Язык Христа. В сирийских деревнях до сих пор говорят на арамейском. Арийский язык Арамит язык

Большая Советская Энциклопедия

Вавилония - древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория В. носила наименование «Шумер и Аккад». До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24-22 вв.), позднее - царям III династии Ура (конец 22-21 вв.).

В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие В. достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.
Со 2-й половины 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518-1204) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов).

В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаромтерриторию Ассирийской державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и др.). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид.

О развитии в В. культуры см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура , об изучении истории В. см. в ст. Ассириология .

Сокращаем поближе к нашим интересам (имперский арамейский 7-4 веков)

Вавилония - В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Это начало Нововавилонского царства.

При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня.

Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии.

В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов (См. Ахемениды ). В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

Промежуточный итог.

Ассирийская империя (новоассирийское царство) - 740-626 годы до н.э.

Ассур - Бог и духовная столица Ассирийской империи.

Нововавилонское царство - преемник Ассирии - 626-539 годы до н.э.

Персидские цари (империя) считали себя преемниками и правителями Вавилонии-Ассирии.

Подробнее:
728 год - Тиглатпаласар III коронован в древнем городе Хаммурапи.
722 год - Саргон II, основатель новой ассирийской династии, начало имперского века Ассирии. Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта.
671-660 - захват и владение Египтом. В это же время начинается нашествие скифов (племена северного Причерноморья).
БЭС-77: Скифы : "С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами."
612 год - скифы в союзе с Мидией и Вавилоном захватывают Ниневию - столицу Ассирии.
Далее Мидия вытесняет скифов.

А вот ведь про скифов в статьях про Ассирийскую и Нововавилонскую империи "позабыли упомянуть". А ведь какая интересная картина получается:
а) Египет восстанавливает свою независимость
б) Ассирийская империя окончательно сходит со сцены
в) Ее сменяет Нововавилонская империя
и все это происходит как раз во времена, когда скифы "господствовали в Передней Азии".

Что нам надо знать про скифов в первую очередь?
это родственные племёна североиранской языковой группы индоевропейской семьи, т.е. это ираноязычные племена
греки называли их скифами (СKYΘAI) , сами они называли себя сколоты, персы называли их саками по имени одного из их племен, в Библии они именуются как Гог и Магог
в Переднюю Азию пришли и властвовали царские скифы (вооруженные кочевые орды), базировавшиеся в низовьях между Доном и Днепром
самым распространенным культом у царских скифов, по греческим сообщениям, был культ Арея-Ареса, также называется Папай как скифский Зевс
их оружие - луки, короткие мечи, дротики, копья
с -350 года по 350 год существовало Скифское царство
скифские курганы найдены в Ставрии, Кубани, Крыму, Харьковской, Киевской, Полтавской областях
к скифским племенам также причисляют ираноязычных савроматов (сарматов, север Прикаспия) и саков (север Средней Азии)

Смотрим добавления в Б& Е
Ассирия у греков и римлян, Ассур по-ассирийски, Ашур у евреев и Атура (Athura) у древ. персов.
Первый культурный народ, населявший А., был Турано-уральского происхождения. Этим народом, о котором сведения доставлены клинообразными надписями были - сумиры; к нему присоединились жившие в древности на Ю. от него аккады, и еще последние вавилонские цари назывались царями сумиров и аккадов. Язык, на котором говорили эти туранцы, назывался сумирским (ошибочно наз. аккадским). Ассирийцы называли язык сумиров "священным языком" и пользовались им и в позднейшие времена. Ими оставлено множество памятников с ассирийским переводом. Древнее название А. было Сумир...
Властители носили арийское имя Патис, но язык господствовал семитический... Первые города Ассирии - Ниневия, Калах и Рез-Ану - основаны семитом Ассуром.
В ассирийских надписях замечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоял еще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, бог земли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин, Ян, Ану - бог дождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием, Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип - луна, Таоат - мать богов, Истар - богиня войны и любви. Истар впоследствии расчленяется на несколько богинь. Планеты считались также божествами, равно как и многие силы природы. Колоссальные быки и крылатые львы изображали собою божества низшего порядка. В национальном боге Ассуре нельзя не узнать Зороастрова Ормузда.

Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими элементами культуры, и клинопись, избрав из нее около 40 знаков и превратив их, по упрощении, в алфавитные.

Арамейский язык

Арамейский язык

АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - или вернее А. языки - та ветвь семитской группы яз., на к-рой говорили в стране «Арам», т. е. в Сирии, Месопотамии и в ближайших районах. Первые упоминания об арамейцах мы встречаем в клинописных памятниках XIV в. до христ. эры, как о группе племен «Арими» и «Ахламэ», к-рые кочевали в районе к западу от р. Ефрата и появлялись по временам в разных пунктах Междуречья, где пытались осесть и подчинить себе местное население. Основные же волны арамейцев направились на северо-запад, параллельно берегу Ефрата, в Сирию, где ими в X в. до христ. эры был основан ряд самостоятельных княжеств. Здесь арамейцы перешли к земледелию, покорив местное население и ассимилировав его в языковом отношении. Параллельно с этим идет постепенное проникновение А. яз. в Месопотамию, население к-рой в IX-VIII в. до христ. эры (т. е. в эпоху ассирийских завоеваний) говорит уже в значительной степени на А. яз. Основание Ново-вавилонского государства (Халдейского), объединившего значительную часть Передней Азии, способствовало еще большему распространению А. яз., к-рый становится яз. торговых сношений и господствует на крупных торговых путях из Месопотамии в Египет и в южную Аравию. В персидскую эпоху А. яз. является официальным яз. для западной половины государства. На нем говорило на западе население Сирии, за исключением финикийского побережья и части Палестины, на востоке - Месопотамия, область Тигра до гор Курдистана и Армении и Суристан. По торговым путям А. яз. проникает в глубь Аравии, а вместе с военными колониями доходит до Ассуана в верхнем Египте.
В древнейшую эпоху, пока на А. яз. еще говорили одни кочевники, в нем не замечается распадения на наречия. Когда же А. яз. стал яз. земледельческого населения, ведущего замкнутое хозяйство, он распался на две группы наречий:
1) западную группу - в Палестине и Сирии и
2) восточную - в Месопотамии и в прилегающих горах до Армении на севере и до Персидского залива на юге. Из последней группы наибольшее значение получило наречие северной Месопотамии, известное под названием - сирийский яз. (см.).
Начиная с VII в., т. е. со времени завоевания Ближнего Востока арабами, А. яз. быстро вытесняется арабским. В настоящее время сохранились лишь остатки А. языка на западе в некоторых пунктах Антиливана и на востоке в виде новосирийского или «айсорского» языков.
Графика А. яз. обозначает лишь одни согласные; гласные же обозначаются весьма скудно. В позднейшее время для обозначения гласных развилась система над- и подстрочных значков, так наз. пунктуация.
Старейшие арамейские надписи написаны старофиникийским алфавитом. Пальмирские и набатийские надписи начертаны своеобразным алфавитом, развившимся из финикийского. Параллельно с этим при писании на папирусах развивается более курсивный «древнеарамейский» алфавит, давший начало, с одной стороны, еврейскому «квадратному» шрифту, с другой стороны, сирийскому «эстрангело», к-рым написаны древнейшие сирийские рукописи.
АРАМЕЙСКОЕ ПИСЬМО
Библиография:
Renan E., Histoire générale et système comparé des langues sémitiques, изд. 3-е, P., 1863; Nöldecke Th., Mandäische Grammatik, Halle, 1875; Lidzbarsky М., Handbuch der Nord-Semit. Epigraphik, Weimar, 1898; Nöldecke Th., Die semitischen Sprachen, Lpz., 1819; Cooke G., Text-book of North-semitic Inscriptions, Oxf., 1903; Dalman G., Grammatik des jüdiseh-palästin. Aramäisch. (Palästin. Talmud, Onkelos, Pseudo-Jonatan, Jerusalem. Talmud), Lpz., 1905; Margolis M., Lehrbuch d. aram. Sprache d. babylonischen Talmud, München, 1910; Marti K., Kurzgefasste Grammatik der biblisch-aramäischen Sprache, Berlin, 1911; Strack H. L., Grammatik des Biblisch-Aramäisch, München, 1921.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Арамейский язык" в других словарях:

    - (от собств. им. Арам, библейского названия Сирии). Язык жителей древней Сирии, которым говорят в окрестностях Мосула. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК от собственного имени Арам,… … Словарь иностранных слов русского языка

    АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - вместе с ханаанейскими (еврейским, финикийским, моавитским и др.) и угаритским входит в сев. зап. группу семит. ветви афразийской языковой семьи. На христ. Западе до 2 й пол. XIX в. назывался халдейским по названию нек рых арам. племен (аккад. >… … Православная энциклопедия

    Арамейский язык - язык семитич. племен, появивш. в странах Передней Азии после ханаанеян, с 14 в. до н.э. А. я. в Ассирийском госуд. приобрел знач. междунар. яз., начиная с 8 в. до н.э. Позже, в др. перс. госуд., А. я. становится офиц. яз. для зап. части… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - язык семитской группы, получивший свое название от арамейских племен, заселявших Двуречье и Сирию ок. 14 в. до н.э. Племена эти в языковом и этнич. отношении были близки к народам древнего Израиля. Само слово «арамей» означает, вероятно, кочевник … Библиологический словарь

    Арамейский язык - язык древних племен, вышедших из Аравии и расселившихся в Передней Азии. Родной язык Иисуса Христа. Ветхий Завет он читал на древне еврейском … Православный энциклопедический словарь

    I. Первый раз А.Я. используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев (См. Арамеи) были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9 … Большая советская энциклопедия

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    арамейский\ язык - арам’ейский яз’ык см. язык … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Арамейский язык - ♦ (ENG Aramaic) язык, родственный древнееврейскому. Нек рые части Ветхого Завета написаны на арамейском языке (Езд. 4:8; 6:18; 7:12 26; Дан. 2:4; 7:28). На этом языке говорил Иисус. В Новом Завете фразы на арамейском языке можно найти в… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Свиток Эйха , Существует группа из пяти библейских текстов - мегилот, - имеющих особый статус в еврейской традиции: их принято читать в синагоге в праздники. Мы постарались дать представление о значимости… Категория: Религии мира Серия: Праздничные библейские тексты Издатель:

АРАМЕ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К , язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков. В целом арамейский язык близок к ивриту , хотя и имеются существенные различия между обоими языками на всех уровнях.

На фонологическом уровне арамейский язык характеризуется особенностями в передаче протосемитских согласных, дающими возможность отметить четкие и устойчивые соответствия между консонантными системами обоих языков. На морфологическом уровне для арамейского языка характерны так называемое эмфатическое состояние имен и ряд особенностей в глагольной системе. На уровне синтаксиса арамейскому языку присуще сравнительно широкое развитие аналитических конструкций.

Различаются следующие исторические формы арамейского языка:

  • староарамейский язык (с конца 2 тысячелетия по 700 г. до н. э.);
  • имперско-арамейский язык (700–300 гг. до н. э.);
  • среднеарамейский язык (300 г. до н. э. - первые века н. э.);
  • позднеарамейские диалекты (по 14–15 вв. н. э.);
  • новоарамейские диалекты.

Почти на всех своих этапах арамейский язык тесно связан с историей еврейского народа и еврейской культуры. Первыми носителями арамейского языка были семитские племена кочевников-скотоводов (арамеи), которые вторглись с юга в сирийскую долину в конце 2 тысячелетия до н. э. и распространились затем по всей территории Сирии и Северной Месопотамии, ассимилировав несемитское (хурритское) и семитское (аморейское) население этих областей.

Массовые насильственные перемещения ассирийскими царями в 8–7 вв. н. э. населения завоеванных ими стран привели к широкому распространению арамейского языка по всей Передней Азии и превращению его в язык международного общения (lingua franca). В такой роли, в частности, он упоминается и в Библии (II Ц. 18:26; Ис. 36:11). Памятниками арамейского языка этого периода является ряд надписей, сделанных в 9–8 гг. до н. э. по распоряжению монархов нескольких небольших царств, расположенных на территории современной Сирии.

Название имперско-арамейского закрепилось за одной из форм арамейского языка, употреблявшейся в качестве официального языка делопроизводства в Иранской империи Ахеменидов, простиравшейся от Северо-Западной Индии до Египта. В этот период арамейский язык начинает вытеснять иврит среди части евреев, сначала вне пределов, а затем и в Эрец-Исраэль. К памятникам арамейского языка этого периода относятся документы еврейской колонии в Элефантине ; обнаруженный вместе с ними фрагментированный текст повести об Ахикаре (см. Ахикара книга); арамейские части книги Эзры (4:8–6:18; 7:12–26) и Даниэля (2:4–7:28).

Среднеарамейский язык возник, вероятнее всего, в Эрец-Исраэль и представлен в основном памятниками еврейского культурного ареала, среди которых следует отметить «Таргум Онкелос» (арамейский перевод Библии) и «Таргум Ионатан» (арамейский перевод книги Пророков; см. Библия. Издания и переводы ; Таргум ; Онкелос и Аквила); арамейские рукописи из района Мертвого моря (см. Мёртвого моря свитки) и письма Бар-Кохбы.

В этот период продолжается интенсивное вытеснение иврита как разговорного языка евреев Эрец-Исраэль арамейским языком, и последний становится разговорным языком основной части еврейского населения. Арамейским языком в качестве литературного пользуются в этот период набатеи . Надписи на арамейском языке зафиксированы в ареале, где он выступал как язык постоянного общения (Дура-Европос , Пальмира, Хатра в современном Ираке), а также за пределами этого ареала (Северная Индия, Афганистан, Иран, Средняя Азия, Кавказ).

Позднеарамейские диалекты делятся на две группы: западную, в которую входят арамейский диалект Галилеи, палестинский христиано-арамейский и самаритяно-арамейский, и восточную, включающую в себя вавилонский еврейско-арамейский, сирийский христиано-арамейский и мандейский.

Арамейский диалект Галилеи является языком арамейских частей Иерусалимского Талмуда. На нем написаны также аггадические мидраши, палестинские деловые документы, арамейские документы периода гаонов, найденные в Каирской генизе и надписи из синагог, обнаруженные при археологических раскопках в Эрец-Исраэль. Эти памятники охватывают период от III в. н. э. до начала 2-го тысячелетия. Очевидно, уже в начале этого периода происходит полное вытеснение арамейским языком иврита в качестве разговорного языка еврейского населения Эрец-Исраэль.

Носителями палестинского христиано-арамейского диалекта являлись, очевидно, евреи Иудеи, принявшие христианство. Все обнаруженные до сих пор тексты на этом языке, записанные одним из видов сирийского алфавита, представляют собой переводы с греческого. Самаритяно-арамейский был разговорным языком самаритян , очевидно, до рубежа 1-го тысячелетия н. э., но и после падения его разговорной функции сохранил для них значение литературного языка.

Вавилонский еврейско-арамейский является языком арамейских частей Вавилонского Талмуда (отсюда часто прилагаемое к нему название «арамейский язык Вавилонского Талмуда»). На нем написаны также тексты, происходящие из Вавилонии периода гаонов, сочинения Анана бен Давида и т. д. Очевидно, он продолжал быть разговорным по меньшей мере для части евреев Вавилонии вплоть до конца периода гаонов (середина 11 в.). Влияние, оказанное им на иврит как язык письменности средних веков и нового времени, весьма значительно. К арамейскому языку Вавилонского Талмуда восходят значительные пласты лексики современного иврита.

Сирийский христиано-арамейский (называемый также сирийским языком) продолжал оставаться литературным языком некоторых христианских церквей Ближнего Востока и после того, как был вытеснен в качестве разговорного арабским (для значительной части его носителей этот процесс в основном завершился, очевидно, уже к исходу 1-го тысячелетия н. э.); он остается культовым языком этих церквей и по сей день.

Мандейский является языком священных книг специфической гностической секты, малочисленные приверженцы которой сохранились и по настоящее время в ряде районов на юго-востоке Ирака и на юго-западе Ирана.

Новоарамейские диалекты представлены тремя группами:

  1. диалекты мусульманского и христианского населения трех селений района Малулы (Северная Сирия);
  2. диалекты христианского населения района Тур-Абдин (Южная Турция);
  3. арамейские диалекты Курдистана и ряда прилегающих к нему районов, на которых говорят евреи (см. курдские евреи) и христиане (к этой же группе примыкает и современный разговорный язык мандеев).

Христиане, говорящие на диалектах этой группы, называют себя ассирийцами (атураи). Часть из них во время Первой мировой войны бежала в Россию, где к ним часто применяется название «айсоры», которое сами они считают оскорбительным.

На основе одного из диалектов этой группы сложился современный литературный язык христиан-ассирийцев (ассирийский или новоассирийский язык). Подавляющее большинство евреев - носителей диалектов этой группы (около 20 тыс. человек) живет ныне в Израиле. Мнение о том, что ново-арамейские диалекты, на которых они говорят, являются прямым развитием арамейского языка Вавилонского Талмуда, в последнее время подверглось значительному пересмотру: очевидно, это воспринятые евреями диалекты населения, в среде которого они проживали.

КЕЭ, том: 1.
Кол.: 188–190.
Издано: 1976.

И Северную Месопотамию с юга в конце I тысячелетия до н.э. и почти полностью ассимилировавших более раннее хуррито-аморейское население этих исторических областей (см. также МЕСОПОТАМИЯ , ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ). Во всем разнообразии своих исторических вариантов и территориальных диалектов арамейский язык (иногда говорят об арамейских языках) образует, по классификации И.М.Дьяконова, отдельную подгруппу в составе северо-центральной группы семитских языков (афразийская макросемья). В составе арамейской подгруппы выделяются староарамейский язык надписей 9–7 в до н.э., обнаруженных в Дамаске и некоторых других местах; «имперский арамейский», бывший официальным канцелярским языком Ахеменидов в 6–4 в. до н.э.; а также многочисленные арамейские диалекты, объединяемые под названием западных (пальмирский, набатейский, иудео-палестинский, самаритянский) и восточных (сирийский, или эдесский, на котором имеется богатая литература; язык Вавилонского Талмуда 4–6 в н.э.; современный ассирийский, или новосирийский язык, носители которого, около 350 тыс. человек, живут в диаспоре в странах Ближнего Востока, бывш. СССР, США и др.).

На протяжении более чем полутора тысячелетий арамейский был одним из важнейших и наиболее распространенных языков Ближнего Востока. По-видимому, именно через посредство арамейского языка произошло распространение алфавитного письма по всему древнему Ближнему Востоку. Арамейский язык начал распространяться на рубеже I–II тысячелетий до н.э. прежде всего благодаря торговле, и быстро превратился в язык межнационального общения на Ближнем и Среднем Востоке , вытеснив как финикийский, древнееврейский и другие семитские языки, так и сам аккадский, язык ассирийских властителей. Уже с конца 8 в. до н.э. староарамейский язык стал применяться в вавилонских канцеляриях, а после падения Ассирийского и Вавилонского царств аккадоязычные ассирийцы и вавилоняне слились с арамеями и перешли на их язык. Максимума своего дипломатического значения арамейский язык достиг в Персидской империи в период царствования Ахеменидов и в 6–4 вв. до н.э. употреблялся в качестве койне на территории от Индии до Египта.

В постбиблейские времена арамейский, наряду с древнееврейским, стал языком иудаизма . Часть Ветхого Завета и большая доля талмудистской литературы написаны именно на арамейском языке, в арамейской языковой среде возникло и христианство. Иисус Христос произносил свои проповеди по-арамейски. Такие азиатские церкви, как несторианская, халдейская и маронитская, использовали в своих книгах и богослужениях сирийский язык, т.е. христианско-арамейский язык. В арамейской языковой среде продолжали существовать и языческие культы; так, у существующей и поныне религиозной секты мандеев (совр. Иран и Ирак; несколько сот мандеев живут также в США и Австралии) сохранились священные книги, написанные на мандейском диалекте арамейского языка, этот диалект используют и как язык богослужения, а его более современная форма, по некоторым данным, используется в повседневном общении примерно 1 тыс. человек в Иране; другие иранские мандеи говорят на фарси, а иракские – на арабском.

После арабских завоеваний 7 в. и создания халифата сирийско-арамейские диалекты были вытеснены арабским языком; процесс этот, однако, был долгим и в основном завершился лишь к 15 в. Ныне существующими наследниками арамейского языка, помимо ассирийского и мандейского диалекта, являются говоры нескольких деревень в Сирии, где живет несколько тысяч человек, по большей части христиан.

Сирийско-арамейская литература весьма обширна и имеет большое историческое значение: блистательная эпоха средневековой исламской мысли стала в свое время возможной именно благодаря переводу на арамейский язык – а с него на арабский – трудов древнегреческих философов, в особенности Аристотеля.

Вконтакте

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.

Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок , в частности, .

Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии.

unknown , Public Domain

По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства (VI в. до н. э. - IV в. до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.

В эллинистическую эпоху и вплоть до (VII в.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.

Состав

Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия и Месопотамия).

Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский Талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа).

Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках).

Лексические единицы арамейского происхождения заметны также в лексике современного языка (предполагается, что еврейско-арамейские языки были основным средством общения евреев начиная с первых веков н. э. и вплоть до широкого распространения языка идиш).

История

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. арамейский язык был распространён на части территории современной Сирии и в прилегающих районах Ирака. Первые арамейские памятники известны с IX в. до н. э. Они найдены на территории современной Сирии.


Briangotts , Public Domain

В хронологическом плане арамейские языки делятся на староарамейский, среднеарамейский и новоарамейский периоды. Эта периодизация основана на внутрилингвистических критериях и в общих чертах следует классификации арамейских языков, предложенной немецким арамеистом Клаусом Байером.

  • Староарамейский период (XII век до н. э.- II век н. э.), в том числе:
    • имперский арамейский (VII-III века до н. э.)
    • библейский арамейский некоторых книг Библии.
    • арамейский Иисуса Христа.
  • Среднеарамейский период (II в. н. э.-1200 г.), в том числе:
    • сирийский.
    • иудейско-арамейские
  • Новоарамейский период (с 1200 г.)

Совокупность арамейских языков и диалектов, использовавшихся и используемых евреями, называется еврейско-арамейскими языками. Для среднеарамейского периода их часто называют иудейско-арамейскими.

Староарамейский период

Язык памятников IX–VII вв. до н. э. называется древний арамейский . В конце VII - начале VI вв. до н. э. он уже использовался в качестве лингва-франка в Новоассирийской и Нововавилонской державах. Официальный язык Персидской империи VI–IV вв. до н. э. именуется имперский арамейский . Его памятники известны по всему Ближнему Востоку: от Афганистана до Египта (в частности папирусный архив из Элефантины).

Для записи староарамейских текстов использовалось арамейское письмо, которое происходит из финикийского письма.

Среднеарамейский период

Во II в. н. э. появляются новые литературные среднеарамейские языки, основанные на современных им разговорных арамейских языках. Их расцвет приходится на 1-е тысячелетие, а упадок связан с арабским завоеванием и повсеместным вытеснением арамейских языков арабским в VII–IX вв. В этот период отчетливо прослеживается деление арамейских языков на западную и восточную группу, возникшее ещё видимо в староарамейский период.

Наиболее известные восточные арамейские языки, распространенные в северо-восточной Сирии и Месопотамии:

  • классический сирийский язык
  • вавилонский иудейско-арамейский язык - язык вавилонского Талмуда и вавилонских таргумов;
  • классический мандейский язык - разговорный и литургический язык мандейской общины.

В Леванте в это время использовались западно-арамейские языки:

  • иудейский арамейский язык - язык Талмуда, мидрашей и таргумов ранневизантийской эпохи;
  • христианский арамейский язык - переводы христианской литературы с греческого в ранневизантийский период;
  • самаритянский арамейский язык - язык религиозной литературы самаритянской общины.

Все среднеарамейские языки использовали алфавит из 22 знаков. Сирийский и мандейский имели особые виды графики, вавилонский иудейский арамейский использовал т. н. квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива. Христианский палестинский арамейский пользовался сирийским письмом, самаритянский палестинский арамейский записан палеоеврейским курсивом.

unknown , Public Domain

С вторжением арабов начинается закат арамейского. Тем не менее в течение всего средневековья арамейский был в употреблении во многих местах на территории Сирии, Ирака, Ливана.

Следует также отметить, что на протяжении всего Средневековья и вплоть до сегодняшнего дня на еврейском диалекте арамейского языка продолжала и продолжает создаваться обширная литература. В частности, значительная часть галахических трудов традиционно создаётся на этом языке. Поскольку такая литература предназначается для относительно неширокого круга людей, получивших соответствующее образование, социальный статус арамейского языка в ортодоксальных еврейских общинах достаточно высок.

Новоарамейские языки

В новоарамейский период сохраняется деление арамейских языков на западную и восточную группы.

Западная группа представлена всего одним языком.

  • Западный новоарамейский язык - распространён среди христиан и мусульман в трёх деревнях в Сирии, к северу от Дамаска, в каждой из которых существует своё наречие: Маалула, Баха и Джуббадин. Сохранилось около 1-2 тысяч носителей.

Восточная группа представлена большим количеством новоарамейских языков, распространённых к началу XX в. в пределах Османской империи и Ирана, в основном среди носителей курдских языков: на юго-востоке современной Турции, на севере Ирака, в северо-западной части Ирана и северо-востоке Сирии. Отдельные островки переселенцев были представлены далеко за пределами Курдистана, в частности в восточной Армении, Азербайджане, Грузии, Хузистане и южном Ираке.

Носители восточных новоарамейских языков в конфессиональном отношении отличаются от большинства окружающего населения тем, что относятся к религиозным меньшинствам Ближнего Востока: христиане, иудеи и мандеи.

В течение XX вв. бо́льшая часть носителей восточных новоарамейских языков была либо уничтожена, либо вынуждена эмигрировать, прежде всего, в Европу (Швеция, Германия), США и Россию (вкл. Закавказье). Количество носителей новоарамейских языков к концу XX в. составляло, по некоторым оценкам, около 400 тыс. человек. Общее число восточных новоарамейских языков неизвестно. Они делятся на три подгруппы:

  • язык туройо и близкий к нему диалект млахсо - на юго-востоке Турции (горный район Тур-Абдин в провинции Мардин), на котором говорят около 70 тыс.человек (бо́льшая часть носителей живет за пределами Тур-Абдина, как в странах Ближнего Востока, так и в странах Европы и Америки);
  • новомандейский язык - разговорный язык мандеев; осталось несколько десятков носителей в городе Ахваз (Иранский Хузистан), ранее также на юге Ирака;
  • северо-восточные новоарамейские языки - включают десятки языков, между носителями которых часто отсутствует взаимопонимание; число этих языков на протяжении XX в. сократилось из-за геноцида и массовых миграций их носителей за пределы региона. На одном из этих языков - урмийском новоарамейском - в XIX в. был создан так называемый (современный) ассирийский или «новосирийский» литературный язык, с использованием лексики классического сирийского языка. Он стал литературным языком для носителей многих восточноарамейских языков. Пользуется сирийской графикой.

Фотогалерея



Араме́йские языки

араб. لغة آرامية

Лингва франка

Ли́нгва фра́нка (итал. lingua franca - франкский язык) - язык, используемый как средство межэтнического общения в определённой сфере деятельности.

Происхождение термина

Исторически термин лингва франка впервые стал использоваться для обозначения смешанного языка, на котором некогда говорили в средиземноморском регионе.

Это название представляет собой итальянский перевод арабского lisan al-ifrang, арабское же название возникло из-за того, что ещё со времени крестовых походов арабы называли всех западноевропейцев франками; франкскими они называли и романские языки.

История

Одним из первых надрегиональных языков стал койне, который использовался в качестве общего диалекта в армиях Александра Македонского.

Примеры

На постсоветском пространстве в качестве лингва франка выступает русский язык. В Африке примерами лингва франка могут служить такие языки, как суахили, хауса и бамана.

Часто в роли лингва франка выступают пиджины, однако в его качестве может использоваться и полноценный язык, который не является родным ни для одной из использующих его этнических групп (примером может послужить английский язык, используемый как лингва франка во многих странах Британского Содружества).

Кроме того, английский язык сейчас является лингва франка и в европейском бизнесе, науке и авиации. Он также заменил французский как язык дипломатии после Второй мировой войны, как результат евро-атлантических интеграций и усиления роли США в регионе и мире.

Типологическая характеристика

Серьёзной проблемой арамеистики является то, что собственно арамейских текстов до нас дошло довольно много, но все они достаточно короткие.

Короткие тексты вполне позволяют идентифицировать язык, исследовать его фонетику и, в меньшей степени, морфологию, но вот в том, что касается синтаксиса и словарного запаса, они малопродуктивны.

Действительно обширная и богатая литература представлена либо иудео-арамейским (примерно половина книги Даниила и книги Ездры из Ветхого Завета, оба талмуда, причём они написаны на разных диалектах, книга Зогар, время написания которой, впрочем, часто относят к значительно более поздней эпохе, таргумы и масса галлахической раввинской литературы, которая продолжает пополняться), либо сирийским (переводы Ветхого и Нового Заветов Библии, большое количество христианской литературы, исторические хроники, поэзия) языками.

  • Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» поставлен на арамейском и латинском языках.
Поделиться: