Средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении

Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это:

  • § подчинительные союзы,
  • § относительные (союзные) слова,
  • § соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия).
  • § Интонация

Средства связи простых предложений в СПП:

  • § Подчинительные союзы;
  • § Союзные слова;
  • § Интонация;
  • § Указательные слова в главном предложении;
  • § Неполнота одного из предложений;
  • § Повторяющиеся слова и местоимения и др

Соотносительные (указательные) слова. В качестве соотносительных слов в главной части обычно употребляются указательные местоимения различных лексико-морфологических разрядов и местоименные наречия: тот, такой; там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого и др.

Находясь в главной части, указательные слова формально завершают ее, занимают место необходимого по смыслу члена, но в то же время, не являясь полно знаменательными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. При этом уже само наличие указательного слова в главной части лишает его смысловой независимости, заставляет ждать продолжения -- соответствующей придаточной части. Например: Но я делал то, что считал необходимым (Горький); Она столько рассказывала им [врачам] о своих недомоганиях, что ее немедленно клали в больницу и начинали делать различные исследования (Панова) и т. п.

В роли соотносительных слов могут выступать и другие местоимения и местоименные наречия: указательные (этот), определительные {все, всё, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.), отрицательные (никто, ничто, нигде и др.), неопределенные (кто- то, что-то, где-то и др.), однако они при этом сохраняют и свойственные им значения (обобщения, неопределенности и др.). Например: Он писал всюду, где его заставала жажда писать (Паустовский); Каждому , кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган -- это почти точное описание Севастополя... (Паустовский); Похоже на то, как будто я трушу, но это не трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни назвать, ни описать (Чехов).

Во всех предложениях нерасчлененной структуры соотносительные слова с союзом не сливаются.

В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры соотносительные слова, как и придаточные, имеют значения внешних обстоятельств и относятся ко всей главной части или к одному из ее предикатов. Это создает условия для перемещения соотносительных слов в придаточную часть и слияния их с подчинительными союзами; при этом возникают союзы более тонких, дифференцированных значений. В одних случаях указательные слова окончательно слились с союзами, образовав неделимое единство (союзы так как, так что); в других -- сохраняется возможность акцентирования указательного слова в главной части (союзы потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.). Например: 1) Талант создан, чтобы давать людям радость, а совсем не... для того, чтобы этот талант разрастался, как ядовитый гриб (Паустовский) и Она положила на раскрытую книгу морской полыни, для того чтобы ветер не переворачивал страницы... (Паустовский); 2) Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам (Н. Островский) и После того как взошло солнце, снова задремал и проснулся часов около семи от полнозвучного орудийного выстрела (Шолохов).

В современном литературном языке все чаще употребляются в качестве соотносительных слов имена существительные, по своему лексическому значению сходные со значением придаточных, а также цельные сочетания таких существительных с указательными местоимениями. Так, в роли соотносительных слов употребляются такие существительные и словосочетания: при условии (что, если, когда), в то время (когда), в том случае (когда, если), по той при- чине (что), с той целью (чтобы) и др. Например : Степан сам грозил прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню (Шолохов).

Необходимость употребления в главном предложении соотносительных слов обусловливается не только их ролью в организации связи главной и придаточной частей в определенных моделях, но и целым рядом других, общих для всех сложноподчиненных предложений причин:

  • 1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточные соотносятся как однородные с другими членами главной части. Например: Обеспокоенный анонимным письмом и тем, что каждое утро какие-то мужики приходили в людскую и кухню... я работал вяло и неуспешно (Чехов).
  • 2. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с по- мощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части. Например: Я в мастерские иду не для того, чтобы мешать работать Цветаеву (Н. Островский); Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы толь- ко потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь (Горький). При выражении с помощью вводных слов отношения к тому, о чем говорится в придаточной части. Например: Подобные факты происходят, должно быть, потому, что до сих пор учет не поставлен на должную высоту (Из газет).
  • 3. Общим условием употребления указательных слов, хотя и не столь обязательным, является включение придаточной части в обо- рот, имеющий уточнительное значение. Например: Ведь и Михаил Леонтьевич, тот, с которым мы теперь беседовали на лавочке, оказывается Зимний штурмовал... (Солоухин); На голой акации, там, где качалась тень от крыши, топорщились перышками, теснились, хвастались друг перед другом воробьи (А. Н. Толстой).

Наоборот, условием, запрещающим употребление указательных слов, является присоединительное значение придаточной части или оттенки присоединительного значения, которые могут появляться в различных типах сложноподчиненного предложения. Указательное слово, входящее в состав главной части как посредник придаточной, прямо противоречит самой идее присоединения (добавочного сообщения, замечания по поводу). Так, нельзя употребить указательное слово в сложноподчиненных предложениях с придаточной присоединительной частью (типа: Отца долго не было, что нас всех очень беспокоило) , а также в предложениях, где придаточная часть имеет присоединительный оттенок и присоединяется союзами так что, благо, ибо, лишь бы, только бы, как с частицей и, союзными словами где, куда, откуда с частицей и. Например: Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Лесков). Придаточная часть в таких случаях может быть только в постпозиции.

1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения 2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются 3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении 4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные 6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

1 Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
2 Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете Что между ними общего и чем они различаются
3 Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
4 Какое место по отнашению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
5 Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные
6 Расскажи о видах сложноподчиненных предложений, приведитее примеры

  • Сложносочиненное предложение-это сложное предложение с союзами.Части этого предложения соединенны сочинительными союзами

    Сложноподчиненное предложение-это союзное предложение,но одна часть предложениязависит от другой.

    Отличия в CПП.
    ========================================================
    ВCПП средства связи -этоподчинительные союзы и союзные слова. Общее у обоих типов предложений это то, чтоони являются средствами связи,
    Отличияв том, что союзы не являются членами придаточного предложения, когда союзные слова наоборот являются.

    Указательные слова помогают связывать предложения.Они могут быть указателельными наречиями или местоимениями.Они всегда стоят в главном предложении.
    ==========================================================
    Любое место в предложении,могут стоять перед,после главного слова.
    ==========================================================
    Обстоятельственные придаточные: места,образа действия и степени, цели, условия,следствия, уступки,времени,сравнения,причины.
    =========================================================
    Изъяснительными: Мама знала,что дома нет еды.
    Определительными: Алесей купил тот продукт, который рекомендовал ему продавец.
    Обстоятельственными, которые,делятся на:
    Места: Мы приехали туда, где начинался этот красивейший водопад.
    Времени: это произошло, когда он пришел к нам в школу.
    Условия: Если он начнет выполнять, то и я начну тоже.
    Причины: Андрей опоздал, потому что не было автобуса.
    Цели: Маша прибежала домой, чтобы забрать свои вещи.
    Следствия: Уже стало холоднотак,что я одел теплую курту.
    Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
    Сравнения: Он так же быстро работал,как его когда-то учил отец.
    Меры и степени: Он виновен в той же мере, что и мы все.
    Образа действия: Уже было темно,как и должно быть в вечернее время.
    ==========================================================

I. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы. Это подчинительные союзы, союзные слова и соотносительные слова (указательные слова, корреляты).

Подчинительные союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части, не являются её членами, а служат только для связи придаточной части и главной: Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.). Подчинительные союзы делятся на семантические и синтаксические. Семантические союзы (однозначные) точно указывают на тот или иной вид отношений (хотя, ибо, так как, так что ). Синтаксические (многозначные) союзы не указывают однозначно на определенный вид отношений, они выражают только зависимость одной части от другой (что, чтобы, как и др.). Они могут употребляться в различных по значению сложноподчиненных предложениях: Мы знали, что он вернется. Мы так просили его, чтобы он вернулся. Мне стыдно, что он вернулся. В 1-ом предложении выражаются объектные отношения, во 2-м - степени и следствия, в 3-м – причинные. По составу подчинительные союзы бывают простые (если, что, хотя, как ) и составные (потому что, после того как, для того чтобы) .

Кроме союзов в сложноподчиненном предложении могут быть союзные слова .

Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, которые служат для присоединения придаточной части к главной, т.к. это части речи, то они являются членами предложения в придаточной части и обеспечивают более тесную связь частей, чем союзы. Среди союзных слов (кто, что, как, который, какой, чей, куда, где, откуда, когда, почему, отчего, зачем, сколько, настолько ) есть омонимичные союзам, их немного – что, как, когда ; но их нужно отличать от соответствующих союзов.

1. Союзные слова что, как отличаются от союзов тем, что на них падает логическое ударение. К ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

2. Их нельзя изъять из предложения без нарушения его смысла;

3. Их можно заменить синонимичным союзным словом.

4. При разграничении союзного слова когда и союза когда следует опираться на значение придаточных частей, которые они присоединяют: придаточные части времени, условия, уступки присоединяются союзом когда , а придаточные определительные и изъяснительные, как правило, союзным словом когда : Онвошел в хутор, когда дележ семенного хлеба был в полном разгаре – придаточная часть имеет значение времени, поэтому когда – союз. Его можно заменить синонимичным союзом в то время как . Он спросил, когда будетсобрание . – Изъяснительное придаточное.



5. Следует обратить особенное внимание на синтаксическую функцию союзного слова который , т.к. чаще всего допускается здесь ошибка.

6. Оно может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, несогласованным определением.

7.Чтобы легче определить его функцию, нужно выяснить, какое слово оно заменяет, и подставить вместо союзного слова это слово: Дом, в котором я живу. Союзное слово в котором употребляется вместо слова дом – в доме я живу, в котором – обстоятельство места.

· Я вспомнил, чтó вчера произошло . (На слово чтó падает логическое ударение и к нему можно поставить смысловой вопрос (произошло что?). Это слово выполняет функцию подлежащего. Если его изъять, то смысл предложения изменится: Я вспомнил: вчера произошло. Что же произошло? Неизвестно.

· Я знаю, кáк можно решить эту задачу. (На слово кáк падает логическое ударение, к нему можно поставит смысловой вопрос как? каким образом? Это слово выполняет функцию обстоятельство образа действия. Устранение его изменяет смысл предложения. Союзное слово как можно заменить сочетанием каким образом .

· И наконец наступает тот час , когда сказказаносится на бумагу. – Час какой? – придаточное определительное, поэтому когда является союзным словом. Его нельзя устранить, т.к. иначе изменится смысл предложения.

Союзные слова могут быть разными членами придаточного предложения в зависимости от их формы и семантики.

Соотносительные слова (указательные слова, корреляты) – это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия (там, туда, тот, такой, оттуда, тогда, так, настолько, сколько и т.д.). Эти слова находятся в главной части и сложноподчиненного предложения и завершают её, но, не являясь полнозначными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. Эти соотносительные слова как бы предвестники и посредники между придаточной частью и главной. При этом уже само наличие этого слова в главной части лишает главную часть независимости, заставляют ждать продолжения предложения: Но я делал то, что считал необходимым .

В СПП расчлененной структуры соотносительные слова перемещаются в придаточную часть и сливаются с подчинительным союзом, при этом возникают сложные союзы более тонких значений:

– соотносительное слово так сливается с союзом как или что , образуя сложные союзы так как, так что ;

– в союзах потому что, оттого что, для того чтобы окончательного слияния соотносительного слова с союзами что, чтобы не произошло, поэтому возможно параллельное употребление слов потому, оттого, для того то в качестве соотносительных слов в главной части, то в составе сложных союзов: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору . Петербург становился еще более неприятным оттого , что в нем жила Нехаева .

– соотносительные слова могут употребляться как в главной части, так и сливаться с союзами, образуя сложные союзы: с тех пор как, в то время как, по мере того как: Разошлись по домам после того , как отряд остановился в центре города. После того как взошло солнце, я снова задремал.

– в уступительном союзе несмотря на то что указательное слово обычно сливается с союзом.

II. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП могут служить и другие средства: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. У одних СП части могут быть переставлены и даже одна часть может вставляться в другую. Это предложение гибкой структуры : К вечеру он узнал, что Долинник арестован петлюровцами (Н.Ост.). Что Долинник арестован петлюровцами, он узнал к вечеру. Он узнал, что Долинник арестован петлюровцами, к вечеру.

В других СПП части или не могут быть переставлены, или одна часть не может быть вставлена в другую. Это предложения негибкой структуры : Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета (Пан.).

1. Если придаточная часть стоит после главной, то она распространяет главную при помощи указания на причину, условие, время, цель и др. обстоятельственные значения: Я нанялся к нему в подмастерья, так как жить было нечем.

2. Если придаточная часть стоит перед главной, то сообщение, заключенное в ней, предваряет сообщение, заключенное в главной части, влияет на него, как бы вызывает его. Главная часть в этом случае не имеет самостоятельного характера. Обе части оказываются взаимообусловленными, имеющими более сложные отношения: Иван Петрович остановился в гостинице, так как не хотел беспокоить своих знакомых (причинные). Так как Иван Петрович, не хотел беспокоить своих знакомых , он остановился в гостинице (придаточная часть – причинные, главная – следствия).

3. Если придаточная часть находится в интерпозиции, то есть в середине главной части, разрывая её, то эта часть по значению приближается к вставной конструкции: Мужчина (если он настоящий мужчина) не способен здраво рассчитывать в любви.

Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является дополнительным средством их связи.

Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел в форме прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

Временные и модальные планы предикативных частей в СП находятся в определенном соотношении. Например, для выражения отношений одновременности в сложносочиненных предложениях с союзом и глагол-сказуемое в предикативных частях должен быть несовершенного вида : Блестело море все в ярком свете, и грозно волны о берег бились .

При выражении значения ирреального условия и следствия в СП глагол-сказуемое должен быть в форме сослагательного наклонения: Приехал бы ты раньше, и мы успели бы в театр. Если бы ты приехал раньше, то мы успели бы в театр.

Есть ряд ограничений в употреблении временных и модальных форм в придаточных частях. Так, в придаточных цели глагол-сказуемое может быть только в форме прошедшего времени или инфинитива, т.к. наличие в союзе чтобы частицы бы препятствует употреблению в этих придаточных частях глаголов в форме других времен.

В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда выступают некоторые особые лексические элементы . Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается... то; дело в том, что.. . Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова , к которому относится придаточная часть (контактные слова ). Так, существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова – изъяснительную: После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

Тема. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. (9 класс)


Тип урока. Открытие новых знаний.

Цели урока:

1.Сформировать понятие о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

2. Формировать умение находить средства связи в сложноподчиненном предложении и разграничивать подчинительные союзы и союзные слова.

3.Совершенствовать пунктуационные умения, навыки составления графических схем сложноподчиненных предложений.

Демонстрационный материал.

1.Задания для актуализации знаний.

Что, когда, который, чей, потому что, откуда, кто, куда, где, какой, если, пока, как.

2.Задание для пробного действия.

1)Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

3.Таблица «Приемы разграничения подчинительных союзов и союзных слов».

Подчинительные союзы

4. Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

есть нет

а) является союзом

3. Использовать 3 приема:

да нет

союзное слово союз

5.Задание для первичного закрепления.

Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

6.

1 вариант.

    Марина видела как идет подготовка к выставке.

    Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

    Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща.

2 вариант.

7.

1 вариант.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая роща.

2 вариант.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»): продолжить знакомство с группами сложных предложений.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1.

1. Диалог.

Здравствуйте, ребята! Какую тему мы с вами изучаем? (Сложное предложение).

Какой группе сложных предложение были посвящены предыдущие уроки? (На прошлых уроках мы изучали группу сложносочиненных предложений).

Каковы ваши предположения по теме сегодняшнего урока? (Я предполагаю, что сегодня мы будем изучать сложноподчиненные предложения)

Почему вы так думаете? (1. Не знаю. 2.Посмотрел в учебнике. 3. Это следующая группа сложных союзных предложений)

2. Обобщение.

Вы правы. Мы действительно начинаем изучение большой темы – «Сложноподчиненные предложения».

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

    Организовать актуализацию учебного содержания, достаточного для построения нового знания: повторить признаки сложноподчиненного предложения, признаки различения самостоятельных и служебных частей речи

    Зафиксировать актуализированное содержание в речи.

    Зафиксировать актуализированное содержание в знаках.

    Организовать обобщение актуализированных знаний.

    Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: наблюдение, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

    Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

    Организовать выполнение индивидуального пробного учебного действия.

    Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Диалог.

С чего начнем работу? (С повторение того, что нам сегодня потребуется для открытия нового знания. Сначала необходимо повторить признаки сложноподчиненного предложения. Мы должны дать определение сложноподчиненного предложения).

2. Повторение признаков СПП.

Кто может дать определение сложноподчиненного предложения? (1. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений. 2. СПП – это сложное ПР, которое состоит из главного и придаточного предложений, связанных между собой подчинительными союзами. 3. СПП – это сложное союзное ПР, части которого соединены подчинительной связью и которое состоит из главного и придаточного предложений).

Исходя из данных определений, кто может обобщить признаки СПП и показать их в виде графической схемы? (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).

а)

, союз …

главное ср-во придаточное

ПР связи ПР

В чем состоит различие между главным и придаточным предложениями? (Придаточное зависит от главного, к придаточному ставится вопрос от главного, средство связи находится в придаточном ПР).

Только ли такая структура СПП бывает? Покажите графическими схемами. (Два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).

б) в)

Напомним друг другу пунктуационное правило для СПП и функции запятой в СПП? (В СПП главное и придаточное ПР разделяются запятой. Если придаточное ПР стоит внутри главного ПР, то оно выделяется запятыми. Функции запятой: разделительная и выделительная).

Молодцы! Идем по пути повторения дальше.

3.Повторение признаков различения служебных и самостоятельных частей речи.

Распределите слова на три группы. Сформулируйте основание, по которому вы сгруппировали слова. (По принадлежности к определенной части речи)

что что когда

когда который откуда

если чей куда

потому что кто где

пока какой как

как

подчинит-е относительные наречия

союзы местоимения

служебная часть самостоятельные части речи

речи

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал повторения к нашей теме? (Слова данных частей речи являются средствами связи с СПП).

Молодцы! Итак, назовите, какие слова используются в качестве средств связи в СПП? (1.Это подчинительные союзы, относительные местоимения и наречия. 2.Это подчинительные союзы и союзные слова).

Что же мы повторили? (Признаки СПП и средства связи в СПП).

Что вы должны сделать дальше? (Выполнить пробное действие).

4. Индивидуальное задание с затруднением (пробное действие).

Записать предложения под диктовку. Найти и определить средство связи в каждом СПП, графически обвести, подписать.

1) Можно сказать, что А.С.Пушкин с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта.

2) Все, что составляет душевный мир лирики А.С.Пушкина, отражено и в его поэмах.

Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти и определить средства связи в СПП)

Кто выполнил это задание полностью? Вы можете обосновать свой выбор?

(1 гр. – в каждом этом СПП есть средство связи слово «что» - это подчинительный союз.

2 гр. – в каждом СПП средство связи – слово «что», но в 1-м ПР это подчинительный союз, а во 2-м ПР – это союзное слова. Я не могу это обосновать).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи места затруднения;

3) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения;

4) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3

Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).

В чем заключалось ваше затруднение? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда – союзным словом)

Почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем, по каким признакам различаются омонимичные подчинительные союзы и союзные слова).

Какова цель нашей деятельности?

Цель урока:

(1.Сформулировать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

2. Вывести алгоритм определения средств связи в СПП.

3. Учиться определять средства связи в СПП с применением алгоритма.)

Тема урока:

Какова тема урока? (Средства связи в сложноподчиненном предложении.Подчинительные союзы и союзные слова) (Тема записывается на доске и в тетрадях).

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

    организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа выхода из затруднения по определению средств связи в СПП;

    построить план достижения цели деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 4

Каким образом предлагаете решить 1-ю и 2-ю цели уроков? (1.Прочитать материал в учебнике. 2. Спросить у учителя. 3. Самостоятельно проанализировать языковой материал).

Какой путь все же интереснее и продуктивнее? (Открыть новое знание самим на основе наблюдения и анализа языкового материала).

V . Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом на открытие нового знания: приемы различения омонимичных союзов и союзных слов и определения средств связи в СПП;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднений;

5) организовать уточнение общего характера нового знания.

Я предлагаю вам провести следующие действия по наблюдению и анализу средств связи в сложноподчиненных предложениях из задания пробного действия для их разграничения.

1. Наблюдение над материалом, анализ предложений, сопоставление языковых явлений, побуждающий к открытию новых знаний диалог.

Учитель

Что мы выяснили из пробного действия?

Как вы можете обосновать эту точку зрения?

Попробуйте определить.

Какой частью речи является это союзное слово?

Давайте проведем лингвистический эксперимент: попробуйте опустить в ПР союз и союзное слово. Что получилось? Какой вывод можете сделать?

Ещё раз вслух прочитайте эти предложения. Какие различия вы заметили в интонационном плане этих предложений?

Для чего мы провели с вами сопоставительную работу? Какую цель решали?

На основе проведенных наблюдений, сопоставлений и анализа назовите приемы разграничения союзов и союзных слов и зафиксируйте ваши выводы в письменном виде, составив таблицу.

1гр.: слово «что» - союз

2 гр.: слово «что» в 1-ом ПР – союз, во 2-ом ПР – союзное слово. Это слова разных частей речи.

Нужно определить значение и синтаксическую функцию.

В 1-ом ПР слово «что» не имеет самостоятельного значения, к нему нельзя поставить вопрос, не является членом предложения. Значит, это - союз.

Во 2-ом ПР слово «что» 1) отвечает на вопрос что?2) оно заменяет слово «всё» из главного ПР, обозначает предмет (содержание, настроение, переживание, оценка и т.п.), 3) является подлежащим. Значит, это - союзное слово.

Слово «что» - это относительное местоимение.

Читают ПР без средств связи. Вывод: союз опустить в 1-ом ПР можно. Союзное слово во 2-ом ПР – нельзя опустить.

В 1-ом ПР на слово «что» логическое ударение не падает, а во 2-ом ПР на слово «что» падает логическое ударение.

Выявляли приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Называют приёмы и составляют таблицу.

2 . Самостоятельное формулирование приемов разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Составление таблицы.

Подчинительные союзы

3. Сравнение самостоятельно выведенных признаков СПП и приемов разграничения союзов и союзных слов в качестве средств связи в СПП с материалом учебника.

1) Чтение текста учебника в рамке на с.50.

2) Фронтальная беседа по материалу текста учебника:

Какую новую для себя информацию вы выделили?

Сравните предложенные в тексте приемы разграничения союзов и союзных слов с установленными вами. Есть ли какие-то добавления, замечания?

Всегда ли, на ваш взгляд, представляет сложность разграничение союзов и союзных слов? (Сложность возникает только в случае омонимии служебных и самостоятельных частей речи – союз и относительное местоимение «что» , союз и наречие «как» и «когда» .Именно для них необходимо применять и другие приемы разграничения);

В каких случаях достаточно только первого приема? (1. Являются служебной или самостоятельной частью речи - подчинительными союзами, относительными местоимениями или наречиями. 2. Есть слова, которые всегда являются только подчинительными союзами, есть слова, которые всегда являются или относительными местоимениями, или наречиями. Трудность в их разграничении как союзов и союзных слов не возникает);

Для каких слов недостаточно первого приема? (Если в роли средств связи используются слова «что», «как», «когда»);

Что же нужно сейчас сделать, чтобы правильно определить средства связи в СПП? (Составить алгоритм).

4. Составление алгоритма для определения средств связи в СПП (Запись на доске и в тетрадях) Алгоритм «Определение средств связи в сложноподчиненном предложении».

1. Найти средство связи в придаточной части.

2. Определить, если у слова омонимы среди служебных и знаменательных

частей речи (что, как, когда)

есть нет

использовать 1-й приём и сделать вывод:

а) является союзом

б) является союзным словом (отн.мест. или нареч.)

3. Использовать 3 приема:

Является членом предложения;

Имеет значение, можно заменить словом самостоятельной части речи;

Может иметь логическое ударение

да нет

союзное слово союз

5. Фиксация преодоления затруднения.

Какое было затруднение? (Не смогли разграничить слово «что» в роли подчинительного союза и союзного слова).

Теперь вы сможете преодолеть это затруднение и правильно определить средство связи в СПП с омонимичными частями речи? Что вам в этом поможет? (Сможем разграничить омонимичные слова в роли средств связи СПП, т.к. вывели алгоритм определения средств связи в СПП).

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении типовых заданий с проговариванием во внешней речи:

Фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 5

1. Диалог.

Напомните следующую цель нашей деятельности на уроке? (Учиться определять средства связи в СПП с применением составленного алгоритма).

Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

2. Устная работа. Анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей на основе алгоритма.

1) Многие стихотворения А.С.Пушкина, которые написаны в жанре дружеского послания, посвящены лицеистам.

2) В стихотворениях петербургского периода поэт утверждал, что свобода – абсолютная общечеловеческая ценность.

3) Лирика любви А.С.Пушкина восхитительна, потому что в ней выражено представление поэта о Женщине как источнике красоты и гармонии.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

    организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

    по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия;

    создать условия для ситуации успеха каждого ученика.

Организация учебного процесса на этапе 7

Как проверим, усвоили вы алгоритм определения средств связи в СПП? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки).

1.Выполнение самостоятельной работы (по вариантам)

2. Самопроверка по эталону.

3.Самооценка: нет ошибок – «отлично», одна ошибка – «хорошо», две ошибки – «удовлетворительно».

VIII .Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными темами: различение сложноподчиненные предложения от других типов предложений, анализ средств связи в каждом виде сложных предложений, составление грамматических схем;

2) совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях.

Организация учебного процесса на этапе 8

Что мы должны делать дальше? (Необходимо выполнить задания на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока).

1.Выполнение тестовых заданий с анализом предложений.

1) Укажите СПП, докажите свой выбор. Охарактеризуйте остальные предложения. (Знаки препинания не расставлены)

1. В корзине лежали грибы, и пестрели мелкие цветы

2. Раньше я радовался солнцу и любил больше всего лето.

3. Бледный свет, похожий на чуть разбавленный синькой воздух, заливал восточную часть горизонта.

4. В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютилась к вербам сиротливо избы деревень.

Дополнительно: объяснить постановку необходимых знаков препинания в данных предложениях.

2) Укажите, в какой строке даны слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами.

1. Чтобы, потому что, словно, если.

2. Что, как, когда.

3. Оттого что, чей, до тех пор как.

4. Едва, где, который, ввиду того что.

Дополнительно: охарактеризовать слова других рядов с точки зрения средств связи.

3)Укажите СПП, в котором средством связи является союзное слово. Докажите свой выбор. (Знаки препинания не расставлены)

1. Кто смел, тот и уверен в себе.

2. Синее утро вставало за окном, когда мы стали расходиться.

3. В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

4. Приглушенными были голоса ручьев, словно они только ещё разучивали свои песни.

Дополнительно: объясните знаки препинания, составив графические схемы СПП.

- Чем отличаются данные задания от задания самостоятельной работы? (В данном случае необходимо было анализировать СПП в системе других видов простых, простых осложненных и сложносочиненных предложений, нужно было выполнять пунктуационный разбор разных видов предложений: простых и сложных).

IX . Рефлексия учебной деятельности. Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) организовать обсуждение и запись домашних заданий.

Организация учебного процесса на этапе 9

1.Обобщающий диалог с учащимися.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. - В чем состояло затруднение при открытии новых знаний? (Не смогли определить или обосновать средства связи в СПП). - Какие цели ставили в своей деятельности? - Каким способом мы открывали новое знание?

- Что нового узнали? (1. Узнали, что одни средства связи в СПП могут быть только подчинительными союзами, другие – только союзными словами, в роли которых используются относительные местоимения и наречия, третьи – и союзами, и союзными словами: что, как, когда. 2. Узнали о приемах различения омонимичных союзов и союзных слов).

- Какие разделы морфологии нужно знать при изучении сложноподчиненного предложения?

2. Рефлексия.

- Была ли работа успешной? Достигли ли вы поставленных целей? Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи в роли средств связи?

3.Обсуждение и запись домашнего задания.

- А теперь ваши прогнозы на домашнее задание? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).

1) Выучить текст в рамке на с.50, алгоритм по тетради.

2) Выписать из разных учебников 5 СПП, состоящих из 2-х ПР, с разными средствами связи. Составить схемы.

1в. – из учебника истории; 4в. – из учебника физики;

2в. – из учебника обществознания; 5в. – из учебника математики;

3в. – из учебника географии; 6в. – из учебника литературы.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1)Марина видела как идет подготовка к выставке.

2)Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

1вариант.

1) Марина видела как идет подготовка к выставке.

2) Хотя постояльцы были напуганы они ничего никому не сказали.

3) Впереди где стояли березы начиналась небольшая роща

.

Задание для самостоятельной работы.

Найти и определить средство связи в СПП; подчеркнуть грамматические основы и составить графическую схему; письменно применить алгоритм (в скобках указать примененные приемы). Расставить знаки препинания.

2 вариант.

    Комната где сидели и тихо разговаривали гости была очень просторной и светлой.

    Калатуров сюда пришел чтобы помочь своему другу.

    Точно никто не мог сказать когда вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1) Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

    вариант.

1)Марина видела, как (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – хорошо, имеет лог. удар.) идет подготовка к выставке.

2) Хотя (союз, не имеет омонима), постояльцы были напуганы, они ничего никому не сказали.

3) Впереди, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) стояли березы, начиналась небольшая

роща.

Эталон для проверки задания самостоятельной работы.

2 вариант.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, наречие) сидели и тихо разговаривали гости, была очень просторной и светлой.

2) Калатуров сюда пришел, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, т.к. явл-ся членом ПР, имеет значение и можно заменить словом сам. части речи – завтра, имеет лог. удар.) вернется экспедиция.


Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»

Технология деятельностного метода «Школа - 2100»

Урок открытия новых знаний

«Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова»

(Урок русского языка в 9 классе)

Разработала и провела учитель 1 квалификационной категории Мосенкова Елена Владимировна

Альметьевск, 2012

Поделиться: