Поэма дедушка некрасов тема и основная идея. Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»: тема, идея, основная мысль произведения. Возможно вам будет интересно

Год написания: 1870

Жанр произведения: поэма

Главные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист

Очень коротко основную мысль стихотворения Некрасова поможет понять краткое содержание поэмы «Дедушка» для читательского дневника.

Сюжет

Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох - все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.

Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.

Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.

Вывод (моё мнение)

Нужно помнить и уважать прошлое, учить историю своей Родины.

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями: молодым и пожилым. Главным героем становится мальчик Саша, который с нетерпением ожидает встречи с родным дедушкой, который скоро посетит их дом. И вот наконец их ожидаемая встреча состоялась.

Мальчик с охотой и вниманием наблюдает за тем, с каким уважением и трепетом его родители общаются с родным дедушкой, они омывают его ноги, причесывают и нежно целуют. Сам дедушка успел дослужиться до генерала, что значит, что он является умным и опытным человеком, с благородным характером и чувством собственного достоинства и чести. Мальчик Саша на протяжении долгого времени много общается с любимым дедушкой, который рассказывает массу историй о том, что происходит в жизни.

Но при этом, дедушка не сразу дает ответы на все вопросы, он спрашивает, а дедушка говорит ему «вырастешь – поймешь». Но внук все равно старается узнать, ему не хватает терпения, поэтому он пытается узнать раньше, чем вырастет.

Вместе с дедом он неспешно прогуливается по близлежащим окрестностях, где они общаются с простыми людьми и набираются опыта. Люди в это время заняты своей постоянной работой, а дедушка, который не гнушается никакого ручного труда, с удовольствием помогает пахать землю крестьянину, чтобы тот смог отдохнуть от постоянного труда, забирающего все его силы.

Внук многому учиться у любимого дедушки, он проводит с ним много времени. Именно поэтому у каждого читателя стихотворение вызывает свои ассоциации, детские воспоминания, которые согревают душу и позволяют переживать долгие зимние вечера с кружкой горячего чая. Да и само стихотворение пронизано любовью, приятными воспоминаниями, ассоциациями Некрасова, у каждого отзывающими в душе собственные ассоциации, дорогие и теплые для души, способные перенести в детство и помочь пережить любые трудности.

Вариант 2

Произведение посвящено теме борьбы образованных людей, принадлежащих к более высоким слоям, чем крестьяне за счастье простого народа. Дедушка – декабрист, вернувшийся из сибирской ссылки, своими ответами на его вопросы и личным примером демонстрирует идеал борца за народное счастье.

Дедушка, изображенный на портрете, оказывается генералом. Однако, несмотря на свой высокий социальный статус, он обладает всеми качествами, которые должны быть присущи человеку не из народа, но поставившего себя на службу простым людям. Неоднократно подчеркивается, что генерал занимается крестьянским физическим трудом. Следовательно, он имеет определенный опыт, позволивший выработать навыки. Участие в крестьянских работах – это уподобление мужикам, позволяющее, по мнению автора и других (например, Льва Толстого) почувствовать долю народа и понять его образ мыслей.

Некрасов подчеркивает и другие черты, делающие образ дедушки привлекательным. Освоение земли в суровом сибирском климате, несомненно, требует смелости и настойчивости. Генерал (как и реальные декабристы) был достаточно обеспеченным человеком и, даже в ссылке, Мог себе позволить достаточно скромную, но праздную жизнь. Более того, приобретенные в ходе труда в тяжелых природных условиях качества, он сохранил и вернувшись домой.

Дедушка – генерал изображен патриотом, любящим свою землю и тосковавшим по родным местам. Однако он любит свою Родину не как абстрактное понятие, а проникнут глубокой симпатией к мужикам. Именно желание помочь им избавиться от крепостного права и прочих притеснений императорской России, привело его к участию в восстании декабристов.

Совершенно естественно, что одновременно дедушка ненавидит чиновников, притесняющих народ, имея возможность обирать его практически безнаказанно. В силу цензурных ограничений поэту пришлось смягчить остроту своей критики существующего строя, поэтому генерал-декабрист надеется на то, что правительство теперь само пойдет на реформы.

Используя постоянную недосказанность, когда маленькому Саше на вопросы о дедушке отвечают, что он узнает, когда вырастет, автор подогревает интерес к повествованию и к идеям борьбы за свободу, которые он желает донести. Причем использование этого приема продолжается на протяжении всего произведения, сам дедушка-генерал постоянно говорит то же самое. При этом сам Некрасов косвенно говорит о своем методе, о том, что тот должен дать пользу. По ходу повествования Саша, пытаясь самостоятельно отыскать ответы на занимавшие его вопросы, начинает интересоваться историей, географией и подобными учебными дисциплинами. Кроме того, подобная постановка диалогов держит читателя в некотором напряжении, не давая ему бросить произведение недочитанным.

Произведение написано с целью побудить читателей примкнуть к борьбе за счастье простого народа. Использование постоянной недоговоренности делает его более интересным, чем обычная агитация.

Анализ поэмы Некрасова Дедушка

Произведение Некрасова "Дедушка" вышло в свет в 1870 году. На его страницах автор повествует о приезде к сыну престарелого Декабриста. Действие поэмы датируется 1856 годом. Именно в этот год был выпущен манифест, согласно которому декабристы возвращались из ссылок.

Поэма "Дедушка" образует невидимые связующие нити между поколениями. Дед и внук - старый и молодой находят полное понимание. Совсем маленький мальчик по имени Саша уже заочно испытывает тягу к знакомству с героем. Он постоянно ждет возвращения своего дедушки, чей образ изображенный на портрете он наблюдает каждый день. Во время встречи внук с восхищением наблюдает, какое неподдельное чувство уважения испытывают к деду родители. Саша стремится проводить с дедом как можно больше времени. Мальчугану не терпится узнать все подробности, которые знает дедушка.

Образ дедушки во многом стал собирательным. Некоторые склонны полагать, что прототипом является Сергей Волконский, возвратившийся статным стариком в 68 лет. Дети крестьян постоянно звали Волконского дедушкой. Еще одним прототипом считают Михаила Бестужева, с которым Некрасов, в свое время, беседовал лично.

Поэма написана в направлении реализма. Следуя принципам цензуры Некрасов не называет дедушку - декабристом. У героя есть желание осуществить мечту, чтобы народ обрёл свободу и богатство.

Дедушка предстает перед читателем таким, каким видит его внук. Вначале Саша видит портрет юного генерала. Далее родители ему рассказывают, что вокруг дедушки существует некая тайна.

Свои самые заветные думы поэт доверяет дедушке, который полагает, что успешной страну делает народная сила, единодушие и разумное начало.

Главной мыслью становится утверждение, что дело декабристов не погибло окончательно. Его продолжение последует в правильно воспитанном поколении, представителем которого является Саша.

Композиционная структура произведения состоит из двадцати двух глав. Большая часть из них оканчивается рефреном, который усиливает эмоциональную составляющую. А оставшиеся риторическим вопросом, который способен направить мысли читателей к стремлению понять поступки героя.

Анализ стихотворения Дедушка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс

    Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий»

  • Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс

    Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе

  • Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета

    Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.

  • Анализ стихотворения Привет Россия Рубцова краткий

    Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка» посвящено декабристам, русским дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.

По приказу царя декабристов сослали в глухое село, на бесплодную землю, обрекая их на голод, медленную и мучительную смерть, а декабристы благодаря труду жили и продолжали отстаивать свои идеи. Читая произведение, мы узнаем, как тяжела была жизнь крепостных, как жестоко помещики относились к крестьянам; крестьяне были бесправными, помещик обращался с ними, как со своей собственностью. Мы видим всю тяжесть крепостного труда, убеждаемся в справедливости борьбы декабристов. В этом стихотворении немало сказано о роли труда:

Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел -
Едут туда комиссары.
Глядь - уж деревня стоит.
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!..

Благодаря труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. Труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.

Дедушка дает Саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно историю и географию, науки, помогающие познать свою родину. Для характеристики образа Саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. Саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.

В строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. Дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. Труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. Декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.

Произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.

Общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» можно сделать такое:

В истории освобождения народа от самодержавия борьба декабристов имела важное значение. Декабристы были патриотами своей родины, боролись за облегчение жизни крестьян-тружеников, за свободный труд. Труд, которым занимались декабристы в ссылке, давал им силы и стойкость в борьбе с царизмом. Труд сельскохозяйственный облегчал жизнь ссыльных, помогал удовлетворить потребности в питании и сохранить здоровье, укреплял духовные силы. Но полностью труд стал свободным только при Советской власти.

Анализ произведения «Дедушка». Вопросы: Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? Как развиваются события после приезда деда? Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н.А.Некрасова. Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки?» Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу». 1 группа – 5-8 ч., 2 группа – 9-12 ч., 3 группа – 13-17 ч., 4 группа – 18-22 ч. Часть. События. Характеристика героя.

Картинка 19 из презентации «Некрасов Дедушка» к урокам литературы на тему «Произведения Некрасова»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Некрасов Дедушка.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 863 КБ.

Скачать презентацию

Произведения Некрасова

«Некрасов 10 класс» - Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. И всё же почему нам нравится любовная лирика Некрасова?

«Творчество Некрасова урок» - Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877). «Я лиру посвятил народу своему…». «Пророк»,1841г. 8.). 3. Учитель! Н. Некрасов. Бурлаки на Волге. 7. 1. И.Е.Репин. «Пророк»,1826г.

«Творчество Некрасова» - Малые Вежи в Мисковской волости. Стихи Некрасова удивительно музыкальны и понятны по содержанию всякому человеку. Н. А. Некрасов и Костромской край. Поэма "Коробейники". Дедушка Мазай жил в дер. Некрасов любил охотиться в лесах и на лугах по берегам р. Костромы. Исследовать влияние Костромской земли на творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова.

«Стихотворения Некрасова» - Писательница. 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта. Бурлаки на Волге. Главная тема творчества. Особенности стиля Н. А. Некрасова. Поэт и гражданин. 1821 - 1877. Учебник, стр. 53 - 55. А. В. Дружинин. Новаторство Н. А. Некрасова. 1846 год. Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.

«Николай Некрасов» - Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Дом-усадьба в Грешнёво. Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (до 1847г.). Грешнёво. Дом-музей в Карабихе. Встреча с В.Г.Белинским. Встреча с Белинским.

«Железная дорога Некрасов» - Дмитрий Струйский 1806-1856 г. Славная осень… Наблюдения и Обобщения. 2 этап Выполнение практических заданий. Но небо да свободно будет… Лягте, горы! . С. Шевырев, Д. Струйский, Я.Полонский, А. Фет, Н. Некрасов – современники, поэты 19 века. Пейзаж Антитеза Сон Эпиграф Символ. Каков поэтический почерк мастеров слова?

Всего в теме 24 презентации

Урок литературы в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка» Н. А. Некрасов.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому прошлому страны.

Ход урока.

  1. Организация класса
  2. Повторение изученного.

Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

Вспомните и назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова (Стих-е Крестьянские дети, «На Волге», «Дед Мазай и зайцы», поэма «Мороз, красный нос», «Железная дорога»)

Какова тема стих-я «Железная дорога?» (каторжного труда рабочих)

Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда.

  1. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» (слайд № 2)

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

Каков сюжет поэмы?

О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушк а) (слайд №3)

Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

Что говорится о дедушке в начале поэмы? (см. главы 1-4)

(в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест (исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена (наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

Так, кто же этот, «таинственный дед?» (декабрист)

Прочитайте первые 2 абзаца статьи К. И. Чуковского на стр. 237

Кто такие декабристы? (слайд № 4)

( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? (эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? (отчасти является прототипом героя поэмы) (слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская (Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. (запись в тетради) - 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» - Как Вы понимаете эти строки? (верит в перемены)

Слайд № 13. Главы 9-1 1.

Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.)

О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)

Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» (глава 20)

О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод: На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов (слайд № 14)

  1. С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?
  2. Какова основная мысль поэмы?

VII. Домашнее задание (слайд № 15)


Поделиться: