Презентация православный храм для дошкольников. Первое знакомство с православным храмом. Устройство храма и правила поведения в нем. Здесь он просит все, что нужно





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Всем известно, что впервые войти в незнакомое помещение сложно, тем более в православный храм. На классном часе можно провести виртуальную экскурсию по храму, рассказать, как он устроен, как себя вести войдя в храм и этим помочь переступить его порог.

Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.

Представленный материал не претендует на всю полноту раскрытия этого большого и сложного вопроса, а представляет лишь конспект первого знакомства.

Слайд 3

Храм предназначен непосредственно для верующих.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Слайд 4

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Слово "алтарь " значит возвышенный жертвенник.

Алтарь - место сугубого пребывания господа Иисуса Христа.

Слайд 5

Алтарь возвышается над средней частью и отделяется от храма иконостасом.

Слайд 6

Алтарь в храме Христа спасителя.

Слайд 7, 8

Главная святыня храма - ПРЕСТОЛ особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица, возвышающийся посреди него.

Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Слайд 9

Антиминс - главный священный предмет храма, освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого.

В первые века христианства литургия всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Слайд 10

На престоле таинственно, невидимо присутствует cам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

Слайд 11

На алтаре, у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником . Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда (проскомидии) на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (символ крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды Вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Слайд 12

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом ” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея и фланкированное сопрестолиями (симметричные скамьи, примыкающие к внутренней восточной стене алтаря по обе стороны от горнего места).

Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница , хранятся: кадильница , дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Слайд 13

Иконостас

Отделяет алтарь от остального храма иконостас . Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое:

  • Нижний ярус, или ряд, называется местным , потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.
  • Второй от низа ряд может быть праздничным , в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
  • Третий ряд - это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.
  • Четвертый ряд - пророческий . В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
  • Пятый ряд - праотеческий . Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

Слайд 14

Если мы войдем в Храм Христа Спасителя через западные двери, то увидим, прежде всего, алтарь с иконостасом. Главный иконостас Храма - это восьмигранная часовня из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора, сложнейшей резьбой по камню. В работе использован каррарский мрамор из Италии, отечественные камни лабрадорит, красный гранит, порфир, яшма.

Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, суживающимся кверху и заканчивающимся главой, напоминающей одну из глав Покровского собора. Огромное внутреннее пространство под куполом Храма как бы символически олицетворяет Красную площадь - центр Москвы и России, хранимой Христом Спасителем.

Иконостас состоит из четырех ярусов, предназначенных для размещения икон. Внутри находится престол. Свод иконостаса-часовни возвышается над третьим, а бронзовый позолоченный шатер - над четвертым ярусом. С лицевой его стороны имеется пролет для Царских врат. Высота уникального иконостаса составляет вместе с шатром 26,6 м. Он выше шестиэтажного дома.

Слайд 14

Новый иконостас в ските на ВАЛААМЕ

Слайд 15

Средняя часть храма

эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный освященный, обоженый.

Слайд 16

В центре храма всегда находится икона праздника, или, как ее еще иногда называют, Праздничная икона.

Она находится на аналое (специальном столике с наклонной крышкой). По этой иконе легко узнать, какой праздник чествуется в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, в большие праздники – икона празднуемого события. В обычный день – икона месяцесловная (обычно маленького размера), то есть показывающая святых этой недели, а то и календарного месяца.

Можно вместо одной иконы (в центре храма) иметь всегда две. На одной будет икона праздника, а на другой – икона того святого (или Господа, или Божией Матери), в честь которых освящен храм.

Слайд 17

В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину - в рост человека.

Голгофой называется изображение Распятия Христова. Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.

Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.

Слайд 18

В средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с кануном (каноном) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием.

Слайд 19

Притвор – это преддверие к храму.

Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землёй.

Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные.

Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину. Если в древности притвор отделялся от храма глухой стеной, сегодня притвор – часть храма.

Источники

1. Фотоальбом священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/

2. “Азбука православия” познавательный видеофильм. Студия Анастасии Дадыко “Интересное кино”.

3. Архитектура храма http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml

4. Александр Петров. Устройство православного храма http://ourways.ru/article/article-24.html

ПЕРВОЕ
ЗНАКОМСТВО С
ПРАВОСЛАВНЫМ
ХРАМОМ
Устройство храма и правила
поведения в нем.

Если вы идете в храм только для того, чтобы
ознакомиться с ним или сотворить личную молитву и
поставить свечу, то следует выбирать время, когда в
храме не совершается богослужение.

Вы собрались посетить православный храм, значит
нужно подумать и о соответствующем внешнем виде.
Главное в одежде - чтобы
она не смущала никого и не
привлекала
к
себе
пристального внимания. Это
дом молитвы и ничто не
должно от нее отвлекать.

В храме должно соблюдать тишину. Недопустимы громкие
разговоры. Мобильные телефоны в храме следует
переключить на вибросигнал. Если все же необходимо
поговорить по телефону, то следует выйти из храма.

У этих молодых людей случилось
горе, поэтому они ведут себя не
совсем
традиционно.
Во
внебогослужебное время такое
возможно,
во
время
же
богослужения, когда храм полон
молящихся,
лучше
не
обнаруживать свои чувства и
вести себя благообразно.

Мы как-то по умолчанию начали употреблять слово храм.
Но что это за слово? И что значат слова церковь, собор?

Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи.

Храм
может
иметь
любую форму. Наиболее
распространена форма
храма в виде корабля.

Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные
символы, иные богословские истины. Он может быть
построен в виде круга (символ вечности), креста (символ
спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника
(символ ковчега спасения) или иной фигуры.

Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской
- это обычно луковка или маковка. Здесь пять куполов
символизируют Христа и четырех Евангелистов.

На куполе - обязательный крест,
символ нашего Спасения.

Колокольня находится рядом с
храмом или пристроена к нему.

колокольня
храм
притвор
паперть
Смотрим строение храма.
алтарь

Храм всегда обращен
алтарем на восток, так
как восточная сторона
с древности считалась
местом обитания Бога.
В
З
алтарная
аспида
вход
На востоке был рай (Быт.2,8); Господь Иисус Христос как Солнце
Правды (Мал.4,2) приходит с востока и Сам именуется Востоком
(Зах.6,12; Пс.67,34) или Востоком свыше (Лк.1,78).

Подойдем поближе. Площадка
перед храмом, на которой стоят
люди, называется папертью.
Слово паперть происходит
от старославянского слова
пьрть – дверь, а приставка
па означает не. Таким
образом,
буквальный
перевод слова паперть –
еще
не
дверь,
т.е.
преддверие.

Сегодня большие паперти напоминают о том
времени, когда у храмов сидело множество
нищих и калек, просивших подаяние.

В средние века на Руси паперти строили большими
также потому, что существовала практика наказывать
грешников епитимьей молиться на паперти.

Над входом в храм находится икона Иисуса Христа, которая
говорит о том, что место это - свято. Поклонившись перед
ней, не спеша трижды осеняем себя крестным знамением.
Мужчины и мальчики снимают при этом головной убор.

По старинным русским традициям перед входом в храм
полагалось три земных поклона, то есть человек вставал на
колени и касался головой земли. Сегодня эта традиция
сохранилась лишь в некоторых монастырях.

В храм человек входит через притвор. Притвор - это
небольшое пространство между дверью и самым
храмом. Теперь это место стало проходным; но в
древности притвор играл громадную роль.

Если в древности притвор отделялся от храма глухой
стеной, сегодня притвор – часть храма. В притворах теперь
часто устраиваются свечные или книжные лавки.

Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально
предназначенном для того месте – притворе, а не в самом
храме, следует сохранять благоговение и тишину.

Если церковная лавка находится вне здания храма или в
притворе, отделенном от самого храма стеной, то имеет
смысл сразу приобрести свечи и написать записки.

Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой
живет и действует Живой Бог. Здесь нужно опять
трижды осенить себя крестным знамением со словами:
«Боже, милостив буди мне грешному».

Если церковная лавка находится в притворе,
архитектурно не отделенном от храма, то приобретение
свечей и написание записок стоит отложить и сразу
пройти в центр храма, к Иконе праздника.

На середине любого храма лежит икона, которую
называют Праздничной иконой, или Иконой праздника.
По этой иконе очень легко определить, какое событие
сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.

Подойдя к иконе, и снова трижды
перекрестившись, ее целуют.

Теперь, как бы «поздоровавшись», можно совершать
свои прошения к Богу и святым. А именно, ставить
свечи о здравии и о упокоении близких нам людей.

Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно
помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой.
Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является
знаком и выражением нашей собственной молитвы.

Самый правильный вариант – зажечь свечу и
постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже
потом можно поставить ее на подсвечник.

В храме не молятся вслух, если, конечно,
в молитве не участвуют все верующие.

Теперь можно оглядеться. За иконой праздника, возле
которой стоят подсвечники, видна небольшая ступенька на
площадку – это солея.

Миряне из благоговения на
солею не ступают. Также не
стоит без нужды проходить
между аналоем с иконой
праздника и солеей.
Солея символизирует огненную реку, отделяющую мир
от Небес (храмовое пространство от алтаря). Заходить
на нее можно только священно-церковнослужителям,
или особо благословленным на то людям.

амвон
Центральная часть солеи называется амвон (в переводе
с греческого – «возвышенное место»).

С амвона читается во время Божественной
литургии Святое Евангелие, произносятся ектении,
отсюда священник проповедует…

Пространство храма от алтаря отделяет иконостас. Здесь
мы видим традиционный русский иконостас из 5 рядов.

Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и
духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в
своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников.
Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится
вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.

Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов.
Обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией
Матери, а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Это Царские врата. Они называются так потому, что во
время богослужения из них для Причащения верующих
выносят Чашу с Телом и Кровью Царя царей – Господа.

алтарь
престол
Мы видим иконостас с отверстыми Царскими вратами. За
ним скрывается алтарь - самое святое пространство
храма. Посторонним сюда вход не разрешен, но даже
священнослужитель, войдя в алтарь, должен сделать три
земных поклона у престола.

иконостас
Голгофа
Справа от иконостаса у стены стоит Распятие.
Традиционно его называют Голгофа.

Возле Голгофы обычно стоит столик – канун, где ставятся
свечи за упокой близких. Молимся об усопших…

…а затем ставим свечи на канун.

Иногда канун ставится отдельно от Голгофы в
другой части храма или в притворе.

На стенах храма - иконы, лампады, фрески… Храм
изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но
не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу,
вовлеченный в молитву и благочестие.

Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен
храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени
исполнил заповедь о святости. «Освящайте себя и
будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев.20,7).

Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми
картина, иллюстрация, как говорят протестанты. Икона –
выражение самого высокого богословия. Сам Господь
подтверждает это, совершая через иконы множество чудес.

Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или
святого, человек обращается к первообразу, то
есть к тому, кто изображен на иконе.

В храмах существует множество икон, и православные
христиане любят, остановившись, молиться перед иконой.

Эта мама объясняет маленькому ребенку, что делает. Пусть ребенок пока
не понимает, зачем ставится свеча, зачем мы обращаемся к святым, но на
подсознательном уровне все это закладывается. Ребенок, с младенчества
выросший при храме, при церковных обрядах, всегда будет чувствовать
связь с этими древними и милыми выражениями любви к Богу.

И еще. От наших свечей подсвечники оказываются залиты воском, и,
чтобы их очистить, нужно приложить немало сил. Не осуждайте
старушек-служительниц, сделавших вам замечание по какому-либо
поводу. Покройте их слова, даже если они не совсем корректны,
любовью. И по всем духовным и богословским вопросам обращайтесь
не к старушкам в храме, а к священнику.

Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На
самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери.

Перед иконами горят лампады.

Эта икона прославилась множеством чудес, о чем говорят
изобильные приношения к иконе в знак благодарности
(цепочки, крестики, медальоны и проч.)
Владимирская
икона Божией
Матери в
соборе
Владимирской
иконы Божией
Матери в СанктПетербурге.
Перед чтимой иконой может гореть множество
лампад. Это своего рода знак сугубой чести.

Кроме икон в храмах часто хранятся различные святыни.

Это - ковчег, в котором находятся частицы множества
древних и новых святых. Благоговейно помолившись,
можно приложиться (поцеловать) к ковчегу.

Если есть очередь к святыне (плащанице, иконе, мощам и
проч.), молиться следует, пока стоишь в очереди. Когда
подойдет очередь прикладываться, нужно перекреститься
(один раз), благоговейно облобызать святыню и отойти,
никого не задерживая.

Существует благочестивый обычай, поцеловав святыню, на
секунду приложиться к ней лбом: в просвещение разума.

Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено
изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он
ласково и одновременно державно наблюдает за нами.

Христос благословляет верующих священническим
благословением. Окружают Его Ангелы, которые не
дерзают поднять взгляд на Господа.

А эта замечательная люстра со множеством лампад называется
паникадило. Это наше название – искаженное греческое
поликанделион, что переводится как многосвечие.

Множеством огней паникадило символически
означает Небесную Церковь как созвездие -
собрание людей, освящённых благодатью
Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.

Самые древние паникадила называют хоросами.
Они выглядят как металлическое или деревянное
колесо, подвешенное на цепях к куполу храма. По
окружности колеса ставятся лампады или свечи.

У выхода из храма на балконе устроены хоры.



поклон и выходим из храма.

Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды
осеняем себя крестным знамением, совершаем
поклон и выходим из храма.

В следующий раз мы посетим православное
богослужение и разберем, как вести себя и что
означают те или иные действия.

Устройство православного храма

ПЛАН:

1. У стройство храма.

2. В алтаре.

3. Средняя часть храма.

4. Притвор.

5. Источники.

Все строения в мире возводятся для людей, и только одно строение созидается в честь и славу Бога – это ХРАМ.

УСТРОЙСТВО ХРАМА

Самая главная часть храма алтарь.

Слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник.

Алтарь - место сугубого пребывания господа Иисуса Христа

УСТРОЙСТВО ХРАМА

Алтарь возвышается над средней частью и отделяется от храма иконостасом

УСТРОЙСТВО ХРАМА

АЛТАРЬ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В АЛТАРЕ

Главная святыня храма - ПРЕСТОЛ особо освященный четырехугольный стол

В АЛТАРЕ

В АЛТАРЕ

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого

Без антиминса нельзя совершать Божественной литургии (слово "антиминс" греческое, значит "вместопрестолие").

В АЛТАРЕ

На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужи - тели.

В АЛТАРЕ

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол. Этот стол называется жертвенником.

Святая Чаша, Дискос, Звездица, Копие, Лжица, Плат

В АЛТАРЕ

За престолом стоит семисвечник, т.е. подсвечник с семью

лампадами, а за ним запрестольный крест и запрестольный образ Матери Божией.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом

ИКОНОСТАС

традиционный русский иконостас из пяти рядов

ИКОНОСТАС

Главный иконостас Храма Христа Спасителя

Новый иконостас в ските на ВАЛААМЕ

ИКОНОСТАС

эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный освященный, обоженный

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА

В центре средней части храма должен постоянно стоять аналой (или налой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА

В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы - большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину- в рост человека.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА

В средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с кануном (каноном) - четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА

УСТРОЙСТВО ХРАМА

Притвор – это преддверие к храму.

Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землёй.

Это мир людей.

В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные

ИСТОЧНИКИ:

1. Фотоальбом священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/

2. «Азбука православия» познавательный видеофильм.Студия Анастасии Дадыко «Интересное кино»

  • АРХИТЕКТУРА ХРАМА http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml
  • Александр Петров. Устройство православного храма http://ourways.ru/article/article-24.html

Храм – это освящённое здание, в котором собираются верующие для молитвы Богу. Большие храмы крупных городов называются соборными или просто соборами. Храмы завершаются главами (куполами), увенчанными крестами - для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте.


Храмы могут иметь Одну главу – в честь единого Бога; Одну главу – в честь единого Бога; Три главы – в честь Святой Троицы (очень редко, такие церковные здания уникальны); Три главы – в честь Святой Троицы (очень редко, такие церковные здания уникальны); Пять глав – в честь Спасителя и 4-х евангелистов;Пять глав – в честь Спасителя и 4-х евангелистов; Семь глав – в честь 7 церковных Таинств и 7 Вселенских соборов;Семь глав – в честь 7 церковных Таинств и 7 Вселенских соборов; Тринадцать глав – в честь Спасителя и 12 апостолов.Тринадцать глав – в честь Спасителя и 12 апостолов. 33 главы 24 главы






Внутри храм, как правило, разделяется на 3 части: 1 часть от входа – притвор;1 часть от входа – притвор; 2 часть – средняя – предназначена для молящихся;2 часть – средняя – предназначена для молящихся; 3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь.3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь. Алтарь символизирует духовное Небо, рай, место особенного пребывания Божия.


Алтарь В центре алтаря находится Престол – главная святыня храма. Это место особенно благодатного присутствия Всережителя. Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом, который состоит из 1 или нескольких рядов икон. В нём делается трое дверей. Централь, состоящие из 2-х створок, именуются Царскими вратами, потому что через них во время Божественной литургии походит Царь Славы – Христос.


Иконостас В самом нижнем ряду иконостаса помещаются иконы Спасителя и Божией матери. Храмовая икона с изображением святого в честь которого храм именуется. Во 2-ом снизу ярусе помещаются иконы двух праздников. В 3-ем ряду – иконы апостолов, ангелов и святых. В 4 ряду – иконы ветхозаветных пророков. В 5 ряду – иконы ветхозаветных прародителей рода человеческого. Верх иконостаса венчает крест.




Перед иконами устанавливаются лампады – масляные светильники, а также подсвечники, на которые ставятся свечи. Перед иконами устанавливаются лампады – масляные светильники, а также подсвечники, на которые ставятся свечи. В центре храма ставится высокий наклонный столик – аналой. Здесь обычно располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события.


Канун Особое место в храме отводится для поминовения усопших. Оно называется канун и представляет собой 4-х угольный столик с изображением Распятия и ячейками для поставления свеч о упокоении. Рядом столик для продуктов, которые приносят верующие в храм для пожертвований. Канун располагается в левой стороне (от входа) средней части храма.




Приходя в храм, мы часто видим на пороге храма знакомых нам людей, соседей. Они не входят туда только потому, что им незнакомы самые элементарные правила поведения в храме. Об этом пишет свои стихи игумен Виссарион из Троице-Сергиевской Лавры, легко рассказывая о совсем не простых вещах. Давайте взглянем на эти простые правила, чтобы убедиться, правильно ли мы себя ведём в храме.


Памятка Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, О всём мире помолись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай, Не гляди по сторонам: Не полезно это нам. Хоть старушка, хоть девица – Не посматривай на лица, Очи в землю опусти, О грехах своих грусти. Со смиреньем, как мытарь, На святой взирай алтарь, Где Дух Божий обитает, Благодатью нас питает.


Памятка Слушай пение и службу, Разорви с бесами дружбу, Козни их не принимай, Слову Божию внимай. И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещанье дать христу, Что исправиться намерен, И пребудь обетам верен. Даром время не губи, Службу Божью полюби. И пока душа в груди, На молитву приходи.

Поделиться: