Депортация татар из крыма в 1944 г. Депортация крымских татар: что скрывается за давностью лет. Какой статус они имели в Узбекистане

18 мая 1944 года началась депортация крымскотатарского народа.
Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая. На её проведение карательным органам потребовалось всего 60 часов и свыше 70 эшелонов, в каждом из которых было по 50 вагонов. Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек.

Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев тех, кто сопротивлялся или не мог идти, часто расстреливали на месте. В дороге ссыльных кормили редко и часто солёной пищей, после которой хотелось пить. В некоторых составах ссыльные получили еду в первый и в последний раз на второй неделе пути. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.

Официально основанием для высылки было объявлено массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. При этом депортация не коснулась большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины. Тем, кто говорит о том, что все крымские татары были предателями и пособниками фашистов, приведу немного цифр.
Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, после демобилизации также были подвергнуты депортации. Всего за 1945-1946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. В 1952 году (после унёсшего много жизней голода 1945 года) только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из которых имели высокие правительственные награды.

Из воспоминаний переживших депортацию:

«Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей - в окно... »

«Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить».



«О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил».

«Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. ... Хоронить не давали».

«Моя бабушка, братья и сестры умерли в первые месяцы депортации, не дожив до конца 1944 года. Мама без сознания в такую жару с умершим братом пролежала три дня. Пока ее не увидели взрослые».

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупированном немцами Крыму, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах из-за отсутствия нормальных условий проживания (в первые годы люди жили в бараках и землянках, не имели достаточного пропитания и доступа к медицинскому обслуживанию). Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы. Так, по данным ОСП УзССР только «за 6 месяцев 1944, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года умерло 16 052 чел. (10,6 %)».

В течение 12 лет до 1956 года крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах, в частности запрет на самовольное (без письменного разрешения спецкомендатуры) пересечение границы спецпоселения и уголовное наказание за его нарушение. Известны многочисленные случаи, когда люди приговаривались к многолетним (до 25 лет) срокам лагерей за то, что навещали родственников в соседних посёлках, территория которых относилась к другому спецпоселению.

Крымские татары были не просто выселены. Они подверглись предумышленному созданию для них таких жизненных условий, которые были рассчитаны на полное или частичное физическое и моральное уничтожение народа с тем, чтобы о них забыл мир, а сами они забыли к какому роду-племени принадлежат и ни в коем случае не помышляли о возвращении в родные края.

Тотальная депортация крымских татар была величайшим предательством со стороны советской власти, поскольку основная часть мужского населения крымских татар, призванная в армию, продолжала в это время воевать на фронтах за ту же советскую власть. На фронт в 1941 году было призвано около 60 тысяч крымских татар, 36 тысяч погибли, защищая СССР. Крыме того, 17 тысяч крымскотатарских парней и девушек стали активистами партизанского движения, 7 тысяч - участвовали в подпольной работе.

Нацисты сожгли 127 крымскотатарских деревень за то, что их жители оказывали помощь партизанам, 12 тысяч крымских татар убито за сопротивление оккупационному режиму, а более 20 тысяч - насильно угнаны в Германию.
Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

По окончательным данным, из Крыма было депортировано 193 865 крымских татар (более 47 тысяч семей).
После депортаций в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское, немецкое, греческое, армянское происхождение (всего более 90 % населённых пунктов полуострова). Крымская АССР была преобразована в Крымскую область. Автономный статус Крыма был восстановлен лишь в 1991 году.

В отличие от многих других депортированных народов, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989 года. Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце «Перестройки».

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕПОРТАЦИИ:
Крымскотатарский народ лишился:
- родного края, в котором предки, осваивая землю, с XIII века сформировались как народность, назвав свой край на родном языке Крымом, а себя крымскими татарами;
- памятников материальной культуры, созданной руками талантливых представителей народа в течение многих веков.
У крымскотатарского народа ликвидировали:
- начальные и средние школы обучения на родном языке;
- высшие и средние учебные заведения, специальные и профессиональные, технические училища с преподаванием на родном языке;
- национальные ансамбли, театры и студии;
- газеты, издательства, радиовещание и другие национальные органы и учреждения (Союзы писателей, журналистов, художников);
- научно-исследовательские институты и учреждения по изучению крымскотатарского языка, литературы, искусства и народного творчества.

У крымскотатарского народа уничтожены:
- кладбища и могилы предков с надмогильными камнями и надписями;
- памятники и мавзолеи исторических личностей народа.
У крымскотатарского народа отняты:
- национальные музеи и библиотеки с десятками тысяч томов на родном языке;
- клубы, читальни, молитвенные дома - мечети и медресе.

Фальсифицирована история формирования крымскотатарского народа как народности и уничтожена исконная топонимия:
- переименованы названия городов и сел, улиц и кварталов, географические названия местностей и т.п.;
- переделаны и присвоены народные легенды и другие виды народного творчества, созданные веками предками крымских татар.

Каждый год с 2014-го в эти дни начинается истерика по случаю очередной годовщины депортации крымских татар, высланных сразу после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году. Высланных за массовое, т.е. практически всем народом пособничество врагу. Старт этой истерики и спекуляции дал лично Владимир Путин в 2014 году, непонятно зачем решивший разыграть карту "жестоких" сталинских депортаций по отношению, якобы, невинным крымским татарам.

Попробуем разобраться в этой теме. То, что крымские татары сразу же хлебом, солью и молитвами благословения встретили оккупантов есть исторический факт. Об этом говорит множество документов, которые теперь старательно прячут, дотянувшись даже до учебников истории Крыма. Прячут с целью показать жестокость и немотивированность решения руководства СССР выслать народ — пособник нацистов.

Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар „Адольфа Эффенди" .

Манштейн Э. Утерянные победы. М. 1999. С. 238.

Из передовой статьи местной крымско-татарской газеты от 21 апреля 1942 года под названием «Победа за Вами» с поздравлениями по случаю дня рождения Гитлера:

«Привет тебе, великий посланник Бога, господин Адольф Гитлер! Сегодня, когда Вы перешагнули пятьдесят третий год Вашей жизни и начали пятьдесят четвертый год, год победы и успехов, горячий привет Вам от любящих Вас, ожидавших от Вас помощи и увидевших радость освобождения угнетенного татарского народа Крыма. (...) Вы, господин, сегодня стоите во главе победы. Победа будет за Вами!»

При этом еще до захвата Крыма две сформированные из крымских татар дивизии РККА №320 и 321 численностью 10 тыс. человек разбежались к октябрю 1941 года, т.е. дезертировали, оголив фронт перед немцами. А после оккупации из крымских татар во всех населенных пунктах были сформированы добровольческие отряды для помощи немецким оккупантам. Отряды эти занимались охраной лагерей советских военнопленных, борьбой с партизанами и советскими десантами и т.д.

Так или иначе прямо участвовали на стороне немцев порядка 20 тыс. крымских татар из числа мужчин. То есть около 9-10% от всего населения. Много это или мало, если исходить из общей довоенной численности в 218 тыс. человек? Понять нам поможет половозрастная пирамида РСФСР от 1939 года:

На ней я показал, что 9-10% от всего населения - это примерно 20% всего мужского населения. Или 12 призывных возрастов от 18 до 30 лет. То есть вся самая боеспособная часть мужчин перешла на службу к немцам. По этой причине утверждать, что к немцам перешло всего 10%, т.е. мало - это не верно. Верно, что перешло очень много - практически все, кто мог эффективно держать оружие.

Для сравнения за все годы войны в Крыму было мобилизовано 13,8% населения в Красную армию. А у татар 10% ушли на службу к оккупантам. И это при том, что с мая 1944 по май 1945 год крымских татар не мобилизовывали в РККА, а остальных продолжали отправлять на фронт в то время, как татары поехали в глубокий тыл, пока весь народ продолжал проливать кровь за освобождение Родины.

То есть говорить о негуманности и жесткости депортации в этих условиях просто подло. Ведь пока иваны гибли еще целый год на войне, крымские татары поехали в Среднюю Азию, т.е. в тыл. По этой причине есть все основания полагать. что депортация в тех условиях был самый гуманный шаг из всех возможных для спасения крымско-татарского народа от физического исчезновения. Ведь "проклятый" Сталин мог никого не высылать. Достаточно было поступить с теми, кто служил нацистам и дезертировал из РККА по законам военного времени. То есть кого-то поставить к стенке, а кого-то отправить в лагеря на 10-25 лет.

Тогда что ждало крымских татар, когда 10% самых молодых и крепких мужчин были-бы изъяты из семей на время или навсегда? Тогда бы их точно ждало вымирание, причем за те самые 20-45 лет такой народ перестал бы существовать в реальности, а не в фантазиях либералов-антисоветчиков, которые уравнивают депортацию с геноцидом.

Так что зря крымские татары ежегодно поднимают этот вопрос. Не нужно им спекулировать на этом, противопоставляя свою судьбу судьбе всех народов России. Это нужно только нашим общим врагам, которые только рады сеять рознь на сложных вопросах истории.

Свидетельства зверств крымских татар в годы войны

Крымские татары зря поднимают тему своей невиновности в годы Великой Отечественной войны. Кто сеет ветер, тот пожнет в ответ бурю.
Фрагменты из сборника документов, посвященных крымско-татарскому коллаборационизму из документа КГБ СССР отсылающий к тем событиям.








Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза. Произошло это сразу же после освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков. Официальной причиной акции назвали преступное содействие многих тысяч татар оккупантам.

Коллаборационисты Крыма

Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:

Дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944; - неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах; - угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма; - угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.

В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.

Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma - вспомогательная полиция, а по сути - карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».

Основные обвинения

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза.
Произошло это сразу же после освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков. Официальной причиной акции назвали преступное содействие многих тысяч татар оккупантам.

Коллаборационисты Крыма

Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:

Дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944;
- неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах;
- угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма;
- угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.

В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.

Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma – вспомогательная полиция, а по сути - карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».

Основные обвинения

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Ирина Симоненко

Ежегодно 18 мая крымские татары отмечают День памяти жертв депортации. Стараниями украинских политтехнологов и их кураторов, из изначального дня скорби депортации крымских народов, этот день методично и целенаправлено превратился в День памяти жертв исключительно крымско-татарского, «без вины наказанного» народа.

Особенно циничны слова Петра Порошенко «Мы обязаны дать крымским татарам право на самоопределение в рамках единого украинского государства. Это то, что мы задолжали крымским татарам. Украинская власть это должна была сделать по крайней мере 20 лет назад. И сейчас ситуация была бы совершенно другой».


К слову того самого определения, как бы ни просили и не умоляли «представители» киевских крымских татар, им никогда не получить. Этот народ для Киева всегда был инструментом для манипуляций. И дальше обещаний за всю историю Украины дело не доходило, только раз за разом «подчеркивается необходимость внесения изменений в 10 раздел Конституции Украины», но в реальности этого никогда не допустит.

Украина состоит из разных областей, которые когда-то принадлежали Речи Посполитой, Турции, Российской империи. И если крымские татары получат самоопределение о котором с упоением рассказывает Гарант Конституции каждое 18 мая, то такой же «автономии» вполне способны возжелать и в Закарпатье. А там и дальше по цепочке незалежна может лишиться всех своих земель.

Украинские политики продолжают водить за нос крымскотатарский народ обещая свою землю, свое правительство и золотые горы. Но даже на бумаге оформить такие изменения в отношении уже утерянной территории Крыма, по-прежнему не желают, откладывая принятие документа еще на год, два, три. И так до бесконечности.

Сегодня число исторических мистификаций, связанных со «сталинской высылкой народов» только нарастает и донные эксперты уже называют это «спланированным геноцидом».

Не будет лишним будет разобраться в этом вопросе. Каковы были причины депортации? Что на самом деле происходило на территории Крыма в годы войны? Осталось очень мало живых свидетелей тех событий, которые могли бы поведать о том, как всё было на самом деле. Но и того что рассказывают не многочисленные очевидцы, и то что записано в советских и немецких хрониках достаточно что бы понять, что переселение было единственным и наиболее верным решением.

Хотелось бы сразу расставить точки над i - я ни в коем случае не хочу сказать, что все крымские татары плохие. Множество крымских татар доблестно защищало общую советскую Родину в рядах Красной Армии, в рядах крымских партизан превращали жизнь немецких и румынских нацистов в Крыму в ад, тысячи были награждены государственными наградами. Их подвиги заслуживают отдельного поста. Здесь, я хочу разобраться в том, почему случилось то, что случилось.

Депортация обосновывалась фактами участия народа в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.

Из 200 000 всего крымско-татарского населения, 20 000 стали бойцами вермахта, карательных отрядов, и иными способами перешло на службу немецким оккупантам, то есть практически все мужчины призывного возраста, о чем свидетельствуют доклады немецкого командования. Как бы ужились они с вернувшимися с фронта красноармейцами, что бы с ними сделали ветераны войны, узнав о том, что творили татарские каратели на территории Крыма во время немецкой оккупации? Началась бы резня, и переселение было единственным выходом из сложившийся ситуации. А мстить красноармейцам было за что, и это не советская пропаганда, фактах об их зверствах предостаточно как с советской, так и с немецкой стороны.

Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьём 12 советских парашютистов.

4 февраля 1943 года крымско-татарскими добровольцами из селений Бешуй и Коуш захватили четырёх партизан из отряда С.А.Муковнина.

Партизаны Л.С.Чернов, В.Ф.Гордиенко, Г.К.Санников и Х.К.Киямов были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.

Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким властям.

Начиная с весны 1942 года на территории совхоза «Красный» действовал концентрационный лагерь, в котором за время оккупации было замучено и расстреляно не менее 8 тыс. жителей Крыма.

Концентрационный лагерь был крупнейшим фашистским концлагерем времён Великой Отечественной войны на территории Крыма, в котором за годы оккупации было замучено около 8 тысяч советских граждан.

Немецкую администрацию в нем представляли комендант и врач.

Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона, которых начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал для выполнения «самой грязной работы».

С особенным удовольствием будущие «невинные жертвы сталинских репрессий» издевались над идеологически неправильными пленными. Своей жестокостью они напоминали татарскую орду далёкого прошлого, и отличались особо «творческим» подходом к вопросу уничтожения заключенных. В частности, матерей с детьми не раз топили в ямах с фекалиями, вырытых под лагерными туалетами.

Также практиковалось массовое сожжение: живых людей, связанных колючей проволокой, складывали в несколько ярусов, обливали бензином и поджигали. Очевидцы утверждают, что «больше всего везло тем, кто лежал снизу» - они задыхались под весом человеческих тел еще до казни.

За прислужничество немцам многие сотни карателей из числа крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утверждёнными Гитлером — «За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобождённых областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования».

Так, согласно отчёту Симферопольского мусульманского комитета, за 01.12.1943 — 31.01.1944 года:

«За заслуги перед татарским народом Германским командованием награждены: знаком с мечами II степени, выпущенным для освобождённых восточных областей, председатель Симферопольского татарского комитета Джемиль Абдурешид, знаком II степени Председатель отдела религии Абдул-Азиз Гафар, работник отдела религии Фазыл Садык и Председатель Татарского стола Тахсин Джемиль».

Джемиль Абдурешид принимал активное участие в создании Симферопольского комитета в конце 1941 г. и, в качестве первого председателя комитета, проявил активность в деле привлечения добровольцев в ряды германской армии.

В ответной речи председатель татарского комитета Джемиль Абдурешид сказал следующее:

«Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера — величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил за освобождение угнетённых народов».

10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасу-базара:

«Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа — это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира — газы Адольф Гитлер.

Наши предки пришли с Востока, и до сих пор мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идёт к нам с Запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло на Западе. Это солнце — Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом, и Вы, опираясь на незыблемость великого германского государства, на единство и мощь германского народа, несёте нам, угнетённым мусульманам, свободу. Мы дали клятву верности Вам умереть за вас с честью и оружием в руках и только в борьбе с общим врагом.

Мы уверены, что добьёмся вместе с Вами полного освобождения наших народов из-под ига большевизма.

В день Вашего славного юбилея шлём Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока."

Абдул-Азиз Гафар и Фазыл Садык, несмотря на свои преклонные лета, проводили работу среди добровольцев и проделали значительную работу по налаживанию религиозных дел в Симферопольском районе.

Тахсин Джемиль в 1942 г. организовал Татарский стол и, работая в качестве его председателя до конца 1943 г., оказывал систематическую помощь «нуждающимся татарам и семьям добровольцев».

Помимо этого, личному составу крымско-татарских формирований предоставлялись всяческие материальные льготы и привилегии. Согласно одному из постановлений Главного командования вермахта, «всякое лицо, которое активно боролось или борется с партизанами и большевиками», могло подать прошение о «наделении его землёй или выплате ему денежного вознаграждения до 1000 руб.»

При этом его семья должна была получать от отделов социального обеспечения городского или районного управления ежемесячную субсидию в размере от 75 до 250 руб.

После опубликования 15 февраля 1942 года Министерством оккупированных восточных областей «Закона о новом аграрном порядке» всем татарам, вступившим в добровольческие формирования, и их семьям стали давать в полную собственность по 2 гектара земли. Немцы предоставляли им лучшие участки, отнимая землю у крестьян, которые не вступили в эти формирования.

Как отмечалось в уже цитированной докладной записке наркома внутренних дел Крымской АССР майора госбезопасности Каранадзе в НКВД СССР «О политико-моральном состоянии населения Крыма»:

«В особо привилегированном положении находятся лица, входящие в добровольческие отряды. Все они получают зарплату, продовольствие, освобождены от налогов, получили лучшие наделы фруктовых и виноградных садов, табачные плантации, отобранные у остального нетатарского населения.

Добровольцам выдают вещи, награбленные у еврейского населения».

Все эти ужасы не выдумка советских политруков, а горькая правда. Можно привести ещё очень много примеров «невинности крымских татар» но эта статья не об этом.

Вся проблема в том, что современные татары не обязаны носить до конца своих дней клеймо предателей, ведь они тогда даже не родились. Так же и современные россияне не имеют отношения к депортации татар. Нам всем нужно жить дальше, жить в мире и согласии. А для этого нужно перестать рыдать о своём многострадальном прошлом, и задуматься о нашем общем будущем. Русский татарин и украинец должны вместе развивать экономику Крыма, перестать доставать скелеты из шкафов, обвиняя друг друга в том, что сделал прадед или прапрадед соседа.

А пока каждое 18-е мая крымские татары предоставляют отличный повод для всякого рода спекуляций со стороны украинского Меджлиса и их кураторов в Украине и дальше на запад, и благодаря их позиции «обиженных и угнетённых» используют как разменную монету для создания нестабильности в регионе.

Поделиться: