Общественные организации и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс Государственные учреждения и организации социально культурной сферы


Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы. Классификация организаций СКС:

Особенность финансов социально-культурной сферы. Основные источники финансирования организаций социально-культурной сферы:

  • централизованные (прямое бюджетное финансирование, целевые программы, косвенное финансирование, государственные премии, гранты, льготные тарифы, целевые внебюджетные фонды);
  • децентрализованные (коммерческая деятельность предприятии СКС; авторское право; Международные проекты и программы; сотрудничество организаций СКС с бизнесом и обществом и виде спонсорства, благотворительности, патронажа; фандрейзинг) Формирование расходов предприятий СКС на основе сметного и нормативного планирования. Роль и значение системы минимальных социальных стандартов в РФ. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) как установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий населения. Основные типы ГМСС. Преимущества использования стандартов и норм в расчете бюджетной потребности организаций СКС.

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора — государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур.

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений я социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Рассмотрим возможные подходы к классификации организаций социально-культурной сферы. В качестве основных признаков могут быть следующие:

1. Классификация по формам собственности

В настоящее время, классифицируя организации социально-культурной сферы по формам собственности, можно выделить:

A) предприятия и организации федеральной собственности и собственности субъектов РФ;

B) предприятия и организации муниципальной собственности:

C) предприятия и организации частной собственности юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

A) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студи» и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.:

B) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

  • Культурных -театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;
  • Образовательных — учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;
  • Информационных — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства, Интернет и т.д.;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры — художественные

салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

3. Классификация по способу хозяйственной деятельности

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта:

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков: развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы — это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

Государственные и муниципальные структуры

Производственные объединения и предприятия

Негосударственные общественные организации

Системы народного образования

Средства массовой информации

Специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

Государственные

Муниципальные (местный бюджет)

Общественные (профсоюзные, различных обществ).

Коммерческие.

Ведомственные.

До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830-публичные библиотеки

1834-библиотеки в 18 городах России

середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов человека или социальной группы.

Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из:

  • а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);
  • б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.:
  • в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.;
  • г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни.

Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому понятие «досуг», для работников социально-культурной сферы всегда должен представляться в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п.

Культурно - досуговые учреждения являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры. Обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы. Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

К культурно-досуговым учреждениям относятся:

  • - городские, сельские клубы;
  • - районные, городские, сельские Дома культуры и Дворцы культуры;
  • - автоклубы, культ бригады;
  • - центры культуры (в том числе национальные).

Культурно - досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также могут быть филиалами, структурными подразделениями клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений.

  • · проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.;
  • · организация работы клубных формирований - любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;
  • · организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;
  • · организация показа фильмов;
  • · оказание консультативной, методической и организационно творческой помощи в подготовке и проведении культурно - досуговых мероприятий;
  • · оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг;
  • · предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.

Услуги культурно - досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.).

Услуги культурно - досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:

  • · проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, краевые, городские (сельские), отраслевые праздники и т.п.);
  • · культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);
  • · поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;
  • · патриотическое воспитание детей и молодежи;
  • · развитие национальных культур народов Хабаровского края, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).

В соответствии с действующим законодательством, при организации платных мероприятий культурно - досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.

Деятельность культурно - досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.

Вся работа современных культурно - досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно - досуговое учреждение является институтом социализации.

Деятельность культурно - досуговые учреждения в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»).

Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

  • 1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
  • 2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

Особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратит досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Организаторы, участвующие в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающие условия и помогающие основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении.

Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

Руководящий состав профессиональных организаторов досуга -ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и в целом социально - культурного сервиса.

Профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации - представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией: артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием; высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;рядовые исполнители и производители услуг в области досуга - работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов; вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники и др.;представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

  • - культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;
  • - отдых и развлечение аудитории.

Мероприятие часто толкуется и понимается как развлечение, удовольствие, игра, свобода, рекреация и т.д. В основе этого заложена весьма простая мысль: современное общество и каждый человек должны обрести совершенно новый уровень потребностей. Но если опираться на данные современной науки, можно выделить более тысячи основных, базовых структурных элементов проведения мероприятий, как сферы досуга и темы могут быть различны, среди них спорт, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч. Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

Развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

Факторами, оказывающими влияние на выбор деятельности, которой люди посвящают свое свободное время, выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и состояние здоровья. Таким образом, характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальными особенностями и пр. Именно в зависимости от этого должны выстраиваться индивидуальные атрибуты в культурно-досуговых программах.

В период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство само идентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.


Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

(нераспознанный участок)

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сельскохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетны-

Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объединения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания;

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-воспитательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуго-вых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: "семья - дети", "семья - семья", "дети - дети" и "дети - подростки - взрослые". Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания "Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Семья-эрудит" и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа "Круг семейного чтения" и т.д. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

В работе с населением досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Структура социально-культурного комплекса или центра основана на взаимодействии профессионального либо полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всей участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организаций свободного, предпринимательского, инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс


1. Комплекс социально-культурных отраслей


Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия - социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991-2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 %.

Развитие комплекса определяется, прежде всего, проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.

Комплекс включает государственные учреждения и предприятия, ведомственную сеть социально-культурных учреждений, организации частного сектора (сфера культуры и развлечений).

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики.

До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Все их расходы определяются на основе специального планового документа - сметы, а порядок планирования называется сметным.

Чтобы противодействовать уменьшению объемов социальных услуг необходимо и в дальнейшем оказывать бюджетную поддержку социальным объектам как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.


1 Образование


Образование - крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса - это система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшегообразования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования.

Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса.

Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское.

Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. - 4,3 %; 1995 г. - 5,5; 2000 г. - 6,2; 2009 г. - 10 %.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Происходит развитие новых форм дошкольного образования, укрепление материальной базы детских дошкольных учреждений, переход к полному охвату детей дошкольным образованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста.

К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения.

Основная цель профессионально-технического образования заключается в подготовке молодежи к профессиональной деятельности, а также приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование направлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе - интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

колледжи - получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

высшие колледжи - получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям - высшего образования первой ступени;

высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи - получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.

Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования - 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия - 14, Министерства культуры - 10, Министерства здравоохранения - 8, Министерства спорта и туризма - 5 % общей численности.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж.

Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс.чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению.


2 Здравоохранение


Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям:

  • лечебно-профилактическая помощь;
  • охрана здоровья матери и ребенка;
  • санаторно-курортное лечение;
  • санитарно-эпидемиологическая служба;
  • лекарственное обеспечение населения;
  • медицинская экспертиза;
  • медицинская наука и образование.
  • Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оптимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этом государственные минимальные стандарты должны быть приведены в соответствие с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.
  • 1.3 Физическая культура и спорт
  • Физическая культура и спорт - это самостоятельная отрасль национальной экономики, объединяющая сеть специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.
  • По отрасли «Физическая культура и спорт» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 0,5 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (1993 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма. В 1991 г. образован Национальный олимпийский комитет Беларуси.
  • Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.
  • Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания и имеет три основные взаимосвязанные организационные формы: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.
  • На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм - крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).
  • 1.4 Культура и искусство
  • К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения.
  • Воздействие культуры и искусства на экономику страны является в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона.
  • Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
  • художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
  • культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
  • клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
  • массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
  • Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия.
  • В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.
  • Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности - на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности - на государственные и частные. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные.
  • В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.
  • Библиотечное дело - это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачей которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
  • Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов.
  • По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.
  • Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
  • Клубные учреждения - массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности.
  • Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании.
  • Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организации и 2 госцирками.
  • Киноискусство. Кинохозяйство в целом - сложный экономический комплекс, характеризующийся сочетанием специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.
  • В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.
  • Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Законодательно установленный объем бюджетного финансирования отрасли «Культура и искусство» установлен в размере до 1% ВВП.
  • 1.5 Социальное обслуживание
  • Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • К этой категории населения относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.
  • Различные виды социального обслуживания можно разделить на три группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
  • Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты, которое активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления.
  • Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др.
  • 1.6 Социально-потребительский комплекс
  • Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию.
  • Внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят 14,2 % валового внутреннего продукта; их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси - почти 18,7 %. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.
  • Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем розничного товарооборота составил 54,7 трлн. р. в действующих ценах, или примерно 5,5 млн. р. в расчете на душу населения. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 655,1 тыс. чел., что в 2 раза больше, чем в 1990 г.
  • Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации - Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
  • Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля охватывает оптовую и розничную торговлю.
  • Общественное питание - отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специальных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).
  • Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2-3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.
  • 1.7 Бытовое обслуживание населения
  • Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.
  • Систему управления отраслью образуют управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.
  • В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым отнесено более 600 видов деятельности. Их выполняют свыше 8 тыс. предприятий.
  • Программа дальнейшего развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь предусматривает в качестве основных задачи: стабилизации отрасли, насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, в первую очередь социально значимых, повышение их качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.
  • 1.8 Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
  • В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищная сфера); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности. Жилищная сфера - часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.
  • В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства определяет функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса. В структуре платных услуг, предоставленных населению Беларуси в2009 г., жилищно-коммунальные занимали первое место (26,3 %), что значительно превысило уровень 1990 г. (13,3 %).
  • Основными направлениями реформы ЖКХ являются:
  • развитие системы оплаты жилья и коммунальных повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
  • совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
  • совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;
  • передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

культурный экономика социальный образование

Список литературы


1. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли. - М.: Дашков и К, 2009. - 348 с.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2009. - 416 с.

Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с.

Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. - СПБ.: Питер, 2008. - 656 с.

Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2010. - 736 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделиться: