Мишенька самуил переславль залесский о чем молятся. Миша-Самуил. Жизнеописание местночтимого угодника Божия. Предсказание эпидемии холеры

На окраине Переславля-Залесского с левой стороны от дороги, ведущей на Ростов Великий, есть неприметный указатель к могиле Михаила-Самуила и храму Живоначальной Троицы. Не пожалейте несколько минут - зайдите на могилку, помяните замечательного русского человека с непростой, удивительной судьбой, оставившего яркий след в истории этого края…

Ми́ша-Самуи́л (Михаил Васильевич Лазарев), переславский юродивый, почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии. Блаженный Миша родился в 1848 году в семье крестьянина села Ям Переславского уезда Владимирской губернии (ныне Переславский муниципальный округ Ярославской области), что в двух километрах к юго-востоку от Переславля-Залесского. Скончался 23 февраля 1907г. Отпевание Миши-Самуила совершал священник Ягреневского храма Рождества Богородицы отец Николай Смирнов, хорошо знавший Мишу лично. Позже в 1908 году в Санкт-Петербургском издательстве вышла его книга «Миша-Самуил», с кратким жизнеописанием блаженного старца Михаила. Интересные сведения о Мише-Самуиле есть в записях духовной дочери преподобного Серафима Вырицкого К. Пыряевой, которые она получила из рукописной тетради монахини Феодоровского монастыря Сусанны. В свою очередь, монахиня Сусанна эту тетрадь получила от отца Феофана - последнего священника Троицкой церкви.

Вот какие события и факты из жизни Миши-Самуила описаны в книге отца Николая и других свидетельствах очевидцев.

С детства Миша избегал общения со своими сверстниками, фактически приняв на себя подвиг юродства. Жители села считали его сумасшедшим. Достаточно рано у Миши проявился дар предсказывать грядущие события: в восьмь лет он предсказал эпидемию в своем селе и окрестностях. Посреди села он выкопал две могилки, заполнил их незрелыми яблоками и, засыпав землей, поставил на них крестики. Когда сельчане стали его за это бранить, он ответил: «Не любо - поплачешь». Через неделю он начал возить землю лаптями на сельское кладбище. И вновь его стали бранить и даже бить, но он только и говорил: «Не любо - поплачешь». Вскоре в селе случился мор, унесший в могилу множество молодых людей и детей. Односельчане свалили всю вину на Мишу, обвинив его в колдовстве, и сельская община стала требовать от родителей Миши вывезти его из села.

В 12-ти летнем возрасте родители взяли Мишу с собой в Переславль на ярмарку, но на обратном пути они велели ему уходить, сказав, что пора содержать себя самому. После этой поездки мальчик в село вернулся, но в дом его больше не пускали, ночевал он на сеновале в сарае, за столом родительским он больше не сидел, ему отказали даже в куске насущного хлеба. Если хотел зайти домой, то отец брал ременный кнут и, как бродячего пса, выталкивал его за ворота... Прожив зимние холода под чужими крышами, весной Миша уходил в город. Сначала на несколько дней, потом на месяц, потом навсегда оставляет недобрый для него родительский кров, родное село, обитая чаще всего на городских кладбищах, часто ночуя под открытым небом, потому что в городе его преследовала уличная детвора. Так Михаил с детства остается один, без крыши над головой и без средств к существованию. Почти всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Одним из самых любимых мест его становится дом братьев Никиты и Семена Вуколовых (сейчас это дом №21). Никита жил с семьей в доме, а убогий безногий неженатый Семен занимал пристройку к дому. Семья была богомольная, жили они очень бедно и Мишенька их любил и уважал. Бывало, мать Никиты приглашала его поесть, а он отказывался и говорил: «Сыт, сыт, сыт». Обычно он останавливался у Семена, но спал зимой и летом на крыльце. Ему говорят: «Мишенька, иди на голубец в дом», а он отвечает: «А мне тепло, тепло». Иногда к Мише приходила его сестра и звала его домой в село Ям: «Мишенька, Мишенька, пойдем домой», а он говорит: «А мне здесь хорошо, хорошо».

Через некоторое время Мишу приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, известный в Переславле своей высокой духовной жизнью. Он же стал и духовным наставником Миши. Перед своей кончиной иеромонах Самуил передал Мише чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил свою скуфейку. От него же Миша получил благословение на подвиг юродства и на второе имя «Самуил», которое закрепилось за ним в народе после смерти иеромонаха Самуила (в схиме Николая).

Вот как описывают внешность Миши-Самуила очевидцы: «высокого роста, с типичными русскими чертами лица, с русыми пышными, вьющимися волосами, окладистой бородой, тонким носом с горбинкой. Темносерые глаза его, необыкновенно живые и добрые, в храме иногда озарялись неземным светом. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под старое изношенное полупальто он всегда надевал передник (фартук), сшитый им самим из серого тонкого полотна, с двумя большими карманами. В одном он носил четки, иногда - дневное пропитание. В другой карман он опускал монеты, которые ему подавали. На рукавах у него были красные повязки, как бы поручи. На ногах он носил опорки от сапог (сапоги с отрезанными голенищами). В левой руке Миша обычно держал скуфейку, в которую и собирал подаяние».

Все деньги, которые Мише жертвовали его почитатели, он приносил в дар Богу с молитвой за добрых даятелей или же раздавал таким же нищим, каким был сам. Чаще всего он клал деньги в кружку у Князь-Андреевского храма, в часовню преподобного Даниила и в Никитскую часовню.

Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом в несчастных и затруднительных обстоятельствах жизни. Однажды у одного купца украли породистых лошадей. Купец от горя был готов покончить с собой. Его привели к Мише, и блаженный еще до разговора, едва завидев несчастного, утешил его советом: «Поезжай домой - найдется». И действительно, возле дома купца встретили родные и обрадовали известием, что коней к дому привели воры-цыгане, задержанные полицией.

В народе считалось за честь и удачу услужить Мише - после этого дела каждого поправлялись, счастье и удача еще долго сопутствовало этому человеку. Если Миша потребует у торговца чего-нибудь съестного - это считали за очень удачную примету.

Современники Миши рассказывали: «Он у неискренних людей никогда есть не будет, а у простых и добрых немного поест». Одна женщина про себя подумала о Мише-Самуиле: «Надоел. Часто приходит». Потом приглашает Мишу, а он говорит: «Надоел, надоел!» Однажды Мишеньке принесли починенные у сапожника его башмаки, а он говорит: «Грязно, грязно!» - значит, с матерной бранью сделано было.

Нередко перед смертью кого-либо Мишу часто видели плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Иногда же он заходил в дом и просил у хозяев белую рубаху, что тоже считалось предвестником скорой смерти кого-либо из домочадцев. Одной крестьянке случилось повстречаться с Мишей в городе. Миша посмотрел на нее, заплакал и сказал: «Дай копеечку - помяну». Женщина подала милостыню и спросила, кого же он хочет помянуть. «Поди домой», - был ответ. Дома крестьянка нашла неожиданно для всех умершего восьмилетнего сына.

Попросившись однажды ночевать в дом известного переславского жителя, Миша лег на диван со словами: «Устал, отдохнуть надо», скрестил на груди руки, но полежав не более минуты, со слезами встал и ушел. В то время в семействе были все здоровы, но через два дня скоропостижно скончалась жена хозяина дома.

Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе. «Хорош дом, да не долго жить в нем», - сказал он однажды хозяевам нового дома. Через неделю дом сгорел до основания. В другой раз он принялся лить воду напротив некоторых деревенских домов. Случившийся вскоре пожар уничтожил двенадцать изб - именно тех, перед которыми Миша лил воду.

В возрасте 59 лет в феврале 1907 года Миша неожиданно заболевает, притом, что раньше он никогда не болел, хотя лето и зиму ходил в короткой курточке поверх грубого холщового рубища, наподобие монашеского подрясника. По его просьбе Мишу отвозят в дом Семена Вуколова. Жители города каждый день навещали Мишу, чтобы получить от него предсмертное благословение, услышать последнее слово утешения или хоть чем-нибудь послужить ему. В последние дни его жизни за Мишей ухаживали монахини Никольского монастыря. После соборования на какое-то время ему стало как будто бы лучше, но через несколько дней, 23 февраля будучи напутствован Святых Тайн, в три часа пополудни Миша тихо скончался.

Перед смертью Мишу-Самуила спрашивали: «Где тебя положить? У городского Владимирского собора?» А он отвечает: «Жарко, жарко!» Случайно совпало или нет, но после революции собор закрыли, устроив в нем городскую хлебопекарню.

День погребения был назначен в мясопустное воскресенье 25 февраля. С раннего утра народ стал стекаться в Троицкую слободку в огромном количестве. На вынос тела, кроме местного причта, приехали священники ближайших и даже отдаленных приходов. Пел хор монахинь Никольского монастыря. Несшие гроб покойного часто менялись. Многие считали за счастье хотя бы прикоснуться к нему. Отпевание окончилось только в первом часу дня, после чего народ давал блаженному последнее целование. Тело усопшего было погребено с южной стороны от алтаря Троицкого храма села Троицкая слобода, как завещал Миша-Самуил. На его могиле был установлен большой металлический крест с крупным рельефным распятием и красивая металлическая ограда, изготовленные на Переславском медноделательном заводе А.П. Захряпина. Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

На его могилку приходят, просят его молитвенной помощи в болезнях и житейских невзгодах. Существует обычай, согласно которому православные, помолясь, оставляют на могилке Миши три записки в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ Мишеньки.

Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам.

Пока я, стоя у Троицкой церкви, обдумывал этот тайник, одна за другой подъезжали машины местных жителей. Каждый заходил в оградку, вставал на колени и о чем-то своем молился перед могилкой Миши. Один подошел ко мне и посоветовал: «Оставь Мише денежку - он много от чего помогает..»

С 1999 года в возрожденном храме во имя Живоначальной Троицы служат панихиды по блаженному старцу Михаилу. 7-8 марта (23 февраля по старому стилю) в день памяти Миши-Самуила служится сугубая панихида.

Во время празднования 300-летия Дома Романовых 23 мая 1913 года император Николай II с дочерьми по дороге в Петровск остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Спаса Нерукотворного. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

В 2000 году была написана икона блаженного, составлены кондак и тропарь, в 2002 году акафист. С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

Немного об истории храма во имя Живоначальной Троицы.

Троицкий храм был построен в 1855 году на средства прихожан. После революции он был закрыт, там разместили хлебопекарню, а в 1939 году - кузницу и другие производства. Но в 1942-1943 годах власть вновь дает разрешение открыть храм. Однако через год вновь его закрывает. 59 лет длился земной путь Миши-Самуила и ровно столько же лет был закрыт храм.

В 80-е годы здание храма было сдано в аренду местному механическому заводу. Для удобства въезда внутрь помещения в южной стене храма был сделан пролом шириной около четырех метров. В последние годы в алтаре размещалась мастерская по производству сетки «рабицы». Неизвестно, что чувствовали работавшие там, но в восточной части алтарного свода на потолке осталась выцарапана надпись: «Господи, прости меня».

Храм был возвращен Церкви в 1999 году. Завод, завладевший зданием храма, долго отказывался освобождать помещение несмотря на решение суда в пользу Церкви. Наконец весной 1999 года, за две недели до праздника Святой Троицы, удалось окончательно решить вопрос о передаче храма и 30 мая, на праздник Святой Живоначальной Троицы, в храме, воздвигнутом в Ее честь и возрожденном насельниками Никитской обители, была отслужена первая Божественная литургия.

В лике Главная святыня День памяти

Ми́ша-Самуи́л (настоящее имя Михаил Васильевич Лазарев ; - 23 февраля [8 марта ] ) - переславский юродивый , почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии .

Биография и чудеса святого

Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям , находящегося близ Переславля . Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря .

С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку , где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе .

Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

Почитание Миши-Самуила

Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский . Возвращаясь в Петровск , он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

Тропарь, глас 4. Земли переславския прозябение, Христа ради юродство приял еси, тягость зноя летняго понесл еси и мразы зимния терпя, и вся красная мира сего возненавидев, в посте и молитве пребывая, в притворе церковнем, ты бо в целомудрии и чистоте, блаженне Михаиле, жительствовал, не осквернив плоти, наставляем отцем духовным Самуилом, и по смерти источаеши бо велия чудеса иже с верою притекающим ко святому гробу твоему, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 2. Нищету Христову возлюбив, вышняя красоты желая, нестяжанием суетного мира ангельское житие проходя, скончався, Михаиле блаженне, не забуди град, в немже обита, и моли Всемилостиваго Бога спасти души наша.

Чудеса

Провидение Миши не закончилось с его смертью . Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам .

От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами .

Напишите отзыв о статье "Миша-Самуил"

Примечания

Отрывок, характеризующий Миша-Самуил

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
– Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
– Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
– Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.
– Les huzards de Pavlograd? [Павлоградские гусары?] – вопросительно сказал он.
– La reserve, sire! [Резерв, ваше величество!] – отвечал чей то другой голос, столь человеческий после того нечеловеческого голоса, который сказал: Les huzards de Pavlograd?
Государь поровнялся с Ростовым и остановился. Лицо Александра было еще прекраснее, чем на смотру три дня тому назад. Оно сияло такою веселостью и молодостью, такою невинною молодостью, что напоминало ребяческую четырнадцатилетнюю резвость, и вместе с тем это было всё таки лицо величественного императора. Случайно оглядывая эскадрон, глаза государя встретились с глазами Ростова и не более как на две секунды остановились на них. Понял ли государь, что делалось в душе Ростова (Ростову казалось, что он всё понял), но он посмотрел секунды две своими голубыми глазами в лицо Ростова. (Мягко и кротко лился из них свет.) Потом вдруг он приподнял брови, резким движением ударил левой ногой лошадь и галопом поехал вперед.

Годеново Ярославской области

  • 13 марта 2010 года слушатели Воскресной школы прихода храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино г. Москвы отправились в паломническую поездку к Чудотворному Кресту Господню в село Годеново Ярославской области.
  • Поездки к чудотворному Кресту в Годеново становятся уже благочестивой традицией. В 2009 году на Крестопоклонной неделе Воскресная школа совместно с церковно-приходской школой «Косинская» поклонились чудотворному Кресту.
  • В этом году запись в поездку проводилась с января и в январе уже все билеты были выкуплены.
  • Группа паломников отправилась от храма. Сначала было прочитано молитвенное Правило Св. Федора Ушакова. Федор Ушаков был адмиралом Российского флота, не проиграл ни одного сражения. Перед битвой адмирал Ушаков вместе с матросами и офицерами молились, и Господь слышал их молитвы и помогал.
  • Не все паломники успели прочитать утреннее молитвенное правило, поэтому мы прочитали его соборно в автобусе.
  • Наш экскурсовод Любовь Михайловна торопила нас, пока мы мололись автобус проезжал исторические места. Поэтому молитвы о путешествующих читались келейно.
  • По пути экскурсовод Любовь Михайловна рассказывала нам о тех местах, которые мы проезжали: Радонеж, Хотьково, Сергиев посад, Малинники, Алексеевская пустынь, часовня Крест, Переславль Залесский.
  • У часовни Крест группа сделала остановку. В этом месте поставлена часовня в честь того, что наша царица родила наследника Федора в этой деревне. Федор стал царем российским.
  • Хотя мы очень торопились в Годеново на молебен, все-таки сделали остановку в Переславле у могилы Миши Самуила – местночтимого Святого.
  • Миша Самуил был блаженный Христа ради юродивый. Он слышит всех к нему приходящих и молится о скорой помощи. И Господь по молитвам Миши Самуила посылает просимое.
  • Следующим пунктом нашей поездки был чудотворный Крест Господень в Годеново.
  • Начиная с Переславля, вся наша группа молилась соборно Кресту. Благодаря этому наша группа прибыла в Годеново первой из паломнических групп. Нас помазали маслом от Чудотворного Креста, мы подали записочки, приложились к Кресту. Но, к сожалению, нам не открыли стекло, и мы прикладывались к Кресту через стекло.
  • К сожалению, молебен в Годеново служится по воскресеньям, а наша группа приехала в субботу. По субботам служится панихида.
  • Мы немного огорчились, потому что целью нашей поездки был именно молебен у Чудотворного Креста Господня, но на все Воля Божия и мы поехали в Антушково.
  • Бывшее село Антушково раньше называлось Никольский погост. На этом месте было явление Чудотворного Креста Господня и иконы Свт. Николая. В годы лихолетья Крест был перенесен в Годеново, чтобы уберечь Его от дальнейших поруганий, а икона Свт. Николая скрылась.
  • Крест Господень явился пастухам на непроходимом болоте в виде небесного свечения в 1423 году. Крест из неизвестной породы дерева, изображает Господа Иисуса Христа в момент его крестной смерти. Изображение идентичное с изображением на Туринской Плащанице. Те, кому посчастливилось приложиться к Древу Креста, отмечают, что Он теплый, имеет температуру человеческого тела.
  • Когда пастухи пошли на свечение, то увидели, что это светится Крест, который стоит на болоте, а рядом икона Свт. Николая. И был голос, чтобы на этом месте поставить Дом Божий. Пастухи рассказали в селении о чудесном явлении. Мастера пришли на это место, и поняли, что на непроходимом болоте нельзя построить ничего, тогда они заложили храм неподалеку. Работали целый день, работа ладилась. Утомившись, они уснули, а проснувшись утром не нашли почти готового храма. Стали озираться и увидели, что недостроенный храм стоит прямо в воде на месте явления Креста. Пастухи поспешили к своему недостроенному храму, тут им опять явился Крест и икона Свт. Николая, и опять был голос, что на этом месте нужно строить Дом Божий, Крест так и остался стоять посреди храма. Через много лет храм сгорел, а Крест не был даже обуглен.
  • В годы лихолетья коммунисты пытались распилить Крест, но им это не удалось. Следы пилы видны до сих пор. Крест пытались разрубить топором. Отрубили у изображения Господа часть мизинца. Но это все, что смогли сделать. Несколько сильных мужчин с помощью веревок пытались повалить Крест с места, но это им тоже не удалось.
  • Ночью одна монахиня взяла Крест и с легкостью перенесла Его из Антушково в Годеново, где Он пребывает до сего дня.
  • Дорога в Антушково по полю, снежная. Если автобус застрянет, то можем просидеть в снегах сколь угодно долго. Мы волновались и соборно молились Кресту Господню. С Божией помощью дорогу туда мы преодолели без проблем, но до монастыря не доехали несколько сотен метров. Но чудесная погода, великолепная природа сделала прогулку к монастырю приятной.
  • В монастыре в Антушково мы приложились к копии Чудотворящего Креста Господня, подали записочки, набрали воды из колодца, приложились к камню, на котором о. Борис отчитывал болящих, набрали песочка.
  • Экскурсовод Любовь Михайловна обратила наше внимание на то, что Годеново относится в Ярославской области, а Антушково, расположенное в 5-ти километрах – к Ивановской области. И какая разница в качестве дорог. Дороги в Ярославской области в хорошем состоянии, а в Ивановской области их просто нет. Мы ехали по зимнику. С нами ехала семья, которой не хватило места в автобусе, они на своей легковой машине ехали за нами. Они застряли в снегах. Сели на «брюхо».
  • Следующим пунктом нашей поездки был Переславский Никитский мужской монастырь, где покоятся мощи и вериги св. Никиты Столпника. В этом монастыре нас ждала и трапеза, приготовленная братией.
  • Мы посетили келью св. Никиты, узнали необыкновенную историю из его жития о том, каким образом его Господь вразумил и призвал. И как человек из жестокого и жадного стал Святым. Вериги св. Никиты действительно очень тяжелые. Как он их носил?
  • В монастыре продается очень вкусный квас.
  • После трапезы наша группа проехала к источнику, который св. Никита выкопал своими руками. Группа паломников почти в полном составе погрузилась в источник. Некоторые паломники, которые даже представить себе не могли как это можно зимой залезть в холодную ледяную воду, погрузились и были очень счастливы.
  • Последним пунктом нашей паломнической программы был Переславльский женский монастырь в честь Святой Троицы. В нем пребывает чудотворная Андроникская икона Божией Матери.
  • Мы попали к началу службы. Сестры читали Часы. Мы приложились к иконе. А снизу ризы у Андроникской иконы Божией Матери есть ящичек, куда мы положили записочки с просьбами к Божией Матери, потому что Матерь Божия эти записочки читает и исполняет просьбы, если на то есть Воля Божия.
  • Андроникская икона Божией Матери – одна из икон, которые написаны самим евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. Эта икона попала на Русь в качестве приданного одной из наших цариц, которая была родом из Византии.
  • В монастыре сестры пекут булочки, можно попить чаю с лимоном.
  • По дороге в Москву наша духовная работа не прекращалась. Мы слушали духовные песни в исполнении Жанны Бичевской на стихи иеромонаха Романа.

Блаженный Миша-Самуил

В 1907 году, 23 февраля, в Троицкой слободе, что близ Переславля-Залесского, скончался известный переславцам юродивый подвижник - Миша-Самуил. Он был сыном крестьянина пригородного села Ям, находящегося в двух верстах от Переславля. Полное имя, отчество и фамилия блаженного, родившегося в 1848 году, - Михаил Васильевич Лазарев. Второе имя - Самуил - присвоили ему со времени смерти уважаемого в тех местах иеромонаха Самуила, - как бы своего рода монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь.

С юных лет Миша получил дар пророчества, и еще восьмилетним ребенком уже предсказывал события. Так, однажды подвижник вырыл посреди села две ямки, сложил в них незрелые яблоки и долго-долго над ними плакал. Через неделю он стал лаптями возить землю на сельское кладбище. Когда же окружающие бранили и даже били его за эти «странности», то он отвечал: «Не любо - поплачешь». Действительно, через некоторое время начался мор и много молодых людей умерло. Так же - иносказательно - угодник Божий не раз предвещал пожары: лил воду из ведра на угол дома, который через некоторое время загорался.

После таких пророчеств невзлюбили селяне мальчика, увидев в нем, по наущению вражию, источник своих бедствий, и стали требовать от родителей, чтобы те вывезли Мишу из села. Когда блаженному исполнилось 12 лет, отец и мать повезли его в Переславль на ярмарку. После этой поездки в дом отрока больше не пустили - ночевал он на сеновале в сарае. За родительским столом сидеть также отныне не дозволялось - ему отказали даже в куске насущного хлеба. И на домашнем дворе жить не разрешали - отец брал кнут и, как бродячую собаку, выталкивал собственного сына за ворота. Холод и голод гнали мальчика в ближайшие селения. Зимой Миша находил приют под чужими крышами, а весной уходил в город. Сначала на несколько дней, затем на месяц, а вскоре и навсегда он оставил родительский кров и родное село. Обитал юродивый чаще всего на городских кладбищах, так как в городе его с презрением преследовала уличная детвора. Нередко ночевал он и под открытым небом.

Но вскоре отрока Михаила взял к себе в келью иеромонах Никольского монастыря Самуил, ставший его духовным отцом. Провидя богоизбранность мальчика, старец благословил его на тяжелейший подвиг - юродство Христа ради. Более сорока лет подвижник нес этот крест. Не было у него никакого жилья, не имелось даже места, где главу преклонить. Перед своей кончиной отец Самуил подарил Мише скуфейку и передал ему чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших».

Блаженный был высокого роста, с кудреватыми волосами и белой бородой. Лицо его отличалось живостью, темно-серые глаза часто озарялись радостным блеском. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под коротенькую курточку свою Миша надевал еще фартук, на руки - красные повязки, как бы поручи; в левой руке держал скуфейку, на которую его почитатели клали денежную лепту; на ногах у него были опорки от сапог.

Незнатный по положению и званию, юродивый подвижнической жизнью обрел особенное уважение среди граждан Переславля и его окрестностей. В различных скорбях и недоумениях люди шли к нему за советом. Известный горожанин купец Зимин рассказывал: «Однажды были у меня в гостях приезжие из другого города. У них случилось несчастье - угнали лошадей. Пострадавший гость впал в сильную тоску и даже хотел покончить с собой, но я посоветовал ему обратиться к Мише. А т. к. он его не знал, мне пришлось самому провожать его к юродивому. Мы еще и разговора не начали, а он уже предупредил нас кратким советом: „Поезжай - найдется“. И действительно, в тот же вечер пропажа нашлась».

У крестьянки Никитской слободки умер ребенок, о чем она даже сама не знала. И случилось ей в Переславле повстречаться с Мишей. Подойдя к ней, блаженный сказал: «Дай копейку - помяну», - и тут же заплакал. Женщина, подавая монетку, сказала ему: «Что ты, Миша, кого хочешь помянуть?» - «Поди домой», - был ответ. И что же? Вернувшись домой, женщина неожиданно для всех обнаружила своего восьмилетнего сына умершим. Рассказывали также, что перед чьей-либо смертью Мишу часто видали плачущим у ворот того дома, хозяев которого постигала впоследствии скорбная утрата.

Местный помещик Т. вспоминал, как юродивый предсказал его супруге падеж скота. Неожиданно подойдя к ней в магазине, Миша заговорил: «Чума, чума, чума…» В скором времени недоумение разрешилось: чума действительно уничтожила около половины принадлежавшего Т. стада.

Молясь в храмах, Миша любил помогать церковным старостам собирать там деньги. Делал он это с необыкновенным благоговением, а подаваемые пожертвования сначала зажимал в руке и лишь потом с молитвой - видимо, за благотворителей - клал в кружку. Блаженный отличался кротостью и богобоязненностью, за что Бог и посылал ему многих благодетелей-почитателей, которые не гнушались им. Так, если он просил у торговца чего-нибудь съестного - тот несказанно радовался. Извозчики подвозили Мишу с удовольствием. Многие горожане почитали за счастье, когда он посещал их дом, видя в этом залог семейного мира и благополучия. Все деньги, пожертвованные почитателями, юродивый приносил в храм с молитвой за них или же раздавал другим нищим.

К.А. Пыряева, одна из свидетелей ряда случаев сбывшихся предсказаний старца, знавшая людей, лично общавшихся с блаженным, поведала: «В 50 лет монахиня Феодоровского монастыря Мария ослепла после болезни. Миша-Самуил научил ее ходить по городу без посторонней помощи: „Когда из дома вышла - перекрестись. Идя по улице до какого-либо места, читай Иисусову молитву по счету. Например, вот 120 - мой поворот. От него до Петра митрополита - еще 180, до Корнилия - по-другому. Так ты будешь ходить с ‘фонариком’, т. е. с Иисусовой молитвой“. С этим „фонариком“ монахиня Мария до конца жизни ходила самостоятельно, несмотря на слепоту».

За несколько лет до революционных событий слепая постриженица той же обители Анисия говорила: «Мы скоро будем разогнаны по чужим дворам, как овцы без пастыря, потому что надвигается тяжелое время разрухи. Свергнут Царя, а управлять Россией будут сами серые мужики и бабы. Ежели доживем до тех страшных ураганов, то наш причал будет у Никитского мужского монастыря. Так предсказывал мне блаженный Миша-Самуил». Слова эти исполнились в точности.

В феврале 1907 года Миша заболел. 12-го числа, по его просьбе, юродивого отвезли в Троицкую слободу в дом его друга, безбрачного бедного крестьянина-инвалида Семена Вуколова. Весть о его болезни быстро распространилась по городу, тем более что раньше блаженный никогда не хворал, несмотря на то, что зимой и летом ходил в легкой одежде и фактически босым. Из города и его окрестностей стали стекаться в убогий дом Вуколова почитатели Миши, чтобы принять от него последнее благословение, услышать слово утешения или напоследок послужить ему. С каждым днем подвижнику становилось все хуже. 18 февраля над ним было совершено Таинство Елеосвящения. В тот же день Миша исповедался и приобщился святых Христовых Таин. После Соборования его здоровье на время как будто бы улучшилось, но через два дня опять наступил спад. 23-го числа рано утром он еще раз был напутствован Святыми Тайнами и в три часа пополудни тихо скончался.

Народ толпами спешил в село - попрощаться со своим усопшим любимцем. Почти непрерывно служились панихиды. Все необходимое для погребения было приготовлено благодетелями и почитателями усопшего. В похоронной процессии многие стремились хоть насколько шагов понести гроб блаженного или по крайней мере прикоснуться к нему. С полпути до храма гроб несли на головах. Похоронили Мишу-Самуила там же, в Троицкой слободе Переславского района, рядом с алтарем одноименной церкви.

Могилка юродивого
в селе Троицкая слобода

О почитании подвижника за пределами Переславского уезда свидетельствует тот факт, что место его погребения посещал сам Император Николай II. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, Государь приезжал с детьми в Переславль-Залесский. Возвращаясь в Петровск, он остановился около храма Троицкой слободы, и по его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

Блаженный жил на рубеже ХIХ-XX веков. Период открытого богоборчества должен был вытравить из памяти людей светлый образ праведника, но, по милости Божией, народное предание донесло до наших дней воспоминания об этом удивительном старце. Любовь к нему не угасает: целый век люди шли к Мише-Самуилу на могилку и идут туда до сих пор - со своими бедами или с благодарностью за полученную помощь.

Впервые Христа ради юродивый Миша-Самуил был представлен как местночтимый угодник Божий в Ярославском православном календаре 2004 года; его имя упоминалось в перечне ростово-ярославских святых. День памяти Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю - 8 марта по новому.

Подготовила Ксения МИРОНОВА

По книге «Переславский юродивый Миша-Самуил».
Переславль-Залесский, 2007.

Миша-Самуил (настоящее имя Михаил Васильевич Лазарев ; 1848-23 февраля 1907) - переславский юродивый, почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии.

Биография и чудеса святого

Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям, находящегося близ Переславля. Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря.

С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку, где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе.

Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

В феврале 1907 года Миша заболел. В последние дни его жизни ходили за разболевшимся Мишей монахини из Никольского монастыря. Скончался 23 февраля 1907 года в три часа пополудни в Троицкой слободе. Погребён 25 февраля по правую сторону Троицкого алтаря.

Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

Почитание Миши-Самуила

Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский. Возвращаясь в Петровск, он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

В 2000 году была написана икона блаженного, составлены кондак и тропарь, в 2002 году акафист. С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

Тропарь, глас 4. Земли переславския прозябение, Христа ради юродство приял еси, тягость зноя летняго понесл еси и мразы зимния терпя, и вся красная мира сего возненавидев, в посте и молитве пребывая, в притворе церковнем, ты бо в целомудрии и чистоте, блаженне Михаиле, жительствовал, не осквернив плоти, наставляем отцем духовным Самуилом, и по смерти источаеши бо велия чудеса иже с верою притекающим ко святому гробу твоему, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 2. Нищету Христову возлюбив, вышняя красоты желая, нестяжанием суетного мира ангельское житие проходя, скончався, Михаиле блаженне, не забуди град, в немже обита, и моли Всемилостиваго Бога спасти души наша.

Чудеса

Провидение Миши не закончилось с его смертью. Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам.

От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами.

Поделиться: