Как эффективно выучить английский язык ребенку. Занятия английским с детьми дома. Английский для детей: как учить словао. Причины «плохой памяти»

Февраль 9th, 2014 Лена

Не секрет, что даже взрослым, изучающим английский, трудно заставить себя учить слова. Что уж говорить о детях! Допустим, ваш ребёнок только что начал учить английский в школе. Вы хотели бы дополнительно позаниматься с ним дома, но он не проявляет особого интереса к простому повторению слов и переводу их с русского на английский. Или вы хотели бы, чтобы ваш малыш-дошкольник выучил свои первые английские слова?

По моему мнению, самое главное в обучении маленького ребёнка (да и не только маленького) — не отбить охоту заниматься. Наоборот, важно пробудить в нём интерес, в данном случае, к английскому языку, пониманию иностранных слов, умению самому их произносить и запоминать. И проще всего это сделать через игру. Я широко использую игры даже на уроках со взрослыми и постоянно убеждаюсь: позитивный настрой, приподнятое настроение, которое создаёт игра, очень важны для эффективного усвоения информации.

Цвета.

  • red-красный,
  • blue-синий,
  • yellow-жёлтый,
  • green-зелёный,
  • orange-оранжевый,
  • white-белый,
  • black-чёрный,
  • pink-розовый,
  • brown-коричневый

Нарежьте куски разноцветного картона такого размера, чтобы ребёнок мог встать на них (можно стандартные листы А4 разрезать пополам). Разложите их по полу на некотором расстоянии один от другого. Называйте вслух по-английски цвета. Ребёнок должен перебежать на картонку соответствующего цвета. Потом можете поменяться: ребёнок называет цвета, а вы перемещаетесь по картонкам. Если играют два ребёнка, они могут соревноваться, кто быстрее встанет на нужный цвет, только советую тогда вам сделать по два кусочка каждого цвета, чтоб дети сильно не толкались и не дрались!

В похожую игру я играла с дочкой на площадке: рисовала прутиком на земле фрукты и овощи, называла их по-английски, а она по ним бегала. Такие игры-перебежки подходят даже для совсем маленьких, полутора-двухлетних.

Простые действия:

  • sit down- сесть
  • stand up- встать
  • jump- прыгать
  • clap your hands — хлопать в ладоши
  • run — бежать
  • walk — идти
  • turn around — повернуться кругом
  • raise your hands — поднять руки
  • dance — танцевать

Совсем маленьким можно просто называть эти действия, тут же демонстрируя. Сначала они будут просто повторять ваши движения, а потом быстро запомнят слова и будут показывать движения уже без вашего примера. Ребёнку постарше задачу усложним: он должен выполнять только те команды, после которых вы будете добавлять please. (Это вариант известной игры Simon says — затрудняюсь сказать, кто первый её придумал). Когда ребёнок всё хорошо запомнит, поменяйтесь: пусть он теперь командует вами!

Предметы, которыми пользуемся в школе , например:

  • pen -ручка
  • pencil — карандаш
  • eraser — стирательная резинка
  • book — книга
  • notebook — тетрадка, записная книжка,
  • ruler — линейка
  • bag — сумка
  • glasses — очки
  • pencil sharpener — точилка

Положите различные предметы в большой непрозрачный пакет. Доставайте их оттуда по очереди с ребёнком и называйте по-английски. Можно завязать глаза и узнавать предметы на ощупь, так будет интереснее.

Мебель и другие слова, связанные с интерьером:

  • table — обеденный стол
  • desk — письменный стол
  • bed — кровать
  • chair — стул
  • armchair — кресло
  • sofa — диван
  • bookcase — книжный шкаф
  • cupboard — кухонный шкаф
  • refrigerator, fridge — холодильник
  • cooker — плита
  • wordrobe — шкаф для одежды
  • window — окно
  • floor — пол

Эта игра крайне проста и вам понравится: она хороша тем, что ребёнок будет бегать туда-сюда, а вы при этом можете лежать или заниматься чем угодно. Просто говорите ребёнку: «Touch the table (the bed, the chair, the door…)» — дотронься до чего-либо в квартире. Правда, желательно потом поменяться ролями, так что, возможно, и вам придётся побегать!

Игра «Принеси мне…»

Подходит для любой тематики, смотря какие магниты/картинки/фигурки вы найдёте. Интереснее всего с магнитами: например, у вас есть некоторое количество магнитов с изображениями животных. Вместе с ребёнком по одному прикрепляйте их на холодильник, называя английские слова. Потом, отойдя от холодильника, говорите ребёнку «Bring me, please, the dog» — принеси, пожалуйста, собаку. Если несёт не то, всё равно поблагодарите, назовите слово правильно, попросите снова принести то,что называли. Когда все магниты будут принесены, повторите всё в обратном порядке — говорите ребёнку: «Put the dog on the fridge, please» — прикрепи (положи) собаку на холодильник. Если вместо магнитов у вас картинки или игрушки, понятно — просто разложите их где-нибудь на диване или на полу. Если детей несколько, можно устроить соревнование — только, опять же, лучше и картинок тогда разложить побольше.

Дети часто предпочитают, чтобы вы называли цвета, произносили команды и т.д., а они только выполняли: произносить английские слова вслух самим гораздо труднее, чем понимать сказанное. Вернее, на то, чтобы заговорить самому, уходит больше времени. Играя со своей дочкой, я стараюсь относиться к этому с пониманием и не торопить её, если она не хочет меняться ролями. Рано или поздно, почувствовав, что все слова ей уже хорошо знакомы, она соглашается.

Как ещё помочь ребёнку освоить английский? У нас есть несколько пупсов фирмы Paola Reina, которая делает кукол разных национальностей. В нашей коллекции — два чернокожих куклёныша и два азиатской внешности. Когда дочка была маленькой, мы говорили ей, что эти куклы не знают русского языка, и с ними надо говорить только по-английски. Куклы частенько «беседовали» с ней, — ведь если вдруг мама или папа начинают ни с того ни сего общаться только на английском, это может показаться странным и даже восприниматься ребёнком в штыки. А когда они то же самое делают от имени куклы — совсем другое дело…

Если у вас совсем нет времени даже на короткие занятия, просто ставьте ребёнку фоном песни на английском. Удивительно, насколько быстро дети их выучивают и как долго помнят. (Совершенно необязательно, чтобы было понятно и известно каждое слово, достаточно нескольких ключевых слов и общее представление, о чём эта песня. То же относится и к стихам, и к книжкам — я обычно, читая детям книги на английском, не перевожу всё, что читаю, а стараюсь больше опираться на картинки, жесты, звуки.)

А как вы занимаетесь английским со своим ребёнком? Расскажите, пожалуйста, в комментариях!


5 комментариев к записи “Как помочь ребёнку запомнить английские слова: идеи для мам.”

    Большое спасибо вам за статью. Вы привели достаточное количество (и доступно описали правила) игр, в которые родители могут поиграть со своими детьми и вместе потренировать простейшие английские фразы. Этого хватит надолго. Описание игр найти не проблема, но очень важно, что вы предлагаете маме и ребенку меняться местами: мама называет предметы, действия — ребенок манипулирует, а потом наоборот. Часто «увлеченные» родители заигрываются и задавливают своим лидерством, постоянно все озвучивая, комментируя и задавая вопросы. Я сама к этому склонна и из своего опыта знаю, чем это чревато. Первая дочка безропотно терпела мое лидерство, но в качестве защиты закрывалась и уходила в себя. В результате у нее странным образом сочетаются уважение к английскому языку и желание его знать и неготовность заниматься им самостоятельно (ей уже 19). Вторая дочка сама лидер, и ее «забастовки», отказ заниматься можно, как раз, преодолеть, предложив ей первые роли, что до меня не сразу дошло. Положительно при этом, несомненно, и то, что ребенок в этом случае становится полноценным и полноправным, активным участником коммуникации. То есть он может и задать вопрос, и ответить, и озвучить просьбу, и выполнить ее. Существует, однако, одна сложность, с которой столкнутся думающие родители. Это подбор аутентичных фраз в вашем микро-общении с ребенком на неродном для вас обоих языке. С одной стороны хочется, чтобы фразы были не искусственно переведенными с русского на английский, а как раз те, которыми «там» реально пользуются реально существующие люди. Тогда при общении с «носителями» языка вы испытаете восторг, когда сможете узнать знакомые фразы и сами тоже будете понятыми. А с другой стороны, такие фразы могут оказаться сложнее для понимания и, соответственно, запоминания. В связи с этим я бы посоветовала родителям, которые хотят обучать своих детей английскому и понемногу включать общение на этом языке в свой обиход, ни в коем случае не рассчитывать на свои школьные знания, особенно если вам за 30, а обращаться к видео для малышей, созданные носителями языка. Их в интернете сейчас превеликое множество.

    Совет Елены по использованию постороннего персонажа, куклы, например, для того, чтобы смягчить «вторжение» чужого языка в ваш привычный ход жизни, тоже очень полезный. Обязательно воспользуйтесь! Сейчас мои трое малышей уже спокойно относятся к английскому в доме, ведь мама и старшая сестра общаются между собой на этом языке. Значит — это не страшно, даже если папа в этом не участвует. А вот для старшей дочери я своими руками шила куклу Машу-Mary, которую надевала на руку и которая была моим ассистентом и, после занятий, дочкиным другом.

    Тема обучения в России на самом деле актуальна и интересна. Уважаемые родители, давайте продолжим её. Елена наверняка нас прокомментирует и даст ценные советы. Правда?


Начну, пожалуй, с того, что я просто мама, а не преподаватель английского языка, и в моей статье нет ничего из серии «нужно делать так, а не иначе».

Первый вопрос, который стоит задать себе, отдавая чадо изучать язык, – какую цель вы преследуете? Цели бывают очень разные. Я возьму для примера две наиболее значимые для меня. Чего же я хочу? Чтобы ребёнок со временем читал Шекспира в оригинале? Или чтобы он мог свободно общаться со сверстниками заграницей?
Всё-таки вторая... Язык открывает широты – новые друзья, отсутствие страха в общении...
Ну, а Шекспира прочтут тогда, когда будет такое желание.

Мои дочери начали изучение английского с 3 лет. И с 4 лет занимались уже 4 раза в неделю с преподавателями в группах. Много? На мой взгляд - нет.
В этом возрасте в группах занятия проходят в очень игровой форме - песенки, потешки. Накапливается пассивный запас слов, который очень легко забудется, если вы не занимаетесь дома или нет той среды, где ребёнок слышит речь.
Более серьёзные занятия начинаются всё-таки в 8-9 лет.

Итак, 4 года. Вы отдали малыша на курсы английского. И всё?
Ни в коем случае!

Если ваша цель, чтобы малыш именно разговаривал в пределах своей возрастной группы, то продолжаем занятия английским и дома. Каждый день. Да, да... иначе всё, что накапливается на уроках, попросту забудется. Помните, что повторение - мать учения? Так оно и есть.

British Council издал брошюру «Learn English Family» - в ней даны практические советы, как помочь ребёнку учить английский.

Я расскажу о некоторых таких приёмчиках, которые мы применяем изо дня в день.

Игра первая – «Слова» (для возраста 3-8 лет)

По пути в садик, из садика, в магазин, к бабушке – мы играем в слова. Я называю слово – дочка переводит на английский. Она называет – я перевожу. По очереди. Так закрепляются пройденные на курсах слова. Чем старше ребёнок - тем сложнее слова.

- Машина?
- Car… Светофор?
- Traffic light... Красный?
- Red…

Чем старше ребенок, чем больше занятий прошло, тем игра становится сложнее.
Сказать словосочетание. Малышу попроще, старшей посложнее...

- Лана. Красивая лошадка бежит...
- Nice horse runs… Яна... Как я могу купить эту рыбу, если она стухла?
- Эээ... How can I buy this fish, if fish smells like shit…

Минус - не всегда я со своим знанием английского и непреподавательским образованием могу перевести и сказать, правильно ли они только что сказали или нет.
Плюс – они сами должны выкрутиться, если хотят выиграть.

Игра третья – «Стишки и песенки».

Простых стишков великое множество. Часто их дают на курсах. Главное - не лениться их заучивать.

Ну, например.

Для помладше:

Two little birds,
Sitting on a wall;
One named Peter,
One named Paul.
Fly away Peter!
Fly away Paul!
Come Back Peter!
Come Back Paul!

Для постарше:

Three little kittens,
They lost their mittens,
And they began to cry,
Oh, mother dear,
We sadly fear
Our mittens we have lost.
What! Lost your mittens,
You naughty kittens!
Then you shall have no pie.

You shall have no pie.

The three little kittens,
They found their mittens,
And they began to cry,
Oh, mother dear,
See here, see here,
Our mittens we have found.
What! Found your mittens,
You darling kittens!
Then you shall have some pie.
Mee-ow, mee-ow, mee-ow, mee-ow.
You shall have some pie.

Что с ними делать потом? Во-первых, всегда можно блеснуть перед бабушками, а, во-вторых, это хорошо развивает память, не стоит зацикливаться только на русских стихах.

Что ещё важно в песенках – мелодия.
На мелодию можно положить очень «сложные» для ребёнка предложения.

Например, у нас есть «мелодия» для того, чтобы помыться после чая, когда моська вся в шоколаде:

«If you’re dirty and you know it, wash your hands...»
Там–там-там
«If you’re going to sleep and you know it, clean your teeth…»
Там–там-там

Всё это достаточно смешно и весело, но в голове откладывается, и дети с таким же успехом поют предложения на заданную мелодию сами, вставляя то, что им нужно от меня или друг дружки на данный момент.

Четвёртое – уже не совсем игра, а что-то посерьезней. Например, книжки.

У нас они «принцессные» с яркими картинками. Хотя Яна уже старается читать литературу посерьёзней.
Читаем с переводом. Потом без перевода. Потом пробуем рассказать, что мы прочли. Сначала то, что прочла мама по-английски, мы пробуем рассказать по-русски. Потом пробуем вспомнить и рассказать по-английски, пользуясь наводящими вопросами.
Конечно, это все не делается за один вечер. Один очень небольшой рассказик у нас мусолится месяц, а то и больше - и не каждый вечер.

Ещё я стараюсь в поездках купить книжки из разряда «занятия на лето», но на английском языке, в таких книжках есть лёгкие математические задания, природоведенье, логика, поделки – но всё на английском, делать по такой книжке задания всегда интересно + незнакомые слова откладываются в памяти.

Сюда же относим мультфильмы.
Есть небольшие, совсем детские мультики на английском языке. Макс и Рубби, свинка Пеппа, посложнее - Франклин и друзья, Даша-путешественница, но на английском.

Сначала деткам кажется, что они ничего не понимают. Потом они начинают понимать отдельные слова. А потом уже совершенно спокойно смотрят мультфильмы.

Длительность мультика - не более 10 минут. Еще 10 минут выделяем на то, чтобы расспросить, что они поняли.
Плюс мультиков в том, что дети не ленятся их пересматривать, а при «повторном прочтении» всегда открываешь больше и больше слов.

Игра «Simon says» - вариант нашей игры «Море волнуется раз».

Смысл: научить малыша видеть отрицания.

Simon says, touch your nose … (До носа, естественно, нужно дотронуться).
Simon saaaaayyyyyyssss, don’t touch your ear... (Замереть и до уха не дотрагиваться).

В игру играем, например, когда ждём очереди у зубного или ждём кого-то на улице.

Для детей постарше, которые уже знают отрицания и вопросы, я наткнулась на потрясающую методику , как освоить времена и не путаться в них.
Выучить времена и отрицания можно за 2-3 дня и потом только оттачивать мастерство в игре.

С Яной мы начертили табличку. (Кстати, для изучения времён взрослым я ее тоже рекомендую, как и вообще все эти 16 уроков)

И получилось так, что страшная вторая форма и окончание -ed употребляются всего в одном случае – в утверждении в прошедшем времени.

Я видел, я начинал…
Она видела, она начинала...

Начертив такую табличку от руки и пройдясь по всем временам, вопросам, утверждениям и отрицаниям... Мы теперь играем в такую игру.

Прогоняем глагол по табличке. Сначала раза два мы проговаривали, подглядывая в рисунок, а потом уже в машине в дороге, "держа" рисунок в голове...

- Я иду, я шёл, он идёт, она идёт? Нет, она не идёт, нет, она не придёт... Она приходила. Она точно приходила?

Сначала переводится медленно, запинаясь, задумываясь, а потом всё быстрее и быстрее... Затем уже и в предложениях, и в словосочетаниях… Так, не линейно, а образно и весело времена сложились в голове.

Ну вот, наверное, и все наши «фичи»...

Итог... Яна достаточно хорошо в свои 9 лет общается на английском (думаю, что лучше меня даже), у Ланы уже неплохой словарный запас, который она умеет применять точечно.

Делитесь своими идеями! Хорошо бы придумать какой английский детский вечер... Ну, это так, мечты…


Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения

Привет, мои дорогие гости и читатели!

А знаете ли вы, что каждый второй ученик, изучающий английский в школе, не понимает 70% материалов и информации, которые он получает на уроках, а каждый третий — имеет с этим предметом еще более серьезные проблемы...

Что делать и куда бежать?

? — не всем по карману...

Курсы? — неудобно, далеко и т.д. и т.п.

Совместный разбор тем и правил дома? — сколько же нужно сил и терпения на все это, да и английский для многих родителей — просто джунгли непроходимые...

Как вы уже поняли, сегодня я затронула животрепещущий вопрос, с которым сама сталкиваюсь на регулярной основе в силу своей профессии. Но говорить о нашей несовершенной системе образования или наших современных гиперактивных и совершенно не усидчивых детей я не буду. Я думаю, каждый из вас и так понимает, что жизнь и дети сегодняшнего дня — это нечто совсем другое, нежели 25 лет назад...

Говорить я сегодня буду о решении, которое может прийти вам на помощь, дорогие мои. И вот, что оно из себя представляет.

Онлайн-сервис по изучению английского языка LinguaLeo

Данному сервису ни много ни мало — а уже целых 6 лет! За это время разработчики многому научились на своих ошибках... Но в итоге теперь у LinguaLeo более 13 млн. поклонников по всему миру. И все благодаря их классной системе обучения и игровой подаче материала (которую я, кстати, всегда пропагандирую:-)).

Команда LinguaLeo называет свой подход «семь секретов изучения иностранного языка». Два главнейших секрета, которые я хочу отметить — это понимание цели своего бучения и удовольствие от занятий . Именно этого так часто не хватает нашим детям в школах, в частности на уроках английского.

И самое интересное здесь — это наличие героя, маленького львенка, который и стимулирует, и мотивирует, и задает темп обучению, которое, в свою очередь, имеет игровую и ненавязчивую форму. Разве не это нужно нашим деткам? И разве не это определяет их успехи?

Сейчас на сайте сервиса появилось огромное количество материалов именно для детей. Поэтому я настоятельно рекомендую использовать его для улучшения успехов школьников в английском.

Важные плюсы и преимущества:

  • Сервис бесплатен . Регистрация в один клик — это все, что нужно. Да, в нем есть и платный (золотой) аккаунт, но вашему ребенку будет достаточно и бесплатных материалов.
  • Здесь нет монотонности и однообразия в обучении , которая так быстро надоедает школьникам на уроках.
  • Игровая форма и наличие друга (львенка) подбадривают ребенка, вызывают в нем непреодолимое желание узнавать что-то новое и невольно заставляют полюбить английский.
  • Отличная возможность для родителей вспомнить или подтянуть свой английский вместе со своим ребенком.
  • Удобный и интуитивный личный кабинет после регистрации. Везде есть подсказки — что сделать, какие кнопки нажать, куда перейти.
  • Наличие мобильного приложения . Это сейчас как пить дать для нашей ребятни)).
  • Один из самых крутых способов пополнения словарного запаса вашего ребенка — для этого там есть все, и свой личный словарик, и онлайн-тренировки, и львенок Leo, которого нужно кормить своими успехами и знаниями...

Да, домашку LinguaLeo за школьника не сделает, да и правил за него не выучит, НО даст хороший «волшебный пендель» и мгновенно заинтересует, а это, поверьте, уже 50 % успеха!

С чего начать?

После регистрации LinguaLeo захочет узнать о вас побольше: ваш пол, возраст, интересы — и все это для того, чтобы как можно точнее составить для вас план обучения.

Потом вы попадаете в личный кабинет, где увидите несколько разделов сверху.

Кстати, кроме приятных бесплатностей LinguaLeo разработал еще ряд специализированных платных курсов (хотя цену я считаю довольно символической!). Из них для школьников разных возрастов могу порекомендовать следующие курсы: «Грамматика для начинающих », «Английский с нуля » , «О себе и близких на английском » и «Английский для самых маленьких » . Системность и большое количество интересных заданий и упражнений в курсах поможет достигнуть нужного результата. Просмотреть список всех курсов можно также после регистрации в своем личном кабинете.

Можно начать с грамматики, где есть довольно интересные задания на различные правила.

Но думаю, что лучше будет сразу пройти в раздел «Материалы» и найти там рубрику «Детям». Переходим туда и видим примерно следующее:

Из этого огромного списка можно выбирать любые материалы (видео, книги, тексты, аудио), которые вас заинтересуют, и начинать с ними работать. Например, вот такой выбрали мы с Миланой:

Нам открылось видео о спорте для детей на английском языке, а справа все слова, которые мы там можем слышать. Прелесть в том, что на любое слово можно кликнуть мышкой и увидеть варианты переводов, кликнув на один из которых мы добавляем его в личный словарь. Впоследствии ребенок может заходить в раздел «Тренировки» и весело учить эти слова.

Чем больше заданий сделано, тем более довольным остается львенок... и ваш ребенок вместе с ним)). По-моему, это гениально!

А вы как думаете?

Честно сказать, о ЛингваЛео можно говорить очень-очень долго. Я лишь немного приоткрыла завесу, чтобы вы могли понять, насколько полезно его применять школьникам.

На этом буду заканчивать, друзья. Не забывайте подписываться на мою вкусную рассылку, чтобы не пропустить важных новостей и материалов от меня.

Буду рада вашим комментариям и вопросам. Может, кто-то уже использует этот сервис? А может у вас уже есть результат? А может вы против таких способов обучения для детей-школьников? Пишите свои мнения — будем выяснять!

Мы, взрослые, учим английский язык долго и мучительно. Ищем подходящий способ, пытаемся уложить в голове правила иной лингвистической системы, “перевоспитываем” свой артикуляционный аппарат для других звуков.

Ребенку гораздо легче учить английский с нуля: дети буквально впитывают его! Те грамматические конструкции, которые мы старательно заучиваем, они моментально “поглощают”. Без анализа, к которому еще не способны, а просто так.

Ребенок может заговорить и на двух, и на трех языках. Главное, постоянно с ним заниматься. Поэтому, дорогие взрослые (настоящие и будущие родители), готовимся к воспитанию англоговорящих малышей! А мы вам в этом поможем.

Итак, на повестке дня (оглавление статьи):

С чего начать изучать английский язык с ребенком самостоятельно: методика “погружения”

Недавно всю нашу страну покорила малышка по имени Белла Девяткина. Эта девочка в свои 4 года владеет 7-ю (помимо своего родного) языками: английским, немецким, французским, испанским, итальянским, китайским и арабским.

На самом деле ребенок может освоить и большее количество языков, ведь, как писал Масару Ибука в нашумевшей книге “После трех уже поздно” :

“…мозг ребенка может вместить безграничный объем информации…”

Так, если в семье мама – русская, папа – англоговорящий, а нянечка, скажем – немка, то ребенок будет без каких-либо сложностей говорить на всех трех языках. И никакого “смешения” языков не будет (о чем говорят многие скептики). Просто мама будет у малыша для “В лесу родилась елочка” , а папа для “ABC songs”. 🙂

Но родители Беллы – русские! Как тогда это возможно? Оказывается, ее мама с детства говорила с ней только на английском языке (то есть условия двуязычия были созданы искусственно). После того, как родители заметили ее интерес к языкам, они наняли ей репетиторов-носителей языка – вот и получилась малышка-полиглотка.

И такой пример далеко не один. Масару Ибука в своем труде тоже рассказывает о таких детях-билингвах (кстати, почитайте эту книгу – она изумительна).

Если вы владеете английским отлично и чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы говорить только на нем, то никакой теории и статей вроде “с чего начать учить английский с ребенком с нуля” не понадобится. Просто говорите с малышом на английском языке. Вот и все.

Обратите внимание: в этом случае вам нельзя будет разговаривать с дошкольником на русском языке. Другие члены семьи говорят с ним по-русски, но вы ТОЛЬКО по-английски.

Но что делать родителям, которые не настолько уверены в своем английском? Ведь в таком случае обучение по методике “погружение в языковую среду” будет невозможно (если только вы не наймете себе native speaker в качестве няни). На этот вопрос мы и ответим в статье.

С какого возраста начинать учить английский с ребенком?

По поводу этого вопроса между педагогами развернулась целая дискуссия: когда лучше начинать, стоит ли учить английский с малышами или нет? Наш ответ – да, стоит. Но главное – дождаться, когда у ребенка закончится процесс формирования родного языка . То есть он будет иметь чистое звукопроизношение и в должной мере развитую связную речь. Поскольку каждый ребенок развивается по-разному, то называть какие-то точные временные рамки нельзя. Но минимум ≈ с 2,5 лет (не раньше).

Как изучать английский язык с ребенком самостоятельно – с чего начать?

Лучше всего отдать ребенка в специальные языковые ясли , если имеется возможность. Тогда вам не придется брать на себя такую серьезную ответственность, к тому же у ребенка в сознании будет то самое “разделение языков” (дома – русский, в яслях – английский). А сами вы можете поддерживать интерес и прогресс ребенка играми, мультиками, песенками и т.д.

Если вам все же хочется учить английский с ребенком самостоятельно, то можно замотивировать его “куклой-англичанкой” . Приобретаете куклу (можно куклу-перчатку) и знакомите ее с малышом, говоря, что по-русски она ничего не понимает. Чтобы пообщаться с “англичанкой”, ему предстоит выучить новый, но очень интересный язык. Ну а дальше вместе с этой куклой вы играете, смотрите мультики, учите песни и стихи… обо всем этом и пойдет речь ниже.


Например, в качестве куклы отлично подойдут персонажи из Улицы Сезам

Какие языковые навыки можно развивать у дошкольников?

Разумеется, никакой грамматики, написания и т.д. Ребенок в дошкольном возрасте может:

  • воспринимать речь на слух,
  • говорить сам,
  • читать (вместе с родителем, а потом изучать/разглядывать книгу самостоятельно, если она его заинтересует).

То есть осваивать ребенок будет все те же навыки английского языка, что и русского в этом возрасте.

Кстати, насчет “говорения” и правильного произношения английских звуков можно сильно не волноваться. Это мы, взрослые, перестраиваем свой артикуляционный аппарат после привычных нам русских звуков. А ребенок гораздо скорее научится верному произношению .

Для развития этого навыка лучше всего петь песенки и разучивать Nursery Rhymes за англоговорящим диктором: детское “обезьянничество” и уникальный детский слух сделают свое дело. Если все же будут какие-то недочеты, то просто поправьте малыша, но без всяких сложных разъяснений.

Предлагаем вам самим разобраться в английских звуках. Читайте статьи:

Как учить английский с детьми с самого начала: 5 конкретных способов

1. Смотрите с ребенком мультики на английском языке. Вы думаете, ему будет непонятно? Ошибаетесь 🙂 У детей в этом возрасте невероятная языковая интуиция. Они могут не понимать слова, но им помогут эмоции в голосах героев и на их нарисованных “лицах”, им поможет музыка и т.д. Вы удивитесь, но после просмотра мультика, он может начать повторять слова из него, напевать песенки.

Также используйте специальные русскоязычные мультфильмы для изучения языка.

2. “Разучивайте” с ним английские слова и фразы (первое слово не просто так взято в кавычки). Это не уроки и не учебные занятия. Это ваше повседневное общение с ребенком, во время которого вы говорите ему английскую лексику.

– Мама, смотри – машина!
– Да, и правда машина. А знаешь, как это будет по-английски? Car! This is a car.

Главные правила:

  • Слова нужно использовать в контексте ситуации : во время обеда говорим о еде, во время прогулки по зоопарку – о животных и т.д.
  • Соответственно, осваиваем только те слова, которые связаны с нынешним бытом ребенка : семья, цвета, одежда, животные, фрукты и т.д.
  • Любое слово должно тут же подкрепляться наглядным образом : для слова “dog” – это игрушка, картинка / фотография или лохматый и гавкающий пес рядом с вами 🙂


Такой наглядный образ поможет с легкостью усвоить новые слова

Еще одно: чтобы ребенок сразу же “осваивал” английскую грамматику (опять же в кавычках) говорите ему целые фразы. Ведь если вы будете говорить ему отдельные слова – он повторит слова, а если целые предложения – он станет использовать предложения.

– Dog!
– This is a dog!

Также для освоения новых слов можно использовать различные игры, раздаточные материалы (раскраски, задания и т.д.), при работе с которыми ребенок будет получать огромнейшее удовольствие!

3. Учите с ним детские песенки и стишки. Найти их можно на сайтах ниже (или поискать в Яндекс и Google). Преподносить ребенку сам стих лучше всего в виде небольшой “инсценировки”, ведь многие стишки имеют под собой некий сюжет и легко разыгрываются (вживую или на куклах).

Малыш может попросить перевести стих на русский – вы переводите, а потом опять разыгрываете “постановку” перед ним. Главное правило: НЕ просить ребенка повторить за вами. Ваша задача – заинтересовать его этим непонятным языком . Многие детки могут сначала просто слушать и слушать, и слушать, а потом внезапно начать “шпарить” эти стихи наизусть 🙂


Например, песенка “Old Macdonald had a farm” разыграна во множестве разных мультиков. Текст песни есть .

Этапы работы над стихом:

  • Сначала вы сами изучаете содержание стихотворения или песни, отрабатываете свое произношение (звуки в словах, интонацию, ритм).
  • Затем тренируетесь выразительно читать его и продумываете наглядную опору для ребенка: инсценировка с игрушками, какой-нибудь танец… в общем включите фантазию!
  • Теперь можно представить ваш труд на суд малыша. После этого обсудите представление с ребенком: что он понял, какой момент понравился ему больше всего.
  • После предложите ребенку “присоединиться” к вашей постановке и подготовить совместный номер для других членов семьи. Но для этого малышу предстоит выучить этот стишок (так появится мотивация).
  • Еще можно найти (или придумать) пальчиковую или жестовую игру, основанную на этом стишке. Тогда можно периодически предлагать ребенку играть в нее в любых подходящих ситуациях (разумеется, если он сам этого захочет).

4. Читайте вместе с ребенком книги на английском языке. Начинать можно, когда он уже знает отдельные слова. Простые сюжеты будут вполне понятны детям, а картинки разъяснят непонятное.

Если какая-нибудь книга его по-настоящему заинтересует, то он будет брать ее самостоятельно и разглядывать, изучать (это создаст мотивацию к тому, чтобы научиться читать). К тому же, ребенок будет глазами “фотографировать” слова и запоминать их внешний вид. Получается, ваша задача – заинтересовать его чтением .

Систематическое обучение чтению начинается только в 4-5 лет по принципу от простого к сложному:

Для обучения ребенка чтению вам поможет изумительный сайт www.starfall.com . Например, заходите в этот раздел и учитесь вместе с малышом читать слова с коротким звуком / a / (æ). Каждый звук произносится веселым детским голосом и сопровождается объясняющей анимацией. Просто находка!

Где можно найти книги для чтения на английском:

И помните, что все же электронная книга не сравнится с настоящей , которую можно потрогать, а потом с увлечением полистать. Поэтому обязательно прикупите несколько красочных английских книг к себе в библиотеку!

5. Затевайте с малышом веселые игры! И он даже не заметит, что во время этой игры вы его чему-то учите. Когда ребенок совсем маленький, организуйте совместные игры. Подросшему “ученику” можно предложить онлайн-игры для изучения английского. Ниже вы найдете список и тех, и других.

Учим английские слова для детей – игры

Классический способ изучения новой лексики – словарные карточки (то есть слово + перевод + картинка). Кстати, в нашем блоге есть целая .


Примеры словарных карточек от Lingualeo. Полный список находится .

Но будет еще лучше, если вы создадите их совместно с малышом . Вместе подберете картинки, приклеите их к листочкам бумаги или картона и т.д. Тогда уже во время подготовки к “играм в английский язык” ребенок что-то усвоит. Что дальше делать с карточками? Вот несколько вариантов:

1. Карточки можно использовать для игры в пантомиму. Сначала вы говорите малышу английское слово (и показываете его на карточке), а ребенок должен изобразить это слово жестами. Потом можно играть в “обратную” пантомиму – ребенок (или вы) изображаете животное, действие, предмет, которое он вытянул, а остальные участники угадывают.

2. Игра “Show me”. Кладете перед ребенком несколько карточек, а затем из этого списка называете одно слово – ребенок должен коснуться нужной карточки.

3. “Yes-No game”. Вы демонстрируете карточки и говорите слова верно или неверно (показывая бегемота, произносите “тигр”). Ребенок отвечает “Yes” или “No”.


– Is it a tiger? – No!!!

4. Игра “What’s missing”. Раскладываете ряд карточек (4-5 штук). Смотрите на них вместе с малышом и проговариваете слова. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одно слово. Назови, что пропало?

5. Игра “Jump to…”. Вы раскладываете на полу карточки в вертикальный ряд и даете ребенку задание допрыгнуть до какого-то слова (отлично подойдет, если малыш заскучал).

Это лишь несколько механик с использованием карточек. Включив фантазию, вы сможете придумать еще больше вариаций игр. А мы пойдем дальше. Какие еще игры можно использовать?

5. Игра “Is it . …?”. Вы постепенно рисуете какой-то объект, а ребенок пытается его угадать. Например, нарисовать половину круга, а ребенок гадает:

– Is it a ball? Is it the Sun?
– No, (продолжаете рисовать)
– Is it an apple?
– Yes! 🙂

6. Еще один вариант игры “Is it . …?” – карточка с дыркой. Вырезаете в куске ткани (или листе бумаги) дырочку и накладываете ее на словарную карточку. Водите дырочку по картинке, а ребенок угадывает, что там спряталось.

7. Волшебный мешок. Складываете в мешок разные предметы, а малыш достает их и называет. Еще более интересный вариант: он опускает руку в мешок и на ощупь угадывает содержимое.

8. Игра “Touch your …nose, leg, hand…” (в общем части тела).

“Touch your mouth”, – говорите вы, и малыш трогает свой рот.

9. Игры помогут детям легко выучить цвета английского языка. Например, вы даете ему предметы разных цветов и просите найти и отобрать из них вещи определенного цвета (кстати, такое же задание может касаться слов, начинающихся на какую-то букву и др.).

10. Еще один пример игры на цвета – “Find something…. in the room”.

“Find something red in the room!”, – и ребенок ищет что-нибудь указанного цвета.

11. Как учить глаголы. Выполняете с малышом какое-то действие и проговариваете, что именно делаете:

– “Fly! We are flying”, – и изображаете, что летите.
– “Let’s sing! We are singing!”, – и держите в руках воображаемый микрофон.
– “Jump! Jump!”, – и весело прыгаете по комнате.

Не забывайте и про ролевые игры. Например, сыграйте в “магазин” . Задача ребенка – купить продукты у англоговорящей продавщицы (это вы). Перед этим вы вспоминаете слова и фразы, которые пригодятся ему в магазине, а после ребенок разыгрывает эту ситуации. Такую игру можно провернуть с любыми вымышленными условиями.

И обязательно разыгрывайте пьесы, сказки и т.д. Например, предложите ребенку снять клип или фильм! Девчонки точно будут в восторге. 🙂

Полезные сайты. Учим английский язык с нуля для детей: игры, алфавит, видео, материалы для распечатки

Когда ребенок уже подрос, можно предложить ему поиграть в онлайн-игры. В частности, когда вам нужно свободное время, чтобы выполнить дела по дому.

1. Онлайн игры для детей: учим английский алфавит и слова

www.vocabulary.co.il

Об этом сайте уже упоминалось выше, когда речь шла про игру “Виселица”. На нем есть огромное количество словесных онлайн-игр. Например, игра Whack a mole помогает в веселой форме повторить алфавит : нужно стучать молоточком по буквам и собрать верную последовательность алфавита.


Прицеливаемся и бьем молотком по нужной букве

Или игра Word paths , где дети должны собрать слова из имеющихся букв с определенным гласным звуком. Как видите, игры рассчитаны на разные возрасты, а значит сайт будет помогать вашим детям много лет.

www.eslgamesplus.com

Еще один отличный сайт с онлайн-играми для детей. Например, эта игра , где за смайликами спрятаны:

  1. глагол,
  2. картинка для этого глагола.

Задача – совместить. При каждой попытке слова озвучиваются. Играть – одно удовольствие.

Игра Pirate Waters Board Game тоже заслуживает отдельного внимания . Сначала выбираете тему, которая уже известна ребенку (например, части тела). Затем бросаете кости (для этого надо кликнуть по изображению кубика) и идете по доске. Вам задают вопрос, а вы выбираете ответ. Если он дан правильно – снова кидаете кости.

Если попадаете на пирата – начинаете сначала. В этом случае ребенок несколько раз повторит правильную конструкцию , пока проходит игру. Единственный недостаток – нет озвучки правильного ответа (что развивало бы слуховые навыки). Поэтому совет: первые разы играть вместе с ребенком, чтобы:

  1. помочь ему разобраться с условиями игры (потом его самого “за уши не оттащишь”),
  2. приучить его каждый раз проговаривать правильный ответ самостоятельно (чтобы конструкции отложились в памяти).

www.mes-english.com

На этом сайте есть и материалы для распечатки (+ возможность сделать свои собственные рабочие листы), и видео, и игры . Остановимся на играх. Например, есть отличная онлайн-игра на словарный запас. Сначала заходим в столбик Vocabulary и слушаем-запоминаем слова. Потом заходим в раздел Question and answer и слушаем вопрос-ответ:

– What’s this?
– It’s a Lion!

А затем в столбик Question only, где отвечать уже нужно вам с малышом.

supersimplelearning.com

На этом сайте тоже есть мультики, песни и игры. Например, интерактивные игры на алфавит , которые подойдут для начинающих малышей. Выбираете набор букв и уровень (сначала Level 1).

Далее, нажимаете на букву (например “a”) и прослушиваете произношение этой буквы (вернее, звука, конечно, но малышам таких сложностей знать не надо) и слова, начинающегося с нее. Все это действо снабжается веселой картинкой.


Озвучка и мультипликация у игры просто отличные!

На следующем уровне вам предлагают выбрать букву по услышанному слову. На третьем уровне – только по звуку.

learnenglishkids.britishcouncil.org

Еще один суперполезный сайт (оно не удивительно – это же British Council). Например, игры на слова , где нужно сопоставить слово и картинку. Или игра Trolley Dash , где вам нужно на скорость купить все продукты из списка покупок (проверено: очень увлекает!)

www.englishexercises.org

Большое количество заданий (онлайн и для скачивания). Например, нужно посмотреть видео и заполнить пропуски нужными словами (для детишек постарше).

Многие взрослые и дети учат английский язык . Наша семья тоже увлечена его изучением. Интерес у нас возник из-за того, что у дочки в школе начался английский язык. О своем личном опыте изучения иностранный языков рассказывает Злата — ученица 5 класса.

Сейчас английский язык общепринят – в любой стране его понимают. Некоторые родители начинают учить своих детей английскому языку с раннего возраста по новомодным методикам или с репетиторами в разнообразных школах…

Учить английский язык

Но у некоторых детей знакомство с английским начинается только в школе. И вот тут-то им приходится туго! Ведь на них нахлынет море новой информации, которую надо не только выучить, но и понять.

Сегодня я хочу рассказать, как я учила английский язык с нуля.

Начну со своей истории знакомства с иностранными языками.

Я стала интересоваться иностранными языками лет с трёх. Мой папа свободно говорит на немецком языке и он научил меня простейшим словам «мама-папа-бабушка-дедушка-здравствуйте-до свидания».

В детстве интересы меняются быстро и я забросила немецкий язык, серьёзно заинтересовавшись чтением и лепкой.

Когда мне было 4 года, мама водила меня на курсы изучения английского языка, но они мне не понравились.

Возобновила знакомство с языками я в пятилетнем возрасте. Мне подарили видеокурсы «Английский вместе с Хрюшей и…» Я начала активно изучать пособия, но, просмотрев несколько серий, мне это надоело, и я опять забросила языки.

Вскоре я записалась в музыкальную школу, где мне пришлось учить термины на итальянском и произведения на украинском. Но, хотя мне очень нравилось в музыкальной школе, мне пришлось сделать перерыв до второго класса, так как после записи в музыкальную школу я сломала руку – занятия пришлось прервать.

И вот пришла пора идти в общеобразовательную школу. Когда я узнала, что у нас не преподают немецкий, французский и итальянский, меня это огорчило. Будучи наивным ребенком, я думала, что уже знаю эти три языка. То, что языки — это очень сложные науки, я поняла чуть позже.

Я перешла во второй класс, а во втором классе у нас начинают изучать английский язык. Учительница у нас была добрая – ставила пятёрки всем, кто сделал домашнее задание. А домашние задания у нас были очень простые: прописать буквы, что я, естественно легко делала.

Но, время от времени, учительница задавала дополнительные сложные вопросы, которые она не оценивала. Но оценивала себе я сама, ведь в учебе я всегда стремлюсь быть первой. На некоторые вопросы я не всегда могла ответить и это меня очень огорчало. Особенно задевало меня то, что некоторые одноклассники, которые дополнительно занимались в школе иностранных языков, знали ответы на вопросы учительницы.

Учить английский язык, просто прописывая буквы, невозможно. Я поняла, что школьных занятий для изучения иностранного языка мало, поэтому решила .

Для начала я стала заучивать слова в замечательной программе . Программа — чудесная, с её помощью, за год я выучила около четырёх тысяч слов.

Потом я стала учить язык с помощью карточек «Двойкам – нет!» С их помощью я закрепляла слова, выученные в ВХ МЕМО. Эти карточки я не просто рассматривала. Мы играли в карточки всей семьей, устраивая с их помощью настоящие соревнования: брали карточку и старались сказать её перевод быстрее, чем другие игроки.

Наконец я стала изучать грамматику с помощью книги «Современная энциклопедия начальной школы. Английский язык» Г. П. Шалаевой . Удобная книга, в которой представлено довольно много примеров разговорной речи, слова – исключения, правила, загадки.

Программы ВХ МЕМО, карточек и книги по грамматике мне вполне хватило, чтоб догнать и перегнать свой класс. Теперь на каждом уроке я получала не только пятёрку за домашнюю работу, но и 2-3 пятёрки за работу на уроке.

Английский язык очень заинтересовал меня. И в третьем классе я начала читать английскую литературу. Я прочла на английском около 20 книг, в том числе, несколько книг по .

Английский интересовал меня все больше и больше и родители записали меня на индивидуальные занятия с репититором. Вскоре, я начала довольно свободно говорить по-английски.

Помимо английского, я немного начала изучать и французский язык.

В четвёртом классе я решила, что заниматься с репетитором уже нет необходимости, так как нашла замечательный сервис (LinguaLeo).

Сервис так увлек меня, что я изучала английский все свободное время. Я смотрела видео, слушала аудио, читала тексты.

Обучение принесло свои плоды. С четвёртого класса у нас начались олимпиады по английскому. Я заняла первое место среди шести параллельных классов. Правда, оказалась я на первом месте не одна. Выяснилось, что я набрала на один балл больше, чем ещё одна девочка из параллели, но жюри посчитало такую разницу не существенной – присудило первое место сразу двоим.

Вскоре после олимпиады я наткнулась на реалити-шоу «Полиглот». Шоу показалось мне очень интересным, и я стала смотреть его. Тут можно легко и просто выучить грамматику языка, новые слова. Всем рекомендую его посмотреть и почувствовать, как улучшится ваш английский. Мой, например, улучшился очень даже сильно. Я поняла это на отдыхе в Турции, когда смогла завести иностранных подруг, с которыми мы говорили по-английски. Это были жительницы Сербии, Германии, Англии, Франции и Македонии.

Желаю всем успехов в изучении иностранных языков, ведь учить английский язык самостоятельно легко и интересно.

Поделиться: