В коммуникативный компонент политической системы. Политическая коммуникация, ее функции и средства. Группы давления или группы интересов

Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  3. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  4. Oсoбеннoсти и прoблемы функциoнирoвaния вaлютнoй системы Республики Белaрусь
  5. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  6. Автоматизированные системы обработки экономической и финансовой информации

1. общественные движения

2. центры политического консультирования

3. взаимодействия между партиями и государственными органами

4. средства массовой информации

Накануне парламентских и президентских выборов в стране Н. социологи провели опрос населения. Гражданам предлагалось ответить на несколько однотипных вопросов: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает(-ют) доверия...?»

Полученные результаты приводятся в процентах в сводной таблице.

Какой вывод можно сделать на основании представленных в таблице данных?

1. Опрошенные граждане считают, что

2. больше всего доверия заслуживают органы исполнительной власти региона

3. парламент заслуживает доверия больше, чем президент

4. правительство заслуживает доверия меньше, чем муниципальные органы

5. более всего заслуживает доверия судебная система

В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»

Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002, 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?

1. Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

2. Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции.

3. Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.

4. Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.



Верны ли суждения?

А. Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, оказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране.

Б. Государство является одним из основных субъектов политики.

Верны ли суждения?

А. Общественные организации не являются элементами политической системы

Б. Ядром политической системы является государство

1. верно только А 3. верно только Б

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Верны ли суждения?

А. Политическая система общества включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности

Б. Политическая система общества включает политическую идеологию и политическую культуру.

1. верно только А 3. верно только Б

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения?

А. В состав политической системы не могут входить общественные организации

Б. В политическую систему входят органы государственной власти

1. верно только А 3. верно только Б

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ккоммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

§ определение перспективных направлений социального развития;

§ оптимизация движения общества к своим целям;

§ распределение ресурсов;

§ согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

§ разработка норм и правил поведения членов общества;

§ контроль над выполнением норм, законов и правил;

§ обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

§ государство и его органы;

§ политические партии;

§ общественно-политические движения;

§ группы давления, или группы интересов.

Государство

Государство - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое . В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент - другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.

Государство и государственная власть - награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Политические партии

Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на:

§ консервативные;

§ либеральные;

§ демократические;

§ социал-демократические;

§ социалистические;

§ коммунистические;

§ националистические.

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение - как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных - снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные - авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают).Российская политическая система - многопартийная .

Понятие и функции политической системы

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется:

политической идеологией;

политической культурой;

политическими нормами, традициями и обычаями .

Политическая система осуществляет следующие функции:

конверсии , то есть преобразования общественных требований в политические решения;



адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

охранительная функция - защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

внешнеполитическая - установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

консолидирующая - согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

распределительная - создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:

способ принятия властных решений;

пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные . В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе - тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа - рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе - сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы - традиции, институты, политические ценности и т.д. - в разных обществах различны. Отметим, что политика - это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества - экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты - парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация - организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт - более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д . Основным институтом в политической системе выступает государство.

Коммуникативная подсистема

К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Что входит в коммуникативные компоненты политической системы? и получил лучший ответ

Ответ от Ipso facto[гуру]
Политическая коммуникация по Д. Грэберу - "составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики"].
Различают два вида политических коммуникаций: горизонтальный и вертикальный. Первый - коммуникации между относительно рядом расположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами) . Второй предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры: это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМК) : пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах - семья, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.

Ответ от Ѐусский Витязь [мастер]
Твиттер для коммуникации с Медведевым.

Поделиться: