54 фз новый порядок применения ккт консультант. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Что такое онлайн-касса

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?

Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.

А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?

Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.

Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?

В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.

Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?

Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.

А считается ли встречным предоставлением товарообмен?

Да, считается.

Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.

Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?

Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.

В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?

Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.

Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?

Да, именно так.

Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?

Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.

Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).

По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.

Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».

При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.

Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" , содержатся в статье 1.1 Закона .

Таблица

Наиболее важные понятия

Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель - продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.

К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Новые понятия, используемые в законодательстве

Таким образом, понятно, что законом предусматривается:

Расширение электронного документооборота;

Использование новых автоматических устройств для расчетов;

Создание баз фискальных данных;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый "кабинет контрольно-кассовой техники".

Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.

Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.

Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.

Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.

Вместе с тем, для продавца - пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.

Применение контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ .

Таблица

Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").

Приведем перечень подобных товаров:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

Изменения в отношении применения ККТ

Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).

Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.

Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.

Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" . В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.

Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.

Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").

В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;

Наименование модели контрольно-кассовой техники;

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет");

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);

Наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.

Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Кроме заявления необходимо подать:

Заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;

Иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.

Соответственно, налоговый орган принимает решение:

О регистрации модели ККТ;

Об отказе в регистрации.

Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:

а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;

б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.

С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.

В данном реестре содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;

Наименование модели фискального накопителя;

Дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.

Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.

К заявлению необходимо приложить:

Копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;

Документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.

Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.

Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.

Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.

Введены новые требования к экспертным компаниям.

1. Состояние в реестре экспертных организаций.

В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:

Полное наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;

Наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.

2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.

Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.

3. Наличие чистых активов.

Чистые активы - это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.

Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ , п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ , п.1 Порядка , утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).

Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:

Обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;

Владельцы малого бизнеса неоднократно выражали недовольство необходимостью внедрения онлайн-касс , объясняя это тем, что им придётся понести дополнительные расходы на покупку, установку и обслуживание нового оборудования . Предприниматели не видят собственную выгоду, и считают, что онлайн-устройства нужны лишь для облегчения работы ФНС. Законодатели пошли навстречу, и разбили переход на несколько этапов. На сегодняшний день осталось перешагнуть последнюю ступень - в 2019 году современные аппараты будут установлены везде, где это предусмотрено законом.

Нужна онлайн-касса? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут!

Оставьте заявку и получите консультацию.

Что принёс 192-ФЗ: изменения в законе об онлайн-кассах с 3 июля 2018

На 01.07.2018 в законе 54-ФЗ было много неточностей, хоть большинство ИП и ЮЛ, попадающих под этот нормативный акт, установили кассы и зарегистрировали их к этой дате. Изменения в законе об онлайн кассах вышли 3 июля: был подписан закон, разъясняющий и уточняющий многие вопросы, обсуждаемые в 54-ФЗ. Кроме того, был дополнен список тех предприятий и частных предпринимателей, кто освобождается от применения ККМ насовсем.

Среди них и некоторые категории ИП на ПСН, получившие разрешение не использовать кассу. Основные изменения по 192-ФЗ:

  1. Расчётные операции, проведённые по безналу, теперь требуют применения кассовой техники. Если ранее под понятием «расчёты» понималось получение или выплата денежных средств наличными и через систему электронных платежей, то сейчас безналичные операции также считаются расчётными.
  2. Некоторые категории ИП на ПСН должны были установить современные ККТ уже в июне 2018, но 290-ФЗ предоставил им отсрочку до 01.07.2019 при условии выдачи покупателю чека или БСО с реквизитами, указанными в абз. 4-12 п. 1 статьи 4.7 ФЗ №54. После выхода 192-ФЗ, перечень видов деятельности, имеющих право на отсрочку, заметно сократился. Выбывшие из него категории взамен получили разрешение не устанавливать ККМ вообще, но обязательство выдавать клиенту расчётный документ осталось за ними.
  3. Изменения коснулись и правил установки ККМ для торговых автоматов. Если автоматическое устройство предназначено для оплаты услуг перевозки пассажиров и багажа, касса может быть установлена вне его корпуса при условии, что заводской номер на ней полностью читаем. В таком случае ККТ может не печатать чеки и не передавать их по интернету, если пользователь не предоставил свою почту или номер мобильного.
  4. Если дисплей вендингового автомата выдаёт QR-код, который содержит все данные об операции, то с 01.02.2020 чек также может не выдаваться. Однако это условие не распространяется на реализуемую продукцию с обязательной маркировкой, подакцизные и технически сложные товары.
  5. В обиходе появился фискальный накопитель (ФН) со периодом использования 15 мес., и не исключено, что появятся устройства с другим сроком действия. Это обусловлено тем, что изменились требования к ФН в части периода действия главной памяти ККТ - менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.
  6. Нововведения обращены и к платёжным агентам, которые проводят операции через автоматическое оборудование. Они обязуются формировать чеки в бумажном либо электронном виде и предоставлять их своим клиентам. Помимо этого, они могут переслать клиенту информацию с идентификацией чека и адресом интернет-ресурса, чтоб он смог самостоятельно найти и напечатать расчётный документ.
  7. Страховщик, привлекающий клиентов через агентов или посредников, которые работают от его имени, но не числятся в штате и не оформлены, как организация или ИП, обязан оформлять чек или БСО и направлять его страхователю.

Условия заполнения чеков и БСО также изменились. Теперь QR-код стал обязательной составляющей расчётного документа, а цена за единицу продукции указывается исключительно в валюте РФ.

Также дополнился список требований к расчётным документам, предоставляемым при выдаче выигрыша в лотерею, при оплате за страховку и возмещении ущерба по страховому случаю. Эти требования изложены в п. 6.2 ст. 4.7 ФЗ № 54, но они вступают в силу только 01.07.2019.

Кто переходит на онлайн-кассы с 1 июля 2019 согласно изменениям в законодательстве?

К перечню «вмененщиков» и «патентщиков», которым разрешено установить кассу к 01.07.2019, добавились некоторые категории ИП с патентом.

В 2019 ряды ИП и ЮЛ на ЕНВД, использующих кассу, пополнят виды деятельности:

  • ветеринария;
  • перевозка багажа и людей;
  • услуги по аренде земли и оборудованных мест под торговлю и размещение предприятий общепита;
  • сдача парковочных мест на стоянках;
  • ремонт и техосмотр автомобилей и мототехники;
  • сдача внаём личной жилплощади;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские и т.д.).

Изменения по онлайн-кассам в 2019 году: алгоритм перехода

Из-за изменений в работе онлайн-кассы, в 2019 году по-прежнему действует усовершенствованный порядок установки и регистрации кассовой техники. Он охватывает несколько следующих этапов:

Не стоит забывать о том, что некоторым индивидуальным предпринимателям положены льготы на подключение и регистрацию кассового оборудования . ИП на ЕНВД и ИП на ПСН могут сократить расходы на установку кассы, обратившись за налоговым вычетом. Предприниматели, осуществившие переход до 01.07.2018, уже реализуют своё право на получение налогового вычета, а ИП, которым только предстоит поставить кассу в 2019, смогут оформить льготу по факту покупки и подключения кассы.

«Патентщики» отправляют в ФНС уведомление о намерении оформить вычет, и компенсируют средства путём возврата или перезачёта части налогового взноса. «Вменёнщики» вносят эту статью расходов в декларацию, и получают уменьшение налога за отчётный период, в котором касса была куплена и установлена. Сумма вычета за одну единицу ККТ составляет не более 18000 руб.

Изменения в работе с онлайн-кассами

По большому счёту, кассир-оператор выполняет ту же работу, что и раньше. Современные ККТ настраиваются таким образом, что выполнение всех законодательно требуемых функций осуществляется внутри устройства. Задачи кассира остались прежними:

  • формировать отчёты о закрытии и открытии смены;
  • добавлять товар в чек, сканируя его штрихкод, выбирая нужную позицию на экране POS-терминала или набирая его код на клавиатуре;
  • создавать чек, добавляя все позиции и подбивая итоговую сумму, печатать его на принтере и передавать копию покупателю.

Среди новых новых изменений в работе с онлайн-кассами, касающихся обязанностей продавца, можно отметить следующие:

  • следить за корректной работой онлайн-устройства;
  • отслеживать поступление сообщений об успешной или неуспешной передаче информации ОФД;
  • отмечать при формировании чека необходимость отправки клиенту его электронной версии на его почту или номер телефона (в том случае, если покупатель предоставляет такую информацию).

Кроме того, лицо, работающее с кассой, отслеживает срок необходимости замены

Чтобы легально открыть заведение или магазин на территории РФ нужно не только оформить ИП или ООО и позаботиться о всех необходимых лицензиях, но и подключить свое кассовое оборудование для передачи данных в налоговую по правилам Федерального закона 54 (текст закона «54 статья закона Российской Федерации»).

И самое важное - ваша программа учета должна корректно работать с фискальными регистраторами и поддерживать все требования закона, как это умеет

Что такое федеральный закон 54 ФЗ о применении контрольно кассовой техники?

Суть закона - предпринимателям нужно переходить на новую схему применения кассовых аппаратов. Новая ККТ должна печатать чеки, отправлять их копии на email покупателям и пересылать все данные оператору фискальных данных. В свою очередь, оператор обрабатывает информацию и передает ее в Федеральную налоговую службу.

Как говорится в новой редакции закона - все предприниматели обязаны поставить новое оборудование или модернизировать старое. С 1 июля 2018 года истекает последняя отсрочка и оснащение новыми ККТ станет обязательным для всех: интернет-магазинов, торговых автоматов и тем, кто оказывает услуги. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, на любой системе налогообложения: ПСН или ЕНВД.

Для чего нужен 54-ФЗ?

Следить за выручкой

Уменьшить число предпринимателей, которые до сих пор предпочитают работать «в тени», контролировать цены и предотвратить нечестную конкуренцию.

Уменьшить проверки

Налоговая получает всю информацию онлайн, нет необходимости ездить с проверками по любому поводу.

Экономить время

Автоматизировать работу с документами и отчетами, большую часть можно настроить в личном кабинете на nalog.ru.

Защитить покупателей

Что такое ОФД?

Новое промежуточное звено, посредник между вашим кассовым аппаратом и федеральной налоговой службой, - оператор фискальных данных (ОФД). Он принимают зашифрованную информацию по чекам от предпринимателей и перенаправлять ее в налоговую.

Как это происходит?

Ваша система учета передает данные в ККТ.

ККТ отправляет информацию в ОФД.

ОФД передает данные в федеральную налоговую службу (ФНС).

Как применение ККТ будет выглядеть на практике?

План действий
Кратко что надо: зарегистрировать персональный аккаунт на nalog.ru, оставить заявку на фискализацию вашей кассы и заверить ее электронной подписью. После получения ваших данных, налоговая присвоит вам уникальный регистрационный номер.

1. Регистрация ККТ
Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя в налоговой инспекции. Сейчас онлайн кассы 54 ФЗ можно свободно зарегистрировать через кабинет ККТ на сайте nalog.ru, без необходимости являться лично в налоговую инспекцию. Однако для этого вам обязательно понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП).

2. Получить электронную подпись
КЭП можно получить, обратившись в любой из удостоверяющих центров на сайте Минкомсвязи или через некоторые ОФД, например Taxcom или Онлайн-касса.ру.

Цена: 1500–5000 руб., в зависимости от надежности компании, техподдержки и дополнительных возможностей. Эта подпись вам также понадобится для заключения договора с ОФД в режиме онлайн. Срок действия КЭП - 1 год.

Доступ к кабинету ККТ можно получить через меню «Личные кабинеты организаций и ИП» на nalog.ru. После заполнения всех полей, вам нужно лишь подписать форму уже сформированным КЭП для онлайн-касс.

3. Заключить контракт с ОФД
Прежде чем зарегистрировать ККТ на сайте налоговой инспекции, вы должны заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных (ОФД) и обеспечить подключение кассового терминала к интернету.

ОФД - организация, которая берет на себя работу по сбору данных, передаваемых ККТ нового поколения. Заключение договора с ОФД - обязательно для выполнения 54-ФЗ. Полный список ОФД, внесенных в реестр доступен на сайте ФНС kkt-online.nalog.ru. Не забудьте выбрать свой регион, когда будете скачивать список операторов. Цена годового договора обслуживания одной ККТ в среднем - 3000 руб.

Важно! ОФД могут исключить из реестра, но у вас будет 20 дней для подписания договора с другим оператором. Это время касса будет работать в автономном режиме и накапливать данные.

Когда закон 54 ФЗ о ККТ разрешает не передавать данные ОФД?

Если данные на печатном чеке отличаются от тех, что указаны в электронном, клиент может пожаловаться в налоговую.

Что такое электронный чек?

Копия бумажного чека с такой же юридической силой. Электронный чек высылают покупателю, если он предоставил свой номер телефона или эл. почту, а также попросил электронный чек до момента оплаты товара. Или в случае, если клиент покупает товар в интернет-магазине и рассчитывается электронным платежом.

Нужно ли полностью менять ККТ?

Покупка новой ККТ грозит не только начинающим предпринимателям, но и тем, кто сейчас использует устаревшую или непопулярную ККТ, которую не планируют модернизировать. Рекомендуем, как можно скорее узнать у производителей соответствие ККТ закону 54, а именно.

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте настоящей статьи.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов и настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети "Интернет" и сетей связи.

Положения статьи 2 закона №54-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники
    5. При замене оператора фискальных данных и внесении изменений в иные сведения, введенные в контрольно-кассовую технику при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователем с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об изменении параметров регистрации, и все сформированные фискальные документы, по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.
  • Договор на обработку фискальных данных
    1. Договор на обработку фискальных данных заключается между оператором фискальных данных и пользователем, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также случая, если оператор фискальных данных и пользователь совпадают в одном лице.
  • Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности
    2. В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, реквизиты, указанные в абзацах шестнадцатом - восемнадцатом пункта 1 настоящей статьи, на кассовом чеке и бланке строгой отчетности могут не указываться.
  • Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей
    при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
Поделиться: