Самые знаменитые рыцари в мировой истории. Правила РИ «Рыцарские подвиги Браки и рождения

Áртур стоял уже у самой стены, по которой ему предстояло взобраться к желанному окну. Лезть нужно было ярдов шестьдесят, ставя ступни в неглубокие щели между неровными выступающими плитами где-то в полтора фута высотой, цепляясь за такие же щели выше, – местами в них росла пучковатая пожухлая трава, что ещё более осложняло задачу. По пути к окну примерно на одинаковом расстоянии друг от друга зигзагообразно располагались три арочной формы ниши в человеческий рост (две левее от центра, одна, средняя между ними, – правее). В каждой из ниш можно было спокойно встать и отдышаться, набираясь сил для броска к следующей, и, в конце концов, – к заветной цели. Тяжёлые доспехи Áртура лежали рядом на серо-белых валунах, большие голубые глаза рыцаря отважно смотрели вверх, ветер то и дело развевал его пышные пепельные волосы и раздувал пузырём широкую белую рубашку свободного покроя. Ноги Áртура, обутые в кожаные башмаки, обтягивали изящные чёрные штаны с наколенниками. Конь тёмно-гнедой масти мирно пасся в ярдах двадцати от стены на освещённой полуденным солнцем зелёной лужайке, по которой временами пробегали мохнато-пушистые тени небольших облаков. Áртур достал из кармана штанов и развернул свёрнутую в виде свитка записку, благоухающую вереском, – в ней красивым каллиграфическим почерком значились условия его восхождения: никаких приспособлений, использовать только силу рук и ног, надеясь лишь на небеса, – и награда: ночь любви прекрасной дамы, в том окне замка и обитающей. Записку Áртуру вручил неведомо как встретившийся на дороге мальчик вместе с таинственным овальным зеркалом, завёрнутым в холщовый мешок, прикреплённый теперь к поясу рыцаря. Дамы – отправительницы записки – Áртур никогда в глаза не видел и был весьма заинтригован. В записке говорилось о зеркале, о маршруте рыцаря к окну через три арочные ниши, и о том, как использовать магию зеркала в каждой из ниш. Áртур должен был смотреть в зеркало и увидеть там прекрасную даму и все детали предстоящей с ней встречи, что придало бы ему силы и духу идти до конца, не сорвавшись со стены. В каждой последующей нише образ дамы обещал быть всё более манящим и зовущим, а детали – всё более подробными и будоражащими воображение. Áртур пустился в путь. Это было нелегко. Башмаки то и дело срывались с плит, пальцы из последних сил держались за выступы, схваченная ими трава иногда выскальзывала из щелей… Рыцарь балансировал на грани жизни и смерти. Подъём до первой ниши показался ему невероятно долгим и неимоверно трудным. Когда он наконец добрался до неё, обливаясь потом, от которого потемнела его испачканная белая рубашка, с дрожью от жуткой усталости в руках, ногах и спине, солнце показывало уже где-то два часа пополудни. Кожа на ладонях была основательно исцарапана и ободрана. Áртур встал посреди ниши (она была глубиной примерно ярд с четвертью), опираясь вытянутыми руками о её холодные каменистые стены. Солнце озаряло его загорелое красивое лицо, по которому текли струйки пота… Конь заржал внизу на лужайке. Áртур достал из мешка зеркало и принялся внимательно в него смотреть. Зеркало было не очень большое, но тяжёлое, в позолоченной овальной раме, инкрустированной разной формы сапфирами и топазами. Сначала Áртур видел только своё измученное отражение, потом картинка стала постепенно расплываться… Внезапно рыцарь почувствовал, что проваливается в зеркало, что оно начинает кривляться и искажать его лицо, что сейчас он окажется внутри него, по ту сторону… Так и произошло.

Стены комнаты были украшены роскошными гобеленами с изображёнными на них сценами охоты. Сводчатый потолок, пол в круглых затейливых узорах. За небольшим квадратным дубовым столиком с резными ножками и ровной, словно зеркальной поверхностью, отражавшей свет из окна, сидела Она. Леди Ровена. Не в буквальном, конечно, смысле. Ясные голубые глаза, тонкие крыловидные собольи брови, ровный очертанием нос, немного выдающиеся скулы… Алый блеск не тонких и не пухлых, правильных губ. Огромная, просто львиная грива распущенных, великолепных медно-золотых волос, ниспадающих на очень богатое синее в сверкающих каменьях и серебристых позументах платье с неглубоким декольте, ниже которого угадывалась прекрасная грудь. На шее – тонкая цепочка, на открытых запястьях – широкие браслеты, в волосах – узорная диадема. Да, это Она, нет сомнений. Áртур медленно подошёл…

– Ты очень устал, Áртур? Я ждала тебя, я знала, что ты доберёшься… Ты получишь всё, что ты заслужил, с лихвой… – при этих словах смущение, даже стыд и одновременно вызов мелькнули в её взгляде. – Нужно только дождаться заката. В зале нас ждёт роскошный ужин, рябчики, вино… Будут играть музыканты.
– Откуда ты про меня узнала?
– Не сейчас, – «Ровена» заулыбалась и тихо поднесла палец к губам. – Ты всё узнаешь, ночью…

Áртур ещё раз окинул взглядом свою королеву. Таких женщин нельзя не любить возвышенной любовью, но тóлько такой любовью любить их тоже нельзя. И либо сами небеса с ними становятся адом, либо само небесное блаженство спускается на землю.

– Подойди, поцелуй меня. Тебе ведь надо двигаться дальше.

Она встала из-за столика. Платье только подчёркивало её и без того безупречную фигуру. Красота её как будто вспыхнула вновь во весь свой рост. Áртур взял «Ровену» за плечи…

– Как тебя зовут?
– Не сейчас…

Áртур впился губами в её губы. По телам их пробежала лёгкая горячая волна. Áртур почувствовал её язык и участившееся, сладкое, сбившееся дыханье. Грудь «Ровены» поднялась и прижалась к нему, руки обхватили его локти…

– Тебе пора…

Вокруг опять всё поплыло, завертелось… и Áртура словно вытолкнуло из зеркала. Он, еле устояв на ногах, бросил его в мешок. Солнце стояло точно на том же месте, что и до свидания с «Ровеной». Áртур схватился за очередной выступ и занёс ногу, направляясь направо, ко второй нише…

Добравшись до неё, Áртур вдруг почувствовал, что силы окончательно покидают его. Два раза он чуть не сорвался, соскользнув башмаком со слишком округлого камня, и чудом нашёл положение, позволившее ему хоть как-то за что-то уцепиться и удержаться. Кожа на руках была начисто содрана, лицо и грудь покрылись ссадинами, кровь испачкала рубашку. Почти без сознания он глядел, полусидя-полулёжа, из прохладного проёма на зелёные луга, окрестные холмы с изредка растущими дубами, – конь щипал травку уже далеко внизу, на валунах у стены блестели доспехи, выглядевшие игрушечными, а солнце находилось в районе пяти часов пополудни… Áртур достал зеркало. На этот раз он ждал несколько дольше, а в комнате оказался быстрее, где вроде бы всё было так же…

Только за столиком сидела уже другая, не Она. С большими тёмно-синими глазами в густой оторочке ресниц, загадочно и чувственно смотревшими из-под прямых стрел бархатных бровей. С правильным овалом лица и таким же чувственным ртом. С чёрными, как смоль, слегка вьющимися волосами, не доходящими до плеч, смугловатой кожей, в тёмном, богато отделанном платье с глубоким декольте, почти обнажившим её выпуклый загорелый бюст.

– Кто ты? – закрылся на миг рукой от смущения Áртур.
– Я твоя судьба. Меня зовут Елена.
– Где она, моя королева, с которой я был… о, я же не знаю её имени…
– Она – это я. Я – это она. Кого ты ищешь?
– Я не верю тебе…
– Веришь. Иначе бы не полез сюда. Иди ко мне… – она улыбнулась.

Чем дальше, тем больше Áртуру начинала нравиться таинственная незнакомка, поначалу даже напугавшая его. Как будто невидимый магнит потянул рыцаря к ней. Елена вдруг привстала и поставила прямо на столик левую ногу в лаковой туфельке на высоком каблуке, обнажив из-под длинного платья стройное полное бедро в полупрозрачном тёмном кружевном чулке, не сводя при этом испытующего взгляда с Áртура, смотревшего на её ногу, как заворожённый. Провела ладонью по внутренней его стороне в направлении к лобку, на мгновение показав рыцарю полное отсутствие у себя нижнего белья. Опустила ногу, протянула Áртуру руку:

– Веришь, тебе ведь нравится, я вижу… Пойдём-ка в зал.
– Значит, ты моя королева? Ты – это она, она – это ты. Я люблю тебя, Елена, – каким-то чужим голосом, словно во сне, сказал Áртур.
– Ты должен ещё это доказать, – неожиданно строго произнесла Елена, капризно сверкнув на Áртура синевой своих очей. – Ты это будешь доказывать всю ночь, – не выдержав, она прыснула и расхохоталась.
Áртур чуть смутился, а потом тоже рассмеялся. Его всё больше влекло к прекрасной незнакомке. Они прошли в зал. Играла тихая музыка, кравчие занимались подготовкой стола. В узкие витражные окна вдоль стены падали лучи вечернего, ещё не заходящего солнца.

– Не будем дожидаться заката, – сказала Елена, взяв со стола два прозрачных кубка огненного от солнца как кровь вина. – Садись здесь, – она указала Áртуру на богато украшенный стул с высокой спинкой. Сама же села ему на колени. Áртур чувствовал сквозь тонкое платье её упругие бёдра и всё, что было выше, между ними, ничем кроме платья не прикрытое. Перед глазами его маячил налившийся бюст Елены, уже готовый вылезти наружу. Она держала в руке кубок, смакуя вино, и не отрываясь смотрела на рыцаря томным прищурившимся взглядом. Спустила декольте ниже, обнажив тёмно-розовые вызывающе торчащие соски:

– Нравится? Хочешь поцеловать их?

Áртур прильнул к Елениной груди, как ребёнок. Елена макала палец в вино и смазывала им его губы. Затем поставила свой кубок на стол и сунула руку под платье в поисках мужского достоинства рыцаря.

– Тебе пора освободиться…

Несколько движений – и Áртур ощутил внизу горячую скользкую влагу. Елена продолжала пить вино и смотреть, не сводя глаз, на рыцаря, словно кошка. Бёдра её, прикрытые платьем, волнообразно покачивались, ходили из стороны в сторону, выдавая воображению волнующую и соблазнительную картину. Взгляд Елены, не отрываясь, словно подзадоривал его: давай, ещё, сильнее… Она ничего не говорила, но губы её непроизвольно сами приоткрывались в такт движениям Áртура, глаза затуманились, она уже не могла пить вино – кубок стоял на столе. И в момент наивысшего наслаждения с рыцарем произошло то же, что и в первой нише, – всё вокруг поплыло, и он снова оказался вне зеркала, совершенно обессиленный. Надо было продолжать путь, – только для чего? Чтобы обрести испытанную любовь или эти равные ей по силе блаженства наяву? Чтобы узнать правду? Думать было некогда – зов страсти неумолимо звал его выше.

Он смутно помнил, как добрался до третьей ниши. Похоже, открылось второе дыхание, и Áртуру показалось, что эту часть пути он преодолел быстрее, чем предыдущие. Однако солнце разрушило иллюзии рыцаря: было явно уже не меньше, чем девять часов пополудни. Áртур теперь не обращал внимания на свой изодранный вид, на то, что рубашка его вся в крови. Он блаженно разглядывал открывшуюся ему панораму: луга и холмы уходили в дымчатую даль, где на фоне ослепительно красного заката виднелись зубчатые леса. Передохнув немного, Áртур опять достал зеркало.

Этого и следовало ожидать. За столиком сидела совершенно обнажённая женщина – не «Ровена», не Елена. Уступавшая им красотой. Но было в ней нечто настолько притягательное, что Áртур похолодел… У неё были разные глаза: один карий, другой зелёный, с гипнотическим блеском смотревшие на него. Распущенные русо-каштановые волосы до плеч, убранные назад. Чуть вздёрнутый нос, какие-то полудетские черты лица… И грудь – от неё невозможно было отвести взгляд. Она приподняла её руками и поочерёдно провела языком по соскам, не сводя глаз с Áртура… Ведьма, точно ведьма…

Áртур поднял было руку в крестном знамении, но рука не слушалась его. Он вдруг понял, что читает её мысли и будет сейчас покорно выполнять всё, что она прикажет. Ведьма широко развела ноги за столиком и молча велела рыцарю лезть под него.

– Целуй… – он наконец услышал её голос, удивительно завораживающий и возбуждающий. Ярко-красный широко раскрытый бутон смотрел прямо на него. Делать было нечего… Неожиданно у Áртура закружилась голова, а на самом деле закружилось всё вокруг него… Он выходил из зеркала.

Остаток пути рыцарь проделал в совершенном беспамятстве. Ему даже казалось, что он не сам взбирается вверх по стене, а сидит на спине какого-то карабкающегося вверх зверя, чёрного и страшного… Уже далеко заполночь Áртур подобрался к неярко светящемуся окну и влез в него. Комната была… пуста.

Áртур бросился к дверям в зал и настежь распахнул их. Грянула торжественная музыка, славящая победителя. Длинный стол, покрытый парчовой скатертью, ломился от вин и яств в феерическом пылании многочисленных свеч. Вдоль стен, между разноцветными витражными окнами горели ровно воткнутые факелы. За столом, слева, ближе к рыцарю, сидела «Ровена», ближе к другому концу стола – Ведьма. Справа, в центре – располагалась Елена. Все дамы были одеты в роскошные платья и усердно поглощали кушанья, запивая их вином, как будто не замечая Áртура.

Дамы обернулись к нему и заулыбались, окидывая его с ног до головы томными, жгучими взглядами.

– Áртур, из-за этой музыки ничего не слышно! – воскликнула «Ровена».
– Тебя ждёт незабываемая ночь любви! – закричали все дамы разом.

У Áртура даже закружилась голова. Такого поворота он и представить не мог.

– А знаешь ли ты, кто четвёртая дама?! – сузив глаза, громко спросила Елена, державшая в руках кубок. – Посмотри, она сидит напротив тебя. Она тебя и пригласила.

На другом конце стола в полумгле Áртур увидал странно одетую девушку. В очках диковинной формы, в непонятном костюме… Её бы приодеть, была бы не хуже остальных…

– И она тоже? – растерянно спросил рыцарь.
– Не тоже, а только, – устало вздохнула Ведьма. – А мы потом как-нибудь, мы везде тебя найдём, ей только не говори. – она перешла на шёпот, заслонившись от странной девушки рукой, – Мы ведь с тобой не закончили, там, в третьей нише… – глаза её странно заблестели, как тогда, в зеркале, и она сочно провела языком вокруг губ…
– И ко мне заглядывай, – весело шепнула Елена.
– И ко мне, – грустно прошептала «Ровена». – Я буду ждать тебя.
– Как тебя всё-таки зовут? – спросил Áртур.
– Ровена, – улыбнулась «Ровена», – иди к ней, она всё это затеяла…

Рыцарь встал и медленно побрёл к странной девушке. Чем ближе он к ней подходил, тем знакомей становились ему её черты и, наоборот, туманней всё остальное…

– Джейн?! Откуда ты здесь?
– Вставай, лежебока… тебе пора в офис, – Джейн, раздетая, в одних соблазнительных трусиках, мягко тормошила ещё не опомнившегося Áртура. «Рыцарь» бормотал сквозь сон:

– Это ты всё устроила?
– Что устроила? Вставай!

Áртур открыл глаза и хитро улыбнулся:

– Ты забыла, у меня сегодня выходной! Ночь продолжается! Иди сюда!

Джейн умопомрачительным движением стянула с себя трусы. За окнами и в самом деле было ещё темно.

Подвиги рыцаря Эрека

Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского. После Овидия он взялся за собственные литературные опыты. Одним из первых был стихотворный роман о Тристане, но, к сожалению, он не дошел до нашего времени. Следующими стали романы о короле Артуре и его доблестных рыцарях - «Эрек и Энида», «Клижесе», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивейн, или Рыцарь со львом» и, наконец, незаконченный «Персеваль».

По остроте мысли, живости воображения, проблематике, наконец, по литературному мастерству, Кретьена де Труа, бесспорно, надо считать одним из самых замечательных французских поэтов средневековья. Он способен в увлекательном сюжете задаться важными морально-философскими вопросами, злободневными для своего времени. Скажем, таким - совместима ли любовь с рыцарскими подвигами? Ответ на него и предлагается поискать в первом романе Кретьена де Труа «Эрек и Энеида». Может быть, и мы попробуем это сделать...

Эрек, сын короля Лака, рыцарь при дворе короля Артура, однажды встретил девушку редкой красоты по имени Энида, дочь бедного рыцаря, и без памяти влюбился в нее с первого взгляда. Он просит ее руки, и отец сразу же соглашается на этот брак. Узнав об этом, богатая кузина бедной Эниды хочет подарить ей роскошные платья, но Эрек объявляет, что свой наряд она получит только из рук самой королевы Гиньевры, и увозит девушку в бедном изношенном платье, сквозь дыры которого видна рубашка.

Весь двор короля Артура восхищен красотой Эниды. Вскоре после свадьбы умер король Лак, отец Эрека, и он увозит юную жену в свое королевство. Некоторое время супруги живут в полном счастье, но затем придворные начинают роптать - от чрезмерной любви к жене, с которой он не расстается, Эрек утратил силу и доблесть. Энида, до которой стали доходить эти толки, не решается пересказать их мужу, но однажды он застает ее плачущей и узнает наконец о причине ее страданий.

Впав в гнев, Эрек объявляет, что немедленно выезжает на подвиги. Но от обычных рыцарских походов этот будет отличаться тем, что впереди Эрека поедет Энида, которая при виде опасности ни в коем случае не должна предупреждать об этом мужа.

Эреку пришлось выдержать немало сражений - с разбойниками, другими странствующими рыцарями, причем, в нарушение запрета, Энида несколько раз заботливо сообщала ему о нависшей угрозе. Это привело к ссоре между мужем и женой, но однажды только преданность Эниды спасла Эреку жизнь. Когда израненный и лишившийся чувств Эрек лежал в замке одного графа, давшего ему приют, Энида узнала, что граф хочет убить мужа, чтобы сделать ее своей любовницей. Тогда она привела Эрека в чувство, усадила на коня и вывезла из замка. Заканчивается роман тем, что после множества испытаний, покрытый ранами, но торжествующий, доказав свою доблесть и примирившись с верной женой, Эрек возвращается домой, и счастливая, безмятежная семейная жизнь продолжается...

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

32. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА Имя «Геракл» означает «прославленный герой». Гераклу посвящено множество мифов - больше, чем любому другому персонажу греческой мифологии. Мифы о Геракле возникли в глубокой древности. О чрезвычайной популярности Геракла говорит то, что Гомер в своих

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Подвиги влюбленного юноши В состоянии влюбленности парни способны на многое. Иногда они совершают подвиги, чтобы завоевать сердце любимой девушки.? Он влезет на крышу дома, где живет его возлюбленная, и будет сыпать оттуда конфетти или конфеты.? Под окном любимой он

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как складывалась жизнь рыцаря Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была? Это зависело прежде всего от достатка, от количества земель и крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

2. Подвиги прусской конницы. Битвы при Гогенфридберге, Зооре, Гохкирхене, Праге, Россбахе, Лейтене и Цорндорфе Победа в битве при Гогенфридберге 4 июня 1745 г. была одержана преимущественно благодаря коннице. Цитен, переправившийся с конницей левого крыла вброд через

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

Как заставить героя совершать подвиги? Характер человека есть его демон. Гераклит Итак, вы нашли и описали своего героя изнутри и снаружи. Вы поняли, в чем его главные внутренние проблемы и внешние конфликты. Вы примерились, какой из 4 типов сюжетов ему подойдет, и теперь

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Как складывалась жизнь рыцаря Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была?Это зависело прежде всего от достатка, от количества земель и крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Подвиги рыцаря Эрека Кретьен де Труа - характерный тип французского трувера своего времени. Жизнь этого образованного человека, хорошо знавшего латынь и в молодости переводившего Овидия, протекала при дворах крупных сеньоров - Марии Шампанской, Филиппа Фландрского.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

За что королева Гиньевра гневалась на рыцаря Ланселота Своеобразную «теорию» беззаветной рыцарской любви, способной на любые подвиги, Кретьен де Труа создал в романе «Ланселот, или Рыцарь телеги». Есть свидетельства, что поэт получил от Марии Шампанской, при дворе

Из книги Я познаю мир. Горы автора Супруненко Павел Павлович

Случайны ли подвиги? Среди задиристых собеседников в салуне всякие случались рассказчики. За выпивку и закуску они могли так разукрасить свои путешествия по Новому Свету, что слушатели уши развесят и рты раскроют. Можно, конечно, порассказать о козле, который жевал скалу,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Геркулесовы подвиги Легендарный древнеримский герой Геркулес (греч. - Геракл) в припадке безумия, которое наслала на него богиня Гера, убил своих детей. Раскаиваясь, Геракл обратился к Дельфийскому оракулу, прося назначить ему наказание, которое сможет искупить его

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Эпоха благородных рыцарей, турниров и прекрасных дам продолжалась практически восемьсот лет, и за это время родилось множество легенд, песен, рассказов, преданий и романов об этих благородных и справедливых представителях сильного пола. Современные авторы используют эти образы не только в литературе, но и в других видах искусства, таких как кинематограф, живопись, компьютерная графика.

История

Рыцарством называлось привилегированное сословие воинов в Западной Европе, сформированное в средние века. рассматривалось как проявление наивысшей милости от своего сюзерена, награда за верную службу. Зародившись во Франции и Испании, оно быстро распространилось на остальные страны и достигло апогея к XII-XIII векам, во времена

Имели собственный кодекс чести, регламентировавший их поведение, решение конфликтных ситуаций, необходимость участия в военных действиях, условия турниров, а также их проведение.

И в Средневековье, и в современном мире рыцари продолжают вдохновлять творческих людей на создание образов идеальных мужчин, которые популяризируются через кинофильмы, книги и анимацию.

Родовое гнездо

Когда рыцарь проявлял себя достойно в бою или оказывал определенные услуги королю и государству в его лице, то ему жаловали замок с прилегающими землями. Это давало благородному кавалеру средства к существованию, возможность иметь свою собственную дружину и занять видное положение среди богатых соседей. Частенько властитель раздавал наделы только на только что завоеванных территориях, на которых никаких зданий не было и в помине. Тогда рыцарю вменялось построить на своей земле укрепленный замок, готовый для обороны, если это будет необходимо. Рыцари и замки появлялись как грибы после дождя, особенно в период внешней военной экспансии французских и английских королей, мечтавших об императорском могуществе. Но повторить подвиг не удалось никому, поэтому земли переходили от одного владельца к другому, постройки разрушались и воздвигались вновь, а война все продолжалась. Рыцари и замки сменяли друг друга, погибая в неравном бою с монаршими амбициями, но какое дело было королю до своих подданных. Его интересовали куда более возвышенные замыслы.

Посвящение

В Древнем Риме вручение юноше оружия при большом скоплении народа провозглашало, что он стал совершеннолетним. Это делал либо старший в семье мужчина, либо вождь. Германцы, приемники Священной империи, так же посвящали своих сыновей, входящих в пору зрелости, а короли закрепляли за своими детьми право на трон. Этот обычай постепенно трансформировался в целый обряд посвящения в воины.

Легенды о рыцарях гласят, что сначала получить посвящение мог каждый мальчик двенадцати лет. Затем этот порог отодвинули до пятнадцати, а потом и до девятнадцати лет. Со временем возраст совершеннолетия, 21 год, был признан идеальным вариантом для принятия в рыцари.

Сначала это была просто передача оружия, но потом к нему присоединились надевание кольчуги, шлема и шпор, а также поражение мишеней копьем во время скачки галопом. Когда в силу вошло христианство, то перед тем, как получить свой меч, будущий рыцарь обязан был получить благословение в церкви. Постепенно священнослужители полностью забрали себе право посвящения, мотивируя это тем, что по кодексу чести рыцарь должен чтить Бога, защищать церковь и всех страждущих от ее имени.

Добродетели

Легенды о рыцарях гласят, что они представляли собой идеальных воинов: мужественных, сильных, отважных. Они были бесстрашны в бою, неукротимы в схватке и смиренны в повседневной жизни. Преданные своему сюзерену, стране и Богу, эти воители являли собой потрясающий образчик мужского рода.

Важными вещами в жизни каждого рыцаря были его вера, честь и дама сердца. Молитвы, посты и церковные налоги составляли большую часть жизни таких людей. Они добровольно отдавали себя в распоряжение служителей церкви и уже не могли жить исключительно светской жизнью.

Честь являлась особой гранью взаимоотношений между воинами. Легенды о рыцарях повествуют, что из-за поруганной чести развязывались серьезные конфликты, приводившие к гибели сотен и тысяч человек. Никто не имел права посягнуть на честь рыцаря и просто уйти.

Любовь и война

Дама же была чем-то вроде прообраза непорочной Девы. Ее восхваляли, ей преклонялись, но все это делалось не спеша, на расстоянии, постепенно продвигаясь к намеченной цели. Возвышенность чувств, которую превозносили трубадуры, строгость норм морали и светских правил поведения растягивало ухаживания на годы. Но это не делало процесс завоевания менее увлекательным. Наоборот, поднимаясь по социальной лестнице, рыцарь мог расчитывать на благосклонность не только своей дамы сердца, но и ее родственников по мужской линии. Ведь именно от их решения зависела судьба будущего счастливого союза.

Рыцарь по версии 2001 года

«История рыцаря» - это художественный фильм, основанный на «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера. Но, сохранив контекст, режиссер ввел множество атрибутов современной жизни, превратив, таким образом, свою картину в некий симбиоз классики и эклектики.

В основе сюжета история безродного мальчишки Уильяма Тэтчера, который получает уникальный шанс изменить свою судьбу, подделав документы о своем происхождении. Будучи хорошо знакомым с кодексом чести рыцарей и участвуя в турнирах, он завоевывает сердца дам, пока на его пути не появляется граф Адемар. Однако получить мгновенную сатисфакцию герою не удается, и эта проблема гложет его изнутри. И вот, когда час расплаты настал, Уильяма арестовывают за подлог документов и ложь о своем происхождении.

В конечном счете король спасает его от позорного столба и дает возможность победить своего врага в честном поединке, но Адемар не настроен играть по правилам. Он хочет убить своего противника. Финал фильма счастливый: Уильям становится чемпионом, его соперник повержен и более не может претендовать на звание непобедимого рыцаря в турнирах на пиках.

«История рыцаря» оправдала надежды своих создателей, как в финансовом плане, так и в реализации художественной идеи.

Исторический боевик

«Железный рыцарь» представляет собой боевик, насыщенный всеми чудесами современной графики, но повествующий о войне, произошедшей восемь веков назад. После подписания значительно ограничивающей возможности и власть английского короля Иоанна Безземельного и всех его потомков, бароны, наконец, могли почувствовать себя в безопасности. Но правитель решил переиграть их и, собрав на юге страны армию, напал на замок Рочестер. Его защитники храбро сражались и смогли победить сильно превосходящего числом противника.

«Железный рыцарь» получил признание критиков и достаточно весомые кассовые сборы, чтобы удовлетворить запросы создателей и запомниться зрителям как яркий и красочный фильм.

Восточный взгляд

Как уже говорилось выше, не только европейская культура увековечила рыцарские подвиги. В стране Восходящего солнца тоже слышали об этих искателях правды и справедливости для всех.

«Легенда святых рыцарей» - это анимированный сериал, вышедший в 2009 году. Он показывает взгляд на кодекс чести рыцарей с иной, фантазийной стороны. Главный герой попадает в один из выдуманных миров и понимает, что оказался в самой гуще войны. Его заставляют выбрать одну сторону и колдовством принуждают к убийству. Но, чудом сбросив с себя чары, юный рыцарь обращает ситуацию в свою пользу.

К сожалению, получив хорошее начало, «Легенда святых рыцарей» не получила продолжения, хотя фанаты ждут его до сих пор, в надежде на то, что манга рано или поздно все-таки оживет.

Без комиксов не обошлось

Положительные герои романов, как обычных, так и графических, любят подчеркивать, что у них есть свой кодекс чести, который не дает им совершать зло. Не стал исключением и Бэтмен.

«Темный рыцарь» - история противостояния, когда главный герой и главный злодей не уступают друг другу в харизматичности, уме, логике и изощренности. Сюжет, игра актеров и кассовый успех в первые недели проката говорят сами за себя. продюсер и режиссер этой картины, в который раз показал всему миру, что снимать драматические триллеры у него получается лучше всего. А посмертный Оскар, присужденный Хиту Леджеру за эту роль, показывает, насколько удачен был подбор актеров.

Пересказывать сюжет фильма «Темный рыцарь» смысла нет, ведь каждый поклонник этой саги уже засмотрел его до дыр, а тот, кто далек от этой темы, все равно не поймет, в чем соль.

Виртуальная реальность

Технический прогресс дает практически любому человеку возможность побывать в теле мага, рыцаря, эльфа, гоблина и многих других персонажей жанра фэнтези. Достичь этого достаточно просто, нужно только зарегистрироваться в онлайн игре и выбрать себе героическое имя. А дальше интуиция подскажет, что нужно делать. Не стала исключением и такая знаменитая компьютерная эпопея, как World of Warcraft. Рыцарь смерти - это один из персонажей, которые можно выбрать для создания виртуальной личности. Они обладают набором готовых навыков, которые можно улучшать и тем самым повышать свой уровень, а еще нужно проходить обязательные задания, позволяющие расширить диапазон игровых возможностей. Рыцарь смерти был назван так, потому что, по сути, представлял собой некроманта, состоящего в магическом ордене. Они выступали в качестве воинов на стороне зла и не связывали себя никакими правилами.

Легенды о рыцарях содержали больше выдумки, чем исторической правды, но людям было все равно. Им хотелось иметь идеал, к которому хотелось бы стремиться. Ученые иногда остужают пыл самых ретивых романтиков, рассказывая, какой на самом деле была королевская служба, что требовалось от рыцаря при дворе и насколько уровень просвещения был низок в те времена. Не говоря уже о гигиене и медицине.

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Из всех военных действий, порожденных рыцарством, военные предприятия соответствовали более других удалому и романтическому характеру рыцарей. Мы уже видели, что молодые люди, только что посвященные в рыцарское звание, во избежание праздности в мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно когда государи получили возможность справлять правосудие лично или посредством назначенных ими судей. За недостатком приключений, храбрецы придумывали их: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком (pas d"armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.

Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться.

Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари, желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что побежденный обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя побежденным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали и чествовали рыцарей, таким образом к ним присланных.

Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры, предлагавшиеся рыцарями всем зрителям на берегу реки, на опушке леса, на склоне холма, потому что поединки происходили всегда близ лесов, вод и гор, не только для того, чтобы находиться в живописной местности, но и для того, чтоб дышать воздухом, освежаться под тенью деревьев, подле текучих вод, чтобы толпы зрителей удобнее группировались и отдыхали на склонах гор.

Эти поединки в мирное время были повсеместны. Описание их можно найти в рыцарских романах, но к сожалению в этих романах волшебного и чудесного так много, что, кажется, авторы заботились не столько о том, чтобы описывать нравы и действительную жизнь рыцарей, сколько о том, чтобы дать разгул своей фантазии. Впрочем, один из этих романов, оставляя в стороне порывы воображения, дает нам такие подробности о рыцарских похождениях, которые достоверны или по крайней мере вероятны, потому что они согласуются с историей и современными обычаями. А потому можно закончить главу некоторыми отрывками из этого романа в редакции графа де Трессана (lе comte de Tressan): они дополнят сказанное нами о рыцарских предприятиях.

Молодой Сентре (Saintre), паж короля Иоанна, пройдя все низшие должности, достиг звания оруженосца poursuivant d"ames. Стремясь ознаменовать себя каким-либо блестящим подвигом, чтобы скорее получить рыцарское звание, он испросил у короля дозволение пуститься в предприятия и объездить чужеземные дворы. Король, очень любивший его, отвечал: «Как, друг мой Сентре, ты хочешь покинуть мой двор в то время, когда я тебя особенно жалую! Но, - прибавил добрый государь, - я не могу тебя осуждать, я не хочу отказать тебе в возможности оправдать мои чувства к тебе и приобрести право возвести тебя в рыцари».

Получив разрешение короля, Сентре стал деятельно готовиться. При этом он отличался великолепием и роскошью, достойными государя, подданным которого был. В день отъезда он явился к королю проститься и получить королевские грамоты о своем воинском звании. По обычаю того времени монарх, его семейство и принцы крови делали подарки молодому дворянину, если только его предприятие приносило честь нации. Поэтому король подарил Сентре из своей казны две тысячи золотых ефимков, королева дала тысячу из своей, герцоги бургундский, анжуйский и беррийский столько же, их супруги одарили его браслетами, бриллиантовыми застежками, перстнями, драгоценными камнями для раздачи при тех дворах, где он будет сражаться.

Молодой Сентре отправился в Испанию. Во всех городах на его пути дивились его красоте, чувствам и щедрости. Он стал еще щедрее, когда переехал границу, где некоторые приключения ознаменовали его ловкость и его мужество. Каталонские рыцари, охранявшие проходы в горах и побежденные его оружием, дарами и обходительностью, предшествовали ему до Барселоны, где местные владельцы торжественно отпраздновали его прибытие. Тут он остановился на несколько дней, чтобы исправить и еще более украсить поезд. Отсюда же послал трех герольдов; первый был во французском костюме, украшенном отечественными атрибутами, а двое других имели на себе его фамильное платье и атрибуты. Они уполномочены были представить грамоты французского короля, его отпустившего, и вместе испросить ему дозволение представиться ко двору короля арагонского, припасть к его стопам и повергнуть перед ним свидетельство о своем военном звании. Его уважили во всем, и через несколько дней он прибыл в Памплону, где тогда был двор и куда дошла уже слава о благородном французском poursuivant d"armes: он был встречен множеством рыцарей и дам, которые были поражены великолепием и изяществом его поезда.

Когда он предстал к подножью трона, монарх говорил с ним предупредительно, расспрашивал о храбром рыцаре, царствовавшем во Франции, и прибавил, что он поздравляет этого рыцаря с таким учеником. Славнейшие рыцари готовы были оспаривать друг у друга честь, вызова (le delivrer), но они принуждены были уступить это право монсеньору Енгеранду, первому из них и ближайшему к королю; племянница короля была его супругой. Тотчас по окончании королевской аудиенции Енгеранд и все дворянство приблизились к Сентре с вежливостью и прямодушием.

Собрат мой, - сказал Енгеранд Сентре, протягивая ему руку, - принимаете ли вы мой вызов?

Принимаю, - отвечал Сентре. - Но мне стыдно, что я не заслужил той чести, которую вы мне оказываете.

Чего бы я не сделал, - возразил Енгеранд, - для ученика такого великого государя и для такого poursuivant d"armes, равно прекрасного в глазах и наших дам, и наших кавалеров.

Потом он обнимает Сентре, ведет его к монарху, снимает с него браслет, призывает Арагона, первого придворного герольда, и отдает ему браслет с драгоценным рубином, который потом показывает дамам и рыцарям.

Следующий день был ознаменован блистательным праздником, данным королевой арагонской. Сентре отличался на нем изяществом и блеском, которые характеризовали французский двор. Мужчинам он понравился благородной вежливостью, дамам - почтительной любезностью. Это была первая честь, оказанная им своей нации:, гордый и справедливый арагонец не мог не признать преимущества французского, воспитания.

Во время празднеств готовилась арена. Письма Сентре гласили, что противники в первый день должны переломить пять копий, и что награда достанется тому, кто хоть в чем-нибудь да одержит верх. Те же письма гласили, что на другой день противники будут биться пешие, мечом, кинжалом и бердышом и что победитель получит богатый дар от побежденного.

Король и королева с многочисленной свитой почтили бой своим присутствием. Енгеранд превышал молодого Сентре на целую голову, его воинственный вид, его сила, его мужество, испытанные в двадцати боях, говорили за него, но общий голос был за Сентре.

Честь первых трех поединков принадлежала обоим противникам. На четвертом казалось, что преимущество на стороне Енгеранда, но на пятом оно положительно осталось за Сентре. Енгеранд промахнулся; Сентре, переломив его копье до рукоятки, ударил по забралу и, не опрокидывая противника совсем, пригнул его назад до конского крестца.

Бой был прекращен, противников повели к королевскому балкону. Арагон, первый герольд, провозгласил Сентре победителем. Енгеранд взял рубин и поднес его Сентре. Оба были приглашены к королевскому пиршеству и обоим оказывались великие почести. Следующий день был днем народного празднества.

На третий день трубы возвестили бой поважнее прежних; арена была сужена для боя пеших. Битва эта была продолжительная и упорная, а конец ужасный. Молодой Сентре, выронив бердыш, успел взяться за меч и долго отражал им удары Енгеранда. Ловко уклоняясь и отражая удары, он выбрал благоприятное мгновение и нанес такой сильный удар по запястью противника, что если бы не крепость наручей, он может быть отрубил бы руку Енгеранда, из которой бердыш вылетел на несколько шагов. В это время Сентре живо схватил свой бердыш, ударил им в забрало Енгеранда и одним прыжком наступил на его бердыш. Енгеранд, в отчаянии, что обезоружен, подскочил к Сентре, крепко сжал его в объятиях и тщетно пытался повалить на землю: Сентре, со своей стороны обняв противника левой рукой, поднял над ним бердыш, но не ударял; он довольствовался тем, что не давал ему схватить руку. Король арагонский, желавший прекратить этот опасный бой, поднял свой жезл. Судьи остановили противников и легко развели их. Енгеранд, подняв забрало, воскликнул:

Благородный француз, мой храбрый брат Сентре, вы победили меня вторично.

Ах, что вы говорите, - возразил Сентре с живостью, - не я ли побежден вами, ведь мой бердыш упал прежде?

Во время этого благородного спора они были подведены к королевскому балкону; король сошел вниз, чтоб обнять того и другого. Между тем как герольды собирали голоса для провозглашения победителя, Сентре ускользнул из окружавшей его толпы, подлетел к герольдмейстеру, взял у него свой браслет и, сложив оружие, поднес его Енгеранду, как своему победителю, желая предупредить возглас герольдов. Но Енгеранд, не принимая залога, подал ему свой меч эфесом. Едва король успел остановить эти благородные порывы, решая, что Сентре должен сохранить свой браслет, как тот бросился к балкону королевы и, став на одно колено пред госпожой Элеонорой, умолял ее принять браслет, как цену победы, одержанной ее супругом. Раздался крик удивления; сама королева пришла поднять его с колен и решила, что Элеонора должна принять этот богатый дар из вежливости и чтобы почтить того, кто имеет столь возвышенную душу-Элеонора уступила, но сняв тотчас же с шеи алмазную нитку сказала:

Сеньор, несправедливо будет оставить вас без знака вашей победы.

Сам король помогал снимать вооружение с обоих рыцарей. Сентре, заметив, что Енгеранд ранен, схватился за свой окровавленный кинжал и целовал на нем кровь, обливаясь слезами.

Легкая рана героя не препятствовала ему участвовать в пиршестве, которое последовало за битвой; король посадил Сентре и Элеонору подле себя, а королева оказала эту честь Енгеранду. День был ознаменован многими торжествами и Сентре постоянно был предметом самого лестного внимания. Торопясь возвратиться во Францию, Сентре простился с королем и королевой арагонскими, нежно обнял монсеньора Енгеранда, поклялся ему в неизменной дружбе и пустился в обратный путь. В Париже король Иоанн оказал ему самый лестнейший прием; старые рыцари и все придворные дамы встретили молодого poursuivant d"armes рукоплесканием, лучшей наградой победителю.

Месяц спустя по возвращении Сентре из Испании представился ему новый случай ознаменовать свои доблести на глазах самого короля и всего двора. Один из знаменитейших польских палатинов, сопровождаемый четырьмя не менее его знатными вельможами, прибыл в Париж полюбоваться двором короля Иоанна. Все пятеро, совершив один и тот же военный подвиг, носили золотую нитку на руке и цепь на ногах, не мешавшую, однако, свободе движений. Они упросили монарха дозволить им оставаться при его дворе, пока не представятся столько же рыцарей, чтобы сразиться с ними.

Великолепие и изящная простота костюма польских вельмож изумляли весь французский двор. Шелковое полукафтанье с золотом, охватывая талию, доходило до колен; сбоку, на поясе, унизанном драгоценными камнями, висела широкая загнутая сабля; легкие сапожки, украшенные золотыми шпорами, надвинутая на лоб шапка со снопом перьев цапли, выходивших, как казалось, из груды алмазов, длинная пурпуровая мантия, подбитая соболем или астраханской мерлушкой, падавшая до ног и застегнутая на правом плече драгоценной запонкой, - в этом простом и благородном одеянии палатины соединяли воинственный вид северных воинов с великолепием вельмож юга. Обходительность и простота их нравов скоро были поняты, несмотря на гордый и даже немного суровый вид.

Множество молодых рыцарей и оруженосцев poursuivant d"armes спешили внести свои имена в список желавших сразиться, который два маршала Франции должны были представить королю. Полагают, что Сентре был не из последних в числе домогавшихся этой чести, а король Иоанн не задумываясь назначил его первым из пяти для поединка с чужеземными рыцарями.

Торжество было пышное. Сентре первый любезно спросил палатина-князя, согласен ли он вступить с ним в бой. Князь, зная о славе Сентре, считал за особенную честь выбор французского монарха. Он нежно сжимал в своих объятиях Сентре, пока тот нагибался, чтобы снять цепь и золотую нитку.

Ристалище было устроено подле дворца св. Павла на обширном поле св. Екатерины. Битва длилась два дня с равной честью для обеих сторон. Однако Сентре чувствовал свое превосходство над мужественным противником. Но он не воспользовался этим и в первый день довольствовался тем перевесом, какой требовала честь, а на второй день из деликатности подверг себя опаснейшему испытанию. Гордый и храбрый палатин, изучавший с детства искусство биться своей кривой саблей, может быть, одержал бы решительную победу, если бы не чрезвычайная ловкость, с какой Сентре избегал и отражал удары соперника. Сентре, постоянно хладнокровный, что раздражало противника, долгое время только парировал удары. Зная по опыту, что смирение поражает добрую душу, он искусно поддерживал бой до назначенного для окончания его часа. Заметив же, что рука князя ослабла и наносила неверные удары, он пустил своего коня вскачь и, схватив княжеского коня за крестец, так ловко ударил по сабле, что она вылетела из руки. Тогда он легко соскочил с коня, поднял саблю, снял каску, скинул наручи и поспешил поднести саблю палатину. Польский князь обвороженный грацией и деликатностью Сентре, быстро соскочил со своего коня, чтоб принять саблю и обнять такого достойного противника, великодушно сознаваясь в своем поражении. Король Иоанн уже сошел с балкона и обнимал обоих бойцов; сжимая Сентре, он чувствовал нежную и живую привязанность отца.

Чего не придумывали тогда добродушный король Иоанн и его благородный, веселый и предупредительный двор, чтобы смягчить печаль польских вельмож после их поражения. Отправляясь к берегам Вислы, они щедро наградили Сентре, провожавшего их целый день, богатыми подарками и ласками.

Немного спустя простой курьер привез французскому монарху известие, что двенадцать британских рыцарей переехали море и, побыв некоторое время в Кале, отказались подчиниться принятым обычаям, что они не хотят явиться ко двору, решились не предпринимать ни чего такого, что обязывало бы их послать герольда и даже не примут герольда от того государя, которого не признают королем французским, так как он был сыном Филиппа Валуа. Известно, что их король тщетно оспаривал французскую корону. Поэтому британские рыцари остановились только на рубеже своей территории, выстроили вышку, раскинули палатки, к ним привесили свои двенадцать гербовых щитов и решились дожидаться французских рыцарей, которые посмеют дотронуться до их щитов.

Такое известие возбудило негодование французского рыцарства и зажгло ненависть между обеими нациями. Много рыцарей просило позволения наказать британскую гордость. Они собирались по двенадцати в порт Амблетез, откуда, не справляясь о числе противников, отправлялись снимать их щиты с той уверенностью, которая не разбирает опасности. Никто из них не имел успеха в переламывании копья, в чем постоянно упражнялось британское дворянство со времен рыцарей Круглого Стола. Такую оскорбительную новость скоро узнали в Париже. Король Иоанн взглянул на Сентре и ему показалось, что честь нации уже отомщена. Сентре, воспламененный взором государя, обнял колени монарха и полетел к славе.

Он отправился в сопровождении рыцарей испытанной привязанности и мужества, прибыл на место и снял щиты; британцы вышли из палаток в полном вооружении и, думая сразиться со слабым врагом, не побоялись показать на валявшееся в пыли французское оружие. Проникнутые справедливым негодованием, Сентре и его товарищи ударили на британцев с яростью. Последние скоро уступили: копья, бердыши, мечи были для них одинаково гибельны; Сентре опрокинул тяжестью своих ударов пятерых. Наконец они принуждены были просить пощады.

Сентре, овладев их щитами и знаменами, приказал подобрать французские и поставил их с почестями на помосте. Он пренебрег конями, и, отправляя британцев в Кале, сказал им, что на этом самом месте он останется три дня в готовности защищаться против всякого, кто только нападет на него из Кале. Но три дня прошло, ни один британский рыцарь не показывался. Тогда он разрушил помост и, быстро возвратясь, вступил в Париж при кликах многочисленной толпы. Щиты были повергнуты к стопам короля. Монарх немедленно наградил победителя: на другой же день назначено было собраться многочисленному обществу и Сентре был пожалован в рыцари.

Однако военные подвиги обыкновенно предпринимались простыми рыцарями, любителями приключений, и не сопровождались ни пышностью, ни торжественностью турниров.

Примечания:

Lacurne de Sainte-Palaye, Memoire sur l"ancienne chevalerie.

Delivrer un poursuivant d"armes de son entreprise - техническое выражение, означавшее вызов. Он состоял в том, что вызывавший вежливо или насильно брал у poursuivant d"armes постоянно носимый им знак: перстень, браслет, повязку и пр.

Г-жа Элеонора, племянница короля арагонского, принцесса кордуанская, одна из прелестнейших испанских дам, была супругой Енгеранда.

Поделиться: