Безумный император Рудольф II. Австрийские Габсбурги. Максимилиан II, Рудольф II и Матиас. Их семьи и близкие Рудольф 2 габсбург в италии

Этот властитель сыграл особую роль в судьбе Чехии и Праги. Именно благодаря ему Прага считается ныне мировой столицей алхимии, мистики и черных сил.

Рудольф II родился 18 июля 1552 г. в Вене. Отец его - император Максимилиан II, мать - Мария Испанская. Воспитывался мальчик при испанском королевском дворе, где с ним долгие годы занимались иезуиты. В результате Рудольф вырос, с одной стороны, фанатичным католиком, а с другой - великим мистиком. Считается, что он был душевнобольным.

Взойдя на императорский престол в 1576 г., Рудольф II фактически переселился в Прагу. Испокон веков этот город считали центром оккультизма, европейским аналогом Вавилона, воротами Бога.

Весомый вклад в создание репутации города как двери в потустороннее внесли алхимики, изготовители золота. Они более или менее успешно внушали своим современникам, что располагают секретами, с помощью которых можно перевернуть мир.

Одним из восторженных поклонников алхимии и стал Рудольф II. Император алхимиков поселился в Старом дворце. Самой большой его достопримечательностью был Вацлавский зал длиной 62 м. В XVII в. зал считался самым большим светским помещением Европы. Здесь избирались чешские короли, а во время турниров, проводившихся внутри дворца, стены зала отражали стук копыт галопирующих лошадей. Чтобы рыцарь мог попасть на ристалище в полном боевом облачении, не слезая с коня, средневековый архитектор спроектировал специальную лестницу без ступеней.

Свою резиденцию Рудольф II превратил в музей. Дворец украшали 3000 картин и 2500 скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 млн гульденов. Страсть императора не ограничивалась только изобразительным искусством: он собирал часы, научные приборы и весьма сомнительные реликвии, например гвозди из Ноева ковчега или флакончики с прахом, из которого Бог якобы сотворил Адама. Излюбленным развлечением императора были сеансы по оживлению мертвецов и вызыванию душ умерших.

Рудольф был нелюдимым и психически неустойчивым человеком, часто впадающим в депрессии. Он предпочитал уделять внимание не проблемам страны, а толпе шарлатанов, которых пригласили в Прагу. Часть из них жила на знаменитой Золотой улочке. В тесных домиках, где рукой можно достать до крыши, алхимики искали философский камень. Это место охраняли каббалисты, так как, по их мнению, сатана мог в любой момент совокупиться с Пражским Градом и родить Армиллоса, чудовище с двумя затылками и длинными, до ступней, руками. Если бы это произошло, то каменные гиганты Градчан спустились бы вниз, перелезли через реку и разгромили бы город.

Среди особ, приближенных к императору, был английский фокусник Эдгар Келли, которому на родине за публичное шарлатанство отрезали уши. Келли пообещал Рудольфу чудесным образом решить проблему государственной казны. Верящий в псевдонауку император посвятил обманщика в рыцари и подарил роскошный дом на Карловой намнести. Здесь, согласно легенде, фокусник продал душу дьяволу. Сатана унес ее через дыру в потолке, которую, между прочим, до сих не заделали. Говорят, что судьбу Келли разделил некий студент. Он не смог удержаться от соблазна и набил мошну при помощи черной магии. Впоследствии эти сюжеты использовал Гёте.

С Рудольфом II связано и возникновение еврейских общин в Праге. Старое предание гласит, что евреи жили на месте сегодняшней Праги с незапамятных времен. Когда в Богемию пришли кельты, прекрасный еврейский город был разрушен, а жители изгнаны. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что однажды на берега Влтавы явится «маленький угнетенный народ, верящий в одного-единственного Бога. Будущий король должен принять этих людей благосклонно, ибо с ними в нашу страну придет благодать».

Не прошло и ста лет со дня предсказания, а в Чехию явилась целая еврейская община, которая бежала из Киевской Руси. Помня о словах Либуше, тогдашний князь-язычник взял несчастных под защиту. Те же, в свою очередь, пообещали быть ему верными подданными. На левом берегу Влтавы евреям предоставили место для строительства города. Они много трудились, богатели, старались жить тихо, несмотря на бури, бушевавшие в Средние века. Тогда-то в Богемии и стали распускать сплетни о евреях. За сплетнями следовали кровавые погромы. Жители прятались от них в Староновой синагоге - старейшей в Европе. Ее стены выложены из камней иудейского молитвенного дома, который стоял на этом месте еще при кельтах. Говорят, во время первого пожара шпиль синагоги облюбовали два голубя, улетевшие только тогда, когда огонь был потушен. С тех пор за Староновой закрепилась репутация духовного центра евреев. В ней когда-то венчался Мордыхай Майзель, личный банкир императора, получивший несметные богатства в награду за честность и милосердие. На его средства вымостили грязные улочки, построили красивую ратушу, ритуальную баню, богадельню, сиротский дом и две синагоги, одну из которых назвали в его честь. Пожалуй, никто и никогда не сделал столько для своих единоверцев, сколько сделал Мордыхай Маркус Майзель.

В одно время с ним жил другой великий еврей Праги - Иегуда Лёв бен Бецалель, потомок царя Давида. Сам император Рудольф II назначил его верховным раввином еврейского города. Церемония проходила в королевском дворце при большом стечении лиц дворянского звания. Трудно было подобрать на эту должность человека более подходящего, ибо рабби Лёв, как утверждают предания, «явился на свет защитить евреев от злой клеветы и подозрений со стороны христиан».

Когда в очередной раз над общиной нависла угроза изгнания, раввин отправился на Карлов мост. По нему в Старый город должен был проехать монарх. Иегуда Лёв находился в толпе зевак. Заметив императорский экипаж, рабби встал на его пути. Зрители начали бросать в него камнями и поливать грязью, но камни и грязь превращались налету в розы и фиалки. Пораженный император остановил карету и выслушал раввина. В тот же день Рудольф II приказал не причинять евреям зла. Отныне каждый их проступок рассматривался в суде. За преступление отдельного лица вся община ответственности уже не несла.

К концу жизни император Рудольф II потерял все свои владения и власть. В 1611 г. у него отняли и Чехию. Правда, умер он все-таки в любимой Праге.

По сей день совершают паломничество в этот чудесный город приверженцы алхимии, магии и чародейства. И всякий раз спешат поклониться памяти великого императора алхимиков и чародеев.

Пражский затворник Рудольф II.

Австрийская династия Габсбургов более 400 лет правила Чехией, как и многими другими землями Центральной и Восточной Европы, которые Габсбургам удалось соединить в огромную пеструю империю. С 1526 года, когда чешские сословия предложили корону Фердинанду I Габсбургу, до 1918-го, когда после поражения в Первой мировой Австро-Венгерская империя распалась, на чешском троне сменились 17 представителей австрийской династии. Отношения между чехами и их габсбургскими государями никогда не были простыми. Некоторые монархи этой династии ограничивали исторические свободы чешских земель, вели германизаторскую политику, другие были слишком пассивны, третьи, напротив, правили энергично и мудро... Но лишь один Габсбург, Рудольф II, оказался так тесно связан с Чехией и ее столицей, что и через 400 лет после смерти он остается одним из символов Праги.

Впервые Рудольф побывал в Праге в 1562 году, десятилетним ребенком, когда там проходила церемония коронации его отца, Максимилиана II. Вряд ли воспоминания об этом городе надолго задержались в его памяти, поскольку два года спустя жизнь юного принца сильно изменилась – вместе с братом Эрнстом отец послал его в Мадрид, ко двору своего двоюродного брата Филиппа II Испанского, учиться основам наук и искусству государственного управления. У Филиппа II будущий германский император и чешский король перенял приверженность строгому испанскому придворному церемониалу, который позднее активно внедрял при своем пражском дворе.

Проведя в Испании 10 лет, Рудольф вернулся домой. Еще при жизни отца он был коронован в качестве короля венгерского, а затем и чешского. В 1576 году император Максимилиан II умер, и на голову его 24-летнего сына была возложена третья корона – древней «Священной Римской империи», в состав которой входили немецкие земли, Чехия и ряд других территорий. Вот что пишет о молодом Рудольфе немецкий историк Фолькер Пресс:
Испанская королева Хуана, прабабка Рудольфа II
«Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией... Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления».

Через несколько лет после вступления на императорский трон Рудольф II серьезно заболел. С этого времени его физические и душевные недуги переплетаются в трагический клубок, в котором почти невозможно разобрать, что было причиной, а что – следствием. Очевидно, сыграла свою роль как генетика (прабабкой Рудольфа была безумная испанская королева Хуана), так и внешние обстоятельства – в частности, напряженные отношения с родственниками из младшей, штирийской ветви рода Габсбургов, имевшей большое влияние в Вене. Вероятно, это послужило одной из причин переезда Рудольфа II и его двора в Прагу в 1583 году. Здесь, в пражском Граде, он почти безвылазно провел без малого 30 последних лет своей жизни.

Переезд императорского двора в чешскую столицу способствовал бурному развитию города. Вот что пишет биограф Рудольфа II, чешский историк Йозеф Яначек:
«Большой пожар 1541 года привел к заметным перестановкам в городе и началу бурного строительства. Ренессансная архитектура с середины XVI века становится преобладающим стилем в Праге. Инициатива здесь принадлежала дворянству, но вслед за ним начали вести бурное строительство и зажиточные мещане. Так начался период ренессансной перестройки Праги, сильно изменивший прежний средневековый облик города».

Пражский Град

Рудольф поощрял эти перемены и сам немало сделал прежде всего для обустройства своего дома – пражского Града.
Рудольф, увлекавшийся науками и искусствами, стремился превратить свой двор в культурный центр всей Европы. Во многом это ему удалось, и именно поэтому, пожалуй, этот странный человек и не слишком удачливый правитель столь надолго и прочно вошел в историю. Император был, можно сказать, гениальным любителем. Он разбирался в поэзии, живописи, математике, физике, архитектуре, химии и алхимии, астрономии и астрологии, философии и оккультизме, и хотя ни в одной из этих областей не был профессионалом, стремился окружать себя людьми, которые профессионалами были. В Праге в годы его правления жили и работали крупнейшие астрономы того времени – Иоганн Кеплер и Тихо де Браге, художники Бартоломей Шпранглер и Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Ври и многие другие.

Впрочем, в те времена граница между научным знанием и мистикой, явлениями земными и потусторонними воспринималась иначе, чем сейчас, была размытой, чем пользовались многочисленные шарлатаны, выдававшие себя за магов. Так и получилось, что умный и образованный Рудольф привечал при своем дворе таких личностей, как английский авантюрист Эдуард Келли, обещавший императору найти способ производить золото «столь же быстро, как курица клюет зерна». Рудольф II и его маги искали то философский камень, то эликсир вечной молодости, то способ оживлять неодушевленные предметы... Большой интерес у Рудольфа вызывала каббала – таинственное еврейское философско-религиозное учение. В эту эпоху возникли многие легенды и предания, ставшие частью культурной истории Праги и придавшие ей таинственный, мистический оттенок. Позднее многие из этих легенд были переработаны чешскими и немецкими авторами и получили широкую известность. Среди них – история Голема, глиняного великана, который ожил после того, как пражский раввин вложил в него свиток с магическими заклинаниями.

Между тем государственные дела шли у Рудольфа II ни шатко ни валко. Император вел не слишком удачные войны – вначале с турками, позднее – с венгерскими повстанцами, с которыми в 1606 году заключил мир, гарантировавший Венгрии многие ее традиционные вольности. Главными советниками императора, не любившего административную рутину, были Пауль Траутзон и камергер Вольфганг Румпф, хитрые и довольно умелые царедворцы. Однако после 1598 года, когда Рудольф перенес новую тяжелую болезнь, всё изменилось. Его психическое состояние резко ухудшилось, он стал еще более мрачным, подозрительным, меланхоличным и склонным к неконтролируемым вспышкам гнева. Йозеф Яначек отмечает:
«Людям, окружавшим императора, казались ненормальными многие его реакции, но его врачи колебались с диагнозом. Даже если они и понимали, что Рудольф страдает серьезным психическим расстройством, то не отваживались ясно сформулировать свою точку зрения. Между тем вспышки ярости, сменявшиеся периодами апатии и депрессии, все более ухудшали состояние императора».

Психическое состояние Рудольфа II сказалось как на ведении государственных дел, так и на личной жизни императора. Он выгнал Траутзона и Румпфа, приблизив к себе людей совсем иного сорта – своего камердинера Филиппа Ланга, простого слугу Иеронима Маховского и даже некоего истопника. Вряд ли тут можно говорить о каком-то демократизме императора – скорее он просто окружил себя людьми, которые бессовестно льстили ему, потакали его прихотям и не досаждали повседневными делами, к которым Рудольф питал всё большее отвращение.

Столь же сильным было и отвращение императора к браку. Несколько европейских принцесс считались в разные годы его нареченными, но ни одна из них не дождалась свадьбы – Рудольф колебался, да так и не решился пойти под венец. Между тем женщин император совсем не сторонился, у него было немало любовниц, самая известная из которых, итальянка Катарина Страда, дочь императорского антиквара, родила Рудольфу троих сыновей и трех дочерей. Старший из детей, носивший громкое имя Юлий Цезарь Австрийский, стал жертвой плохой наследственности Габсбургов: он страдал припадками буйного помешательства и был по приказу отца изолирован в замке в Крумлове на юге Чехии. Там в феврале 1608 года произошла трагедия – во время одного из припадков Юлий зверски убил свою любовницу, дочь цирюльника Маргариту Пихлер.

Поскольку законных потомков у Рудольфа II не было, его наследником считался младший брат Матиаш – человек недалекий, но весьма амбициозный. В 1606 году он и другие родственники императора подписали в Вене тайное соглашение. В нем Матиаш признавался главой династии вместо Рудольфа, которого предполагалось отстранить от власти. Но только два года спустя Матиаш пошел на открытый разрыв с братом. Началась недолгая война, в которой Австрия и Моравия выступили на стороне Матиаша. Богемия осталась верна Рудольфу II, но тот, хоть и был ревностным католиком, вынужден был подписать специальный указ (так называемый Majestat), которым признавал в королевстве свободу вероисповедания. К тому же Матиаш получил во владение австрийские, венгерские и моравские земли.

Отныне смыслом политической деятельности Рудольфа стала месть коварному брату. В 1611 году для этого представилась возможность. Один из родственников императора, Леопольд из Пассау, предложил в распоряжение Рудольфа II свою армию, набранную им ранее для участия в одном внутригерманском конфликте. «Воинство из Пассау» пошло на Прагу, но вело себя при этом откровенно по-бандитски, и горожане при поддержке чешской аристократии оказали ему активное сопротивление. К тому же у Леопольда кончились деньги, и вскоре он распустил своих наемников. Этой авантюрой Рудольф II скомпрометировал себя окончательно. Предводитель чешского войска, знатный вельможа Индржих Турм и его приближенные фактически принудили Рудольфа отречься от чешского трона в пользу Матиаша. Рудольфу II остался лишь мало что значивший императорский титул. Его власть фактически не распространялась за пределы пражского Града.

Эти события сломили императора. Он попытался поднять против брата германских князей, но эти планы оказались несбыточными. Зимой 1612 года Рудольф II заболел и 20 января умер. По преданию, незадолго до смерти, смотря из окна на город, он воскликнул: «Прага, неблагодарная Прага! Я принес тебе славу, а ты нынче отвергаешь меня, своего благодетеля!». Упрек был несправедлив – своими несчастьями Рудольф был обязан прежде всего психической болезни и вызванной ей неумелой политике. Как пишет один из современных историков, «император скрывался от печальной действительности в другие миры, будь то таинственный мир науки или прекрасный мир искусства. В этом и состоит непреходящее очарование этого талантливого человека».

Рудольфа II похоронили в пражском соборе святого Витта. Он стал последним монархом, погребенным в Праге: остальные Габсбурги, начиная с мятежника Матиаша, лежат в склепе церкви капуцинов в Вене.



Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.

Рудольф II и рудольфинцы

Елена Белега

Когда католики в Риме сожгли Джордано Бруно, а кальвинисты в Женеве Сервета, когда Галилей готовился предстать перед вторым судом инквизиции, – чешский король и император Священной Римской империи Рудольф II собирал в Праге самых талантливых ученых того времени…

Просто христианин

Рудольф II, как и его отец Максимилиан II, считал себя «просто христианином». Что скрывалось за этой простотой? – Поддержка в империи благополучия и мира. Но как? – Усилием встать над столкновениями людей и убеждений, внести в жизнь истинную гармонию вместо кровавых междоусобиц. Глубокое убеждение императора, утопия или благородная мечта? Трудно судить, но в преддверии Тридцатилетней войны Рудольф II создает Орден мира, собственноручно изготавливает цепь орденского знака и сам знак.

«Просто христианин» был религиозно терпим. При дворе Рудольфа II принимали как католиков, так и протестантов. Аудиенции императора добивались члены и Ордена Иисуса, и еврейской общины Праги, пережившей при Рудольфе II свой золотой век.

Рудольф II

В 1600 году, в год казни Джордано Бруно, Рудольф пригласил ко двору лучшего астронома того времени – католика и аристократа Тихо Браге. А в помощники ему взял молодого немецкого математика, воспитанника протестантской семинарии в Тюбингере Иоганна Кеплера, которого только что изгнали из Граца, «перешедшего в руки» католиков. Сам Джордано Бруно перед своим роковым возвращением на родину прожил в Праге полгода и издал сочинения, которые не могли появиться во враждебной обстановке: работу, посвященную системе Раймонда Луллия, и скандально известные «Сто шестьдесят тезисов против современных математиков и философов».

«Просто христианин» собрал под сенью скипетра прекрасный мир искусства и свободной науки.

Пражский кружок

Такое впечатление, что рудольфинский круг существовал вне времени и пространства. Но время Рудольфа II, скорее, временная граница – это уходящее итальянское Возрождение, закат «старой» Европы и рождение «новой». А как известно, самое яркое и интересное происходит именно на границе. Прага Рудольфа II – остров равновесия в море хаоса. И к этому острову уже несколько столетий приковано внимание ученых и искусствоведов, ценителей искусства и любителей таинственных историй. Ведь при дворе Рудольфа искали ключи к познанию Универсума, естественного единства Природы и Человека.

В кругу рудольфинцев движущей силой была наука, которая вырабатывала новую концепцию мироздания. Основываясь на точных измерениях Тихо Браге и его каталоге 777 звезд, Иоганн Кеплер вывел законы небесной механики. Но этого бы не произошло, если бы Кеплер не искал гармонию Вселенной, не пытался записать «музыку сфер», которую когда-то слышали пифагорейцы.

На особом счету при дворе была астрология, наука о строгих естественных закономерностях. Сам Иоганн Кеплер не просто верил в астрологию, а следовал ее законам и слыл мастером по составлению гороскопов. Вот отрывок из его личного гороскопа: «Человеку этому на роду написано проводить время главным образом за решением трудных задач, отпугивающих других… Даже непродолжительное время, проведенное без пользы, причиняет ему страдание…В денежных вопросах он почти скуп, в экономии тверд, строг к мелочам и ко всему, что приводит к напрасной потере времени. Вместе с тем он питает к работе непреодолимое отвращение, столь сильное, что часто лишь страсть к познанию удерживает его от того, чтобы не бросить начатое». Этот гороскоп Кеплер составил себе еще до приезда ко двору Рудольфа II, в 26 лет. И писал его не для печати, а для себя. Ученый Кеплер признавал, что есть воля звезд и есть обстоятельства жизни, и человек живет в некотором распятье между одним и другим: «Итак, причины кроются отчасти во мне, отчасти – в судьбе. Во мне – гнев, нетерпимость по отношению к неприятным мне людям, дерзкая страсть строить насмешки и потешаться, наконец, неуемное стремление судить обо всем, ибо я не упускаю случая сделать кому-нибудь замечание. В моей судьбе – неудачи, сопутствующие всему этому».

Занятие искусством в представлении рудольфинцев – это также поиск ключей к универсальным истинам. Особое место при дворе занимала портретная живопись, которой было чуждо понятие маски: за человеком признавалось не то что право, а неизбежная предопределенность быть существом противоречивым. Люди не притворялись. Они были такими, какими были. Возможно, именно поэтому в качестве своего жизненного кредо Тихо Браге выбрал фразу «Лучше быть, чем казаться».

Кунсткамера Рудольфа

Коллекция Рудольфа была «любимым ребенком» императора. Как и для пражского кружка, для нее собиралось все самое редкостное и удивительное. Но только с одной целью – воссоздать Универсум. Коллекция делилась на «naturalia» – природные экспонаты, «artificialia» – артефакты, «scientifica» – научные приборы и инструменты. Агенты Рудольфа все время были заняты поиском экспонатов. При дворе создавали и живые коллекции. На Пражском Граде были разбиты оранжереи, сады с редкостными растениями. Рудольф также стал обладателем красивейших райских птиц синего цвета, которые впоследствии получили его имя «Paradisaes Rudolphi». Минералы, руды, драгоценные камни поражали своим многообразием. За всем этим для рудольфинцев стояло многообразие мира, жизнь которого переплетена с жизнью человека. При дворе господствовал знаменитый принцип Изумрудной скрижали: «Все, что есть наверху, есть и внизу. Все, что есть внизу, есть наверху. И все это для того, чтобы явлена была тайна Единства».

Рудольф II имел репутацию одного из самых загадочных монархов. И дело не в том, что он окружил себя необычными личностями того времени, а скорее в том, что Универсум, ключи к которому они искали, был, по представлению рудольфинцев, не до конца проявленным, как бы зашифрованным, недосказанным.

Яркий пример недосказанности – работы Джузеппе Арчимбольдо, его портреты, выполненные из цветов, колосьев и плодов. Правда или условность, трюки или метаморфозы? Что-то недосказанное или специально зашифрованное? Рудольфинцы любили символы, а метаморфозы рассматривали как путь рождения Вселенной, путь эволюции. Здесь опять можно увидеть то самое противоречивое равновесие или «discordia concors» – несогласованное согласие, которое движет миром.

Коллекция живописи Рудольфа приобрела всеевропейскую славу, императорский двор завоевал статус Парнаса Центральной Европы. В замечательном собрании Рудольфа были картины Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, картины Корреджо, Тициана, Рафаэля, Карнаха Старшего, Босха.

В большой библиотеке хранились древние рукописи, средневековые манускрипты, современные химические трактаты и книги по астрономии. Кеплер, проведя в Праге 12 самых плодотворных лет жизни, опубликовал научные труды, главные из которых «Новая астрономия», «Разговор со „Звездным вестником“», «Рудольфинские таблицы».

«Хочу и могу»

Загадочный мистицизм, который приписывают рудольфинцам, уже несколько столетий будоражит умы потомков. Если под мистикой понимать добрую волю, знание законов природы и эффективное их применение, то рудольфинцев по праву можно считать мистиками. Рудольф II мистическим способом удерживал Прагу «над схваткой», сохраняя мир и давая возможность работать и творить тем, кто искал законы, движущие Природой и Человеком. На границе итальянского и северного (немецко-нидерландского) Возрождений – в пражском кружке – рождалась новая наука, основанная на точных данных новая картина мироздания, новое искусство, естественное и символическое, как сама Природа. В Пражском кружке рождался новый человек, признающий Единство мира, но при этом не пассивный его наблюдатель, а стремящийся познать Божественный закон и способный действовать как Сотворец.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

5.1. ВАСИЛИЙ I = «РУДОЛЬФ I» 1a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ВАСИЛИЙ I КОСТРОМСКОЙ 1272–1277, правил 5 лет. Начало династии. ~ ~ ~ 1c. ГАБСБУРГИ. Начало империи Габсбургов (Нав-Город?). Период 1256–1273 годы - анархия и 17-летняя война. Первый император, «Рудольф Габсбург», начинает править

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

5.2. ДМИТРИЙ I = «РУДОЛЬФ I» 2a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ДМИТРИЙ I ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ 1276–1294, правил 18 лет, по . В он назван Переяславским, а также НЕВСКИМ! См. , с.165. ~ ~ ~ 2c. ГАБСБУРГИ. «РУДОЛЬФ ГАБСБУРГ» 1273–1291, правил 18 лет, по и по , т.2. Имя «РУДОЛЬФ» могло звучать когда-то

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

IX Рудольф Гесс Бад-Годесберг-на-Рейне24 июня 1940 годаЯ провел в отеле «Дрезден» больше недели с Рудольфом Гессом. Гесс был очень возбужден недавними событиями – перемирием с Францией, в результате чего заработал жестокие желудочные колики. Он ездил в Компьенский лес и

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Рудольф и рудольфинцы «Триста лет мы страдали» – так чехи говорят о времени правления ненавистных Габсбургов, даже главы чешских учебников истории, описывающие этот период, часто бывают озаглавлены подобным образом. Между тем Габсбурги владели Чехией почти четыреста

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Иосиф II - Рудольф II 1741 Рождение Иосифа 1552 Рождение Рудольфа 189 Иосиф родился 13 марта, а Рудольф 17 июля. Между двумя этими датами календаря - 126 дней. 1768 Рождение Франца 1741 Рождение Иосифа 27 1792 Франц становится римским императором 1765 Иосиф становится римским

Из книги Нюрнбергский дневник автора Гилберт Густав Марк

Рудольф Гесс Главным кандидатом для психиатрической экспертизы был Рудольф Гесс, заместитель фюрера в НСДАП, чей полет в Англию в 1941 году стал настоящей сенсацией. Незадолго до начала процесса он был доставлен из Англии в нюрнбергскую тюрьму в состоянии полнейшей

автора Коллектив авторов

Жизнь космического масштаба Елена Белега, кандидат физико-математических наук Исследователи мегалитов кроме колоссальных размеров отмечают два еще более поразительных факта – точность привязки к сторонам света и точность древних календарей. Человек, живший 4000–5000 лет

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Атлантида: наука и миф Елена Белега, кандидат физико-математических наук Александр Александрович Воронин – президент Российского общества по изучению проблем Атлантиды (РОИПА). Бывший военный, интересующийся темой Атлантиды всю сознательную жизнь, он стал одним из

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Рудольф Дизель Имя этого знаменитого германского инженера-изобретателя говорит само за себя. В сознании каждого современного человека оно устойчиво ассоциируется с двигателем внутреннего сгорания, названым в его честь.Родился Рудольф Дизель 18 марта 1858 г. во Франции,

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Иван Ефремов: путь по грани Елена Белега От многих знаний ум как бы засыхает. От многих знаний ум крепнет и ширится. М. Монтень «Опыты» Мы знакомились. Мстислав Степанович Листов – летчик-испытатель, киносценарист, автор сценария к фильмам «Откровения Ивана Ефремова»,

Из книги Три миллиона лет до нашей эры автора Матюшин Геральд Николаевич

4. Омо и Рудольф 4.1. На реке Омо4.2. Кооби Фора

автора Коллектив авторов

Готфрид Лейбниц и Философский камень Елена Белега Накануне Иванова дня, 3 июля, в два часа после обеда в церкви св. Николая проходил обряд крещения. Когда пастор взял ребенка на руки, чтобы облить, трехдневный мальчик, к удивлению всех, внезапно поднял головку, вытянул

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Вселенная Стивена Хокинга Елена Белега До 21 года он был обычным человеком: сменил несколько школ, поступил в Оксфорд. Но в 21 жизнь изменилась почти мгновенно: его организм «сломался». После длительного обследования ему сказали, что у него редкая и неизлечимая болезнь. Что

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Рудольф Гесс Согласно отчёту Роберта Джексона (приводимому судьёй Бертом Рёлингом (Bert A. R?ling) с Токийского процесса в сб.: «A Treatise on International Criminal Law», Т. 1., стр. 590-608, под редакцией M. Cherif Bassiouni и Ved. F. Nanda, изд-во «Chas Thomas Publisher»), в Нюрнберге англичане, французы и русские – по

Из книги Избранное автора Портер Карлос

Рудольф Хёсс Рудольф Хёсс (Rudolf H?ss), бывший комендант Освенцима (не путать с Рудольфом Гессом (Rudolf He?), заместителем Гитлера по партии. – Прим. пер.), сделал «признания», «доказывающие», что Гитлер уничтожил в газовых камерах шесть миллионов евреев (или пять миллионов –

Автор Д.Пучков
Среди многочисленных представителей огромной династии Габсбургов есть одна трагическая и парадоксальная фигура. Это Император Священной Римской Имеприи Рудольф 2. При всей неоднозначности его оценки и современники, и потомки сходядся в одном — правление этого человека было крайне неудачным и нанесло огромный вред самому институту императорской власти. Но давайте попробуем разобраться по порядку, опираясь на известные факты.

Итак, будущий имеператор родился в 1552 гду в Вене. Он был старшим из выживших сыновей от брака императора Максимилиана 2 и инфанты Марии Испанской. А всего его родители произвели на свет 16 детей.Здесь невозможно не упомянуть о семье — предках и родственниках Рудольфа. По отцу он приходился внуком Фердинанду 1, младшему брату Карла 5, и Анны Ягеллонки.По матери его дедом был сам Карл 5, а бабкой Изабелла Португальская. Таким образом его родители были двоюродными братом и сестрой. Родившись в Вене, практически все детство будущий иператор провел при дворе своего дяди, брата матери, императора Испании Филиппа 2. Нетрудно предположить, что воспитан он был в самых строгих католических правилах. В общем, среди ближайшей родни — одни сплошные императоры и ревностные католики. А вот держава, доставшаяся в управление Рудольфу 2 после смерти отца, почти полностью протестантская. Это одна из самых больших и совершенно неразрешимых проблем, котрая будет преследовать его с первых дней и до конца правления.

Итак, 12 октября 1576 года, не дожив и до 50 лет, умирает отец Рудольфа 2, Максимилиан 2. Вопрос о престолонаследии не стоит — Рудольф уже достиг вполне зрелого возраста (ему на тот момент 24 года) и формальных препятствий для его коронации нет. Правда, особыми талантами молодой иператор тоже не отличается — он не слишком интересуется делами управления государства. И вовсе не от юношеского легкомыслия — скорее наоборот. Он не по годам серьезен, стремится скорее к уединению, чем к пышным церемониям и блеску. Кроме того, от своих предков, и в первую очередь од деда, великого Карла 5, Рудольф унаследовал предрасположенность к меланхолии, иногда переходящей в степень депрессии. Периоды апатии резко сменяются у него немотивированными вспышками гнева, когда он буквально крушит все, что попадается на его пути. Многие исследователи сходятся на том, что он вообще был изначально психически нездоров, что лишь усугубилось с годами. Во многом — история его правления является историей его болезни.

Первые годы своего правления он проводит в резиденции Императоров Священной Римской империи, в Вене. Однако через 2 года после коронации, 1578 г., с ним случается некое событие (формально — говорят о какой-то тяжелой болезни, когда император в течении долгого времени находился на грани жизни и смерти), которое нанесло огромный вред как его физическому здоровью, так и психическому состоянию. Приступы меланхолии становятся практически постоянными. Император никого не хочет видеть, всячески стремится ограничить общение с внешним миром, забрасывает все государственные дела. Наконец, в 1583 году, несколько оправившись от многолетней депрессии, он вдруг совершает нетривиальный шаг: переносит свою резиденцию и переводит императорский двор из Вены в Прагу.

При этом государственные дела Рудольфа 2 по прежнему не интересуют, любая регламентированная деятельность вызывает у него яростный протест. Все его секретари пребывают в полной уверенности, что он яростно ненавидит их лично и, даже изредка пытаясь разбираться в накопившихся делах, делает все, чтобы намеренно запутать все и без того запущенные бюрократические процедуры. Он создает настоящий хаос в делопроизводстве, путая и перекладывая важнейшие бумаги и документы, устраивает скандалы по самым незначительным поводам и буквально доводит своих ближайших помощников до нервного срыва. Сам же он при этом увлеченно собирает коллекции различных диковинных предметов и артефактов, произведений искусства,старинных книг и манускриптов. Кроме этого он все больше интересуется магией и алхимией, наполняя свой двор самой пестрой публикой — от серьезных ученых до абсолютных авантюристов и мистификаторов.

Он всерьез одержим поиском пресловутого «филосовского камня» и стремится получить эликсир вечной жизни. Еще одно увлечение императора — экзотические хищные животные. Он приручил льва, нескольких леопардов и пару орлов, и все время ходит в сопровождении своего зверинца, получая истинное удовольствие от того, какую панику вызывает его «свита» у царедворцев. Рудольф 2 так и не женился, будто бы намеренно не задаваясь вопросом престолонаследия. В то же время, он состоит в многолетней связи с дочерью своего аптекаря (а по другим сведениям — архивариуса, или антиквара) Катериной Страда, от которой у него 6 детей.

Между тем — дела в Империи идут, мягко говоря, неблестяще. Не утихают религиозные распри между католиками и протестантами. Все дело в том, что большинство правителей Австрийских, Чешских и Венгерских областей империи исповедуют протестантизм. Император-католик не может и не хочет найти с ними общего языка. Он то предпринимает жесткие меры по насаждению католицизма, то, не добившись никакого результата, идет на уступки. В Венгрии, королем которой он формально является, Рудольф не появился ни разу за все время своего правления, что вызывало у тамошней аристократической элиты вполне законный протест. Рудольф 2 пытается сплотить разрозненные силы империи под флагом борьбы с турками, но и это не находит никакого энтузиазма у подданных. Наконец, в первое десятилетие нового, 17 века, дела в Империи приходят в такой упадок, что уже и родственники Рудольфа, многочисленные представители семейства Габсбургов, вынуждены вмешаться. Чтобы не допустить дело до открытого мятежа, решили устроить дело «по семейному». В 1608 году родственники принудили Рудольфа к тому, чтобы он уступил венгерскую корону, а так же эрцгерцогство Австрийскоек и Моравию своему младшему брату, Матвею (Матиасу). На некоторое время это снизило накал страстей. По сути — под управлением Рудольфа остается лишь Чехия. Но подданныхъ-протестантов (которых подавляющее большинство) по прежнему не устраивают законы государства, по которым они находятся по сравнению с католиками в откровенно невыгодном положениии. В 1609 году, чтобы удержать по крайней мере Чехию, Император вынужденно подписывает «Грамоту Величества» — документ, уравнивающий в правах католиков и протестантов.

Рудольф практически полностью утрачивает власть. Его последней надеждой становится эрцгерцог Штирии Леопольд, который вторгается в пределы Чехии и занимает часть Праги. Однако устроенная его солдатами в Малой Праге кровавая резня вызывает народное восстание пражан и против агрессора, и против Императора. Наконец, весной 1611 года Рудольф 2 вынужден отречься от императорской короны в пользу своего брата Матвея. Отныне он фактически находится под домашним арестом в своем дворце до самой смерти, последовавшей 20 января 1612 г. Говорят, что перед этим умерли 2 его ручных орла и старый лев.

Комментарии

    Спасибо, за очередное познавательное и интригующее. Пражский затворник, последний из правивших Габсбургов, похороненный в Праге — фигура, большей частью не изученная, хотя во многом поворотная для истории и Габсбургов. Двор гениев и шарлатанов, художников, музыкантов, астрономов, врачей, магов и алхимиков. Плюс маниакальные синдромы преследования, страх отравления, опасения наемных убийц, рожденные, скорее всего, алкоголем и сифилисом — свое дело сделали, предания и легенды до нас дошедшие — глиняный великан Голем и оживляющие магические свитки, и философский камень и прочее и прочее. Хорош меланхолик. А его блестящий ум и стремление к совершенству, поразительны и теперь, по прошествии 400 лет. Многое не известно и не очень понятно, хотя опять же, причинно-следственные связи последствий кровосмешения очевидны.

    Не совсем понятно, а точнее совсем непонятно о каких правителях в Венгерских, Австрийских и Чешских областях вы говорите. Правитель был один Рудольф и его родственники Эрцгерцоги являвшиеся владетелями отдельных земель, и все они были ревностные католики. Другое дело что сословия, т.е дворянство, и бюргеры и крестьянство практически поголовно перешли в Лютеранство, а в Венгрии широкое распространение получил Кальвинизм. Более того большая часть Венгрии, а точнее Короны Святого Штефана, вообще находилась частью под протекторатом Турции а частью под Турецкой оккупацией, так как Венгерское дворянство в большинстве своём не признало конституционности сделки заключённой между Людовиком Ягеллончиком и Фердинандом, что в случае смерти первого без наследников мужского пола Короны Святого Вацлава и Святого Штефана переходят к Фердинанду и его наследникам. Поскольку Венгерская монархия была выборной то договор без согласия Венгерского парламента не имел силы. После гибели Людовика в битве у Мохача, большая часть венгерского дворянства группируется вокруг Яноша Хуньяди, владетеля Трансильвании, который правит под Турецким протекторатом. Попытки Габбсбургов подавить с их точки зрения мятеж приводят к прямой турецкой интервенции,первой осаде Вены и созданию турецкого пашалыка с центром в Буде, в руках у Габбсбургов остаётся только Верхняя Венгрия, ныне Словакия с центром в Прессбурге, ныне Братислава. После разгрома Таборитов, сословия короны Святого Вацлава(Богемия, Моравия, Лузатия и Силезия) достигают соглашения с Габбсбургами о признании легального статуса за национальной Утракистской Церковью (церковь Яна Гуса и Иеронима Пражского), позже среди дворянства и бюргеров распространяется широко Лютеранство, а среди крестьянства и городских низов различные изводы радикального анабаптизма наиболее известны Моравские Братья. Никакой дискриминации протестантского дворянства и городской буржуазии сидевшей в сейме короны Святого Вацлава, а так же в сеймах Верхней и Нижней Австрии, Форальберга, Штири Каринти Карниолы(ныне Словения) и Тироля небыло и быть не могло, по той простой причине что Рудольф и Эрцгерцоги являлись конституционными монархами и зависели от сословий в финансовом отношении. Попытка Рудольфа в 1609 году обявить Католицизм госсударственной религией, а остальным религиям даровать лишь право терпимости (не распространялось на кальвинистов и членов анабаптистских сект)вызвало повсеместное возмущение, в том числе и Католического дворянства, которое узрело в этом не столько религиозную меру, но покушение на свои сословные права и попытку сворачивания конституции и введение абсолютизма. Упомянутая вами Граммота просто восстанавливала статус кво.Реально религиозная дискриминация и сворачивание конституализма во всех землях германской ветви дома Габбсбургов началась только после прихода к власти Фердинанда,Эрцгерцога Штирии и закончилось всё известной Дефенестрацией 1618 года и последующей 30 летней Войной. Вена не была столицей Священной Римской Империи, Империя к этому времени не имела столицы несколько сотен лет. Вена была резиденцией Габбсбургов, а имперские рейхстаги созывались в различных городах Империи по случаю выборов Императора или для решения общеимперских конституционных вопросов. Император был не более чем первый среди равных и избирался принцами-избирателями(курфюрстами) империи.

Рудольф II (1552-1612) - император Священной Римской империи с 1576 по 1612 (в последние годы фактически лишён власти), сын и преемник Максимилиана II. Воспитывался при дворе своего двоюродного дяди короля Испании Филиппа II и совершенно не походил на своих непосредственных предшественников; католики возлагали на него большие надежды, так как он вынес из Испании ненависть к ереси и мог быть послушным орудием в руках иезуитов. Он отличался вялым, апатичным характером, был крайне подозрителен, склонен к меланхолии. Его своенравие, трусость и грубость, вместе с чувственностью и капризным деспотизмом, лишали его популярности и влияния. Досадуя на своё бессилие, он занимался только астрологией и алхимией. В пражском дворце, где жил Рудольф, была собрана им громадная коллекция книг, рукописей, картин, монет и всяких редкостей. Любимцами его были люди продажные и фанатики.

Став императором, Рудольф II шесть лет не собирал имперского сейма, но должен был созвать его в 1582 г., ввиду необходимости просить у империи помощи против турок, а также ввиду религиозных споров. Рудольф II начал искоренять протестантизм в Австрии, Чехии и Венгрии. В Австрии почти все дворянство и все города исповедывали протестантизм. С восшествием на престол Р. здесь началась сильная католическая реакция, а также борьба абсолютизма с областными сеймами и самоуправлением городов. Особенной силой отличалась реакция в Моравии.

Протестантские члены верхнеавстрийского и нижнеавстрийского ландтагов заключили между собою союз (1603) для защиты протестантизма; католики также составили унию (1605). В Венгрии владычество австрийцев переносилось весьма неохотно. Видя общее недовольство, Рудольф II думал привлечь общественное мнение на свою сторону войной с турками. Всеобщее восстание продолжало, однако, быть неизбежным, и родственники Рудольф сочли необходимым отнять у него власть в пользу его брата Матфея или Матвея (апрель 1606 г.), сделавшего громадные уступки протестантам (см. Матвей). По договору 1608 г. Рудольф II отдал Матфею Венгрию, эрцгерцогство австрийское и Моравию и объявил его своим наследником в Богемии.

Для удержания за собой чехов Рудольф II вынужден был подписать 9 июля 1609 г. составленный сеймом акт, получивший название «грамоты величества» (Majestätsbrief). На основании этой грамоты утраквисты и чешские братья были уравнены в правах с католиками. Чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефенсоров, по 8 от каждого из 3-х сословий сейма. Комитет должен был руководить действиями консистории, управлять делами пражского университета, собирать войско, взимать налоги для его содержания, а в случае надобности - созывать представителей протестантского населения для совещаний об общем деле.

Рудольф II придумывал средства отнять у Матфея отданные ему земли, интриговал против него, но все-таки должен был отречься от чешской короны. 23 мая 1611 г. Матфей был коронован, а Рудольфу дали пенсию и сохранили за ним внешний почёт. Лишённый власти, изнурённый болезнью и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 г., не оставив законного потомства, так как не был женат.

Из династии Габсбургов. Король Венгрии в 1572--1608 гг. Король Чехии в

1575--1611 гг. Немецкий король в 1575--1612 гг. Император "Священной Римской

империиУмер в 1576--1612 гг. Сын Максимилиана II и Марии Габсбург. Род. 17

В 1563 г. отец отправил Рудольфа вместе с младшим братом в Испанию для

получения католического воспитания. Годы пребывания при дворе Филиппа II

наложили неизгладимый отпечаток на манеры и наружность будущего императора.

В последующем Рудольфу постоянно ставили в вину его высокомерие, грубость,

привычку молчать и не любили за строгое исполнение этикета. Современники,

впрочем, не отказывали ему в некоторых достоинствах. Так, пишут, что

император обладал глубоким умом, был человеком дальновидным и

рассудительным, обладал сильной волей и интуицией, но при этом был очень

робок и склонен к депрессии. Зная о его воинствующем католицизме,

протестанты ждали от Рудольфа всяких неприятностей, но он не оправдал их

опасений, точно так же как его отец не оправдал их надежд. Хотя его

убеждения не были шаткими, он не имел достаточно мужества и энергии, чтобы

вступить в решительную борьбу с протестантами. История правления Рудольфа во

многом есть история его болезней. В 1578--1581 гг. император перенес тяжелый

физический и душевный недуг, после чего сделался нелюдим и замкнут, стал

тяготиться собраниями и приемами, перестал появляться на охотах, турнирах и

праздниках, а в 1583 г. вовсе переселился из Вены в Прагу. С годами в нем

развилась мания преследования -- панический страх перед ядом и порчей.

Меланхолия порой сменялась буйными припадками бешенства, когда император

вскакивал с места и принимался крушить мебель, статуи, часы, рвать картины и

бить дорогие вазы. До конца жизни он так и не вступил в брак, но состоял в

длительной связи с дочерью своего аптекаря Джакопо де ла Страда Марией, от

которой имел шестерых детей. Наиболее известный из них, любимец императора

дон Джулио, был душевнобольным, совершил жестокое убийство и умер в

заключении.

Способность Рудольфа к деятельности ослабевала с каждым годом. В конце

концов дела стали внушали ему глубокое отвращение, и он занимался ими разве

что из ненависти к секретарям, для того, чтобы все перепутать. Документы

тысячами накапливались в его канцелярии, тщетно ожидая своего разрешения, но

он постоянно приносил заботы управления в жертву своим капризам. Но зато он

усердно и настоятельно заботился о своем льве, о своих леопардах и орлах,

которых с неистребимым терпением делал ручными и постоянно водил за собою.

Невидимый, неприступный в своем градчанском дворце, он все время посвящал

занятиям алхимией, астрологией и естественной магией. Всякого рода колдуны и

маги подолгу жили в Праге, обучая Рудольфа своей мудрости. В продолжение

целых месяцев никто, кроме одних любимцев, не приближался к нему, и по всей

империи не было известно, жив он или умер.

Застой в делах привел в начале XVII века к тяжелым последствиям и едва

не закончился развалом державы Габсбургов В Венгрии, в которой Рудольф за

всю свою жизнь не побывал ни разу, его правление возбуждало всеобщее

неудовольствие. В 1604 г. император восстановил здесь прежние законы против

еретиков Ответом на это стало мошное восстание, грозившее перекинуться из

Венгрии в Австрию (так как здесь тоже было много протестантов). Поскольку

сам Рудольф с полным равнодушием относился к этой угрозе, Габсбурги в 1606

г. на своем семейном совете объявили Рудольфа душевнобольным и постановили

передать правление Австрией и Венгрией брату Рудольфа Матвею. Тот поспешно

признал за венгерскими дворянами и городами свободу вероисповедания. Сначала

император разгневался и упорно не хотел признавать эти решения. Тогда Матвей

собрал войска и двинулся на Прагу. У Рудольфа не было сил противостоять

брату. В 1608 г. он признал все его постановления и передал в управление

Матвею Венгрию, Австрию, Моравию, а в Чехии объявил брата своим наследником.

Но и в своем последнем королевстве Рудольф не знал покоя. В 1609 г.

чешские протестанты, имевшие подавляющее большинство на сейме, составили

акт, излагавший политические и религиозные права нации. Рудольф не хотел

принимать его. Тогда сейм постановил собрать народное ополчение и передать

власть временному правительству из 30 директоров. Император принужден был

уступить и подписал составленный сеймом акт. Эта знаменитая грамота получила

название королевского рескрипта. Ею была предоставлена протестантам такая же

свобода богослужения, как и католикам. Рудольф позволил им строить новые

церкви, заводить училища и иметь собственную консисторию. Но, согласившись

на все эти уступки, император не терял надежды силой подавить инакомыслие. С

его ведома эрцгерцог Штирийский Леопольд вторгся в 1611 г. в Чехию, взял

Малую Прагу и устроил здесь кровавую резню. Чешский сейм опять передал

власть 30 директорам. После отступления Леопольда пражане окружили

императорский дворец и стали стеречь Рудольфа как пленника. Весной 1611 г.

он вынужден был отречься от чешской короны и передать ее Матвею. После этого

у Рудольфа осталась только одна бесполезная императорская корона. В

бессильной ярости он строил несбыточные планы мести. Но в начале 1620 г.

смерть старого льва и двух орлов, которых он каждый день кормил из своих

собственных рук, сокрушила ему сердце: он не мог утешиться и сам вскоре

Поделиться: