Советские дети и гражданская война в испании. Дети испанской войны в ссср. Испания вверяет свою судьбу Мариано Рахою

Выставка «Дети безоблачного неба», посвященная драматическим судьбам испанских детей, которым пришлось покинуть родину из-за гражданской войны 80 лет назад. Их фотографии и воспоминания были подготовлены проектом «Маленькие истории» Андрея Кирпичникова, создателем и вдохновителем выставки. «Лента.ру» вспоминает события того времени.

Франкистский мятеж

«Над всей Испанией безоблачное небо» - считается, что именно с этой фразы, переданной радио анклава Сеута, начался мятеж военных против избранного республиканского правительства страны. О том, действительно ли это так, историки спорят. Однако факт остается фактом: вечером 17 июля 1936 года состоялся путч, который привел к гражданской войне, продолжавшейся до 1939 года, и установлению диктатуры генерала Франсиско Франко.

Предпосылок для этого было много, но основная заключалась в том, что армия, возглавляемая консервативной военной аристократией, по большей части не поддерживала республиканское правительство, пришедшее к власти после падения монархии и состоявшее из представителей либеральных и левых сил. Парламентские выборы 1936 года, на которых с минимальным перевесом голосов победил блок левых партий «Народный фронт», еще более усугубили положение дел.

Под влиянием парламента правительство осуществляло радикальные меры, в основном касающиеся ускорения перераспределения земли, излишки которой экспроприировали у крупных помещиков. Впрочем, многие крестьяне так и не дождались своей доли, в результате чего в стране резко выросло число попыток стихийного захвата земельных наделов. Не лучше ситуация обстояла и с рабочим классом - в условиях экономического кризиса ширилось стачечное движение.

К подготовке мятежа военные приступили сразу после победы «Народного фронта», признав, что левые угрожают будущему страны. Несмотря на первоначальные успехи бунтовщиков, в результате путча им удалось взять под контроль лишь некоторые регионы страны. Началась долгая кровопролитная гражданская война. Республиканцы и лояльные им силы заручились поддержкой СССР, а восставшие военные, во главе которых в сентябре 1936 года встал генерал Франсиско Франко, - Италии и Германии.

Одна из областей, потерпевшей наибольшие разорения и разрушения, - Страна Басков, промышленный регион, за который ожесточенно боролись силы франкистов и республиканцев. Печально знаменит город Герника, практически полностью разрушенный под бомбами немецкого «Легиона Кондор». Бомбардировкам подвергались Мадрид и Барселона, в результате военных действий массово гибли мирные жители.

Маленькие беженцы

Испанцы старались спасти если не себя, то хотя бы своих детей. Большую часть беженцев принимали Франция, Бельгия, Великобритания, Голландия и Мексика. Корабли с маленькими испанцами направлялись и к советским берегам. Всего в СССР за годы гражданской войны в Испании было вывезено примерно 3,5 тысячи детей - многие из них были из Страны Басков.

Если в других странах их в основном забирали в приемные семьи, в Советском Союзе испанские ребята попадали в детские дома. Их образованием и воспитанием занимались как взрослые испанцы, так и советские специалисты.

Расселяли испанцев не по обычным детским домам - для них создали так называемые детские дома особого назначения, 10 из которых находились на территории РСФСР, 5 - на Украине. Воспитанникам этих заведений повезло: до войны на их содержание государство выделяла норму, в 2,5-3 раза превышающую норму обычного советского детдомовца. Детей вывозили на юг в пионерлагеря, и прежде всего - в «Артек».

Не стоит, впрочем, думать, что жизнь испанских детей в СССР была безоблачной. Им преподавали основы советской идеологии, советского строя, рассказывали о задачах Коммунистической партии. Результаты этой работы достаточно наглядны: дети писали письма в прессу с рассказами о том, как плохо им жилось на родине, как хорошо в СССР, и прославляли Иосифа Сталина.

В 1939 году гражданская война в Испании закончилась победой бывших мятежников и установлением диктатуры Франсиско Франко, продлившейся до середины 70-х годов прошлого века. Но беженцам не позволили уехать на родину. Согласно официальной позиции советской стороны, СССР не отправлял детей обратно, поскольку там их ждут репрессии. Неизвестно, как бы сложилась их судьба в Испании, но репрессий долго ждать не пришлось. Хотя детей не трогали, многие испанские воспитатели были объявлены опасными для общества троцкистами и арестованы.

Во время Второй мировой войны тех, кто достиг призывного возраста, отправляли на фронт. Объясняли это тем, что в военное время они все равно станут морально разложившимися беспризорниками, а армия сделает из них людей. Многие не дожили до обещанного превращения в настоящих мужчин - всего на войне погибли 422 молодых испанца, половина на поле боя, половина - от болезней и голода.

Тех, кто не смог пойти в армию, эвакуировали на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Там они терпели те же лишения, что и их советские сверстники - жили в неотапливаемых зданиях и недоедали. Многие из них погибли.

Право вернуться на родину оставшиеся в живых получили в 1956-1957 годах, уже после смерти Сталина. Из 3,5 тысячи это сделали только 1500 человек. Было много и тех, кто осел в СССР, обзавелся семьями и не пожелал возвращаться в Испанию. Вторая волна репатриации пришлась уже на 70-80-е годы XX века, когда умер Франко.

Сейчас в России осталось не более 100 человек из тех 3,5 тысячи, которые уехали в Советский Союз, спасаясь от гражданской войны. Самые молодые из них уже разменяли восьмой десяток, и их число год от года сокращается. Иногда эти старики встречаются в Испанском центре в Москве (до 1965 года в этом здании располагалось представительство Коммунистической партии Испании).

Во время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) тысячи детей были вынуждены покинуть страну. Они нашли убежище во Франции, Британии, Бельгии, Швейцарии, Дании, а также Советском Союзе.

Приезд маленьких басков и астурийцев в СССР в конце 30-х годов был ярким пропагандисткам шагом советского правительства. Испанская тема в те годы была необычайно популярна. Центральные газеты регулярно освещали военную хронику Гражданской войны на Пиренеях, поэтому приезд маленьких басков и астурийцев вызвал небывалый интерес в советском обществе.

Эвакуация детей из охваченной войной страны в СССР началась весной 1937 года. Уже 30 марта пионерский лагерь «Артек» встречал ребят из Малаги, Валенсии, Мадрида в количестве 72 человек (53 мальчика и 19 девочек). Эта поездка была согласована с Министерством здравоохранения и социального обеспечения Испании, а вместе с детьми приехали и испанские учителя. Прямо в «Артеке» вскоре по прибытии возобновились школьные занятия .Из Испании доставлены в Артек необходимые учебники и детская литература. Лагерь прикрепил к испанским детям своих лучших вожатых - Колю Кротова, Леву Ольховского и других.

Однако наибольший ажиотаж в СССР вызвала вторая экспедиция испанских детей, которая широко освещалась в советской прессе. 22 июня французский теплоход «Сантай» доставил еще 1505 детей из Страны Басков. Корреспонденты газет пытались описать происходящее как можно в более ярких красках. Вот как описывает газета «Правда» прибытие парохода «Сантай» в Кронштадт: «Во всю длину огромного парохода - от носовой его части до кормы - виднелись детские головки. Дети размахивали ручонками, поднимали сжатые кулачки. Красные флажки мелькали в их руках.

На следующий день их ждала еще более восторженная встреча. Поприветствовать «детей героического испанского народа», борющегося с фашизмом, собралась целая толпа советских граждан, по воспоминаниям маленькой пассажирки теплохода Виртудес Мартинес, милиционеры, одетые в парадную белую форму еле сдерживали натиск людей. Многие взяли с собой и приветливо махали руками с куклами и игрушками, которые принесли с собой в подарок.

Мануэль Арсе в своей книге «Воспоминания о России» так описал свою встречу советской землей: «В Ленинграде на пристани нас встречала огромная толпа, все нас приветствовали, махали руками, пытались обнять, что-то кричали. Нас отвели в большой дом, где нас искупали, провели санитарный осмотр, затем одели в новую одежду (мальчиков одели в матросские формы) и устроили нам настоящий банкет, где на столах, помимо прочего, была черная икра, которую мы видели в первый раз и которая, кстати, нам не понравилась» .

В Ленинграде испанским детям устроили торжественную встречу во Дворце пионеров. И снова их приезд вызвал огромный интерес. Вокруг Дворца пионеров собрались огромные толпы ленинградцев. Советские пионеры подарили своим гостям галстуки, значки, шоколад, конфеты. Программу продолжил праздничный концерт - веселие, как писали газеты, продолжалось до позднего вечера .

Буквально с первых дней после прибытия детей небольшими партиями стали отправлять в лагеря на отдых - в пионерские лагеря и санатории Крыма и Азова.

Репортажи о первых днях пребывания испанских детей в СССР появлялись в газетах регулярно. Корреспонденты в самых восторженных тонах писали о том, как тепло их встретили на советской земле, в каких прекрасных условиях они проводят свой досуг. Так, газета «Правда» сообщала, что группу детей планируется разместить в санатории имени Октябрьской революции под Одессой. «Санаторий находится в 15 километрах от города в прекрасном зеленом парке, у моря. Кругом зеленеющие поля, сады, виноградники. Для баскских детей приготовлены два капитально отремонтированных здания». Не забывали упомянуть и о том, еще на пути из Ленинграда в Одессу маленьких гостей тепло приветствовали железнодорожники всех станций, где останавливался поезд, а на самом вокзале басков, вырвавшихся из пекла войны, встретила «жизнерадостная советская детвора».

Корреспонденты писали и о родителях детей, воюющих с фашизмом, и самих детях, и о том, что им пришлось испытать на родине. Так, маленький Фидель Эрреро, «вытащил из кармана несколько пуль и осколков снарядов, подобранных им возле своего дома». Много ужасов пережила и 12-летняя Чарито Лоренция. «На ее глазах фашисты убили ее отца - горяка из Астурии. Находясь в фашистском тылу, Чарито решила бежать к республиканцам. Она пробралась через фронт Бильбао ».

Многие советские люди были искренны в выражении своей солидарности к испанскому народу и не могли не сочувствовать маленьким беженцам. В Государственные инстанции поступали заявления от желающих взять в семью испанского ребенка. Так, один из «детей войны» Вирхилио де Лос Льянос Мас много лет спустя узнал, что семья его русской жены еще в 1937 году предприняла шаги необходимые для усыновления, однако в просьбе было отказано. «Родителям Инны, как и другим, сообщалось, что этих детей хотят спасти от тягот войны; как только в Испании наступит мир, они вернутся для родину для воссоединения с родителями и братьями-сестрами» .

Советское руководство не пошло по пути других западноевропейских стран, приютивших у себя малолетних испанских эмигрантов, где дети в основном распределялись по семьям. Вместо этого, в СССР в 1937-1939гг. была создана сеть специальных детских домов, в которых они жили и учились.

«Надо сказать, что когда мы, испанские дети-республиканцы, прибыли в Советский Союз, сотни советских семей хотели нас усыновить. Однако, советские власти, отвечавшие за нас, приняли решение держать нас вместе, чтобы мы не забыли свой язык, свое происхождение, чтобы мы не утратили свои испанские имена и фамилии, одним словом, чтобы мы оставались испанцами.» .

В России детские дома в основном находились под Москвой, в Ленинграде, на Украине - в Одессе, Харькове, Евпатории, Херсоне, Киеве. Вся работа по размещению, хозяйственно-административному обслуживанию, воспитанию детей специальным постановлением СНК СССР от 16 сентября 1937г. была возложена на Наркомпрос РСФСР и Наркомпрос УССР под личную ответственность наркомов. При Наркомпросе РСФСР еще в ноябре 1937 года была создана группа по руководству административно-хозяйственной и учебно-воспитательной работой детских домов для испанских детей. Позже эта группа была преобразована в специальный отдел.

Детские дома для испанских детей создавались на базе комфортабельных санаториев и домов отдыха. Образовательный процесс в испанских был организован с учетом этнической и культурной принадлежностью учащихся, в каждом детском доме работали испанские педагоги и воспитатели, предметы проводились на родном для ребят языке. Специально для испанских детей в 1940 году были изданы учебники по географии и истории Испании, а также другим дисциплинам.

Как отмечает испанский историк Иммакулада Коломина Лимонеро, элементом гораздо более важным, чем образование, в советской идеологической системе было понятие «воспитания в коммунистическом духе».Руководителям детских домов было предложено подбирать на работу коммунистов и комсомольцев из педучилищ и вузов, а также лучших пионервожатых страны.

Детские дома снабжались бюллетенями о положении в Испании, газетами, был разработан цикл лекций для воспитанников, с целью помочь преодолеть религиозные, анархистские и другие пережитки, имеющиеся среди части этих детей и молодежи.

Интерес к испанским детям в предвоенном советском обществе по-прежнему оставался высоким. Детские дома часто посещали почетные гости - и русские, и испанцы. Например, детский дом №1 приезжали пламенная Пассионария - Долорес Ибаррури, а также генеральный секретарь Компартии Испании Хосе Диас, который подарил детдому библиотеку классической литературы, которая, однако же, практически вся погибла при эвакуации. А дети из Обнинского детдома №5 надолго запомнили 12 июня 1938 года, когда к ним гости на самолете, раскрашенного под крокодила, прилетели летчицы М. Раскова и В. Гризодубова. В память об этом событии были напечатаны 500 открыток с изображением Испанского детского дома, детей и летчиц.

В заключение можно отметить, что испанских детей в СССР встретили как настоящих героев гражданской войны на Пиренеях. На протяжении лета 1937 года репортажи о баскских детях появлялись на страницах «Правды» с завидной регулярностью, а интерес к ним был многократно усилен пропагандой. Однако желание отдельных граждан принять детей в семьи не поощрялось властями. Вместо этого испанские дети, помещенные в специально созданные для них детские дома, оказались в советском обществе в определенной изоляции. Вокруг них сформировалась так называемая буферная среда, которая с одной стороны способствовала формированию национальной идентичности воспитанников, с другой стороны - подчинялась нормам и правилам советской идеологической системы.

Примечания

  1. Испанские дети в Артеке - «Правда», 1937, 3 апреля.
  2. «Правда»,1937,1 апреля
  3. Из страны героических басков - «Правда», 1937, 24 июня.
  4. Там же.
  5. Martnez V. C . La Espanola rusa. M., 2011. P. 18 (Здесь и далее цитаты даны в авторском переводе).
  6. В. Соловьев . Баскские дети у ленинградских пионеров - «Правда», 1937, 25 июня.
  7. «Правда», 25 июня
  8. «Правда», 27 июня
  9. Дети из страны басков. - «Правда», 1937, 27 июня
  10. Испанские дети в Крыму. - «Правда», 1937, 29 июня
  11. Де лос Льянос Мас В . Ты помнишь, tovarish…? Из архива одного из детей, вывезенных в СССР во время гражданской войны в Испании. М.,2008. С.70.
  12. Мануэль Арсе. Воспоминания о России. Мадрид. 2011 г. С.20
  13. ГАРФ. Р-5446. Оп. 1в. Д. 495. Л. 66.
  14. Limonero I. C. Dos patrias, tres mil destinos. Madrid. 2010. P.34
  15. РГАСПИ Ф. 533 Оп.4 Д. 405 Л.1
  16. Martnez V. C . La Espanola rusa. M., 2011. P. 29
  17. И.Л. Ефимова / Школа-колония «Бодрая жизнь». Испанский детский дом. Музей истории г. Обнинска.- Калиниград. 2012. С.198

Вконтакте

Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт

60 лет назад, весной 1937 года, восемь месяцев спустя после начала Гражданской войны в Испании, в Советский Союз из Валенсии прибыл первый корабль с испанскими детьми-беженцами на борту. Их было всего 72 человека. Но следующий корабль «Sontay», пришвартовавшийся в Кронштадте в июле 1937 года, уже привез в Советскую Россию 1499 ребят разного возраста: от 5 до 15 лет.

Так началась долгая эмиграция более 3 тысяч испанских детей. Для многих из которых она так никогда и не закончилась. И хотя уже в наши дни испанское правительство делает многое для их возвращения (например, между Москвой и Мадридом подписано специальное соглашение о признании двойного гражданства для этих людей, о переводе пенсии из России в Испанию), тем не менее даже здесь власти (на сей раз - уже испанские) действуют выборочно и во многом с пропагандистскими целями. А жаль… Ведь ничто так не характеризует власть, как ее отношение к своим гражданам и соотечественникам.

Как в Испании появились «дети, бегущие от грозы»…

Больше половины испанских детей, прибывших в Советский Союз в 1937–1939 гг., было из Страны Басков, из которой - после печально знаменитой бомбардировки Герники и падения основных республиканских оплотов - началась массовая эмиграция. По некоторым данным, в те месяцы родину покинуло более 20 тысяч баскских детей, многие из которых, правда, спустя некоторое время вернулись.

Много испанских детей в 30-е годы приняли и такие страны, как Франция (9 тысяч человек), Швейцария (245 человек), Бельгия (3,5 тысячи), Великобритания (около 4 тысяч), Голландия (195 человек), Мексика (500 детей). В Советский Союз всего прибыло 2895 детей (в 1937 году - 2664, в 1938 году - 189, в 1939 году -42 человека). Для того времени это была поистине невиданная эмиграция детей. За два года - с 1937 по 1939 годы - из Испании эмигрировало более 34 тысяч детей в возрасте от 3 до 15 лет. Большинство из них вскоре вернулось на родину, но на чужбине надолго задержались те из них, кто эмигрировал в Мексику и особенно в Советский Союз. Но если испанским иммигрантам в Мексике было легче, хотя бы потому что языковая среда была той же, что и на родине, то оказавшимся в СССР пришлось многое пережить, прежде чем они смогли адаптироваться к российским реалиям. А многие так и не обрели в СССР новой родины.

Многие родители отправляли своих детей на чужбину, думая, что это ненадолго - пока не утихнут бои и бомбежки на родине. Но жизнь распорядилась иначе: большинство детей, прибывших в СССР, остались здесь жить, многие так больше никогда и не увидели своих родных.

В этом я убедилась, познакомившись с многочисленными документами в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Этот центр находится в Москве и является правопреемником бывшего Института марксизма-ленинизма. Среди прочих материалов в РЦХИДНИ сосредоточены и архивы Коминтерна.

Так вот, как раз в архивах Коминтерна оказалось воможным найти множество свидетельств, дающих возможность составить достаточно яркую картину того, как жили испанские дети в СССР, как их принимали, с какими трудностями они сталкивались, как они адаптировались или не адаптировались в новой для них среде. Все приводимые ниже документы имеют, как водится, гриф «Совершенно секретно».

Из огня да в полымя

Первое, что бросается в глаза при внимательном чтении с архивами, - методика оказания советской помощи испанским детям-беженцам. Речь вот о чем. Если в большинстве стран, приютивших у себя малолетних испанских эмигрантов, дети в основном распределялись по семьям, то в Советском Союзе были созданы специальные детские дома-интернаты, в которых дети жили и учились. При них были как испанские, так и советские воспитатели, преподаватели и врачи. Курировал деятельность детских домов созданный при Наркомпросе специальный «Отдел детских домов специального назначения».

К концу 1938 года в СССР было 15 детских домов для испанских детей: десять в РСФСР (среди которых один - N10 в городе Пушкине под Ленинградом - специально для дошкольников), а пять других - на Украине. В России детские дома в основном были сосредоточены под Москвой и Ленинградом и для их создания были использованы дома отдыха ВЦСПС, старые дворянские особняки. На Украине эти детские дома создали в Одессе, Херсоне, Киеве и Харькове. Во время Великой Отечественной войны большинство «испанских детских домов» было эвакуировано в Среднюю Азию, Башкирию, Поволжье, на Северный Кавказ и в Грузию. Весной 1944 года более тысячи детей вновь были привезены в Подмосковье, часть осталась в Грузии, Крыму, Саратове.

Финансированием детских домов занимался ВЦСПС, а курировали детские дома многие организации - от ЦК комсомола и ЦК профсоюза дошкольных учреждений и детдомов, до Наркомздрава и Наркомпроса. Нормы содержания одного воспитанника «испанского детского дома» до войны были в 2,5–3 раза выше, чем для воспитанников обычного советского детдома. Летом часть детей (в основном, слабых здоровьем) вывозили на юг в пионерские лагеря, в том числе в знаменитый лагерь «Артек».

Всего в детских домах работало около 1400 учителей, воспитателей, врачей, среди них 159 человек были испанцы. В документах Коминтерна особое внимание обращено на партийную принадлежность испанского персонала. Архивные данные по этому вопросу таковы:

«Из них членов Коммунистической партии Испании - 37 человек, членов Объединенной социалистической партии Каталонии - 9 человек, членов Объединенной социалистической молодежи Испании - 29 человек, членов Социалистической партии Испании - 11 человек, левых республиканцев - 9 человек, беспартийных - 62 человека».

(Из отчета «отдела детских домов специального назначения» за 1937 год).

В архиве РЦХИДНИ хранится список «неблагонадежных» взрослых испанцев из числа преподавателей и воспитателей, которых, по мнению испанского представителя в Наркомпросе Соледад Санчи, автора записки, необходимо было «как можно скорее вернуть в Испанию». Любопытны характеристики, которые даны в этом документе испанским учителям и воспитателям, не удовлетворявшим советским требованиям:

«Соледад Алонсо - не может работать с детьми, так как это ее не интересует, не имеет никакой политической подготовки и не желает ее приобрести. Для нее Советский Союз это страна - как всякая другая».

Как явствует из отчета отдела детских домов при Наркомпросе от 31 декабря 1938 года, структура каждого «испанского» детского дома в СССР была такова:

«Учреждение для испанских детей именуется и является по существу детским домом со школой при нем. Во главе детдома стоит директор, имеющий следующих заместителей и помощников:

а) по учебной работе,

б) по политико-воспитательной работе /кандидатуры на эту работу подбираются непосредственно ЦК ВЛКСМ и утверждаются как ЦК Комсомола, так и НКП РСФСР/,

в) по административно-хозяйственной работе».

Таким образом, мы видим, что эти маленькие колонии испанских детей строились по социалистическому принципу коллективизма, во всем навязываемому испанцам, которых, с другой стороны, держали довольно изолированно от остального советского общества. Политбеседы, семинары по «ознакомлению с основой советского строя, с задачами и работой ВКП/б/» (цитаты из того же отчета) проводились в детдомах регулярно. Известны случаи, когда из детдомов изгоняли испанских учителей и воспитателей, которые, по мнению директората этих детдомов, являли собой «отрицательный элемент», а также проявляли «испанский нрав». Вот, к примеру, одно из архивных свидетельств:

«В Наркомпросе перепуганы сообщением, что в Ленинградских детдомах испанцы уже создали себе организацию - Комитеты Народного Фронта Испании… Во время семинара испанских учителей в Москве испанцы детдома N7 провели совещание, не сообщив никому, и выделили одного, кто затем выступил от имени всей группы на заключительном собрании семинара. В общем началось проявление испанских нравов…».

28 сентября 1956 года Сесилио Агирре Итурбе(Cecilio Aguirre Iturbe) наконец-то смог разглядеть с палубы битком набитого грузового судна «Крым» очертания порта Валенсии. 20 лет из своих 27 он прожил в Советском Союзе, с тех самых пор, как в разгар Гражданской войны в Испании был вместе с братьями и сестрами эвакуирован из порта Сантурсе в Бильбао в надежде, что это ненадолго. То была удивительная высадка: пожелавшие того испанцы возвращались на родину из «социалистического рая», но их не встречал ни один представитель властей, а барселонская газета La Vanguardia только на следующий день написала об этом на четвертой странице. Тем не менее, сами «возвращенцы» выглядели взволнованными, а Итурбе не удержался от возгласа «Да здравствует Испания!» в скомканном заявлении для прессы. Он не знал еще, что самое трудное было впереди.

Подробную историю большой операции по возвращению двух тысяч испанцев, высланных в Россию, еще предстояло написать. Журналист Рафаэль Морено Искьердо (Мадрид, 1960) в течение многих лет изучал архивные документы и собирал личные свидетельства, чтобы рассказать эту трогательную, странную и грустную историю в книге «Дети России» (Crítica, 2016), которая появилась на полках испанских книжных магазинов. Детали этой масштабной операции во время холодной войны, которая заставила сотрудничать две идеологически враждебных друг другу державы с сомнительным результатом. «Наивно пытаться охарактеризовать возвращение испанцев в Советский Союз как успех или провал. На самом деле речь шла о неисполнимой мечте, уже хотя бы потому что за прошедшее время слишком многое изменилось, и возвращались они совсем не туда, откуда уезжали. Это была, скорее, попытка переосмыслить собственное существование, границы, которые нас разделяют или соединяют, то, о чем мы тоскуем и сожалеем». Кстати, вернулись не только дети, которых родители отправили в СССР подальше от ужасов войны, но и политические ссыльные, моряки, пилоты и дезертиры из «Голубой дивизии». И еще несколько шпионов. Не все они смогли адаптироваться.

El confidencial: В 1956 году, в разгар холодной войны два враждебных друг другу государства — Испания и СССР — заключили соглашение о репатриации тысяч испанцев. Кто уступил тогда и почему?

— Как жили эти дети в послевоенном СССР? Они действительно хотели уехать, или это была, скорее, идея их родителей?

— В России было три больших группы испанцев. Те, кто приехал детьми в возрасте от трех до четырнадцати лет, политические эмигранты и моряки и пилоты, которые проходили обучение в СССР на момент окончания гражданской войны в Испании и вынуждены были там остаться. Больше всего стремились уехать и боролись за это так называемые «дети войны», которые, хоть и были воспитаны как образцовые советские граждане, как авангард коммунизма, готовый к действию, как только падет франкизм в Испании, чувствовали себя испанцами и мечтали о возвращении на родину вне зависимости от ее политического режима. Их родители, оставшиеся в Испании, поддерживали с ними контакт, но по возвращении оказалось, что они друг друга не понимают. Все изменилось, и вновь прибывшим приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, особенно женщинам, которые в СССР смогли получить высшее образование и были независимыми, и которые вдруг оказались в консервативном обществе, где женщина может открыть банковский счет только с разрешения супруга.

— В книге Вы рассказываете, что правительство Франко в тот период возрождения политических волнений, более всего беспокоило в репатриации именно угроза режиму. Был ли повод для беспокойства? Среди репатриантов были агенты или шпионы коммунистов?

— Возвращение «детей войны» совпало с очень специфическим моментом истории. Компартия Испании, по настоянию Москвы, только что изменила стратегию и прекратила вооруженную борьбу и предпринимала попытки встроится во франкистскую систему, чтобы нанести удар изнутри. В это же время происходят первые выступления профсоюзов, первые забастовки и манифестации. И в этот момент прибывают две тысячи испанцев, долгое время проживших в СССР, воспитанные во враждебной коммунистической идеологии, которые должны влиться во все слои испанского общества. Неудивительно поэтому, и даже закономерно, что Франко был напуган. Более того, в то время в стране действовал закон, запрещавший масонство и коммунизм, а любая политическая активность преследовалась. В ходе своего расследования я выяснил, что, хотя большинство вернувшихся интегрировались вне зависимости от политики, были группы, имевшие — добровольно или по принуждению — инструкции от Компартии Испании, сотрудничали с ней, и некоторые оказались из-за этого за решеткой. Я нашел документы, по которым можно проследить всю цепочку, кому они подчинялись, а также свидетельства того, что КГБ внедрило как минимум десятерых агентов под видом «детей» для сбора информации. Некоторое время они бездействовали, чтобы не привлекать подозрений, чтобы впоследствии сотрудничать с Россией и даже вернуться туда. Но таких было мало.

— ЦРУ сыграло ключевую роль в последующем, и, как Вы говорите, враждебном, наблюдении за репатриантами. Американский антикоммунизм был тогда еще более параноидальным, чем испанский?

— Для ЦРУ это возвращение явилось одновременно проблемой и решением проблемы. Проблемой — потому что американские базы с ядерными бомбардировщиками уже были размещены в Испании и могли стать объектами советского шпионажа. Но при этом никогда еще столько людей не появлялись одновременно из-за «железного занавеса», предварительно прожив там длительное время. Их допросили всех, все две тысячи человек, и узнали о секретных городах, о существовании которых никто не подозревал, о военных заводах, системах баллистических ракет, самолетах, электростанциях… Репатрианты стали лучшим источником информации для ЦРУ по все время холодной войны. Нет данных о том, применялись ли физические пытки во время допросов, чаще речь шла о наградах в виде жилья, работы, закрытия личного дела. Мы знаем также, что их настраивали друг против друга путем угроз.

— Как встретили этих «детей России» дома?

— Это очень любопытно, потому что режим пытался не дать этому большой огласки, чтобы все прошло незамеченным, поэтому никаких официальных лиц для встречи первого судна послано не было, а последующие рейсы даже не попали в прессу. В некоторых провинциях, в частности, в Астурии и Стране Басков, автобусы с репатриантами встречали с большой радостью. В обществе поначалу их считали «красными» и избегали общения. Но вскоре ситуация изменилась, потому что большинство из вернувшихся не стали заниматься политикой и жили обычной жизнью, получали субсидии для приобретения жилья, и им был предоставлен доступ к государственной службе. Этот процесс прошел так спокойно, что сегодня об этом практически никто не помнит.

— А что произошло с теми, кто не смог приспособиться и даже вернулся в СССР? Это кажется странным, ведь, в конце концов, испанская диктатура была менее жесткой, чем советский тоталитаризм. Я уж не говорю о климате…

— Тут сыграли роль несколько факторов. Те, кого испанская полиция окрестила «туристами», ехали в Испанию повидать родных, но с намерением вернуться в СССР. Испанские власти знали, что довольно значительная группа людей не собирается оставаться. Еще часть испанцев ехала без сопровождения своих семей, которым в Союзе не дали разрешения на выезд — в основном советским мужьям испанок, но не наоборот. И многие из этих испанок вернулись к мужьям. А еще были люди, которые просто не отдавали себе отчета в том, как изменилась их страна за это время. Они были воспитаны в стране с плановой экономикой, где не нужно было бороться за работу и не страшно было ее потерять, но в зарождающейся капиталистической системе Испании цены не были фиксированными, как в России. Им приходилось бороться за выживание, и это было слишком тяжело.

Подпишитесь на нас

23 июня 1937 г. в СССР прибыл пароход «Сантай» с группой испанских детей из семей республиканцев, которых вывезли из страны во время Гражданской войны. Всего в разные страны из Испании тогда отправили 32 тысячи детей, из них 3,5 тысячи – в СССР. После окончания войны в 1939 г. все другие страны вернули их на родину, но тех, кто находился в Союзе, не выпускали до 1950-х гг. Почему испанских детей удерживали в СССР и как им жилось на чужой земле?


Их родители не видели другого выхода – им казалось, что только таким способом они могут спасти жизни свои малышам. Они надеялись, что разлука будет кратковременной, никто не подозревал, что для уехавших в СССР возвращение на родину станет возможным не раньше, чем через 20 лет, а некоторые вообще не вернутся.
В большинстве стран, приютивших испанских детей-эмигрантов, их распределяли по семьям, в СССР для них были созданы дома-интернаты. В 1938 г. открыли 15 детских домов: под Москвой, Ленинградом, в Киеве, Харькове, Херсоне, Одессе и Евпатории. При этом в довоенное время условия содержания детей в таких интернатах были значительно лучше, чем в обычных детских домах – власти заботились о престиже страны. Нормы содержания одного воспитанника были в 2,5-3 раза выше, чем в других интернатах, летом детей со слабым здоровьем вывозили в крымские пионерлагеря, в том числе в «Артек».
Однако адаптироваться испанским детям в советских детдомах было гораздо сложнее, чем в других странах. Большое внимание тут уделялось идеологическому воспитанию, регулярно проводились политбеседы и «семинары по ознакомлению с основой советского строя, с задачами и работой ВКП (б)». Пропаганда работала эффективно – в результате дети писали восторженные письма в СМИ.
В журнале «Интернационал молодежи» за 1938 г. опубликовали письмо Розы Вебредо: «Мы были на Красной площади и видели, как красиво шла Красная Армия, как много шло рабочих, как все приветствовали товарища Сталина. Мы тоже кричали: «Вива, Сталин!». 12-летний Франциско Молина признавался: «Только в СССР я попал в школу: мой отец, крестьянин, не мог платить за учение. Я не знаю, как благодарить советский народ за то, что мне дали возможность учиться! Мне хочется передать спасибо дорогому товарищу Сталину, которого я очень люблю».
В 1939 г. Гражданская война в Испании закончилась, и большинство детей вернулись из других стран на родину. Но советское руководство заявило, что «не отдаст детей в руки хищного франкистского режима». Права выбора у испанцев не было, им отказали в возможности выехать из СССР, объяснив это тем, что на родине их ждут репрессии со стороны правящего режима генерала Франко. В том же году многие испанские учителя были объявлены социально опасными, обвинены в троцкизме и арестованы.
В 1941 г. началась Великая Отечественная война, все тяготы которой испанцам пришлось переживать наравне с советскими детьми. Достигших призывного возраста отправляли на фронт. Это объяснялось так: «Испанская молодежь должна находиться в тех же условиях, что и советская. А она, выйдя непосредственно из детских домов, без связи с людьми, остается беспризорной и многие разлагаются… А в армии они все станут закаленными и стойкими… и мы таким образом спасем испанскую молодежь». 207 испанцев погибли во время сражений, еще 215 человек умерли от голода, тифа и туберкулеза.
Во время войны детские дома эвакуировали, детей вывезли на Урал, в Центральную Сибирь и Среднюю Азию. В военных условиях испанским детям, так же, как и советским, приходилось жить впроголодь, в неотапливаемых помещениях. Привыкшие к другому климату, многие дети не выдерживали здешних морозов. Из эвакуации вернулось около 2000 детей. По достижении совершеннолетия многим из них пришлось принять советское гражданство, так как испанцы, проживающие в СССР, должны были каждые 3 месяца являться в милицию и не имели права выезжать за пределы области.
Оставшимся в живых испанцам возможность вернуться на родину представилась только после смерти Сталина, в 1956-1957 гг. Некоторые предпочли остаться в СССР, так как к тому моменту успели обзавестись семьями, некоторых не приняли на родине: режим Франко препятствовал приезду в страну взрослых людей, получивших воспитание при коммунистическом режиме. Всего из 3,5 тысяч вернулись лишь 1,5 тысячи, около тысячи – умерли.
Поделиться: