«проблемы современной школы и пути их решения». Проблемы современной школы и пути их решения Список школьных проблем

В этой статье мы хотим поговорить о современных школах.

У многих родителей есть представление о школе с одной стороны, со стороны получателя услуг. Мы же хотим осветить то, как все это выглядит с другой стороны, со стороны школы.

Итак, 3 главных проблемы директора современной школы.

Проблема 1 — Недостаток квалифицированного персонала

Дуг Лемов, профессор и педагог, в своей книге “Мастерство учителя” доказал, что не важно, сложная программа или простая, интересная на первый взгляд или скучная, ребенок из богатой семьи или бедной, все результаты класса и каждого ребенка в целом зависят прежде всего от мастерства учителя.

Сегодня учителя “от Бога” встречаются редко, хороших учителей также очень мало, не больше 30%

А остальные учителя — люди, которые попали в школу случайно.

Случайно поступили в педагогический вуз (там дешевле всего учиться) и не нашли другую работу.

Выбрали работу рядом с домом.

Выбрали самый простой способ устроиться в бюджетную организацию.

Поступили в педагогический ВУЗ, потому что в другой не прошли по баллам.

Сейчас для многих это просто работа. Причем та, которая не сильно и нравится.

И эти факторы очень сильно влияют на знания детей.

Большинство учителей сегодня когда составляют планы уроков, преследуют при этом одну-единственную цель – удовлетворить требования, предъявляемые к отчетности.

В результате у учителей уроки получаются описательно-повествовательными, неинтересными и зачастую не достигающими цели.

Система вынуждает учителя все так же соблюдать правила, но не стремиться к совершенству.

Из этого следует вторая проблема:

Проблема 2 — Неинтересный материал, который должны использовать учителя

Сегодня школа — это образовательная услуга.

Услуга, которая за бюджетные деньги оказывается населению. Задача учителя все больше сводится к тому, чтобы выдать согласно регламенту материал учебника. И… задать объемное домашнее задание.

Новые программы, переписанные не в лучшую сторону учебники, увеличившийся объем нагрузки для ребенка — одно из следствий ухудшения качества образования.

Многие учителя просто перекладывают понятное объяснение материала на родителей, на уроке проговаривая материал из методички.

Но в методичке все очень сухо и неинтересно.

А ведь очень важно правильно подбирать материал!

Я пришла к осознанию данного постулата в результате личного, причем не слишком удачного опыта.

В свое время, начав преподавать в четвертом классе, который собрали учеников по принципу “не успевают в основном”, я решила, что мне следует выбирать материал, «привлекательный» для учеников и не прогадала.

Потому что уже через полгода дети, успеваемость которых была ранее только между “двойкой и тройкой”, стали увереннее в себе и написали проверочные работы наравне с “сильными детьми” из параллельного класса.

Например, уравнения мы решали с помощью кружки и яблока. Задачи на движения с помощью “треугольника”, стихотворения “рисовали”.

Да, бывали темы сложные. Но убежденность в том, что преподаваемый материал скучен, работает как самосбывающееся пророчество.

Великие учителя превращают в захватывающее и вдохновляющее событие буквально каждую тему, даже ту, которую другие педагоги считают скучной до зевоты.

Какие слова можно использовать, чтобы заинтересовать детей?

  • У нас сегодня такая-то тема. А может пропустим ее? Как вы думаете, зачем ее вообще изучать? (здесь дети сами отвечают на вопрос, зачем это и связывают с жизнью)
  • Многие люди в этом не разбираются до тех пор, пока не начнут изучать эту тему в шестом классе, а вы узнаете сейчас. Разве не круто?
  • Изучать этот материал будет трудно, но весело и интересно.
  • Многие люди боятся этой темы, поэтому, освоив этот материал, вы будете знать больше, чем большинство взрослых.

Но чтобы это делать, нужен индивидуальный подход к детям.

А это как раз и есть третья проблема:

Проблема 3 — Отсутствие возможности индивидуального подхода к ребенку, из-за большого числа учеников в классах

Например, учителя исправляют ошибки или наоборот, рано принимают неправильный ответ, т.к у него просто нет времени докручивать каждого ученика.

Приведу пример. Когда я начала работать в классе, который собрали из “слабых детей”, для меня частой была ситуация, когда ученик не знает ответ или не хочет отвечать.

На одном из первых занятий по математике я спросила Максима О., сколько будет 7 умножить на 8.

Максим ответил — “не знаю”.

Почему он так ответил? Отказываться отвечать на заданный вопрос ребенок может по многим причинам, в том числе:

  • привык так отвечать, и таким ответом хочет быстрее сесть на место, чтобы вернуться в “серую зону”. Потому что чаще, когда он так отвечал, ему говорили: “Садись, два”
  • действительно не знает ответа
  • стесняется того, что не знает ответа
  • не хочет выделяться среди одноклассников
  • не слышал, о чем его спросили
  • не понял, о чем его спросили

“Серая зона” — это возможность “отсидеться”, ничего не делать и не пытаться делать. Дети рассуждают так: «Мне все-равно ничего не будет, максимум привычная “двойка”, зачем напрягаться»

Что делать?

Улыбка – наилучший инструмент обучения, а радость – наилучшая учебная среда.

Используем прием “до результата”.

Как это сделать?

Способ первый — Дать ответ самостоятельно, чтобы ребенок его повторил

Максим, семью восемь будет 56. А теперь ты мне скажи, сколько будет семь умножить на восемь?

Способ второй — попросить ответить другого ученика, и попросить повторить

Способ третий — показать интересную и новую методику, которая может помочь ребенку найти правильный ответ. Например, систему умножения “по-японски”:

Способ четвертый — дать подсказку, пояснить вопрос

А что значит 7*8? Чем можно заменить? Сложением? Отлично. Давай запишем и посчитаем.

Итак, Максим, сколько будет 7*8? 56! Правильно.

Только один этот простой прием позволяет по-настоящему учить детей, а не создавать иллюзию обучения.

Но все это возможно только при индивидуальной работе с учениками, а учителям просто некогда этим заниматься.

К сожалению, современная школа — это типовая услуга.

С шаблонным подходом ко всем детям.

Это продиктовано законодательством, большими классами, маленькой зарплатой, большим количеством лишней работы, которую делает учитель(отчеты, бумаги, совещания…)

Поэтому талантливые учителя редко задерживаются в системе образования. Ведь вместо реализации своих способностей они должны быть как все и делать массу ненужных действия.

Но что делать, если хочется, чтобы ребенок учился у талантливых учителей?

Что делать, если хочется дать ребенку лучшее образование?

Я тоже в свое время не смогла найти хорошее образование для своих детей.

Поэтому мы создали такую школу, она называется «Школа 60 минут»

  • Уроки школы «Шестьдесят минут» разработаны и записаны специально для детей, с учетом их личных особенностей: ведущий тип восприятия, способность концентрировать и удерживать внимание, необходимость переключения внимания и конечно, поддержание интереса.

    Все объяснение и отработка проходит прямо во время занятия, поэтому ребенку не требуется выполнять домашнее задание.

Мы обучаем по собственной программе, которая учитывает все требования ФГОС, однако не останавливаемся на одном УМК и позволяем детям получать информацию в интересном для них ключе: создаем и рисуем графических роботов, внедряем «паук-карты» и интеллект-карты, играем в игры и проводим исследования.

В нашей школе совсем нет домашних заданий, а вся отработка проходит прямо на уроке. Мы используем авторские и мировые техники эффективного обучения, что позволяет учиться быстро и интересно.

При этом учиться можно из любой точки мира!

Школа 60 минут рассчитана на то, чтобы дети могли усвоить всю школьную программу за 100 дней по 60 минут в день.

Уроки выглядят следующим образом:
1. Каждый день ребенок получает миссию. В ней три образовательных учебных видео и три предмета.

Всего в школе изучаем: русский язык, математику, английский, окружающий мир. Развиваем память, внимание и изучаем техники эффективного обучения.

2. Уроки по техникам, памяти и вниманию, или приходят отдельным днем, или сразу встроены в расписание.

После каждого учебного видео есть миссия-задание, выполняя которое ребенок закрепляет материал.

3. Миссия задание может быть: аудио (и тогда ребенок в паузы отвечает, после слышит правильный ответ), видео (ставит на паузу в процессе просмотра, выполняет расчет или задание и смотрит правильный ответ), текстовое (создать карту, помогатор или что-то написать)

Так вся школьная программа проходит с интересом, увлечением и за 100 дней. То есть начав обучение в сентябре, к декабрю ребенок полностью будет владеть материалом.

Сейчас проходит акция на «Школу 60 минут». До конца недели «Школа 60 минут» в 2 раза дешевле.

При оплате участия Вы получаете доступ к системе обучения, рассчитанной на сто дней:

А именно: объяснение материала и практические занятия по предметам (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) без ограничений по времени, начиная с 1 сентября.

Уже сейчас доступна библиотека с книгами для изучения.

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас.

Жгучие проблемы нашей школы и пути их решения

Изменения в ценностном подходе к содержанию образования

Изначально необходимо если не договориться, то принять во внимание некоторые аксиоматические гипотезы оценки реальности, в которой предстоит жить тем, кто сегодня ходит в школу и дает нам кредит доверия:

* содержание и результат образования являются товаром на рынке труда, за который школьник (или студент) расплачивается, если не родительскими деньгами, то временем, психологической и биологической энергией собственной отнюдь не бесконечной жизни, вхождением или не вхождением в актуальную культуру и индивидуальное бытие. Более того, время, затраченное на получение образования не компенсирует ограниченность приобретаемого жизненного и трудового опыта, реальной социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни;

* так называемое научное знание растет в геометрической прогрессии, тогда как эффективность современных дидактики и педагогических технологий, в лучшем случае, растет в арифметической прогрессии, а способности растущей личности осваивать объемы учебной информации за последние 15О лет существенно не прогрессируют. Более того, внешкольные информационные потоки явно увеличились на один-два порядка и поглощают огромные количества энергии на их восприятие;

* современные информационные технологии обесценивают попытки нагружать память - во многом - справочными данными, знанием процедур, которые многими способами можно запросить в информационном банке (компьютеры, Internet и др.);

* нельзя продолжать мерить образование по затратному принципу - сколько часов, лет ушло на образование. Для примера, если увеличить количество часов на литературу или математику вдвое, то качество филологической или математической подготовленности контингента школьников вряд ли возрастет, по оптимистическому прогнозу, более чем на 1О-15 процентов;

* точно определить, какой именно банк знаний понадобится для продолжения образования, в первую очередь профессионального, а также для будущей профессиональной деятельности более чем на десять лет вперед в современном меняющимся мире труда практически невозможно, а действовать по принципу "чем больше, тем лучше" или "кашу маслом не испортишь", во-первых, накладно, во-вторых, может оказаться мимо цели, которая, в конечном счете, определяется ростом экономики и улучшением качества жизни, в-третьих, позиция "это должен знать каждый культурный человек" может быть волюнтаристской и ошибочной.

Грядущее информационное общество настоятельно требует отказа от информационного образования в пользу методологического, которое, с позиций педагогической кибернетики, можно представить как овладение интеллектуальными технологиями преобразования данных (сведений, сигналов) в информацию. Отсюда можно принять, что информация-структурированные с заданными целями данные, а процесс структурирования является индивидуальным творческим актом познания.

В свою очередь, информация трансформируется в знания путем размышления как над содержанием информации, так и над опытом, пробами (что, наверное, главное) применения знаний в конкретной практической многообразной деятельности.

Заметным прорывом в гуманитарную педагогику является выращивание личностно ориентированной педагогики , сущность которой-индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.

К сожалению, в условиях нарастающих информационных потоков, обрушивающихся на школьников (и студентов), известной непредсказуемости развития возможных сценариев изменений социальной жизни реальностью становится отчуждение содержания образования от актуальной жизни. Навязчивая тенденция “учить всех всему”, с одной стороны, приводит к дефициту доверия системе образования, с другой стороны, в силу невостребованности такой образовательной услугу отторгает значительную часть контингента от необходимости получения действительно необходимого современному человеку уровня образованности.

Родители не понимают института школы

Есть основания считать, что родители не могут понять, что двадцатилетний (в среднем) лаг со времени их обучения и окончания школы заметно изменяет цели и содержание образования, так как появляются новые общественные потребности. В известной мере родители рассматривают школу как “камеру хранения”, пребывание в которой почти автоматически должно обеспечивать приобретение, получение знаний. При этом процесс приобретения знаний идентифицируется с запоминанием информации и образов действий, что часто приводит к неприятию новых педагогических технологий, построенных на активных методах не столько передачи знаний, сколько их получения, сотворения..

Распространена критика родителями содержания образования, учебных требований, методики или манеры преподавания, достоверности оценок, личных и деловых качеств учителей. Правомерность такой критики очевидна: во-первых, родители являются заинтересованной стороной и хотят “как лучше”, во-вторых, за критерии истинности они принимают лишь собственный опыт школьного ученичества, в-третьих, известная закрытость школы создает дефицит информации, сказывающийся на превалировании интуитивных и эмоциональных оценок школьных явлений.

В подавляющем числе случаев родители за критерий благополучия/неблагополучия школьного детства принимают “отметки”, хотя отношение к ним дифференцируется по школьным предметам. При этом весьма болезненно относятся к психолого-педагогической диагностике воспитательно-образовательного процесса, считая целесообразным разделение функций, когда школа учит и дает знания, а семья воспитывает, развивает в пределах своих возможностей. Обычно родители не могут в полном объеме справиться с учебными заданиями детей, многое забыли или считают ненужным. Вынужденное оказание помощи вызывает раздражение, а вменяемый школой контроль выполнения домашних заданий порой усиливает рассогласование школы и семьи.

“Отметки” вообще становятся яблоком раздора и причиной цепи конфликтов. Вместе с тем, в действительности, родители не оповещаются о критериях оценивания успешности выполнения учебных заданий, учения в целом. Кстати, безотметочное обучение обычно не принимается родителями, качественная оценка их не устраивает, они больше доверяют количественной.

Довольно низкий престиж учителей в обществе и довольно высокий, в среднем, образовательный (чаще профессиональный) уровень родителей создают дефицит кредита доверия школе. Родителей может не устраивать возраст, пол, образование, интеллигентность, личные данные, даже уровень материального положения учителей, что особенно усугубляется при нововведениях в учебный процесс.

Часть родителей относится к школе как заложнице вузов, более того готова принять школу любой, если она гарантирует поступление выпускников в те вузы, которые соответствуют рейтингу родителей.

Слова о школе развития, о воспитании, о педагогике сотрудничества, даже о жизненном и профессиональном самоопределении растущей личности родительский корпус в целом воспринимает как, в лучшем случае, педагогические декларации или как, в худшем случае, посягательство на личную жизнь, на частную жизнь семьи. При этом родители не считают нужным познакомиться с современной педагогической литературой и прессой. Правда, в некоторых случаях у них нет такой возможности. Так “Закон об образовании”, проекты модернизации 12-летней школы и другие важные документы были опубликованы только в педагогических газетах, которые не бывают в поле зрения населения страны.

Социологические исследования показывают, что набор учебных предметов, принятых в наших школах, не совпадает с интересами молодых людей.

Важной социальной задачей является педагогизации общества в целом: выпуск научно-популярной психолого-педагогической литературы, видеофильмов; использование возможностей СМИ; воссоздание родительских университетов; включение психологии и педагогики в качестве обязательных предметов в учебные планы всех видов послешкольного образования; увеличение количества психолого-педагогических факультативных курсов в средней школе; расширение сети психолого-педагогических консультаций для всех групп населения на базе педагогических университетов и факультетов; увеличение приема в высшие и средние специальные педагогические учебные заведения, подготовка учебными заведениями средствами малой полиграфии различных информационных и методических листовок, дайджестов, релизов.

Образование в постиндустриальном обществе

В известной мере постиндустриальное (информационное) общество может быть названо достигшим апогея развития индустриальное общество, основными характеристиками которого являются:

*бурное развитие информационной “суммы технологий” как способ дальнейшего повышения эффективности всех видов производств, так как их технико-технологические возможности достигли своего естественного предела;

*сохранение и повышение уровня эффективности общественного производства, которое становится все более науко- и энергоёмким, дорогостоящим и безлюдным, безотходным и высокопроизводительным;

*повсеместное распространение гибких автоматизированных производств, цехов и заводов-автоматов, высокий уровень информатизации и компьютеризации производств, автоматизация умственного труда работников и др. приводят к отмиранию профессий и появлению “универсального работника”;

*существенное изменение структуры занятости-перераспределение работников из материального производства в сферы информатизации, культуры, здравоохранения, образования, сервиса, досуга и др.;

*значительные затраты “рабочего” времени на саморазвитие и самосовершенствование человека-вероятно, “самым полезным для общества временем становится свободное время индивида”;

*отказ от информационного обучения в подготовке кадров в пользу методологического, когда работник умеет самостоятельно находить и рационально использовать необходимую информацию; новые информационные педагогические технологии существенно сократят сроки освоения образовательных “стандартов”, а традиционное профессиональное образование будет утрачивать свою актуальность;

*интеллектуализация всех видов трудовой деятельности, когда успех ее существенно определяется общекультурным уровнем работника, как личности и индивидуальности;

*процессы интеграции и дифференциации научного знания, интеграции технического и гуманитарного знания будут заменяться структурированием банков данных и знаний, созданием гипертекстов; при этом доступ к ним будет открыт для подавляющего большинства населения путем умелого формирования запроса;

*в структуре личности незначительное место занимают профессиональная специализация и уровень квалификации работника, а главенствующее место занимает овладение ключевыми компетенциями и приобщение к общечеловеческим ценностям;

*высокие технологии и техника общественного производства интенсивно проникают в домашнее хозяйство и повседневный обиход, особенно в части информатизации семьи, быта;

*преодолевается отчуждение человека от процесса и результатов труда, имеющих самоценность для развития и самореализации человека в жизни;

*расширяется общественный сектор науки, когда занятие научной деятельностью становится возможным для любого желающего и подготовленного человека-все большее количество людей вовлекается в выполнение и квалифицированное использование результатов научных исследований, ориентированных на решения практических задач.

* все большую долю занимает образование по индивидуальным планам, учитывающим психолого-физиологические, генетические и др. качества человека, что будет требовать от учителя не столько дидактической, сколько управленческой (менеджерской, модераторской) компетенции.

Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.

Школа как таковая существенно, уже в первой трети ХХ1 века, изменится: информационные педагогические технологии электронными конференциями, обучающими программами снимут необходимость посещения школы; обучающие и образовательные функции со школы будут сняты; основной задачей школы станет коммуникативно-воспитательная, восполняющая дефицит живого человеческого общения между людьми одного и разного возраста.

Гуманизация и гуманитаризация образовательных систем предполагают отказ от “лоскутности” картины мира, создаваемой дублированием научных дисциплин и банков научных данных в многочисленных учебных предметах, отказ от избыточных сведений и знаний в базовом компоненте образования, создание вложенности знаний на принципах вариативности и индивидуальной востребованности.

Трудовое отучение, трудовое воспитание или профессиональное самоопределение? На пути преодоления “синдрома Емели”

К сожалению, содержание общего образования, закрепляемое, в частности, образовательными стандартами, до сих пор ориентированно на передачу “основ наук”, а не на конструирование целостной мировоззренческой картины бытия. Психологическая и социальная невостребованность знаний, потеря в представлениях школьников престижности квалифицированного сложного труда, заметная тенденция образование (и успеваемость) считать заложницей вступительных экзаменов в ВУЗы приводят к формированию социальной зрелости с обратным знаком и потерям жизненных ориентиров, позитивных устремлений и мотивов.

Очевидно, что все преобразования в воспитательно-образовательных системах всегда направлены на развитие личности, способной реализовать себя в продуктивной трудовой деятельности. В известной мере идеи создания трудовой школы, расширение трудового начала школы отражали стремление приобщить подрастающее поколение к реальным знаниям. Сегодня задача существенно усложнилась, во-первых, необходимостью вооружения знаниями для выживания в условиях постоянного выбора, во-вторых, выпускникам школ, вероятно, понадобятся те знания, которыми поколения учителей владеют не в полной мере. Такая ситуация характерна для открытых воспитательно-образовательных систем в нетрадиционных обществах.

Таким образом, допрофессиональное и профессиональное образование должно быть направлено на увеличение жизненных шансов в изменяющихся условиях жизнедеятельности личности и индивидуальности. Другими словами, образование обеспечивает встречу человека с самим собой , в том числе через приобретение именно своей профессии, которое вполне можно считать частью человеческого счастья-когда свободный человек утверждает, что его профессия, специальность самые лучшие.

Успешность допрофессионального и профессионального образования сегодняшних школьников очевидно определяет место России в современной цивилизации и культуре, положение страны в мировом разделении труда, создает предпосылки для выращивания новых производительных сил и производственных отношений. Все это потребует не только финансово-материального, но и интеллектуального инвестирования всего общества, разумеется, начиная с государства.

Изменения в характере труда работающих, в первую очередь, в связи с интеллектуализацией, компьтеризацией, автоматизацией всех видов трудовой деятельности, по всему миру подняли волну пересмотра содержания образования в сторону актуализации знаний и умений до уровня функциональной грамотности в современном понимании, связи образования с жизнью, насыщения учебного процесса различными формами продуктивной деятельности. При этом генеральной линией ставится подход к образованию как к средству социальной безопасности, способу выживания в условиях постоянного выбора-познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях проектирования и закрепления на этапах собственной деловой карьеры.

Однако трудовое образование не должно быть детерминированным, однозначно заданным и полностью поглощающим личность. Оно не должно быть подготовкой “профи”, а предполагает свободу человека быть другим , тем более, что трудовая деятельность в современных условиях делает реальной смену профессий несколько раз за трудовую жизнь человека, что в прошлом было скорее исключением, а не правилом.

В традиции информационного трудового образования была тенденция экстенсивного увеличения знаний, когда их спонтанный (можно сказать, искусственный) рост отождествлялся с ростом квалификации. В информационном обществе объективно снижается ценность знаний, которые современные пользователи легко могут заполучить из компьютера, которые легко могут быть доставлены электронными сетями и почтами. Зато возрастает ценность умения понимать, какие именно знания нужно заполучить, как их обработать, как их использовать в решениях актуальных задач, как сформулировать запрос на информационную и интеллектуальную поддержку решений нестандартных задач.

Вместе с тем, трудовое образование в сознании многих людей обычно ассоциировалось с практическим обучением. Однако основное количество современных профессий-это профессии речевые. Существует (по акад. Ю.В. Рождественскому) только восемь видов труда (здесь нет противопоставления труда работе), определенных по степени сложности:

1)физический труд, 2)торговый труд, 3)труд финансиста, 4)труд управленца, 5)труд, обеспечивающий рекреацию, здоровье и самосохранение (развлечения, спорт, медицина, военное и полицейское дело, юриспруденция), 6)труд изобретателя (инженера, проектировщика, архитектора, дизайнера), 7)труд человека, занимающегося культурой (в частности труд информатика), 8)труд педагогов. Физический труд представлен только на производстве и частично в торговле, спорте. Остальные виды-речевой труд. Это значит, что общество строится на языке, о есть на изобретении мыслей, выраженных в речи.

Трудовое образование и воспитание школьников имеет сложные социально-педагогические задачи:

Во-первых, оно должно показать место и роль школьных предметов в структуре всех профессий. Более того, оно должно интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

Во-вторых, оно позволяет детям и подросткам выполнить большую серию различных проб в системах “человек-техника”,”человек-природа”,”человек-знак”,”человек-образ”,”человек-человек”и получить некоторые представления о своих возможностях и предпочтениях;

В-третьих, оно имеет диагностическую функцию, позволяющую наблюдениями, тестами, интервьюированием и другими способами определять динамику развития индивидуальности и личности,в том числе, в части информационной обеспеченности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности;

В-четвертых, оно предоставляет возможность сформировать образы эффективного труженика и эффективного труда, достойного уважения человека и благополучной трудовой карьеры;

В-пятых, оно позволяет заинтересовать детей и подростков проектированием версий жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

В связи с приведенными задачами можно утверждать о недопустимости профильного общего среднего образования школьников, которое следует рассматривать как рудимент монотехнического трудового обучения и как негативный фактор в системе политехнического и эргономического развивающего образования, ограничивающий расширение мировидения растущего человека в концентрах:

1.Предметный мир: создание, производство, потребление;

2.Мир профессий: человек –труд -общество;

3.Образ “Я”: чего я хочу и что я могу.

Информационное обеспечение среды самоопределения школьников

Информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется, в первую очередь, школьными предметами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности.

Информационное обеспечение профессионального самоопределения должно включать:

* знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций;

* опыт выполнения простых и сложных операций, требующих и не требующих интеллектуального напряжения, рутинных и творческих;

* представления о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях создания материальных и нематериальных ценностей;

* классификации профессий;

* различия условий работы;

* особенности и виды заработной платы работников разной квалификации;

* знакомство с системой профессионального образования, правилами приема, условиями и содержанием образования;

* конъюнктурные представление структуры рынка труда;

* представления о службах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, содержании банков психологического тестирования;

* справочные материалы по профориентации, психологии труда;

* учебные видеофильмы о различных видах трудовой деятельности;

* проспекты учебных заведений и фирм.

Очерки модели выпускника средней общеобразовательной школы

Во-первых, Модель не тождественна “паспорту”, “стандарту человека”, обычно описывающих, в первую очередь, некоторый набор знаний, умений и навыков (ЗУНов) и параметры “социального характера” (Э. Фромм), что позволяет в “культурах полезности” (А.Г. Асмолов) от имени и по поручению общества, а точнее государства, не только формировать “социальный заказ”, но и закладывать их в фундамент проектируемых образовательных систем, вплоть до конкретных учебных заведений.

Такие подходы характерны для тоталитарных культур “ковки нового человека”, в которых нивелирование личности подгонялось под нужды определенного устройства общества.

В нашем понимании Модель представляет собой “пучок векторов” приобщения человека к актуальной культуре, возможных для развития в существующих социально-экономических условиях средствами образования.

Во-вторых, Модель является вероятностно-статистической, так как ее построение базируется на развитии уникальной индивидуальности, формирующей запросы поддержки и помощи со стороны образовательных систем и общества в целом. Другими словами, количество и величина векторов в упомянутом “пучке векторов” сохранения и развития индивидуальности оказываются принципиально различными. “Сфера индивидуальности” в пределе становится подобной сфере многообразия жизни во всей ее полноте-тогда вполне можно говорить о приобретении человеком свободы как идеала своего сущностного бытия.

Таким образом, Модель включает известную модель всесторонне развитой гармонической личности, но не сводится к ней-последняя является лишь некоторой частью “сферы индивидуальности”, частью, которая уравновешивает интересы человека и социума, сглаживает их неизбежные противоречия.

Отсюда можно неоднозначно принять, что своей личностью человек “откупается” от социума, что личность-играющая по внешним правилам индивидуальность, обученная избегать отклонений от нормативного "социотипичного" поведения.

Заметим, что тоталитарная культура средствами образования и воспитания культивировала именно личность, можно сказать, как “обструганную” в интересах “культуры полезности” индивидуальность.

В-третьих, Модель имеет не характер “проектного задания” для выполнения, в первую очередь, профессионалами образования, а скорее характер конвенционного документа для консолидации усилий - учащихся и учителей - при выполнении общего дела.

Реализация такой Модели предполагает конструктивную деятельность, направленную на проектирование условий эволюционного развития общества, улучшения качества жизни. Другими словами, обеспечивается позитивное влияние образования на социум, а не воспроизводство вчерашних стандартов жизни. Если угодно, такая Модель направлена на подвижки в ментальности, на улучшение качества разумения, на расширение границ мировидения и миропонимания.

В-четвертых, Модель строится в предположении ухода от “образования преподаванием” к “образованию изучением” (П. Друкер), то есть в отказе от оценивания эффективности образования по “затратному принципу”-по продолжительности, затратам времени, объёму учебных дисциплин в часах. Морфология Модели допускает гибкую систему профессионально-технологических проб, имеющих неформальные структурно-логические связи и простроенные содержательные линии, что позволяет выйти на со-творение, со-здание интегративного знания как характеристики уникальной индивидуальности.

В-пятых, Модель ориентирована на “турбулентность” жизни и индивидуального бытия, на их неопределенность и непредсказуемость, когда прогресс отождествляется с последовательным приближением к известному положению-“свободное развитие индивида является условием развития всех”.

С другой стороны, инвариантным ко времени и изменениям мира остается стремление каждого человека к счастью, которое можно определять как осознанное жизненное самоопределение. Развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению становится ядром Модели.

Вклад содержания образования в жизненное самоопределение

Проектирование профессиональных планов выпускниками школ опережает появление жизненных планов, что вполне можно расценивать как некоторые издержки воспитания. Если угодно, это социально-педагогическое явление характеризует отставание воспитания духовности от создания мысленной прагматической (материалистической) картины мира и собственного будущего.

Однако социализация личности растущего человека предполагает актуализацию проектирования именно жизненных планов, которые должны включать деятельное отношения к таким параметрам собственной жизни как:

*личное и семейное благополучие;

*здоровье личное и близких;

*стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре;

*качество жизни (достаток, отдых, досуг);

*праведность, добропорядочность и опрятность жизни;

*законопослушность и социальная бесконфликтность;

*сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи, рода и народа;

*эффективность как работника;

*общественное и культурное предназначение;

*воспитание будущих детей.

Отсюда легко можно сделать вывод, что достойная жизнь предполагает постоянное активное проектирование жизненных планов, одним из средств реализации и достижения которых является проектирование профессиональных планов, ибо в современном обществе жизненный уровень индивида в значительной мере определяется успешностью профессиональной карьеры, выбором профессии.

Однозначно, что духовное неблагополучие народа складывается из духовного неблагополучия конкретных людей, живущих в неблагополучном обществе. Как измерить духовное неблагополучие, которое появляется в детстве, культивируется (или нет?) в школе, поддерживается в вузе или армии, усугубляется на каждом рабочем месте? И уж совсем драматичный вопрос-какова степень духовного благополучия учительства?

Что понимать нам под духовностью? Или без этого понятия можно ли проектировать педагогические системы? Вообще-то, можно, но тогда это можно назвать педагогическим варварством.

ДУХОВНОСТЬ (в педагогическом контексте!) - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННАЯ С ПОИСКОМ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СВОЕГО МЕСТА В НЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КРИТЕРИЕВ ДОБРА И ЗЛА, ОЦЕНКИ ПО НИМ ЛЮДЕЙ И СОБЫТИЙ, ФОРМИРОВАНИЕМ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ В СОГЛАСИИ ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИИ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ НРАВСТВЕННОСТИ.

Духовно благополучным предлагается считать тип деятельности, соответствующий общечеловеческим заповедям, закрепленным народной мудростью для оптимального существования и развития человека и общества. Противоположные мотивы деятельности относятся к сфере духовного неблагополучия. В этой связи неправильно, как принято сейчас, говорить о бездуховности населения. Духовность присутствует в обществе всегда, но может быть позитивной (“благостной”), либо негативной (“греховной”).

Социальным предназначением человека вполне можно признать улучшение качеств своих и будущих поколений, улучшение при своей жизни и для потомков условий и качества жизни.

Здесь представляется правомерным вопрос- как почти три тысячи школьных дней “работают” на формирование умений заниматься именно этой деятельностью? Какие школьные предметы ее обслуживают- литература, история, экономика с предпринимательством, технология или граждановедение? Или правопреемница НВП странное ОБЖ?

Социальная зрелость, создаваемая допрофессиональным общим средним образованием, проявляется, в том числе, в умении учащихся отвечать себе на вопросы типа “За что получают заработную плату... токарь высокой квалификации, спортсмен, артист, профессор вуза, учитель, милиционер и т. д.?”.

Информационный фон разумения школьников

Следует признать проблематичными попытки оценивать изолировано знания и качества разумения учащихся по каждому учебному предмету. Более того, оказывается неэффективным преподавание вычлененных предметных знаний, которое лишь увеличивает мозаичность представлений и не преодолевает известные недостатки многопредметности.

При применении различных диагностик (в первую очередь, психологических) креативности, способности к творчеству необходимо учитывать, что информационная обеспеченность учащегося оказывает влияние на их достоверность, как бы смазывает надежность показателей. Для педагогических практики и менеджмента остается актуальной задача определения информационного фона, на котором происходит аддитивное включение новой информации и создаваемых размышлением на их основе новых знаний. Другими словами, есть необходимость оценивания того, что учащиеся знают вообще, о чем имеют ясные представления, насколько они интегрированы в современную культуру- то есть каков у них информационный фон разумения.

Учащимся 8-11-ых классов было предложено ответить на вопросы анкет (анкет создано три, по 15вопросов каждая, однако учащиеся могут выбрать те 10, ответы на которые, по их мнению, могут быть наиболее успешными). Вопросы не предполагают проверки школьных знаний и скорее требуют высказывания собственных мнений, суждений, представлений. Для примера:

1.1.Какие достижения техники и технологии уходящего века Высчитаете самыми значимыми для человечества?

1.6.Какие книги, каких писателей отражают развитие научных идей, техники, технологии и производства?

2.8.Какими ключевыми словами Вы могли бы охарактеризовать: инженерную медицину? космическое право? технический шпионаж? Internet? Polaroid?

2.13.Какие технические достижения способствовали развитию современного спорта?

3.10.Что Вы понимаете под гуманитарной образованностью технического специалиста? А под технической образованностью гуманитария?

Тестирование более двухсот учащихся было проведено в 8-11-классах московских школ, выполнена статистическая обработка результатов. Однако, главной целью предъявления этих и подобных вопросов является актуализация любознательности учащихся.

В исследовании нашло подтверждение предположение, что на уровень усвоения содержания основных школьных предметов (проверялся традиционными и эвристическими контрольными работами), на уровень способности к профессиональному и жизненному самоопределению (проверялся стандартизованным тестом), на успешность проектной деятельности существенное влияние оказывает информационный гуманитарный фон разумения. Настораживает, что средний уровень качества ответов (информационного фона разумения) существенно не отличается у учащихся 9-ых и 11-ых классов, а провалы информационной обеспеченности практически совпадают. Как и ожидалось, более 60процентов лучших работ выполнены девушками.

Что будет, если ничего не предпринимать?

Ни завтра, ни даже через год ничего существенного и трагичного не произойдет.

В экологии принята модель катастроф: представим себе пруд, падающие в который листья с деревьев приводят к заболачиванию. В каждый следующий отрезок времени площадь заболачивания увеличивается в два раза, то есть по геометрической прогрессии-сегодня метр, завтра два, послезавтра четыре, после-послезавтра восемь... Но что для огромной площади эти ничтожные квадратные метры? Процесс идет медленно и еще долго можно наблюдать прозрачную воду, чистое дно. Катастрофа станет реальностью, когда заболоченная часть приблизится к половине. В следующий момент пруд перестанет существовать-будет болото.

Если продолжать “полировать” совершенствованием методик преподавания, процедурами оценивания и тестирования, созданием новых учебников по сути средневековое (академическое, энциклопедическое, знаниевое) содержание общего среднего (в перспективе и профессионального) образования, если четко и однозначно не развести цели и средства образования, если не модернизировать банк педагогических технологий с учетом изменения объемов информации, способов их восприятия и разумения новых генераций, то:

l Есть реальная опасность обречь Россию на занятие второстепенных мест в мировом разделении труда, что увеличивает экономическую зависимость от других стран;

l Уменьшаются шансы силами и трудом народа обеспечить улучшение качества жизни большинства населения при сохранении популяции;

l Проблематичным становится сохранение и развитие уникальной национальной культуры;

l Будет продолжаться материальное и интеллектуальное расслоение населения;

l Катастрофическим станет отчуждение детей, подростков и молодежи от образования, от актуальной культуры;

l Произойдут необратимые деформации в трудовом начале жизни, потери престижности квалифицированного продуктивного труда, нарушится воспроизводство трудовых ресурсов;

l Даже возрастающие затраты (в том числе бюджетные) на образование перестанут давать социально-экономический эффект при создании валового национального продукта, что приведет к сокращению национального богатства;

l Будет спонтанно увеличиваться количество неудачников, социопатов, проявлений девиантного и агрессивного поведения детей и подростков.

Другими словами, вопрос, почему Джон ездит на Ford, Ганс – на BMW, а Иван на трамвае иностранного производства, станет раз и навсегда риторическим.

Павел С. Лернер

Недавно в г.Томске прошла Всероссийская конференция (с международным участием) «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ». Организаторами конференции являлись Федеральное агентство по образованию, Институт развития Образовательных систем Российской Академии образования, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, городской научно-методический центр Департамента образования Администрации г.Томска. Цель конференции – обсудить вопросы и обобщить опыт реализации качественного образования, определить перспективы дальнейшего развития общеобразовательной школы. На конференции работали 4 секции: «Инклюзивное образование в г. Томске. Опыт. Проблемы»; секция «Теория и практика обучения в школе» включала подсекции: 1. «Культура мышления в образовательном процессе», 2. «Когнитивное обучение ─ современное психолого-дидактическое направление в формировании культуры мышления учащихся»; «Когнитивные основы профессиональной культуры мышления»; «Инновации в образовании и их влияние на развитие школы» С приветствиями к участникам конференции обратились председатель оргкомитета к.пс.н., доцент, ТГПУ Л.В.Ахметова; доктор педагогических наук, профессор Таганрогского Государственного радиотехнического университета, академик, почетный и заслуженный работник Высшей Школы Российской Федерации И.А Цатурова, лектор DAAD Ш.Карш (Германия). На конференции было зачитано приветственное письмо доктора психологических наук, профессора, заведующего лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО М. К. Кабардова (Москва). Докладом «Качество современного образования и проблемы мировоззренческой культуры» открыл работу пленарного заседания, кандидат философских наук, профессор зам. директора ИРОС РАО по науке С.И.Ануфриев. В своем выступлении докладчик подчеркнул, что снижение качества отечественного образования – серьезнейшая проблема современной России, оказывающее влияние на все сферы социально-экономического, культурного, духовного развития общества. Далее С.И. Ануфриев отметил, что в условиях становящегося информационно-коммуникативного общества растущее влияние на качество образования оказывает образовательная среда (семья; микроколлективы и социальные группы, в состав которых входит субъект образования; различные социальные институты, все в большей степени принимающие на себя образовательные функции; Internet, средства массовой информации и др.). Ректор Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. А.И. Купцов в своем докладе «Повышение квалификации педагога – ресурс качества образования» обозначил ряд актуальных проблем современного Российского образования. В контексте перспектив интеграции России в международное социокультурное сообщество им были рассмотрены позитивные тенденции развития отечественного образования и науки. Далее на пленарном заседании были представлены доклады раскрывающие с различных точек зрения проблемы современной школы и пути их решения: "ТРОД "ДИВО" за инклюзивное образование в Томске" (В.В. Салит, к.т.н. председатель совета Томского регионального общественного движения "Доступное для инвалидов высшее образование", Е.И. Сладков заместитель председателя совета движения, заместитель директора Центра довузовской подготовки ТПУ); «Инклюзивное образование в городе Томске. Опыт. Проблемы» (Н.П. Артюшенко, председатель городской медико-биологической комиссии (Томск)); «Мультимедийная компетенция как инновационный образовательный ресурс» (И.А.Цатурова, д.пед.н., профессор Таганрогского государственного радиотехнического университета, академик, почетный и заслуженный работник Высшей Школы Российской Федерации, зав. кафедрой лингвистического образования (Таганрог), К.А.Аветисова (Хельсинки, Финляндия); «Проблема аналитизации мышления в общеобразовательной школе» (В.В.Казаневская, дфн, профессор (Томск)). «Активные методы образования как ресурс решения проблем развития школы» (О.А.Котиков с.н.с. кафедры воспитания и социализации ТОИПКРО. (Томск)). «К вопросу развития познавательных процессов у младших школьников» (Т.В. Сорочинская к.п.н., директор Томского филиала Московского Государственного открытого педагогического университета (Томск)). «Предшкольное образование: QUO VADIS (камо грядеши?)» (О.А.Белобрыкина к.пс.н., доцент НГПУ (Новосибирск)). «Интегративная стратегия методов когнитивного обучения школьников ─ ресурс качества образования» Л.В.Ахметова, к.пс.н., доцент ТГПУ (Томск)). Отличительной особенностью конференция явилась широкая представленность различных категорий участников: учителя, преподаватели, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, студенты и специалисты различных сфер психолого-педагогической деятельности, представители общественности ─ численностью 175 человек. Работа секционных заседаний конференции имела высокий научно-технический уровень: в работе всех секций использовались мультимедийные технологии, демонстрации кинофильмов, авторских творческих разработок, анкетирование, дискуссии и т.д. Руководители секций отметили высокое качество и продуктивность работы участников секционных заседаний. По результатам работы секции «Когнитивные основы профессиональной культуры мышления» (руководители Огнева Наталья Робертовна, к.п.н., директор Центра дополнительного образования детей Планирование карьеры; Симоненко Людмила Анатольевна ─ зам. директора Центра дополнительного образования детей Планирование карьеры) были сделаны следующие выводы: 1. Профилизация общеобразовательных учреждений – есть средство (метод) формирования профессиональной культуры личности обучающихся через формирование познавательной активности и привлечения знаний для последующего успешного решения профессиональных задач. 2. Процесс внедрения концепции профильного обучения состоялся и повлек за собой как положительные так и отрицательные последствия. 3. Для стимулирования когнитивной активности в УВП необходимо использовать: Различные формы аттестации; Программы привлечения к исследовательской и проектной деятельности, Нестандартные формы уроков. 4. Для формирования высокого уровня профессионального самоопределения обучающихся из интернатов и «группы риска» необходимо создавать условия, способствующие самовыражению и максимально учитывающие возрастные и социальные особенности развития данного контингента детей. На секции «Инклюзивное образование в г.Томске. Опыт. Проблемы» (руководитель Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию ГНМЦ) было проведено анкетирование, целью которого было уточнить актуальность обсуждаемых проблем, новизну представленных в докладах материалов, пожелания по организации совместной деятельности специалистов в области инклюзивного образования. Бурную дискуссию участников вызвал просмотр документального фильма об опыте реализации инклюзивного образования в Армении. Самыми яркими и содержательными выступлениями по мнению участников секции были следующие доклады: «Основные тенденции инклюзивного образования в современных условиях» (методист ГНМЦ Денисова Н.Д.); «Индивидуальный подход в обучении детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательного класса» (учитель нач. классов шк.№1 Тарлаганова А.А.); «Система коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях СКОУ» (директор шк. №59 Андреевских С.Г.); «Воспитание и развитие детей с нарушениями познавательной деятельности, поведения, общения в ДОУ общеразвивающего вида» (воспитатель ДОУ №10 Салтыкова В.П.) В работе секции «Инновации в образовании и их влияние на развитие школы» (руководитель Е.В.Дозморова, зав. экспериментально-инновационным отделом ТОИПКРО) приняли участие заместители директоров, педагоги из общеобразовательных учреждений города Томска и области, а также методисты ТОИПКРО и заинтересованные слушатели. Были представлены доклады по самым актуальным проблемам организации инновационной деятельности в ОУ. Работу секции открыла Дозморова Е.В. В своем докладе «Инновационные процессы в системе модернизации образования. Специфика и закономерности развития нововведений» она в общих чертах охарактеризовала основные тенденции развития инновационных процессов в общем образовании, выделила типы инноваций, характерные для ОУ Томской области. Особое внимание Елена Владимировна уделила проблемам повышения качества образования через развитие компетенций обучающихся. Своим докладом руководитель определила методологию работы секции. Помимо вопросов управления инновационными процессами в ОУ, выступающие представили опыт реализации конкретных инновационных педагогических технологий. В целом участники оценили работу секции как продуктивную и открывающую перспективы использования инновационных практик, представленных участниками конференции, в решении некоторых проблем современной школы. Секция «Теория и практика обучения в школе» была разделена на две подсекции: 1. «Культура мышления в образовательном процессе»(руководитель В.Н. Куровский, доктор педагогических наук, профессор, ИРОС РАО); 2. «Когнитивное обучение ─ современное психолого-дидактическое направление в формировании культуры мышления учащихся» (руководитель Л.В. Ахметова кандидат психологических наук, доцент ТГПУ). Большой интерес участников этой секции вызвали доклады «Реализация образовательной программы «Дебаты» в школе»» (Р.М.Ахметов студент 3 курса ИФ ТГПУ); "Применение технологии дебатов в гражданском образовании" (Т.В.Калашникова, методист центра воспитания гражданского образования ТОИПКРО); "Движение дебатов в Томске" (М.И.Гавро, методист кафедры методика преподавания истории ТГПУ). Эти доклады сопровождались просмотром видеофильма, в котором была представлена психолого-дидактическая технология проведения школьных дебатов в формате К. Поппера». Аспирант С.М. Стрижова в своем докладе «Формирование системного понятийного мышления учащихся средней общеобразовательной школы методами когнитивного обучения». обозначила особенности языка научного мышления учащихся в различных социкультурных средах на материале Томского и Ханты-Мансийского регионов, а также познакомила коллег с авторскими методиками направленными на развитие когнитивных способностей учащихся. Доклад «Интеллектуализация обучения и воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении» (А.И.Панов, зам. директора по НМР МОУ «Гимназия №1») озвучил одну из ключевых проблем в современной практике образования. Оргкомитетом конференции была выражена глубокая благодарность директору МОУ СОШ № 4 города Томска Владимиру Ивановичу Зятнину за оказание материальной и технической поддержки в ее работе. На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы. Участники конференции продемонстрировали высокий научный, креативный потенциал и практикоориентированную направленность, актуальность и перспективность заявленной темы. Поскольку проблематика конференции вызвала большой интерес со стороны со стороны учителей, представителей академической науки, практических психологов и обществнных организаций, было принято решение: Всероссийскую конференцию «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» сделать регулярной, ежегодной.

Качество школьного образования в современной России стало одной из самых обсуждаемых тем в наши дни. Странные реформы правительства, бессмысленные нововведения в школьную программу, отклонение от норм понятия светского государства в сторону религиозного начала – все это не только травмирует психику ребенка, но также может сформировать у него абсолютно неверное восприятие окружающего мира на важнейшем из этапов жизни.

Так сложилось, что современное школьное образование в России – сгусток проблем, которые всегда существовали по отдельности и с ними получалось бороться, но когда они соединились в один большой и тяжелый ком, то он сразу же пошел на дно и потянул за собой все те наработки, которых мы достигли во времена, когда первый человек полетел в космос. И дело здесь совсем не в глупом поколении, просто под это поколение никто не собирается перестраивать систему. Государству не нужны граждане с открытым умом, ему нужны винтики в государственной машине, которые будут бездумно поддерживать целостность агрегата под водителем.

Вопрос кадров

Возьмем, к примеру, школьных учителей. Плохие и безучастные учителя были всегда, но еще никогда их не было так много. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя. Если раньше эта работа считалась одной из самых важных, а сам учитель был уважаемым и ценным человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после апокалипсиса будет грош цена.

Унизительно малые заработные платы учителей стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценных кадров, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически нет. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать. Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии.

Конечно, среди учителей достаточно талантливых и креативных людей, которые хотят донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи. К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии. Им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных. К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей «правильное» восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя.

Вопрос системы образования

Планируемый бюджет на образование в России ежегодно снижается. В 2015 году он составлял 629,3 млрд рублей, а в 2016 уже 579,8 млрд рублей . Бюджет на 2017 год стал еще ниже – 568 млрд рублей , и такие темпы должны настораживать любого вменяемого гражданина современной России. Очевидно, что такие решения повлекут за собой сокращение числа учителей, а также преподавателей в других учебных заведениях. Многих ученых попросту уволят, а школы не смогут позволить себе приобрести нужное оборудование для обучения детей. Зато скрепы на месте.

Еще один из краеугольных камней – спорные реформы в системе образования. На протяжении многих лет упоминание ЕГЭ вызывает полуобморочное состояние у школьников и их родителей. Это нововведение не раз доказало свою неэффективность: вопросы на экзамене не соответствуют школьной программе, выглядят глупыми, не позволяют оценить уровень знаний выпускника. Ежегодно всплывают новости о том, как в погоне за показателями, некоторые школы показывают феноменальные результаты по ЕГЭ, школьники безвозмездно списывают, а родители организуют целые группы помощи своим детям.

В последние годы наблюдается тенденция искажения школьной программы, которая представляет собой хаотичный набор предметов, которые никак не перекликаются друг с другом. Если с точными науками ситуация выглядит стабильной, то странные реформы правительства влияют на искажение информации в гуманитарных предметах. Исторические факты искажаются, вводятся новые правила русского языка, от которых преподаватели старой закалки приходят в ужас, из литературной программы убирают множество произведений писателей исключительно по политическим и идеологическим мотивам. Все это может привести к ужасающим последствиям и повышению количества безграмотных людей с узконаправленным мышлением на выполнение какой-то одной задачи на протяжении всей жизни.

Вопрос поколений

Старинное кредо «И та-а-ак сойдет!» как нельзя лучше отражается на современном школьном образовании. Нежелание перестраивать систему под новое поколение, которое избаловано интернетом и доступом к самой различной информации, ведет к тому, что детям просто не интересно находиться на школьном уроке, где учитель монотонным голосом зачитывает параграф из учебника. Одного взгляда на аппаратуру в школьном кабинете физики достаточно, чтобы вогнать в депрессию даже взрослого, который не придерживается замшелых консервативных взглядов. Что уж говорить о детях, которые любят быть в «тренде» и приветствуют все современное.

Насильное удержание ребенка за компьютером в кабинете информатики, чтобы научить его рисовать линии в редакторе Paint – весьма популярное занятие в современных школах. Сделать так намного проще, чем разработать программу, которая действительно заинтересует школьника – это опасная инициатива, которая может привести к разрушению наработанной за десятилетия схемы.

Проблема современного поколения в том, что детям просто не интересно учиться. Во многом это и вина родителей, которые пускают жизнь своего чада на «самотек». Еще несколько десятков лет назад многие родители давали базу ребенку об устройстве окружающего мира, что стимулировало к занятию самообразованием. Читать книги было модно, сейчас же у молодежи сформировался стереотип, что это постыдное занятие для изгоев, если же книги и читаются, то исключительно те, которые «в тренде». Обычно это мемуары философов, из которых можно надергать цитат для статуса в соцсетях.

Учитывая все вышеперечисленные проблемы, перед многими родителями встает вопрос: «А стоит ли вообще отдавать детей в школу?». Мы не говорим, о тех ситуациях, когда родители отрицают образование как таковое, чтобы посвятить свое чадо служению Вере или чему-либо еще. Мы также хотим напомнить, что статья 43 Конституции РФ гласит, что общее образование обязательно для каждого, и родители обязаны обеспечить своему ребенку условия для его получения. Другое дело, какие именно условия лучше подойдут для детей, которых родители хотят оградить от недостатков современных школ России.

Необходимость школы для родителей и их детей

Печально признавать этот факт, но школа для многих родителей – это что-то вроде многолетней камеры хранения, куда папа с мамой сдают своего ребенка, чтобы спокойно сходить на работу и не переживать, что их дитя не под присмотром. В особо запущенных случаях родители предпочитают оставлять ребенка в продленке даже тогда, когда кто-либо из них находится дома по вынужденным обстоятельством, насильно лишая чадо уюта домашнего очага.

Современную российскую школу дети воспринимают как обязанность и каторгу, поэтому интерес для них представляет, в первую очередь, общение с друзьями. Если же обеспечить общение со сверстниками в сочетании, например, с обучением на дому, то необходимость школы в жизни ребенка снижается.

Полное отсутствие эффективности обучения

Определенно школа дает ребенку знания, но происходит это крайне неэффективно в виду отсутствия логически построенной программы образования. Детей учат читать, писать, иногда даже считать, но учитель может уделять гораздо больше внимания некрасивому почерку ребенка, нежели содержанию его сочинения, ведь важно делать «по системе», а не основываясь на своей фантазии. Если ребенок смог самостоятельно поступить после школы в престижный ВУЗ, то это в 90% случаев его заслуга, а не школы.

Программа по практически любому предмету размазана на сотни уроков, на протяжении которых дети не занимаются чем-то полезным или интересным, ведь система обязывает заучивать, а не разбираться в причинах и следствиях. В то время, когда репетитор рассказывает ребенку в подробностях правила русского языка и объясняет почему в этом случае пишется так, и никак иначе, школьный учитель просто заставляет вызубрить правило наизусть, но применять его на практике оказывается невероятно сложно из-за недостатка информации.

Редкий ученик к концу учебного года будет помнить то, о чем ему говорили на уроках в самом начале, поскольку у него напрочь отсутствовала практическая часть. Многочисленные контрольные выглядят как обязанность, которая выполняется без осмысления содержимого. Все это ведет к тому, что ближе к выпускным классам родителям приходится нанимать для своего ребенка репетитора по некоторым предметам, который начинает обучать школьника предмету с самого начала, но по грамотно выстроенной программе, которая качественно усваивается в более краткие сроки. И дело здесь совсем не в том, что ребенок глупый, просто свои самые активные годы жизни ему хочется проводить наиболее разнообразно, и целый год ходить сконцентрированным на очередном уравнении или формуле из алгебры у него просто не получится.

Выход из этой ситуации очевиден: необходимо нанимать репетиторов для своего ребенка, что влечет дополнительные расходы. Не все родители могут себе это позволить, но современные школы России меняться не планируют.

Школа – социальный институт для ребенка?

Бесспорно, общение со сверстниками развивает в ребенке ряд качеств, которые пригодятся ему в будущем. В идеале, у ученика должны формироваться лидерство, коммуникация, фантазия, сила воли, целеустремленность, ораторство, скорость мышления и умение ориентироваться в нестандартной ситуации. На деле все обстоит намного хуже.

Лидерами в классе становятся хулиганы, которые методами запугивания заставляют окружающих принять свою точку зрения и модель поведения. Умных в школе не любят, а слова «ты че умный?» являются известным оскорблением. Иногда доходит до того, что авторами этой фразы становятся сами учителя.

Коммуникация детей в современных школах выстроена таким образом, чтобы соответствовать «моде». Уже со школьной скамьи мы понимаем, что инициатива насилует инициатора, поэтому лучше молчать и не высовываться, ведь можно навлечь на себя гнев всего класса, а то и учителя.

Безучастность педагогов приводит к тому, что им абсолютно безразличны взаимоотношения их подопечных. Часто классы делятся на небольшие группы, которые взаимно друг друга ненавидят, но разбираться в этом никому не хочется.

Приведение к общему знаменателю

Задача современной школы в России сделать всех одинаковыми. Ученик не должен выделяться из общей массы, чтобы не создавать «проблем» педагогам и обществу.

Творческие порывы в ребенке душатся на корню, и петь в школьном хоре могут только самые стойкие, остальные сталкиваются с презрением со стороны сверстников, особенно мальчики. Под влиянием определенных слоев школьной иерархии и подогреваемый отцовскими взглядами, формируется особенный набор занятий, который соответствует образу «настоящего мужика». Все, что ему не соответствует, может стать причиной гонений на ребенка и унижений в глазах одноклассников.

Высокая скорость мышления в современной школе является скорее обузой, нежели привилегией. Чаще всего учителя просто не обращают внимания на попытки ученика показать, что он справляется с поставленной задачей гораздо эффективнее, нежели этого требует школьная программа, а иногда и практически убивают это в человеке. Когда учитель в десятый раз повторяет какое-либо утверждение для более слабых учеников в классе, ребенку с высокой скоростью мышления становится невыносимо скучно на уроке.

Активность и креатив практически всегда блокируются системой образования на корню. «Ты не должен выделяться из общей массы, ведь ты и класс – едины, никто не будет подстраиваться под тебя, подстраивайся под всех». Предложения от учеников направить урок по более интересному руслу моментально пресекаются учителями, ведь это не предусмотрено программой. Если ребенку нравится какой-то предмет, то он вынужден заниматься им самостоятельно после школы, поскольку не получает от учителя должного внимания и советов по интересующим вопросам. Безнаказанно выразить свое мнение не получится, на это обязательно последует реакция класса и учителя.

Обучению восприятия окружающего мира в школе внимания не уделяют. Критическое мышление считается чем-то вроде атавизма, который старательно искореняют учителя, подталкиваемые коленом идеологии. Дети перестают понимать текст, который они читают. К тому же учебники зачастую пишутся таким языком, который понятен лишь автору. Сухая и неинтересная подача убивают в школьниках любое стремление получить долю знаний. Сформулировать свою мысль в четкое объяснение могут единицы, каждый ответ на уроке – это не диалог между учителем и учеником, а мини-экзамен, где школьник дрожащим голосом пытается угодить педагогу-начальнику.

Задачи школы и реальность

В идеале, школьный класс должен стать для ребенка упрощенной моделью взрослого общества, где ученик проходит многолетнюю подготовку к самостоятельной жизни и взаимоотношениям с людьми. На деле же выходит некое подобие тюрьмы, где есть свой собственный свод правил, которым должны все подчиняться. Мнения, отличные от мыслей учителей или негласных лидеров в классе, тут же высмеиваются окружающими, особенно если ребенок застенчив и не может постоять за себя.

Современные школы в России для многих – это психологическая травма, которая остается на всю жизнь. Неприятные моменты из прошлого преследуют человека на протяжении многих лет, в то время, как позитивные события забываются гораздо быстрее, так уж устроен наш ум.

Альтернативы школьного образования

В последнее время среди обеспеченных родителей стало модным организовывать образование для своего ребенка на дому. В этой методике есть свои плюсы, но и она не идеальна.

Даже если вы решили, что ваш ребенок должен обучаться на дому, то следует знать, что в соответствии с законодательством РФ, ученик все равно обязан посещать школу для сдачи тестов и экзаменов, в противном случае органы социальной защиты могут стать инициаторами судебного дела в отношении родителей, которые запрещают своему чаду приближаться к учебному заведению. Вашему ребенку придется получить аттестат о среднем образовании.

Кроме того, при обучении на дому придется озаботиться о социальной составляющей для детей, которым необходимо общение. Если вы не хотите вырастить из своего сына или дочери мизантропа и социофоба, то придется тщательно организовывать общение ребенка с другими детьми.

На данный момент, современным школам в России необходимы полноценные реформы и внедрение инноваций, которые вернут нам гордость за продвинутую и умную молодежь. Вот только волнует ли эта проблема наше государство?

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Поделиться: