Гипотеза как метод решения правовой проблемы. Что такое гипотеза, проблема, теория. Научное познание в следственной практике

Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.

Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем - основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно сформулировать научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно сформулировать проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.

К данной категории близки понятия вопроса и задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. - М.: Владос, 20010г.

Гипотеза

Наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой. Таким образом, гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному. Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Существует несколько видов гипотез. По функциям в познавательном процессе гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос: "Что представляет собою данный предмет?" или "Какими свойствами обладает данный предмет?". Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: "Почему произошло данное событие?" или "Каковы причины появления данного предмета?".

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

По объекту исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами "общая" и "частная гипотеза" в науке используется термин "рабочая гипотеза". Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Выдвижение гипотез - один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых.. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.

В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.Концепции современного естествознания. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012г.

Теория и концепция

Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главными элементами научной теории являются принципы и законы. Принципы - это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

В становлении теории большую роль играет выдвижение научной идеи, в которой высказывается предварительное и абстрактное представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируются гипотезы, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории - эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории - высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих сил ученого.

Теория - это высшая форма познания. Естественнонаучные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством - возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Концепция же - это система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов. В научных дискуссиях концепциям придаются различные значения. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения. гипотеза познание человек

Большинство научных концепций рождается из эксперимента или до некоторой степени связано с экспериментом. Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако в естествознании они полезны и необходимы в получении нового знания.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 2013г.

Рассматривая теоретическое познание как его высшую форму, следует определить его структурные компоненты. К числу наиболее значимых компонентов теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория и закон , выступающие одновременно как формы построения и развития знания на теоретическом уровне.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иными словами, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. При этом проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - важнейшая предпосылка ее успешного решения.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (представленной в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от псевдопроблем, например проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими проблемными ситуациями существуют и практические проблемы.

Гипотеза - форма теоретического знания, которая содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. Иными словами, гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В процессе доказательства выдвинутых гипотез:

  • одни из них приобретают статус истинной теории;
  • другие уточняются и конкретизируются;
  • третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Соответственно гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины.

Например, выдвинутая М. Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были отвергнуты, перешли в разряд заблуждений.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: как форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью, и как метод развития научного знания.

Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям , которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от области научного познания. Такими непременными условиями являются следующие.

Г ипотеза должна:

  • соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии;
  • быть согласована с достоверными фактами, на базе которых и для объяснения которых она выдвинута. Вместе с тем, если какой- либо факт не объясняется предложенной гипотезой, ее не следует сразу отбрасывать, а необходимо более внимательно изучить сам факт, а также искать новые - более достоверные факты;
  • быть формально-логически непротиворечивой. Вместе с тем противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Л. де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных - корпускулярных и волновых - свойств, которая затем стала теорией);
  • быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности;
  • быть приложима к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она была выдвинута;
  • допускать возможность ее подтверждения или опровержения: прямо - путем непосредственного наблюдения тех явлений, существование которых предполагается гипотезой (например, предположение Леверье о существовании планеты Нептун); либо косвенно - путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Развитие научной гипотезы, как уже отмечалось выше, может происходить в трех основных направлениях: либо как конкретизация гипотезы в ее собственных рамках, либо как самоотрицание гипотезы, либо превращение гипотезы как системы вероятного знания в достоверную систему знания, т.е. В научную теорию.

Применение гипотезы как метода развития научно-

теоретического знания предполагает прохождение следующих пяти основных этапов.

  • 1. Предпринимается попытка объяснения изучаемых явлений на основе известных фактов и уже имеющихся в науке доказанных законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается следующий шаг.
  • 2. Выдвигается предположение о причинах и закономерностях изучаемого явления. На этом этапе познания выдвинутая идея представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. При этом, как правило, выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
  • 3. Осуществляется оценка основательности и эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного и обоснованного.
  • 4. Выдвинутое предположение развертывается в целостную систему знания, затем из него дедуктивно выводятся следствия с целью их последующей эмпирической проверки.
  • 5. Проводится экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий, в результате которой гипотеза либо становится научной теорией, или опровергается. Вместе с тем следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не является абсолютной гарантией ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует о ее ложности в целом. Таким образом, решающей проверкой истинности гипотетического знания является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотезы играет и логический критерий истины.

Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией.

Важную роль в судебной деятельности играет также учение о таких формах развития знаний как задача, проблема, версия, гипотеза, теория. Во многом значение этих форм обусловлено и тем, что многие специалисты не имеют достаточно полного их понимания, а также умений, навыков их использования в реальной практической работе. Иногда происходит путаница с употреблением таких форм как задача и проблема, версия и гипотеза. Очевидно, такое положение дел в определенной мере затрудняет ведение практической работы юристами. Особенно значимым становится данное положение дел при ведении судебного заседания, когда свидетели, сам потерпевший и обвиняемый отвечают на поставленные вопросы судьи, прокурора, защиты и т.д. Для суда важно получение или дополнительных, или новых знаний о сути и содержании дела, которое рассматривается.

Знание – это информация, сведения, получаемые субъектом, переработанные им на основе личного опыта или практики и служащие ему в качестве регулятивов его познавательно - преобразовательной деятельности.

На основе социальной установки или мотива исследователь обращает свой взор на интересующее его социальное образование, чтобы узнать о нем все или почти все, или выполнить определенный заказ об изучении этого предмета. В таком взаимодействии возникают познавательные ситуации.

Познавательная ситуация - это содержательная характеристика процесса изучения субъектом какого-то объекта. В ее структуру входят несколько элементов : возможности субъекта познать искомое; уровень обобщенности разрешаемых противоречий; «искомое» .

От содержания познавательной ситуации зависит качество знаний, формы знаний, реальный исход рассматриваемого в судебном заседании дела. Правда, нельзя рассматривать познавательные ситуации и формулируемые личностью ответы, а, значит, получаемые формы знания как что-то упорядоченное, простое. Нельзя весь этот процесс по содержанию представить структурой: «вопрос ответновый вопросновый ответ…» - ибо это значит обеднять богатую палитру человеческого мышления, а также мыслеречевой деятельности конкретной личности.

Многое в любом познавательном процессе, в том числе и в ходе судебного заседания, значат социальная установка или личный мотив, конкретные социальные условия бытия и субъективные факторы взаимодействия, а также психофизиологическое состояние как формулирующего вопросы, так и отвечающего или познающего. Интуиция, творчество – также не случайные составляющие процесса получения знаний и выражения их в различных формах.

Все отмеченное выше и обусловливает как получение, так и содержание различных форм знания. Определяют содержание форм знаний структурные элементы познавательной ситуации.

Возможности субъекта познать искомое – это характеристика интеллекта субъекта, а также наличествующего у него инструментария (способов и средств) познания и преобразования действительности, реальных фрагментов природы и общества, общественных отношений, связей, взаимодействий. В характеристику интеллекта следует включать следующие признаки:объем знаний и умений, имеющихся у субъекта;качество знаний и умений, имеющихся у субъекта;динамику знаний субъекта;оперативность знаний субъекта.

Показатель степени (уровень) обобщенности разрешаемых противоречий характеризует познавательную ситуацию и является величиной, определяющей возможности субъекта познания выявить неизвестное в объекте изучения. Он может находиться на уровне«узнаваемости» , когда перед субъектом нет преград в достижении цели при разрешении или поиске ответа на вопрос как действовать или как достичь какой-то цели. Вариант такого взаимодействия представляет собой случай, когда у субъекта уже сформировался набор определенных навыков и умений для «перебрасывания мостика» от того, что он имеет в своем интеллектуальном потенциале к тому, чего следует достичь. В таких случаях субъект действует по «формуле»:«стимул – реакция».

Узнавание это такой уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется движением (достижением) его к цели в соответствии с принципом «стимул – реакция» или на основе освоенного и практически не изменяемого навыка.

Узнавание, как форма выражения знаний, настолько очевидно, что нет особой нужды данную форму рассматривать более подробно.

Следующий уровень познавательной ситуации и формы выражения знаний характеризуется понятием «задача». В этом случае субъект концентрирует свое внимание на имеющемся у него багаже знаний и умений, «ищет» необходимый алгоритм достижения цели или поиска ответа на поставленный вопрос. Этот уровень познавательной и практической деятельности субъекта обусловлен имеющимся у него интеллектуальным потенциалом и «багажом» реальной практической жизнедеятельности. Другими словами, такая форма выражения знаний, как задача, характеризуется таким признаком как алгоритм.

Алгоритм – это четкие предписания субъекту о подлежащих выполнению действий и операций, которые следует совершать, чтобы достичь желаемой цели. (Алгоритм – это также латинизированнная форма имени среднеазиатского ученого IX века Аль - Хорезми).

Так как задача обусловливается алгоритмом поиска ее решения, то достижение цели для конкретного исследователя предполагает осуществление им ряда конкретных познавательных или практически преобразовательных шагов, операций, действий. Именно поэтому задача характеризуется сложностью ее решения. Изменение алгоритма позволяет или увеличивать, или уменьшать количество «шагов» к цели. В зависимости от интеллекта и опыта конкретный специалист, в том числе и юрист, может решить одну и ту же задачу быстро, качественно, эффективно, а может долго и длительно приближаться к искомой цели, искомому, составляющему ядро познавательной ситуации.

Задача это такой уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется движением (достижением) его к цели в соответствии с определенным алгоритмом или на основе освоенного им умения, требующего корректировки в соответствии с условиями и ситуацией.

Виды и типы задач обусловлены искомым , предопределяющим общую характеристику познавательных ситуаций. Искомое всегда характеризуется как определенной мерой обобщения, так и различными аспектами (признаками) интересующего нас объекта, отраженными в нем. В качестве их могут выступать:

а) основные закономерности существования и развития рассматриваемых социальных явлений и процессов, их виды и типы;

б) средства, инструментарий, используемые в этих социальных процессах и явлениях их субъектами для достижения своих целей;

в) пути , способы, условия, формы, приемы, применяемые субъектами для реализации своих интересов.

Они и определяют три основныхтипа познавательных ситуаций, которые обусловлены содержанием общественных отношений, общественной практикой, в том числе и судебной. Они же позволяют конкретно выделить основные направления изучения социальных образований и, что для нас наиболее интересно, содержание гипотез, версий, позволяющих познать и изучить интересующие нас как природные, так и социальные явления, процессы.

Рассмотрим выделенные типы познавательных ситуаций, которые позволят нам выделить основные компоненты методики.

Первый тип познавательных ситуаций - это те ситуации, которые включают в качестве искомого закономерности существования социальных образований, социальных явлений и процессов в какой-то стране.

Характерным для данного типа познавательных ситуаций является то, что искомое и есть сущность социального образования, социальной ситуации. Знание сущности социальных явлений и процессов в интересующей нас области, сфере жизнедеятельности имеет определенную цель. Эти знания позволят нам предвидеть и даже прогнозировать характер и содержание воздействия этих ситуаций на наше общество, на человека.

Результаты разрешения данного типа познавательных ситуаций служат основой для выработки прогноза, ожидаемого изменения в поведении конкретных людей, социальных групп.

Второй тип познавательных ситуаций - это ситуации, где, на основе заранее известной цели, необходимо определить средства достижения этой цели.

Характерным для искомого в данном типе познавательных ситуаций является определенность граничных условий и неопределенность оптимальных преобразований: от начальной до конечной ситуации.

Например, никто не будет отрицать и тем более исключать необходимость разрешения социальных конфликтов мирным путем. Это так называемая определенность граничных условий. Но всегда ли разрешение конфликтов мирным путем является оптимальным и эффективным способом достижения цели? На это однозначно ответить вряд ли кто сможет. Вот это и есть неопределенность преобразований, которая наличествует в социальных сообществах, социальных ситуациях.

Третьим типом познавательных ситуаций являются ситуации, где искомым выступают пути, способы, условия, формы и приемы достижения целей и решения задач в конкретных социальных ситуациях, в рамках реальных социальных явлений и процессов.

Результатом познания в данном случае выступает «инструмент» действий субъектов, которые живут и преобразуют реально существующие социальные процессы и явления, реальные социальные ситуации.

Конечно, многие задумывались раньше и задумываются сейчас над формулировкой общего определения и использованием алгоритма для решения задач различного вида и типа, определения, под которое подпадали бы не только все известные алгоритмы, но и те, которые могут появиться в будущем. Если бы была решена данная задумка, то у человечества исчезли бы многие трудности в его познавательно - преобразовательной деятельности.

Наконец, следующий уровень познавательной ситуации может быть таким, когда познающий находится у «барьера» неизвестности. Это такая степень соотношения знания субъекта и его умений, а также находящегося перед ним поля неизвестности, когда перебросить, условно говоря, мостик от его знаний к окружающему его «незнанию» не представляется возможным в силу наличествующего у него потенциала интеллекта, наличествующего у него опыта, средств и способов познавательно - преобразовательной деятельности.

Обозначенный уровень познавательной ситуации и форма выражения знания характеризуется, как «проблема». Чтобы разрешить данную познавательную ситуацию, субъекту, в качестве которого может выступать отдельный исследователь, коллектив или человечество в целом, необходимо приобрести дополнительные знания, умения, средства и способы достижения намеченной цели, расширить свой интеллект. В большинстве случаев для разрешения проблемы потребуется сформулировать несколько гипотез, версий и их проверить: доказать или опровергнуть, используя при этом, самый распространенный способ познания – это «метод проб и ошибок».

Критерием проблемы выступает такой показатель как отсутствие алгоритма разрешения познавательной ситуации.

В современной литературе по гносеологии и логике нет пока однозначного определения понятия «проблема». В содержание данного понятия включают разные признаки. Приведем некоторые из них. Так, иногда проблему называют «нестандартной задачей», путей решения которой нет (Ю. Ивлев); «всякой ситуацией», в которой нет соответствующего обстоятельством решения и которая заставляет исследователя задуматься (А. Ивин); «вопросом» или «целостным комплексом вопросов», возникшим в ходе познания (Д. Горский); «совокупностью процедур», которые необходимо освоить обучаемому (В. Давыдов). Мы будем использовать следующее определение проблемы.

Проблема это такой уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется разрешением ее и движением (достижением) его к цели в соответствии с определенной гипотезой или версией , или на основе метода «проб и ошибок», обусловленного реальными возможностями познающего, сложившимися условиями и субъективными факторами.

Мир проблем сложен и многообразен, как и порождающий проблемы процесс познания. Проблемы могут выражаться посредством софизмов, мифов, притч, сказок, антиномий, парадоксов и т.д. Следует, видимо, вспомнить, что понятие «антиномия» часто используется юристами для выражения противоречия между двумя законами или противоречия отдельного закона с самим собой. В «широком» смысле слова «антиномия» означает два противоречащих высказывания, относящиеся к одному и тому предмету и допускающему, как кажется, одинаково убедительное обоснование.

Классифицировать проблемы можно как по характеру и содержанию искомого , мы это продемонстрировали применительно к задаче, так и поспособам возникновения. По способам возникновения проблемы можно подразделять нариторические иклассические . К риторическим относятся проблемы, ответ на которые сам собою разумеется. Эти проблемы могут быть названы также проблемы головоломки, поскольку у них есть черты, общие со всякого рода головоломками.

Лучшие примеры такого рода проблем – это различные кроссворды, ребусы, задания на составление фигур из имеющихся элементов и т.д. Характерным признаком их является то, что они сформулированы кем – то, а не самим исследователем и являются в принципе разрешаемыми. Более того, круг поиска их разрешения ограничен, а основные направления поиска с определенностью просчитываются. От исследователя требуется соответствующая проблеме изобретательность ума, настойчивость и меньше всего оригинальность мышления, творчество, значимое расширение интеллекта.

Риторические проблемы, несмотря на свою незатейливость, широко распространены и являются неплохим средством развития мышления у обучаемых, их подготовки к встрече с реальными проблемами. На них следует обращать самое серьезное внимание студентам, стремящимся стать квалифицированными юристами.

К классическим проблемам можно отнести такие, которые возникают перед самим исследователем в процессе познания им внутренних связей в явлениях и процессах, происходящих в природе, обществе или человеческом мышлении. Это подлинно творческие проблемы, они формулируются и разрешаются самим познающим.

Деятельность по обнаружению и раскрытию проблем связана с самой сутью творческого мышления исследователя, его интеллектом. Проблема в познавательном плане и характеризуется степенью трудности ее разрешения. Но иногда бывает и так, что найти проблему действительно не только труднее, но и поучительней, чем ее решить.

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, следующие элементы:

а) совокупность утверждений (описание исходного знания, того, что известно исследователю);

б) установку, мотив, отраженные в вопросе, на поиск искомого, находящегося за пределами интеллекта познающего;

в) совокупность предположений, вероятностных суждений в форме гипотез иливерсий , указывающих на то, как разрешить познавательную ситуацию конкретному исследователю.

Подобно тому как бабочка появляется на свет, только пройдя стадию гусеницы, так и разрешение проблемы осуществляется через стадию формулирования гипотез или версий.

Гипотеза это предположение (высказывание), включающее в себя мысль и раскрывающее связь между явлениями, устанавливающее причинно-следственную зависимость сущностью предмета и ее проявлением, объясняющее свойства и причины исследуемого предмета: явлений, процессов, вещей.

Гипотеза как некоторая догадка, вероятное знание неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза, получившая подтверждение, превращается в истинное знание: теорию или модель, и прекращает свое существование. Опровергнутая гипотеза становится ложным знанием и опять-таки перестает быть гипотезой.

Далеко не всякую догадку, предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза в отличие от обычного предположения должна быть обоснованной. Выдвижение гипотез осуществляется на основе уже проверенных общественной практикой и используемых в науке или судебной практике положений. Гипотеза не появляется сразу в виде разработанной гипотетической системы знаний. Предположение выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона – Милля и т.д. Кроме этого, предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

а) предположение не должно быть логически противоречивым суждением и не должно противоречить фундаментальным положениям науки и общественной практики (например, сейчас никакое предположение о создании «вечного двигателя» даже не рассматривается, так как оно противоречит основополагающим законам физики);

б) предположение должно быть принципиально проверяемым, то есть проверяемым когда-нибудь;

в) предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено;

г) предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений, процессов, вещей.

Конечно, как свидетельствует исторический опыт, ни одна гипотеза не способна охватить всех явлений изучаемых в конкретной сфере человеческой жизнедеятельности. Важно, чтобы гипотеза «охватывала» ключевые, сущностные признаки рассматриваемого предмета исследования, позволяла по-новому взглянуть на факты, собранные и научно описанные исследователем.

Следует отметить, что в судебной практике, да и в некоторых других областях человеческой деятельности, требуется восстанавливать конкретные действия и поступки людей, причину и мотив, приводящие к определенным результатам их деятельности. И эта область познания характеризуется еще и тем, что результат обусловливают не одна, а несколько причин и поводов деятельности человека.

К примеру, расследование преступлений в ходе предварительного следствия, а также и судебное разбирательство носят весьма сложный характер. Здесь вовсе нельзя полагаться лишь на интуицию следователя, судьи, адвоката, а важно выдвигать предположения, которые можно будет проверить и оценить с помощью вещественных доказательств, показаний очевидцев, данных судебных экспертиз, следственных экспериментов и других средств установления истины. Установление связи следствия и причины в конкретно-исторической обстановке осуществляется посредством версий.

Версия -это предположение (высказывание), включающее в себя мысль, объясняющую условия и причины появления тех или иных фактов действительности, отклонений в поведении и поступках людей, раскрывающая побудительные мотивы активности человека или группы людей на достижение определенной цели в конкретных социально-исторических условиях и в конкретное историческое время.

Версии гипотетичны, но, однако, это не в полном смысле слова гипотезы. Они ситуативны и ориентированы в первую очередь на объяснение происшедшего, а не на установление закономерных связей между выявленными фактами природных явлений или событий в развитии человеческого сообщества, общественной жизни. В них в меньшей степени просматривается общее или всеобщее. Они ориентированы на частный случай, хотя все требования к формулированию гипотез можно распространить и к их формулированию, за исключением последнего.

Вместе с тем, разрешение проблемы посредством гипотез, версий предполагает не только осуществление процедуры их выдвижения, но и их доказательство, а также более широкую аргументацию или опровержение.

В науке и судебной практике накопился определенный опыт и сложился признанный порядок обоснования и опровержения гипотез. Так, несложные или достаточно простые гипотезы, версии, построенные на уже известных фактах и доказательствах, могут обосновываться или опровергаться путем обнаружения недостающего знания в новых фактах или установлением их отсутствия в этих фактах.

Наиболее распространенным способом опровержения гипотез или версий является опровержение посредством приведения высказывания к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным путем. Например, версия о причастности какого-то человека к совершению преступления может быть опровергнута наличием у него алиби.

Гипотезы могут также опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием предположения, принимаемого за гипотезу.

Одним из способов обоснования гипотез, версий, их аргументацией может выступать разделительное логическое доказательство. Оно заключается в опровержении всех вариантов предположений за исключением одного.

Гипотезы и версии могут аргументироваться и путем их выведения из общих положений логическими способами и средствами. (Более подробно мы рассмотрим процесс обоснования гипотез и версий в следующей главе).

Процесс формулирования и обоснования судебно-следственных версий имеет определенную специфику. Данная специфика предопределяется не только тем, что они формулируются для конкретных юридических фактов, которые восстанавливаются следствием, но и самим содержанием судебно-следственной деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями принятых в стране законов, в частности с требованиями уголовно-процессуального кодекса.

Следует обратить внимание на то, что на первом этапе формулированияверсии следует стремиться к тому, чтобы в ней исследуемые факты были взаимосвязаны в единое целое. Версия обязана быть своеобразной системой, на основе которой можно было бы сделать правдоподобное заключение о причине конкретного поступка, его целях и мотивах, способах его совершения, участниках, времени, условиях, факторах. Иначе говоря, на этом этапе необходимо соблюдать требование полноты предположений, отраженных в версии.

На втором этапе правдоподобное предположение, выступающее какверсия , проверяется с помощью методики и техники судебных доказательств. Данная проверка имеет следующие особенности: а) косвенные логические обоснования и аргументация судебно-следственных версий требуют подкрепления прямыми доказательствами; б) обоснование и аргументация судебно-следственной версии считается завершенным лишь при вступлении в силу обвинительного приговора (до этого момента в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого ведется судебное производство, считается невиновным); в) решение суда по конкретному судебному делу считается обоснованным до тех пор, пока не будет установлено противоположное в порядке, предусмотренном законом (презумпция истинности решения по рассматриваемому делу).

Решение задачи или разрешение проблемы завершается получением новой формы знания – теории.

Теория это достаточно обоснованное истинное знание об определенной области действительности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных утверждений, находящихся в определенной иерархии и позволяющих осуществлять прогноз развития данной действительности и действовать человеку в этой области со знанием дела.

Теория – это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области реальной действительности. Примерами теорий являются: классическая механика И. Ньютона; корпускулярная теория света; волновая теория света; теория эволюции Ч. Дарвина; электромагнитная теория Дж. К. Максвелла; специальная теория относительности А. Эйнштейна; хромосомная теория наследственности и т.д.

В современной науке принято выделять следующие компоненты теории:

а) исходные основания теории – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения;

б) идеализированный объект теории – абстрактная модель существенных свойств и связей элементов изучаемой области реальной действительности;

в) логика теории – множество допустимых в данной теории правил вывода и способов доказательства наблюдаемых явлений и процессов в изучаемой области реальной действительности;

г) совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основополагающих предположений (версий и гипотез) объясняющих изучаемую область действительности.

К основным функциям теории относят описание, объяснение и предсказание. Теория дает описание некоторой области явлений, некоторых объектов, какого-либо объекта действительности. В силу этого научная теория может быть истинной или ложной. То есть, она может описывать реальность адекватно или искаженно. Наконец, теория предсказывает новые, еще не известные факты – явления, эффекты, свойства предметов. Обнаружение предсказанных теорией фактов служит подтверждением ее плодотворности и истинности. Расхождение между теорией и фактами или обнаружение внутренних противоречий в теории дает импульс к развитию теории, к уточнению ее идеализированного объекта, к пересмотру, уточнению, изменению ее отдельных положений и т.д.

Теории являются средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Все это обусловливает развитие теорий, их усовершенствование и конкретизацию.

Структурно-логическая схема по теме (Умозаключение)

Структурно-логическая схема по теме (Умозаключение по аналогии)

Структурно-логическая схема по теме (Индуктивное умозаключение)

Структурно-логическая схема по теме (Дедуктивное умозаключение)

Структурно-логическая схема по теме (Простой категорический силлогизм)

Структурно-логическая схема по теме (Формы развития знания)

Вопросы для повторения

1. Какие знания называются выводными?

2. Что такое умозаключение и какие существуют виды умозаключений?

3. Чем отличаются умозаключения друг от друга?

4. Как строятся умозаключения по логическому квадрату?

6. Какие подвиды разделительных умозаключений вы знаете?

7. Что такое индуктивное умозаключение?

8. Каковы свойства причинной связи?

9. Какие виды неполной индукции вы знаете и каковы их особенности?

10. Раскройте основное содержание методов индуктивного умозаключения.

11. Дайте определение аналогии и раскройте содержание основных ее видов.

12. Какие условия обеспечивают состоятельность умозаключений по аналогии?

13. Какое применение находят умозаключения в судебной практике?

14. Какие формы знаний вы знаете?

15. Каковы отличия между задачей и проблемой, теорией и моделью?

В теоретическом уровне можно выделить три основных компонента: проблема, гипотеза и теория. Гипотеза проходит три этапа: построение, проверку, доказательство. Выделяют несколько видов теории: описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.

Теоретический уровень научного познания – самая высшая и наиболее развитая форма познания. В теоретическом уровне можно выделить три основных компонента: проблема, гипотеза и теория.

· Проблема – форма научного знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что предстоит познать. Проблема – это процесс, включающий два основных момента: ее постановку и решение. Развитие науки заключается в переходе от одних проблем к другим. По мнению Поппера, проблемы возникают либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо в результате столкновения двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдением. Научные проблемы могут носить теоретический и прикладной характер.

· Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Потребность в гипотезе возникает тогда, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известны многие обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие им; когда по некоторым характеристикам на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако, выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После этого гипотеза становится или теорией, или видоизменяется и отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Основные правила выдвижения и проверки гипотезы:

– гипотеза должна находиться в согласии со всеми фактами, которых она касается (эмпирическая проверяемость);

– из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число (информационная емкость – способность объяснить);

– для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать, возможно, меньше различных гипотез, и их связь должна быть, возможно, более тесной (логическая непротиворечивость);

– при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.

Благодаря методу гипотез научное познание как бы освобождается от жесткой связи с наличной практикой и начинает прогнозировать способы изменения объектов. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

· Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта. Следовательно, открытие законов – главная задача научного знания. Один из важнейших внутренних источников развития теории - противоречие между ее формальным и содержательным аспектами. Выделяют несколько видов теории: описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные. Есть несколько способов построения теории: логический; аксиоматический; практический. Теория должна не просто отображать объективную реальность, но и обнаруживать тенденции ее развития в будущем. Развитая теория может быть опредмечена, в процессе чего проверяют и удостоверяют истинность теоретических знаний. Но некоторые теории остаются гипотезами, т.к. их нельзя проверить (современная космологическая теория о Большом взрыве).

Роль науки в развитии техники.

В античности под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы, помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. Техника делится на пассивную и активную. Реализация идеи бесконечного прогресса в развитии цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека, связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на экологию Земли и многим другим. В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее институционном выражении), техника и социальные технологии представляют собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через человека приобретает характер целостности.

Понятие «техника» во всем многообразии определений всегда опиралось на греческое понимание техники как искусства, умения, мастерства. В античности под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы, помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. В этом определении ясно просматривается связь предметов деятельности и самих ее субъектов. Причем, имеется ввиду связь не внешняя, когда орудиям отводится только вспомогательная роль, а на уровне акта продуктивной деятельности.

Следующей характерной чертой техники является ее социальная сущность. Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали использованные при его создании знания и умения, выработанные человечеством, а также «участие» самого орудия труда в производстве социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот, включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и пассивных проявлений. Пассивная техника включает в себя производственные помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.), средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и т.д.). Активную технику составляют орудия труда (как ручного, так и умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например, протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими процессами.

Успехи современной техники в первую очередь зависят от развития науки . Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют достижения науки и техники. С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-технического прогресса характерны следующие черты:

· наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,

· качественно преобразуются все элементы производительных сил - производитель, орудие и предмет труда,

· интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более эффективных видов сырья и способов его обработки;

· снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид производства - индустрия досуга. С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-технического прогресса означает создание новой базы производства (новых технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют «человек-техника-окружающая среда». Таковы некоторые основные характерные черты развития современной техники.

А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной системы на рубеже XX-XXI вв.? Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению данных проблем, не порождала философских вопросов. Ученые установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека, связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для человечества нуждается в серьезной корректировке.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека , природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая новую систему «человек-техника-окружающая природа», оно скорее руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не срабатывает.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

От обыденных вопросов проблема отличается, прежде всего, своим предметом - это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания - научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение.

Проблема ставится или формируется наукой.

Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например, проблема социализма включает проблемы развития производительных сил, характера собственности, принципа распределения, формы государственного устройства.

В структуре проблемы можно выделить два основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание. Таким образом, проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

1. конструктивные проблемы - они могут конструироваться до появления разрешающей их теории;

2. реконструктивные проблемы - они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила.

Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории.

Также проблемы бывают:

неразвитые - это задачи, которые характеризуются след чертами:

а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм,

б) задача, которая возникла как закономерный результат познания,

в) задача - решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия потребностями и наличием средств для их удовлетворения,

г) задача, путей решения которой не видно.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Развитая проблема - это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Научная проблема всегда формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

В ходе развития общества нередко возникали и псевдопроблемы, связанные с заблуждениями, недостаточной научной подготовкой, амбицией отдельных исследователей. Огромная масса проблем связана с религией и суеверием.

Гипотеза - предположительное решение проблемы.

Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.

В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер.

Основное свойство гипотезы - множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез.

Гипотеза > Научная теория

Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов - это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат.

Основные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта

Факт, научный факт

Факт - это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий.

Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык - язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов.

1. объективный факт - некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания

2. научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка.

Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Теория - это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают, что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки - создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Поделиться: