Из чего сделан афинский акрополь. Заказ экскурсий Online. Афинский акрополь - краткое описание

Афинский Акрополь - главная достопримечательность Афин, настоящий символ Греции, а его главный храм Парфенон - «визитная карточка» этой страны.

Афинский Акрополь возник как защитное сооружение около 6-10 тысяч лет назад. Уже тогда этот скалистый отрог, расположенный сегодня на окраине Афин, привлекал своей неприступностью - скала высотой 70-80 метров с почти ровной верхней площадкой и крутыми склонами с трех сторон уже тогда служила убежищем для местного населения в случае нападения. Но по-настоящему укрепления здесь стали строить около 1250 года до н.э., когда холм был окружен мощными стенами в 5 метров толщиной, строительство которых потом приписывали циклопам.

Но настоящий расцвет пришел сюда в 5 веке до н.э., когда греки изгнали войска персидского царя Ксеркса. После себя персы оставили только разрушения, и правитель Афинского государства Перикл решил не восстанавливать руины, а отстроить Акрополь заново. Именно во время его правления и под руководством выдающегося скульптора Фидия этот религиозный центр города превратился в ту жемчужину, которая, пусть и с многочисленными, часто невосполнимыми разрушениями, дошла до наших дней, и которую теперь знает весь мир.

С 450 года до н.э. здесь были выстроены знаменитейшие сооружения древнегреческой архитектуры, главными из которых стали Парфенон (храм богини Афины Парфенос), Пропилеи, торжественный вход на Акрополь, храм Ники Аптерос (в отличие от общепринятого изображения, афиняне сделали свою Нику бескрылой, чтобы богиня победы не улетела от них), храм Эрехтейон, посвященный царю из древнегреческой мифологии Эрехтею, а также Нике и Посейдону, и статуя Афины Промахос, поражавшая своими размерами (21 метр) и величием, с отлитым из золота шлемом и наконечником копья, служившими своеобразным ориентиром для кораблей, видевших свет великой богини издалека.

Пронесшиеся столетия не пощадили Афинский Акрополь. В 6 веке была увезена в Константинополь и там погибла во время пожара приблизительно в 12 веке статуя Афины, сильно пострадали все храмы, в том числе и Парфенон, несколько раз на протяжении своей истории менявший название, бывший и католическим храмом, и мечетью, и едва не уничтоженный страшным взрывом пороха, произошедшим 26 сентября 1687 года во время осады города войсками венецианской республики. Лишь после обретения Грецией в 1830 году независимости было остановлено разграбление и растаскивание по крупнейшим музеям мира руин Акрополя, а с 1898 года стала проводится масштабная реконструкция памятника. http://omyworld.ru/2091

В Афинах открылся ультрасовременный музей Акрополя.

В музее выставлены уникальные находки античного времени, в частности мраморные скульптуры, которые являются частями фриза главного афинского античного храма Парфенона. Некоторые представлены в виде дубликатов, поскольку самая большая коллекция оригиналов до сих пор находится в Британском музее в Лондоне. В начале позапрошлого столетия их перевез в Британию лорд Элгин, тогдашний британский посол в Греции.

Греческая сторона уже несколько десятилетий подряд пытается вернуть себе эти экспонаты. Президент Греции Каролюс Папулиас в своей речи на открытии в который раз призвал лондонцев вернуть скульптуры. Но Британский музей считает себя их законным владельцем и подчеркивает, что именно здесь экспонаты бесплатно доступны посетителям со всего мира.

Скульптуры с Афинского Акрополя в музее.

Похоже, так выглядели богини с восточного фриза Парфенона.

Смотришь на сооружения архитекторов античности и становится грустно от того, что несмотря на то, что в настоящее время пытаются сохранить все сооружения, однако время уже значительно упущено. О былом великолепии можно только догадываться или прочитать в древних рукописях. Посмотрите вокруг этих сооружений, огромное количество безликих примитивных построек современности. Что мы оставим потомка?

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.


Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Храм Эрехтейнон (421-407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году . Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

О такой всемирной достопримечательности, как Афинский Акрополь, слышал каждый, многие могут дать его краткое описание, а где находится этот памятник истории и культуры – знает каждый еще с уроков истории в школе.


Однако Афинский Акрополь – это намного больше, чем несколько абзацев из школьного учебника.

Немного из истории

Как рассказывают мифы и легенды, основал этот древнейший памятник человеческой цивилизации Кекропс, мудрец и воин, бывший наполовину змеем, а наполовину – человеком, и – первым царем в Афинах. Чем именно приглянулся ему возвышающийся холм, даже сегодня имеющий высоту свыше 150 метров – своей плоской вершиной, приближенной к небесам и удобной для строительства, или же удобством со стратегической точки зрения – мифы не рассказывают.

Costas Tavernarakis/flickr.com

Так это или нет, жил когда-либо Кекропс или это собирательный образ, не известно, известно лишь, что самые ранние находки, сделанные археологами, относятся не к классическому времени в греческой истории, а к архаической эпохе. Причем это не просто остатки поселений или керамики, а фундаменты культовых сооружений и остатки скульптур.

Каждое время привносило на холм Афинского Акрополя что-то свое. В микенскую эпоху, то есть с XV по XIII века до нашей эры, он служил не только богам, но и царям Афин, так как именно на холме находилась резиденция царей, впрочем, по данным археологов, достаточно скромная.

Самое интенсивное строительство в акрополе и, разумеется, перестройка старых зданий, при которых менялась архитектура всего комплекса, происходили с VII по VI века до нашей эры.

А самое знаменитое здание, ставшее своеобразным символом Греции и фактически иллюстрирующее акрополь в Афинах – огромный по тем временам храм богини мудрости и войны, Афины Паллады, Гекатомпедон, предшественник Парфенона, был воздвигнут при правлении Писистрата, то есть, между 560 и 527 годами до нашей эры.

Писистрат был не только тираном, чья жестокость нашла отражение в веках, но еще и сыном, и учеником самого Гиппократа. По его прямому повелению царская древняя резиденция была снесена и на месте дворца вырос Гекатомпедон, имевший длину ровно в сто шагов.

Об этом памятнике Афинского Акрополя известно очень много, раскопки обнаружили прекрасно сохранившийся фундамент, остатки фронтонов, основания и фрагменты статуй и многое другое. Возможности реконструкции позволили полностью представить план здания, а компьютеры помогли ученым создать и трехмерную модель, идеально попадающую под древнее описание этого храма.

Jean-Pierre Dalbera/flickr.com

Старый музей Акрополя имеет постоянную экспозицию, в которой представлены как макеты с застройкой холма в различные культурные эпохи в целом, так и воссозданные «в миниатюре» копии разных зданий Акрополя, являющихся «звездами» античной культуры, в том числе представлены макеты и царского дворца, и Парфенона и, разумеется, Гекатомпедона.

Впервые серьезным разрушениям, после которых так и не был полностью восстановлен, Афинский Акрополь подвергся в печальный и трагический в древней истории Афин год – 480-й до нашей эры.

Это было время войны с персами, в результате которой при осаде и штурмах города все сооружения на холме остались надолго лежащими в пыли и руинах, поскольку жители города поклялись приступить к восстановлению храмов лишь тогда, когда последний перс покинет земли греков.

В 447 году до нашей эры время разрушения и забвения для основной сегодняшней достопримечательности Греции, закончилось. До Акрополя «дошли руки» у Перикла, который не просто решил восстановить отдельные сооружения, а, наоборот, выстроить новый, единый в своем архитектурном решении, огромный комплекс афинского акрополя, чтобы вся Греция увидела в нем символ вечности и величия Афин.

То, как выглядит Афинский Акрополь сегодня, разумеется, если представить оставшееся от достопримечательностей античности целым, впервые было представлено на схемах перед Периклом самим Фидием, самым известным скульптором, инженером и архитектором античности, чье имя дошло до наших дней.

Carole Raddato/flickr.com

Над созданием плана нового комплекса на холме трудился не только Фидий, под его началом работали лучшие и достойнейшие афинские зодчие того времени. История сохранила их имена – Мнесикл, Калликрат, Иктин и Архилох, помимо архитектуры зарабатывающий ещё и сатирической поэзией.

Его поэтическая деятельность известна нашим современникам намного лучше, чем его архитектурные труды, а ведь именно Архилох произвел большую часть инженерных расчетов для Парфенона – будущего основного здания из всего строящегося комплекса на холме, задуманного так, чтобы прогулка по Афинскому Акрополю всегда приводила именно к нему, к Парфенону.

Со времен этой глобальной застройки, инициированной Периклом, значительные изменения обходили Афинский Акрополь стороной, однако каждое историческое время стремилось найти зданиям на холме над Афинами свое применение.

К примеру, в V веке уже нашей эры, христиане превратили Парфенон в святилище Богоматери, а статую самой Афины вывезли в Константинополь, а после захвата греческой земли в XV веке турками, Парфенон из церкви превратили в мечеть и даже пристроили к сооружению минареты. Однако турки со временем оценили военные стратегические выгоды расположения холма, где находится Акрополь, и из мечети Парфенон стал арсеналом.

Впрочем, такой участи некоторые достопримечательности Акрополя, пережившие христианство, могли только позавидовать. К примеру, небольшой храм Ники Аптерос, игравший для христиан роль часовни, турками был разобран – из блоков возвели ряд дополнительных укреплений, а в Эрехтейоне, стоявшем чуть севернее Парфенона, расположился гарем.

В XVII веке, а именно в 1687 году, при осаде Афин с моря, прямое попадание пушечного ядра практически снесло центральную часть храма Афины Паллады, более того, венецианцы, попытавшись вывезти скульптуры из Парфенона, в спешке разбили большую их часть.

В XIX веке отличились британцы, а именно – дипломат ее Величества Томас Брюс Элджин, являвшийся 11-м графом Кинкардином и 7-м графом Элгином, знатоком искусства и одним из создателей античной коллекции Британского музея, его меценатом и попечителем. Этот «исключительной культуры» лорд приказал выломать и погрузить на корабли все, что было можно выломать физически.

Таким образом, в Британию уехали:

  1. Десятки метров фриза с метопами – то есть скульптурными композициями.
  2. Все, оставшиеся после венецианского грабежа статуи из Парфенона.
  3. Кариатида портика Эрехтейона.

В ходе освободительной греческой повстанческой войны против турок, тогда же, в XIX веке, чуть не погиб весь Афинский Акрополь, на карте могло не остаться даже самого холма. Турки предприняли попытку подрыва, которую предотвратил Костас Хормовитис, ставший национальным героем, имя которого и по сей день носят многие греческие улицы.

Однако, артобстрел с моря все же сильно навредил достопримечательности, при этом больше всех пострадал Эрехтейон, словно турки старались разрушить то здание, которое наиболее изменили и чаще всего использовали, превратив в гарем.

Практически с момента провозглашения независимости Греции от турок, началась реставрация и восстановление облика Афинского холма, а первая экскурсия по Афинскому Акрополю состоялась в конце XIX века.

Первое, о чем должен знать каждый турист, собравшийся увидеть собственными глазами достопримечательности Афинского холма, это то, что все стоящие на нем статуи и колонны – не оригиналы, а предмет трудов современных скульпторов, занимающихся реконструкцией. Чтобы увидеть настоящие скульптуры и все то, что находилось в храмах хотя бы со времен Перикла, ехать нужно не в Грецию, а в Лондон, Париж и Рим.

Находки археологов, являющиеся результатом работ с начала прошлого века, также не находятся под открытым небом. Они представлены в экспозициях музея Афинского Акрополя. Интересные факты об истории находок и их изучении, а также о курьезах на раскопках, расскажет местный экскурсовод.

Сегодня Афинский Акрополь это не только визитная карточка страны для туристов, и не просто холм, на котором можно осмотреть архитектурные полуразваленные достопримечательности, это целый историко-культурно-развлекательный комплекс, включающий в себя как и сам Акрополь, так и прилегающие к его холму памятники истории.

Территория комплекса открыта круглосуточно, более того, ночью жизнь здесь просто кипит. Хоть музеи по вечерам и закрывают до утра, но с наступлением сумерек включается изумительной красоты подсветка, а на холме Ареса собирается студенчество и молодежь со всего мира с гитарами и дешевым вином – к вниманию российской молодежи – пиво на этих тусовках не в чести.

Guillen Perez/flickr.com

В реконструированных руинах театра Диониса очень часто проходят выступления совершенно различного плана:

  • тут пели теноры с мировыми именами;
  • сюда приезжали различные лазерные и световые шоу;
  • здесь выступали простые уличные мимы в рамках различных фестивалей;
  • тут шли и идут спектакли греческих театров.

Эта площадка сохранила невероятную акустику и, безусловно, стоит занять место на полукруглой каменной скамье, которые, кстати, являются подлинными, поскольку театральную «яму», помнящую еще Сократа, раскопали только в прошлом веке, соответственно, растащить камни никто не успел. Театр Диониса и сегодня может вместить около 17 тысяч человек, все 67 рядов для зрителей полностью готовы их принять.

Carole Raddato/flickr.com

Помимо театра Диониса, есть еще одна историческая площадка, частично сохранившаяся со времен Перикла, а частично представляющая собой реконструкцию. Это – Одеон Герода Аттического, место, где проходили все городские собрания, где выступали политики, и где состоялось краткое обращение самого Перикла, по сути, сообщение гражданам о том, что последний перс покинул греческую землю, и пришло время для восстановления храмов на холме.

Robert Anders/flickr.com

Сейчас Одеон, так же как и при Перикле, рассчитан на 5000 человек, но внутрь можно пройти во время представлений лишь по билетам. Как правило, здесь выступают танцоры, например, достаточно часто приезжает с гастролями балет российского Большого театра.

Особого внимания при посещении комплекса заслуживает не до конца отреставрированный Эрехтейон. Этот большой храм, посвященный Посейдону и названный по имени царя Эрехтея, по утверждению мифов – сына бога морей, может похвастаться рядом реконструированных статуй и равномерной подсветкой в вечернее время, что открывает большие возможности для художественной фотографии.

Сегодня весь холм – огромная строительная площадка, причем реконструкция, реставрация и археологические изыскания ведутся одновременно и везде. Однако это выглядит очень аккуратно и ничуть не мешает ни туристическим автобусам с находящимися в них любопытными любителями древностей, ни самостоятельно прогуливающимся туристам, ни фотографам, ни выступающим артистам, ни кому-либо еще.

Как добраться?

Перед тем как добраться из аэропорта Афин ко входу в исторический комплекс, стоит подумать о том, что на осмотр всего что есть на холме и вблизи от него уйдет весь день, не считая того, что самое красивое и интересное здесь происходит после заката.

Brian Jeffery Beggerly/flickr.com

Поэтому, если приезжать непосредственно в Афины, стоит сначала определиться с отелем, но если нужно провести несколько часов между рейсами при транзите, тогда стоит воспользоваться одним из трех возможных способов покинуть аэропорт и посетить Афинский Акрополь:

  1. Автобус – его остановка находится между входами 4 и 5 аэропорта, номер X95, доехать нужно до конечной, до площади с громким названием SYNTAGMA. Билет стоит 5 евро, отходят автобусы каждые 20 минут, а плату за проезд принимает водитель. От площади нужно подняться в буквальном смысле вверх, пешком, по симпатичной брусчатке улицы Makrigianni. Заблудится невозможно – холм с Акрополем прекрасно видно и перепутать его с чем-то другим достаточно сложно.
  2. Метро – станция находится в самом аэропорту, ее просто отыскать по указателям, конечный пункт тот же – площадь SYNTAGMA. Ветка в аэропорту одна – синяя. Запутаться невозможно. Стоимость проезда – 8 евро, билеты в кассе метрополитена при входе на станцию. В греческом метро есть система «коллективного» билета и билета «туда-обратно». К примеру, билет «туда-обратно» стоит 14 евро, то есть, уже экономия в 2 евро. Чем больше едет людей вместе «туда-обратно», тем дешевле поездка. Доехав до площади можно или выйти и пройтись пешком по Афинским улочкам, или же пересесть на соседнюю красную ветку и проехать до станции ACROPOLI. То есть – до входа в музей и сам исторический комплекс.
  3. Такси – не самый бюджетный вариант, плюс только в том, что машина доставит прямо к ступеням входа в исторический комплекс. Стоянка таксистов расположилась между 2 и 3 входом в аэропорт. Стоимость составит 35 евро в дневное время, то есть с 5 утра до полуночи, и 50 евро для желающих прокатится ночью. Заказать машину к определенному времени можно через сайт .

Видео: империи из камня – Акрополь, Афины, Греция.

Сколько стоит?

Около Нового музея Акрополя останавливается экскурсионный «паровозик». Это обзорная экскурсия, очень интересная и, что самое главное, позволяющая определится с тем, куда стоит пойти в первую очередь. Цена «паровозика» 6 евро, длительность мини-тура – 60-70 минут.

Стоимость посещения отдельных памятников иногда меняется, это зависит от нагрузки на них со стороны археологов и реставраторов, к примеру, если здание закрыто для посещений, то после открытия билет будет дороже, чем был до закрытия.

Однако, все очень демократично в целом, например, посетить стадион Панатинаикос, где проходили античные Олимпийские игры и другие состязания атлетов, стоит 3 евро. Заказать экскурсию с посещением Акрополя можно с помощью портала .

Входной общий билет в комплекс стоит 12 евро, действует 4 дня с момента покупки, и включает право на посещение:

  • театра Диониса;
  • храма Зевса;
  • развалин библиотеки Адриан;
  • древнего античного кладбища – Керамик;
  • Парфенона;
  • Агор, как классической, так и поздней, так называемой римской.

В любой момент осмотр можно прервать и спуститься от входа в комплекс на утопающую в зелени и ресторанчиках на любой бюджет и вкус улицу Mnisikleous, с направлением ошибиться невозможно, нужно ориентироваться на виднеющуюся гору Ликавиттос, с которой улица и соединяет исторический комплекс Акрополя.

Перекусив, можно вернуться к осмотру, или же просто пойти гулять, ведь билет в Акрополь действителен четыре дня, неограниченное количество раз, такое «ограничение» делает посещение комплекса исключительно удобным и позволяет не устать при осмотре.

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

/ Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

(греч. Ακρόπολη Αθηνών; англ. Acropolis of Athens)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Как добраться: ближайшая станция метро Akropolis . Афинский Акрополь невозможно не заметить, он находится в самом сердце города, и виден, практически, из любой точки Афин. Большая часть Афин весьма плоская, и над городом доминируют всего две скалы, на одной из которых и расположился Акрополь. Добраться до Акрополя из центра города можно и пешком. Для этого надо выбрать, в качестве ориентира, большую пешеходную улицу – Dionysiou Areopagitou. Нужно идти по ней прямо и никуда не сворачивать, постепенно поднимаясь в гору, в результате упретесь в наиглавнейшую греческую достопримечательность.

Афинский Акрополь является не только древнейшим культурным памятником Греции, но и всей мировой цивилизации, в целом. Слово «Акрополь» состоит из двух основ: «acro» – «верхний» и «polis» – «город». «Верхний город» расположен на природной известняковой скале высотой 156 м, с плоской вершиной, откуда открывается восхитительный вид на Афины, и имеет крутые склоны со всех сторон, кроме западной. Это была укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города. Акрополь, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, занимает площадь, приблизительно, в 3 га.

Акрополь весь был поделен на священные участки, на которых располагались храмы, святилища и жертвенники, посвящённые различным богам. Он, также, был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя.
В середине VII века до нашей эры, на Акрополе, появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новыми были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). После победы под Марафоном в 490 году до нашей эры было решено создать на Акрополе, рядом с древним храмом Полиады, новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, и имел всего 6 колонн. Однако, постройки так и не были завершены, так как персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя.

Карта Афинского Акрополя

В 450 году до нашей эры, при Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе, по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447 - 438 года до нашей эры), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь (437- 432 года до нашей эры), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, между 449 - 420 годами до нашей эры), храм Эрехтейон (421 - 406 года до нашей эры). Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.


Фидий – афинский скульптор (около 490 - около 430 года до нашей эры), выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководил всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Он подвергся суду, за якобы присвоенные, во время строительства Акрополя, драгоценные материалы и безбожие, и был вынужден покинуть Афины, и перебраться на Пелопоннес, где создал ещё ряд знаменитых творений.


В последующие столетия Акрополь сильно страдал от различных войн и буйной истории, разворачивающейся на этой территории. В 1205 году Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d"Athenes. В 1456 году Афины завоёваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 году, после попадания ядра с венецианского корабля, взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, а при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры с храма, несколько статуй были разбиты. Но несмотря на то, что произведения искусства Акрополя пережили многие природные катастрофы, они не смогли перенести акты вандализма лорда Элджина, посла Британии в Константинополе. Он разграбил, практически, всю коллекцию статуй, ваз, памятников и бесценных артефактов и вывез из Греции.


Сегодня культурные ценности Акрополя тщательно берегут и охраняют, и, пожалуй, главный враг этого мирового сокровища – загрязнение атмосферы, которое негативно сказывается на мраморе. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов, произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Но противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями, а подлинники хранятся в Музее Акрополя.


Широкая зигзагообразная дорога идёт от подножия холма к единственному входу. Это знаменитые Пропилеи – парадный вход в Акрополь, представляющей собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом, боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему – проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437 - 432 годах до нашей эры. Как и прочие сооружения Акрополя, ворота Пропилеи были разрушены персами и восстановлены в эпоху Перикла, хотя окончательно стройка так и не была завершена из-за угрозы Пелопонесской войны.


Слева к Пропилеям примыкает здание Пинакотеки – картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. В Пинакотеке были развешаны ковры, на которых уставшие, после подъема на холм, люди могли отдохнуть.


К юго-западному крылу Пропилей примыкает необыкновенно изящный мраморный храм – Храм Ники Аптерос , построенный архитектором Калликратом. Его возведение проводилось в 427 - 421 годах до нашей эры. Стоящий на трёхступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, а также, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон).


Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».


Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Он был возведен по приказу Перикла в 447 - 438 годах до нашей эры, на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер с 17 колоннами по длинным сторонам, и с 8 – по торцевым.


Недалеко от северо-западной стены Акрополя располагался царский дворец, а после его разрушения, почти на этом же месте был воздвигнут храм Гекатомпедон, посвящённый покровительнице города – Афине. Греки так высоко почитали эту богиню, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в возведении этого храма. Но во время греко-персидских войн (480 - 479 года до нашей эры) Гекатомпедон был разграблен и сожжён по приказу персидского царя Ксеркса.


Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон , который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 421 - 406 годах до нашей эры, и стал местом поклонения афинян. Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин – Эрехтею, давшему название храма.


Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами – женщинами из небольшого городка по названию Кария, которые славились своей исключительной красотой. Турки, захватившие в своё время Афины и не допускавшие, по своим мусульманским убеждениям, изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Ограничились тем, что стесали лица девушек.

На вершине флагштока, расположенного на самой высокой точке холма, стоит греческий национальный флаг. В период 2-й Мировой войны, когда немцы захватили Грецию и Афины, Константиносу Кукидису, эвзону, охранявшему флаг, был дан приказ снять его. Константинос подчинился, снял флаг, и, обернувшись в него, сбросился вниз со скалы, и насмерть разбился. А в ночь на 31 мая 1941 года пара восемнадцатилетних афинянин, Манолис Глезос и Апостолис Сантас, пробрались на вершину Афинского Акрополя и сорвали висевший там флаг с немецкой свастикой. В наши дня, ежедневно, в 6:30 утра специальный отряд греческих солдат осуществляет подъём флага над Афинским Акрополем, а на закате на холм поднимается другой отряд пехотинцев, который спускает флаг на ночь.


У подножия Афинского Акрополя стоит древний многоуровневый театр, в котором, каждый летний и осенний вечер, раздаются звуки пения и музыкальных инструментов, так как, в это время там проходят представления классических драм, игры симфонических оркестров, танцевальные программы и оперы. Одеон Ирода Аттика , более знаменитый под названием Иродейон, был сделан в форме полукруга, радиус которого составляет 80 метров, а его вместительность настолько высока, что там может уместиться до 5 тысяч человек.


Колоннада Эвмена была одним из самых больших сооружений, находившихся на южном склоне Афинского Акрополя. Её длина составляла 162 метра. Данное сооружение было возведено могущественным царём Пергама – Эвменом II (198 - 160 годы до нашей эры). Колоннаду построили из сложенных друг на друга камней, привезённых с острова Порос, а также, из пергамского и гиметтского мрамора. Она простирается от прекрасного Театра Диониса, и на сегодняшний день достигает Одеона Ирода Аттика.


На южном склоне Акрополя располагается древнейший из известных, на сегодняшний день, театров – театр Диониса . Легенда гласит, что афиняне убили Диониса, когда тот впервые прибыл в Аттику и угостил местных жителей вином. Изначально театр был деревянным, а спустя век, ступени для сидения зрителей заменили на каменные, и построили постоянную сцену.


Почти 60 лет велись раскопки на Одеоне Перикла, открывшие миру прекрасное большое здание с огромным количеством колонн Афинского Акрополя. Работы в этом месте проводили Кастриотис (1914 - 1927 годы) и Орландос (1928 - 1931 годы), а результатом этих раскопок стало появление северной части здания и пяти колонн, которые находились на юго - восточном углу.

Реставрация уникальных ценностей Афинского Акрополя и вмешательство в структуру их материала, требует высочайшей ответственности. Здесь требуется опыт полевых работ, очень глубокие знания данной области, знание основ консервации и основ реставрации, постоянное внимание, в проведении технических работ с предметами архитектуры, умение правильной демонстрации своих находок на музейных площадках. Ещё много лет пройдёт до того момента, когда все работы буду закончены, но именно тогда, Афинский Акрополь, со всеми своими древними памятниками, предстанет перед нашими потомками во всей своей эллинской красоте.


Акрополь стал доступен и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного Олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжении министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса, на северном склоне. К северу от основного входа находится особый вход, через который человек в инвалидном кресле, и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа.


Акрополь возвышается над всеми Афинами, поднимающийся, над холмом, Парфенон, в древности, можно было видеть из любого конца Аттики, и даже с островов Саламин и Эгина. Акрополь был известен как знаменитый культовый центр, и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин, как самого прекрасного города на земле. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры, и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Поделиться: