Сентиментализм в искусстве. Сентиментализм в архитектуре. Сентиментализм в английской литературе

В художественную атмосферу Петербурга В. Л. Боровиковский вошел, когда наравне с идеями классицизма и параллельно ему развивался сентиментализм. Художнику суждено было стать в живописи 1790-х гг. создателем сентнменталистского портрета. Он начинает с миниатюрных портретов маслом, чаще всего на картоне, но и на меди, цинке, кости, дереве (портрет Г. Р. Державина, конец 1794 – нач. 1795; "Лизынька и Дашинька", 1795; оба – ГТГ; портреты архитектора А. А. Менеласа, поэта В. В. Капниста, оба – нач. 1790-х, ГРМ). В этих работах культ разума уступает место культу чувства. В них поэт Капнист мечтает "в очарованном забытьи" у скульптурного бюста своей жены Сашеньки на фоне деревенского ландшафта, а дворовые девушки Лиза и Даша напоминают милых барышень из сентиментальных романов, вздыхающих в лунные ночи о любви, играющих на арфе или танцующих ланнеровский вальс.

Все вдруг как будто одновременно затосковали об усадебной жизни, утренних зорях, о запахе малины. Сентиментализм в искусстве вывел на первый план не рассудочность и нормативность нравственных воззрений, а эмоциональность человека, неповторимость его индивидуальной внутренней жизни. На пути к романтизму is сентиментализме звучит призыв к состраданию: "Кручина обо всех – чувствительности дар" (В. В. Капнист). Живопись "сентиментальных" миниатюр Боровиковского – сплавленная, эмалевая, как бы фарфоровая, блеклых тонов, будто взятых под сурдинку. Член державинско-львовского кружка, Боровиковский разделял взгляды Львова, его интерес к народной жизни, народному искусству (в эти годы Львов как раз издает свою поэму "Добрыня", составляет сборник народных песен). Отсюда у Боровиковского такие идиллически-пасторальные образы, как портрет торжковской крестьянки Христиньи, кормилицы в доме Львовых (1795, ГТГ). В подобных изображениях, разумеется, отсутствуют всякий намек на социальность, какие-либо критические ноты. Оно полно ласкового, несколько грустного созерцания, наивной прелести и чистоты. Художник вложил в него искреннее чувство и теплоту сердца.

Обращение Боровиковского к миниатюре (а это в основном первая половина 1790-х гг.) было еще и реакцией на официальный парадный портрет, выражением поиска естественности и простоты в портретном изображении вместо ходульности и патетики. Вспомним, что в литературе этого времени также развиваются малые формы: лирические послания, романсы, письма и дневники, раскрывающие жизнь души, передающие оттенки эмоций.

В 1790-е гг. многие принципы миниатюрного письма переносятся Боровиковским в портрет маслом на холсте привычных размеров для композиции погрудного или поясного обреза. "Первой ласточкой" стало изображение жены друга художника, архитектора М. Ф. Филиппова, Ольги Кузьминичны (1790, ГРМ), неоконченное, обнаруживающее еще неуверенность кисти, но уже вполне разработанную концепцию. На портрете представлена женщина в утреннем одеянии, с распущенными локонами (якобы непричесанными, подобно тому, как "невозделаны" английские парки), на лоне природы, с цветком в руке. Блеклая гамма тонов, тонкая лепка объемов справедливо позволяют увидеть здесь знакомство Боровиковского с живописью Ж.-Л. Вуаля и английским портретом (что вполне вероятно, ибо коллекции петербургской знати содержали и современную живопись). Но главное для нас в изображении Филипповой даже не эти "адреса" формальных приемов, а идея портрета, обращение к изображению жизни созерцательной, внутренней, далекой от светской суеты, т.е. новый эстетический идеал.

Постепенно вырабатывается нечто вроде композиционного канона женских (а это всегда женские) портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опирающейся на дерево или тумбу, в руке цветок или плод. Фон всегда природный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев). Иногда не только постановка фигуры, но даже платье и украшения повторяются из портрета в портрет, как в изображениях Е. Н. Арсеньевой (1796) и Скобеевой (вторая половина 1790-х; оба – ГРМ). Белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке – все повторяется, не говоря уже об общих высоких живописных качествах, таких как ясная пластичность формы, изысканная живописность, прекрасно разработанная воздушная атмосфера, – а образы совершенно различны. Дочь боевого генерала, кокетливая, веселая Екатерина Арсеньева в соломенной шляпке и с яблоком в руке – этакая деревенская русская Венера с курносым лицом. Тема эта привычна в то время: Фомин пишет оперу "Золотое яблоко", Львов – текст к опере "Парисов суд", и везде царит легкая ирония, как в портрете Боровиковского. Скобеева же (имя неизвестно) совсем иная. Дочь моряка Балтийского флота, она была воспитанницей "государственного человека" Д. П. Трощинского. На красивом, но несколько мужеподобном ее лице выражены решительность и смелость характера, что вполне подтверждается действиями: эта девушка сумела противостоять своему двусмысленному положению и вышла замуж за очень небогатого смоленского помещика Скобеева без ведома опекуна.

В ряду "сентиментальных" портретов 1790-х гг. своей живописной маэстрией и чарующим обаянием модели выделяется портрет Марии Ивановны Лопухиной, дочери генерала И. А. Толстого и сестры знаменитого Федора Толстого – "американца", дуэлянта и бретера (1797, ГТГ), написанный в холодных блеклых голубовато-зеленоватых тонах. В этом портрете особенно хорошо видны характерные черты почерка живописца: краски Боровиковского сплавленные, эмалевые, прозрачные, с множеством лессировок, в них нет ничего от рокотовской "вязкости". Живописец любит сочетание белого с розовым или голубым, жемчужно-серого с бледно-пунцовым, цвет слоновой кости, тусклое золото, тона неясные, перламутровые, дымно-лиловые. В отличие от мастеров первой половины и середины столетия Боровиковский пишет всегда на белых грунтах.

Портрет Лопухиной построен на певучем линейном ритме, тончайших светотеневых нюансах, на гармоническом соподчинении всех частей. Сравнивая портрет Лопухиной с портретом мадам Серизиа Ж.-Л. Давида, исследователь тонко замечает, что при всей его, несомненно, большей условности, связанности с традицией прошедшего уже XVIII в. в нем нет сухости, трезвости, холодности французского мастера, он много мягче, непосредственнее, теплее давидовского. Причина этого – в неисчерпаемой вере русских людей в просветительские идеалы, в пылких иллюзиях, в утопических, но искренних мечтаниях (см.: Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX веков. С. 246). Образ Лопухиной кажется исследователю и цельнее по характеристике, и благороднее, и выше. Это Марии Ивановне Лопухиной посвятил поэт проникновенные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Я. П. Полонский. "К портрету", 1885

Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1794, ГТГ – на фоне Чесменской колонны), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и программе Н. А. Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и почти всеми русскими мастерами); известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. Знакомство Екатерины с портретом совпало с ее раздражением в адрес Державина, возвеличившего Суворова в оде "Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского". Боровиковский получил за портрет лишь звание "назначенного в академики", а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика он получил позже). Позднее Боровиковский сделал авторское повторение портрета Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, но теперь уже изобразив ее на фоне Кагульского (Румянцевского) обелиска (1800–1810, ГРМ). Этот портрет возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны – Кагульский обелиск в честь побед П. А. Румянцева-Задунайского. Написанный в самом начале XIX в. портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.

Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой "казанской помещицей", которой любила казаться в последние годы жизни. Именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой "повести о чести" – "Капитанской дочке" (как раз в 1820-е гг. Н. И. Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского, благодаря чему творение мастера словно испытало вторую жизнь и имело большой успех). Образ Боровиковского ничем не напоминает нам "Екатерины-законодательницы": так за десятилетие меняются художественные вкусы – от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа "простой сельской жительницы".

Содержание статьи

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Сентиментализм в литературе.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица. Сентименталисты отвергали принцип «объективного» дискурса , предполагающий отстранение автора от предмета изображения: авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской , французской , немецкой и русской литературах .

Сентиментализм в Англии.

Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга , основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея , создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон , который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна , которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

Сентиментализм во Франции.

Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны , 1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди , 1735–1736).

Антуан-Франсуа Прево д"Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза , 1761).

Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму .

Сентиментализм в Германии.

В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.

Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток , который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете . Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера .

Сентиментализм в России.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна ) и пр.

Евгения Кривушина

Сентиментализм в театре

(франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма , провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).

«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя уловка любви, 1696; Беззаботный супруг , 1704 и др.), Джозефа Аддисона (Безбожник , 1714; Барабанщик , 1715), Ричарда Стила (Похороны, или Модная печаль , 1701; Любовник-лжец , 1703; Совестливые влюбленные , 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально-патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.

Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш (Женатый философ , 1727; Гордец , 1732; Расточитель , 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе (Меланида , 1741; Школа матерей , 1744; Гувернантка , 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво (Игра любви и случая , 1730; Торжество любви , 1732; Наследство , 1736; Чистосердечные , 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики.

Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В этом едином направлении мещанская драма развивается во всех странах Европы: Англии (Дж.Лилло, Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла ; Э.Мур, Игрок ); Франции (Д.Дидро , Побочный сын, или Испытание добродетели ; М.Седен, Философ, сам того не зная ); Германии (Г.Э.Лессинг, Мисс Сара Сампсон, Эмилия Галотти ). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера (Разбойники , 1780; Коварство и любовь , 1784).

Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые проявившись в творчестве Михаила Хераскова (Друг несчастных , 1774; Гонимые , 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно , Именинники , Точь-в-точь ), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный ), Петром Плавильщиковым (Бобыль , Сиделец и др.).

Сентиментализм дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность обратиться к внутреннему миру своих персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.

К середине 19 в. популярность сентиментализма сошла на нет, жанр мещанской драмы практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма легли в основу формирования одного из самых молодых театральных жанров – мелодрамы .

Татьяна Шабалина

Литература:

Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо . М., 1980
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие» . М., 1988
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века. – В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт, т. 2. Таллинн, 1992
Кочеткова И.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994
Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995
Бент М. «Вертер, мученик мятежный...». Биография одной книги. Челябинск, 1997
Курилов А.С. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития) . – Филологические науки. 2001, № 6
Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона . – Мировое древо. 2001, № 7
Забабурова Н.В. Поэтическое как возвышенное: аббат Прево – переводчик «Клариссы» Ричардсона . В кн.: – XVIII в.: судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2001
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001
Кривушина Е.С. Союз рационального и иррационального в прозе Ж.-Ж.Руссо . В кн.: – Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв.: Поэтика текста. Иваново, 2002
Краснощекова Е.А. «Письма русского путешественника»: Проблематика жнра (Н.М.Карамзин и Лоренс Стерн ). – Русская литература. 2003, № 2



В начале XVIII в Европе зарождается совершенно новое литературное направление, которое, прежде всего, акцентирует внимание на чувствах и эмоциях человека. Лишь в конце века оно доходит до России, но, к сожалению, здесь находит отклик у небольшого числа писателей… Всё это про сентиментализм 18 века, и если вас интересует данная тема, то продолжайте чтение.

Начнем с определения данного литературного направления, определившего новые принципы освещения образа и характера личности. Что же такое «сентиментализм» в литературе и искусстве? Произошел термин от французского слова «sentiment», что значит «чувство». Означает он направление в культуре, где художники слова, ноты и кисти делают акцент эмоциях и чувствах героев. Временные рамки периода: для Европы — 20-е годы XVIII — 80-е годы XVIII; Для России ‑ это конец XVIII века — начало XIX века.

Для сентиментализма конкретно в литературе характерно следующее определение: это литературное течение, пришедшее после классицизма, в котором главенствует культ души.

История сентиментализма началась в Англии. Именно там были написаны первые поэмы Джеймса Томсона (1700 ‑ 1748 гг.). Его произведения «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», которые позже объединились в один сборник, описывали простую сельскую жизнь. Тихие, умиротворенные будни, невероятные пейзажи и увлекательные моменты из жизни крестьян ‑ всё это открывается перед читателями. Главная задумка автора ‑ показать, насколько хороша жизнь вдали от всей суеты и неразберихи города.

Спустя некоторое время уже другой английский поэт, Томас Грей (1716 ‑ 1771), тоже старался заинтересовать читателя пейзажными поэмами. Чтобы не быть похожим на Томсона, он добавил бедных, грустных и меланхоличных героев, которым должны сопереживать люди.

Но не все поэты и писатели так любили природу. Сэмюел Ричарсон (1689 ‑ 1761 гг.) был первым представителем символизма, который описывал лишь жизнь и чувства своих героев. Никаких пейзажей!

Две любимые темы для Англии ‑ любовь и природу ‑ соединил в своем произведении «Сентиментальное путешествие» Лоренс Стерн (1713 ‑ 1768 гг.).

Затем сентиментализм «перекочевал» во Францию. Главными представителями стали Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778 гг.). Напряженная интрига любовных перепитий в произведениях «Манон Леско» и «Юлия, или Новая Элоиза» заставили всех француженок зачитываться этими трогательными и чувственными романами.

На этом период сентиментализма в Европе заканчивается. Далее он начинается в России, но об этом мы расскажем попозже.

Отличия от классицизма и романтизма

Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?

Отличия сентиментализма от романтизма:

  • Во-первых, во главе сентиментализма стоят чувства, а во главе романтизма выпрямилась во весь рост личность человека;
  • Во-вторых, сентиментальный герой противопоставляется городу и пагубному влиянию цивилизации, а романтический — обществу;
  • И, в-третьих, герой сентиментализма добр и прост, любовь занимает в его жизни главную роль, а герой романтизма меланхоличен и хмур, его любовь зачастую не спасает, наоборот, повергает в бесповоротное отчаяние.

Отличия сентиментализма от классицизма:

  • Для классицизма характерны наличие «говорящих фамилий», взаимосвязь времени и места, отказ от неразумного, деление на «положительных» и «отрицательных» героев. В то время как сентиментализм «воспевает» любовь к природе, естественность, доверие к человеку. Персонажи не столь однозначны, их образы трактуются двояко. Исчезают строгие каноны (нет единства места и времени, нет выбора в пользу долга или наказания за неправильный выбор). Сентиментальный герой ищет хорошее в каждом, и его не заковывают в шаблон в виде ярлыка вместо имени;
  • Классицизм также характеризуется своей прямолинейностью, идеологической направленностью: в выборе между долгом и чувством подобает выбрать первое. В сентиментализме наоборот: только простые и искренние эмоции являются критерием оценки внутреннего мира человека.
  • Если в классицизме главные герои были знатными или даже имели божественное происхождение, но в сентиментализме на первый план выходят представители бедных сословий: мещане, крестьяне, честные труженики.
  • Основные черты

    К основным чертам сентиментализма принято относить:

    • Главное – духовность, доброта и искренность;
    • Большое внимание уделяется природе, она меняется в унисон душевному состоянию персонажа;
    • Интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам;
    • Отсутствие прямолинейности и чёткой направленности;
    • Субъективный взгляд на мир;
    • Низший слой населения=богатый внутренний мир;
    • Идеализация деревни, критика цивилизации и города;
    • Трагическая любовная история находится в центре внимания автора;
    • Стилистика произведений явно изобилует эмоциональными репликами, сетованиями и даже спекуляциями на чувствительности читателя.
    • Жанры, представляющие это литературное направление:

      • Элегия ‑ жанр поэзии, характеризующийся печальным настроением автора и грустной темой;
      • Роман ‑ развернутое повествование о каком-либо событии или жизни героя;
      • Эпистолярный жанр ‑ произведения в форме писем;
      • Мемуары ‑ произведение, где автор рассказывает о событиях, в которых участвовал лично, или о своей жизни в целом;
      • Дневник – личные записи с впечатлениями от происходящего за конкретный промежуток времени;
      • Путешествия ‑ путевой дневник с личными впечатлениями о новых местах и знакомствах.

      Принято выделять два противоположных направления в рамках сентиментализма:

      • Дворянский сентиментализм сначала рассматривает моральную сторону жизни, а затем социальную. На первое место выдвигаются духовные качества;
      • Революционный сентиментализм в основном сконцентрирован на идее социального равенства. В качестве героя мы видим мещанина или крестьянина, пострадавшего от бездушного и циничного представителя высшего сословия.
      • Особенности сентиментализма в литературе:

        • Подробное описание природы;
        • Зачатки психологизма;
        • Эмоционально насыщенный стиль автора
        • Приобретает популярность тема социального неравенства
        • Подробно рассматривается тема смерти.

        Признаки сентиментализма:

        • Повествование ведется о душе и чувствах героя;
        • Доминирование внутреннего мира, «человеческой природы» над условностями лицемерного общества;
        • Трагедия сильной, но неразделенной любви;
        • Отказ от рационального взгляда на мир.

        Конечно, основная тема всех произведений ‑ любовная. Но, например, в произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) ключевой темой является народ и его жизнь. В драме Шиллера «Коварство и любовь» автор высказывается против произвола властей и сословных предрассудков. То есть, тематика направления может быть, самой что ни на есть, серьезной.

        В отличие от представителей других литературных течений, писатели-сентименталисты «включались» в жизнь своих героев. Они отрицали принцип «объективного» дискурса.

        Суть сентиментализма заключается в том, чтобы показать обычную повседневную жизнь людей и их искренние чувства. Все это происходит на фоне природы, которая дополняет картину событий. Главная задача автора ‑ заставить читателей прочувствовать все эмоции вместе с героями и сопереживать им.

        Особенности сентиментализма в живописи

        О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.

        Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.

        Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).

        Представители

  1. Джеймс Томсон (1700 ‑ 1748 гг.) ‑ шотландский драматург и поэт;
  2. Эдуард Юнг (1683 ‑ 1765 гг.) ‑ английский поэт, основатель «кладбищенской поэзии»;
  3. Томас Грей (1716 ‑ 1771 гг.) ‑ английский поэт, литературовед;
  4. Лоренс Стерн (1713 — 1768 гг.) ‑ английский писатель;
  5. Сэмюел Ричардсон (1689 ‑ 1761 гг.) ‑ английский писатель и поэт;
  6. Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778) ‑ французский поэт, писатель, композитор;
  7. Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) ‑ французский поэт.

Примеры произведений

  1. Сборник «Времена года» Джеймса Томсона (1730 г.);
  2. «Сельское кладбище» (1751 г.) и ода «К весне» Томаса Грея;
  3. «Памела» (1740 г.), «Кларисса Гарло» (1748 г.) и «Сэр Чарльз Грандинсон» (1754 г.) Сэмюела Ричардсона;
  4. «Тристрама Шенди» (1757 ‑ 1768 г.) и «Сентиментальное путешествие» (1768 г.) Лоренса Стерна;
  5. «Манон Леско» (1731 г.), «Клевеленд» и «Жизнь Марианны» Аббата Прево;
  6. «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо (1761 г.).

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России появился приблизительно в 1780 ‑ 1790 годы. Это явление приобрело популярность благодаря переводу различных западных произведений, среди которых были «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, притча- повесть «Поль и Виржини» Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьера, «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и романы Сэмюела Ричардсона.

«Письма русского путешественника» — именно с этого произведения Николая Михайловича Карамзина (1766 — 1826 гг.) начался период сентиментализма в русской литературе. Но затем была написана повесть, которая стала самой значимой за всю историю существования этого течения. Речь идёт о « » (1792 г.) Карамзина. В этом произведении чувствуются все эмоции, сокровенные движения души героев. Читатель сопереживает им на протяжении всей книги. Успех «Бедной Лизы» вдохновил русских писателей на создание похожих произведений, но менее успешных (например, «Несчастная Маргарита» и «История бедной Марьи» Гавриила Петровича Каменева (1773 ‑ 1803 гг.)).

К сентиментализму мы также может отнести ранее творчество Василия Андреевича Жуковского (1783 ‑ 1852), а именно его балладу « ». Позже им же была написана повесть «Марьина роща» в стиле Карамзина.

Александр Радищев ‑ самый неоднозначный сентименталист. О его принадлежности к этому течению спорят до сих пор. В пользу его причастности к направлению говорят жанр и стилистика произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор часто использовал восклицания и слезливые лирические отступления. Например, рефреном со страниц раздавался возглас: «О, жестокосердный помещик!».

1820 год называют концом сентиментализма в нашей стране и зарождением нового направления ‑ романтизма.

К своеобразию именно русского сентиментализма относится то, что каждое произведение старалось научить читателя чему-то. Оно выполняло функцию наставника. В рамках направления зародился настоящий психологизм, чего не было ранее. Эту эпоху ещё можно назвать «веком исключительного чтения», так как только духовная литература могла направить человека на истинный путь и помочь ему разобраться в своем внутреннем мире.

Типы героев

Все сентименталисты изображали обычных людей, а не «граждан». Перед нами всегда предстает тонкая, искренняя, естественная натура, которая не стесняется показать свои реальные чувства. Автор всегда рассматривает её со стороны внутреннего мира, проверяя его на прочность испытанием любовью. Он никогда не помещает её в какие-нибудь рамки, а дает ей развиваться и расти духовно.

Главным смыслом любого сентиментального произведения был и будет только человек.

Особенность языка

Простой, понятный и эмоционально окрашенный язык ‑ вот основа стилистики сентиментализма. Для нее также характерны объемные лирические отступления с обращениями и восклицаниями автора, где он обозначает свою позицию и мораль произведения. Практически в каждом тексте используются восклицательные знаки, уменьшительно-ласкательные формы слов, просторечия, экспрессивная лексика. Таким образом, что литературный язык на этом этапе сближается с языком народа, делая чтение доступным для более широкой аудитории. Для нашей страны это означало, что искусство слова выходит на новый уровень. Признание получает светская проза, написанная легко и художественно, а не тяжеловесные и безвкусные труды подражателей, переводчиков или фанатиков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Слайд 2

Сентиментализм в литературе

  • Томас Грей«Сельское кладбище» (Англ.лит.)
  • Бернарденде Сен-Пьер «Поль и Виржини» (Фран.лит.)
  • Николай Михайлович Карамзин «Бедная Лиза» (Русск.лит.)
  • Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (Русск.лит.)
  • Слайд 3

    Sentiment

  • Слайд 4

    Сентиментализм в живописи

    • Н.И. Аргунов
    • В.Л. Боровиковский
  • Слайд 5

    Sentiment

    Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают мироощущение передового человека.

    Слайд 6

    Портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеали-зации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели.

    Слайд 7

    Сентиментализм в архитектуре

    Влияние этого архитектурного стиля особенно отразилось на парковых строениях, различных "гротах уединения", таинственных беседках, скрытых в полумраке, стилизованных под "дикую" природу.

    Как стиль сентиментализм в архитектуре возник в середине XVIII века в чопорной Англии.

    Отражение сентиментализма в московской архитектуре вылилось в создании уютных особняков, порой ассиметричных по композиции, но интимных по оформлению и не очень больших. Усадебное искусство всегда основывалось на синтезе таких художественных стилей, как классицизм и сентиментализм. Типичный облик русской усадьбы - это дом с портиком среди парковой зелени.

    Слайд 8

    Sentiment

  • Слайд 9

    Сентиментализм в музыке

    Приверженцы Сентиментализма (Ж. Ж. Руссо, А. Э. М. Гретри, К. Ф. Э. Бах, К. Ф. Д. Шубарт) отводили музыке особое место среди других искусств как "языку чувств", способному "затронуть сердца слушателей"; основополагающее значение они придавали мелодии. Под воздействием сентиментализма обогатилась образно-жанровая палитра музыки, в опере наметилась противоречащая классицистической эстетике тенденция к смешению жанров.

    Слайд 10

    Sentiment

    Главным элементом музыки Руссо считал мелодию, которая в соединении со словом оттеняет и подчёркивает естественную выразительность человеческой речи. Именно в этом её свойстве, по его мнению, "коренится власть музыки над сердцами". "Мелодия, подражая модуляциям голоса, выражает жалобы, крики страдания и радости, угрозы, стоны... И её язык, нечленораздельный, но живой, пылкий, страстный, в сто раз энергичнее, чем сама речь". Никакие "эффекты гармонии" и ухищрения не могут заменить присущего мелодии дара доводить разнообразные чувства до человеческого сердца. И, наоборот, "если чувство одушевляет самые простые напевы, они становятся интересными".

    Слайд 11

    Подготовила: Дарья Денисюк

    Посмотреть все слайды

  • Поделиться: