Заочная дуэль. Заочная дуэль Зенитная самоходная установка зсу 57 2

Идея установки зенитных орудий на самоходное шасси довольно стара. Первые зенитные орудия на самоходной платформе появились еще в годы Первой мировой войны, а уже в годы Второй мировой войны они получили широкое распространение. Особых успехов в создании ЗСУ добились немцы, создавшие множество различных зениток на подвижной платформе. Они же начали использовать шасси массового серийного танка Pz4 для установки на него различных вариантов башен с зенитными орудиями. Так в конце войны мелкими сериями на фронт попали ЗСУ«Wirbelwind» (4х20-мм орудия) и «Ostwind» (1х37-мм орудие). После войны идея установки зенитных орудий на шасси танков получила дальнейшее развитие. Далее в статье мы рассмотрим три ЗСУ, созданных на базе основных боевых танков: советскую ЗСУ-57-2, немецкую ЗСУ «Гепард» и в некотором роде экзотичную финскую ЗСУ Т-55 «Стрелок».

ЗСУ-57-2 (СССР)

В 1947 году в СССР под руководством конструктора В. Г. Грабина приступили к разработке спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, разрабатываемой на базе С-60 и предназначенной для установки на колесное или гусеничное шасси. При этом от колесного варианта установки отказались, оставив лишь гусеничный. В качестве базы был взят средний танк Т-54, машина получила название изделие 500, а в армейской классификации ЗСУ-57-2.

ЗСУ-57-2 представляла из себя легкобронированную гусеничную машину, имеющую вращающуюся башню, которая позволяла вести круговой зенитный огонь из автоматических пушек. Броневой корпус был разделен на 3 отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления размещалось слева в носовой части корпуса. В нем было расположено место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и в башне, силовое отделение располагалось в корме и отделялось от боевого специальной бронеперегородкой. Корпус сваривался из легких броневых листов толщиной в 8-13 мм. Экипаж состоял из 6 человек: механика-водителя, командира, наводчика, наводчика-установщика прицела, двух заряжающих для каждого из орудий, все они кроме водителя размещались в башне.

Немецкая ЗСУ «Wirbelwind» времен Второй мировой войны


Открытая сверху башня была сварной и размещалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки орудий в передней части корпуса были 2 амбразуры. Задняя стенка башни имела окно для выброса гильз и была выполнена съемной, что облегчало монтаж орудий. В походном положении сверху башня закрывалась складным брезентовым тентом, в котором были смонтированы 13 смотровых плексигласовых окон.

Автоматическая спаренная пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, обладающих одинаковым устройством. При этом детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики заключался в использовании энергии отдачи при коротком откате ствола орудия. Практическая их скорострельность составляла 100-120 выстрелов на ствол. Однако на практике продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40-50 выстрелов, после чего орудия необходимо было охладить.

Спаренное орудие оснащалось автоматическим, зенитным прицелом построительного типа. Данный прицел был предназначен для решения задачи по определению места встречи цели со снарядом при ведении огня. Для этого предварительно необходимо было определить и внести в прицел следующие данные: скорость цели (определялась по типу самолета), курсовой угол (определялся по видимому направлению движения цели) и наклонная дальность (определялась на глаз или при помощи дальномера).

Боекомплект зенитной установки состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, которые были размещены в специальных боеукладках в корпусе и башне. Большая часть боекомплекта (248 выстрелов) перед погрузкой в ЗСУ снаряжалась в обоймы и укладывалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Оставшиеся 52 выстрела в обоймы не снаряжались и складировались в специальном отсеке, расположенном под вращающимся полом башни. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами укладывались в корме башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм к орудиям осуществлялась заряжающими в ручном режиме.


ЗСУ-57-2 оснащалась 12 цилиндровым, V-образным, четырехтактным, дизельным двигателем жидкостного охлаждения. Дизель развивал мощность в 520 л.с. и разгонял установку по шоссе до 50 км/ч. Двигатель устанавливался перпендикулярно продольной оси ЗСУ на специальном постаменте, который был приварен к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя равнялся 38,88 литрам, а его масса составляла 895 кг.

Машина оснащалась 3 топливными баками общей емкостью в 640 литров, баки были расположены внутри корпуса. Дополнительные наружные баки емкостью по 95 литров устанавливались справа по ходу ЗСУ на надгусеничной полке, запас хода составлял 400-420 км. по шоссе. Механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел находилась в корме корпуса. Она включала в себя пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения, два планетарных механизма поворота, две бортовых передачи, приводы компрессора и вентилятора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ-26Э, а внутренняя при помощи танкового переговорного устройства ТПУ-47. Установленная на самоходке радиостанция обеспечивала надежную связь при движении на дистанции в 7-15 км., а в режиме остановки на дистанции в 9-20 км.

ЗСУ «Гепард» (ФРГ)

В начале 60-х годов прошлого века бундесвер заинтересовался возможностью создания новой ЗСУ, которая бы была в состоянии бороться с авиацией противника в любое время суток. В ходе разработки конструкторы и военные остановили свой выбор на модифицированном шасси основного боевого танка Леопард-1 и спаренной 35-мм орудийной установке. Созданная боевая машины 5PZF-B, приглянулась также армиям Бельгии и Нидерландов. В итоге бундесвер заказал 420 ЗСУ 5PZF-B «Гепард», Нидерланды 100 5PZF-C, оборудованных собственными РЛС, а Бельгия 55 машин.

ЗСУ «Гепард»


ЗСУ «Гепард», имеющая на вооружении спаренную 35-мм зенитную установку, предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями на наклонных дистанциях от 100 до 4 000 м. и на высотах до 3 000 м., которые летят со скоростями до 350-400 м/с. Также установка может использоваться для борьбы с наземными целями на удалении в 4 500 м. ЗСУ предназначается для прикрытия механизированных частей бундесвера на марше на открытой местности со сложным рельефом. Выполнению данной задачи как нельзя лучше способствовало шасси танка «Леопард», которое было положено в основу «Гепарда». ЗСУ была принята на вооружение в 1973 году.

Корпус ЗСУ «Гепард» имел сходство с корпусом основного боевого танка «Леопард 1», но обладал облегченным бронированием. Основное различие заключалось в установке дополнительного двигателя мощностью в 71 кВт, который использовался для обеспечения энергией электрооборудования установки. Место механика-водителя располагалось впереди справа, слева от него находилась вспомогательная силовая установка, башня располагалась в центре корпуса, а МТО в корме. Машина имела подвеску торсионного типа, состоящую из 7 сдвоенных опорных катков и 2 поддерживающих, направляющие и ведущие колеса заднего расположения. Поисковый радар, смонтированный в задней части башни, в случае необходимости можно было сложить. Радар сопровождения целей расположен в передней части башни.

Артиллерийская часть «Гепарда» состоит из двух 35-мм орудий Oerlikon KDA и механизма двойного ленточного питания, который позволяет вести огонь снарядами различных типов. Пушки смонтированы в баше кругового вращения и могут наводиться в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод орудий полностью электрический, но на случай выхода из строя имеются и приводы механической наводки. Общий темп стрельбы установки составляет 1100 выстрелов в минуту (по 550 на ствол).

Каждая пушка имеет специальный датчик, которые измеряет начальную скорость полета снаряда, передавая затем эти данные бортовой СУО. Боекомплект установки состоит из 680 выстрелов, из которых 40 являются бронебойными. Для того чтобы сменить тип боеприпасов, наводчику необходимо лишь несколько секунд. Стреляные гильзы в ходе стрельбы удаляются автоматически. Наводчик может самостоятельно устанавливать требуемые режимы стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, либо очередями по 5 или 15 выстрелов, либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы не превышает 4 км. Дополнительно ЗСУ «Гепард» оснащается двумя блоками дымовых гранат (по 4 гранатомета в каждом), которые крепятся на бортах башни.

ЗСУ Т-55 «Стрелок»


«Гепард» оснащается двумя РЛС – станцией обнаружения целей MPDR-12 и РЛС сопровождения целей «Альбис». Дальность их действия составляет 15 км. Во второй половине 70-х годов прошлого века в Германии также была разработана новая версия РЛС целеуказания MPDR-18S, обладающая дальностью обнаружения в 18 км. Обе РЛС работают независимо друг от друга, что позволяет независимо осуществлять сопровождение выбранной для обстрела цели и поиск новых воздушных объектов. Для ведения огня в условиях сильного радиоэлектронного подавления у командира и наводчика машины имеются оптические прицелы с 1,5 и 6 кратным увеличением.

После того как цель появилась на экране, происходит ее идентификация. В том случае, если это самолет, то следить за ним начинает РЛС сопровождения целей, расположенная на башне. При необходимости данную РЛС можно развернуть на 180°, укрыв ее, таким образом, от воздействия осколков. Наведение орудий на цель происходит автоматически, в тот момент, когда цель входит в зону поражения, экипаж ЗСУ получает соответствующий сигнал и открывает огонь, такой режим позволяет экономить боеприпасы. На полную перезарядку магазинов орудий требуется о 20 до 30 минут.
ЗСУ «Гепард» оснащается навигационным оборудованием, средствами связи, средствами противохимической и противоатомной защиты, а также механизмом автоматического приведения машины из походного в боевое положение. Часть машин бала оснащена лазерными дальномерами компании Siemens.

ЗСУ Т-55 «Стрелок» (Финляндия)

ЗСУ Т-55 «Стрелок» появилась на свет в результате тесной кооперации нескольких известных европейских компаний. Данная система была полностью разработана итальянской компанией «Маркони», которая в частности поставила собственный радар для данной ЗСУ. В качестве основного вооружения были использованы швейцарские 35-мм автоматические пушки Эрликон, такие же установлены на немецком «Гепарде». Базой для ЗСУ стал танк Т-55АМ польского производства. В финской армии данная ЗСУ получила индекс ItPsv 90, где 90 это год принятия ЗСУ на вооружение. Машина считается достаточно эффективной, процент поражения ей целей оценивается в 52,44%, что является очень высоким показателям для такого рода машин.

Сама концепция боевого модуля, используемого на ЗСУ, была разработана в Великобритании в 90-х годах пошлого века. Данный модуль мог устанавливаться на шасси танка Chieftain, однако британской армии такая ЗСУ оказалась не нужна. При этом созданный модуль мог устанавливаться на обширное количество шасси различных танков: новый Challenger, экспортный Vickers Mk3, старый Centurion, американский M48, немецкий Leopard 1, советский Т-55, китайский Тип 59 и даже южноафриканский G6. Но востребованным оказался лишь вариант с установкой на шасси польской модификации Т55 – Т55АМ. Финляндия заказала для своей армии 7 таких машин.

ЗСУ Т-55 «Стрелок»


Основное предназначение ЗСУ Т-55 «Стрелок» - это борьба с низколетящими самолетами, вертолетами и БПЛА противника. Эффективная дальность стрельбы составляет 4 км. При этом РЛС компании Маркони в состоянии засекать цели на расстоянии до 12 км, осуществлять слежение за ними с дистанции в 10 км, а с 8 км. включать лазерный дальномер. Темп стрельбы орудий составляет 18 выстрелов в секунду (по 9 выстрелов на ствол). Помимо основного вооружения каждая ЗСУ оснащается 8 дымовыми гранатометами.

Помимо борьбы с воздушными целями, установка в состоянии поражать и легкобронированные наземные цели, для этого в ее боезапасе имеется 40 бронебойных снарядов. Общий боезапас ЗСУ Т-55 «Стрелок» состоит из 500 снарядов. Созданная машина получалась совсем нелегкой. Она существенно превзошла своего донора – средний танк Т-55. В отличие от Т-55АМ, который весит 36 тонн, ЗСУ –55 «Стрелок» обладает массой в 41 тонну. Увеличение массы машины заставило разработчиков форсировать двигатель до 620 л.с. (номинальная мощность двигателя Т-55АМ составляет 581 л.с.).

История создания

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60 , предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.

Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500 , а армейское - ЗСУ-57-2 .

Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным книги "История... ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.

Конструкция

ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основые части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка
башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола.

Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки-автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость кажого - 95 л. Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя -танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Боевое применение

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту, Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».

Сравнение

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него - никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.

Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Проекции

Тактико-технические данные

Калибр, мм
Число автоматов
Индекс артчасти
Тип автомата
Вес снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м/с
Боекомплект, выстр.
Общий вес автоматов, кг


ЗСУ-57- 2 появилась в ноябре 1957 года. Это была первая советская послевоенная зенитная самоходная установка в больших масштабах принятая на вооружение. Название ЗСУ 57 2 означает, что данная боевая машина является зенитной самоходной установкой, калибр каждой из двух ее пушек составляет 57 мм.
Шасси ЗСУ-57-2 является вариантом, который используется на танке Т-54, с более тонкой броней и меньшим (на одно с каждой стороны) количеством колес, хотя длина гусениц оставлена прежней. Корпус - стальной, полностью сварной. Место механика-водителя расположено слева в передней части корпуса, места остальных членов расчета находятся в открытой башне. Двигатель и трансмиссия - в задней части корпуса. Подвеска торсионного типа с ведущим колесом в задней части и направляющим - в передней, с четырьмя дорожными катками, поддерживающие катки не устанавливаются. Так как ЗСУ 57-2 легче, чем Т-54, с таким же шасси, она имеет более высокое отношение мощность/масса (18,56 л.с. на тонну) и более низкое давление на грунт. Для того чтобы увеличить запас хода до 595 км, могут быть установлены дополнительные топливные баки.
Установка использует те же боеприпасы, что и широко распространенная 57-мм буксируемая пушка С-60. Угол вертикального наведения –от -5 до +85°, башня вращается на 360°, скорость вращения башни составляет 30° в секунду, в случае неисправности возможно ручное управление пушкой.

Каждая пушка имеет темп стрельбы от 106 до 120 выстрелов в минуту, боевая скорострельность составляет 70 выстрелов в минуту. Боеприпасы подаются раздельно в каждую пушку обоймами по 4 снаряда. Отработанные гильзы и обоймы попадают на ленту конвейерного типа, расположенную под пушкой, которая выбрасывает их в специальную проволочную корзину, размещенную снаружи в задней части башни.
Применяются следующие типы боеприпасов: осколочные трассирующие и бронебойные трассирующие Осколочные трассирующие используются в основном при ведении огня по воздушным целям; бронебойные, способные пробить 96-мм броню на дальности до 1000 м, используются для поражения бронированной техники, такой как танки и бронетранспортеры. По воздушным целям установка может вести эффективный огонь на дальности до 4000 м, при максимальной высоте цели 8800 м. Максимальная горизонтальная дальность составляет 12000 м, однако на такой дальности управление огнем проблематично. Установка была широко распространена в СССР, впоследствии на смену ей пришла ЗСУ 23-4. ЗСУ 57-2 использовалась также вооруженными силами Анголы, Алжира, Болгарии, Кубы, ГДР, Египта, Эфиопии, Финляндии, Венгрии, Ирана, Ирака, Северной Кореи, Польши, Румынии, Сирии и Югославии. В 1982 г. сирийская армия активно использовала ее в качестве средства огневой поддержки во время войны в Ливане.


После окончания Великой Отечественной войны, критически оценивая опыт боевого применения войсковых средств ПВО, советские военные специалисты не могли не признать низкую эффективность зенитных подразделений танковых и механизированных частей и соединений. Беда нашей войсковой ПВО подвижных частей и соединений заключалась как в слабой организационной структуре зенитных подразделений (в составе танковой бригады имелась лишь зенитно-пулеметная рота, вооруженная девятью зенитно-пулеметными установками 12,7 мм ДШК), так и в несоответствии вооружения зенитно-артиллерийских дивизионов (задн) танковых и механизированных корпусов, укомплектованных буксируемыми 37 мм зенитными пушками 61-К или 25 мм 72-К, маневренному характеру боевых действий этих соединений. Действительно, зенитно-артиллерийские подразделения, вооруженные упомянутыми орудиями, зачастую просто не успевали развернуться с марша на огневых позициях для отражения воздушного нападения авиация противника на танковые и мотострелковые подразделения. В связи с завершением серийного производства 25 мм и 37 мм зенитных пушек 72-К и 61-К, исходя из анализа опыта боевых действий войсковой ПВО в минувшей войне, СМ СССР 9 апреля 1947 г. издал постановление № 935-288сс о создании новой 57 мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения (ЦНИИАВ, в последствии - ЦНИИ-58, г. Королев Московской области) под руководством известного конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина. Проектирование шасси и установки в целом поручалось отделу главного конструктора завода № 174 (г. Омск, ныне ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения"). К ноябрю того же года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. В ЦНИИАВ, тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57 мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57 мм зенитной пушки С-60, созданной в ЦННИАВ в 1944 г. В 1948 г. был собран опытный образец С-68 (так назвали спаренное орудие), который и был представлен на испытания совместно с электроприводом ЭСП-76. Испытания прошли в целом удовлетворительно. Дальнейшая работа по созданию ЗСУ продолжилась на основании постановления СМ СССР № 2252-935сс от 22 июня 1948 г. В соответствии с ним ответственность за создание и подготовку к производству ЗСУ возлагалось на ОГК завода № 174. Общее руководство проектом осуществлял ведущий конструктор ОГК Э.Ш. Палей. Шасси установки, которой был присвоен заводской индекс "объект 500", было решено проектировать на основе узлов и механизмов нового среднего танка Т-54, что было вполне оправдано с точки зрения унификации производства образцов бронетанковой техники. В качестве артиллерийской части рекомендовалось использовать 57 мм спаренную автоматическую зенитную пушку С-68 разработанную в ЦНИИАВ. В начале 1949 г. в Научно-технический комитет бронетанковых и механизированных войск Министерства Вооруженных Сил СССР (НТК БТ и МВ ВС СССР) был представлен совместный проект ОГК завода № 174 и ЦНИИАВ и комплект технической документации новой ЗСУ. После его рассмотрения и одобрения руководством НТК БТ и МВ, ОГК приступил к отработке рабочих чертежей и сборке опытного образца, начавшаяся уже в мае 1949 г. Однако, в виду того, что конструкторы ОГК при сопряжении проектов орудия С-68 и шасси установки столкнулись с неожиданными трудностями, первый опытный образец был готов только к июню 1950 г. С конца июля по ноябрь того же года проходили заводские испытания новой установки, которые были признаны неудовлетворительными. В течении месяца в проектную и техническую документацию по итогам испытаний были внесены необходимые изменения и к концу декабря 1950 г. был изготовлен второй опытный образец машины, который и был представлен в феврале 1951 г. на государственные испытания. Испытания продолжались включительно по март того же года и по их итогам объект 500 был признан не отвечающим в полной мере тактико-техническим требованиям НТК БТ и МВ. Работа по устранению недостатков в ОГК завода № 174 была проведена в период апрель - май 1951 г. и в начале июня 1951 г. на заводе приступили к изготовлению серии опытных ЗСУ в количестве шести единиц, которые были представлены для прохождения войсковых испытаний. По итогам войсковых испытаний конструкция ЗСУ была признана в общем удовлетворительна, но с большим количеством указаний на недостатки, устранение которых затянулось до начала 1953 г. В апреле 1953 г. доработанный образец ЗСУ был представлен на контрольно-сдаточные испытания, по итогам которых представители заказчика в очередной раз выявили ряд недостатков. Наконец, в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки после испытаний стрельбой и пробегом был рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Постановлением СМ СССР № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом объект 500 была принята на вооружение под названием 57 мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Серийное производство ЗСУ-57-2 было организованно на заводе № 174 в сентябре 1956 г. и продолжалось до начала 1960 г. Производство артиллерийской части С-68 было размещено на производственных мощностях завода №1001 (г. Красноярск, ныне ОАО "Красноярский машиностроительный завод") . Всего было изготовлено 867 ЗСУ-57-2. Установками комплектовались зенитно-артиллерийские батареи танковых полков. Машина поставлялась на экспорт в армии государств - участников организации Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.
ЗСУ-57-2 относится к классу легкобронированных гусеничных боевых машин, в состав которой входят бронированный корпус, вращающаяся открытая башня с установленной в ней артиллерийской частью, силовая установка, ходовая часть, трансмиссия, электрооборудование и средства связи. В корпусе размещены отделение управления, частично боевое отделение и силовое отделение. Корпус собирался посредством сварки из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний бронелист был съемный. В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57 мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Качающаяся часть С-68 состояла из двух 57 мм автоматов по устройству аналогичных качающейся части автоматической зенитной пушки С-60, противооткатных устройств (ПОУ) и люльки Узлы и механизмы правого автомата представляли из себя зеркальное отражение левого. Работа автоматика была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Ствол-моноблок состоял из трубы, копира и дульного тормоза. С боков казенной части были выполнены фигурные вырезы в форме профиля снаряда. Поршневые продольно скользящие затворы располагались в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в корпусе затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический, веретенного типа. Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Прицельные приспособления - автоматические зенитные, построительного типа. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП. Необходимо отметить, что эффективность стрельбы по воздушным целям батареи ЗСУ-57-2 по результатам была на порядок ниже показателей батарей 57 мм буксируемых зенитных пушек С-60, из-за невозможности применения штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО).

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 6
2 Вооружение 57 мм автоматическая спаренная зенитная пушка С-68
3 Длина ствола клб. 76,6
4 Масса артиллерийской части кг 4500
5 Боекомплект шт. 300
6 Мощность двигателя В-54 л.с. 520
7 Масса двигателя кг 895
8 Максимальная скорость км/ч до 50
9 Боевая масса т 28,1
10 Запас хода по топливу км 420
11 Бронирование мм 8-13
12 Длина по корпусу мм 6220
13 Ширина мм 3270
14 Высота мм 2750
15 Дорожный просвет мм 425
16 Скорострельность выстр./мин. 105-120
17 Начальная скорость полета снаряда м/сек 1000
18 Дальность стрельбы при поражении наземных целей м 12 000
19 Дальность стрельбы по высоте м 8 000
20 Вес осколочного снаряда кг 2,8
21 Угол возвышения минимальный град. - 5
22 Угол возвышения максимальный град. +85
23 Угол горизонтальной наводки град. 360
24 Бронепробиваемость максимальная мм 110
25 Средства связи: радиостанция

переговорное устройство

1

1

10РТ-26Э

ТПУ-47

Вообще-то я-не настолько увлечён артиллерией, но каждый, кто интересуется применением работающей "по земле" авиации, время от времени зацепляет тему средств ПВО, и я тоже не стал исключением. По этому порождению советской конструкторской мысли в моём компе скопилась солидная подборочка, и я решил сделать очередную статью, посвящённую самоходной зенитной артустановке ЗСУ-57-2.Материал,по большей части-компилляция уворованного, но я не один так поступаю...:)

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54,однако нельзя сказать,что "одну башню убрали-поставили другую"(Т-54 всё же имел,насколько я помню, по пять опорных катков). В самоходном варианте машина получила заводское наименование - "Изделие 500", а армейское - ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. В 1955 году увидело свет постановление СовМина СССР № 216-131сс от 14.2.1955 «О принятии на вооружение Советской Армии зенитной самоходно-артиллерийской установки ЗСУ-57-2».
Серийное производство осуществлялось по одним данным на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год, по другим данным-в Омске производились только шасси для этой артустановки, а сами установки собирались на заводе №946.
ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины: броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого отделения перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Диаметр погона башни составлял 1800 мм. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.


В башне находилось 5 сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине)- наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При стрельбе сидения заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами.
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола. Охлаждение стволов было воздушным.
Ствол автомата состоял из трубы, копира и дульного тормоза. Труба представляла собой моноблок, выполненный за одно целое с казенной частью. На наружной поверхности казенной части трубы имелся продольный гребень для крепления копира. С боков на казенной части имелись вырезы по форме снаряда. Длина ствола с дульным тормозом - 4365 мм; длина нарезной части - 3560 мм; крутизна нарезов постоянная - в 35 калибров, всего нарезов - 24. Собранный ствол с накатником вставлялся в горловину люльки и с помощью двух секторных выступов на его казенной части соединялся со ствольной обоймой.
Поршневой продольно скользящий затвор располагался в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в остове затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический веретенного типа. Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Длина отката 325 - 370 мм.
Качающаяся часть пушки состояла из двух параллельно расположенных автоматов, соединенных между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф, представляющих собой большой шарикоподшипник. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости. Детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого.
Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Наведение электрогидравлическим приводом осуществлялось от электродвигателя постоянного тока через универсальные гидравлические регуляторы скорости. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.
При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную. Боекомплект состоял из осколочно-трассирующих гранат и бронебойно-трассирующих снарядов. Механизм замкнутости позволял вести огонь двумя способами: с блокировкой последнего выстрела в обойме и без блокировки.
Заряд для всех снарядов одинаков - 1,18 кг пироксилинового пороха, масса выстрела 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы 12 км, осколочные снаряды снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12 - 16 с, что обеспечивало наклонную дальность 6,5 - 7 км. Один из европейских производителей 57-мм снарядов выпускает сейчас осколочно-фугасные, осколочно-фугасные зажигательные, осколочно-фугасные зажигательные трассирующие, бронебойные трассирующие и практические выстрелы. Время горения трассера составляет 10 секунд. В осколочно-фугасных «моделях» предусмотрено снаряжение снаряда 153 граммами ВВ. В качестве снаряжения используются гексоген и металлизированный гексоген (в смеси с алюминиевой пудрой).
Согласно расчётам оборонного НИИ-2 ПВО среднее число попаданий 57-мм снарядов, необходимых для уничтожения реактивного двухдвигательного фронтового бомбардировщика «Канберра» составляло 1,7, а на истребитель хватало и 1 попадания.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг. Этот двигатель обеспечивал машине максимальную скорость 48-50 км/ч.
Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого - 95 л.
Запас хода по грунтовой дороге составлял 300-320 км, по шоссе-400-420 км.
Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.
Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков. Вес ЗСУ составлял 28 тонн. Длина с пушкой составляла 8460мм, длина корпуса 6220 мм, ширина 3270 мм, высота (по тенту) 2750 мм,клиренс-425мм.
Основным источником энергии служил генератор постоянного тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин. Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей 6МСТ-140 или 6СГЭН-140М напряжением 12 В.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.
Угол вертикальной наводки составлял от -5 до 85°,скорость вертикальной наводки равнялась 20°/сек, горизонтальной- 30°/сек.
Пределы работы автоматического прицела были следующими: скорость цели-до 350 м\сек, наклонная дальность-5500 м, угол пикирования-от 0 до 90 °, угол кабрирования- от 0 до 70°
Для преодоления водных преград артустановкой ЗСУ-57-2 могло быть использовано плавсредство ПСТ.Я не знаю, кто его создал, но предполагаю, что руку к этому приложил конструктор Анатолий Фёдорович Кравцев.В сообществе shushpanzer была как-то статья о советских навесных плавсредствах для бронетехники. в комментариях к этой статье немеряно улюлюканья иронии и сарказмов, зато до рассуждений на тему альтернативного решения снизошло то ли один, то ли два человека. Преодоление водных преград с упоминаемым "аксессуаром" могло производиться при волнении до 5 баллов. Стрельба из пушки - до 1,5 баллов (для ЗСУ-57-2 - стрельба по зенитным целям при волнении до 2 баллов). Вместе с ЗСУ-57-2 допускалась перевозка десанта с личным оружием до 40 человек, при нахождении десанта на палубе плавсредства стрельба из пушки запрещалась. Навешивание плавсредства ЗСУ-57-2 производилось силами экипажа за 35 минут, сброс осуществлялся мгновенно, без выхода экипажа из машины. Плавсредство ПСТ-54 перевозилось на четырех автомобилях типа ЗИС-151. ЗСУ-57-2 с плавсредством выглядела вот так:

На одном из западных сайтов у меня получилось выдрать несколько фоток, сделанных во время фотообхода установки. Они позволяют разглядеть некоторые части ЗСУ-57-2 "вблизи".


















Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Эффективность батареи ЗСУ-57-2 при стрельбе по воздушным целям была ниже, чем батареи пушек С-60,управлявшихся прибором ПУАЗО-6 от радиолокационной станции СОН-9. Кроме того, она не могла действовать на заражённой местности и вести огонь в движении. Вертолёты, оснащённые авиационными неуправляемыми и противотанковыми управляемыми ракетами, в то время ещё только-только проектировались, а, значит, летательными аппаратами, угрожавшими нашим танковым и мотострелковым частям были только самолёты, новые типы которых всё чаще оснащались турбореактивными двигателями. Темп стрельбы данной установки был признан недостаточным для противодействия реактивной авиации. Да и сам метод установления скорости цели «по типу самолёта» уже изначально предполагал наличие ошибки. Например, в начале 50-х авиация американского ВМФ имела на вооружении реактивные самолёты F-2H2 и F-9F, которые издалека было несложно спутать, а скорости их при полёте с подвесками для работы по наземным целям различались на 90 км/ч. Кроме этого, определение углов пикирования и кабрирования самолёта глазомерным способом требовало определённой натренированности расчёта. Постепенно стало понятно, что для ЗСУ нужны по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 °/с, а 50-100 °/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.
Однако и в зарубежных армиях не все самоходные зенитные артустановки обладали такой системой. Например, двуствольная 40-мм американская М42, поступавшая на вооружение армии США с 1954 года стала оснащаться ей только с 1956 года.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняла во время Вьетнамской войны. Вьетнамцы использовали эти установки и для противодействия авиации и для поражения наземных целей, причём их эффективность при работе «по земле» была отмечена западными военспецами.
Вот,например,эти установки сопровождают вьетнамскую танковую колонну:

а здесь- зенитная батарея выдвигается в район "димилитаризованной зоны" , явно планируя её "милитаризовать":

вьетнамские ЗСУ-57-2 работают по американской авиации:

Суровые вьетнамские зенитчики:

Погрузка боеприпасов в ЗСУ-57-2:

Американцы в различных источниках регулярно печатают фото одной из уничтоженных ЗСУ-57-2,представляя её то как уничтоженную бомбардировщиками В-52, то как уничтоженную штурмовиками А-37, то как уничтоженную ещё бог знает кем.

Находится этот "отголосок эха войны", как я понял, в районе деревушки под названием Ан-Лок.
После вьетнамской войны установки, находившиеся на вооружении армий Польши, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Ирана, КНДР, Кубы, Сирии, Финляндии и Югославии и регулярно использовались в различных военных конфликтах.

Польская ЗСУ-57-2:

ЗСУ-57-2, использовавшаяся в ходе боевых действий на территории бывшей Югославии.Я не уверен, но по-моему, эта установка использовалась боснийскими сербами.
А эта, ставшая музейным экспонатом,-работала на хорватов:

В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка "59";а не так давно, в журнале

Поделиться: