Сложное глагольное. Составное глагольное сказуемое
Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
Простое глагольное сказуемое
(ПГС) может выражаться однословно
и неоднословно
.
ПГС - одно слово :
1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.
2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .
ПГС - словосочетание :
1. ПГС - фразеологически свободное , но синтаксически связанное словосочетание - может иметь следующее строение и типовое значение:
1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду
, иду
, а до леса еще далеко.
2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
Вот уж сказал
так
сказал
.
3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит
и другим не даёт.
Жду не дождусь
весны.
4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
А он возьми
да
и скажи
/ знай себе распевает.
5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
пойду
погуляю
в саду.
6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
Я собрался
было
в кино, но не пошел.
7) конструкция со значением интенсивности действия:
Он только
и делает
, что спит.
2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:
Он принял участие в конференции (=участвовал ).
Составное глагольное сказуемое
(СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.
Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого - называет действие.
Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия - указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).
Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):
Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.
Модальное значение может выражаться
1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.
2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .
Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:
Он горит
нетерпением
участвовать
в конференции
(= хочет
участвовать
)
Он хочет
принять
участие
в конференции
(= хочет
участвовать
).
Он горит нетерпением принять участие
в конференции
(= хочет
участвовать
).
Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:
Я начал
хотеть
есть
.
Я почувствовал, что скоро могу
начать
хотеть
есть
.
Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться - в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:
Не прийти - значит обидеть
.
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:
1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду
работать
;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили
ее.underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть
(все просили, а спеть должна она)
;
3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел
на улицу погулять
.
Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое
(СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.
Приименная часть
бывает:
1) отвлеченная: глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого - наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .
2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.
Например: Он оказался студентом . Она казалась усталой .
3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.
Например: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .
Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.
Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.
Однословное выражение именной части :
1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.
Например: Он учитель / был учителем . Юбка была в клетку .
2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.
Например: Слова его были умны . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.
3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .
4) местоимение: Этот карандаш мой !
5) числительное: Он был восьмым в очереди.
6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.
Неоднословное выражение именной части:
1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:
а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.
Например: Мальчик был пяти лет .
б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).
Например: Он лучший ученик в классе .
2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .
Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:
Он имел вид смурной и рассеянный
- фразеологизм в связочной части;
Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.
Например: Она хотела казаться усталой . Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.
Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.
Во вспомогательной части используется вспомогатель ный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфини тив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои наблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).
Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): на чать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются мо дальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:
1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).
2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не сме ют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Матвеева).
Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь пра во, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.
Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).
Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):
1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);
2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);
3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).
Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.
Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).
Что такое составное сказуемое?
Составное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а различными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - во вспомогательной части.
Ср.: Он запел Он начал петь (составное глагольное сказуемое); Он болел два месяца (обычное глагольное сказуемое). - Он был болен два месяца (составное именное сказуемое).
Что такое составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение выражено одним глаголом, а грамматическое значение - другим.
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое состоит из 2-ух частей:
К примеру: Я начал петь ; Я желаю петь ; Я боюсь петь (начал, желаю, боюсь - это вспомогательная часть сказуемого, инфинитив петь - это основная часть).
Примечание. Как во вспомогательной части, так и на месте инфинитива может быть употреблен фразеологизм :
Он пылает нетерпением участвовать в конференции (= желает участвовать).
Он желает принять роль в конференции (= желает участвовать).
Он пылает нетерпением принять роль в конференции (= желает участвовать).
Значения вспомогательного глагола
Обычные глаголы и фразеологизмы
Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)
Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, закончить, кинуть, закончить и др.
Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он снова пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, расположенность, чувственная оценка действия и т.п.)
Мочь, уметь, вожделеть, желать, грезить, намереваться, отрешаться, пробовать, стараться, рассчитывать, суметь, умудриться, стараться, полагать, привыкнуть, торопиться, смущяться, вытерпеть, обожать, непереносить, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, задаться целью, пылать желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.
Я умею петь.
Я желаю петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.
Как найти синтаксическую роль инфинитива?
Не хоть какое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Для того чтоб такое сочетание было составным глагольным сказуемым, обязано быть выполнено немного критерий:
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой грядущего времени глагола: Я завтра буду работать (это обычное глагольное сказуемое).
Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?
Отягощение происходит за счет потребления в составе составного глагольного сказуемого дополнительного модального либо фазисного глагола(ов) (см. таблицу выше): Я начал желать есть . Я ощутил, что скоро могу начать желать есть (подчёркнуты дополнительные глаголы).
Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать .
Упражнение на тему «Разграничение обычного и составного глагольного сказуемого. Синтаксическая роль инфинитива »
Задание: Выделите грамматические базы предложений. Обусловьте класс сказуемых. Обусловьте синтаксическую роль инфинитива.
1. Он страшился идти к докторам.
2. Приходил прислужник звать меня к княгине.
3. Старуха ушла заботиться об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Величавый государственный поэт умеет вынудить говорить и барина, и мужчины их языком.
6. Я почтению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сумеет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редчайшие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Длительно будет моросить осенний дождь.
11. И как будто в ответ на её слова по реке и кустикам тихонько начинает шуметь редчайший и тёплый дождь.
12. За калиткой сходу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться наизловещие слухи.
14. Они продолжали целые 10-ки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море периодически совершенно переставало шуметь.
16. А пурга, как будто издеваясь, не желала униматься.
17. Антоненко отдал приказ людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо откликаться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на сайт:
Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, содержащее: вспомогательную часть, в роли которой выступает вспомогательный глагол (спрягаемая форма), выражающий грамматическое значение сказуемого (наклонение, время), и основную часть - неопределенную форму глагола, которая выражает его значение с лексической стороны. Вот и получается такая формула: + инфинитив = СГС.
Условия сочетания спрягаемого глагола с инфинитивом
Поскольку не каждая комбинация из спрягаемого глагола и инфинитива выражается составным глагольным сказуемым, оно должно выполнять следующие два условия:
- Вспомогательная часть должна быть лексически неполнозначной. Это означает, что без инфинитива одного вспомогательного глагола недостаточно для того чтобы понять смысл предложения. Например: я хотел - что делать?; я начинаю - что делать? Бывают и исключения: если глагол в сочетании «глагол + инфинитив» знаменательный, то идет речь о из чего следует, что инфинитив выступает второстепенным членом предложения. Например: "Руслан пришел (с какой целью?) поужинать".
- Действие инфинитива обязательно должно иметь отношение к подлежащему, еще его называют субъектным инфинитивом. В ином случае, т. е. если действие инфинитива имеет отношение к другому члену предложения (имеется в виду, что инфинитив объектный), то данный инфинитив не является частью сказуемого, а выступает второстепенным членом. Для сравнения: 1) Он хочет петь. В данном примере составное глагольное сказуемое выражается глагольным сочетанием - хочу петь. Получается следующее, хочет - он, будет петь - он. 2) Я попросил его спеть. Данное предложение содержит простое глагольное сказуемое - попросил и дополнение - спеть. То есть попросил - я, а будет петь - он.
Вспомогательный глагол. Его значение
У вспомогательного глагола могут быть такие значения:
- Фазовое - обозначает начало, продолжение, окончание действия. Это значение могут носить такие типичные глаголы: стать, пуститься, начать, продолжать, остаться, кончить, прекратить, бросить, перестать и другие.
- Модальное - обозначает необходимость, желательность, предрасположенность, способность, эмоциональную оценку действия и т. д. Это значение могут иметь следующие глаголы и фразеологизмы: уметь, хотеть, мочь, желать, намереваться, отказаться, стараться, пытаться, рассчитывать, ухитриться, суметь, стараться, предполагать, спешить, привыкнуть, стесняться, любить, терпеть, ненавидеть, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, гореть желанием, задаться целью, иметь намерение, иметь честь, иметь привычку, дать обещание и др.
Предложения с составным глагольным сказуемым:
- Она стала готовиться к переезду. Она продолжала готовиться к переезду. Дмитрий бросил курить. Они опять начали рассуждать о тяготах современной жизни.
- Он умеет петь. Он хочет петь. Он боится петь. Он любит петь. Он стыдится петь. Он рассчитывает спеть эту песню.
Составное глагольное сказуемое. Примеры способов его выражения
Данное сказуемое можно выразить:
![](https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/14137/465751.jpg)
Связки в составном глагольном сказуемом
Ранее мы ознакомились, какие значения может иметь вспомогательная часть, а теперь рассмотрим, какие еще могут быть связки в глагольном сказуемом:
- Краткие прилагательные, выполняющие роль вспомогательных глаголов. Они обязательно употребляются со связкой - глаголом быть: Они должны были повернуть через два километра налево.
- Слова состояния, имеющие значение возможности, необходимости, желательности: Надо расширять свои знания. Надо учиться языку.
- Слова, которые выражают эмоциональную оценку действия, которое названо инфинитивом, а именно: весело, грустно, противно, горько и др. Например, в летние дни хорошо бродить по березовой роще.
Простое и составное глагольное сказуемое. Основное отличие
Каждое сказуемое в обязательном порядке несет такие две нагрузки:
- грамматическую, которая указывает время, число, наклонение, род, лицо;
- смысловую, которая называет действие;
Но что касается простого сказуемого, то оно легко может справиться с обеими нагрузками при помощи одного глагола. А в глагольном сказуемом два слова делят эти нагрузки между собой. К примеру:
- грамматическую и смысловую нагрузку несет глагол, выраженный в одном из наклонений: играю;
- грамматическую смысловую нагрузку несет вспомогательный глагол - начал, а смысловую нагрузку несет инфинитив - играть.
Как разобрать сказуемое?
Во-первых, необходимо указать тип имеющегося сказуемого. И, во-вторых, обозначить субъектный инфинитив, которым выражена основная его часть, значение вспомогательной части (модальное, фазовое), форму глагола, которой выражена вспомогательная часть.
Старуха опять пустилась стонать.
Составное глагольное сказуемое - пустилась стонать. Стонать - это основная часть, выраженная субъектным инфинитивом. Пустилась - вспомогательная часть, имеющая фазовое значение, а также выраженная в изъявительном наклонении.
Глагольное и именное сказуемые. Основное отличие
Как и составное глагольное, именное сказуемое содержит две составляющие:
- связку (глагол в спрягаемой форме) - вспомогательную часть, которая предназначена для выражения грамматического значения (наклонения, времени);
- именную часть (имя или наречие) - основную часть, выражающую лексическое значение.
Приведем примеры с именным сказуемым: она стала врачом, она была врачом, она была больна, она была больной, она пришла первой.
Ознакомившись с составляющими именного сказуемого, можно их сравнить с составляющими глагольного сказуемого. Итак, что именное, что глагольное сказуемое содержат две составляющие. Общая черта заключается в том, что и в первом, и во втором случае вспомогательной частью глагола выступает спрягаемая форма глагола. А вот что касается основной части, то в глагольном сказуемом ею выступает инфинитив, а в именном - имя существительное или наречие.
Осложнение глагольного сказуемого
Глагольное сказуемое может усложняться сочетанием:
- двух глаголов;
- глагола совместно с различными частицами.
Рассмотрим примеры осложнения глагольного сказуемого. Оно может происходить за счет:
![](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/14137/465759.jpg)
Нетипичные случаи построения глагольного сказуемого
Такой особый тип глагольного сказуемого может быть представлен в тех предложениях, где главные члены выражены глаголами неопределенной формы. Вспомогательная часть такого сказуемого является нетипичной для составного глагольного, поскольку она представляется глаголом-связкой "быть", встречающимся в составных именных сказуемых. Если в настоящем времени, то связка "быть" опускается (волков боишься - в лес не ходи). Также, кроме глагола "быть", вспомогательную часть может представлять глагол "значить" (не придешь - значит обидишь).
Кроме этого, в качестве вспомогательной части глагольного сказуемого могут выступать глагол-связка "быть" (нулевой формы в настоящем времени) и "готов", "обязан", "рад", "намерен", "способен", "должен", также наречия и существительные, несущие модальное значение (был готов подождать).
Подведем итоги
В первую очередь нужно различать простое и составное глагольные сказуемые. Мы уже знаем, чем они отличаются, поэтому приведем для закрепления темы «Составное глагольное сказуемое» примеры предложений с ними.
- Останемся еще на недельку. Останемся - простое сказуемое.
- Я не хочу тебя обидеть. Не хочу обидеть - составное сказуемое.
Также очень легко различать составное именное и составное глагольное сказуемое. Предложения с ними имеют абсолютно разный смысловой оттенок, поскольку выражаются эти сказуемые различными членами предложения. Для закрепления материала приведем сравнение:
- Она должна обучаться. Должна обучаться - составное глагольное сказуемое.
- Погода была плохая. Была плохая - именное сказуемое.
Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.
Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Урок: Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);
б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Схема построения составного глагольного сказуемого.
Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.
Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!
Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.
Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).
Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).
3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания | ||
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | ||
закончить приняться продолжить прекратить |
стараться |
нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
Например: (он) горит нетерпением (участвовать) |
Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.
План разбора составного глагольного сказуемого
1. Указать тип сказуемого.
2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать.
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().
5. Русский филологический портал ().
6. Презентации « Сказуемые» ().
1. Выделите грамматические основы предложений.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
2. Занимательно о русском.
Интересные вопросы:
1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?
2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
3. В каких словах пишутся три буквы е ?
4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?
5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?
6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?