Классный час "подросток в обществе". Классный час на тему:"Легко ли быть подростком?" Сколько в группе признанных лидеров




Легко ли быть подростком? Подростковый период Младший подросток Старший подросток лет лет Черты подросткового возраста: Серьезные изменения в организме (резкое увеличение роста, массы тела и т.п.); Резкая смена настроения, противоречивое поведение; Критичное отношение к своей внешности; Быстрая утомляемость, усталость. Стремление к самостоятельности. Особенно важно: Соблюдение режима дня; Занятия спортом, подвижность, здоровый образ жизни.


Отрочество – пора мечтаний Уч-к, стр Д/з: §3, РТ 3/3-5


Самостоятельность – показатель взрослости Всегда ли самостоятельность – приносит пользу? Уч-к, стр


Самостоятельность это - Стремление все делать по-своему, наперекор разумным советам старших. Никогда не признавать своих ошибок, даже если не прав. Пробовать все, что запрещают взрослые. Что хочу, то и делаю! Умение самостоятельно принимать важные решения, правильно оценивать результаты своего труда, отвечать за свои поступки. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых. Умение заслужить доверие взрослых. или Выбери




Проверь себя Почему принято считать подростковый возраст переходным? Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов? Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством? Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами? Домашнее задание: §3, РТ 3/6,7,8


§4. Познай самого себя Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Вспомни! Что такое личность? Какие потребности и способности есть у человека? Что значит найти себя? «Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью». Л.Н. Толстой


Я сам! Познание мира и себя Уч-к, стр Все ли я успел в жизни? Что хорошег о я сделал людям? Кто я? Каков я? Для чего я живу? Познание самого себя – это - исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать; - изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей; - понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»).


Исторически сложилось так, что стремление человека узнать себя и оценить свои способности было не только результатом развития его пытливого ума и природной любознательности, но и естественной необходимостью и важнейшей потребностью, условием выживания человека и приспособления к окружающей действительности. Путешествие в прошлое, стр. 38. Вспомни, как воспитывали молодых людей в Спарте.


Что такое самосознание Самосознание - это сознание, направленное на себя самого. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности. завышенная правильная заниженная Помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности Сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от своей деятельности Характеризуется переоценкой своих данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежением чужим мнением Уч-к, стр.39 (3-й абзац) - 40


Что нужно, чтобы оценить себя правильно? Важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других, объективно относиться к своим успехам и неудачам, порицанию и похвале, не терять уверенности в себе, научиться видеть и оценивать себя, ощущать собственный рост, развитие, перемены в себе.




На что ты способен Уч-к, стр Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать их.


Уровень развития способностей личности отражают понятия таланта и гениальности Талантом называют способности, позволяющие получать продукт деятельности, отличающийся новизной, своеобразием, высоким совершенством и общественной значимостью. Важный спутник таланта – труд. Талант – это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Не стоит дожидаться, когда проявятся твои способности и дарования или сложатся более благоприятные условия для их реализации. Если есть мечта, верь в свои способности, старайся всеми способами их развивать и уверенно двигайся к своей цели. Дорогу осилит идущий! Жил на свете человек, стр.42


Учимся узнавать и оценивать себя уч-к, стр Проверь себя Зачем человек познает себя? Влияет ли самооценка на поведение человека? Нужно ли сравнивать себя самим собой и другими? Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать? Как найти дело по душе? Домашнее задание: §4, РТ 4/1,2,3,5,6,8

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.

С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!

Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!

А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен.

Влияет ли религия на детский суицид?

В жизни современных людей значительное место занимает религия. И, казалось бы, именно она должна помочь предотвратить самоубийства среди детей. Но в некоторых случаях, как раз является косвенной причиной. Дело в том, что многие родители абсолютно неправильно доносят до своих детей религиозную информацию. Или рассказывают слишком много для определенного возраста, или плюс к этому в виде воспитательных мер практикуют телесное наказание.

Очень часто можно наблюдать, что в религиозной семье, независимо от того, христианская это семья, или мусульманская, дети могут получать лишь информацию, имеющую отношение к религии. Притом ребенку запрещено смотреть даже телепередачи для детей, программы мультфильмов. Запрещено читать книги, которые бесполезны, и не нужно посещать школу, потому что там все «фальшивое». Излишне религиозные родители постоянно внушают, что жизнь на земле – это иллюзия. Настоящая жизнь предстоит в загробном мире.

Неустойчивая детская психика такова, что разум ребенка начинает протестовать против жизни в обычном ее проявлении. И он может захотеть отправиться в загробную жизнь, потому что уверен, что там намного лучше. Следует помнить, что любая религия должна быть преподана ребенку правильно, и ни в коем случае недопустимо делать перегибы в ту или иную сторону, так как подобное восприятие значительно осложняет детскую жизнь.

В реальности, религия должна помогать ребенку учиться правильно жить в чрезвычайно сложном мире, чтобы не терялась духовная часть существования любого человека. Таким образом, он всегда сможет правильно оценивать любые жизненные ситуации, преодолевать трудности, и легко идти по жизни, помогая другим людям выбрать правильный путь.

С подростковым возрастом у детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество проблем подростку.

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей – далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством вредных привычек. Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения.

Совет. При выборе способа разрешения сложившейся ситуации учитывайте: причины возникновения ситуации; индивидуальные возрастные особенности обучающихся; прогнозируемые результаты воздействия.

Пример задания и его решения.

Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

1 вариант – неконструктивный, антипедагогический: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п.

2 вариант – недостаточно конструктивный, необоснованная реакция педагога: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.

3 вариант – конструктивный вариант реагирования с обоснованием: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом вы испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложить выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций.

Предлагаю всем нам вместе попробовать решить некоторые из предложенных педагогических ситуаций.

1. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»

Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

2. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.

Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»

Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были».

3. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

"Имена" чувств.

Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей.
Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.
Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.
В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.
В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня.
Можно по 5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства.
Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

"Имена" чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

В новой компании

Среди друзей

В других местах (где?)

Обычно

2.Радость

Сегодня

3.Восторг

У детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей - далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

Сценарий классного часа «Посмотри вокруг»,

посвящённого Дню пожилых людей

1класс

Задачи: - воспитание чувства уважения к старшему поколению, внимания к окружающим, толерантности,

Развитие умения вести беседу по поставленной актуальной проблеме

Из истории Дня пожилых людей.

Посмотрите вокруг… Нас окружает множество людей разных национальностей, возрастов, профессий. И все мы живём в одном мире, значит, просто обязаны жить в мире. Известно ли вам, чем отмечен день 1 октября?

1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной.

Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий.

Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

Традиция почитания старших.

Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

III этап. Пожилой человек в нашем обществе.

1-й ведущий: Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?

Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравственность, к счастью, он единичен. Но разве словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе возможно такое и как преодолеть неуважение к окружающим?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме).

Военное прошлое наших стариков.

Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?

Пожилой человек в семье.

У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать о их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости, опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме. Можно провести ролевую игру, где представить часто возникающие проблемные ситуации взаимоотношений со стариками. Ситуации предлагают сами дети или учитель, а потом их совместно анализируют).

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Это потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство.

Старость как предмет исследования учёных.

Психологи, физиологи изучают возрастные особенности каждого периода жизни человека, чтобы помочь ему понять себя и окружающих. Отдельно исследуют и такое явление, как старость. Прислушаемся к мнению учёных.

Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, высшего уровня личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, - разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния. Помните об этом. Посмотрите вокруг. Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям не только 1-го октября, но и каждый день, ведь они нуждаются в нашей заботе. А ещё помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, чтобы окружающие относились к вам.


Классный час: « Легко ли быть подростком?»

Особенность молодежи в том, что она хочет все блага и непременно сейчас и без особых усилий. В. Зубков

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. Г. Ибсен

Цель: Уметь самоопределяться в различных жизненных ситуациях на основе осознания своих собственных качеств и самооценки поступков

Задачи:

    Формировать позитивное отношение к жизни, побуждать подростков к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию, способствовать формированию положительного нравственного климата в коллективе.

    Развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников.

    Увидеть преимущества и недостатки подросткового возраста. Попытаться решить проблемы, выявленные ребятами.

    Осознать необходимость умения управлять своими чувствами, желаниями, характером и темпераментом.

    Понять алгоритм действия в нестандартной ситуации:

Изучи ситуацию и людей, в ней оказавшихся Планируй свои действия с ориентацией на положительный результат Произведи действие в соответствии с планом Оцени свои действия по результату

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Легко ли быть подростком?»

Тема нашего классного часа: «Легко ли быть подростком?»

Сегодня мы поговорим о таком периоде в жизни человека, который принято называть подростковым.

Некоторые считают, что это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период.

2. Кто такие подростки? Дайте, пожалуйста, своё определение.

Составляем коллаж на доске (Представить коллаж в конспекте)

(Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет).малолеток, малец, парнишка, отрок, юнга, мальчик, тинейджер

несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

подросток)

Подросток – это мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет

Подросток – это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

3. Некоторые считают, что подростковый возраст - это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период в жизни каждого человека.

Давайте все же разберемся в этом.

Как вы считаете?

Есть ли у вас проблемы? Какие? Какие вообще в подростковом возрасте могут быть проблемы?

Почему они возникают?

(Одни проблемы заключаются в самом подростке, проблемы со стороны окружающих)

    Попытаемся выявить отличительные черты подростков от других возрастных групп людей и круг проблем, волнующих сегодняшних подростков.

Предлагаю 1-й и 2-й группе написать все положительные стороны подросткового возраста, а 3-й и 4-й группам – все отрицательные.

4 . Защита своих работ

Предполагаемый результат:

непонимание со стороны взрослых лень

отсутствие денег здоровье

проблемы в школе субкультуры

проблемы в семье вредные привычки

отсутствие свободы хобби

Отриц.стороны сущ и их не мало.

кто может снять это проблемы? как?

Легко тому, кто умеет решать эти проблемы

8. А теперь давайте попробуем решить проблемы, которые мы с вами определили.

Еще один ватман и на нем: «Решение проблем»

(каждый называет, выходит и записывает на ватмане)

Возможно ли решить эти проблемы самостоятельно или все же нужна помощь взрослых? Родителей, учителей, старших наставников?

Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избежать этих проблем?

Ватманы (работы групп) будут располагаться на доске следующим образом:

недостаткипроблемы Недостатки, проблемы Решение проблем преимущества преимущества

Давайте составим схему гармоничных отношений

Подросток + взрослый? дружба.

Таким образом, можете ли вы обходиться без помощи взрослых? Вам во всем нужна их поддержка: советы, рекомендации, напутствия и т.д.

Дома – родители, в школе – учителя, директор.

Не случайно вы учитесь в нашей школе, где есть свои правила, распорядок, устав, форма и т.д. И хотя иногда вы обижаетесь, что взрослые вас ругают, делают замечания, но в будущем вы поймете, что все это не зря. И именно в вашем возрасте решается, пойдете вы по верной дороге в будущем или же свернете с пути.

Таким образом, чтобы было меньше проблем, нужно измениться самому, принимать людей такими, какие они есть, придерживаться поговорке: «относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе», быть терпеливым, просить совета у старших и т.д.

9. однажды сказал: «Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы»

Как вы понимаете эти слова?

Ученики делают вывод, что без ошибок не обойтись, но, чтобы они не имели опасные последствия, их надо обсуждать, анализировать и стараться не допускать в другой раз.

Легко ли быть молодым?! Молодость - пора ошибок, проб, больших трудностей, преодолевая которые человек формирует свой характер. Не надо бояться ошибаться, ибо исправляя ошибки, преодолевая трудности, человек набирается опыта, учится делать правильный выбор.

Когда страшны ошибки молодости? (когда их не видишь)

Правила:

видеть свои ошибки (проблемы)

Слушать и слышать

Давать им правильную оценку, т.е. признавать

Иметь волю преодолевать недостатки

Поделиться: