Роль культуры в социализации личности кратко. Культура и личность. Социализация и инкультурация. Культурная самоидентичность. Личность как ценность и ценностный мир личности

Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны.

С одной стороны , в культуре формируется определенный тип личности. На ее формирование влияют различные факторы такие как, общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, система общезначимых моделей-образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности и т.д.

Культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин (исследователь М. Мид).

С другой стороны , личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности неткультуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: кап «продукт» культуры, как «потребитель» культуры, как «производитель» культуры и как транслятор культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

Личность - это социальный тип человека, как продукта и носителя исторически-определенной культуры, выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Согласно представлениям А. Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения.

Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Человек стал создавать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь сотворцом истории и культуры. Опосредованное движение от одного человека к другому через продукты культуры, опыт и знания - основа становления человеческой культуры и истории. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но сама создает свой собственный «микромир».

Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система общения состоит из систем передачи, распространения и хранения информации, системы социальной и межкультурной коммуникации.

Жизнь самой культуры длится во времени и пространстве, выражается в символах, передается с помощью механизмов общения, усиливается с помощью создания новых элементов в коммуникации. В ходе развития культуры создаются разнообразные предметные и знаковые средства, которые обеспечивают косвенное общение.

Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта – важнейшего фактора в развитии культуры. С их помощью взаимообмен становиться взаимообогащением, а также условием развития творческой деятельности человека.

Творчество - создание новых образов, знаний, средств общения, ценностей, продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходят саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, человеческий, «божественный» процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, искусства, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрождения).

Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. По словам, отечественного писателя Б. Пастернака «творческий акт – это максимальное выявление себя вовне».

Творческий процесс в культуре определенного периода в истории зависит от социального заказа на новые требования времени и общества, наличия определенных форм культуры для осуществления новаций, системы воспитания, условий для творчества, процессов социализации и инкультурации.

Социализация – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях; это процесс интеграции человека в общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей.

Социализация представляет двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны , усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны , процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения посредством его активной социальной деятельности.

На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение, система образования, СМИ, государство и т. д.

Социализация – это также идентификация индивида с «другими». Ими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, образцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т.д.

Существует множество трактовок процесса социализации. Г. Тард считал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Т. Парсонс видел в нем процесс восприятия общественных норм, вбирание информации о значимых «других». Дж. Смелзер отмечал, что социализация – приобретение людьми опыта и ценностей, требуемых для выполнения социальных ролей. Социализация дает нам возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.

Следует всегда помнить, что процесс социализации в конечном итоге всегда становится процессом самоопределения. В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу.

Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена.

Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры.

В истории можно выявить особенности социализации в первобытнообщинном, античном, феодально-европейском, традиционном восточном, капиталистическом и социалистическом обществах.

Их также можно выявить в восточных, европейских, российской, американской, африканских культурах и др.

Можно также выделять особенности социализации в традиционном, индустриальном, постиндустриальном обществах.

В отличие от социализации понятие инкультурацияподразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой - человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация – этопроцесспостепенного вовлечения человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода; – это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Процессы инкультурации изучаются в культурной антропологии. Так например, М. Херсковиц предложил свое определение понятия «инкультурация», под которым он понимал процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате которого формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Первым условием инкультурации является самоутверждение человека во времени. Это покорение времени человеком происходит через создание автономного культурного пространства.

Вторым условием инкультурации становится присвоение различных способов овладения пространством, его «видение». Иметь возможность видеть – значит иметь возможность предсказывать, бежать впереди времени и путем «чтения» пространства.

Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладение знанием, опытом, нормами, умениями для того, чтобы переводить неопределенности истории в понятные человеку время и пространство мира культуры.

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

Личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

Социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

Восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Не следует путать понятия «инкультурации» и «аккультурации». Аккультурация – это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.

Аккультурация зависит от множества факторов. Среди них - степень интенсивности контактов, так как постоянное взаимодействие обществ или людей ведет к довольно быстрому усвоению новых элементов культуры. Например, довольно быстро приходится усваивать основы чужой культуры человеку, живущему в иноэтническом окружении.

Условия контакта разных культур также влияют на процессы ак-культурации, так как насильственное навязывание культуры неизбежно порождает реакцию отторжения, сопротивления навязываемой культуре, стремление подчеркнуть свою самобытность, во что бы то ни стало сохранить свое национальное и этническое своеобразие. Мирным путем, уважительным отношением к чужой культуре можно добиться больших результатов.

На процесс аккультурации также влияет степень готовности общества к усвоению инородных элементов культуры. Общество должно быть достаточно развито для того, чтобы понять смысл и необходимость этих нововведений. Также в обществе должен сформироваться класс или социальная группа, которая сможет стать носителем этих новаций, принять их в своем менталитете, образе жизни и деятельности. Также достаточно развитое общество, устойчивое, стабильное, имеет намного больше возможностей для плодотворного усвоения и применения этих новаций с пользой для себя. Слабая, неустойчивая культура и общество не смогут принять нововведений, сильно отличающихся от традиционных элементов их культуры. Результатом станет или отторжение чуждых элементов, что будет сопровождаться достаточно серьезными потрясениями в культуре, либо гибель этой культуры. Так, Западная Европа, открыв для себя Новый Свет, активно использовала некоторые элементы его культуры, среди которых были золото Америки, ее многочисленные культурные растения и многое другое. Индейская же Америка, столкнувшись с европейцами, не выдержала этого столкновения, ее развивающиеся цивилизации погибли, большая часть индейцев также была уничтожена.

Инкультурация также происходит с помощью идентификации , в ходе которой дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии - начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую зрелость и старость.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

Достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

Овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере Домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

Овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

Принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной способностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.

Разные способы ухода и воспитания детей у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведение людей соответствующей национальности. Поэтому, инкультурация может пониматься и как процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру, в результате которой вырабатывается культурная самоидентичность личности.

До 1960-х годов понятие идентичности имело ограниченное употребление. Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в междисциплинарный научный оборот произошло благодаря трудам американского психолога Эрика Эриксона. Со второй половины 1970-х годов это понятие прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук, оно привлекает внимание ученых различных направлений и дает начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы идентичности.

Понятие « идентичность» сегодня широко используется в культурологии и означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми. Усвоение этих элементов социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре.

Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех видов идентичности для нас представляет интерес прежде всего культурная.

Культурная идентичность – принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

Таким образом, сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Значение культурной идентичности в культурологии состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

Путем сопоставления и противопоставления позиций, точек зрения различных групп и общностей, в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая является совокупностью знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.

Но поскольку человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями. В их совокупности отражаются его пол, этническая и религиозная принадлежность, профессиональный статус и т.д. Эти идентичности связывают людей друг с другом, но в то же время сознание и индивидуальный жизненный опыт каждого человека изолируют и разделяют людей друг от друга.

Таким образом, культурная идентичность обладает двойственной функцией. Она позволяет представителям разных культур составить представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, то есть облегчает их общение и взаимопонимание. Но в то же время обнаруживается и ее ограничительный характер, в соответствии с которым в процессе общения возникают конфронтации и конфликты.

Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». До настоящего времени не сформулировано научного определения понятия «чужой», однако имеется несколько его значений и смыслов: чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры; чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением; чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания; чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен; чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Такое разделение может привести как к отношениям сотрудничества, так и к отношениям противоборства. В связи с этим культурная идентичность может рассматриваться в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на сам процесс взаимодействия культур.

Каждый человек, столкнувшись с чужой культурой, прежде всего отмечает для себя много необычного и странного. Констатация и осознание культурных различий становятся исходным пунктом для понимания причин неадекватности.

Таким образом, только через осознание «чужого», «другого» про-исходит формирование представлений о «своем».

Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, есть негативные механизмы - стыди вина. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые - запрещают и подавляют его.

Итак, можно сделать вывод, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, накладывая свой отпечаток на формирование личности, которая не может существовать, как член общества, без вхождения в культуру.

Социализация - приучение индивидов к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение к общезначимым ценностям, происходящие в процессе воспитания, общения и самосознания. Социализация поддерживается особыми институтами (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы) и внутренними механизмами самой личности.

Уже при рождении индивид получает социальный статус, вытекающий из статуса его семьи, родителей. Рождение ребенка имеет, таким образом, не только биологический или демографический аспект, но и социокультурный. Именно поэтому во всех культурах вскоре после рождения производятся различного рода обряды, означающие посвящение ребенка в культуру данного коллектива и общества. Статус рождения настолько важен, что к некоторым его аспектам индивид остается приписанным всю свою жизнь (этничность, сословность, кастовость). И, конечно, индивид остается «приписанным» культурно к своим биологическим особенностям: пол, раса. По мере своего взросления индивид включается во все новые и новые сферы общения. Эти переходы фиксируют важнейшие этапы жизненного пути человека и сопровождаются соответствующими культурными «метами» и знаками (дни рождения, поступление в школу, совершеннолетие, призыв в армию, вступление в брак). «Меты» фиксируются памятными подарками, что предполагает их длительное хранение. Например, фотография – распространенная форма фиксации социально значимых ролей и отношений между индивидами.

Однако нельзя свести социализирующую функцию культуры лишь к ступеням подготовки к жизни. Культура – один из важнейших факторов структуризации общества, столь же необходимый, как и экономические или политические механизмы. Если в экономике основой отношений выступает собственность, в политике – власть, то в культуре такой основой являются нормы, ценности и значения. По мере усложнения социокультурной среды механизм социализации, его культурное обеспечение становятся все более разнообразными.

Культурные нормы и смыслы определяют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусные градации, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, социальное или профессиональное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения.

Знаковыми носителями социального статуса могут выступать различные факторы: родство, этническое и социальное происхождение, богатство, образование, личные достижения в профессиональной сфере, жизненном опыте, науке, искусстве. Статусные формы культуры сохраняются в любом обществе, хотя и в ослабленном или же трансформированном виде. Важное значение статусная символика имеет в бюрократии, где должности, ранги, этикет – важные факторы организации.

В стабильных социальных структурах статусная символика может длительное время поддерживаться в устойчивом состоянии, оформляя постоянные градации между сословиями, рангами, ступенями бюрократической иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное «просачивание» сверху вниз символов престижа, но с другой – вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, оформляющие социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, формируя новые потребности и вкусы.

Процесс социализации взаимосвязан с процессом инкультурации. Они очень близки по своему содержанию, но смешивать их нельзя.

Социализация означает подготовку человека к жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время, ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах.

Инкультурация обозначает процесс освоения человеком традиций и норм поведения в конкретной культуре. Культура в развитых странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации и инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я – профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою культурно-национальную принадлежность: «Я - русский».

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными – родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание или косвенное наблюдение являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение только тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он наблюдает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а поступают по-другому. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Культура учит нас что, когда и как следует есть.

Социализация – врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность.

Инкультурация – срастание с культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-ые годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» – совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди (вплоть до «ни убий»), на этикет.

Таким образом, два процесса – инкультурация и социализация – развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации и наоборот. Инкультурация достигает своего максимума к старости, социализация же – в молодости и зрелости, а затем чаще всего уменьшается, реже – остается на том же уровне.

Процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Когда оба процесса совпадают, т.е. идут в одном направлении, можно построить единый континуум «социализация – инкультурация».

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Минимальный показатель инкультурации и социализации у так называемых феральных людей – человеческих детенышей, воспитывающихся среди волков и других животных. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума, в который включено усвоение основных социальных ролей, норм языка, черт национального характера. Термин же «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества: не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знании всемирной истории. Итак, инкультурация означает приобретение широкой гуманитарной культуры.

Усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и освоение различных социальных ролей во взаимодействии с другими людьми представляет собой процесс социализации. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Выделяют следующие процессы и результаты усвоения культуры индивидами: социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и т.п. Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание, и т.д., - человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми.

Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Те малыши, у которых ограничен контакт с матерью, другими людьми (синдром депривации, слепоглухонемые дети и т.д.), не получающие достаточно стимулов для развития, также плохо социализируются без дополнительных вмешательств.

Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и др. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание - это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает).

Социализация - процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация - это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

М. Дж. Херсковиц предложил понятие "инкультурация" - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи - и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия со взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Инкультурация - процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. Социализация и инкультурация формирует социокультурную адекватность личности; и напротив, девиантность (поведение, отклоняющееся от принятых социальных, культурных, правовых норм) проявляется у людей при нарушении социализации, а также в случае разрушения, отмирания социально-культурных норм в обществе. Социокультурно-адекватное поведение личности детерминировано культурной мотивацией (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация, социальные роли и функции личности, статус, престижность, "коллективное бессознательное" и т.п.).

Разные способы ухода за детьми и их воспитания у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.

По А. Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, благодаря которым индивид становится максимально восприимчивым к данной культуре и получает возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, "основная личность" представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры.

Главный постулат концепции Р. Бенедикт - наличие у каждого народа специфической для него "базовой структуры характера", передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим тезисом Р. Бенедикт развивала мысль о том, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют это-су культуры. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин. Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а культивирует суровое воспитание, то в дальнейшем вырастают агрессивные и враждебные люди, склонные к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

Национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В процессе социализации, воспитания, обучения, инкультурации формируется культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, ментальности, архетипы сознания и пр.).

В культурологии используется понятие культурной трансмиссии - это механизм, с помощью которого этническая группа "передает себя по наследству" своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: вертикальная, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; горизонтальная - ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; непрямая трансмиссия - человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.

М. Вебер ввел понятие "сенсотип", фиксирующее особенности мышления, мироощущения, общую направленность той или иной культуры и связанные с этим формирующиеся личностные характеристики. Так, в сенсотипе, свойственном ряду африканских культур, в ходе инкультурации определяющая роль принадлежит танцам, ритуалам; поэтому значительное место отводится тренировке владения телесными ощущениями, умению вырабатывать двигательные стереотипы. В мире европейской культуры важно овладение визуальным восприятием, опосредованным письменными и устными языковыми формами, и на первый план выходит необходимость ориентироваться в мире понятий, идей, идеальных образов. По этой причине западный сенсотип называют символически-визуально-коммуникативным, а африканский - музыкально-хореографическим. Но овладение сенсотипом происходит только при инкультурации - процессе освоения человеком этнической культуры и вхождения в свою этническую общность. В человеческом организме заложены та и другая возможности, а какая из них станет реальностью - зависит от ситуации, от того, в каких условиях вырастает человек. В детстве на первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы культуры, навыки владения своим телом и бытовые знания, трудовые умения, формируются этнические стереотипы поведения и этнический сенсотип. В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.

Важнейшее свойство культуры - это се функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального "Я", различения "своих" и "чужих" по признакам культуры и т.п. Культура характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, механизмов социализации личности.

Культура выступает важнейшей характеристикой общества, его основой. Поскольку культура пронизывает все сферы жизни человека и общества, то это определяет ее высокую значимость в содержании и динамики социальных изменений. В.М. Чижиков отмечает невозможность политических, экономических преобразований в стране без радикальных изменений в общей культуре. «Уровень культуры личности в социально-экономической, общественной деятельности представляет собой базовую основу, на которой развиваются формы культуры, связанные с различными видами деятельности в экономико-технологическом процессе, в управлении, политике и цивилизационном процессе» .

Анализ процессов социализации личности и социальных групп вне связи с культурой общества более чем затруднителен.

Понятие «социализация», являясь широко распространенным в научной литературе, не имеет однозначного толкования, используется не только социологией, но и педагогикой, психологией, философией (обладает междисциплинарным статусом). Однако, так ли иначе, во всех существующих трактовках процесс социализации связан с вопросами взаимодействия человека и окружающей социальной среды, усвоения норм и ценностей общества.

А.В. Мудрик отмечает, что многочисленные концепции социализации так или иначе тяготеют к одному из двух подходов: 1) субъект – объектному (общество, культура – субъект воздействия, а человек – его объект); 2) субъект – субъектному (человек активно участвует в процессе своей социализации, влияет на свои жизненные обстоятельства и самого себя) .

В соответствии с первым подходом социализация человека рассматривается, преимущественно, как процесс адаптации человека к обществу, формирования личности посредством влияния на нее норм и ценностей той культуры, в которой осуществляется жизнедеятельность. Одним из представителей данного подхода является Э. Дюркгейм. Систему социальной действительности, считал Э. Дюркгейм, образуют «социальные факты». Главным их признаком является объективная, независимая от индивида реальность, обладающая принудительной, давлеющей силой. Принцип теоретико-методологической концепции социологизма заключается в утверждении автономности социальной реальности, наделенной чертами превосходства над индивидами.

Таким образом, Э. Дюркгейм среди участников процесса социализации (человек – общество) приоритетную роль признает за обществом и его культурой. Он рассматривает проблему социализации с точки зрения макросоциологии, для которой важным является выделение социальных процессов в целостности, поэтому внимание теорий данного уровня закономерно сосредоточено не столько на человеке как субъекте своей судьбы, сколько на обществе, его культуре как субъекте воздействия на человека. В этом смысле, человек – продукт общества, культуры общества.

Р. Линтон способствовал распространению в социологии понятия модальной и нормативной личности. Нормативная личность является наиболее полным воплощением личностных черт, свойственных данной культуре. Это своего рода идеал личности, существующей в определенной культуре. Модальная личность представляет собой наиболее распространенный тип отклоняющихся от нормативного типа (идеала) вариаций. Глубина и частота отклонений поведений человека от образцов поведения, предписанных социальных образцов нормативной личности, свидетельствует оразного рода деструктивных процессах ее социализации. Чем более нестабильно общество, тем статистически в большей степени в нем представлено людей, социальный тип которых не соотносится с нормативной личностью.

В контексте изучения проблемы социализации представляют интерес взгляды Р. Мертона на адаптацию человека в обществе; характер разделения или неразделения индивидом ценностей, предлагаемых социумом; поведенческие реакции человека на ситуацию социальной аномии, деструктивные процессы, протекающие в обществе. Так, например, он выделил пять моделей социальной адаптации личности к культурным нормам и ценностям общества: конформизм, инновация, ритуализм, эскейпизм, бунт – мятеж.

Другой представитель субъект — объектного похода Т. Парсонс понимал социализацию как «интериализацию культуры общества, в котором ребенок родился». Человек усваивает социальные ценности в процессе общения со «значимыми другими» и следование общепринятым нормам становится частью его мотивационной структуры, потребностью. Т. Парсонс подчеркивал первостепенную роль семьи в процессе социализации человека. Именно в семье осуществляется первичная социализация, закладывающая основу последующего функционирования человека .

Таким образом, с точки зрения субъект — объектного подхода (представленного представителями макросоциологии, структурно-функционального направления социологии), личность – социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Определяющая роль в социализации человека принадлежит обществу и его культуре.

Представители субъект – субъектного подхода акцентируют свое внимание на том, что в процессе социализации активную роль играет не только общество, но и сам человек, осуществляющий выбор нужных для него ценностей, влияющий на окружающих людей и общество в целом через призму своего мировоззрения. К данному подходу можно отнести микросоциологические концепции развития личности, представленные трудами Ч. Кули, Д. Мида, З. Фрейда и др.

Микросоциология рассматривает проблему личностного становления в контексте межличностного взаимодействия. Так, например Ч. Кули, являющийся автором теории «зеркального Я» считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий человека с окружающими людьми. В процессе этого взаимодействия формируется представление человека о самом себе и других людях, индивидуальное «Я» приобретает социальное качество. Другие люди для человека выступают «зеркалом», в которое он глядит в процессе взаимодействия с ними и формирует образ своего «Я» на основе восприятия мнений, оценок окружающих своего поведения. Именно так возникают убеждения человека о своей ценности для других, о своей физической привлекательности, интеллектуальной, нравственной культуре.

По Д. Миду человеческое «Я» состоит из двух взаимосвязанных компонентов – «Я» (индивид и его реакция на действия других) и «Меня» (представление индивида о себе с точки зрения мнений других). Единство «Я» обеспечивает мнение «другого» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества, индивидов, групп – основа процесса социализации. В то же время Д. Мид подчеркивал активную роль самого индивида в его социализации. Две составляющие человеческого «Я» находятся в постоянном взаимодействии. Ученый отмечал, что в процессе социализации важная роль принадлежит отношениям индивида со сверстниками, выступающим средством формирования самостоятельной, способной к сотрудничеству личности .

В своей теории З. Фрейд «подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности концентрируются в личности. Основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит развертывание врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества .

Ж. Пиаже выдвигает концепцию когнитивного (умственного) развития человека, как последовательных стадий социализации, подчеркивая активную роль самого человека, опыта его взаимодействия с окружающим социальным миром.

Итак, социализация представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с окружающей его социальной средой, культурой общества, в результате которого осуществляется переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания и объективизация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. Становление и развитие личности зависит от характера воздействия на нее агентов, институтов, факторов социализации.

Характер процессов социализации личности прямо взаимосвязан с культурой, в которой протекает ее жизнедеятельность.

Например, условия современной российской действительности, характеризующиеся развитием системы рыночных отношений, актуализацией ценностей гражданского общества, свободы, оказали влияние на повышение значимости в ориентациях молодого поколения установки на самореализацию в социуме, в сфере профессионально-деловых отношений. Так, результаты социологического опроса, проведенного нами в 2005-2006 годах среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края, свидетельствуют о том, что для большинства респондентов личностная самореализация – одна из наиболее значимых смысложизненных ценностей – 63,9%. Для опрошенной молодежи привлекательным является образ делового успешного человека, который создал хорошую семью – 85,7%, счастлив в любви – 73,4%, имеет верных друзей – 72%, финансово благополучен – 66,1%, независим – 63,2%, успешно реализуется в профессиональной деятельности – 69,1%, является уважаемым человеком – 76,9%, имеет хорошее образование – 73,2%.

Близкие результаты показывают и недавно проведенные исследования других ученых. Так, например, результаты проведенного в 2013 году опроса студентов, представленные в научной статье О.В. Кузьмена, свидетельствуют о том, что в их жизненных ценностях важное место занимают семья, дети, работа, образование, дружба, жилищная устроенность .

В научных публикациях, связанных с темой молодежи, отмечается, что «в России сформировался новый тип личности молодого человека. Он сочетает в себе свойства интеллигентного человека, ориентированного на нравственные ценности, с деловой, предпринимательской культурой» .

С другой стороны, статистические данные и результаты ряда эмпирических исследований свидетельствуют о наличии в обществе проблем, связанных снедостатками нравственной и гражданско-правовой культуры личности. Эти проблемы обусловлены рядом факторов: 1) трансформационный период развития российского общества, сопровождающийся изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества, закономерно обусловил трудности процессов социализации, адаптации личности к новым реалиям. 2) Распространение в обществе принципов прагматизма, утилитаризма, индивидуализма, «романтизация» (во многом с помощью СМИ) ценностей уголовной субкультуры, отсутствие единой идеологии, популяризация худших образцов западной культуры, — способствовали снижению значимости традиционных национальных ценностей российской культуры в социализации личности. Это привело к ослаблению межпоколенных, внутрисемейных связей и их роли в воспитании личности, что обусловило ряд серьезных проблем личностного формирования. 3) В процессе воспитания личности недостаточное место отводилось развитию таких качеств, как: гражданственность, социальная активность, коллективизм, патриотизм. 4) Длительный, «хронический» характер социально-экономического кризиса в перестроечный период российского общества, сопровождающийся снижением уровня духовно-нравственной культуры населения, отсутствие желаемых стремительно быстрых перемен к лучшему в результате политических, экономических преобразований, отдельные факты необязательного поведения чиновников по отношению к гражданам, обусловили снижение уровня гражданской сознательности личности, распространение в молодежной среде пессимистических настроений, гражданско-правового нигилизма, отчуждения от общества и государства, аполитичности. Коллективизм, патриотизм, социальная активность, гражданская сознательность, забота о будущем, бескорыстие, открытость, доверие как ценности стали терять прежнее значение.

Кроме того, следует отметить, что характер процессов социализации личностиво многом зависит от эффективности функционирования механизмов социального контроля. Социальный контроль призван оказывать регулирующее воздействие на поведение личности со стороны общества. Обеспечивается это воздействие реализацией социальных норм и санкций (формальных и неформальных). Чем выше эффективность деятельности механизмов социального контроля, направленных на установление социального порядка в обществе, регулирование социальных отношений, тем более стабильно общество и меньше выражены проблемы девиации, преступности.

В сложный, трансформационный период развития общества механизмы социального контроля не в состоянии в полной мере эффективно осуществлять свои функции, связанные с поддержанием социального порядка, выработкой благоприятных моделей социализации личности. Низкая степень воздействия социальных норм на индивида влечет за собой состояние беспорядка. Дефицитом становится моральная регуляция социальных процессов. Получают развитие негативные тенденции, происходящие в обществе, оказывающие деструктивное влияние на формирование нравственной,правовой культуры личности. Так, например, начавшийся перестроечный трансформационный период российского общества, сопровождающийся экономическим кризисом, характеризовался резким обострением проблемы преступности, наркомании, безработицы. По мере стабилизации в развитии общества, выработки и внедрения эффективных механизмов социального контроля,улучшения экономических реалий показатели преступности стали снижаться.

Прогрессивное развитие российского общества возможно только при условии высокого уровня нравственной, гражданско-правовой культуры граждан.

Для развития позитивных нравственных установок, повышения гражданско-правовой культуры и преодоления негативных характеристик в процессах социализации личности, необходимы:реализация действий, направленных на предоставление личности возможностей для самореализации, развития; профилактика девиации и преступности; скрепление общества единой идеологией, ориентирующей сознание личности на лучшие ценности, заложенные в отечественной духовной культуре, ценности благополучной семьи, здорового образа жизни, общечеловеческие, гражданско-патриотические, социальные ценности, высокие образцы культуры делового и повседневно-бытового общения.

Список литературы:

  1. Кузьмен О. В. Работа, профессиональное образование, семья в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи России // Мониторинг общественного мнения. — 2014. — № 1 (119).
  2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004.
  3. Российская социологическая энциклопедия. М., 1999.
  4. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование. – 2010.- №2.
  5. Чижиков В. М. Социокультурные коммуникации города и села: учеб.пособие. М. : МГУКИ, 2010.

    РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    В статье рассматривается понятие «социализация» в рамках субъект – объектного и субъект – субъектного подходов, освещаются некоторые положения теорий макро и микросоциологии, связанные с проблемами формирования личности. Отмечается взаимосвязь процессов социализации личности с культурой, в которой протекает ее жизнедеятельность, а также значимость высокого уровня нравственной, гражданско-правовой культуры человека и социальных групп в достижении прогрессивных тенденций развития общества. Приводятся некоторые предложения, направленные на развитие позитивных нравственных установок, повышение гражданско-правовой культуры и преодоление негативных характеристик в процессах социализации личности.

    Written by: Бояк Татьяна Николаевна

Введение

социализация культурный общество

Актуальность темы исследования связана с теми значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, которые происходят в настоящее время в нашем обществе, и, безусловно, влияют на процесс социализации и формирования социокультурной идентичности всех групп населения. Кардинальность этих перемен, затронувших все аспекты социального окружения, настолько велика, что не могла не сказаться и на внутреннем мире людей.

В связи с этим понятен интерес психологов, социологов, педагогов к процессу социализации, поскольку именно личностям социализирующимся предстоит не только адаптироваться к новым условиям жизни общества, но и активно влиять на них. При этом такие качества, как творческая активность, самостоятельность, осознанность суждений, умение строить отношения с окружающими, несомненно, становятся важнейшими факторами, обеспечивающими личностный рост и самореализацию человека.

Большая масса этнографических открытий, сделанных антропологами в результате полевых исследований, демонстрируют решающую важность культурных факторов в их влиянии на человеческое поведение. Эти открытия свидетельствуют, что человеческое поведение меняется от одного общества к другому, и что эта вариативность сохраняется большей частью за счет передачи посредством социального обучения от одного поколения к другому. На основе этого открытия внутри антропологии возникает два направления, имеющие специфическую важность для изучения социализации. Первое, осознание роли социализации как механизма культурной трансмиссии привело к изучению социализации как самой важной части культуры любой изучаемой группы. Второе направление имеет дело со следствиями социализации для личности. Если социализация продуцирует соответствие со специфическими культурными требованиями, продуцирует ли она также соответствие с характеристикой модальной личности отдельной группы? Это вопрос несколько лет назад вызывал большой интерес у Сейпира, М. Мид и Р. Бенедикт. Благодаря их влиянию он стал центральным для многих антропологов.

Цель работы - характеристика культуры как фактора социализации. В соответствии с поставленной целью задачи работы могут быть сформулированы следующие:

1.обзор основных теорий социализации с токи зрения культуры;

2.анализ роли культуры в процессе социализации.

Обзор культурогенных теорий социализации

Социализация в современной социологии рассматривается как «двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе». Этот взгляд на социализацию сформировался в диалоге и борьбе ряда научных направлений и школ. Специфика феномена социализации состоит в том, что он находится на пересечении предмета ряда гуманитарных наук и научных дисциплин - кроме социологии также психологии личности, социальной психологии, социальной антропологии, педагогики и др. Его применение в науке начинается в конце XIX века, когда еще не произошло разделения предметов социологии, психологии, антропологии, и в это время к нему обратились как раз те ученые, которые стремились изучить процессы, происходящие в личности под воздействием общества. Вот почему понятие «социализация» встречается прежде всего в трудах Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Ф. Гиддингса, У. Джемса, хотя сама проблема поставлена раньше - в трудах О. Конта, К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Спенсера.

Хотя вопросы вхождения человека в социальную среду волновали еще ученых античности, однако, полноценное изучение проблемы социализации было начато только в Х1Х веке в русле двух, близких по методологическим установкам направлениях - позитивизме и прагматизме. (1, с.145)

Огюст Конт отдавал приоритет обществу как первичной реальности. Он ставил задачу подчинения индивидуального общественному, так как индивид не может существовать самостоятельно, изолированно от целого. Решая проблему личности, Конт выделял у человека наряду с «эгоистически-личностным» существование «социального» инстинкта. Так как единицей общества как «социального организма» является семья, то именно в ней индивид приобретает свои социальные качества.

В отличие от Конта, английский ученый Герберт Спенсер подчеркивал автономию индивида. Он считал, что общество - это часть природы, высший этап всеобщей эволюции. По Спенсеру, человек в естественном состоянии в значительной мере антисоциален, социальным же существом он становится в ходе длительной эволюции. Механизмами самоорганизации совместной деятельности людей, которые обеспечивают переход асоциального по природе человека в социальное существо, являются социальные институты: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и др.

Проблема взаимоотношения человека и общества становится одной из важнейших и в социологии. Американский социолог Лестер Уорд разделял взгляды Спенсера об эволюционном развитии общества, но наряду с биологическими факторами этого развития подчеркивал важность психических (сознательных) процессов. Он полагал, что человеческие желания и интеллект играют исключительную роль в преобразовании окружающей среды. (2, с.102)

Продолжая идеи Уорда, Франклин Гиддинс отмечал, что «функция общества состоит в развитии сознательной жизни и в создании человеческой личности: для этой цели оно в действительности и существует.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм, развивая идеи О. Конта, рассматривал общество как независимую от индивидов, вне - и надиндивидуальную реальность. Общество доминирует над индивидом и создает его. Видение мира индивидом определяется «коллективными представлениями», которые вырабатываются обществом.

Природа человека двойственна. Биологическая и социальная природа находятся в противоречии, что рождает постоянное внутреннее беспокойство, напряжение. Но, благодаря тому, что общество контролирует биологическую природу человека, это напряжение снимается.

Социальные нормы влияют на поведение индивида через определенные механизмы их интериоризации. Действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.

Дюркгейму принадлежит философско-социальная теория морали, в основе которой лежит понятие долга. Мораль рассматривается как система объективных правил поведения, которая доносится до человека посредством воспитания.

По Дюркгейму, социализированная личность - это личность, умеющая подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.

Противоположную точку зрения отстаивал Габриэль Тард, который рассматривал общество как продукт взаимодействия индивидов. Он первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие, выделив 3 основных социальных процесса:

Повторение (подражание).

Противоположение (оппозиция).

Приспособление (адаптация).

Именно подражание, по мнению Тарда, является ведущим процессом, определяющим взаимодействие индивидов, процесс их вхождение в группу.

Анализ концепций социализации позволяет обнаружить еще у их истоков два разных подхода. Если Э. Дюркгейм, а вслед за ним Т. Парсонс и их последователи рассматривали социализацию в первую очередь с позиций общества (его норм, ценностей, установок, требований), то Г. Тард и его последователи - с позиций личности. Своего рода выход из обозначившегося противоречия можно найти в докторской диссертации М. В. Ромма «Социальная адаптация личности как объект философского анализа». Обозначив первый путь как нормативный подход (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, К. Леви-Стросс и др.), а второй - как интерпретативный подход (У. Джемс, Э. Фромм, М. Вебер, В. Дильтей, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, У. А. Томас, С. Эш, Л. Росс, Р. Нисбетт, П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц и др.), он предложил радикальное решение: противопоставить понятию «социализация» нередко рассматривавшееся как его синоним понятие «социальная адаптация», связав с первым традицию нормативного подхода, а со вторым - традицию интерпретативного подхода: «Социальная адаптация служит логическим итогом глобального процесса социализации, в то время как социализация представляет собой этап становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам для выполнения в последующем той или иной социальной роли. Социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии ее жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социокультурной среде». (3, с.122-123)

Собственно, сходное по результатам решение было предложено много раньше Т. Парсонсом и Р. Бейлом, которые противопоставили «социализацию» и «интеракцию». Еще раньше «социализация» заменялась термином «инкультурация» (М. Херсковиц).

Однако в таком решении проблемы, вероятно, вполне приемлемом для ее разработки в рамках социальной философии, для социологии таится опасность значительного обеднения концепции социализации: пожалуй, большая часть идей, связанных с ее развитием после Э. Дюркгейма, связана с интерпретационным подходом, и эти идеи придется отнести к области «социальной адаптации».

Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

В современной науке, как отмечает ЕА.Ануфриев, можно выделить два подхода к определению личности: формально-логический и диалектико-логический. «Первый подход разделяют психологи и педагоги, он как бы опирается на «здравый смысл». При этом подходе понятие личность определяется через подведение его под более широкое, родовое понятие человека, а после этого указываются его видовые отличия, Т.е. перечисляются признаки, наличие которых отличает личность от человека вообще. Данные признаки включают различные положительные характеристики». В связи с этим сторонники первого подхода признают личностью не всех людей, а только тех, кто обладает определенными положительными качествами. Процесс социализации, в данном случае, будет заключаться в приобретении необходимого набора положительных качеств. Несмотря на рациональность своего содержания, данному подходу все-таки свойственна определенная ограниченность - кого конкретно и почему нельзя считать личностью, например, если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то, за какое преступление, и т.д.

«Второй подход позволяет избежать вышеуказанные противоречия. Личность в данном случае определяется через диалектику единичного и общего, как нечто особенное, рассматриваемое в социальном аспекте. Для всех людей свойственно обладание рядом определенных общих черт, как биологических, так и социальных. Но в то же время каждому человеку присуще что-то свое, особенное (своя биография, своя профессии и т.д.). Совокупность общих характеристик человека с его индивидуальными особенностями и будет создавать особенное - личность». Таким образом, сторонники данного подхода считают, что понятие личности применимо ко всем людям без исключения. Т.к. каждый человек обладает и общими, и индивидуальными признаками. Личность - как уникальная совокупность - будет требовать ряда дополнительных характеристик, указывающих, какая именно личность имеется в виду (развитая или неразвитая, сознательная или несознательная). Следует отметить, что данные подходы не взаимоисключают друг друга, они составляют единство, которое обязательно необходимо учитывать в социологии личности. Центральной проблемой всех социологических исследований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога, как указывал А.Г.Здравомыслов, постоянно находится сложное взаимодействие общества и личных интересов. Для социолога общественный интерес выступает не в виде некоего общего понятия, а в конкретной форме - в виде интересов тех или иных общественных организмов, институтов, социальных систем.

Культурная социализация и самоидентификация личности

В конце ХIХ - начале ХХ века формируется новое направление социологии - понимающая социология, путь познания в которой, наоборот, идет от индивида к социуму.

Основоположник понимающей социологии немецкий ученый Макс Вебер, объясняя поведение человека, когда субъективно осмысленные действия индивида соотносятся с поведением других людей, вводит понятие «общественно ориентированных действий». Эти действия предполагают субъективную мотивацию индивида или группы и осмысленную ориентированность на других (на ожидания).

Подчеркивая индивидуальность человека, немецкий социолог Георг Зиммель отмечает, что, вступая в определенные отношения, индивид обретает некоторые характерные для него качества, которые являются для него сущностными («каждый человек представляет из себя индивидуума с характерными свойствами, которые нельзя встретить во второй раз в том же сочетании»).

Современные исследования западной социологии основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.

В основе концепции общества как социальной системы американского социолога Толконта Парсонса лежит понятие нормативного характера - равновесие. Общество в равновесии - общество без конфликта. Полного равновесия не достичь, но надо к этому стремиться. По Парсонсу, средствами, при помощи которых поддерживается социальное равновесие, являются социализация и социальный контроль. Социализация рассматривается здесь как адаптация индивидов в социальной среде, которая достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры. Парсонс подчеркивает особую роль семьи и школы в этом процессе.

Чарльз Кули считает, что личность формируется на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Формирование социальной природы индивида осуществляется только в межличностном общении, в коммуникации внутри первичной группы. (2, с.156)

Немецкий ученый Юрген Хабермас полагает, что процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть», давая возможность другой «части» критически оценить элементы социальной среды, которые мешают личности самоутверждаться. Таким образом, здесь возможна ненасильственная социализация, где учитываются, прежде всего, условия индивидуальной жизни.

Понятие «культурная социализация» зародилось в западной культурантропологии, прежде всего в ее этнопсихологическом направлении («культура и личность»). Одной из отправных точек здесь можно считать работу Рут Фултон Бенедикт «Модели культуры» (1935), в которой исследовательница отошла от фрейдистской концепции анализа культуры, представляемой через индивидуальную психологию и психопатологию, и применила социологические методы исследования взаимосвязи личности и культуры.

Клайд Клакхон подробно изучил на этническом материале культурную социализацию, понимаемую им как стандартизацию поведения и жизненных установок («Дети Людей: навахский индивид и его развитие», совм. с Д. Лейтон, 1943).

С точки зрения культурантропологии, одним из основателей которой является учитель Р. Бенедикт и М. Мид, Ф.Боас, социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. Этот процесс получил название окультуривания, наравне с ним в антропологии применяются такие названия как инкультурация, культурное обусловливание. В настоящее время используется еще одно понятие - культурной трансмиссии, представляющей механизм, с помощью которого группа «передает себя по наследству» своим новым членам.

Проведено много исследований, целью которых было выявление различий в процессе социализации индивида через сравнение двух и более культур.

Известный американский этнопсихолог М.Мид изучала особенности социализации в традиционных культурах. Собранные ею материалы позволили сделать заключение о ведущей роли социокультурных факторов в психологическом развитии детей. Социализация понимается М.Мид как процесс «инкультурации», передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Данный подход предполагает автоматический перенос культурных воздействий на ребенка, который пассивно впитывает все влияния общества, среди которых особое значение имеют культурные традиции общества, принципы обучения и воспитания детей, а также доминирующий стиль общения в семье.

М.Мид и Р.Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития. Они указали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому (в частности, переходы от детства к отрочеству и зрелости). Также в сферу их интересов входило исследование способов влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений индивида. М.Мид считала, что «именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе». (4, с.141)

Методы социализации (в частности, воспитание) исследовал австрийский культурантрополог И.Эйбл-Эйбесфельд, изучая родительско-детские отношения в некоторых племенах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи. Американский исследователь Р.Ронер на основе анализа более 100 культур предпринял попытку объяснения процессов социализации через теорию родительского принятия-отвержения.

В 50-е годы американские культурантропологи супруги Б. и Дж. Уайтинг провели исследование особенностей социализации, сравнив 6 культур. Они выявили влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. «В простых культурах большое значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, а функциональным является развитие коллективистических качеств личности. А в сложных культурах с множеством различных ролей и иерархической структурой, более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения своих целей и эгоистическая доминантность. Поэтому, готовя детей к роли взрослых, родители воспитывают в них дух соревновательности и стремление к достижениям».

Однако, несмотря на большой вклад в исследование социализации ученых-антропологов, следует отметить, что в целом процесс социализации в рамках культурантропологии рассматривается как автоматический, благодаря которому индивид воспринимает культуру по мере своего развития (т.е. является ее пассивным потребителем).

Концепция культуры как фактора социализации нашла своё выражение у Д. Мацумото. Основные положения его подхода

Детство в любом обществе - это время непрерывного изменения человека, когда он больше, чем в другие периоды жизни, подвержен воздействию культурной среды. Универсальным для всех культур является желание ребенка стать счастливым, преуспевающим взрослым. Однако счастье и успех в разных культурах понимают по-разному. (5, с.78)

Многое в нашем взрослом поведении обусловлено этими правилами, и мы следуем им автоматически и неосознанно, не задумываясь над тем, как мы поступаем. Все же в какой-то период нашей жизни мы должны были усвоить эти правила и стиль поведения. Культура в широком смысле слова включает так много аспектов жизни, что невозможно усвоить ее, просто прочитав об этом в книге.

Обучение культуре - это длительный процесс, требующий времени и практики. Оно включает такие аспекты учебного процесса, как классическое обусловливание, оперантное обусловливание и социальное обучение. По мере обучения культуре мы делаем ошибки, но люди и общественные институты всегда рядом, чтобы помочь, а иногда и заставить нас исправить их.

Социализация - это процесс, в ходе которого мы узнаем и усваиваем правила и манеры поведения, обусловленные культурой данной страны. Социализация происходит в течение длительного времени и включает познание и овладение социальными и культурными нормами, отношениями и верованиями. Процесс социализации начинается очень рано, вероятно, с первых дней жизни. Некоторые ученые считают, что биологический темперамент и предрасположенность, с которыми мы приходим в этот мир при рождении, тоже часть процесса социализации. Это, конечно, очень интересная и интригующая идея, однако большая часть того, что мы знаем о социализации, относится к жизни после рождения.

Мацумото вводит ещё один термин - аккультурация. Этот термин относится к процессу адаптации (и во многих случаях усвоения) к другой культуре, отличной от той, в которой человек был сформирован. Слово аккультурация обычно употребляется в связи с иммиграцией - переездом из одной страны в другую и приспособлением к жизни в условиях «чужой» культуры.

Агенты социализации - это люди, учреждения и социальные институты, существующие для того, чтобы обеспечить прохождение процесса социализации. Первыми и самыми важными среди этих агентов становятся родители. Они помогают внедрить в сознание детей моральные и культурные ценности, развивают уже усвоенные и исправляют ошибки в поведении детей. (5, с.79)

Заключение

Социализация рассматривалась как энкультурация или межпоколенческая трансмиссия культуры, как приобретение навыков адекватно реагировать на требования социальной среды, как обучение выполнению социальной роли и социальному взаимодействию. С точки зрения антропологов, которые рассматривают человека прежде всего как культурно детерминированное существо, основной проблемой человеческой жизни является сохранение и приемственность различных культурных моделей, их трансмиссия из поколения в поколение. С этой точки зрения энкультурация рассматривается как автоматический процесс абсорбации, в котором ребенок является tabula rasa, постигающий культуру только благодаря соприкосновению с ней. Поскольку его внешняя среда культурно детерминирована и поскольку врожденная структура личности ребенка везде одна и та же и она благоприятня для восприятия культурных моделей, дети впитывают (абсорбируют) культуру в во всех аспектах их опыта.

В ранних концепциях антропологов школы Боаса, включая Р. Бенедикт, в качестве специфических для процесса культурного восприятия рассматривались не отдельные выученные механизмы, а восприятие целостной культуры. Дети рассматривались как интериоризирующие культуру посредством инструкций, наблюдения и имитаций, в результате поощрений и наказаний. М. Мид рассматривала энкультурацию в терминах коммуникации и информационной теории. Воспитание понималось как процесс коммуницирования детям культуры закодированной в эксплицитных и имплицитных сообщениях в словах и поведении взрослых.

По Мацумото, С социализацией тесно связан процесс приобщения к культуре. Это процесс, при котором молодые люди познают и перенимают манеру поведения, свойственную культуре их страны. Разница между двумя этими терминами очень невелика. Термин «социализация» относится к самому процессу и механизмам, с помощью которых люди обучаются правилам поведения в обществе, т. е. к тому, что говорится, кому, когда и в каком контексте. Термин «приобщение к культуре» относится уже к продуктам процесса социализации - субъективным внутренним психологическим аспектам культуры, которые усваиваются в процессе развития человека. Различие и сходство терминов «приобщение к культуре» и «социализация» связаны с различием и сходством понятий «культура» и «общество».

Список использованной литературы

Крэйн У. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 - 279 с.

Культурология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 - 224 с.

Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г. Психология развития М.: Академия, 2005 - 312 с.

Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 - 400 с.

Поделиться: