлять рост зарплат и различных социальных пособий. Таким образом, происходил рост денежной массы, тогда как количество товаров на внутреннем рынке практически не менялось. Ослабление рубля привело к росту натурального обмена - бартерных сделок, что в свою очередь снизило собираемость налогов. В этой ситуации и была выдвинута «Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике». Её разработчиками были Н. Рыжков и В. Павлов. Она предусматривала медленный переход к рыночной экономике при господстве государственной собственности и жёсткого контроля государства в экономике. Был принят ряд законов, которые позволяли строить рыночную экономику: «Закон о собственности», разрешавший частную собственность, «Закон о банках», который позволял создавать частные и акционерные банки, «Закон об инвестиционной деятельности». В 1991 г. происходил окончательный развал плановой экономики. Чтобы замедлить развитие инфляционных процессов; инфляция 1991 г. достигала 10% в месяц, правительство во главе с В.Павловым 1 апреля 1991 г. объявило денежную реформу. Впрочем, эта мера оказалась неэффективной. Осенью 1990 г. страны Запада стали осуществлять поставки гуманитарной помощи в СССР. Они прекратились лишь в 2000 г. с избранием на пост президента В.В. Путина. Практически эти поставки помогали разрушать мало конкурентоспособную экономику СССР и России.

Справедливости ради, стоит отметить, что в 1991 г. рыночные механизмы всё же с трудом стали действовать. Возникают первые акционерные общества, крупные частные предприятия; советские кооператоры постепенно превращаются в сословие предпринимателей. Мафиозные группы и коррумпированное советское чиновничество стало осуществлять раздел целых отраслей экономики. Более того, была расхищена даже часть золотовалютных резервов страны. Таким образом, увеличивалась безработица, а обнищание основной части населения достигло крайнего предела, расцветал чёрный рынок. Таковы были результаты непродуманной и стихийной экономической политики.

2. Политические преобразования в обществе

1 Демократизация политической системы

реформа перестройка горбачев

После прихода к власти в 1985 г. М. Горбачёв не планировал проводить реформирование политической системы СССР. XXVII съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1986 г., проходил под прежним лозунгом «КПСС - руководящая сила советского общества». На съезде была принята новая редакция программы партии, в которой главной целью являлось «всестороннее и планомерное совершенствование социализма и дальнейшее продвижение советского общества к коммунизму».

Реформы свелись к перестановкам в верхних эшелонах власти. В сентябре 1985 г. председателем Совета министров стал Н. Рыжков, министром иностранных дел был назначен Э. Шеварнадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций (в частности в 1985 г. 1-м секретарём Орловского обкома КПСС стал Е.Строев), 40% членов ЦК КПСС. От политической деятельности были отстранены представители «брежневской гвардии» - Н. Тихонов, Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986 г. на пост 1-го секретаря Московской партийной организации КПСС, которая была крупнейшей в стране, был переведён из Свердловска Б. Ельцин.

Приход к власти М. Горбачева на фоне правления Л. Брежнева, Ю. Андропова, К. Черненко был с энтузиазмом встречен народом, и в частности интеллигенцией. Народ выразил доверие новому руководству. Ослабла цензура. Люди не боялись политических преследований, открыто выражали свои взгляды. Даже традиционные советские праздники и партийные мероприятия стали иметь иной оттенок. М Горбачёв показывал себя современным лидером. На официальных государственных приёмах он стал появляться с женой - Р. Горбачёвой, которая была его соратницей и помощницей. Последней женой советского лидера о которой знал советский народ в середине 1980-х гг. была жена В. Ленина - Н. Крупская. Глава государства стал совершать поездки по стране, во время которых проводить встречи с людьми, внезапно останавливая свой эскорт. М. Горбачёв играл совсем другую роль, чем прежние руководители СССР. Но власть по-прежнему находилась в руках номенклатуры, система управления государством оставалась командно-административной.

В январе 1987 г. состоялся пленум ЦК КПСС, после которого в политическом лексиконе появился новый термин «перестройка». На пленуме были приняты решения об увеличении роли средств массовой информации, провозглашена политика «гласности». Пресса сначала критиковало отдельные недостатки советской системы, но очень быстро осмелела и стала выражать недовольство советским строем в целом, опираясь на лозунг: «избавления от деформаций социализма», «возвращения к ленинским нормам». В сентябре 1987 г. была создана «Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий», под руководством А. Яковлева. Он стал идеологом гласности, «истинным архитектором перестройки». Одной из новых идей стала «демократизация советского общества». А. Яковлев пропагандировал «демократический социализм», многообразие его моделей, настаивал на приоритете «общечеловеческих ценностей над классовыми».

Огромную популярность приобретали литературно-художественные и общественно-политические журналы, например, «Новый мир» (гл.ред. С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов), Огонёк» (В. Коротич), «Наш современник» (В. Викулов). В течение короткого времени были опубликованы многие запрещённые ранее произведения, например, М. Булгакова «Собачье сердце», А. Платонова «Котлован». А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», Л.Замятина «Мы» и др. Тиражи изданий возросли в десятки раз.

М. Горбачев любил называть свою политику новой «революцией». Например, его доклад в честь 70-летия «Октябрьской социалистической революции» назывался «Октябрь и перестройка: революция продолжается». Но «демократизация» общества в целом превратилась в отстранение от власти старой бюрократии и появление новой. Вместе с тем «гласность» посеяла среди народа сомнения в социализме как в системе.

Вместо прежних идей «ускорения» и «совершенствования социализма» в общественном сознании стали укореняться мысли о необходимости радикальной рыночной реформы. Особенно популяризировали идеи совмещения рыночной и социалистической экономик публицисты и экономисты В. Селюнин, А. Нуйкин, П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелёв, О. Богомолов, Л. Абалкин. Они предлагали перейти к хозрасчётному социализму, в основе которого лежали принципы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий.

Переход к строительству «хозрасчётного социализма» серьёзно повлиял на идеологию реформ. Вместо лозунга «приоритета общечеловеческих ценностей» стали вводиться понятия «парламентаризм», «правовое государство», «разделение властей», «рынок», «частная собственность».

Новая доктрина была воплощена в решениях XIX Всесоюзной партконференции (28 июня - 1 июля 1988 г.). М.Горбачёв связал экономические неудачи с консерватизмом партийного аппарата, командно-административной системой, бюрократией. Отсюда был сделан вывод - механизм управления государством должен быть демократизирован. Конференция завершилась победой М. Горбачёва и его сторонников. Было принято 6 резолюций: «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе». Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 чел. Две трети депутатов избирались народом от территориальных и национально-территорильных округов, а одна треть - от общественных организаций (КПСС, ВЛКСМ, ПРОФСОЮЗОВ, НАУЧНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ). Съезд должен был принимать важнейшие решения. Делегаты формировали постоянно действующий парламент - двухпалатный Верховный Совет, численностью от 450 до 540 депутатов.

В 1987-88 гг. среди реформаторов продолжала существовать вера в возможность компартии возглавить преобразования. Почти все известные реформаторы были известными партийными работниками, а другие (например, А. Собчак, С. Станкевич) вступили в КПСС.

2.2 Противоречивый характер реформ и их последствия

В декабре 1988 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла изменения и дополнения в Конституцию СССР, которые узаконивали новую систему государственных органов власти и принцип альтернативности при выборах народных депутатов в центре и на местах.

Раскол среди сторонников реформ произошёл во время выборной кампании зимой-весной 1989 г. Во время выборов появилось и активизировалось большое количество, так называемых «неформальных» движений и групп. Они появились ещё в 1988 г. В мае1988 г. оппозиционной коммунистам партией провозгласил себя Демократический союз В. Новодворской. Тогда же был создан проект «программы социал-демократической партии», послуживший основой для возникновения весной 1990 г. Либерально-демократической партии СССР В.Жириновского. В апреле 1988 г. возникают Народные фронты Эстонии, Латвии, «Саюдис» в Литве.

Предвыборная кампания проходила по-новому, вовлекая людей в политическую деятельность. Впервые с начала 1920-х гг. проходила борьба между кандидатами в депутаты, стали проходить митинги, теледебаты, проводиться социологические опросы. Возникли политические и дискуссионные клубы, напр., «Московская трибуна». По 750 территориальным округам баллотировался 1451 кандидат в депутаты, по 750 территориально-национальным - 1419, на 750 депутатских мандатов от общественных организаций претендовал 871 кандидат. Выборы состоялись 26 марта 1989г. В них приняло участие 172 млн., или почти 90% всех избирателей. Следует признать, что если в крупных городах действительно проходила острая политическая борьба, то в провинции демократические выборы воспринимались многими как простая формальность.

На съезде был сформирован Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совет Союза и Совет национальностей). В новый парламент вошло 542 депутата. Главой Президиума Верховного Совета стал М. Горбачёв, его заместителем А. Лукьянов. На съезде сформировалась первая организационная парламентская оппозиция Межрегиональная депутатская группа (МДГ). В неё вошли Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Попов, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Духовным лидером группы был академик А. Сахаров.

Во время дискуссий радикально настроенные депутаты критиковали политику М. Горбачёва. Они обвинили правительство в нерешительности, в промедлении с переходом к рынку, за ухудшение социального положения в стране (рост цен, введение карточно-талонной системы). В политической сфере предлагали ввести институт президента, избираемого прямым голосованием и проведении референдумов по важнейшим вопросам жизни страны. А. Сахаров предложил подписать новый союзный договор между республиками, по которому СССР становился конфедерацией, а не федерацией. Демократы активно поддержали требования депутатов от прибалтийских республик о создании «Комиссии по политической и правовой оценке советско-германских договоров 1939 г. и их последствиях».

Позиции М. Горбачева становились более уязвимыми из-за ухудшения социально-экономического положения в стране и возникших межнациональных конфликтов. Одновременно он стал терять контроль над ситуацией, так как активно принимал участие в работе Верховного Совета, фактически исполняя обязанности спикера, а не управлял государством.

В декабре 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР. Наиболее острая дискуссия развернулась по поводу 6-й статьи Конституции, в соответствии с которой КПСС являлась руководящей и направляющей силой в жизни общества. С призывом отменить 6-ю статью выступил А. Сахаров. А через несколько дней после выступления, 14 декабря он скоропостижно скончался. Новым лидером МДГ и всей демократической оппозиции стал Б. Ельцин. М. Горбачёву удалось отклонить на съезде обсуждение 6-й статьи Конституции. Пытаясь перехватить политическую инициативу, в начале 1990 г он сам заявил о необходимости отмены 6-й статьи Конституции по разработке новой Программы КПСС, в которой признавались политический плюрализм, многопартийность, смешанная экономика.

Зимой-весной 1990 г. радикальные демократы объединяются перед выборами в местные Советы. Они видят, что им невозможно получить большинство в союзном парламенте, поэтому своей главной задачей делают победу на выборах в России, чтобы объявив её суверенитет, устранить союзный центр от реальной власти. 21-22 января 1990 г. было создано движение «Демократическая Россия». Параллельно с ней появилась и «Демократическая платформа в КПСС». Её организаторами стали ректор МВПШ В. Шостаковский и преподаватель научного коммунизма В. Лысенко, но ключевые позиции в ней занимали Б. Ельцин и Н. Травкин. Создание «Демократической платформы» было направлено на превращение КПСС в партию парламентского типа.

марта 1990 г. состоялись выборы в Советы народных депутатов в РСФСР и ряде других республик. Блок «Демократическая Россия» получил около 25% голосов избирателей и сформировал в Верховном Совете РСФСР мощную фракцию.

марта 1990 г. открылся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нём было принято два важнейших решения: была отменена 6-я статья Конституции, было принято решение о введении поста Президента СССР. На съезде произошла дискуссия о том, каким способом избирать президента СССР: прямым голосованием избирателей или косвенным делегатами съезда. За избрание президента на съезде выступили представители национальных республик, которых не устраивали выборы всенародным голосованием. Избрание президента на всенародных выборах давало ему большие полномочия. Это также не устраивала и Б. Ельцина и его сторонников.

В результате на должность президента СССР на III съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. был избран единственный реальный кандидат - М. Горбачёв. За него проголосовало более 60% делегатов съезда.

В мае - июне 1990 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов РСФСР. 12 июня была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В декларации было установлено верховенство законов России над союзными законами, одновременно предусматривалась возможность приостановления действия законов СССР на территории РСФСР. Председателем верховного Совета был избран Б. Ельцин, его заместителями - Р. Хасбулатов, Б. Исаев, С. Горячева, главой правительства - И. Силаев.

На следующий день после избрания на пост главы парламента России, 30 мая 1990 г. Ельцин на пресс-конференции заявил, что Россия станет скоро во всём самостоятельной и её законы будут выше союзных.

Вслед за Россией декларации о суверенитете в течение нескольких месяцев приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР.

Суверенизация России положила начало заключению двухсторонних договоров республик в обход союзного договора. В общественном мнении активно формируется негативное общественно мнение по отношению к союзным структурам. При этом огромную роль стали играть экономические процессы. Местным партийным элитам в процессе перехода к рыночным отношениям была крайне необходимо получить как можно больше суверенитета для перевода под свой контроль государственного имущества.

Вместе с тем 4-й съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1990 г. принял решение о проведении всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР, а 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума.

марта 1991 г. вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности».

апреля 1991 г. в загородной резиденции президента в Ново-Огарёво состоялась встреча руководителей 9 республик и Горбачёва. В нём говорилось, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является подписание нового Союзного договора. В совместном заявлении говорилось, что не позднее чем через 6 месяцев после подписания договора будет принята новая Конституция СССР.

мая в Ново-Огарёве состоялось первое заседание Подготовительного комитета для работы над проектом нового союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста нового договора. Республики объявлялись «полноправными членами международного сообщества», имели право свободного выхода из Союза. Они могли приостанавливать действие союзных законов, самостоятельно определять государственные языки.

Текст фактически означал распад как СССР, так и Российской Федерации, конституция которой не упоминалась в тексте союзного договора. Подписание договора планировалось на 20 августа 1991 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что М. Горбачёв утратил реальную власть и контроль над политической ситуацией в стране задолго до событий 18-22 августа 1991 г. Вряд ли демократические реформы в СССР могли закончится успешно в стране, где отсутствуют демократические традиции. Политическое устройство России, которое можно определить как «иллюзорную демократию», и политическая жизнь в России в последние несколько лет ярчайшее подтверждение этому.

3. Перестройка внешней политики

1 Завершение «Холодной войны»

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. Экономический кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об «экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономии преувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны» в 1987-1990 гг. Предусматривалось и улучшение отношений с капиталистическими странами на основе равноправия и открытости - концепция «нового политического мышления».

Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению. «Ход истории, общественного прогресса всё настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты», - говорил Горбачёв на XXVII съезде КПСС.

В ноябре 1985 Горбачев встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Американский президент обещал, что когда исследования принесут успех, США «откроют свои лаборатории перед Советами», но Горбачев не верил ему. «Говорят, верьте нам, что если американцы первыми реализуют СОИ, то они поделятся с Советским Союзом. Я сказал тогда: господин президент, призываю вас, поверьте нам, мы уже об этом заявили, что не применим первыми ядерного оружия и не нападем первыми на Соединенные Штаты Америки. Почему же вы, сохраняя весь наступательный потенциал на земле и под водой, еще собираетесь развернуть гонку вооружений в космосе? Вы нам не верите? Выходит, не верите. А почему мы вам должны больше верить, чем вы нам?» Несмотря на то, что существенных сдвигов на этой встрече достигнуть не удалось, два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться в будущем.

Однако после встречи в Женеве отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ее конфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которые выполнялись даже в годы конфронтации 1980-1984. Это был последний всплеск «Холодной войны». «Похолодание» в международных отношениях наносило удар по планам Горбачева, выдвинувшего широкомасштабную программу разоружения и всерьез рассчитывавшего на экономический эффект конверсии, которая, как впоследствии стало ясно, нанесла огромный урок обороноспособности страны. Уже летом обе стороны стали зондировать возможности для проведения «второй Женевы», которая и состоялась в октябре 1986 г. Рейкьявике. Здесь Горбачев попытался вызвать Рейгана на ответные уступки, предложив масштабные сокращения ядерных вооружений, но «в пакете» с отказом от СОИ, однако американский президент отказался отменить СОИ и даже изобразил возмущение увязкой двух проблем: «Уже после того, как все или почти все, как мне казалось, было решено, Горбачев выкинул финт. С улыбкой на лице он произнес: «Но все это, конечно же, зависит от того, откажетесь ли вы от СОИ». В итоге встреча в Рейкьявике фактически кончилась ничем. Но Рейган понял, что добиться улучшения международных отношений можно не путем нажима на СССР, а с помощью взаимных уступок. Стратегия Горбачева увенчалась иллюзией успеха - США согласились заморозить несуществующую СОИ до конца века.

В 1986 г. администрация США отказалась от фронтального наступления на СССР, которое закончилось неудачей. Однако был усилен финансовый нажим на СССР, США в обмен на различные уступки уговорили власти Саудовской Аравией о резко увеличить объем добычи нефти и снизить мировые цены на нефть. В результате, экспортные доходы Советского Союза, которые зависели от цен на нефть, стали быстро сокращаться.

После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 г. два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987 г., по которому американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. «Новое мышление» восторжествовало. Мир полным ходом шел к прекращению «холодной войны».

Важнейший кризис, который привел к возобновлению «холодной войны» в 1979, ушел в прошлое. За ним последовали и другие «фронты» «холодной войны», в том числе и главный - европейский.

В декабре 1988 г. Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана.

В декабре 1989 г. у берегов Мальты Горбачев и президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещал предпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холодная война» продолжалась. Несмотря на сохранение разногласий по поводу ситуации в некоторых странах, в том числе в Прибалтике, атмосфера «холодной войны» отошла в прошлое. Объясняя Бушу принципы «нового мышления» Горбачев говорил: «Главный принцип, который мы приняли и которому следуем в рамках нового мышления, - это право каждой страны на свободный выбор, включая право пересмотреть или изменить первоначально сделанный выбор. Это - очень болезненно, но это - основополагающее право. Право выбирать без вмешательства извне».

Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях.

Летом 1991 г. впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

2 Новые отношения с социалистическими странами и их последствия

М.С. Горбачёв первым выступил за деидеологизацию внешней политики. При сохранении социализма в СССР, странах центральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практике отказ от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимость к инакомыслию, признание права страны на свободный выбор. Выступая за деидеологизацию, советское политическое руководство предполагало, что администрация США и их союзники также будут строить свою политику в соответствии с общечеловеческими идеалами, признают окончание «холодной войны», откажутся от попыток «выбросить социализм на свалку истории».

Выступая в ООН в конце 1988 г., Горбачёв объявил о намерении СССР вывести части советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 1990-х гг. Это заявление, а также надежды на то, что СССР не решится на военное вмешательство, вселили надежды в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть, В течение 1989-1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции», в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), Болгарии и Румынии (декабрь 1989 г.), Начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. - разрушена Берлинская стена) и т.п.

июля 1990 г. вступил в силу договор о заключении союза между ГДР и ФРГ. СССР брал на себя обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии. А в октября 1990 г. было объявлено о присвоении М.С. Горбачёву Нобелевской премии мира.

В странах Восточной Европы начались реформы, основанные на «неолиберальных» идеях, близких к западному неоконсерватизму и неоглобализму. Реформы проводились поспешно, без плана и подготовки, что приводило к болезненной ломке общества. Они получили название «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока» наступит облегчение. Страны Запада оказали некоторую финансовую поддержку этим реформам, в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику по западному образцу.

Новые правительства стран Восточной Европы потребовали скорейшего вывода советских войск со своей территории. У СССР к тому времени не было ни возможностей, ни желания сохранять там свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, который напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения выводись в кратчайшие сроки на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации.

С 1991 г. СССР перешёл на расчеты со странами членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте.

Все эти обстоятельства предрешали распад военно-политических и экономических организаций, подконтрольных СССР. В июле 1991 были распущены Варшавский договор (1 июля) и СЭВ (28 июля). Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО.

СССР ненадолго пережил созданный им военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попытки руководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачева к президенту Российской Федерации Борису Ельцину и руководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР.

Почти точное совпадение завершения «холодной войны» и распада СССР вызвало в мире споры о том, какова связь между этими явлениями. Может быть, завершение «холодной войны» является результатом распада СССР и, следовательно, США выиграли эту «войну». Однако к моменту распада СССР «холодная война» уже закончилась - за несколько лет до этого события. Если учесть, что в 1987 был разрешен ракетный кризис, в 1988 заключено соглашение по Афганистану, и в феврале 1989 были выведены советские войска из этой страны, в 1989 исчезли социалистические правительства почти во всех странах Восточной Европы, то говорить о продолжении «холодной войны» после 1990 не приходится. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979-1980, но и в 1946-1947. Уже в 1990 уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «Холодной войны», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Д. Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президенты Б. Ельцин и Д. Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Эти пропагандистские заявления не снимают факта, что в 1990-1991 признаки «Холодной войны» уже исчезли. Завершение «Холодной войны» и распад СССР имеют общую причину - кризис государственного социализма в СССР.

Заключение

Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов.

Попытаюсь объяснить, что же я имела в виду в качестве исторического термина "перестройка". В широком смысле: перестройка - совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР. Перестройка - это крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный строй в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева в 1985 г. По своему существу это - определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 - август 1991) и задуманных в целях "обновления социализма", придания ему "второго дыхания". Изменив общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Перестройка породила ряд общественных процессов, которые можно оценивать двояко, как антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, или как распад России и превращение её в сырьевой придаток развитых стран мира.

В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. 1985-1991 годы - конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, частная собственность узаконивается. Советская номенклатура открыто превращается в капиталистов-олигархов.. Политически все это идет на фоне тотального разгрома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР.

Экономическая катастрофа "перестройки" явилась одним из важнейших факторов политической дестабилизации, которая повлекла за собой окончательный развал административно-командной системы управления - основы советского народного хозяйства.

Крах перестройки, приведший к ликвидации социализма в нашей стране и развалу СССР, породил длительную дискуссию на тему, можно ли было избежать катастрофы и реформировать советскую экономику. Учитывая тотальное засилье марксизма и отсутствие подготовленных экономистов-рыночников к началу перестройки (они станут появляться только в ее ходе), в вину Горбачеву, по большому счету, можно было поставить разве что некоторый идеализм и недостаточное знание реальных механизмов советской экономики. Таким образом, шанс на рыночное реформирование экономики СССР был в действительности чрезвычайно мал. В конечном счете, результаты перестройки определит история по итогам российских реформ, либеральных преобразований в экономике по западной модели развития, которым Горбачев открыл дорогу.

Противопоставив себя многовековому российскому и советскому опыту, вознамерился освободить общество от политического и экономического засилья государства, Горбачёв преуспел на этом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Он привел Россию ближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либо прежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку и приватизации.

Кроме того, в отличие от любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудить судьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, он сумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то, что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом.

Наконец, Горбачев добился всего этого вопреки очень серьёзной оппозиции. Популярные комментаторы вменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал более мужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия им пришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы - от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с Соединенными Штатами и ухода из Афганистана - встречали действительное сопротивление, со стороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве. Роль, которую Горбачёв сыграл в истории нашей Родины, пока ещё невозможно оценить.

Библиографический список

1.Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. М., 1991

Горбачёв М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается, М.: 1987

Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира, - М., 1989

Грачёв А. Горбачёв. М., 2001

История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник для вузов / Под ред. А.Б.Безбородова. - М.: АСТ, 2001

Медведев В.А. В команде Горбачёва: взгляд изнутри. М., 1994

Новейшая история Отечества: ХХ век, Учебник для вузов в 2-х т. Т.2. / Под ред. А.Ф. Киселёва, Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 2002

Печенев В.А. Взлёт и падение Горбачёва: глазами очевидца. М., 1996

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачёва до Путина. М., 2001

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачёвым. М., 1993

Шахназаров Г.Х. Цена свободы. Реформация Горбачёва глазами его помощника. М., 1993

Шехов Н.А. Тысячелетие русской истории. - М.: Вече

1985 год. СССР внезапно (для большинства жителей страны) сталкивается с экономическим кризисом (одновременно и с социальным тоже). Экстенсивный тип экономики, основанный на активной добыче и выкачке природных ресурсов, начал давать сбой, как только в стране исчерпывалось очередное месторождение полезных ископаемых.

Весной 1985 пост Генерального секретаря ЦК КПССС занял молодой политик Михаил Горбачев. Буквально через месяц-два он объявил курс на большие реформы, надеясь преодолеть кризисное состояние страны.

Чтобы оживить экономику, в стране были разрешены элементы рынка (кооперативы, бригадные и семейные подряды, то есть арендное предпринимательство). Позже это привело к перестройке экономики всего СССР на рыночную.

Для улучшения морального облика общества и дисциплины на работе (заодно и борьбы с преступностью, массовыми несчастными случаями из-за пьянства) началась масштабная антиалкогольная кампания. Большие усилия были направлены на улучшение медицинской помощи в советских республиках Средней Азии, где медицина, как в отдельном обособленном улусе большой империи, оставалась на неприятно низком уровне – для этого туда посылались медицинские «десанты».

Итогом перестройки стал… развал Советского Союза. Экономический кризис ей преодолеть не удалось. Одновременно с этим разрешение гласности, свободомыслия в массовой печати, многопартийности, предвыборной борьбы (ведь в СССР голосовали все всегда за одного кандидата – того, кого прислал «сверху» партком) усилило национальные движения в республиках СССР. Это привело к провозглашению независимости 15 союзных республик. Подобного глобального события в мировой политике не было давно, и взгляды людей со всей планеты тогда надолго приковались к происходящему в бывшем СССР…

Мое личное отношение к перестройке – позитивное. Антиалкогольная кампания привела к заметному снижению в стране смертности. И я не согласен с тем, что появление рыночной экономики и конкуренции привело только к разделению общества на бедных и богатых, развитию рэкета и криминалитета. Возможно, перестройка предотвратила еще большие катаклизмы, сходные с репрессиями или голодом 30-х годов.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня речь в статье пойдет о смутном времени в истории становления России и о том, какую роль в ее современном облике сыграла перестройка в СССР 1985—1991 гг.

Итак, стала ли перестройка причиной краха СССР? Или открыла новую эпоху для возрождения Российской империи? Постараемся выяснить ее сущность и основные достижения.

Причины

Основной причиной необходимости перестройки признано считать несколько факторов, которые предшествовали ее началу. К ним относят:

  • Участие советских войск в боевых действиях в Афганистане.

Введя войска в Афганистан, СССР преследовал цели интернациональной помощи, но операция не получила одобрения ООН. Росло возмущение и населения страны, а военное участие требовало немалых затрат.

  • Санкции против страны

В результате компании в Афганистане последовало введение санкционных мер экономического характера со стороны США и стран Западной Европы. Санкции нанесли значимый урон экономике СССР, которая в то время переживала застой.

  • Падение цены на нефть

Страна являлась ведущим экспортером нефти и газа на мировые рынки, она же стала заложником мировых цен на эти ресурсы. Существенный урон экономика СССР понесла с 1983 г., когда страны ОПЕК отказались фиксировать расценки на нефть, а Саудовская Аравия нарастила объемы добычи.

  • Несовершенная система управленческого аппарата

В противовес благосостоянию отдельных граждан в стране наметился коллапс промышленного развития, значительное понижение темпов развития экономики, повсеместный дефицит товаров и дефекты плановой экономики.

Пришедший к власти в 1985 г. Генеральный Секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил о будущих реформах во всех сферах общественной, экономической, внешнеполитической жизни страны. Четкого плана реформирования управленческого аппарата не существовало и приступив к перестройке СССР пережил 3 ее этапа, изменившие историю и положение страны во всем мире. Наглядно цели перестройки отображены в таблице. Для получения доступа к ней поставьте лайк


I этап (Ускорение)

Славно известный этап перестройки 1985—1987 гг. можно отнести к попыткам мягкого влияния на аппарат управления и перегибы на местах. Метод, похожий на кнут и пряник. Каждая новаторская идея подвергалась обработке старым методом и теряла свою свежесть. Яркие примеры противоречий и перегибов этой фазы:

  • Легализация кооперативного бизнеса – чрезмерное налогообложение.
  • Расширение полномочий предприятий – ослабление централизованной системы.
  • Внедрение гласности и свободы слова – плюрализм и преследование оппозиции.
  • Антиалкогольная компания – дефицит и повышение стоимости алкогольной продукции, вырубка виноградников, самогоноварение.

II этап (Кардинальные реформы)

Стартовав в 1987 г. и окончившись в 1989 г., реформирование коснулось цензуры. На плечи населения, находящегося за «железным занавесом» тяжким бременем лег поток информации ранее закрытой для обсуждения и не публикуемой. Это привело к возникновению сепаратистских и националистических настроений, итогом которых стал конфликт Нагорного Карабаха.

Внешняя политика сгладилась благодаря взаимодействию М. Горбачева и президента США Рейгана, а также выводу войск из Афганистана и завершению военной компании. Частично были сняты экономические санкции и достигнуто согласование о разоружении.

Закрепилось развитие кооперативного движения и граждане получили возможность создания собственного бизнеса.

III этап (Потеря централизованного контроля)

Этот период реформ сложно назвать здравым, он поставил под вопрос существование задач, которые должна была решать внутренняя политика государства. Централизованная власть теряла управление и апогеем борьбы стало провозглашение Республиканскими руководствами приоритета своих законов над всесоюзными. Тревожной новостью стало заявление Литвы о выходе из состава СССР в 1990г.

В этом же году реформации коснулись управления страны, и была введена президентская должность и упразднена руководящая роль КПСС. М. Горбачев стал первым президентом Советского Союза, просуществовавшем в старом формате еще год

Постперестройка

В результате путча 1991 года, видео которого облетело весь мир, все планы о стабилизации ситуации в СССР были разрушены. Вооруженный переворот привел к развалу страны на республики и похоронил идею М. Горбачева о мягкой федерализации и основании Союза Суверенных Государств. Встреча лидеров России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще поставила точку в ликвидации СССР и оказала содействие в согласовании взаимодействия между республиками бывшего Союза.

Итоги

Последствия реформ перестройки оказались неэффективными и неутешительными. Кратко о таком положении свидетельствует значительное понижение уровня жизни, нравственный упадок населения, межнациональные конфликты, ослабление аппарата управления.

К плюсам можно причислить образование новых рыночных отношений, создание частного бизнеса, гласность частичную и демократизацию общества.

Подписывайтесь на новые статьи и обзоры блога и делитесь контентом в социальных сетях. Мы подбираем самые актуальные факты для основного этапа ЕГЭ и освещаем их кратко и понятно. До встречи в следующих постах.

Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и общественной жизни государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия.

Предыстория

Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории.

Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя».

Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики.

В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы.

Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто...

Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям.

Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Операция в Афганистане и санкции против СССР

В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы.

Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой - Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения.

Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов.

Падение цен на нефть

Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза.

Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны.

Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР.

Причины перестройки

В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже.

Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен - как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом - стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал.

Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали:

  1. Военная операция в Афганистане.
  2. Введение санкционных мер против СССР.
  3. Падение цены на нефть.
  4. Несовершенство системы управления.

Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг.

Старт перестройки

Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР?

Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы.

Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти.

Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы.

Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет.

В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата.

В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду.

I этап перестройки

Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки. Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости.

На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и

Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению.

Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение.

Цели перестройки

Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их.

Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ.

II этап

Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год.

Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.

Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов.

Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска.

Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма.

Перестройка на III этапе

Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться.

По стране прошел Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза.

В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования.

Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее.

Постперестройка

После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом.

Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик.

К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.

Итоги

Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах.

Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована.

Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.

Предпосылки реформ.

К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни. Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.

Сущность политики перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию М.С. Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.), известный как соглашение "9+1", а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

Проблемы реформирования экономики. Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа "500 дней") был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

Заключительный этап перестройки. Распад СССР. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов: неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор. Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами - А.А. Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Их деятельность ускорила начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. 19-21 августа 1991 г. произошла попытка переворота консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. 8 декабря 1991 г. на Минской встрече трех президентов - России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали "Беловежское соглашение". Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами), последовал разрыв кооперационных связей. На территории постсоветского пространства произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Возникла проблема беженцев.

Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

Поделиться: