Шафиитский мазхаб. Краткие сведения. Мазхабы – четыре религиозно-правовые школы

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Жизненный путь имама аш-Шафии

А бу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама , которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани . С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом . Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой - ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма ) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России - чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Дагестанские богословы призвали мусульман не вступать в брак с православными женщинами

Алимы (богословы) канонического отдела Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД) вынесли и распространили в исламских СМИ фетву (религиозное установление), согласно которой правоверным следует проявлять осторожность, выбирая себе в жены русских девушек. Согласно Корану мусульманам дозволено жениться на женщинах из так называемых народов Писания, исповедующих иудаизм или христианство. Но ситуация, сложившаяся в последнее время в России, по мнению дагестанских алимов, во многом уникальна. Активная миграция из кавказских республик в Центральную Россию привела к большому количеству межнациональных браков. В подавляющем большинстве случаев женихами выступают мусульманские мужчины, а невестами – православные девушки. Давно замечено, что эта практика лишает надежды на семейное счастье многих представительниц кавказских народов, которым просто «не хватает» мужчин, а выходить замуж за иноверцев запрещают как Коран, так и кавказские обычаи.

Сложно сказать, этими ли житейскими соображениями или чисто богословскими мотивами руководствовались дагестанские алимы, вынося свою фетву. Руководитель канонического отдела ДУМ РД Магомед-хаджи Магомедов сообщил корреспонденту «НГР», что поводом для постановления стали неоднократные обращения в адрес алимов от мусульман, выезжающих на заработки в европейскую часть страны.

«Обращаю ваше внимание на то, что указанная фетва распространяется на последователей богословско-правовой школы имама Мухаммада аш-Шафии, – подчеркнул Магомедов. – В Дагестане более 90% мусульман следуют этому мазхабу. Другие три богословские школы, приверженцы которых проживают в России, придерживаются по этому поводу другого мнения». Шафиитского мазхаба (богословско-правовой школы) придерживаются многие народы Дагестана, Чечни и Ингушетии. В Поволжье и среди тюркских народов Северного Кавказа (кумыков и ногайцев) распространен ханафитский масхаб, менее строгий во многих вопросах. Для последних дагестанская фетва не предназначена.

«В шафиитском масхабе существуют определенные условия, при которых христиане или иудеи считаются людьми Писания, – говорит Магомед-хаджи Магомедов. – Если народ, к которому принадлежит девушка, исповедует одну из этих религий с тех времен, когда еще не был ниспослан Коран, то их можно брать в жены. А если народ принял их после возникновения ислама, шариат представителей этих народов не считает людьми Писания».

Шафиитский мазхаб распространен во многих арабских странах. Известно, что мусульмане брали в жен христианок и во времена Халифата, и в наши дни. Но тогда речь шла об арабках-христианках или, допустим, грузинских пленницах (вспоминается «Бахчисарайский фонтан» Пушкина), чьи предки приняли христианство задолго до миссии Пророка Мухаммада. Славянский мир, в том числе и Россия, – совершенно другое дело.

Вот как об этом говорится в фетве ДУМ Дагестана: «Хотелось бы особо обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на христианках из России и союзных государств, тогда как Россия приняла христианство в 988 году по Григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был ниспослан Пророк Мухаммад, то есть после того, как эта религия была отменена».

«Мы не можем утверждать, что в России нет коренных христиан, Россия – страна большая, – добавляет Магомедов. – Мы призываем в этой фетве людей, которые, ссылаясь на разрешение жениться на девушках из народов Писания, не знают, соответствует ли ее народ этим критериям. И если есть сомнения, то лучше воздержаться, чем делать это слепо».

Чтобы получить более широкое представление о взглядах исламских законоведов на эту проблему, «НГР» обратились за разъяснениями к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН, председателю Российского общества исламоведов профессору Тауфику Ибрагиму. В тексте дагестанской фетвы дается ссылка на сочинение «Му’ни аль-Мухтадж» шафиитского законоведа XVI века Хатиба аш-Ширбини. По нашей просьбе профессор Ибрагим изучил нужный фрагмент книги. «Хатиб аш-Ширбини приводит одно из мнений шафиитских богословов по данному вопросу, – пояснил исламовед. – Но сказать, что это общепринятая среди шафиитских законоведов точка зрения, будет натяжкой. Ширбини приводит и другие мнения, хотя сам и склоняется к вышеуказанному мнению, но не категорично. Это нормальное для исламского права явление, когда отдельные законоведы высказывают особое суждение по тому или иному каноническому вопросу, но оно не становится преобладающим», – добавил Тауфик Ибрагим.

«Эта фетва ничего нового в себе не несет, – заявил в разговоре с корреспондентом «НГР» исламовед Роман Силантьев. – Известно, что только ханафитский мазхаб суннитского направления в исламе позволяет мусульманам жениться на христианках, не принуждая их к принятию ислама».

Однако обоснование фетвы, данное каноническим отделом ДУМ РД, может иметь развитие, далеко выходящее за пределы мусульманского семейного права.

«Возникает целый ряд богословских казусов, – заметил Роман Силантьев. – Если большинство населения России составляют, согласно этому мнению, не люди Писания, то российские мусульмане живут в государстве язычников. Возникает вопрос: а как себя надо вести мусульманам в такой ситуации? Ваххабиты считают, что надо воевать против такой страны. Пользуясь такой же аргументацией, они уничтожают христиан и евреев как язычников. С подобного рода обоснованиями, на мой взгляд, надо быть осторожными, поскольку тем самым умеренные мусульмане льют воду на мельницу ваххабитов», – уверен исламовед.

Роман Силантьев в своих исследованиях часто отмечает роль ДУМ Дагестана в борьбе с радикальными приверженцами «чистого ислама». Тем большее удивление у него вызывает фетва, в которой русское православие называется «искаженным» христианством. Хотя это религиозное постановление предназначено лишь для части мусульман, но дагестанское Духовное управление – одно из самых влиятельных в российской умме, а дагестанские мусульмане известны своей ревностью в соблюдении религиозных традиций. По количеству входящих в него общин ДУМ РД уступает лишь Казанскому муфтияту. «Надеюсь, что это имеет случайный характер, потому что не хотелось бы видеть среди дагестанских приверженцев традиционного ислама врагов христиан», – заключил Роман Силантьев.

В фетве дагестанских алимов прослеживаются следы того противоречия, которое пронизывает жизнь религиозных общин в наше время. С одной стороны, истоком для любого вероисповедания служит традиция, уходящая корнями во времена и обстоятельства глубокой древности. С другой стороны, верующие живут в условиях современного мира, построенных в основном на универсальных принципах международного права. Поэтому, отвечая на запросы мусульман, отправляющихся на заработки в современный мегаполис и сталкивающихся с реалиями сегодняшнего дня, алимы решают их проблемы, опираясь на книжную традицию. Отсюда в тексте фетвы, предназначенной для российских граждан, появляются упоминания о неконституционной возможности многоженства, «разделении ночей» между женами, лишении жены наследства или принуждении ее к отказу от употребления в пищу свинины. Появляются и некорректные суждения о представителях других религий, возможно, безупречные с точки зрения шариата, но режущие глаз и ухо человека иной традиции. Тесное сожительство различных народов требует от религиозных лидеров особой осторожности в заявлениях и тем более в поступках.

Андрей Мельников

Оригинал взят у mehdi_shams в "Хукм" сокрытия лица и кистей рук в шафиитском мазхабе

Говорит шейх Мухаммад Адиб аль-Кялькаль аш-Шафии, да хранит его Аллах Таала, в книге "Хукмуль ислам фи нназари валь аура" (стр. 30)

"Согласно мнению шафиитов, при рассмотрении вопроса об обнажении женщиной лица и кистей рук следует рассмотреть три возможных ситуации:

1. При взгляде на эти обнаженные лицо и кисти рук существует серьезная опасность впадения в смуту, которая может привести к недозволенной половой связи или к желанию уединиться с посторонней женщиной. В таком случае и взгляд, и обнажение указанных частей тела является абсолютно запретным согласно единодушному мнению исламских ученых, как указал на это имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах Таала.

2. При взгляде на открытые лицо и кисти рук мужчина испытывает сексуальное наслаждение, которое, впрочем, не настолько сильно, чтобы ввергнуть человека в смуту. Однако и в этом случае на женщине лежит обязанность сокрытия лица и рук от кончиков пальцев и до самого запястья, как с внешней, так и внутренней стороны.

3. При взгляде на указанные части тела мужчина не испытывает полового влечения, равным образом не существует ни малейшей опасности впадения в смуту. Относительно такой ситуации шафииты высказывают следующих два мнения:

а. Согласно верному мнению, не дозволяется смотреть на обнаженные лицо и кисти рук женщины в любом случае, даже когда мужчина не опасается смуты и не испытывает сексуального наслаждения во время обращения взгляда. Данное мнение высказали следующие шафиитские ученые:

ан-Навави в книге "аль-Минхадж";

аль-Истахри;

Абу Али ат-Табари;

Абу Мухаммад;

Абу Исхак аш-Ширази;

ар-Раваяни;

И имам аль-Джувайни, да будет доволен им Аллах Таала, подтверждая истинность сей позиции, ссылается на согласие исламских шейхов относительно того, что женщинам не дозволяется покидать свои дома, обнажив лица свои. Также взгляд на женское лицо способствует возникновению полового влечения и сопряжен с возможностью впадения в смуту, которое может привести к прелюбодеянию. Ведь сказал Всевышний Аллах: "Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои" (сура ан-Нур, 30-ый аят).

Кроме того, стремление предотвратить пагубные последствия, а также отстранение от детального рассмотрения сих состояний (т.е. со страстью ли смотрят или без нее), как в случае уединения с посторонней женщиной (что есть "харам" в любом случае), более соответствует заложенным в Шариате высшим принципам нравственности и справедливости.

Сказал имам Такиюддин ас-Субки, да будет доволен им Аллах Таала:

"То что лицо женщины и кисти рук её являются "ауратом", с точки зрения взгляда на них (со стороны постороннего мужчины), но не с точки зрения условий действительности "ас-солята", более всего соответствует фикховым правилам (аль-Каваид), разработанным шафиитскими учеными".

б. Данная позиция состоит в дозволенности взгляда на лицо и кисти рук, а также в дозволенности обнажения их перед посторонним мужчиной при условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Сказал Всевышний Аллах в суре "ан-Нур" (31-ый аят):

"И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них". По мнению толкователей Курана, под словами Аллаха Таала "кроме того, что явлено из них" следует понимать дозволенность открытия лица и кистей рук. Данное мнение о дозволенности их обнажения имамы ан-Навави и ар-Рафии, да будет доволен ими обоими Аллах Таала, отнесли к большинству шафиитских шейхов. Сказано в книге "аль-Мугиммат":

"Это мнение - истина в виду того, что большинство шейхов разделяет его..."

Сказал имам аль-Булькыни, да будет доволен им Аллах Таала:

"Предпочтение одного мнения перед другим зависит от силы "далиля" из Курана и Сунны по степени явности указания на "хукм". Поэтому, если будешь исходить из слов Всевышнего Аллаха: "Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои" (сура ан-Нур, 30-ый аят), а также из шариатского принципа предотвращения дурных последствий (садду ззараиа), придешь к предпочтению мнения о запретности обнажения лица и кистей рук. Если же будешь исходить из слов Аллаха Таала: "И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них". (сура "ан-Нур", 31-ый аят), придешь к предпочтению мнения о дозволенности обнажения сих частей тела. Однако "фетва" мазхаба Шафии основывается на том, что говорит имам ан-Навави в книге "аль-Мингадж"".

То есть первое мнение, указывающее на недозволенность обнажения лица при любых обстоятельствах, есть самое предпочтительное мнение в шафиитском мазхабе".

(Здесь кончаются слова из книги "Хукмуль ислам фи нназари валь аура", стр. 30)

В конце следует сказать, что, хотя "фетва" в шафиитском мазхабе состоит в запретности взгляда на лицо и кисти рук, а также обнажения их при любых обстоятельствах, шафииту разрешено следовать второму мнению, состоящему в дозволенности открытия сих частей тела при обязательном условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Все это вследствие необходимости, состоящей в том, что большинство женщин сегодня выходит из дома на улицу и в общественные места. По этому вопросу имам Ибрагим аль-Байджури, да будет доволен им Аллах Таала, в "аль-Хашия" (том I, стр. 181) говорит:

"Дозволяется следование второму мнению особенно в наше время, когда многие-многие женщины выходят из дому на улицу и рынки".

Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба : ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов Шариата.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

– согласованное мнение видных алимов (иджма"), в том числе сахабов Пророка (мир ему и благословение);

– суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);

– отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);

– вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право ("урф, или адаты). Элемент общего согласия, являющийся обязательным условием Шариата, придал этой системе гибкость и восприимчивость, позволив ей работать и развиваться на протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего дня, на огромной территории.

Религиозно-законодательная система, по своему предназначению, охватывала все стороны жизни мусульманина. Первоначально изучение религиозных законов получило распространение в Медине, когда она являлась столицей Халифата и все незнакомые проблемы, с которыми сталкивались мусульмане на новых территориях, решались здесь. Постепенно ведущее место в этой области перешло к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду, который стал крупнейшим центром просвещения в различных направлениях науки и религии. Именно здесь исламское правоведение превратилось в самостоятельную систематическую и серьёзную дисциплину.

Необходимость обращаться к юридическому обоснованию тех или иных норм в Исламе привела к появлению четырёх школ юриспруденции – мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных крупнейшими богословами и названных, впоследствии, их именами. Все они возникли в первое столетие правления Аббасидов и признаются в качестве авторитетных и канонических, вплоть до сегодняшнего дня. Вышеупомянутые положения разработки религиозно-правовых норм являются общими для всех четырёх мазхабов , хотя в каждой из них существуют свои особенности; присущие определённому мазхабу акценты и интерпретации в каких-то вопросах делают их самостоятельными. Эти четыре мазхаба следующие:

Мазхаб имама Абу Ханифы

Этот мазхаб основан имамом Абу Ханифой (ум. 767) и его учениками – Абу Юсуфом (ум. 798) и Мухаммедом аш-Шайбани (ум. ок. 804). Ханафитский мазхаб изначально следовал путём логических и рациональных рассуждений (асхаб ар-ра"й), опорными пунктами в IX-X вв. которого становятся Хорасан и Средняя Азия. Его придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы. В Османском султанате этот мазхаб был провозглашён государственным. На сегодняшний день последователи ханафитского мазхаба составляют примерно половину мусульманского населения Земли. Он распространён в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и стран СНГ (в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей и дагестанцев; частично в Азербайджане) также придерживаются мазхаба имам Абу Ханифы .

Мазхаб имама Малика

Этот мазхаб основан имамом Маликом ибн Анасом (ум. 795). Маликитская школа создавалась как рационалистическая (асхаб ар-ра"й). Здесь применялись принципы «независимого суждения ради общественной пользы» (истислах), суждения по аналогии (кияс), предпочтительного решения (истисхан). Точка зрения последователей маликитского мазхаба : «Всё, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному – разрешено (зара"и)». Сегодня мазхаба имам Малика придерживаются мусульмане Северной и Тропической Африки вплоть до Судана и Египта.

Мазхаб имама аш-Шафии

Этот мазхаб назван по имени своего основателя имама Мухаммада аш-Шафии (ум. 820). Шафиитский мазхаб уделяет особое внимание религиозным знаниям и комментариям сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и факихов из числа мединцев, хотя и не в такой сильной степени, как у маликитов. Последователи данного мазхаба признают принцип «суждения ради общественной пользы». Нормы обычая ("урф) могут служить подспорьем для решений, но на меньшем уровне, чем у последователей ханафитского мазхаба . Сложные логические рассуждения отвергаются. В целом, мазхаб имама аш-Шафии как бы занял нишу между сторонниками асхабу ар-ра"й и асхабу аль-хадис. Благодаря своей упрощённости, шафиитский мазхаб распространён весьма широко в Египте и Восточной Африке, в Малайзии и Индонезии, в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, на Бахрейне, в Восточной Индии, частично в Пакистане, Турции, Ираке и Йемене. Последователями этого мазхаба являются и российские мусульмане:чеченцы, ингуши, дагестанцы (кроме ногайцев).

Мазхаб имама Ахмада

Этот мазхаб основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. 855). Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в качестве основного источника права Коран. Вторым по значимости источником считалась Сунна Пророка (мир ему и благословение). Имам Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и благословение). Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье место в системе источников мусульманского права. Некогда распространённый в Ираке, Хорасане, Сирии и Хиджазе, сейчас ханбалитский мазхаб действует только в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Следует особо отметить то обстоятельство, что мазхабы возникали и развивались не как изолированные друг от друга группировки, а как сообщества, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, взаимопроникаемые и не имеющие чётко установленных границ. Лучшим свидетельством этого служит тот факт, что все богословы – основатели и крупные деятели мазхабов , являлись учениками друг друга (аш-Шайбани - ученик Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Малика, был учителем аш-Шафии; аш-Шафии, который учился также и у Малика, был учителем Ахмада ибн Ханбала; Абу Юсуф также был учителем Ибн Ханбала). На это нам указывает их отношение друг другу. Например, после нескольких лет, проведённых в Мекке, имам аш-Шафии отправился в Медину, где стал учеником великого Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За 9 дней имам аш-Шафии выучил его книгу «Муватта». Позже имам аш-Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал, я никогда это не забывал».

Когда имам Малик увидел его память, знание и остроумие, он воскликнул: «О, Абу Абдуллах, бойся Всевышнего и избегай грехов! Поистине тебя ждут великие дела. Аллах поместил в твоём сердце свет, так не гаси же его ослушанием Творца!»

Знаменитый учёный Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Имам Ахмад был особенно привязан к имаму аш-Шафии, что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам Шафии также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений и выдающуюся учёность. Аш-Шафии, несмотря на то, что он был видным учёным своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам Шафии назвал имама Ахмада «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя - имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре всекторе Газа. В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран, а достигнув четырнадцатилетнего возраста - получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени - имама Малика, да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени - Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб. Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в Египет.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, — имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут - «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван - «к’адим» (старый).

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов - имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее.

Без сомнений, большинство этих имен известно не только студентам, приобретающим шариатские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх) в частности.

Череда книг по шафиитскому мазхабу началась с самого имама Аш-Шафии, написавшего свой главный труд по исламскому праву - книгу «Аль-Умм». Развивая его мазхаб, книги составили и два его главных ученика, но говорить о полноценном завершении мазхаба на их книгах, конечно, нельзя.

Распространенность шафиитского мазхаба

На сегодняшний день шафиитский мазхаб распространен во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространен в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания,Египет, Малайзия, Индонезия, а также на Кавказе и многих других уголках исламского мира.

Поделиться: