Верхний деревянный купол юрты называют. Учебное исследование "юрта-национальное жилище бурят". Как в юрте устроен пол

сайт - Юрта — колыбель жизни кочевников. Это идеальное решение для тех, кто не любит углы. А если серьезно, то этот вид жилища имеет глубокие корни.

От Анатолии до Монголии

Юрты встречаются от Анатолии до Монголии, и невозможно сказать, кто из древних кочевых племен разработал ее традиционный вид. Тем не менее, ясно, что это очень древнее сооружение.

Классическое жилище кочевников

Юрта - классическое жилище кочевников Азии. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также — пастбище, родовая земля. В кыргызском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество» синоним слова «Родина», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому». В тувинском языке юрту произносят «өг», которое при добавлении «-бүле» составит слово «семья».


Мужская и женская половинки

Юрта представляет собой мобильный переносной дом, который легко собирается и разбирается, летом в нем прохладно, зимой — тепло. В среднем на сборку юрты одна семья может потратить час времени. Изнутри юрта делится на две половины — мужскую (поближе к дверям, к земле) и женскую. Такой обычай установился с давних времен. Посередине юрты находится очаг, костер. Сегодня внутри можно установить буржуйку. Орнамент войлочной занавески у входа символизировал счастье и долголетие. При смене местоположения конструкцию навьючивали на верблюдов, лошадей. Юрта представляет собой вершину кочевой архитектуры и народно-прикладного искусства.


«Дневник поездки на Иссык-Куль»

Отличные качества юрты отмечали дореволюционные ученые, путешественники, побывавшие в еще Советской Киргизии. Сведения о культуре и быте народа - в частности, о жилище-юрте, где отмечаются ее достоинства - отражены в путевых очерках Ч.Ч. Валиханова «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах» и др. О юрте кыргызов писал и П.П. Семенов-Тян-Шанский в своем труде «Путешествие в Тян-Шань». Н.М. Пржевальский в 1846 году во время путешествия в Каракол жил в кыргызской юрте и высоко оценил ее. Другой выдающийся исследователь Средней Азии - А.П. Федченко интересовался, как делаются отдельные элементы юрты.

«Юрта - это уже большой шаг в развитии цивилизации человека, в юрте и теплее, и просторнее, в ней даже можно развести огонь, что в палатке немыслимо... юрта удобнее палатки», - писал Л.Ф. Костенко, живший во время экспедиции 1876 года на Памир-Алай в юрте.


Историки о самобытности юрты

Одно из первых описаний кыргызской юрты в советское время принадлежит известному этнографу С.М. Абрамзону. Занимаясь изучением материальной культуры кыргызов, Е.И. Махова выделила два типа юрты и определила районы их бытования. Об особенностях переносного жилища южных кыргызов писала К.И. Антипина. Кыргызская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость, почти тождественность существует с юртой казахов, что не может не свидетельствовать о тесных этнических связях этих народов.


Юрты известны со времен гуннов

Считается, что юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Поэтому историки полагают эту версию недостоверной. Возможно, юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н.э. Предположительно, юрты известны со времен гуннов.


Тюрки VS Монголы

Устройство юрты у тюрков и монголов имеют различия. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и кыргызских юртах вместо деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог.


Наскальные изображения

Казахские юрты ниже кыргызских из-за сильных ветров в степи. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения.


Легко регулировать освещенность и вентиляцию

Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через тундюк — отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Оно же служит днем для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны сквозь решетчатые стенки (кереге), позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени.


Виды юрт

Юрты кыргызов бывают двух разновидностей. Основное различие сводится к форме купола. На севере страны, за исключением Таласской долины, форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Кыргызстана, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей. Отличались юрты также и убранством - внешним и внутренним; здесь отчетливо выделяются северный и южный региональные комплексы. В убранстве их отражен художественный вкус народа, его этнические связи, сохранены строгие каноны, утвержденные вековыми обычаями и традициями.


Интерьер юрты

Внутренний покров в юртах богатых кыргызов шился из бархата, шелка, вельвета и т.д., иногда из простой бязи. К внутреннему декору юрты относятся веревки (джел боо), прикрепленные с двух сторон к ободу. Их сучили из шерсти с добавлением конского волоса. Киргизы, как и казахи, подобно древним кочевникам Южной Сибири, широко использовали волос, преимущественно конский, для плетения веревок и арканов.


Внешний декор

К внешнему декору кыргызских юрт относится войлочная полоса с аппликацией тетеге шириной 20-25 см, которую пришивали к нижнему краю узука. Выше тетеге по четырем сторонам купольного войлока нашивали фигурно вырезанный красный (иногда черный) войлок - называемый «вороньи когти» (куш тырмак), «медвежья лапа» (аюу таман) и т.п. Все это придавало юрте своеобразную красоту. В отдаленном прошлом, возможно, считалось, что они оберегают юрту. Снаружи юрту опоясывали войлочной веревкой, на Тянь-Шане - орнаментированным войлоком шириной 10-20 см, а на юге Кыргызстана - узорной тесьмой.

Юрту устанавливали женщины

Опытный мастер может установить юрту за месяц, которая прослужит не одно десятилетие. Большое значение имела правильная установка юрты: устойчивость решеток, правильное крепление жердей купола. Кстати, установка юрты входила в обязанность женщин, мужчины лишь помогали поднять тяжелый обод. До начала работы они готовили место.

Нельзя наступать на порог юрты

До сих пор сохранились различные обычаи посещения юрт: к примеру, нельзя наступать на порог юрты или входить туда с какой-либо ношей. При установке юрты вход ориентировали по-разному в зависимости от рельефа местности и направления ветра. Преобладали в основном ориентации на восток, на центр аила.

Были еще юрты для второй и третьей жены

Зимой и летом богатые кыргызы наряду с нарядной юртой всегда ставили юрту небольшого размера (ашкана уй). В ней готовили пищу и хранили запасы продовольствия. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для второй и третьей жены, меньше по величине, а также юрты для женатых сыновей. От юрт простых кыргызов они отличались добротностью и красотой. Были еще временные юрты — гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок. Их быстро разбирали после отъезда гостей. Убранство для гостиной юрты приносили из основной. Разницы в конструкции этих юрт не было.

О юрте нельзя плохо отзываться

У кыргызов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и к её принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера, изготовители юрт, а также мастерицы пользовались среди кыргызов были в особом почете. Существовал обычай «уй тою» - новоселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивался праздник.

Священный огонь

Существовал целый ряд обычаев и в отношении огня. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать через него. Кроме переносного жилища, кыргызы знали и жилища стационарного, постоянного типа - «уй», «там уй». Такие жилища в массовом отношении стали появляться, начиная с XIX века, в период перехода к оседлости.

Узоры отражают цвета и формы

День в юрте начинается до рассвета. Женщины в это время уже готовят завтрак и укладывают еду в сумки для мужчин, которые будут отгонять скот на пастбища. После того, как мужчин проводят, женщины принимаются за домашние дела. Едва начавшихся ходить мальчиков обучали верховой езде. Девочки учились приготовлению пищи, вышиванию и изготовлению традиционных узоров, которые украшали шырдаки, ала-кийизы и туш-кийизы. Эти ковры помещались на стены или пол юрты и имели не только практическое назначение - сохранение тепла в жилище, но и выполняли эстетическую функцию. Узоры отражают цвета и формы, встречающиеся в природе - такие, например, как богатство оттенков и хрупкость цветочных лепестков, орлы с гордо изогнутыми крыльями, переливы голубого неба.

Как юрту используют в Новой Зеландии

Жители Новой Зеландии используют юрты как палаты: некоторые используют переносные дома для путешествий в качестве дополнительных жилищ в пиковые дни туристического сезона; другие используют их как домик для гостей, как художественные студии, мастерские, пространство для медитации, оздоровления или детские площадки для игр. «Есть какое-то волшебство в этих юртах», — считает Келли Блэк,
жительница юрты в Эрроутауне — самом холодном месте Новой Зеландии в зимнюю пору. — «Что-то есть в круглых зданиях, связь с внешним миром, птицами, моей лошадью».

Связь с прошлым

Юрта, хотя и сохранила своё утилитарное значение в быту, в целом превратилась в музейный экспонат. Хотя все еще используется людьми по всему региону и играет важную роль в образе жизни кыргызского чабана (пастуха). И, несмотря на то, что архитектурные стили и планировка городов приходят и уходят, юрта остается прочной и длительной связью с прошлым.

Казахская юрта - традиционное жилище, существующее с древности, используется до настоящего времени. Юрта казахов своеобразный тип переносного жилища, характерный для насельников Великой степи. Юрта с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюрко-монгольских племен, их сложную идеологию. Неповторимость этого типа жилища, архитектуры, созданной из войлока и гибкого ивового прута, стала сегодня для каждого казаха емким символом Родины, древней культуры народа. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была, не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир. Заслуживает большое внимание символика казахской юрты, раскрывающая духовно-культурные и научно-философский смысл юрты. Символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны. Ряд казахстанских ученых А.Толеубаев, Н.Шаханова, М.Каракузова, Ж.Хасанов, Б.Ибраев и другие писали об отражении древней космической системы в конструкции юрты казахов.

Юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. О происхождении юрты существует разные мнения. Немало археологических материалов и письменных источников свидетельствуют об использовании юрты и ее исходных прототипов. В процессе изучения, развития андроновского жилища, ученым удалось решить вопрос о происхождении юрты – удивительного по своей простоте и гениальности передвижного жилища кочевников. Считали, что она могла развиваться из бедуинского шатра, сибирского чума, шалаша. В ходе раскопок андроновских поселении Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы, в слоях ХІІ-ІХ вв. до н.э. были открыты круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. Поэтому не без основания можно считать, что юрта возникла в глубокой древности и прототипом, прообразом ее явилось легкое круглое жилище андроновцев .

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. В свою очередь, кровельное войлочное полотно также состоит из трех частей: туырлык (покрытие решатчотого основания юрты), узюк (покрытие купольных жердей) и тундык (войлок, закрывающий верхний круг) .

Обода (шанырак) юрты является одной из самых уважаемых деталей казахского национального жилища, символом продолжения рода. С шаныраком связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов у казахов.

Согласно универсальному представлению многих народов, «существенно реально лишь то, что сакрализовано, а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из него, причастно к нему».

Изучая семантику шанырака с точки зрения аналогии его гори­зонтального плана с крестом, заключенным в круг, Р.Р.Фатиков при­шел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира, близкую к скифо-сакской.На наш взгляд, модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а остов юрты в целом.В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квад­ратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.

В системе перекодировок «макрокосм и жилище» шанырак, буду­чи самым верхним уровнем юрты, соотносится с небосводом. В воз­несении шаманов на шанырак с целью встретиться со своими духами-помощниками, мы усматриваем параллель с широко распространенным у сибирских народов представлением о странствии шамана в верхнем мире - на Небе.В шаманском представлении древних тюрков, позднее казахов шанырак и Небо - сопоставимые, взаимоперекодируемые понятия. Небо - Көк аспан (букв. «синее небо») имеет глубинную концептуальную связь с культом Тенгри .Само название «Тенгри», по мнению М.П. Хомонова, образовалось в период общности алтайских языков и состоит из двух компонентом: тэн (свод, арка, столбы) и гэр (юрта, дом, жилище) .На наш взгляд, особая сакрализация шанырака объясняется его связью с двумя важнейшими древнетюркскими культами - Тенгри и предков .

Шанырак выступает одним из основных классификаторов вертикальной плоскости пространства жилой площади. С одной стороны, он является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами. Попаданию дневного света, лучей солнца в жилище через шанырак казахи придавали особое значение. Наверное, поэтому в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундік) над шаныраком .

Также, шанырак является символом семейного благополучия, мира. У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву.

Шанырак - это символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – а это пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» - пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым. Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов «шанырак» - это «дом», «семья», «поколение», в духовно-философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости. О потомках рода обычно говорили: «Әкесінің шаңырағын құлатпай, түтінін түтетіп отыр», что означает «Достойно продолжает отцовский род». Шанырак тесно связывали с понятием семьи, поэтому, когда в семье происходила большая беда или семья распадалась, говорили: «Шаңырағы шайқалды» - «Шаңырак покачнулся». В представлении казахов шанырак был связан с культовыми обрядами и служили как бы символом продолжения рода. Поэтому их старались передавать из поколения в поколение. В случае смерти хозяев, не имевших потомства, шанырак юрты оставляли на могиле, что означало конец родового колена. Устоявшиеся казахские благожелательные выражения: «Шаңырағың биік, босағаң берік болсын» - «Пусть шанырак будет высоким, стойки двери - крепкими» - содержат идею покоя, благополучия и счастья.

Шанырак казахской юрты считается священной деталью, защищенной от дьявола. Форма шанырака, его части, материал, качество – все это непосредственно связан с понятием «кут» - защитником блага семьи .

В круге шанырак – күлдреуіш – сделан в виде креста, являющегося символом вечного движения солнца, эволюции, продолжения жизни. По всей вероятности, накрепко скрепленные между собой три планки күлдреуіш символизируют единство трех казахских жузов. Если посмотреть сверху вниз на казахскую юрту, то шанырак похож на солнце, а жерди (уык) – на лучи солнца.

Одной из важных сакрализованных частей юрты является«босаға»т.е.дверь, точнее - дверные косяки. В представлении казахов дверные косяки и порог является священным местом, именно здесь находятся богатство, благополучие. Всем действиям у входа-выхода приписывалась высокая степень семиотичности . Так, при первом входе в юрту свекра или в «отау» (юрта молодоженов) невеста должна была у порога совершить три поклона, прислониться головой к косякам двери, переступить порог сначала правой ногой; казахи запрещали детям прислоняться к косякам двери («босағаға сүйенбе»), стоять у входа (босағада тұрма); в случае частой смерти детей при последующих родах пуповину резали на порге; у некоторых казахских племен покойника перед выносом три раза поднимали и опускали у порога. Европейские послы при посещении ханской ставки старались не наступать на порог, ибо это считалось признаком недобрых чувств, плохим предзнаменованием. «Черный» гонец сообщал плохую весть, наступая правой ногой на порог и руками подпирая косяк двери. Этот обычай, известный со времени Тюркского каганата, дошел до казахов начала ХХ в. .

В народном представлении пространство за пределами организованной структуры жилища представляло собой мир стихии и дикой природы, поэтому казахи говорили: «Есіктен қырық қадам шыққан адам мүсәпір» - «Человек, отошедший на сорок шагов от порога, нуждается в помощи». В казахской традиции, как практически у всех тюрко-монгольских народов, юрту новобрачных готовили родственники невесты. Однако дверные косяки привозил с собой жених. По мнению Н.Ж. Шахановой, изготовление остова юрты и двери разными мастерами было обусловлено представлением об обязательном соединении в юрте двух начал (мужского и женского), реализовавшегося в соединении жениха и невесты .

В народном представлении шанырак часто выступает эквивален­том юрты. Об этом свидетельствуют устоявшиеся выражения «үлкен шаңырақ», «қара шанырак» (дом предков), «шаңырақ салық» (дань от каждой юрты) .

«Шанырак - один из немногих терминов, относящихся к юрте, почти однозначных у турецких и монгольских («цагрык») ; в калмыцком языке «шанаран» напоминает нам о далекой общей основе названия и этой важной составной части юрты.

Шанырак, дверь и очаг - части юрты высокой степени семиотичности, знаковости и сакральности. Большинство религиозно-мифологических и культовых обрядов совершается с участием этих ритуальных символов.

Следующим, тесно взаимосвязанным с шаныраком элементом являютсяуыки(подпорные жерди опирающие шанырак. Некоторые ученые полагают, что по углу падения солнечных лучей через верхнее отверстие (шанырак) юрты на кончики жердей, которых бывает около 60, можно определить время .

Тюрко-монгольские параллели в названиях частей юрты касаются также и названия купольных жердей: "уык", монгольский "уни" ,калмыцкий "унин" . Очевидно, "уык" в семантическом отношении восходит к "ок" (стрела). В самом деле, длинная жердь, заостренная с одной стороны, напоминает стрелу, копье.

Одним из основных отличительных признаков юрты от всех передвижных жилищ кочевников является разборно-складной решетчатый остов стен .Этот элемент – настолько важная составная часть, что, по мнению некоторых исследователей, само название юрты восходит к названию решетчатого остова. Рас­крывая семантику слов "терме гер", этнограф М.С.Муканов пишет: "Можно по­лагать, что между терминами "терме гер" и "терме алаша" есть смысловая связь, - и в том и в другом случае имеются в виду раз­личные по своему значению элементы материальной культуры, не­сущие признак переплетений, решетки; полотняное переплетение под­сказало древним народам создание жилища хуннского типа, а затем и изобретение решетки как более удобной и практичной конструкции переносного жилища кочевников" .Представляется спорной связь слова "терме", "теру" (в современном казахском языке "перебирать") с решетчатым остовом, как и перевод слов "терме гер". С.А.Козин переводит "терме кер" как "решетчатая юрта" ,Н.П.Шастина - как "юрта с острой (кони­ческой) верхушкой" .

На наш взгляд, монгольское название юрты "кэр" (гер) генетически восходит к древнетюркскому кеragu, что означает "шатер, юрта" .Семантическое содержание древнетюркского "керагу" и позднеказахского "кереге" восходит к общему корню - "кер". В свое время ис­следователь культуры казахов Б.А.Куфтин писал: "...слово "кере­ге" этимологически производится от корня "кер" - растягивание" .Действительно, главной отличительной особенностью решетчатого ос­това стен юрты как раз и является способность растягиваться во время установки. М.С.Муканов отмечает, что в Восточном Казахстане юрту иногда называют одним словом - "кереге" .У казахов данного региона встречается выражение: "Баласын үйлендіріп бөлек кереге тұғызып берді" (Женил сына и наделил его отдельным кереге, т.е. юртой).

Итак, можно считать установленным, что в казахском языке слово "кереге" ранее употреблялось также и в значении юрты в целом. Думается, монгольское название юрты - "гер" генетически восходит к древнетюркскому "керагу", точнее, к его корню "кер".

Если считать более или менее доказанным заимствование решетчаторазборной юрты древнетюркского типа монгольскими кочевниками ,то и заимствование названия юрты в несколько измененном виде не вызывает сомнения.

С шаңырака внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты – желбау. В случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты.

Шанырак и дверь, будучи проницаемыми границами вертикаль­ной и горизонтальной организованных структур, считались наиболее уязвимыми частями .Поэтому шанырак и дверь на ночь обязатель­но закрывали и вывешивали вещи с апотропеическим (защитным) значением. Напри­мер, у дверного косяка (босаға) вывешивали локтевую кость барана (қары жілік), которая, считалось, хранила от различных бед. У по­рога на ночь оставляли в плоской посуде молоко ("ақ"), чтобы змея не навредила жителям юрты; во время родов с целью предотвращения прихода различных злых духов к роженице у двери держали коня с белизной на глазах ("ақ шығыр ат"), а у шанырака - беркута. Иногда у входа в юрту устанавливали найзу – пику как оберег благополучия жившей в ней семьи .

В заключении можно сделать вывод, что, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир.

Литература:

1. Оразбаев А.М. Поселение Чаглинка (Шагалалы). Некоторые формы и типы жилищ // По следам древних культур Казахстана, 1970. - С.129-146.

2. Топоров В.Н. О космологических источниках раннетюркских описаний // Труды по знаковым системам. – Алма-Ата: Тарту, 1973. - Вып. 6. - С. 114-121.

3. Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185.

4. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до ХVШ в.). - Новосибирск, 1980. – 252 c.

5. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». - Улан-Удэ, 1976. – 251 c.

6. Стеблева И.В.К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник. - М., 1972. - С. 213-214.

7. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХІХ-нач.ХХ в.). – Алма-Ата: Гылым, 1991. -214 с.

8. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. –Алматы, 1998. –212 c.

9. Сейдимбеков А. Первый снег: Документальные рассказы. - Алма-Ата, 1989. - 101 с.

10.Кенесбаев С. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. - Алматы, 1977. – 560 c.

11.Арғынбаев Х.А. Қазақ халқындағы семья мен неке. - Алматы, 1973. 203-б.

12.Куфтин Б.А. Киргиз-кайсаки: Культура и быт. - М., 1926. - 134 с.

13.Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. - М., 1975. - С. 10.

14.Пюрвеев Л. Культурное наследие кочевников в аспекте проблемы стационарного и мобильного в архитектуре// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата, 1980. - С. 175.

15.Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии // Советская этнография, 1976. - № 4. - С. 42-43.

16.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с.

17.Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. - М.,1941. -T.I. -190 с.

18.Шастина Н.П.Русско-монгольские посольские отношения 17-го века. - М.,1958. - 211 с.

19.Древнетюркский словарь. - Л., 1969. - 300 с.

20.Мұқанов С. Халық мұрасы. - Алматы, 1974. - 102- б.

21.Лубсан Данзан. Алтан тобчи: (Золотое сказание). - М.,1973. - 237 с.

22.Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. - М.-Л., 1961. - С.52-54.

23.Кенесбаев С. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. - Алматы, 1989. - 248-б.

24.Байбурин А.К.Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - 136 с.


Теги: Казахстан, Культура

Даже избалованные гостиничным сервисом туристы не отказываются от приключения, предлагаемого туроператорами Казахстана. Гости имеют возможность насладиться всеми прелестями кочевой жизни - пожить в казахской юрте, провести вечер у костра под песни местного акына (поэта) и отведать национальные блюда казахской кухни.

Посидев в юрте часок-другой за пиалой горячего чая с молоком, наблюдая за звёздами через приоткрытый шанырак (купол), иначе ощущаешь жизненное пространство. В туристической палатке не испытываешь чувства уютной защищённости дома, а в городской квартире не ощущаешь открытости казахстанских просторов.

Общий вид на казахскую юрту

Удивительная в своей простоте, юрта собирается и разбирается всего за час . Перемещаясь по степи в поисках лучших пастбищ, кочевник мог легко перевезти юрту с места на место с помощью одного верблюда и двух лошадей. В летний зной нижний войлок поднимают на высоту до 1 метра для лучшего проветривания юрты, а в холодный сезон походный дом оберегает своего хозяина от дождей и ветров. Дополнительный слой изоляции обеспечивает подкладка из чия (степного тростника), которая защищает жилище от проникновения пыли. Сегодня юрты не утратили былой популярности среди пастухов, которые проводят лето на высокогорных пастбищах.

История юрты

Прототипом юрты служили шатры на колёсах, плетенные из прутьев и покрытые войлоком. Подобные дома, перевозимые упряжкой верблюдов, появились ещё в эпоху поздней бронзы. В средние века преогромные шатры, колесившие по просторам среднеазиатских степей, поражали воображение современников.

Каркас юрту

В начале XVI века учёный-историк Фазлаллах ибн Рузбихан так описывал передвижные жилища: «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу». Жилища на повозках, неудобные для гористых местностей, к XVIII - XIX веку вышли из обихода, и их заменили войлочные юрты.

Конструкция и символика юрты

Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и войлочного покрова. Основой её стен служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов) . После рождения детей в семье жилую площадь расширяют, добавляя секции. При возведении юрты вначале ставится дверной косяк и навешивается дверная рама, символизирующая границу между двумя мирами - человеческим и «диким», неосвоенным. У входа в юрту вешают обереги в виде колючих растений, отпугивающих злые силы, а створки двери расписывают охранными знаками. К дверной раме привязываются канаты из выгнутых, соединенных сыромятными ремешками палок, которые при натягивании образуют круговую стену юрты.

Вид изнутри юрты

Затем кто-то из мужчин поднимает на шесте венчающее юрту светодымовое отверстие – шанырак, закрепляя его жердями. Нижние концы жердей привязывают к стенам верёвками. В месте стыка кереге и жердей жилище обтягивают баскуром - широкой тканой полосой с растительным или геометрическим орнаментом. Снаружи решётчатые стенки каркаса покрывают чиевыми циновками и кусками войлока. Для кочевника юрта подобна уменьшенной копии Вселенной. Сферический купол жилища символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений. С шанырака свисают ленты с бахромой и кистями, олицетворяющими звёзды и Млечный Путь. Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища . В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котёл, предназначенный для приготовления баранины и чая с молоком. Справа от очага располагается мужская половина, где хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, оружие. Здесь же находится кровать хозяев. В левой (восточной) стороне, называемой женской, стоит кровать незамужней женщины, дочери или сестры хозяина.

Поселение из казахских юрт

Сразу у входа в юрту можно увидеть шкаф с кухонной утварью и продовольствием, вёдра для дойки скота. Свободное пространство возле очага занимают низкий стол и несколько стульев - для гостей. Сами хозяева устраивают трапезу на полу.

Одним из величайших изобретений, подаренных миру кочевниками, является походный дом — юрта.

Первые передвижные жилища на колесах появились уже в эпоху бронзы. Это были прототипы будущей юрты — шатры и шалаши, жестко укрепленные на двух- и четырехколесных телегах.

Однако жилища на повозках, удобные для равнин, не годились для местностей гористых, пересеченных; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных.

Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири.

КОМПАС КОЧЕВНИКА

Дверь юрты всегда смотрит на восток. Она всегда ждет рассвета Жизни. Солнце для кочевника — первый и главный гость в этом мире.

Хорошая невестка первой встречает утро и спешит приоткрыть войлочный головной убор юрты, тундк — покрывало ночи, чтобы впустить в дом первые лучи солнца.

Солнце, как и подобает почетному гостю, восходит на тер — самое почетное место в юрте. Все, что находится по левую руку от него, олицетворяет собой постоянство мира, которому благоволит Бог природы. Эта сторона — женская, жизнеутверждающая. Все, что находится по правую руку, олицетворяет Путь-Дорогу, вечную смену дня и ночи, суетность мира. Эта сторона — мужская, непредсказуемая, полная тревог и испытаний. Здесь человек чувствует себя гостем в этом мире.

Западная сторона юрты — закат Солнца — самая запретная и таинственная. Она подобна всепоглощающей черной дыре, в которую низвергается все живое, и потому занавешена самыми роскошными коврами, заставлена сундуками со всем нажитым добром кочевника.

И, словно 99 слоев Неба, на сундуках уложены пышные одеяла и подушки.

УСТАНОВКА ЮРТЫ

В казахском фольклоре есть такая загадка: «Один ковер ворсистый / А другой — лысый. / К ним в придачу / Кошма на кошме. / „Оп!“ — воскликнул я и вознесся в небеса, / Покрутил, походил, / Твердь земную утвердил!»

Пушистый ковер — это травяной покров земли, а лысый ковер — небосвод. Между ними — облака, в которые на рогатине-бакане возносится купол юрты, ставится круговая решетка, стелются ковры.

Эта космогоническая загадка — свидетельство древнего представления кочевника: мир — большая юрта, где купол — небо, шанырак — солнце, пол под ногами — земля, а кереге — стороны света. И в этом смысле собирание юрты моделирует картину Сотворения мира.

Сборка юрты начинается с установки двери. Дверь — лицо юрты, ее украшают узорчатой резьбой и расписными красками.

А\фосага (Священный порог) — так поэтически называется граница между миром внешним и миром человеческим. Поднявшись в полный рост, Человек вспомнил о Боге — вознес купол своего дома и сделал потолок окном в Небо.

Шанырак (Колесо Солнца) — символ Жизни, который перерос в символ продолжения рода. Шанырак темнел со временем от дыма очага, но чем темнее и древнее он был, тем более почитался всеми домочадцами. Кара шанырак , — так называют казахи отеческий дом. Его наследует самый младший в роду.

Вошедший в дом, если он зашел не в гости, а по делу, должен выказать уважение шацыраку — преклонить колено. Даже если дело очень срочное, не делитесь им стоя, присядьте хоть на минуту. Невеже могут указать: «Не ты огонь в дом принес, преклони колено!»

ЗОЛОТОЕ РУНО

Казахи называют юрту куіз уй войлочный дом . И действительно, он словно весь соткан из золотого руна. Недаром в китайских летописях кочевников зовут «людьми войлока».

Состриженную по осени овечью шерсть теребили руками, взбивали прутьями из таволги, превращая ее в нежный невесомый пух, укладывали слоями, поили кипятком, заворачивали в циновки, катали по земле ногами, мяли локтями, тянули во все стороны, чтобы получить, в конце концов, крепко сбитый войлок.

Пройдя весь этот изнурительный процесс, степной ковер становился самым ценным изделием в обиходе кочевья, он покрывал юрту и защищал домочадцев от ветра, солнца и влаги, утеплял и украшал пол, превращал стены в галерею ковровой живописи.


ИНТЕРЬЕР ЮРТЫ

Изнутри конструкция степного дома укрепляется узкими лентами желбау — в случае сильного ветра они превращаются в якорные канаты, к которым привязывают тяжелый груз.

Пол кочевого дома утепляется текеметами — войлочными коврами со слегка размытыми красочными узорами.

Стеганые ковры сырмак , покрывали пол и стены юрты. Орнаментальный узор двух-трех цветов простегивается шерстяной нитью и тянется, словно нескончаемый путь. Самый известный вид сырмаца так и зовется: бітпес — неиссякаемый. Он символизировал собой идею бесконечности мира.

Алаша , еще один вид казахского ковра, сшитого из тканых полос, в переводе означает «пестрый», «полосатый».

Картины природы, ландшафт родных мест закодирован казахскими рукодельницами в ворсовых и безворсовых тканых коврах — кілем .

Самым ярким украшением юрты является мускиіз — настенный ковер. В состоятельных семьях он отделан драгоценными тканями и дорогими вставками, украшен богатой вышивкой.

1. Сакральный центр — очаг-дастархан, символ семейного счастья.

2. Почетное место для гостей — тер, олицетворение славы и богатства.

3. Место для гостей — символ нового и преходящего.

4. Опочивальня — символ семейного гнезда.

5. «Кабинет» мужа - здесь хранятся символы охоты, добычи, удачи.

6. Уголок хозяйки — символы хранителей блага.

7. Порог - босага, сакральная граница дома и внешнего мира.

На женской половине в самом верхнем углу устанавливалась деревянная кровать хозяев. Постель хозяев — одеяла и подушки — забраны занавесью. Каким бы уважаемым ни был гость, ему никогда не предложат переночевать в хозяйской постели. Ни один предмет — ни одеяла, ни подушки хозяйские — не должен соприкасаться с чужаком, иначе, считали казахи, счастье покинет хозяев.

Здесь же устанавливалась колыбель для новорожденного. Недоношенного ребенка выхаживали в зимнем головном уборе тымак , подвешивая его над кроватью.

Ближе ко входу — хозяйственная зона. Здесь располагался шкаф с посудой — асадал или кебеже , где хранили вяленое мясо, курт (сушеный подсоленный творог), пачки чая. На кереге развешивали переметные сумы для хранения и перевозки посуды. Под ними ставился огромный бурдюк для кумыса — саба .

На мужской половине, ближе к тер, почетному месту, устанавливался адалба . На нем развешивалась верхняя одежда хозяина. Далее у небогатых хозяев могла стоять кровать женатого сына, еще не отделившегося от родителей, либо девичья постель дочери, убранная шелковой занавеской — шымылдык ,.

В целом эта половина гостевая. Ведь сыновья, возмужав, поднимут свои юрты, младший займет место отца. Дочь — тоже гость: выйдет замуж, — уйдет в другой дом. Сюда же переносили тело умершего хозяина, отныне он — «гость», который отправляется в дальнюю дорогу, в мир иной.

Ближе к порогу находилось снаряжение коня, пожизненного спутника кочевника, — седло, сбруя. Здесь же устанавливался тугыр — подставка для ловчей птицы, беркута или сокола.

В центре юрты на треножнике стоял казан. Его никогда не оставляют открытым или пустым. Пища — символ Добра. Пусть хоть ложка масла на дне, но обязательно будет в казане — важно, чтоб он не пустовал.

ОГОНЬ

Перед тем как двинуться в путь, кочевники разжигали костры по обе стороны дороги, и кеш проходил между ними. Это тоже ритуал очищения и защиты от злой силы.

Нелегка судьба странника, и желания его просты: отогреться у костра, поесть-попить чего-нибудь горячего, отдохнуть под сухим кровом, вдали от хищных зверей забыть все страхи и тревоги, одолевавшие его в пути.

Вот почему для казаха-кочевника Очаг — сердце его кочевого дома, Огонь для него священен. И там, где поселилось Зло и Болезни, казах обязательно возжигает Огонь. Огня боятся не только хищные звери, но и злые духи, считал он.

Первая заповедь казахов: «Почитай Огонь, не оскверняй его, он — священен!» Лить воду в огонь — все равно что пожелать зла этому дому и его хозяевам. Даже случайно пролитая вода может привести к несчастью.

ДОМ

Когда встречаются знакомые люди, то после приветствия обязательно спросят: «Как дома, все ли живы-здоровы?»

Юрта не имеет окон, то есть глаз, и потому она слушает степь. Услышав, что всадник спешился поодаль, хозяева, сидящие в юрте, знают, что приехал мирный гость. Если же копыта продолжают звучать, и всадник доезжает до порога, то либо он — черный гонец (вестник войны и смерти), либо этот гость хочет оскорбить хозяев.

СВЯЩЕННЫЙ ПОРОГ

От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение хозяев к вам. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит, вы полны уважения к хозяевам. Поступить наоборот — все равно что оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности и небрежности, порог намеренно делают высоким, а притолоку двери — низкой.

Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет, пожелать: «Да прольется свет на ваш дом!» Приветствие должно быть достаточно громким. Входя в дом вечером и в сумерки, надо говорить: «Добрый вечер!»

Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта. До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.

С юртой была связана вся жизнь казаха. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние».

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых, человеческое общество.

Строение казахской юрты. Как сделать юрту.


Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в строении казахской юрты. Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы. Самая богатая казахская юрта - десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты - шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток. Величина казахской юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок - кереге, а от них зависит количество ууков - вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты.

Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.

Размер казахской юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки - кереге. "Тор коз кереге" - ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, и "жел коз кереге" - ромбовидные отверстия в которые помещаются два кулака. Тор коз кереге делались из более массивных планок, поэтому и отверстия между ними были меньше. Такие кереге хорошо подходили для больших юрт. А жел коз кереге делались из более тонких, легких планок, поэтому и отверстия были более крупными. Жел коз кереге были менее прочными и использовались в изготовлении юрты казахами среднего достатка.

Шанырак - это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Детали соединяющие кереге и шанырак и образующие куполообразную крышу казахской юрты (согнутые длинные палки) назывались ууками. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением.

Мастера, изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В различных регионах Казахстана - это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и др. Согласно вековому опыту ива является лучшим деревом для изготовления остова казахской юрты. В народе она еще называется тальник. Уыки и кереге изготовленные из ветвей высушенной ивы - легкие и в то же время прочные. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов казахской юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.

По форме купол казахской юрты имел низкую полусферическую форму. Обод у юрты был большого диаметра, а жерди имели больший выгиб в нижней части.

Отдельные части деревянного каркаса казахской юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную казахскую юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг.

Дверь казахской юрты - "сыкырлауык" (в переводе означает "скрипучий"). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.

Войлочный покров казахской юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.

Вместо отдельных кошм для купола и стен казахской юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях. Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове казахской юрты.

Вся работа по сборке и разборке юрты у казахов возлагалась на женщин. Казахскую юрту обычно могут установить 2–3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30–35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты у казахов стягивали двумя или даже тремя баскурами.
Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.

Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями. В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.

Части казахской юрты

Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась на восток. По углу падения лучей солнца, попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня. Поэтому и расположение мебели и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок.

Посередине казахской юрты отводилось место для очага. Такое его расположение создавало наилучшую тягу для огня и способствовало более равномерному согреванию помещения. В конце XIX – начале XХ вв. огонь разводили прямо на земле или делали для него в земле небольшое углубление. Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника. Весь пол казахской юрты, то есть земля, за исключением места для очага, застилалась домотканиной и кошмами. Против двери за очагом – самое лучшее место, там у стенки юрты устанавливали горку, то есть складывали основное имущество. Обычно вниз ставили особую деревянную подставку, на ней располагали сундуки, кошомные футляры или тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали свернутые одеяла, подушки и т. д. Иногда это горку покрывали орнаментированным войлочным ковром или матерчатым покрывалом с вышивкой.

Место перед горкой называли «тор» – самое почетное место в юрте: здесь обычно сидели глава семьи и наиболее почетные гости. Поверх обычной кошмы его застилали специальными подстилками для сидения, стеганными на шерсти, меховыми (корпе, бостек), орнаментированной кошмой или ковром.

Пространство казахской юрты возле входа (босага) предназначалось для хозяйственных целей, направо от входа была женская половина, тут размещали различные пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса на деревянной подставке, шкафчик для самых ценных продуктов (чай, сахар, сладости). Нередко этот угол отделялся ширмой. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, сбрую, оружие и др. Зимой, в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное.

По обе стороны от дверной рамы размещали постели хозяев юрты – справа старших, а слева младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространенным элементом убранства юрты стали деревянные кровати производства казахских ремесленников. Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок.

Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. Кереге были обставлены узорными циновками, на такой же циновке была подшита кошомная дверь.

При перекочевках казахскую юрту разбирали на составные части и перевозили вьюком.

Казахская юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады, а прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли и сора. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей. Аулы ставили в местах с естественными укрытиями от ветров и буранов. В морозные дни в юрте постоянно горел костер, но, несмотря на это, ее обитатели не снимали одежды, а в морозы одевали и меховые шубы.

Поделиться: