Налоговый агент металлолом. Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение. Главные принципы заполнения книги покупок покупателем лома

Наибольшая доля крупных сделок с офисной недвижимостью пришлась в первом квартале на иностранные компании: из 10 крупнейших операций 6 - это аренда или покупка офисов зарубежными компаниями

С 1 января 2018 года реализацию лома и отхода черных и цветных металлов начали облагать НДС. Но ничего удивительного в этом нет, налог был и ранее. Такие операции перестали облагаться НДС только в 2008 году благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ. Но с 2018 года законодатели снова вернулись к уже забытому налогу, только теперь НДС платит не продавец, а покупатель. Почему это должно заинтересовать всех, ведь не все сталкиваются с такими операциями в деятельности. Дело в том, что это эксперимент, и если он пройдет удачно, такую схему уплаты распространят и на остальные операции.

Это позволит бороться с недобросовестными налогоплательщиками. Ситуация, когда покупатель принял к вычету НДС, а продавец эту операцию у себя не отразил и не уплатил налог в бюджет, исключается. При новой схеме уплаты налога вряд ли найдутся покупатели, которые не включат расходы в налоговую базу по НДС в качестве налогового агента. Не логично подставлять самого себя. Одним словом, теперь одно лицо отвечает и за уплату налога и за его вычет.

Рассмотрим более подробно, что к чему.

Кто платит НДС

При реализации на территории РФ сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (далее всюду – лом) НДС платят покупатели, то есть покупатели признаются налоговыми агентами. Это установлено абзацем 5 пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Однако, если покупатель физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, он не признается налоговым агентом. В этом случае продавец – индивидуальный предприниматель, организация – сам уплатит в бюджет НДС. Это следует из пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166 НК РФ.

Если же продавец лома освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС или не является плательщиком НДС, то в договоре, первичном учетном документе надо делать запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)». Незаконная простановка такой отметки продавцом приводит к тому, что НДС с такой операции придется исчислить и уплатить продавцу.

При покупке лома у продавцов, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС или не являющимися плательщиком НДС, обязанности налогового агента у покупателя лома не возникает.

Также на продавцов возлагается обязанность по исчислению и уплате налога с реализации лома, если продавцы:

▪ освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, утратили право на освобождение;

▪ не являющиеся налогоплательщиками, утратили право на освобождение;

▪ применяющие ЕСХН, УСН, ЕВНД, ПСН, утратили право на применение указанных спецрежимов.

Такие продавцы уплачивают НДС с реализации лома, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Налоговая база

Налоговые агенты с операции по реализации лома налог рассчитывают расчетным методом (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Поэтому у продавца нет обязанности дополнительно к цене реализуемого лома предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (абз. 3 п. 1 ст. 168 НК РФ). Исключение составляет, когда лом вывозится на экспорт (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ) и реализация лома физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Реализация лома на территории РФ облагается по ставке 18%. При расчете налоговой базы покупатель применяет расчетную ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В случае же увеличения стоимости отгруженного лома, включая увеличения цены и (или) увеличения количества (объема), покупатель лома включает эту разницу в налоговую базу за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ (абз. 2 п. 10 ст. 154 НК РФ).

Покупатель лома определяет налоговую базу также, как налогоплательщик (п. 15 ст. 167 НК РФ):

Поэтому при получении аванса покупателю лома придется аванс включить в налоговую базу по НДС в качестве налогового агента.

Также налоговая база определяется на дату отгрузки.

При реализации лома счет-фактуру выставляет продавец лома, в том числе счет-фактуру на аванс (абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ). При этом счет-фактура, корректировочная счет-фактура в этих случаях составляется без учета сумм налога. В таких счетах-фактурах делается надпись или ставиться штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Так как покупатель лома сам не выставляет счет-фактуру даже на сумму рассчитываемого расчетным методом НДС, то исчисленную таким образом сумму налога покупатель лома принимает к вычету на основании счета-фактуры, выставленного продавцом лома, в том числе корректировочной счет-фактуры. Соответствующими абзацами дополнен пункт 1 статьи 169 НК РФ.

На отсутствие обязанности выставлять счет-фактуру покупателем лома- налоговым агентом указывает и ФНС РФ в письме от 16.01.2018 № СД‑4–3/480@.

Как при выставлении любой другой счет-фактуры продавец лома может в ней допустить ошибку. Но правило о том, что ошибки, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, применяется и по отношению к налоговым агентам- покупателям лома. Необходимые изменения внесены пунктом 2 статьи 169 НК РФ.

Образец заполнения граф счет-фактуры на отгрузку:

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Единица
измерения

Количество
(объем)

Цена
(тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего

В том числе сумма акциза

Налоговая ставка

Сумма
налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров

(работ, услуг) , имущественных прав с налогом - всего

Страна происхождения товара

Регистрационный номер таможенной декларации

Код

Условное обозначение (национальное)

Цифровой код

Краткое наименование

10а

Металлолом

Кг

2,00

100,00

Без акциза

НДС исчисляется налоговым агентом

Всего к оплате

100,00

Вычет НДС у покупателя лома

Покупатель лома имеет право принять к вычету НДС, исчисленный с операции по реализации лома (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Обычно налоговые агенты принимают к вычету только после уплачены налога. Но покупатели лома являются исключением их этого правила. Покупатели лома принимают к вычету исчисленный НДС, а не уплаченный. То есть они могут принять к вычету налог на ту же дату, на которую они рассчитали налог в качестве налогового агента. Такое условие специально оговорено в абзаце 3 пункта 3 статьи 171 НК РФ.

Для предъявления к вычету НДС, исчисленного по операции реализации лома в качестве налогового агента, приобретенный лом надо использовать в облагаемых НДС операциях. Кроме того, покупатель – налоговый агент должен стоять на учете в налоговом органе и быть плательщиком НДС. И третье обязательное условие: наличие счет-фактуры.

В случае возврата лома продавцу, а также в случае отказа, покупатель имеет право предъявить к вычету налог, уплаченный в бюджет при реализации лома в качестве налогового агента. Также покупатель лома имеет право на вычет налога, исчисленного и уплаченного ими в бюджет с сумм аванса в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. Это возможно благодаря тому, что положения пункта 5 статьи 171 НК РФ распространили и на налоговых агентов- покупателей лома.

При этом вычет указанных сумм производится после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом лома или отказом от лома, но не позднее одного года с момента возврата или отказа. Таким образом, на покупателя лома – налогового агента распространяются общие условия вычета, предусмотренные пунктом 4 статьи 172 НК РФ. Это значит, что покупатель лома не сможет принять к вычету уплаченный НДС пока продавец лома не вернет аванс.

Так как покупатель лома выступает как налоговый агент, то он принимает к вычету сумму налога, исчисленную с суммы перечисленного продавцу аванса (п. 8 ст. 171 НК РФ). К вычету покупатель лома эти суммы принимает с даты отгрузки соответствующих товаров в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее уплаченного аванса согласно условиям договора, при наличии таких условий.

Покупатель лома, как и обычный покупатель, может принять к вычету НДС с аванса (п. 12 ст. 171 НК РФ). Но предварительно он сам его должен исчислить. Несмотря на то, что счет-фактура от продавца лома содержит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», вычет с аванса покупателем лома заявляется именно на основании счета-фактуры на аванс от продавца. Это следует из п. 1 ст. 171 НК РФ.

При изменении стоимости приобретенного лома в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) приобретенного лома покупатель лома, как налоговый агент, принимает к вычету разницу между суммами налога, исчисленными до и после такого уменьшения (п. 13 ст. 171 НК РФ). В случае же увеличения стоимости отгруженного лома покупатель лома в качестве покупателя принимает к вычету разницу в сумме налога, исчисленного до и после такого увеличения.

Вычет указанных сумм производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (п. 10 ст. 171 НК РФ). При этом для вычета этого налога должен быть в наличии договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, либо факт уведомление покупателя о таких изменениях. Такие суммы налога можно заявить к вычету не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Восстановление суммы НДС

На покупателей лома распространяется порядок восстановление ранее принятого к вычету НДС по товарам в случае перечисления покупателем лома сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Напомним, что сумм налога восстанавливается в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам подлежат вычету в установленном порядке. При этом восстановлению подлежит сумма налога с аванса в размере, ранее принятом покупателем лома к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы перечисленного аванса согласно условиям договора, при наличии таких условий.

Если же в авансированный договор вносится изменения, либо договор расторгается, то сумма налога восстанавливается в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм аванса продавцом.

Также покупатель лома должен восстановить налог, ранее принятый к вычету, если стоимость отгруженных товаров уменьшилось, включая уменьшение цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров.

В этом случае восстановлению подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Восстановить суммы налога необходимо на наиболее раннюю из следующих дат:

Дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров;

Дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров.

Покупатель лома должен определить сумму налога к уплате по итогам каждого налогового периода во всему приобретенному лому (п. 4.1 ст. 173 НК РФ). При этом общая сумма налога по приобретенному лому увеличивается на восстановленных в соответствии с пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ сумм налога по лому, но уменьшается на суммы вычетов по лому, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12, 13 ст. 171 НК РФ.

Покупатель лома в качестве налогового агента представляет декларацию в налоговый орган в электронном виде не позднее 25 числа следующего за истекшим налоговым периодом.

Отражение в книге покупок и книге продаж

Так при отражении реализации лома в книге продаж налогоплательщика – продавца используются коды:

[ 33 ] – при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома;

[ 34 ] – при отгрузке лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок.

В книге покупок налогоплательщика – продавца используется код 34 при заявлении к вычету налога с аванса.

В книге покупок налогового агента – покупателя лома операции по приобретенному лому отражаются со следящими кодами:

[ 41 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»);

[ 42 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке («как за покупателя»);

[ 43 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки («как за продавца»);

[ 42 ] – при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за покупателя»),

[ 44 ] – при применении вычетов сумм НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за продавца»).

В книге продаж налогового агента – покупателя лома операции по приобретенному лому отражаются со следящими кодами:

[ 41 ] – при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) («как за продавца»);

[ 42 ] – при исчислении НДС с отгрузки («как за продавца»);

[ 43 ] – при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»).

[ 42 ] – при исчислении НДС с отгрузки и в случае изменения стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за продавца»);

[ 44 ] – при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Как видим, покупателю лома – налоговому агенту при отражении операций в книге покупок и в книге продаж придется поработать как за себя, так и за продавца.

Если продавец лома выставляет счет-фактуру покупателю лома, который является налоговым агентом по этой операции, то продавец лома эту операцию не отражает в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ‑7–3/558@ (далее – Приказ).

Если же продавец сам платить налог с операции по реализации лома, например, при реализации физическим лицам, не осуществляющим предпринимательской деятельности, то эта операция отражается в разделе 3 декларации по НДС.

Покупатель лома заполняет раздел 2 налоговой декларации по НДС. Общую сумму налога, подлежащего уплате в бюджет в качестве налогового агента, отражает в строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС.

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018).

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Команда разработчиков 1С реализовала данные требования законодательства в 1С:Бухгалтерия 8 версии КОРП. Пользователям же 1С:Бухгалтерии версии ПРОФ и Базовая, мы хотим предложить следующую методику по покупке лома.

Организация ООО «Конфетпром» в мае 2018 года закупила лом цветных металлов на сумму 500’000 руб. (без НДС). Поставщик ООО «ЦветМет» выписал счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляет покупатель». Обе организации применяют общую систему налогообложения и являются плательщиками НДС.

Поступление металлолома отразим в программе документом "Поступление (акт, накладная)" с видом операции "Товары (накладная)" (раздел Покупки - подраздел Покупки).

Обратите внимание, что суммы указываются из первичного документа продавца (графа "Цена" и графа "Сумма"), а в графе "% НДС" и графе "НДС" отражается сумма НДС, начисленная сверху с применением налоговой ставки 18%.

В результате проведения документа будут сформированы проводки, которые необходимо откорректировать вручную, изменив проводку ДТ 19.03 КТ 60.01 на ДТ 19.03 КТ 76.НА - сумма НДС, исчисленная в качестве налогового агента (за продавца) исходя из стоимости приобретенного металлолома = 90 000,00 руб. В результате движения документа будут выглядеть следующим образом:

В регистр НДС предъявленный будет внесена запись с видом движения "Приход". При этом в графу "Вид ценности" также следует откорректировать, выбрав значение "Товары (налоговый агент)".

Наш продавец ООО «ЦветМет», являющийся плательщиком НДС, при отгрузке металлолома обязан выставить счет-фактуру без учета сумм НДС с пометкой "НДС исчисляется налоговым агентом" (п. 5 ст. 168 НК РФ). Для регистрации полученного счет-фактуры следует ввести номер и дату документа в соответствующие поля и нажать кнопку «Зарегистрировать».

При этом в форме документа "Поступление (акт, накладная)" появится гиперссылка, по которой можно перейти в автоматически созданный документ "Счет-фактура полученный". Поля документа "Счет-фактура полученный" будут заполнены автоматически на основании сведений из документа "Поступление (акт, накладная)". Для корректного отражения в книге покупок, необходимо в поле «Код операции» выбрать значение из списка 42 - Получение товара п. 8 ст. 161 НК.

После проведения документа "Счет-фактура полученный" будет внесена запись в регистр бухгалтерии ДТ 68.52 КТ 19.03 - на сумму НДС (за себя), исчисленную при приобретении металлолома, в размере 90 000,00 руб.

Видно, что в данном случае, не требуется корректировка движений документа, программа верно сформировала проводки на основании данных документа "Поступление (акт, накладная)".

В регистр "Журнал учета счетов-фактур" вносится запись для хранения необходимой информации о полученном от продавца счете-фактуре на металлолом. В поле «код вида операции» стоит значение 42.

В регистр накопления "НДС Покупки" вносятся записи для регистрации в книге покупок полученной от продавца счет-фактуры на отгруженный металлолом.

В регистр "НДС предъявленный" вводится запись с видом движения "Расход". При этом в графе "Вид ценности" указано значение "Товары (налоговый агент)", а в графе "Событие" - "Предъявлен НДС к вычету".

Для выполнения операции начисление НДС за продавца со стоимости отгруженного металлолома в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и регистрации полученного счета-фактуры в книге продаж, необходимо на основании документа "Счет-фактура полученный" создать документ "Отражение начисления НДС".

На вкладке Главное следует проставить код вида операции 42, установить флажки:

V - Формировать проводки;

V - Использовать документ расчетов как счет-фактуру.

На вкладке Товары и услуги проставить:

В поле Вид ценности - Товары (налоговый агент)

В поле Счет учета НДС - 76НА

В поле Событие - НДС начислен к уплате.

После проведения документа необходимо скорректировать проводки на вкладке Бухгалтерский и налоговый учет: ДТ 76.НА КТ 68.52, как показано на рисунке.

Вкладка НДС продажи заполнится автоматически.

На этом наши действия по покупке металлолома в программе заканчиваются, и мы можем перейти к формированию Книги покупок и Книги продаж.

В книге покупок за 2 квартал 2018 года в соответствии с рекомендациями ФНС России (письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@) будет отражена запись о применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке (за себя) по счету-фактуре на отгрузку металлолома № 51 от 16.05.2018 - на сумму 590 000,00 руб. с кодом вида операции "42".

Также согласно рекомендациям ФНС России (письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@) в книге продаж за 2 квартал 2018 года будет отражена регистрационная запись об исчислении НДС с отгрузки (за продавца) по счету-фактуре на отгрузку металлолома № 51 от 16.05.2018 - на сумму 590 000,00 руб. с кодом вида операции "42".

Что такое налоговый агент

Налоговым агентами являются лица, на которых согласно НК РФ возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Об этом сказано в ст. 24 НК РФ.

То есть, организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий (или шкуры) у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

В случае, если продавец обманул покупателя и указал в договоре и первичной документации ложные сведения, то уплачивать НДС на металлолом в 2018 году должен продавец.

Кроме вышеприведенного случая, законодательством предусмотрены и другие, когда обязанность по перечислению налога на добавленную стоимость сохраняется за продавцом:

  • продажа металлома физическим лицам
  • реализация металлома на экспорт
  • потеря права на применения специального налогового режима или освобождения от НДС

Итак, новизна заключается в том, что с 01.01.2018 года при продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, НДС исчисляют налоговые агенты — покупатели этих товаров, а не продавцы, как это предусмотрено общим порядком исчисления НДС.

Исключение составляют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Для сведения: Возложение обязанностей по уплате НДС на покупателей — налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции рассматривается как эксперимент в целях пресечения действующих схем незаконного возмещения НДС из бюджета в ряде отраслей промышленности, по итогам внедрения которого можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения

Если ожидания чиновников оправдаются, и поступления в бюджет вырастут, правила распространят на остальных. Такие разъяснения привел Минфин в письмах от 12.09.2017 N 03-07-11/58336, от 14.08.2017 N 03-07-14/51894.

Продавец

Продавец – плательщик НДС

Федеральная налоговая служба России в связи с изменениями, внесенными в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в своем Письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ представила подробные разъяснения по порядку применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ.

Если продавец является плательщиком налога, он обязан выставить счёт – фактуру. Продавец будет составлять счета-фактуры без учета НДС.

Табличная часть счета-фактуры заполняется в сокращенном виде: до графы 5 включительно. (Консультация: ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса)

В счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись (пометка) или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», что предусмотрено пунктом 5 статьи 168 Кодекса.

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) лом по договору комиссии (агентскому договору).

То есть продавец рассчитает стоимость реализованных товаров без НДС, но не будет исчислять сам налог и указывать стоимость металлолома вместе с налогом. При этом в счете-фактуре он должен сделать надпись или поставить штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

На основании п.3.1 ст.166 НК РФ при реализации лома сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз.7 и8 п.8 ст.161, подп.1 п.1 ст.164 НК РФ, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В этой связи, операции по реализации лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, налогоплательщиками – продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз.7 и 8 п.8 ст.161, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Что касается оформления первичных документов, то по общему правилу сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Но поскольку продавец не предъявляет налог покупателю и даже не обязан его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ), то в первичных документах следует сделать такую же отметку, что и в счёте-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Продавец – не плательщик НДС

Если продавец является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, в договоре, в первичном учётном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)» , что следует из абзаца 6 пункта 8 статьи 161 НК.

Так что, в договоре купли-продажи это должно быть указано в обязательном порядке. Цена должна быть указана с пометкой «Без налога (НДС)».

Если продавец не относится к плательщикам НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. Таким образом, избежать уплаты налога и составления декларации по НДС в качестве налогового агента можно только, заключив договор с той компанией-продавцом или индивидуальным предпринимателем, которые не являются плательщиками НДС (применяют УСН или другие специальные налоговые режимы).

Покупатель

Покупатель – налоговый агент сам рассчитает НДС независимо от того, является он плательщиком НДС или нет исходя из их договорной стоимости, что предусмотрено абзацем 5 п. 8 ст. 161 НК.

Налоговая база для расчета НДС определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом НДС. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 18/118 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС.

При приобретении металлолома у юридических или индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, налоговый агент исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по формуле (п. 4 ст. 164 НК РФ):

НДС = Стоимость товаров (с НДС) / 118 х 18 , например:
Если в договоре стоимость товаров с НДС — 118 руб., сумма налога будет равна 18 руб.

А если в договоре стоимость товара без НДС - 100 руб. с пометкой «НДС уплачивается налоговым агентом», то налог будет также 18 руб. (100 руб. х18%).

Покупатель должен исчислить сумму налога на основании счета-фактуры, полученного от продавца. Для этого:

  • сумму из графы 5 счета-фактуры (ее налоговый агент укажет в графе 14 книги продаж) надо увеличить на 18%.
  • полученную сумму следует отразить в графе 13б книги продаж.
  • с нее нужно будет исчислить НДС по ставке 18/118 и показать результат в графе 17 книги продаж.

Счет-фактуру в качестве налогового агента покупатель металлолома составлять не должен.

Если налоговый агент - плательщик НДС и товар принят к учету, то счет-фактуру, отраженный в книге продаж, он одновременно регистрирует в книге покупок.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ).

Именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику.

Фактически НДС не будет перечислен поставщику при перечислении ему оплаты, поставщику перечисляют оплату без НДС.

Налоговые вычеты

Если мы признали себя налоговым агентом, то возникает вопрос: можем ли мы начисленный по операциям с данными товарами НДС принять к вычету?

Здесь вопрос решается исходя из собственного налогового статуса организации: если она является плательщиком НДС – вычет возможен, если нет – то НДС только платим. Сказанное следует из пункта 3 статьи 171 НК РФ .

  1. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 , и 6 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Если налоговый агент использует металлом в деятельности, которая облагается налогом на добавленную стоимость, то НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету.

В результате в бюджет НДС уплачивать не придется.

Иными словами: право на вычет НДС имеют только покупатели – плательщики НДС.

Уплаченный покупателем – налоговым агентом НДС включается в себестоимость товара в двух следующих случаях:

  1. Если налоговый агент не является плательщиком НДС. В этом случае уплаченный агентом НДС включается в себестоимость товара, что в дальнейшем гарантирует неконкурентоспособность таких организаций в сравнении с плательщиками НДС.
  2. Если налоговый агент приобрёл товары для осуществления не облагаемых НДС операций.

Если покупатель — организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ).

Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Как покупателю вести учет НДС

Теперь мы определим порядок отражения рассмотренных операций покупателем в бухгалтерском и налоговом учёте. Покажем их в следующей таблице, но прежде обращаем внимание, что по графе 5 показаны суммы операций для налоговых агентов, а в графе 6 – для прочих организаций.

№№ Содержание операции Д-т К-т Налоговые агенты Не агенты
1 2 3 4 5 6
1 Приобретение товаров
1.1 Приняты к учёту товары 41 60 100 100
1.2 Начислен «агентский» НДС 76/НА 68/НДС 18 0
1.3 Произведена оплата поставщику за товары 60 51 100 100
1.4 Вычет НДС из бюджета 68/НДС 76/НА 18 0
1.5 Учёт НДС в себестоимости товаров, в случае отсутствия возможности возврата налога 41 76/НА 18
2 Реализация товаров заказчикам (кроме физлиц)
2.1 Реализация товаров 62 90 200 200
2.2 90 41 100 100
3 Реализация товаров физическим лицам
3.1 Реализация товаров 62 90 236 236
3.2 Начислен НДС 90 68/НДС 36 36
3.3 Списана стоимость реализованных товаров 90 41 100 100

Если покупатель перечисляет предоплату за металлолом

В случае перечисления предоплаты порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ: налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ.

Т. е. если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ (в ред. с 01.01.2018 г.), в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС , могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ).

Отражение операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

Для наглядности приведем пример, как в бухгалтерском учете у покупателя -плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Вопрос: Как поступить покупателям лома, перечислившим аванс поставщику-налогоплательщику в 2017 году без НДС. Исчислять ли налог при принятии товара к учету в 2018 году?

Ответ: При отгрузке лома налогоплательщиком НДС в 2018 году, покупатель лома (в т. ч. и на спецрежиме) должен исчислить налог.

Основание: С 2018 года операции по реализации металлолома исключены из статьи 149 НК РФ. НДС исчисляет налоговый агент покупатель. Каких-либо исключений для покупателей, перечисливших авансы в 2017 году под поставки 2018 года, Налоговый кодекс не содержит.

Кроме того, в пункте 8 статьи 149 НК РФ прямо указано, что при изменении редакции пунктов 1 - 3 статьи 149 НК РФ (в т. ч. отмене освобождения от налогообложения) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

НДС при возврате лома и в случаях изменения его стоимости

Нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Налоговый агент также имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома. Ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость.

Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. (13. При изменении стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца (покупателя, исполняющего обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.)

Новые коды операций

Регистрация счетов-фактур как у продавцов, так и у покупателей в книгах продаж и покупок будет осуществляться с новыми кодами операции. Для таких операций были введены две новые группы кодов видов операций (КВО).

Первая группа КВО предназначена для использования в книге продаж и книге покупок продавца, а также в журнале учета посредника:

  • «33» – при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома; при регистрации счетов- фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставке сырых шкур (лома) от налогового агента;
  • «34» – при отгрузке сырых шкур и лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения); при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных (полученных) комиссионером (агентом) при отгрузке сырых шкур и лома налоговому агенту.

Вторая группа КВО – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя:

  • «41» – при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) («как за продавца»); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»);
  • «42» – при исчислении НДС с отгрузки и при исчислении НДС с отгрузки в случае изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за продавца»); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке, и при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за покупателя»);
  • «43» – при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки («как за продавца»);
  • «44» – при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Налоговая декларация

Налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению.

Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в п.8 ст.161 НК РФ, осуществленных всеми налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.

При этом итоговую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в п.8 ст.161 НК РФ, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Срок — не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, отчетными датами являются: 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января.

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения, и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Предполагается, что обновленная форма будет применяться не ранее чем с III квартала 2018 г.

Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.

Как оформить платежное поручение налогового агента при уплате НДС на металлолом

Согласно правилами заполнения платежных поручений, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н должны быть заполнены следующее поля платежного поручения:

  • «Статус плательщика» (поле 101) — НДС уплачивает компания или индивидуальный предприниматель как налоговый агент — код «02»
  • «ИНН плательщика» (поле 60)
  • «КПП плательщика» (поле 102) — Индивидуальный предприниматель ставит «0», компания – свой КПП.
  • «Плательщик» (поле 8) — краткое наименование налогового агента
  • «ИНН получателя» (поле 61) — ИНН той налоговой инспекции, куда налоговый агент перечисляет налог на добавленную стоимость
  • «КПП получателя» (поле 103) — КПП той налоговой инспекции, куда налоговый агент отправляет налог на добавленную стоимость
  • «Получатель» (поле 16) — налоговая инспекция, в которую перечисляется налог на добавленную стоимость. Поле заполняется следующим образом: «УФК по г. Москве (ИФНС № 7 по г. Москве)». Указать только номер ИФНС нельзя. Например: «ИФНС № 7».
  • «Очередность платежа» (поле 21) — код «5», в особых случаях «3»
  • «КБК» (поле 104)
  • «ОКТМО» (поле 105) — код согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований. Для компаний – код по месту нахождения, а для индивидуальных предпринимателей – по месту жительства.
  • «Основание платежа» (поле 106) — текущий платеж «ТП.
  • «Период, за который уплачивается налог/взнос» (поле 107) — при уплате НДС в качестве налогового агента в поле 107 необходимо поставить дату выплаты денежных средств контрагенту.
  • «Номер документа» (поле 108) —
  • «Дата документа» (поле 109) — указывается «0» (т.к. в поле 106 «ТП»)
  • «Тип платежа» (поле 110) — «0».
  • «Назначение платежа» (поле 24) — налог на добавленную стоимость, удержанный налоговым агентом со стоимости товара (наименование) у организации по договору от « » _______20__ года, № __

Как правильно заполнить платёжное поручение на перечисление аванса или оплаты за поставленные товары, что указать в назначении платежа, в части НДС?

Если продавец является плательщиком НДС, то покупатель, независимо от применяемого им режима налогообложения, признаётся налоговым агентом. Соответственно, в поле «назначение платежа» в платёжном поручении на перечисление аванса или оплаты за поставленные товары следует указать «НДС исчисляется налоговым агентом» .

В случае, если организация-продавец не является плательщиком НДС, в платёжном поручении делается соответствующую запись «Без налога (НДС)» .

Что должно быть указано в кассовом чеке, в части НДС?

В случае получения наличной выручки от юридических лиц или ИП, организация-продавец не выступает в качестве плательщика НДС. Как было отмечено выше, НДС уплачивает налоговый агент-покупатель.

Если организация-продавец является плательщиком НДС, то в кассовом чеке следует указать «НДС исчисляется налоговым агентом» .

В случае если организация-продавец освобождён от уплаты НДС, в кассовом чеке ставится отметка «Без налога (НДС)» .

Данная информация об НДС, может пропечатываться непосредственно на кассовом чеке или на ней может быть поставлен штамп.

В случае продажи металлолома физическим лицам организация-продавец начисляет и уплачивает НДС (пункт 8 статьи 161 НК РФ).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по НДС За неисполнение обязанностей налогового агента (НДС на металлолом не удержан и не перечислен в бюджет) на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя накладывается штраф согласно ст. 123 НК РФ.

Размер штрафа составляет 20% от суммы неуплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость.

Помимо штрафа, налоговая инспекция потребует уплатить также и ту сумму НДС, которая была не уплачена.

В заключении

До внесения изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, приказы ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@ и соответствующих изменений в формат счета-фактуры, утвержденный приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, ФНС России рекомендует применять порядок заполнения отдельных показателей счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, составляемых налогоплательщиками-продавцами, а также отдельных граф книг продаж и книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур комиссионерами (агентами), налогоплательщиками-продавцами, а также налоговыми агентами, указанный в приложении к Письму ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Поделиться: