Cочинение «"Желтая стрела". Жизнь, как бесконечная поездка на заблудившемся поезде (По повести В. Пелевина «Желтая стрела») Желтая стрела пелевин о чем

Главный герой – молодой мужчина Андрей. Он просыпается в вагоне поезда от звуков радио и идет в вагон-ресторан. Там он встречает Хана и говорит ему, что хочет сойти с поезда, хотя все его пассажиры уверены, что они едут в никуда и ниоткуда. Хан утверждает, что это ложь и он знал лично нескольких людей, которым удалось сойти с поезда.

В вагоне Андрея умирает человек, его вместе с постельными принадлежностями просто выкидывают в окно. Подобную картину герой наблюдал уже не один раз. Через окно туалета Андрею удается вылезти на крышу поезда, там он встречает Хана. Тот убеждает его, что вылезая на крышу, они никоим образом не приближаются к свободе, а наоборот удаляются от нее. Там они становятся свидетелями того как один человек прыгает с крыши в озеро и спокойно выходит из воды. После этого Хан рассказывает, что сойти с поезда суждено лишь тому, кто искренне верит в то, что это возможно. Они возвращаются в купе.

На следующее утро Андрей тщетно пытался разыскать Хана, тот бесследно исчез. Незнакомая женщина передает Андрею письмо от Хана. герой смотрит на пейзаж, проносящийся за коном. Перед его взором куча подушек, полотенец, презервативов и трупов людей, бездушно выброшенных из окон поезда. На закате Андрей отважился распечатать письмо Хана. Там было сказано, что для освобождения нужен ключ и он находится в руках Андрея. Письмо оказалось для героя полной загадкой, в полном недоумении он лег спасть. Ночью ему приснилось письмо, только в нем были дополнительные строки, гласившие, что любое наше путешествие заканчивается ровно за две секунды до нашего выезда.

Андрей проснулся в полной тишине, еще раз изучил письмо и не обнаружил никакой приписки. Он вышел из купе и увидел проводника, который в руках держал стакан чай и не растаявшим рафинадом. Герой подошел к нему и молча достал у него из бокового кармана ключ. Также молча, Андрей открыл дверь, спрыгнул на насыпь, а поезд сразу же начал свое движение. Герой впервые услышал шум ветра и звук, раздающийся от его шагов.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Желтая стрела Пелевин

Другие сочинения:

  1. Конец XX в. был печальным для литературы. Много говорилось о том, что литература умерла, что нет больше авторов – истинных мастеров слова. Мне кажется, она просто стала другой. Литература всегда соответствовала тому времени, которому принадлежала, всегда говорила о вечных проблемах Read More ......
  2. Черная стрела Действие происходит в Англии во второй половине XV в., во время войны Алой и Белой Розы. В деревушке Тэнстолл, принадлежащей сэру Дэниэлу Брэкли, появляется гонец, который привозит приказ сэра Дэниэла всему мужскому населению деревни немедленно выступить в поход. Read More ......
  3. Чапаев и Пустота Действия романа происходят в психиатрической больнице. В одной палате лежат четверо больных. Чтобы развлечься, каждый из них начинает описывать своим соседям мир, в котором он существует благодаря своей больной психике. Главный герой – Петр Пустота. Он способен Read More ......
  4. Generation “П” История Вавилена Татарского, яркого представителя поколения “П”, который покорил сталинский небоскреб Вавилонской башни, стал участником всемирного заговора и земным мужем богини Иштар. Когда-то в России жило поколение, которое выбрало “Пепси”. Они мечтали, что когда-нибудь запрещенный мир с той Read More ......
  5. Жизнь насекомых В курортном городке возле Феодосии два местных новых русских Арнольд и Артур имеют большие планы на будущее: они собираются наладить совместный бизнес с американцем Сэмом. Автор сравнивает эту троицу с комарами, готовыми на любую подлость, чтобы получить желаемое Read More ......
  6. Девятый сон Веры Павловны Непростое время перестройки. Главная героиня произведения – Вера Павловна. Работает она уборщицей в общественном туалете, к своим обязанностям относится очень ответственно, должностью дорожит. Женщина она активная, всерьез увлекается философской системой солипсизма. Вера Павловна дружит с уборщицей Read More ......
  7. Победил ли Виктор Пелевин?.. “Его романы повествуют о виртуальных мирах, основанных на системах ложных символов” (Л. Салиева) Кажется, я начал совсем не с того: с чужой высокомудро-мудреной констатации, что Пелевин – это серьезно и глубоко. Ох, не с того конца: Read More ......
  8. Виктор Олегович Пелевин ПЕЛЕВИН, ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ, Родился 22 ноября 1962 в Москве. Окончил Московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет проработал в журнале “Наука и религия”, где готовил публикации по восточному мистицизму. Первые рассказы появились Read More ......
Краткое содержание Желтая стрела Пелевин

Так же как и в других наиболее хрестоматийно известных повестях Виктора Пелевина основным спусковым крючком, приводящим в действие сюжет, заставляя его стремительно разворачиваться, служат размышления, в данном случае главного героя, о жизни и ее смысле. "Горячий солнечный свет падал на скатерть, покрытую липкими пятнами и крошками, и Андрей вдруг подумал, что для миллионов лучей это настоящая трагедия - начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо - и все только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа. А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна желтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды - то есть, как и человек, имели в своем распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты.

«Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно желтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь - это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу. И вот я падаю, падаю, уже черт знает сколько лет падаю на стол перед тарелкой, а кто-то глядит в меню и ждет завтрака…»"

Повесть "Затворник и Шестипалый" буквально с первых же строк начинается диалогом героев, в котором проскальзывает очень похожий мотив: "Живем, живем - а зачем? Тайна веков." А в повести "Принц Госплана", в свою очередь, тоже есть подобное изречение главного героя: "На фига, интересно, мы живем?". Таким образом, совершенно очевидно, что вопросы смысла жизни и духовного поиска являются доминантной темой не только в повести "Желтая стрела", но и во всем творчестве писателя. пелевин стрела желтый

Именно с вышеуказанной строчки читатель начинает понимать, что герой не просто пассажир некоего поезда дальнего следования, а вся его поездка крайне специфична, фантастична и даже, в некотором роде, фантасмагорична. Таким образом, одна из особенностей выражения фантастических элементов в повести очень схожи с произведениями Франца Кафки, в которых фантастика и абсурд окружающего мира и событий воспринимается героями как нечто само по себе разумеющеюся и не вызывающее особых удивлений. Более того, эти элементы, как правило, являются совокупностью быта и привычного окружения, так что не сразу становится ясно, что в произведении присутствуют фантастические элементы. Этот прием характерен и для повести Пелевина "Затворник и Шестипалый", главными героями которой являются два цыпленка-бройлера, но это становится очевидно далеко не сразу. Из привычных бытовых зарисовок, вроде поездки на поезде дальнего следования с вполне реалистичными деталями вроде перекура в тамбуре или завтрака в вагоне-ресторане, Виктор Пелевин выстраивает очень необычную экспозицию: поезд "Желтая стрела" находится в постоянном движении, пассажиры не только не могут сойти с него, но и не имеют представления о том, куда он движется. Имеется лишь туманное предположение, что поезд движется к разрушенному мосту. В таком фантастическом антураже и происходит действие повести.

Интерес представляет и композиционное членение повести, которое дает автор: нумерация глав идет в обратном порядке от двенадцати до нуля. И пока поезд "Желтая стрела" стремительно приближается (как видится некоторым героям) к разрушенному мосту, а фабула повести разворачивается в будущее, нумерация глав как бы ведет обратный отчет, что позволяет воспринимать это как движение назад. Создается весьма любопытный эффект одновременного движения сразу в двух направлениях одновременно: вперед и назад.

Герои повести живо реагируют на фантастические обстоятельства, в которые поместил их автор: пассажиры "Желтой стрелы" занимаются мифотворчеством, строя различные предположения о конечном пункте состава и об окружающем их мире. Некоторые считают, что вне состава находится лишь страшный мир, где живым людям не место. На базе этого вопроса даже возникают религии, самая популярная из которых Утризм. Адепты этого верования убеждены, что во главе состава находится паровоз "У-3", везущий всех в Светлое Утро. Причем, в этой религии присутствует элемент душеспасения, на манер архаичного христианского Рая и Ада: "те, кто верит в "У-3", проедут над последний мостом, а остальные -- нет". Так же в "Желтой стреле" налажена торговля, трансляция новостей и прочие элементы цивилизации. Есть даже некое подобие социального расслоения: некоторые вагоны состава предназначены для пассажиров среднего и высокого достатка, а некоторые - для бедных и даже цыган. В жизни пассажиров установились и некие традиции с ритуалами: так, например, покойников выбрасывают из окна, предварительно замотав тело в постельное белье.

Пассажиры состава самые разнообразные: кто-то занимается торговлей, кто-то зарабатывает на жизнь росписью банок, а кто-то даже промышляет махинациями, воруя ложки и подстаканники и перерабатывая их на металл. Однако, никто из персонажей, встречающихся в поезде, не задумывается о своем абсурдном положении. Более того, они (подобно герою "Процесса" Франца Кафки) они приняли свое положение как нечто само собой разумеющееся и даже перестали слышать стук колес и осознавать, что они только пассажиры, а значит находятся в составе временно. Они не пытаются что либо изменить в этих обстоятельствах, даже проезжая мимо оживленного города с веселыми обитателями. Повседневные заботы полностью вытеснили из них желание как-то осознать свое положение и бессмысленность пребывания в "Желтой стреле". На их фоне главный герой особенно выделяется именно тем, что его подобные вопросы очень волнуют, и он хочет сойти с состава живым. В своем желании докопаться до сути и смысла происходящего он ищет единомышленников и находит одного в лице пассажира по имени Хан. В конце концов с его помощью ему удается сойти с поезда. Повесть заканчивается на оптимистической ноте, когда герой обретает желанную свободу, он идет навстречу горизонту, а в небе появляется светлая полоса. Подобный открытый финал о герое-одиночке, достигшему своей цели, отсылает к традициям писателей-романтистов.

В творчестве Виктора Пелевина часто присутствует ядовитая сатира на СССР и коммунистический строй. В своих рассказах "Зомбилизация", "Зомбификация", "ГКЧП как тетраграмматон" и многих других он сравнивает советский режим и его действия с ритуалами Вуду, жителей страны - зомби, и в целом явно негативно настроен на Советский Союз и партию коммунистов, его сатирические рассказы откровенно издевательские. Зная это, очень легко прочитать повесть "Желтая стрела" как некую притчу об истории России, которая подобно составу "Желтая стрела" добровольно изолировалась от всего остального мира и несется навстречу будущему по рельсам, игнорируя другие возможные пути и тропинки. Поезд в таком прочтении выступает как символ российского общества времен СССР. Зная так же увлечения автора восточными духовными практиками, повесть можно прочитать как некоторое дзен-истолкование, как мистическое видение жизненного пути, его неопределенности. Однако автор категорически отрицает какое-то определенное истолкование повести. Подобно традициям постмодернизма его текст поддается любой интерпретации, к нему можно подходить с совершенно разных сторон и прочесть как угодно, в том числе как приключенческую повесть с элементами мистики, если читателю угодно. "Я не знаю, что написанное обозначает", - говорит автор в своем интервью, и поэтому анализировать повесть на специфику современных проблем представляется невозможным, учитывая бесчисленное множество интерпретаций. В литературоведении такие произведения принято называть "параболой". С точки зрения внутренней структуры парабола - иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначному иносказанию (в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи); иногда параболу называют "символической притчей". Однако, приближаясь к символическому, иносказательному, план параболы не подавляет предметного, ситуативного, а остается изоморфным ему, взаимосоотнесенным с ним. Для нее характерны незавершенная многоплановость и содержательная емкость.

1. Загадочный поезд.
2. Способы выживания.
3. Светлое будущее.

Действие повести Виктора Олеговича Пелевина «Желтая стрела» происходит в, казалось бы, обычном поезде. Однако пассажиры не только не могут и не хотят сойти с этого поезда, но и не совсем точно представляют себе, куда вообще движется состав. Среди обитателей распространено мнение, что этот поезд неукротимо движется к разрушенному мосту. Однако мало кто из пассажиров задумывается об этом, решая какие-либо свои мелкие обыденные проблемы. Для них транспортное средство является тем узким, резко ограниченным миром, в котором они вынуждены существовать с рождения до самой смерти.

Многие считают, что вне поезда существует страшный мир, в который отправляются лишь одни покойники и всевозможные остатки человеческой жизнедеятельности. Люди настолько освоились со своим положением, что это мобильное, летящее в неизвестность средство передвижения воспринимается ими, как нечто основательное и стабильное. Многие с поезда вообще перестали слышать стук колес и сознавать, что они только пассажиры, а значит, временно пребывают на этом поезде. Мелкие повседневные заботы затмили более серьезные проблемы. Люди не хотят задумываться над смыслом жизни, над проблемами добра и зла, бессмысленности пребывания на этом поезде. Даже появление за окнами неведомого города с доброжелательными и веселыми обитателями мало кого наталкивает на мысль изменить свое нынешнее положение.

Автор как бы намекает читателю на то, что все мы, так или иначе, являемся пассажирами в этой жизни. Пуская все на самотек, погрязнув в мелочах, человек перестает развиваться, а значит, становится безвольным приложением транспортного средства под названием Земля. Самым сложным оказывается ехать в поезде, но не являться его пассажиром. Именно это уже предполагает определенный уровень духовного развития

Безысходность, общая растерянность отражается на каждом из пребывающих в загадочном поезде. Люди в силу своего неумения или нежелания активно сопротивляться наступающей действительности придумывают себе различные оправдания и занятия. Среди пассажиров огромной популярностью пользуются новые религиозные веяния. Многие принимают Утризм, согласно которого во главе состава находится паровоз типа «У-3», везущий всех в светлое утро. Причем «те, кто верит в «У-3», проедут над последний мостом, а остальные — нет». Кто-то погружается в свои фантазии, как это делает автор книги «Путеводитель по железным дорогам Индии», пользующейся успехом у пассажиров. Сосед по купе главного героя повести, Андрея, советует ему сильно не загружаться, а отправиться к девочкам в последние вагоны. Друзья молодого человека, также каждый по-своему, пытаются реализоваться в сложившихся условиях.

Антон строит семью и зарабатывает на жизнь росписью банок, ожидая прибавления в семействе. Он считает, что искусство, творчество — это одно, а жизнь — это и есть старый вагон, в котором он живет и в котором будут жить его дети. Григории строит свой бизнес и считает себя успешным человеком. Андрей существенно отличается от своих попутчиков. Он внимательно наблюдает за своим окружением и пытается понять свое предназначение в этом мире. Он осознает, что слишком просто и неинтересно безропотно существовать в несущемся в неизвестность поезде, что мир не может ограничиваться исключительно несколькими пыльными вагонами. Он не может жить так, как его друзья, соседи, окружение. Он задыхается в этом искусственно ограниченном пространстве.

Стремление понять суть происходящего приводит его к поискам единомышленников. Своеобразным духовным учителем для главного героя становится Хан, который пытается ответить на некоторые вопросы. Этот человек так же, как Андрей, мечтает сойти с этого поезда живым. Он показывает молодому человеку старые записи, находящиеся на стене тамбура одного из последних вагонов и передающие основные сведения о сути и устройстве железнодорожного мира. Именно с Ханом главный герой совершает свои рискованные прогулки по крышам качающихся под ногами вагонов. Здесь собираются люди, которые не довольствуются времяпрепровождением в пыльных и грязных вагонах. Но не все достигают ожидаемого просветления. Так, к примеру, на крыше одного из вагонов долгое время собирается компания в длинных серых рясах. Она безуспешно и неизвестно зачем рассматривает непонятную геометрическую фигуру. Андрей подозревает, что люди, собиравшиеся на крышах вагонов, не преследуют никакой определенной цели. Он сам выбирается сюда только для того, чтобы на время вырваться из тесного пространства вагона. Хан вообще считает, что здесь человек оказывается еще дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Правда, однажды на глазах у главного героя один из пассажиров на полном ходу спрыгивает с поезда в речку. Оставшиеся на крышах с изумлением успевают заметить, как смельчак вынырнул из воды и поплыл к берегу. С каждым днем Андрею все тяжелее оставаться на «Желтой стреле». Куда-то пропадает Хан, оставив молодому человеку письмо, в котором еще раз напоминает своему другу, что все находится в его руках. Только сам человек способен повлиять на свое будущее, как-то изменить его. Мечта главного героя сбывается: он вдруг осознает, что поезд остановился. Андрей выходит в тамбур, обходит оцепеневшего проводника, открывает дверь вагона и спрыгивает на насыпь. Скоро под его ногами оказывается асфальтовая дорога, ведущая через широкое поле. В небе у горизонта появляется светлая полоса.

Какой бы унылой и безрадостной ни казалась жизнь на загадочном поезде, именно она дает человеку великолепную возможность задуматься о себе, найти свой путь и свое предназначение в этом мире. Концовка резко контрастирует с настроением всего произведения, где в глаза постоянно бросается грязь, пыль, теснота, ограниченность или даже некоторая глупость действующих лиц, унылые пейзажи за окнами. Автор дает понять, что мир намного шире, чище и радостней тех жестких рамок, в которые человек сам себя загоняет. Более того, только людям подвластно освободить себя от этих оков и почувствовать себя счастливыми.

«Жёлтая стрела» - поезд, на котором всё человечество мчится вдаль до рушащегося моста. Это транспортное средство — догадаться нетрудно — метафора нашего бытия. Мы рождаемся в определенной среде, где уровень жизни, культуры, достатка, а также национальные, религиозные и социальные предрассудки подгоняют нашу судьбу под установившийся шаблон, и готово. Пассажиры просто не догадываются о том, что существует что-то за пределами купе и тамбуров, хрущёвки и ПТУ или коттеджа в Куркино и Бугатти. Многие рождаются, растут, живут и умирают в том же «вагоне».

Да, перед нами все тот же «депрессивный» и «желчный» Пелевин, который режет правду-матку об упадочном состоянии духа цивилизации. Нет в нем надежды, говорят красношляпые, нет выхода: «Ну хорошо, допустим, все плохо, а дальше что? Чем удивишь, остряк, не видишь, что нам от абсурда тошно, хочется светового шоу радужных красок или хотя бы огонька зажигалки в темной-темной комнате». И можно понять этот праведный гнев: пелевинская проза в моде, но надежды на светлое будущее она не дает. Но в случае со «Стрелой» так ли это? Так ли непроходим пессимизм новой литературы? Да нет… «Желтая стрела» как раз таки заканчивается традиционно для ЛР: герой покидает не только вагон, но и поезд под влиянием Сонечки Мармеладовой или Дмитрия Лопухова в образе Хасана, столь же призрачного и нереального, сколь Гораций для Гамлета – всегда собеседник, но никогда не действующее лицо.

Сказка – ложь, да в ней намек: каждый может выбраться из своего футляра, движущегося в Тар-тар. Андрей хоть и рождается в рамках стереотипов, проникается дрожащим, как ложка в граненом стакане, миром, но не перестает размышлять, совершенствоваться и находит свое освобождение в прыжке на дикую, неизведанную землю за пределами тюрьмы на колесах. Раз за разом предпринимая попытки бегства, герой не сдавался и преуспел. Духовная эволюция, диалектика души, открытый, но по-Достоевски положительный финал. Родион раскаялся, Марья Болконская вышла замуж.

О хорошем сложно сказать что-то новое, и концовка «Желтой стрелы» никого не поразит. Но вдохновит. Но мотивирует. Да, говоря о надежде, рискуешь прослыть банальным, однако что плохого в банальности, если она – часть художественной правды автора, часть мироустройства, где действительно можно найти отдушину в поиске света и смысла внутри себя, а не снаружи. «Снаружи» — это и есть главный отрицательный герой повести, антагонист тому «Я», которое не хочет ехать спиной вперед, не хочет жить по законам обратной перспективы средневековых полотен. Но бунтующее, первозданное, индивидуальное «Я» попадает во внешнюю среду, неизбежно происходит реакция подавления с одной стороны, и приспособления с другой, и вот перед нами безвольный пассажир, которого тянет назад то, что сильнее и древнее его. Он вроде бы ходит сам, решает, посахарить ли чай, оберегает ложки и подстаканники, столь полюбившиеся местной мафии, но, на самом деле, вся эта мещанская идиллия движется вслед за локомотивом вне зависимости от воли и устремления людей, находящихся на борту. Вот почему предъявить билет, по мнению Хасана, некому: то, что несет нас дальше, не человек, и даже не вороватая клика мошенников в поезде, это сила и власть прошлого, созданного стихийно, как смерч или цунами. Бушующим волнам никто не предъявляет путевку и загранпаспорт, чтобы его, приезжего, отпустили, он, дескать, имеет право выйти из города, обреченного на смерть. Так и мы, сжимая в руках счастливый билет, все ищем, у кого бы спросить разрешения, получить одобрения, у кого бы пройти контроль. В этом внутреннем рабстве под гнетом условностей – трагедия. Большинство его не преодолеет никогда. Даже путь Андрея повторить не удастся, так что хеппи-энд выдан в единственном экземпляре, проездной талончик уже использован. Ведь суть освобождения в том, что поиск выхода производится самостоятельно, одиночно, индивидуально. «Желтая стрела» — не рецепт, а стимул, чтобы его искать.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поделиться: