Предлоги состоящие из трех слов. Простые и составные предлоги. Разряды предлогов по лексическому признаку

Тема: Простые и составные предлоги.

Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с простыми и составными предлогами.

Задачи:

  1. проверить знания учащихся по теме «Предлог»;
  2. продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме;
  3. совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Учебник: М.П.Баранова, Т.А.Ладыженская.

  1. Оргмомент.
  2. Лингвистическая разминка.

Перед изучением новой темы немного разомнёмся.

1) Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.

Ты любишь пирожки с капусты?

Согласна приказа вы приняты на работу.

По истечению срока договора выплачивается зарплата.

Сходи в магазин по хлеб.

2) Кроссворд.

При заполнении кроссворда мы вспомним лексику.

Что такое синонимы, антонимы?

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии .
  2. Антоним предлога вдоль .
  3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на .
  4. Антоним предлога впереди .
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через .
  7. Синоним предлога кругом .

П ри

Попе р ек

Вопр е ки

Поза д и

Пос л е

Скв о зь

Вокру г

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Сейчас мы вспомним, что уже изучили по теме «Предлог» и «Служебные части речи».

Какие служебные части речи вы знаете?

Что такое предлог?

Какие отношения могут выражать предлоги?

Как образуются производные предлоги?

Какие предлоги относятся к непроизводным?

  1. Изучение нового материала.

На доске столбики предлогов:

В В течение

На В продолжение

Благодаря Несмотря на

Чем отличаются предлоги?

В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

А теперь откроем учебники с.139 п.51 (один учащийся читает)

  1. Закрепление изученного.

Сейчас мы потренируемся различать предлоги простые и составные.

Упр.303 (у доски по сл/сч)

Задание на карточках (самостоятельная работа)

Дописать сл/сч. (приложение )

Учащиеся зачитывают некоторые словосочетания.

Немой диктант (работа в парах)

Я выполняю действия. Учащиеся после каждого записывают то, что я показываю с употреблением предлогов (простых и составных). После каждого действия я поднимаю руку и учащиеся начинают записывать. У какой пары получится больше предлогов, у какой разнообразнее.

Я вхожу в кабинет.

Я подхожу к столу.

Отодвигаю от стола стул.

Сажусь на стул.

Подведение итогов.

  1. Занимательная лингвистика.

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении?»

Распечатки у каждого учащегося. (приложение )

  1. Итоги.

Подведём итоги. Какие задания вызывали трудности?

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Приложение.

1.выйти на старт, 2. приехать в пять часов, 3. выглянуть из окна, 4. вернуться через десять минут, 5. папка для документов, 6. пропустить по болезни, 7. заснуть под утро, 8. работать после праздника, 9. достать из сумки, 10. встретиться у школы.

Нет предлога. А.Шибаев.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Допишите словосочетания:

Рассказать по…

Выдать по…

Выиграть по…

Возвратиться по…

Купить по…

Приехать по…

Бежал по…

Горюет по…

Взбираться по…


Простые - предлоги, состоящие из одного слова. Например: у , к , вблизи , около .

Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов. Например: в течение , в связи .

Найдите в выражениях простые и составные предлоги (Рис. 1).

Рис. 1. Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога включает в себя выделение признаков:

· производность/ непроизводность

· разряд по значению

· неизменяемость

· не является членом предложения.

Образец: Я в продолжение всего лишь нескольких минут был охвачен ужасом.

І. В продолжение - предлог, употребляется с сущ. в Р.п.

ІІ. Морфологические признаки:

1) производный, образован от сущ. с предлогом;

2) выражает временные отношения;

3) неизменяемое слово.

ІІІ. Синтаксическая функция - не является членом предложения.

Домашнее задание

Упражнения № 303-305 . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн (Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой).

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

Лекции и электронные учебники. Предлог.

4. Культура письменной речи ().

Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Тема: Простые и составные предлоги.

Цели:

образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги;

развивающая: развивать логическое мышление, память;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня наш урок будет необычным. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные, у вас все получится.

2. Синтаксический разбор предложения.

Иногда доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными подлежащими и причастным оборотом.

3. Фронтальный опрос.

Что такое предлог?

Какие предлоги называются производными?

Какие предлоги называются непроизводными? Перечислите их.

4. Мобилизующий этап

В..., сильном и стремительном, оказалась небольшая лодочка. И хотя гребец на ней был человек опытный, лодка завертелась, не подчиняясь воле человека. В … получаса человек боролся с … . Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

Учитель . Вместо точек вставьте разные формы одного и того же слова.

Учитель . Назовите слова, которые вы вставили вместо точек. Определите, какой частью речи они являются.

В первое предложение мы написали слово течении . Это существительное в предложном падеже. В третье предложение вставили слово течение . Вместе с в оно является производным предлогом. В этом же предложении мы написали существительное с предлогом с течением . Существительное течение стоит здесь в творительном падеже.

5. Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала

Учитель . Назовите из восстановленного текста все предлоги, состоящие из одного слова.

На, с - это предлоги, состоящие из одного слова.

Учитель . Назовите предлог, состоящий из двух слов.

В течение - это предлог, состоящий из двух слов.

Учитель . Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие - составными?

Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов - составными.

Учитель . Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока: Простые и состав ные предлоги .

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

6. Закрепление

Упр. 303

7. Физкультминутка

Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны выполнить наклоны в стороны. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить два приседания.

Волк живёт на логове.- присед.

Ваза стоит на столе. - накл

Продукты покупают на магазине. присед.

Кот спит в диване. присед.

В роще пели соловьи. накл

Арбузы покупают в рынке. присед.

Кроты на земле живут. присед.

Дерево сажают в почву.

В сосновом лесу много маслят. накл

Утром все спешат в работу. присед.

8 «Лови ошибку!» («+» «- « в тетрадь)

Предлог – это служебная часть речи. (+)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис . (+)

По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)

6. Поморфемное письмо

При-школь-н-ый, петуш-ок, зл-и-л-а-сь, за-говор-и-л-а.

7. Подведение итогов.

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

8. Домашнее задание

1. Выучит правило стр.

2. Написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги.

Оценивание

Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний. Молодцы!


Класс: 7

Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи;
  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя элементы занимательности на этапе повторения.

Этапы:

1.Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Повторение темы: «Предлог»
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление изученного.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Цели:

  • Повторить и закрепить изученный ранее материал о предлоге.
  • Выяснить различие простых и составных предлогов.

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

1 слайд. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Пр..рода пр..чудливо пр..образившаяся весной с нетерпением ждет пр..лета птиц ра..тапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

  • Обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.
  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Найдите в предложении слово, отличающееся от всех остальных.

2 слайд. Учащимся предлагается самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

ПрИрода, прИчудливо прЕобразившаяся весной, с нетерпением ждет прИлета птиц, растапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

3 слайд . Высвечивается ответ: С

4 слайд: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме:

Звучит устный ответ учащегося у доски.

III. Работа над новым материалом

5 слайд .

1. На доске предложения:

В течение всех каникул мы путешествовали.
В течении некоторых рек бывают опасные места.

(Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство).

2. Анализ этих предложений:

а) Найти омонимичные слова
б) Указать предлоги
в) Выяснить смысловое значение
г) Вывод о написании.

  1. Чтение параграфа учебника (№51)
  2. Выяснение различия простых и составных предлогов
  3. Наблюдения по таблице 6 слайда , перенесение ее в ученическую тетрадь:

3. Выполнение упражнения учебника (№303)

Упражнение 1.

4. Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

простые и составные

  1. В течение всего дня шел дождь.
  2. В заключение вечера был концерт.
  3. Река в течении своем делает много поворотов.
  4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
  5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
  6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
  7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
  8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
  9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
  10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
  11. Над морем становится по-прежнему тихо.
  12. Антон приехал к нам из города.

Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.
Как отличить предлог от приставки?
Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
(смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

– И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?

IV. Самостоятельная работа

Выписать словосочетания из текста: с простыми и составными предлогами.

Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает.
Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

(по Соколову-Микитову)

– Определите стиль текста, тему, главную мысль.

V. Закрепление темы. Итоги урока

– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие предлоги называются простыми?
– Какие предлоги называются составными?

VI. Занимательная лингвистика

– В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога.

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги...» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

VII. Слайд 9: Домашнее задание .

Параграф 51. Выучить теорию. Упражнение: 304

Поделиться: