Матренин дом краткое содержание. Матрёнин двор. Насыщенные трудом будни Матрены Васильевны

Рассказ «Матренин двор» Александра Солженицына – яркое изображение патриархального уклада русской деревни. Написан он в 1963 году.

Во введении автор сообщает читателю, что даже спустя 6 месяцев после событий, описанных в рассказе, поезд, следуя из Москвы, притормаживал на 184 километре. Причина известна только самому рассказчику, ну и, конечно, машинисту, который замедлял там ход.

Рассказ «Матренин двор» состоит из нескольких частей. Рассмотрим содержание каждой.

Рассказчик – учитель математики в поселковой школе. Из его биографии известны следующие факты: воевал в Азии, 10 лет отсидел в лагерях, а только после этого вернулся на родину.

В бараке он жить не хотел, поэтому искал, у кого можно снять жилье, хотя бы просто угол. Так он и попал в избу Матрены Васильевны Григорьевой, старой и одинокой женщины.

Вот как описывает рассказчик свое новое жилье: изба крепкая и просторная, рассчитана на большую семью. Правда, немного темновата. На окнах – неизменные фикусы, их хозяйка очень любила. Дом был полон живности: кошка, мыши, тараканы.

Матрена Васильевна болела, как-никак уже 60 лет, а вот инвалидности добиться не могла. Пенсию она тоже не получала. Продолжала работать в колхозе, но зарплату не платили, ставили трудодни.

Питались они с учителем-постояльцем совсем бедно: картошкой и кашей, сваренной из дешевой крупы.

Топливо жители поселка Тальново воровали в тресте, за что могли наказать, вплоть до лишения свободы. Велась добыча торфа, но селянам его не продавали.

Матрене приходилось очень нелегко. Ее повседневные заботы заключались в том, чтобы добыть торфа или сухих пеньков на растопку, а для козы сена, набрать брусники, собрать справки для пенсии. Правда, этот год выдался более удачным. Матрена Васильевна стала чувствовать себя лучше, болезнь будто немного отошла, за квартиранта-учителя ей назначили пенсию, пусть и мизерную, но все же. Простая русская женщина была уже счастлива тем, что купила новые валенки и телогрейку, а из старой шинели сшила пальто. Такой предстает перед читателями первая часть рассказа «Матренин двор».

В начале же второй части, однажды вернувшись домой, учитель застает в избе Фаддея Григорьева. Этот бородатый старик пожаловал к нему с визитом. Пришел просить за сына, который не успевал по математике.

Учитель узнал всю историю, связывающую этих людей. Матрена была невестой Фаддея, но свадьба не состоялась, так как его забрали на войну. Целых три года никто ничего о нем не знал. Жив ли он или нет? Тогда за нее посватался младший брат Фаддея Ефим. Матрена согласилась. Молодые стали жить в той самой избе, где и по сей день обитает старая женщина. Построил ее отец братьев Григорьевых.

Как позже выяснилось, Фаддей все это время находился в плену. Когда вернулся, застал невесту замужем за другим. Он не стал разбираться с братом, а взял в жены другую. Ее тоже звали Матреной. Мужчина срубил новую избу. В их браке родилось шестеро детей. Только волт человеком он был жестоким, и жена часто жаловалась Матрене Васильевне на побои и жадность Фаддея.

Как же сложилась судьба Матрены, жены Ефима? Ее дети, их тоже было шестеро, погибли еще новорожденными. Всех их она похоронила еще до начала войны. Муж пропал без вести на полях сражений. Да, незавидная доля. Матрена Васильевна попросила у тезки одного ребеночка, чтобы не было так одиноко. Ей не отказали в просьбе. Так у нее появилась дочь Кира. Матрена воспитала ее, как родную. Удачно выдала замуж в соседнее село. Семья приемной дочери иногда помогала Матрене. Часто болея, женщина стала задумываться о завещании, часть избы она хотела оставить Кире. Но на нее рассчитывали еще и три ее сестры.

Кире нужен был дом, и она попросила приемную мать о наследстве еще до ее смерти. Старик Фаддей требовал разобрать избу и отдать. Матрена жалела дом, в котором прожила сорок лет, ей не хотелось его ломать. Это была вся ее жизнь. Но ничего не поделаешь. Созвали родственников и разобрали избу. После ее должны были перевезти и заново собрать. Только теперь уже для Киры. Пока мужчины работали над разборкой, женщины готовили выпивку и закуску.

При перевозке избы произошло страшное событие. Минуя железнодорожный переезд, сани застряли. Под колесами проходившего поезда погибли три человека. И сама Матрена Васильевна Григорьева.

Часть третья начинается похоронами. Хотя отпевание на них больше напоминает сведение старых счетов. Сестры Матрены не столько причитали над ее телом, сколько пытались отстоять свои права на наследство умершей женщины. Родственники же Григорьевых были с этим категорически не согласны.

Фаддей, настоявший на том, чтобы разбирать и перевозить избу, затащил все-таки бревна себе. Чего же добру теперь пропадать?

Учитель слушал отзывы сельчан о Матрене на похоронах. Из них он понял, что она была не такая, как все. Не держала поросенка, не стремилась накупить добра и нарядов. Потеряв мужа и всех детей, она не очерствела душой, помогала всем, кому могла, и была счастлива от маленьких радостей, которые редко озаряли ее жизнь.

Имущество, нажитое ею за все время, - кошка, фикусы и коза. Все, кто ее окружал, так и не поняли, что рядом с ними, по соседству, жила настоящая праведница. Именно на таких людях держится наша земля. И хотя Солженицын замечает, что она была язычницей, мы прекрасно понимаем, что в своей жизни она следовала христианским моралям и ни капли от них не отступала.

«Матренин двор» Солженицын

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену.

По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти. Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег.

В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа.

Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

Название произведения: Матренин двор

Жанр: рассказ

Год написания: 1959

Сюжет

Автор – рассказчик после войны и лагерей оказывается в глубине России, в маленькой деревне под названием Тальново, куда он устраивается учителем и встает на постой к местной жительнице Матрене Васильевне Григорьевой. У Матрены была нелегкая судьба: любила она Фаддея, а вышла замуж за его младшего брата Ефима. Все ее дети умирали в младенчестве, поэтому в деревне ее не любили и считали «испорченной». Она очень любила племянников своего мужа и взяла на воспитание девочку Киру, которую и содержала до самого ее замужества.

Матрена не думает о себе, всю жизнь она работает на кого-то, всем старается помочь не требуя за это награды и даже доброго слова. Может быть, за это на селе ее считают блаженной. И конец рассказа трагичен: Матрена погибает на железнодорожных путях, помогая тому же самому Фаддею перетаскивать половину своего дома, которую она завещала Кире. О Матрене в селе никто по-настоящему не горюет, родственники думают только об оставленном имуществе.

Вывод (мое мнение)

Рассказ ведется от первого лица, сам автор выводит себя рассказчиком и показывает в рассказе элементы собственной судьбы. Встреча с Матреной раскрыла ему глаза на таких вот простых и, с первого взгляда, обычных женщин, на которых и держится весь мир.

Чтобы лучше подготовиться к учебному году, необходимо летом прочитать как можно больше произведений из списка литературы. Именно так найдется больше времени осенью для получения новых знаний. Если сейчас на всё не хватает сил, то в этом случае можно пролистать краткий пересказ по главам. Здесь мы предлагаем к прочтению известный, полезный для сочинений и экзаменов рассказ Солженицына «Матрёнин двор», анализ которого вы можете найти .

На календаре 1956 год. Рассказчик, желающий обрести спокойствие и тишину, прибывает в городок с необычным названием – Высокое поле. Но здесь он не находит покоя, поэтому перенаправляется в поселок Торфпродукт (или село Тальново). Герой останавливается у пожилой женщины Матрёны (вот ее ). Внутреннее убранство избы было не самым лучшим: по полу бегали тараканы, мыши, а в ноги ластилась хромая кошка.

Жила Матрёна по определенному, установленному режиму: подъем в 5 утра, кормление козы да приготовление простого завтрака своему квартиранту – рассказчику. Правда, не было у женщины пенсии, потому что в погоне за бесконечными печатями нужно проходить огромное количество километров, а возможности не позволяли.

Местные жители села Торфпродукта жили бедно. Почва была не совсем пригодна для урожая, а торф, окружающий поселение, принадлежал не тальновским людям. Они каждый год в тайне его воровали, чтобы отапливать свои дома зимой.

Отличительной особенностью Матрёны было то, что она всегда приходила всем на помощь. Так, например, женщина никогда не отказывала сельчанам по хозяйству. Она с радостью занималась чужими огородами и радовалась чужому урожаю.

Самым затратным для героини было регулярное кормление пастухов раз в полтора месяца. Тогда Матрёна тратила большие деньги на покупки таких продуктов, которых никогда и не ела сама. Но отказать она не могла….

Наступила зима, и героиня всё же получила пенсию. После этого она будто расцвела: она купила себе новые валенки, пальто, а оставшиеся деньги отложила на похороны. Но, несмотря на всю отзывчивость и помощь, односельчане стали ей завидовать.

Когда пришла пора Крещения, неожиданно в гости пришли сестры главной героини. Возможно, они хотели забрать себе часть Матрёниной пенсии, но саму женщину это не волновало. Её огорчением было лишь украденное ведёрко со святой водой из церкви.

Глава 2

Ни сам рассказчик, ни Матрёна особо не делились личной жизнью. Постоялец лишь поведал о том, что сидел в тюрьме, а героиня поделилась своей несчастной долей: вышла замуж, но все дети скоропостижно скончались, а затем муж не пришёл с фронта.

Однажды в гости заходит некий Фаддей. Позже рассказчик узнает, что это младший брат мужа Матрёны. В тот же самый вечер женщина решается рассказать о своей жизни более подробно.

Всю свою жизнь героиня любила лишь Фаддея, но вышла замуж за его родного брата, потому что любимый пропал без вести на фронте, и родственники настояли, чтобы девка не томилась, а шла замуж и помогала семье жениха по хозяйству. К сожалению, из их шести детей не выжил никто. После возращения из плена, Фаддей возненавидел родственников за предательство, женился и стал отцом шестерых детей.

Вскоре на войну забирают и старшего брата, мужа Матрёны, но он пропадает без вести. В помощницы по хозяйству героиня берёт племянницу Киру, которую воспитывает в течение десяти лет. Чувствуя ухудшение здоровья, Матрёна пишет завещание, в котором часть дома отдаёт юной девушке.

Спустя несколько лет Кира выходит замуж и становится собственницей пустого участка земли. Фаддей не находит ничего лучше, как перенести часть Матрёниного дома в другое село. Героиня соглашается это сделать. Мужчина быстро разобрал небольшую пристройку к дому, поместил всё в сани и отправился в соседнее село. Матрёна и один из сыновей Фаддея сели во вторые сани, которые у железной дороги застряли и сломались. Из-за сильного грохота трактора никто не расслышал гудок приближающегося паровоза…В час ночи Тальново облетела страшная новость – на железнодорожных путях погибли сын Фаддея и Матрёна.

Глава 3

Утром привезли тело главной героини. Наступило время похорон. Лишь Кира и жена Фаддея искренне горевали по умершей Матрёне. Остальные делали это на показ. Самого Фаддея в этот день не было, да и переживал он больше о том, как же всё-таки перевести участок дома покойной.

Матрёну похоронили по всем традициям, а избу её закололи досками. Рассказчику пришлось искать новое жилье. О героине он всегда отзывался добрыми, ласковыми словами. По его мнению, Матрёна была праведником, на котором держалось село.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Даже краткое содержание рассказа «Матренин двор», написанного А.Солженицыным в 1963 году, способно дать читателю представление о патриархальной жизни русской деревенской глубинки.

Краткое содержание «Матренин двор» (введение)

По пути из Москвы, на 184 километре по Муромской и Казанской ветке даже через полгода после описанных событий поезда поневоле замедляли ход. По причине, известной только рассказчику и машинистам.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.1)

Рассказчик, вернувшись из Азии в 1956 году, после долгого отсутствия (воевал, но не сразу вернулся с войны, получил 10 лет лагерей), устроился работать в поселковую школу российской глубинки учителем математики. Не желая жить в поселковом бараке "Торфопродукта", он искал угол в сельском доме. В деревне Тальново квартиранта привели к Матрене Васильевне Григорьевой, одинокой женщине лет шестидесяти.

Изба Матрены была старая и добротная, построенная для большой семьи. Просторное помещение было темноватым, у окна в горшках и кадках безмолвно "толпились" фикусы - любимцы хозяйки. В доме еще жили колченогая кошка, мыши, а в крошечной кухоньке - тараканы.

Матрена Васильевна хворала, но инвалидности не давали, а пенсии не получала она, не имея отношения к рабочему классу. В колхозе работала за трудодни, то есть денег не было.

Питалась сама Матрена и кормила Игнатича - учителя-постояльца - скудно: мелким картофелем и кашей из самой дешевой крупы. Топливо селяне вынуждены были воровать у треста, за что их могли посадить. Хоть в округе и добывали торф, но местным жителям продавать не полагалось.

Нелегкая жизнь Матрены состояла из разных дел: сбор торфа и сухих пеньков, а также брусники на болотах, беготня по конторам за справками для пенсии, добыча тайком сена для козы, а также родственники и соседки. Но в эту зиму жизнь немного наладилась - отпустила болезнь, и стали платить ей за квартиранта и крошечную пенсию. Она была счастлива, что смогла заказать новые валенки, перешить в пальто старую железнодорожную шинель и купить новую телогрейку.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.2)

Однажды учитель застал в избе черного бородатого старика - Фаддея Григорьева, что пришел просить за сына-двоечника. Оказалось, что за Фаддея Матрена должна была выйти замуж, но его забрали на войну, и три года от него не было вестей. К ней посватался Ефим, его младший брат (после смерти матери рук в семье не хватало), и она пошла за него замуж в избу, построенную их отцом, где и жила по сей день.

Фаддей, вернувшись из плена, не изрубил их только потому, что пожалел брата. Он женился, выбрав тоже Матрену, срубил новую избу, где и теперь жил с женой и шестью детьми. Та, другая Матрена, часто после побоев прибегала жаловаться на жадность и жестокость мужа.

У Матрены Васильевны своих детей не было, шестерых новорожденных до войны схоронила. Ефима забрали на войну, и он пропал без вести.

Тогда попросила Матрена у своей тезки ребеночка на воспитание. Воспитала, как родную, девочку Киру, которую удачно выдала замуж - за молодого машиниста в соседнюю деревню, откуда иногда ей присылали помощь. Часто болея, женщина решила часть избы завещать Кире, хотя на нее рассчитывали три Матренины сестры.

Кира попросила свое наследство, чтобы со временем построить дом. Старик Фаддей потребовал отдать избу при жизни Матрены, хотя ей до смерти было жаль ломать дом, в котором прожила сорок лет.

Он собрал родственников, чтобы разобрать горницу, а потом еще раз собрать, избу он еще парнем на пару с отцом строил для себя и первой Матрены. Пока стучали топоры мужчин, женщины готовили самогон и закуску.

При перевозке избы на застряли сани с досками. Под колесами паровоза погибли три человека, в том числе и Матрена.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.3)

На деревенских похоронах отпевание было больше похоже на сведение счетов. Сестры Матрены, причитая над гробом, излагали свои мысли - отстаивали права на ее наследство, а родственницы покойного мужа не соглашались. Ненасытный Фаддей правдами-неправдами затащил-таки бревна подаренной горницы к себе во двор: терять добро было неприлично и стыдно.

Слушая отзывы односельчан о Матрене, учитель понял, что она не вписывалась в обычные рамки крестьянских представлений о счастье: не держала поросенка, не стремилась обзавестись добром и нарядами, скрывающими под своим блеском все пороки и уродство души. Горе от потери детей и мужа не сделало ее злой и бессердечной: она по-прежнему помогала всем бесплатно и радовалась всему хорошему, что встречалось ей в жизни. А нажила-то всего фикусы, колченогую кошку и грязно-белую козу. Все, кто жили рядом, не понимали, что она-то и есть истинная праведница, без которой не стоять ни деревне, ни городу, ни земле нашей.

В своем рассказе Солженицын ("Матренин двор") краткое содержание не включает этот эпизод, пишет, что Матрена верила неистово, скорее была язычницей. Но оказалось, что в жизни своей она ни на йоту не отступала от правил христианской морали и нравственности.

Поделиться: