Периодизация античной культуры. Античные времена


Античность это термин происходит от латинского "antics" что означает в буквальном переводе "древний". В узком смысле слова «античность» это греко-римская древность. Когда мы, говорим об античной цивилизации то нужно говорить о цивилизации средиземноморского бассейна (речные цивилизации, те которые сформировались в долинах крупных рек, Вавилонская, Шумерская, Египетская, Китайская, Итская).

Поскольку на античность приходится несколько тысячелетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом.

Ранняя античность (VIII в. до н.э. - II в. до н.э.)

Классическая античность (I в. до н.э. - I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя античность (II-V н.э.). Распад Римской империи.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы.

Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков.

Крито-микенский период Античной цивилизации. Конец III-II тыс. до н.э.

К этому периоду относится рождение и гибель Минойской и Микенской цивилизации. В Крито-микенский период стали возникать первые государственные образования, стало развиваться мореплавание. Происходит установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникает письменность.

Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н.э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория Античности.

Крито-микенский период. Отличительные черты Минойской цивилизации:

1. Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.

2. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (напр., использование колонн).

3. Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.

4. Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (см. таврокатапсия).

5. Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н.э. (Кносс, Фест, Маллия).

6. Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата. В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Крито-микенский период.

Периодизация Минойской цивилизации:

1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н.э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н.э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н.э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н.э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

Крито-микенский период. Микенская цивилизация (Балканская Греция)

1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н.э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н.э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н.э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйствролорюбьие ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н.э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.

Полисный период Античной цивилизации

(XI-IV вв. до н.э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н.э.)

Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.)

Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Хотя 8-7 веке до н.э все ещё в значительной степени протоисторические, с самыми ранними греческими алфавитными надписями, появляющимися в более поздней 8-ого столетия. Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н.э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V-IV вв. до н.э.)

V-IV вв. до н.э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н.э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н.э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н.э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический период

Эллинистический (IV-I вв. до н.э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Первый эллинистический период (334-281 до н.э.)

Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241-197) и Евмене II (197-152), совдавались величественные памятники птолемеевского Египта.

1. Второй эллинистический период (281-150 до н.э.)

2. Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

3. Третий эллинистический период (150-27 до н.э.)

4. Кризис и распад эллинистической государственности.

5. Римская империя

6. Римская империя (27 до н.э.-476 н.э.)

7. Принципат (27 до н.э.-284 н.э.)

8. Тетрархия и доминат (285-324 гг. н.э.)

9. Упадок Римской империи (395-476 гг. н.э.)

Цивилизационный процесс к началу Первого века постепенно начал смещаться на север. На севере, в бассейне средиземного моря, его населяли около двадцати крупных народов, которые создали свои цивилизации (они относятся к типу средиземноморских, еще известны как, талласократические или цивилизации народов моря (Финикийская, Кеклатская).

Античная цивилизация существовала двенадцать столетий начиная с восьмого века до н.э. и закончилась пятым веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации; а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.) б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.) Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

На рубеже VII - VI вв. до н.э. в Южной Европе в рамках общества такого типа произошла социальная мутация. В результате реформ Солона и связанных с ними процессов с полисах Древней Греции возник феномен античности, основу которого составляли гражданское общество и правовое государство; наличие специально выработанных юридических норм, правил, привилегий и гарантий для защиты интересов граждан и собственников.

Основные элементы античной структуры не только выжили, но и в синтезе с христианством способствовали формированию в средневековых городах-коммунах, торговых республиках Европы, имевших автономию и самоуправление (Венеция, Ганза, Генуя), основ частнособственнического рыночного хозяйства. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения античный генотип Европейской цивилизации проявился в полной мере, приняв форму капитализма.

Несмотря на альтернативность социального генотипа античности по сравнению с эволюционным типом развития на Востоке, примерно до XIV - XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток - это крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.

Более того, Европа, выступая наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского. Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само понятие “гуманизм” (“человечность”) впервые прозвучало на фарси и было осмыслено в творчестве Саади.

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин "античный" (лат.antiguus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

В истории античной Греции выделяют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX--VIII вв. до н.э. -- распад родоплеменного общества); (VII--VI вв. до н.э. - становление рабовладельческих государств - полисов); классический (V в. до последней трети IV в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. -до сер. II в. до н.э. - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства).

Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской -- по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, -- прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти -- теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV--XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры - дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским -- по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев -- алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис -- основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы "Теогония" (о происхождении богов) и "Труды и дни". В "Теогонии" предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Классический период (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни -- особая гордость граждан греческого полиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных "спутников" его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван "греческим чудом".

Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демократия. Становление греческой демократии начинается с "военной демократии" гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в "золотой век" Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение "человек есть мера всех вещей". Для греков человек - олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий - величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их "олимпийское" спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. "Отцом истории" еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - "Историю", на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил -- победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия ("Афина-Воительница", "Афина-Парфенос" для Парфенона в Афинах, "Зевс" -для храма в Олимпии), Мирона ("Дискобол"), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор", "Раненая амазонка").

Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры -- важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо -- как умеренность. "Меру во всем соблюдай!" учил древнегреческий поэт Гесиод. "Ничего слишком!" -- гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.



Античность (от лат. antiquitas - древность, старина) - это эра в историческом и культурном развитии населения земли, связанная с греко-римской цивилизацией (ок. VII в. до н.э.-IV в. н.э.).

Цивилизация Древней Греции и Старого Рима нередко рассматривается как исходная эра, исток, база европейской и современной мировой цивилизации и цивилизации в ряду эпох: Античность - Средние века - Новое время. Эта точка зрения связана с тем, что Античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации - демократию, и в процессе ее формирования сделала культуру, ставшую одним из существеннейших причин следующей мировой цивилизации. Потому время расцвета греческой демократии (V-IV века до н.э.) обычно оценивают как эру традиционной Греции.

В архитектуре периода Античности была сотворена ордерная система, введены арка и свод, сформировано здание как единое законченное композиционное целое и сотворена постоянная градостроительная система. В Античности следует находить истоки многих ценностей, которые составили потом европейскую культуру.

Также время от времени античностью именуют любые очень старенькые периоды, используя понятие синонимично слову «древность».

Так как на Античность приходится немного веков людской истории, ее принято подразделять на эры и периоды.

Общая периодизация Античности

В целом, общая периодизация Античности смотрится последующим образом:

  • ранешняя Античность (VIII в. до н.э.-II в. до н.э.);
  • традиционная Античность (I в. до н.э.-I в. н.э), золотой век древнего мира, время единства греко-римской цивилизации.
  • поздняя Античность (II-V н.э.). Распад Римской империи.
  • Временные периоды могут немного варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век Античности в Древней Греции был отмечен ранее, чем в Римской империи. Не считая того, древняя цивилизация в Восточной Римской империи зародилась ранее и угасла позднее, чем в Западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Все же, древнее культурное наследство (в главном в позднеантичном виде) достаточно отлично сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от их передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

    Заключительный период Античности обозначают как эллинско-римский, так как после покорения Римом последней эллинистической монархии - Египта (30 г. до н.э.) - более высочайшая греческая цивилизация и культура продолжали сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное воздействие. Не считая демократии посреди достижений Античности необходимо подчеркнуть искусство, архитектуру, литературу, римское право, философию.

    Многие элементы традиционной Античности (традиции, законы, обычаи и т.д.) отлично сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до нашествия турок-сельджуков.

    География Античности

    Балканская Греция в древности занимала местность ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке - с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке - Миртойским, на востоке - Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона - Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) часть. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из 10 областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узеньким (до 6 км) Коринфским перешейком.

    Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в последнем северо-восточном углу полуострова размещалась Коринфия. Островная Греция насчитывала немного сот островов (самые большие - Крит и Эвбея), образовывавших три огромных архипелага - Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические о-ва у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция в главном - гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с очень изрезанной береговой линией и бесчисленными заливами (самые большие - Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

    Самые большие из греческих островов - Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узеньким проливом. Бессчетные острова Эгейского моря образуют два огромных архипелага - Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значимые из островов у западного побережья Греции - Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

    Первоисточники:

  • terme.ru - О. Богородская, Т. Котлова. Справочник: история и теория цивилизации;
  • terme.ru - П. Гуревич. Словарь по культурологии: Античность.
  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии: Античность;
  • best-stroy.ru - Строительный словарь: Античность.
  • Дополнительно на сайт об Античности:

  • Что такое древняя культура?
  • Что такое древняя литература?
  • Что такое древний театр?
  • Что такое амфитеатр?
  • Каковы особенности древнегреческой мифологии и религии?
  • Каковы особенности древнеримской мифологии и религии?
  • Какова была соц структура римского общества в IV-III вв. до н.э.?
  • Кто такие гладиаторы?
  • Где в Интернете отыскать словарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии?
  • Когда произошел раскол Римской империи на Западную и Восточную?
  • Благотворительный концерт проекта «Ты супер!» в Кремле покажут по НТВ 10го в 20:10.

    Античность (от лат. antiquitas - древность, старина) - цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность - средние века - новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, - демократию, народовластие - ив процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета классической (образцовой) греческой демократии обычно и рассматривается как центр греко-римской античности (5-4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Время становления демократии (7-6 вв. до н. э.) называется архаическим (т. е. начальным, или древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины, доисторическое, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (11-8 вв. до н. э.), называется темными веками или (по времени создания знаменитых поэм) «гомеровским» периодом. Крито-микенскую цивилизацию (3-2 тысячелетия до н. э.) относят уже к доантичным временам. Эпоху упадка греческих демократических государств, но вместе с тем распространения греческой цивилизованности и культуры в результате побед Александра Македонского (см Александра Македонского держава) от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии называют эпохой эллинизма (338-30 до н. э.). Заключительную эпоху античности обозначают как эллинистическо-римскую, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии - Египта (30 до н. э.) - более высокая греческая цивилизация и культура продолжают сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние, а многие греческие города-государства и в пределах Римской империи сохраняют внутреннюю автономию, как и в эпоху эллинизма.

    Греческая демократия содержала в себе черты, существенные и для современного понятия демократии, но были в ней и некоторые исторически неизбежные ограничения. Прежде всего, античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства.производства (и, прежде всего, на главное из них - землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (т. е. свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, рода, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тыс.) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства - иммигранты и женщины - гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не.говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами (см. Рабство, Работорговля).

    Несмотря на указанную ограниченность, античная демократия (и даже аристократические государства) предоставляла свободу творческой инициативы такому количеству людей, которое было немыслимо в современных ей восточных деспотиях (см. Древний Восток), где, как правило, единственным частным собственником был деспот, а все прочие - его подданными, арендаторами и рабами. Именно гражданские права и послужили хорошей основой для веры грека классического времени в свои силы, в способность улучшить свою жизнь в результате собственных усилий, собственного труда. Все это имело своим результатом невиданное по динамике развитие и безусловную оригинальность в различных областях материальной и духовной культуры.

    Одним из видимых результатов этого развития стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных египетских фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфически античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

    Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, - храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд - разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского совета - булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гип-подамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (вплоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города теряли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

    Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, ставших предметами обязательного школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда - аристократическая община - уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров различных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии - Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Исократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением» греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, т.е. историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, т. е. проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

    В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, - математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качестро, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки и водяные мельницы.

    К 4 в. до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образования - общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки - древнегреческий и латынь - в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и многие неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными истоками - историческим опытом и достижениями прошлого.

    Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) — это эпоха в историческом и культурном развитии человечества, связанная с греко-римской цивилизацией (ок. VII в. до н.э.—IV в. н.э.).

    Цивилизация Древней Греции и Древнего Рима часто рассматривается как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: Античность — Средние века — Новое время. Эта точка зрения связана с тем, что Античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации — демократию, и в процессе ее формирования создала культуру, ставшую одним из существеннейших факторов последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета греческой демократии (V—IV века до н.э.) обычно оценивают как эпоху классической Греции.

    В архитектуре периода Античности была создана ордерная система, введены арка и свод, сформировано здание как единое законченное композиционное целое и создана регулярная градостроительная система. В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

    Также иногда античностью называют любые очень старые времена, используя понятие синонимично слову «древность».

    Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, ее принято подразделять на эпохи и периоды.

    Общая периодизация Античности

    В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом:

    • ранняя Античность (VIII в. до н.э.—II в. до н.э.);
    • классическая Античность (I в. до н.э.—I в. н.э), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.
    • поздняя Античность (II—V н.э.). Распад Римской империи.

    Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

    Заключительный период Античности обозначают как эллинско-римский, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии — Египта (30 г. до н.э.) — более высокая греческая цивилизация и культура продолжали сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние. Кроме демократии среди достижений Античности следует отметить искусство, архитектуру, литературу, римское право, философию.

    Многие элементы классической Античности (традиции, законы, обычаи и т.д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до нашествия турок-сельджуков.

    География Античности

    Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке — Миртойским, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) часть. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

    Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические о-ва у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция в основном — гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

    Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

    Источники информации:

    • terme.ru — О. Богородская, Т. Котлова. Справочник: история и теория культуры;
    • terme.ru — П. Гуревич. Словарь по культурологии: Античность.
    • ru.wikipedia.org — материал из Википедии: Античность;
    • best-stroy.ru — Строительный словарь: Античность.

    Дополнительно на Геноне об Античности:

    педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города-государства), в Риме - к концу 1 в. до н.э., когда рабовладельческую республику сменила империя. Древняя Греция. Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах и поэмах Гомера, из которых было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и достоинстве. Осн. методом воспитания было подражание образцам, в т.ч. мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становились образцами для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из осн. функций государства; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл.о. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитательным институтом в полисах 8-6 вв. до н.э. была система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения "мусическим искусствам": танцам, музыке, слову. Другим осн. элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т.н. спартанское воспитание). В начале 6 в. в Спарте было создано военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жестко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало 3 цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл - эфебия (юноши от 16 до 20 лет, т.н. ирены, или эйрены). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Девушки также занимались физкультурой. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям. Музыка, песни - все было направлено на мобилизацию воинов. Например, песни Тиртея (2-я половина 7 в. до н.э.) призывали пренебрегать любой славой, кроме воинской. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания, победы в которых поддерживали аристократический престиж юношей. Популярность общегреческих и местных соревнований свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков соревновательного духа, который проявился также в интеллектуальной сфере. К концу 6 в. до н.э. греки начали культивировать и интеллектуальные достоинства. Решающее значение оказало введение писаных законов (например, законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н.э. красноречие вошло элементом в систему обучения юношей. Ок. 560 до н.э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы и их изучение стало основой школьного образования. В то же время возникала историческая проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитывать грядущие поколения. В Аттике с 6 в. до н.э. распространились театральные представления. С 6 в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Появились первые школы: философская (пифагорейская) школа в Кротоне (ок. 532 до н.э.), медицинские школы в Кротоне и Кирее (конец 6 в. до н.э.). С конца 6 в. до н.э. в развитии греческой культуры и образования ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания сочетала умственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание. Мальчики с 7 лет в сопровождении рабов-педагогов посещали одновременно палестру (место занятий физической культурой), музыкальные и грамматические школы (преимущественно частные). К 5 в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет. Осн. идеи греческой педагогической мысли пытались сформулировать софисты (мудрецы, люди, сведущие в к.-л. области). Культивировались понятие "пайдейа" (всестороннее развитие), идеал "калокагатии" (физическое и нравственное совершенствование). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусство спора) и риторике (красноречие), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высшего образования. Однако релятивизм софистов (например, доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиционного благочестия и построенного на нем воспитания. Относительность нравственных норм софистов вызывала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистической школы представление о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм. К 4 в. до н.э. демократический полис вступил в эпоху упадка, однако именно в этот период создавались философские школы учениками Сократа - Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н.э. открыл риторскую школу Исократ. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам. Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. до н.э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр образования. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало 3 в. до н.э.) - знаменитый мусейон с Александрийской библиотекой и в Пергаме - Пергамская библиотека. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы. Характер начального образования по сравнению с классической эпохой практически не изменился. На более высокой ступени обучения в грамматической школе образование уже определялось новым характером эллинистической образованности. Мальчики 7-14 лет посещали школу кифариста, палестру, школу грамматиста. Под руководством грамматика в помещении гимнасия читали произведения Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского, Сапфо, Эсхила, Софокла, Еврипида, Менандра, Геродота, Демосфена и др. Чтение и толкование авторов сопровождалось упражнением в сочинительстве. Красноречию обучались в риторской школе. Система высшего образования эфебов включала физическую и военную подготовку, уроки, лекции, выступления. Изучались грамматика, философия и риторика, реже математика и медицина. Профессиональное образование приобреталось в частном порядке в наиболее известных учебных центрах. Древний Рим. В 3 в. до н.э. Рим стал ведущим в военном отношении государством, но находился на относительно низкой ступени культурного развития. В отличие от древних греков, считавших идеалом благородного героя, римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. Обучение грамоте в начальной школе носило элементарный характер. В 15-16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. Первый очевидный факт греческого влияния - вольный перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера, выполненный греком - вольноотпущенником Ливием Андроником (3 в. до н.э.). С тех пор "Одиссея" в течение почти 2 веков была осн. учебным пособием в латинской школе. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и т.п. Формировалось научное знание. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по литературе и языку. В 60-х гг. 2 в. до н.э. появились грамматические школы; греческие и латинские школы существовали параллельно. В 155 до н.э. в Риме читали лекции представители трех философских школ Афин (академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанимали педагогов из греков. Первая высшая риторская школа открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н.э. (закрыта как противная нравам предков). Однако риторы продолжали свою деятельность и в 85 до н.э. появилась знаменитая "Риторика Гереннию", ставшая классическим пособием вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н.э. приписывалась Цицерону). В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу. Ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон ("отец римской образованности") создал учебное пособие "Науки" (33 до н.э.), включавшее грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру. Первые семь предметов составили тривиум и квадривиум - т.н. семь свободных искусств. В это же время Цицерон (трактат "Об ораторе" и др.) ввел понятие "h Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27 до н.э. - 14 до н.э.) и в 1 в. н.э. - во всей империи. Достижением Рима стали правовые школы. К 1 в. н.э. система гуманитарного обучения включала элементарную (для детей 7-12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическую (12- 15 лет; чтение и толкование классических авторов) и риторскую (15-18 лет; упражнения в красноречии) школы. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вергилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и др., особенно Цицерона. О программе риторской школы можно судить по произведению Квинтилиана "Об образовании оратора". Первая латинская грамматика создана в 1 в. н.э. Реммием Палемоном (не сохранилась). В 4 в. н.э. Донат составил пособие по грамматике, сокращенный перевод которого был популярен в средние века. Наиболее обстоятельное изложение грамматики дал Присциан (начало 6 в. н.э.). В 1 в. н.э. римские императоры стали осуществлять контроль за школьным образованием, некоторые из них установили ряд привилегий для преподавателей и ввели ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 философские школы в Афинах и школу риторики. В 425 Феодосий и Валентиниан окончательно утвердили государственный характер школы и запретили частное преподавание. В начале 6 в. н.э. Юстиниан изгнал из школы учителей-язычников и в 529 закрыл языческие школы в Афинах. Античная система образования была усвоена средневековьем, а педагогические идеи легли в основу педагогики гуманизма (см.Возрождение). См. также Неогуманизм, Палестра,Риторика, Семь свободных искусств

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    АНТИЧНОСТЬ

    педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города-государства), в Риме - к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч. республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. культуры, именно в античности сложились пед. идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

    Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, к-рого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спорт. состязаний, и на пиру («Всегда быть лучшим и превосходить других») требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

    Осн. метод воспитания - подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитат. институтом в полисах 7-6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, слову. Чин праздника скреплял общину изнутри. Извне заставляли сплотиться постоянные усобицы. Поэтому другим осн. элементом воспитания юноши становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание).

    Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой подчиненных периэков и покоренных илотов привела к созданию (нач. 6 в. до н. э.) и консервации на 3 столетия воен. гос-ва со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью к-рого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит, чертой являлась жесткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года - от 8 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки») и 5-летней «эфебии» - от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», - спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды - на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам.

    Физич. упражнения предполагали развитие силы, ловкости, выносливости, но не телесной красоты. Постоянные стычки сверстников вырабатывали нечувствительность к боли, демонстрируемую во время обряда публичного бичевания; на празднике гимнопедий (с сер. 6 в. до н. э.) юноши, выступавшие нагими (что первоначально имело чисто ритуальный смысл), показывали способность переносить зной; во время криптий (тайных вылазок с целью устрашения и убийства илотов) зимой ходили босиком и спали на голой земле. Гимнастика, соревнования по бегу, строгий уклад жизни физически укрепляли девушек и должны были служить улучшению спартанской породы.

    Интеллектуальное воспитание спартиа-тов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили ее способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в. до н. э.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской. Это, однако, не означало снижения роли спорта в системе воинской подготовки в Спарте. Чувство коллективизма поддерживалось также обществ. трапезами.

    На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение.

    Решающее влияние на формирование полисного быта оказали введение писаных законов (напр., законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н. э. красноречие вошло осн. элементом в систему воспитания юношей. Важное значение имело формирование письменной традиции в лит-ре. Ок. 560 до н. э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы; к 5 в. до н. э. их чтение и заучивание наизусть стали основой шк. образования. В то же время возникла ист. проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитать грядущие поколения, в Аттике с кон. 6 в. до н. э. распространялись театр, представления. Одновременно формировались науч. знания. С 6 в. до н. э. развивались арифметика, геометрия, география и астрономия. В первой филос. школе - пифагорейской (ок. 532 до н. э., в Кротоне), носившей еще характер релит, общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. до н. э. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).

    Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. до н. э. ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где они приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, к-рые, как правило, были частными. К 5 в. до н. э. осуществлявшееся гос-вом обязат. воен. образование («эфебия») ограничивалось двумя годами (от 18 до 20 лет).

    Интеллектуализация нравств. и гражд. идеала расшатывала традиц. убеждение в прирожденности добродетели. Еще в 1-й четв. 5 в. до н. э. Пиндар провозглашал: «Мудрый знает многое отроду, а кому потребно учение, те каркают болтливо и праздно», но уже в сер. 5 в. до н. э. т. н. старшие софисты (Горгий, Протагор) объявили своей задачей «воспитание людей».

    Софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской пед. мысли. Культивировались понятие «найдена» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и иск-в, к-рые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высш. образования: появились соответствующие программы, учебники, но еще отсутствовали постоянные высш. школы.

    Релятивизм софистов (напр., доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нем воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа. Не выходя из рамок софистич. рационализма в постановке и разрешении пед. проблем, Сократ противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят. значении добродетели, объективности нравств. норм.

    К 4 в. до н. э. демокр. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы - учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н. э. открыл риторскую школу Исократ. Софисты мл. поколения уже не играли ведущей роли в развитии пед. мысли Греции. Для Платона и Исократа, наиб. выдающихся педагогов 4 в. до н. э., характерно стремление достойными примерами и наставлениями воспитать граждан в духе древнего благородства. Критикуя софистов, они ограничивали компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счета или спора. Важнейшая роль в истории антич. педагогики принадлежит ученику Платона - Аристотелю, продолжавшему начатую софистами работу по развитию методов шк. образования. Еще в Академии (при Платоне), а впоследствии и в Ликее Аристотель читал курсы риторики, логики и др., в связи с чем создал ряд сочинений, к-рые спустя 3 века стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и др. наукам.

    Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом кон. 4 в. до н. э. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистич. мира, идеал к-рой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы 18 - нач. 19 вв. В эпоху эллинизма создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. до н. э. был организован знаменитый Мусейон с б-кой, зверинцем и ботан. садом. В Александрийской б-ке собирались и изучались соч. по всем отраслям лит-ры, науки и культуры, здесь формировалась филол. традиция работы с текстами (прежде всего с используемыми в школах произведениями «классиков»). Другим науч. центром был Пергам; большими б-ками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы. Знаменитым центром риторики был Родос.

    Появились уч. пособия по всем областям знания эпохи эллинизма. Ряд соч. по логике и языкознанию принадлежал представителям стоической философии. До нас дошел учебник александрийской традиции - грамматика Дионисия Фракийского, имевшего мн. последователей. Пособие Аристоксена «Начала гармонии» (2-я пол. 4 в. дон. э.) в Зв. до н. э. было приспособлено для нужд школы Клеони-дом, автором «Введения в гармонию». В нач. 3 в. до н. э. Евклид создал «Начала», ок. 100 н. э. Никомахом из Ге-расы было написано «Введение в арифметику». Астрономия по Евдоксу Книд-скому излагалась в гекзаметрах Аратом (сер. 3 в. до н. э.); разработка астрономии в 3-2 вв. до н. э. Аристархом Самосским и Гиппархом нашла популярное изложение у стоика 1 в. до н. э. Гемина Родосского.

    Характер нач. образования в эпоху эллинизма по сравнению с классич. эпохой практически не изменился. В возрасте 7-14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифа-риста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги, слова и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счету (четыре ариф-метич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). В школе применялись телесные наказания.

    Круг занятий на более высокой ступени - в грамматич. школе - уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались «авторы», прежде всего Гомер, Гесиод, позднее - Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид, а из комедиографов - Менандр. В меньшем объеме изучалась проза - Геродот, Фуки-дид, Ксенофонт и Гелланик. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме: текст читался вслух «с выражением», толковался слово за словом, нек-рые слова объяснялись через синонимы; затем следовали комментарии - грамматический, метрический, исторический. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причем были отработаны шк. жанры этих упражнений - прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы.

    Система гос. высш. образования - воспитание эфебов - предполагала прежде всего воен. и физич. упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Заняхия проводились в гимнасии, в спец. помещении, обычно богато украшенном, - «эфебейоне»; изучались грамматика, философия и риторика, реже математика, иногда медицина. Широкая образоват. программа имела вводный характер и не была рассчитана на проф. подготовку, к-рая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиб. известных центрах эллинистич. образования.

    Рим. Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Рим, к-рый стал к этому времени ведущим в воен. отношении гос-вом Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный - «богоравный» - герой, вития и воин, то «сельский Лациум» культивировал идеал независимого земледельца. Подчеркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние к-рой на воспитание ребенка было доминирующим. Рабы и дети равно были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, к-рая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в нач. школе (ludus littera-rius) носило элементарный характер. Под руководством наставника (magister ludi или litterator) учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали нек-рые сакральные формулы. В 15-16 лет юноши надевали мужскую гогу, занимались под руководством оратора практич. изучением гражд. права и в течение года находились на воен. службе (tirocinium fori и tirocinium militiae, что соответствовало греч. эфе-бии).

    Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования - вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. С тех пор перевод «Одиссеи» в течение почти двух веков бьи осн. уч. пособием в лат. школе. Шк. преподаватель (grammaticus или literatus) и драматург Энний (кон. 3 в. до н. э.) поставил своей задачей перестроить рим. лит-ру и рим. образование по греч. образцам. В этом он был поддержан эллинофильским кружком рим. полководца Сципиона Старшего. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гим-насгика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по лит-ре и языку. В 60-х гг. 2 в. до н. э. в Риме стали появляться грамматич. школы (scholae), где обучали греч. яз., а программа лат. школ усложнялась. Греч, и лат. школы существовали параллельно. Греки начали преподавать философию и риторику. Влияние греч. риторики сказывалось в речах рим. политиков, а влияние греч. философии в особенности усилилось после лекций (155 до н. э. в Риме) представителей трех филос. школ Афин: академика Карнеада, перипатетика Критолая и стоика Диогена. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Против эллинизации рим. образа жизни выступил Марк Порций Катон, сам, однако, не избежавший влияния греков: по греч. образцам написано его руководство «О земледелии».

    Первая высшая (риторская) школа была открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков. Однако «лат. риторы» продолжали свою преподавательскую деятельность. В 85 до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят. традиции высш. образования, в соответствии с к-рой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифол. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Однако завершалось высш. образование по греч. образцу.

    Необходимость лат. уч. пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе деятельности ученого-энциклопедиста Марка Те-ренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» (Disciplinae; 33 до н. э.), в состав к-рых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия; медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квад-ривиум т. н. семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (в т. ч. в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. пайдейе. Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ. воздействия).

    Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа (27 до н. э. - 14 н. э.) и в 1 в. н. э. распространились по всей империи. Обучение в рим. грамматич. и риторских школах теоретически включало в себя музыку, геометрию, астрономию, но практически этим занимались мало. Зато несомненным достижением римлян были правовые школы.

    К 1 в. н. э. в Риме установилась 3-сте-пенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7- 12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическая (12-15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15-18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для средневековья значение самостоят. культурной традиции, гл. обр. потому, что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в, до н. э. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирота ввел в шк. обиход тексты Вергилия, еще не закончившего работу над «Энеидой» (при жизни авторов в школе изучали также соч. Овидия и Стация). Кроме того, в школе грамматиков обязательно изучали Теренция; из историков - Саллюстия. Исключит. место - как образец для подражания - занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1в. н. э. можно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика была создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохранилась). Среди комментариев в ср. века были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. В 4 в. н. э. Донат составил шк. пособие по грамматике, сокращенный вариант к-рого бьи особенно распространен в ср. века. наиб. обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. н. э. Присциан.

    В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98-117) ввел пособие на обучение определенного числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138-161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361-363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).

    Неполное определение ↓

    Поделиться: