Приготовление щелочного электролита. Щелочные аккумуляторы. Особенности применения щелочных электролитов

Щелочные аккумуляторы – распространенный вид энергетического накопителя. В качестве электролита может быть использован водный раствор едкого натрия либо же едкого калия. Перед принятием решения об использовании таких акб необходимо изучить их особенности, плюсы.

Плюсовой электрод, входящий в состав щелочных автомобильных аккумуляторных батарей, состоит из гидроокиси такого компонента, как никель, других элементов. Введение графита в состав оказывает положительное влияние на степень электрической проводимости. Посредством примесей поддерживается стабильность, нормальная работа.

Для подготовки отрицательного элемента применяется металлический сплав, представленный в виде порошка, никель или кадмий. В каждом случае щелочной аккумулятор имеет особенности.

Электролит включает такие компоненты, как моногидрат лития, способствующий продлению срока использования акб.

В состав аккумуляторной батареи введены и такие компоненты:

  • Слой изоляции, состоящий из качественного сырья.
  • Прокладка из пластика, дополненная предохранительным клапаном.
  • Корпус, подготовленный из высокопрочного металла.
  • Выводы.

Протекающие химические процессы

Принцип работы автомобильного щелочного аккумулятора относительно прост. При полной разрядке щелочной аккумуляторной батареи гидроокись никеля взаимодействует ионами щелочного раствора. В результате, образуется гидрат закиси никеля. На минусовом выводе протекает схожий процесс. При этом формируются определенные элементы.

Во время зарядки протекает обратная химическая реакция, при которой образуется гидроокись никеля, восстанавливается минусовой электрод.

Щелочные аккумуляторы пользуются популярностью. Ведь они отличаются от кислотных агрегатов тем, что полученные вещества никогда не растворяются, не реагируют со схожими компонентами. Иными словами, принцип действия таких источников питания основан на определенных канонах.

Таким образом, принцип действия щелочной акб относительно простой.

Такие источники питания необходимо заряжать полностью. Ведь неполный заряд способствует сокращению периода использования. Перезаряд устройства не допускается, поскольку это приводит к их стремительному нагреву, разрушению электродов.

Особенности замены электролита

Замену электролитического состава проводят с определенной периодичностью (100-150 циклов). Перед заменой щелочную аккумуляторную батарею разряжают при нормальном токе до 1 В.

Использованный электролит удаляется аккуратно. Дабы избавиться от осадка, грязи, АКБ аккуратно встряхивают. Устройство обязательно промывают, используя дистиллированную воду или раствор с определенным количеством щелочи.

Электролит заливается сразу же после очистки. Отстаиваться состав должен в течение 2-3 часов. Только после этого осуществляется контроль плотности залитого электролита.

Пластины и электроды не должны быть сухими. Ведь это может привести к появлению внутренней коррозии.

Преимущества, недостатки щелочных источников питания

Перед использованием щелочных аккумуляторов в домашних условиях необходимо изучить особенности их, плюсы и минусы.

Плюсы

  • При своевременном техническом обслуживании, правильном использовании срок службы устройства увеличивается.
  • Допускается глубокий разряд агрегата.
  • Даже в сильные морозы работоспособность аккумуляторной батареи сохраняется.
  • Величина саморазряда минимальна. Здесь очень важно выбрать зарядное устройство для щелочных аккумуляторов.
  • Удельный вес устройства небольшой.

Понижение емкости при снижении температуры минимальное. По сравнению с кислотными моделями щелочные аккумуляторы практически не теряют емкость.

Отрицательные стороны

  • Наличие эффекта памяти. Со временем это провоцирует стремительное снижение емкости. Поэтому очень важно не допускать регулярную недозарядку.
  • Рабочее напряжение отдельных элементов имеет существенные различия. Поэтому зарядка щелочных аккумуляторов должна выполняться посредством эффективного агрегата.
  • Щелочные модели отличаются малым КПД.
  • Замену электролита, обслуживание должен выполнять специалист.

Отрасли использования щелочных аккумуляторных батарей

Щелочные надежные акб используются во многих сферах. Так, ими пользуются в качестве стартерных и тяговых источников питания. Ими комплектуются:

  • Автоматизированные сигнализации, системы энергетического сбережения.
  • Электрические агрегаты, устройства и технические средства.
  • Пассажирские и другие вагоны.
  • Электрический инструмент.
  • Портативные технические средства.

В каждой сфере применяется определенная модель щелочной аккумуляторной батареи. К примеру, устройство электродами, имеющими рулонный вид, применяется в электроинструменте.

АКБ щелочного типа применяют в грузовых автотранспортных средствах, складской спецтехнике, погрузчиках в качестве стартерных устройств. Для оснащения легковых машин такие агрегаты практически не используются.

Правила эксплуатации щелочной батареи

Перед использованием источников питания, которые хранились разряженными, не эксплуатировались, нужно выполнить ряд действий:

  1. Перед эксплуатацией необходимо повысить емкость до установленного значения. Для этого проводят растренировку.
  2. Периодически корпус щелочного или кислотно-щелочного эффективного аккумулятора нужно очищать от соли, пыли, грязи. Для удаления коррозийных пятен с электродов, выводов применяется ветошь, обработанная керосином.
  3. При последовательном или параллельном соединении двух батарей проверяется плотность соединения гаек.
  4. Периодически должен проверяться уровень электролита. Он не должен превышать 4-12 мм.
  5. При продолжительном простаивании щелочного аккумулятора для автомобиля рекомендуется зарядка в нормальном режиме. Требуемая сила тока поддерживается за счет внешнего источника.

Заряд и разряд щелочных источников питания

Заряд, разряд аккумуляторных батарей выполняется с учетом определенных правил, норм.

Особенности заряда

Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, можно использовать источник постоянного тока. Нередко автомобилисты пользуются автоматическим зарядником.

К зарядке можно единовременно подводить последовательно соединенные источники питания. При определении числа щелочных аккумуляторов учитывается величина напряжения, количество Вольт в начале и в конце.

Решая, как заряжать аккумуляторную батарею, стоит учитывать допустимые режимы:

  • Стандартный – 6–7 часов.
  • Ускоренный – 3 часа.
  • Усиленный – 11–12 часов.

Просмотрите видео про восстановление емкости в шелочном аккумуляторе.

Усиленный режим допустим:

  • При введении источника питания в эксплуатацию.
  • При нерегулярном использовании.
  • После замены старого электролита.
  • После полного разряда источника питания.

Щелочные аккумуляторные батареи хуже заряжаются при чрезмерно слабом токе. При установлении минимального уровня тока увеличивается продолжительность заряда. Специалисты не рекомендуют уменьшать ток на 40-50%.

Полностью или частично заряженный источник питания не должен перегреваться. Критическая температура для электролита – 35 градусов, для электродов, других составных частей – 45 градусов. При достижении критической температурной точки источник питания отсоединяется от сети. Подавать напряжение можно после того, как температура оптимизируется.

Щелочной аккумулятор 12в не должен заряжаться на улице зимой. Если другого варианта нет, то источник питания необходимо дополнительно утеплять. Для этих целей подойдет войлок или же брезент.

При зарядке электролит не должен попадать на внешние элементы, на корпус. При подзарядке последовательно подключенных батарей их нужно располагать на некотором расстоянии. Это дает возможность предотвратить вздутие корпуса устройства. Для разделения источников питания могут быть использованы резиновые или винипластовые листы.

Особенности разряда

При работе со щелочными аккумуляторными батареями важно знать, как зарядить, как разрядить их. Процесс разрядки должен выполняться до определенного значения:

  • Если время разряда составляет 5 часов, напряжение должно быть 1 В.
  • При 3-часовом разряде – около 0,8 В.
  • При 1-часовом – 0,5 В.

Для установки и отслеживания величины напряжения допускается использование агрегата для тестирования.

Контрольные испытания должны проводиться после замены электролита. При этом выполнять необходимо 2–3 прогоночных цикла. Только после этого зарядка осуществляется при зафиксированном в инструкции токе. По окончании зарядки напряжение должно составлять 1–1,1 В.

Контрольный цикл подразумевает проведение замеров напряжения при разряде. Фиксируются несколько показателей.

Какие факторы сокращают период эксплуатации аккумуляторных батарей?

Для того период использования щелочных аккумуляторов был более продолжительным, важно учитывать несколько моментов.

  • Не допускается систематическая недозарядка источника питания.
  • Запрещено снижение напряжения до критического значения.
  • Электролит должен покрывать пластины.
  • При повешении температуры плотность электролита меняется.

Маркировка

Маркировка включает цифры, буквы. Отрасль использования легко определить, обратив внимание на буквы:

  • Тяговая модель – Т.
  • Тепловозная модель – ТП.
  • Вагонная модель – В.

В маркировку включают и другие буквы:

  • НЖ – никелево-железный источник питания.
  • К – наличие блока, включающего несколько электродов.
  • Ш – возможность эксплуатации в рудниках.
  • П – корпус из пластика.
  • М – модернизированная модель.
  • У – подходит для умеренного климата.
  • Т- подходит для тропического климата.

Щелочные АКБ относятся к многофункциональным устройствам. Они поставляются в разнообразных сочетаниях. Пользоваться такими агрегатами можно в определенных сферах, отраслях. Наиболее распространенными моделями считаются акб в 12 В. Их эксплуатируют повсеместно. Ими нередко комплектуют тяговые агрегаты.

Особенности и правила хранения аккумуляторных батарей

Выпускаемые источники энергии популярного типа разделены на устройства длительного, временного использования, хранения. При эксплуатации новых устройств проверяется состояние пробок, плотность их прилегания к корпусу.

Значимым элементом считается вентильная резина. От ее состояния зависит работоспособность щелочного аккумулятора, уровень напряжения, другие характеристики. Включенные в состав гайки, пробки из никеля перед эксплуатацией смазывают, нанося небольшой слой.

Корпус источников питания производители обрабатывают битумно-эбонитовыми смесями. Для поддержания лакокрасочного слоя в нормальном состоянии необходимо периодически покрывать корпус смазкой. Перечень допустимых смазочных материалов перечислен в инструкции.

Перед отправкой эксплуатируемых источников энергии на хранение необходимо выполнить такие действия:

  • Разрядка до 1В. Такие действия осуществляются посредством агрегатов, устройств.
  • Электролит из аккумулятора полностью удаляется. Выполнение этого процесса требует определенной подготовки, использование инструмента.
  • С корпуса удаляется остаток соли, грязь, пыль. Для этих целей используется ветошь или губка.
  • Старый слой лакового покрытия периодически обновляется.

Находящийся в течение 1–10 месяцев в состоянии покоя аккумулятор нужно периодически проверять. Так, все пробки должны быть закрытыми.

Транспортировать аккумуляторную батарею можно, если она подготовлена к продолжительному хранению.

Располагать щелочную батарею нельзя вместе с другими источниками питания. Ведь электролиты отличаются.

Особенности подбора

Выбирая аккумуляторную щелочную батарею, сосредотачивать внимание необходимо на нескольких ключевых параметрах.

Производство

При подборе должна учитываться дата изготовления источника питания. Приобретать аккумуляторную батарею, выпущенную более полугода назад, не стоит. Ведь такие устройства постепенно разряжаются, появляется эффект памяти.

Приобретая агрегаты зимой, важно обращать внимание на температурный режим. Ведь чрезмерные перепады пагубно сказываются на состоянии, работоспособности.

Показатель емкости

Срок активного применения аккумуляторной батареи зависит от правильности определения емкости. Некоторые водители приобретают источники питания с повышенной емкостью. В результате, генератор в автотранспортном средстве не справляется с поставленной задачей. Устанавливать аккумулятор с меньшей емкостью не стоит. Ведь чрезмерное количество заряда способствует стремительному выходу из строя.

Определяя емкость, необходимо руководствоваться характеристиками, которые указаны в инструкции. Ведь в данном документе прописано, как правильно высчитывать емкость.

Аккумулятор с большей емкостью требуется, если автотранспорт оборудуется дополнительным электрическим оборудованием, агрегатами. Перед применением, установкой нужно учесть особенности генератора.

Полярность

Выпускаемые щелочные аккумуляторы отличаются типом полярности. Поэтому при подборе источника питания обязательно сосредотачиваться на расположении электродов, их полярность. Неправильный подбор может стать причиной утраты работоспособности автотранспорта.

Габариты

Неправильно определенные размеры – основная причина проблемной установки. Поэтому такие характеристики должны быть учтены.

Сосредотачиваться необходимо и на длине проводов, используемых при подключении аккумуляторных батарей для автотранспортных средств. Определить размер можно с помощью рулетки, других инструментов. Это позволит быстро и легко произвести установку.

Стоимость

Цена щелочных аккумуляторных батарей зависит от:

  • Элементов, включенных в состав.
  • Компании-изготовителя.
  • Мощности.
  • Емкости.
  • Других характеристик.

Правильная утилизация щелочной батареи

Щелочные акб утилизируются обязательно. Старый источник питания можно передать в соответствующие организации, ремонтные мастерские. Такую возможность предоставляют не все учреждения.

Утилизацию выполняют на специально подготовленных линиях, установленных на производственных предприятиях, заводах. Правильно выполненная утилизация позволяет получить:

  • Гранулы из пластика.
  • Электролитический состав, состоящий из щелочи, дистиллированной воды.
  • Сталь.
  • Другие материалы.

Утилизация состоит из таких процессов:

  1. Разрушение каркаса и слив электролитического состава. Для извлечения электролита источники питания помещают в специально подготовленные емкости, разрезаются. Для разделения корпуса применяют пилы, дробильные аппараты.
  2. Дробление плотных материалов. Для этих целей используются агрегаты, промышленные устройства.
  3. Извлечение посторонних веществ, из которых состоит источник питания. Для удаления используют фильтры.
  4. Разделение на пластик, металлические компоненты. Пластик перерабатывается, получаются гранулы для последующей эксплуатации.
  5. Очистка сырья. Осуществляется посредством химикатов, нейтрализаторов. Состав выбирают изготовители.

Щелочные аккумуляторные батареи – агрегаты, отличающиеся стойкостью, надежностью, прочностью. Ими выгодно комплектовать автотранспортные средства, тяговую технику. Достаточно правильно подобрать модель, определившись с характеристиками.

Видео про щелочные аккумуляторы


Навыки приготовления электролита для АКБ нужны водителям в двух случаях: в первом аккумулятор просто выходит из строя, и вам при минимальных затратах нужно поменять зарядный элемент; во втором, вы заранее покупаете сухозаряженное устройство, требующее дополнительного обслуживания.

Электролиты для разного типа аккумуляторов

Делаем электролит для щелочного аккумулятора

Основным исходным материалом электролита для щелочного аккумулятора является дистиллированная вода, отвечающая ГОСТу 6709-72 . В качестве альтернативы можно использовать обычную питьевую воду. Но она должна немного отстояться.

Внимание! Минеральная вода не подходит, так как содержит множество дополнительных микроэлементов, мешающих процессу накопления достаточного количества электрической энергии.

Для того чтобы приготовить электролит для АКБ также понадобится кали едкое КОН. Подойдёт даже сорт В, но лучше всё-таки А. В таком случае конечное сырье получится на порядок выше качеством.

Ещё одним важным элементом в составе будущего энергетического раствора для АКБ является так называемый Li(ОН)3. Это литий, гидрат окиси технической. Включение в состав данного химического соединения позволяет увеличить срок эксплуатации электролита в три раза. Главное, добавить во время приготовления вещества данный элемент.

Внимание! В среднем никель-кадмиевый аккумулятор может выдержать порядка 1000 циклов зарядки и разрядки.

Чтобы приготовить электролит для АКБ допускается использование щелочей как в жидкой, так и в твёрдой форме. Главное, чтобы они были правильно упакованы. Твёрдые щелочи должны находиться в железных банках, герметично законсервированных.

Жидкая щёлочь должна расфасовываться по стеклянным бутылкам. Пробки должны быть резиновыми. Для обеспечения полной герметичности верх заливается парафином. Подобной меры предосторожности будет более чем достаточно, чтобы приготовить электролит для АКБ.

Герметичная упаковка нужна из-за углекислого газа, который наносит непоправимый вред щелочи, делая её непригодной для дальнейшего использования. Если щёлочь окрасилась в коричневый или жёлтый цвет, приготовить электролит для АКБ не получится.

Чтобы приготовить электролит для АКБ нужно взять железную или чугунную посуду, пластик тоже подойдёт. Предварительно необходимо очистить ёмкость от любого загрязнения. Мало того, на посуде должна быть плотно закрывающаяся крышка.

Важно! Нельзя применять ёмкость, сделанную из цинка, меди, алюминия или свинца. Керамика и стекло также под запретом.

Плотность состава энергетического элемента определяется в первую очередь потребностями АКБ. Обычно нужные параметры указываются в инструкции, идущей к агрегату. В крайнем случае необходимый мануал можно поискать на сайте компании-производителя.

Для того чтобы приготовить раствор нужной консистенции чётко придерживайтесь инструкции, которая состоит из следующих этапов:

  1. Отмеряйте нужное количество воды и вылейте её в сосуд.
  2. Возьмите стальные щипцы и при их помощи начните опускать в ёмкость куски щелочи. При этом они не должны быть большими. Если щелочь жидкая, аккуратно налейте нужное количество.
  3. Чтобы ускорить процесс возьмите пластмассовую мешалку и размешайте раствор.

В процессе работы нужно внимательно следить за плотностью раствора и его температурой. Последний параметр не должен превышать 25 градусов . При необходимости понадобится нагреть или охладить субстанцию.

Важно! При повышении температуры на один градус плотность электролита уменьшается на 0,005 г/см 3.

После того как замес раствора будет осуществлён нужно герметично закрыть посудину и дать настояться шесть часов. В конце часть субстанции станет полностью светлой. Именно её нужно слить и использовать в АКБ.

Если для того чтобы приготовить электролит для АКБ в качестве исходного материала вы использовали калиево-литиевую щелочь — учтите, что её плотность составляет 1,41 г/см3 . В конце работы будет белый осадок, который нужно разбавить водой. Субстанцию необходимо перемешивать до тех пор, пока осадок полностью не растворится.

Очень часто во время приготовления электролита для АКБ образуются излишки. С ними нужно поступать крайне осторожно. Разлейте полученную субстанцию в стеклянные бутылки и закройте их резиновыми пробками. После чего залейте парафином.

На каждую бутылку нужно наклеить бирку, на которой будет написан состав и дата создания. Электролит, который вы приготовили для АКБ, можно использовать в будущем или продать.

Электролит для свинцового АКБ

Чтобы приготовить электролит для свинцового АКБ понадобится чистая серная кислота и вода. В процессе жидкость сильно нагревается, поэтому необходимо соблюдать предельную осторожность.

Важно! Кислота наливается в воду, а не наоборот.

Дело в том, что когда кислота добавляется в жидкость, наблюдается резкое выделение тепла. Из-за этого повышается окружающая температура. Именно поэтому для стабильности процесса нужно поступать с точностью до наоборот. При этом раствор необходимо постоянно помешивать. Постоянное перемешивание позволяет избежать опускания осадка на дно сосуда.

Чтобы приготовить электролит для свинцового АКБ понадобится фарфоровая или стеклянная ёмкость. Если же речь идёт о большом количестве раствора, лучше взять гончарный чан, выложенный изнутри свинцом.

Важно! Ни одним другим материалом нельзя обрабатывать глиняную поверхность сосуда.

Перед тем как заливать приготовленный электролит в АКБ подождите, пока он остынет. В противном случае вы рискуете повредить аккумулятор. Также раствор нужно разбавить перед непосредственной эксплуатацией.

Совет! Очень часто для ускорения процесса остывания применяется струя сжатого воздуха.

Если вы хотите избежать сильного повышения температуры в процессе приготовления электролита для АКБ — используйте лёд. Он должен быть приготовлен исключительно из дистиллированной воды.

Чтобы приготовить электролит для аккумулятора вначале внимательно ознакомьтесь со спецификацией устройства. В инструкции должны быть указаны пропорции воды и кислоты нужные для оптимальной работы.

Плотность

Чтобы приготовить качественный электролит для АКБ у раствора должна быть соответствующая плотность. Это важнейший параметр, от которого зависит срок эксплуатации устройства.

Если плотность слишком высока, то это негативно скажется на сроке службы электролита. Дело в том, что коррозия будет с большой скоростью разъедать положительный электрод.

Ещё один параметр, который нужно учесть при расчёте плотности электролита — температура замерзания. Если плотность составляет 1,28 г/см3, раствор замёрзнет при температуре в -64 градуса. Снижение плотности всего на один грамм снижает температурную планку до 58 градусов по Цельсию.

Есть специальный прибор, который с высокой точностью позволяет измерять плотность приготовленного для АКБ электролита — денсиметр. Перед использованием его нужно тщательно протереть.

Важно! Наконечник денсиметра погружается строго вертикально в жидкость.

Итоги

Как видите, приготовить электролит для АКБ не так-то уж и сложно. Для этого необходим минимум ингредиентов. Причём основой является простая вода. Дополнительными реагентами служат сера и щёлочь.

Аккумуляторы в зависимости от величины емкости разделяются на следующие типы (см. табл. 1). В этой же таблице указаны и основные характеристики аккумуляторов. В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора: НК- никель-кадмиевая; НЖ — никель-железная; цифры после букв — номинальную емкость в ампер-часах. Для отличия одного типа аккумулятора от другого на их крышках выбиты клеммы: у никель-кадмиевых — НК, у никель-железных- на крышке и на боковых сторонах — НЖ. При эксплуатации аккумуляторов следует помнить, что: у никель-кадмиевых аккумуляторов положительный полюс электрически замкнут с корпусом; у никель-железных аккумуляторов отрицательный полюс электрически замкнут с корпусом; у положительных выводов аккумуляторов выштампован знак » + «. Условное обозначение типа аккумуляторной батареи состоит из условного обозначения аккумуляторов и цифры перед буквами, означающей число последовательно соединенных аккумуляторов. В условном обозначении типа батареи означают:

Таблица 1

Обозначение типа Номинальная емкость, ач Номинальное напряжение, в Нормальный режим Количество электролита в литрах
заряд разряд
время, ч ток, а ток, а напряжение в конце эазряда, в
НК-3 3 1.25 6 0.75 0.28 1.0 0.04
НК-13 13 1.25 6 3.30 1,25 1.0 0.12
НК-28 28 1.25 6 7.00 2,75 1.0 0.27
НЖ-22 22 1.25 6 5,50 2,75 1.0 0,27
НК-55 55 1.25 6 14,0 5,65 1.0 0.45
НЖ-45 45 1.25 6 11,25 5,65 1.0 0.45
НК-80 80 1.25 6 20,00 7,50 1.0 0.75
НЖ-60 60 1.25 6 15,00 7,50 1.0 0.75
НК-125 125 1.25 6 31,00 12,50 1.0 1,20
НЖ-100 100 1.25 6 25,00 12,50 1.0 1,20
2НК-24 24 2,5 6 26,00 13,00 2.0 0.47
2ФКН-9-I-II 29 2,5 6 2.3 0.5 2.0 0.26

2. Исполнение аккумуляторов

Таблица 2

Тип батарей п деревянных ящиках Тип батарей в металлических каркасах Номинальная емкость, ач Номинальное напряжение, в
32НК-ЗТ
64НК-ЗТ
. 3 40,00
80,00
4НК-13-1
4НК-13-П
5НК-13-1
17НК-13Т
25НК-13Т
34НК-13Т
4НК-13 IK
4НК-13 IIК
5НК-1.3 1К
13 5,00
5,00
6,25
21,25
31,25
42,50
10НК-28Т
17НК-28
10НК-28КТ
17НК-28К
28 12,50
21.25
10НЖ-22Т
17НЖ-22
10НЖ-22КТ
17НЖ-22К
22 12,50
21,25
ЗНК-55Т
4НК-55Т
4НК-55
5НК-55
7НК-55Т
10НК-55
ЗНК-55КТ
4НК-55КТ
4НК-55К
5НК-55К
7НК-55КТ
10НК-55К
55 3,75
5,00
5,00
6,25
8,75
12,50
ЗНЖ-45Т
4НЖ-45Т
4НЖ-45
5НЖ-45
7НЖ-45Т
10НЖ-45
ЗНЖ-45КТ
4НЖ-45КТ
4НЖ-45К
5НЖ-45К
7НЖ-45КТ
10НЖ-45К
45 5,00
6,25
8,75
12,50
4НК-80Т
5НК-80
7НК-8ОТ
10НК-8ОТ
4НК-80КТ
5НК-80К
7НК-80КТ
10НК-8ОКТ
80 5,00
6,25
8,75
12,50
4НЖ-60Т
5НЖ-60
7НЖ-60Т
10НЖ-60Т
4НЖ-60КТ
5НЖ-60К
7НЖ-60КТ
10НЖ-60КТ
60 5,00
6,25
8,75
12,50
4НК-125Т
5НК-125Т
10НК-125Т
ЮНК-125
4НК-1125КТ
5НК-125КТ
10НК-125КТ
10НК-125К
125 5,00
6,25
8,75
12,50
4НЖ-100Т
5НЖ-100Т
10НЖ-100Т
10НЖ-100
4НЖ-100КТ
5НЖ-100КТ
10НЖ-ЮОКТ
10НЖ-100К
100 5,00
6,25
8,75
12,50

— буква «К»-батареи, смонтированные в металлическом каркасе;
— буква «Т» — расположение выводных клемм на торцовой стороне;
— римские цифры — расположение аккумуляторов в рамках:
I — в один ряд по длине; II — в два ряда по длине.
Для отличия от никель-кадмиевых батарей производственная марка на стенке батарейного ящика никель-железных батарей имеет клеймо «НЖ»-

2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.

2. 4. Аккумуляторные батареи разделяются на типы в соответствии с табл. 2.
2. 5. Общий вид батарей в деревянных ящиках, рамках и металлических каркасах представлен на рис. 1-4.
2.6. Батареи, смонтированные в металлических каркасах, могут быть демонтированы (при замене вышедших из строя аккумуляторов) и вновь смонтированы без нарушения целостности каркаса.

3. ЭЛЕКТРОЛИТ

3.1. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов в зависимости от температурных условий применяется электролит согласно табл. 3.

Таблица 3

Примечания. 1. Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются при температуре до минус 40°С, никель-железные — до минус 20°С.
2. При температуре воздуха от минус 20°С до минус 40°С допускает ся применять составной электролит плотности 1,25-1,27 г/см 3 , при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5-10%) по сравнению с его емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.
3. Следует иметь в виду, что при эксплуатации на электролите — растворе едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития) электрические характеристики аккумуляторов не сколько снижаются.
3.2. При отсутствии составного электролита — раствора калия едкого с добавкой едкого лития-допускается применение: а) при эксплуатации при температуре от плюс 10°С и выше составного электролита — раствора натрия едкого плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моногидрата лития);
б) при эксплуатации при температуре от минус 19° до плюс 10°С-раствора едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 . В этих случаях указанный в ГОСТе срок службы аккумуляторов не гарантируется.
3. 3. Перевод аккумуляторов на калиевый электролит повышенной плотности перед эксплуатацией при температуре минус,20° С и ниже необходимо производить следующим образом:
а) аккумуляторы, которые до перехода на электролит из калия едкого повышенной плотности работали на составном калиевом электролите или на растворе из калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, заливаются раствором калия едкого плотности 1,26-1,28 г/смг;
б) аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на составном натриевом электролите, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, после чего электролит меняется на раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см3;
в) составной электролит, вылитый.из аккумуляторов перед заливкой электролитом из калия едкого плотности 1,26- 1,28 г/см3, следует сохранять в герметически закрытой посуде; его можно вновь использовать при переводе аккумуляторовна постоянную работу при температуре выше минус 20° С.
3. 4. Материалы для составления электролитов поставляются в следующем виде:
а) отдельно калий едкий, ГОСТ 9285-69, марки А (твердый) или марки В (жидкий) для аккумуляторной промышленности и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57;
б) составная щелочь сорта А — готовая смесь калия едкого и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,004-0,045
ТУ№ 6-18-58-69; в) отдельно натрий едкий (сода каустическая), ГОСТ 2263-59, сорта А и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57; г) составная щелочь сорта Б — готовая смесь едкого натрия и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,028-0,032
3.5. Составные щелочи могут поставляться в твердом виде (сплав однородный, кусками, чешуйками или гранулами) и в виде концентрированных растворов плотности 1,41 г/см3. Твердые щелочи поставляются в герметически закрытых железных сосудах, а жидкие — в стеклянных бутылях, помещенных в деревянные обрешетины. Во всех случаях тара должна иметь соответствующую маркировку.

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА

4. 1. Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл. 4.

Если составной электролит готовится из отдельные компонентов- едкого калия, едкого натрия и едкого лития (п. 3.4а, в), то в готовый раствор едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 добавляется едкий литий из расчета 20 г на литр раствора; в готовый раствор едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 добавляется едкий литий (моногидрат) из расчета 20 г на литр раствора.
4. 2. Количество электролита в литрах, необходимой для заливки аккумуляторных батарей, определяется умножением числа, указывающего количество, требующееся для заливки одного аккумулятора данного типа (см. табл. 1), на число аккумуляторов в батарее.
4. 3. Чтобы определить вес твердых щелочей (в килограммах), необходимый для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:
а) на три, если требуется приготовить электролит калиевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
б) на два, если требуется приготовить раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см 3 ;
в) на пять, если требуется приготовить электролит натриевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
4. 4. Отвешенное количество щелочи помещаемся ч посуду и заливается необходимым количеством воды. Твердая калиево-литиевая щелочь имеет однородный состав и может отвешиваться в любом необходимом количестве.
4. 5. Жидкая калиево-литиевая щелочь плотности 1,41 г/см 3 имеет белый осадок нерастворившегося едкого лития. При приготовлении из нее электролита все содержимое бутыли необходимо растворять одновременно.
4. 6. Перед приготовлением электролита необходимо убедиться, что имеющаяся в наличии щелочь соответствует требованиям настоящих правил ухода.
4. 7. Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат. В случае необходимости разрешается применять дляприготовления электролита любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевая вода может применяться для приготовления электролита в сыром виде.
4. 8. Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках «ли стеклянных сосудах. Баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Предпочтительно иметь баки с двумя кранами для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. В бак наливается половина необходимого количества воды и выливается жидкая щелочь. Другая часть воды служит для ополаскивания бутыли с целью растворения частиц едкого лития, после чего она тоже сливается в бак. Белый осадок должен быть полностью растворен.
4. 9. Воспрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, применяющейся для приготовления электролита свинцовых аккумуляторов.
Примечание. В щелочных растворах плотности 1,17-1,23 г/см3 полагающаяся норма едкого лития растворяется полностью, после отстаивания этого раствора осадок содержит не литий, а вредные примеси.
4. 10. Растворение щелочи производят при перемешивании железным прутком или прутком из щелочестойкого материала (стекло, винипласт). Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения щелочей как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 часов), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 30° раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
4. 11. Исходные щелочи, а также электролит при приготовлении и хранении следует предохранять от доступа воздуха, чтобы сделать возможно меньшим поглощение углекислоты (из воздуха), так как это уменьшает емкость и сокращает срок службы аккумуляторов. Для этого сосуды для разведения и хранения электролита и исходных материалов должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Меры предосторожности при приготовлении электролита
4. 12. Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду, обувь.
4. 13. При разбавлении и разведении щелочи необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания твердой щелочи и раствора.
4. 14. Для этого необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, резиновый фартук.
4. 15. Участки кожи и одежды, облитые щелочью, необходимо смыть 3-процентным раствором борной кислоты или струей воды для удаления признаков щелочи.
4. 16. При ожогах необходимо обращаться к врачу.

5. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ХРАНИВШИХСЯ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА

5. 1. С поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков удалить чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снять ветошью, смоченной в керосине.
5. 2. Аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять не менее 2-х часов (для пропитки пластин) и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставить его еще на 10 часов, после чего вновь проверить напряжение аккумулятора. Если при этом величина его будет равна нулю, то такой аккумулятор следует заменить.
5. 3. После 2-часовой пропитки проверить уровень электролита над пластинами аккумуляторов (согласно пп. 9. 1, 9. 2), который должен быть не менее 5- и не более 12 мм. Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выбрызгивания электролита из аккумулятора во время заряда. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе необходимо пользоваться резиновой грушей.
5. 4. После установления нормального уровня электролита аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2-4 цикла режимом: заряд-нормальным зарядным током в течение 12 часов, разряд — нормальным разрядным током в течение 8 часов, но до напряжения не менее 1 в на худший аккумулятор в каждой батарее. Затем проводится контрольный цикл режимом: заряд — нормальным зарядным током в течение 6 часов, разряд — нормальным разрядным током до 1 в на худший аккумулятор. Если отданная при этом емкость будет не ниже гарантированной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию. Для улучшения качества аккумуляторов рекомендуется перед пуском их в эксплуатацию (после определения емкости на контрольном цикле) сменить электролит на свежий в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции.
5. 5. Иногда аккумуляторы, главным образец (никель-железные) после длительного бездействия, имеют временное снижение емкости и требуют дополнительной тренировки перед пуском в эксплуатацию. В этих случаях после контрольного цикла следует дать нормальный заряд (см. табл. 1) и провести разряд аккумуляторов нормальным разрядным током в течение 8 часов, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов. Разряд.ведется без внешнего источника тока на реостат до тех пор, пока возможно поддерживать постоянную силу тока. В конце разряда нормальная сила тока поддерживается с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы следует подключить к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядной сети, а отрицательный полюс — с плюсом сети. Сила тока при этом регулируется реостатом. После такого глубокого разряда дается заряд нормальным зарядным током в течение 16 часов, и аккумуляторы направляются в эксплуатацию. Последующие заряды производятся в течение 6 часов нормальным током.
5. 6. При необходимости форсированного ввода в эксплуатацию аккумуляторов и батарей рекомендуется следующий режим: аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п, 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять 0,5 часа и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. После пропитки проверить уровень электролита (см. п. 5.3) и поставить аккумуляторы на заряд. Заряд проводится в течение 3-х часов током вдвое больше нормального. После форсированного ввода аккумуляторы отдают не менее 60% номинальной емкости. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе аккумулятор или батарея с таким аккумулятором подлежит вводу в действие нормальным режимом.
5. 7. При переходе на нормальную эксплуатацию аккумуляторы подготавливаются согласно п. 5. 4.

6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

6. 1. Аккумуляторы и батареи при хранении в заряженном состоянии теряют часть своей емкости. Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 30-су-точного хранения при температуре 20±5°С должна соответствовать табл. 5.

Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 6 месяцев хранения при температуре плюс 20±5°С должна соответствовать указанной в табл. 6.
6. 2. Для длительного хранения в заряженном состоянии аккумуляторы и батареи подготавливаются следующим образом: а) аккумуляторы вводятся в действие режимом п. 5. 4, на длительное хранение в заряженном состоянии ставятся только такие аккумуляторы, емкость которых не ниже гарантированной;

б) после проведения контрольного цикла аккумуляторам сообщается заряд.
При постановке на 30-суточное хранение заряд проводится нормальным режимом. При подготовке к 6-месячному хранению заряд проводится нормальным током в течение 9 часов.
6. 3. По окончании заряда аккумуляторы и батареи выдерживаются с открытыми пробками для отгазовки в течение 2-4 часов. Затем корректируется уровень и плотность электролита и аккумуляторы закрываются пробками, имеющими исправные резиновые вентильные кольца.
6. 4. Хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии рекомендуется проводить в прохладных неотапливаемых помещениях. Повышение температуры при хранении заряженных аккумуляторов уменьшает величину остаточных емкостей.
6. 5. Аккумуляторы и батареи, имеющие после 30 суток и 6-ти месяцев хранения емкости ниже указанных в табл. 5 и 6, дальнейшему повторному хранению в заряженном состоянии не подлежат.

7. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ, ХРАНИВШИХСЯ ЗАЛИТЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ
7. 1. Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям п. 3. 1. настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит сменить. В остальном введение в эксплуатацию производится в соответствии с изложенным в разделе 5 настоящей инструкции.

8. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЩЕЛОЧНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ И БАТАРЕЯМИ

8. 1. Аккумуляторы, батарейные рамки, деревянные футляры я металлические каркасы должны содержаться сухими и чистыми.
8. 2. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения батарей должны быть всегда покрыты смазкой «Несртегаз-204У» МРТУ 12 Н №69-63 или другим равноценным в отношении защиты от коррозии смазочным материалом, не содержащим кислот. Воспрещается смазывать смазкой резиновые кольца у пробок (так как в этом случае они теряют свои упругие свойства) и корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, во избежание порчи покрытия. Примечание. Если аккумуляторы окрашены эмалями, а их крышки не имеют лакокрасочного покрытия, то последние смазываются смазкой «Нефтегаз НГ-204У» по МР7У 12Н № 69-63. В этом случае все никелированные, не окрашенные лаком детали и межэлементные соединения батарей могут быть покрыты той же смазкой «Нефтегаз НГ-204У».
8. 3. При обнаружении ржавчины на аккумуляторе ее следует счистить ветошью, смоченной в керосине. Очищенное место необходимо вновь покрыть любым щелочестойким лаком.
8. 4. Для очистки наружных частей аккумулятора от пыли и ползучих солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, навернутой на деревянную палочку.
8. 5. При работе с гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Никогда не оставлять на батарее инструмент и металлические детали.
8. 6. Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки.
8. 7. Необходимо следить за состоянием резиновых колец у вентильных пробок и в случае порчи заменить их новыми. Периодически прочищать вентильные отверстия пробок.
8. 8. Периодически следует проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами становится меньше 3 мм, следует изолировать их друг от друга щелочестойким изоляционным материалом (эбонит, винипласт или в крайнем случае резина).
8. 9. Периодически прочищать сточные канавки деревянных футляров батарей.
Меры предосторожности
8. 10. Никогда не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи. Совместное хранение и эксплуатация щелочных и кислотных батарей не допускаются. Все кислоты разрушают щелочные аккумуляторы.
8. 11. При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически замкнут с корпусом аккумулятора.

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОЛИТОМ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

9. 1. Уровень электролита должен быть не менее 5 мм и не более 12 мм над краем пластин.
9. 2. Уровень электролита определяется с помощью стеклянной трубки (рис. 5) диаметром 5-6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм. Стеклянную трубку опускают в аккумулятор до пластин, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, вынимают ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над пластинами в аккумуляторе.
9. 3. Для уменьшения уровня электролита необходимо пользоваться резиновой грушей большого размера с вставленной стеклянной трубкой длиной около 100 мм. Конец трубки, вставляемой в резиновую грушу, следует немного оттянуть на паяльной лампе.
9. 4. Доливка аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом производится с помощью резиновой груши или через стеклянную воронку с помощью кружки небольшого объема (0,5 л). Кружка может быть железной, никелированной, воронка и кружка должны содержаться в чистоте. Луженое, оцинкованное железо применять строго воспрещается.
9. 5. Электролит для доливки аккумуляторов должен соответствовать п. 3. 1 настоящей инструкции.
9. 6. Проверка плотности электролита производится при помощи сифонного ареометра, состоящего из стеклянного сосуда цилиндрической или грушевидной формы. На верхнюю часть сосуда плотно насаживается резиновый шар, на нижнюю — резиновая трубка (рис. 6). Внутри стеклянного сосуда помещен маленький ареометр. Для замера плотности электролита в аккумуляторах опускают в них резиновую трубку, сжав предварительно резиновый шар. При разжимании шара в стеклянный сосуд всасывается количество электролита, достаточное для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр. Плотность электролита определяется степенью погружения ареометра и указывается той цифрой шкалы ареометра, на уровне которой ареометр погружен в электролит.
9. 7. При отсутствии сифонного ареометра проверка плотности производится с помощью простого ареометра. Для измерения плотности электролита последний отбирается в мензурку на 100 смг или широкую пробирку с помощью резиновой груши. В электролит Опускается ареометр. При правильной плотности электролита ареометр погружен так. что уровень электролита находится против цифр 1,17-1,19 для едкого натрия или против 1,19-1,21 для едкого калия шкалы ареометра. Чем больше плотность жидкости, тем выше поднимается ареометр, и, наоборот, при малой плотности он опускается ниже.
9. 8. Если плотность выше нормальной, электролит разбавляется водой. Если плотность ниже нормальной, добавляется электролит повышенной плотности.
9. 9. В процессе эксплуатации, вследствие газовыделения при заряде или испарения, уровень электролита уменьшается, плотность увеличивается. Поэтому аккумуляторы необходимо регулярно доливать дистиллированной водой, поддерживая при этом требуемый уровень и плотность электролита.
9. 10. Уровень электролите проверяется и доводится до требуемого перед каждым зарядом.
9. 11. Плотность электролита проверяется в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом, на всех аккумуляторах через каждые 10 циклов.
9. 12. При всех операциях по проверке уровня и плотности
электролита соблюдать осторожность и не проливать электролит на крышки и между аккумуляторами.

10. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

10. 1. Заряд производится от любого источника постоянного тока.
10. 2. Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соединяются последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:
в начале заряда- 1,4- 1,45 В;
в конце заряда — 1,75 — 1,85 В.
10. 3. При включении на заряд свободный положительный; вывод батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.
10. 4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются следующие режимы заряда:
1. Нормальный — 6 часов нормальным током, указанным в табл. 1;
2. Усиленный -12 часов нормальным током, он сообщается:
а) при вводе в действие;
б) при подготовке к хранению в заряженном состоянии;
в) после смены электролита;
г) после глубоких разрядов ниже допускаемых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывам в течение 16 и более часов. Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов.
3. Усиленный — 10 часов нормальным током, он сообщается через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе 1 раз в месяц.
4. Усиленный-9 часов перед постановкой на 6-месячное хранение в заряженном состоянии.
5. Ускоренный-З часа силой тока вдвое больше нормальной при форсированном вводе в действие.
Примечание. Усиленные заряды увеличивают емкость при комнатной температуре и уменьшают саморазряд. Однако постоянное длительное применение усиленных зарядов прозводит к снижению емкости аккумуляторов при низких температурах.
10. 5. Никель-кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, чем нормальным, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их следует в случае крайней необходимости.
10. 6. Воспрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше +45о С для составных электролитов и выше 35°С для электролита без добавки едкого лития. В случае повышения температуры выше указанной необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.
10. 7. Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производится нормальной силой тока в течение 7 часов. В случае необходимости заряжать аккумуляторы при температуре ниже минус 30°С следует утеплить их, закрыв войлоком, брезентом и т. д.
Примечание. Никель-железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.
10.8. Как правило, заряд производится при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. В случае необходимости заряд можно производить при ввернутых вентильных пробках и закрытой крышке батарейного ящика, кроме аккумуляторов типа НК-13, НК-28, изготовленных без цапф, и батарей аккумуляторных 2ФКН-9-П, 2ФКН-9-1 и 2НК-24, у которых заряд обязательно должен производиться при вывернутых пробках. Пробки указанных аккумуляторов имеют отличительный знак в виде одного шлица со ступенчатой проточкой верхнего буртика. Заряд без вывертывания пробок может привести к значительному разбуханию указанных аккумуляторов и батарей.
10.9. Во время заряда не допускать выплескивания электролита. Если это будет иметь место, отобрать часть электролита резиновой грушей. Перед зарядом через каждые 10 циклов необходимо проверять и доводить уровень электролита до нормы.
10.10. Заряженные аккумуляторы закрываются вентильными пробками сейчас же после заряда, а аккумуляторы и батареи НК-13, НК-28 (без цапф), 2ФКН 9-1, «2ФКН-9-И и 2НК-24 по истечении не менее 2 часов с момента окончания заряда.
10.11. Следует насухо протирать крышки аккумуляторов, батарейного ящика и производить проверку отсутствия замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов.
10.12. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже нормального. Тогда для обнаружения замкнутых аккумуляторов производится замер зазоров между ними и замер их напряжений. В случае возникновения замыкания между аккумуляторами в батарее вследствие деформация аккумуляторных сосудов при заряде аккумуляторов с завинченными пробками никакой порчи батарей не произойдет, если немедленно отвернуть пробки у соприкасающихся аккумуляторов. При этом необходимо заменить старые вентильные резиновых кольца на пробках новыми, более эластичными. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, следует изолировать их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.
10.13. После устранения замыкания аккумуляторов им нужно сообщить усиленный заряд (см. п. 10. 4).

11. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

11.1. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может производиться различной силой тока. Ориентировочно изменения напряжения аккумуляторов в зависимости от времени разряда (непрерывного) и силой разрядного тока приведены на рис. 7 и 8.
11.2. Разряд щелочных аккумуляторов производить до конечного напряжения 1,0 в, а при:
а) 3-часовом режиме разряда не ниже 0,8 в;
б) 1-часовом режиме разряда не ниже 0,5 в.
Число часов разрядного режима определяется делением емкости в ампер-часах на силу разрядного тока, выраженную в амперах.
Примечание. У большинства радиостанций режимы разряда длительнее 8 часов и, следовательно, разряд аккумуляторов производится в этом случае до 1,1 в.
11.3. Конечное напряжение разряда аккумуляторных батарей определяется как произведение числа аккумуляторов в батарее на конечное напряжение отдельного аккумулятора соответственно режиму разряда.
11.4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует производить контрольные электрические испытания. Контрольные испытания проводятся следующим образом: аккумуляторам или батареям должно быть сообщено два тренировочных цикла и один контрольный. На первом тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд-нормальным током в течение 8 часов, но до напряжения не ниже конечного напряжения батареи (согласно п. 10.3) при проверке батарей. На втором тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов и не ниже конечного напряжения батарей. На третьем цикле проводится заряд нормальным током в течение 6 часов и разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов, и до конечного напряжения батарей (согласно п. 10. 3) при проверке батарей. При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора:
при заряде — в начале и конце заряда;
при разряде — в начале разряда через 6, через 7 часов и далее через каждые 30 мин. Аккумуляторы, имеющие после 7 часов разряда напряжение один вольт и ниже, следует заменить. Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита (см. п. 11. 1).
11.5. Аккумуляторы, заряженные при нормальной температуре и разряженные при низкой температуре током нормального режима до напряжения 1,0 в, отдают в среднем емкость, указанную в табл. 7

Тип аккумулятора Емкость, ач
с 11 по 500 цикл. с 501 по 750 цикл. с 751 по 10ООцикл.
Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С
НК-3 1.90 0.60 1.7 0.56 1,4 0.45
НК-13 8.0 2.8 7.5 2.5 6.0 2.0
НК-28 17.5 6.5 16.5 4.7 13.5 4.4
НК-55 34.0 11.0 32.0 9.0 25.0 7.7
НК-80 48.0 16.0 45.0 12.8 36.0 12.0
НК-125 80.0 27.0 75.0 22.0 60.0 20.0

Кривые разряда при низких температурах указаны на-рис. 9.
Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться только до температуры минус 20° С, при этом они отдают в среднем 70% номинальной емкости.
Емкости при температурах минус 10° С и минус 30° С не гарантируются и даны как примерные. При температуре минус 20° С, минус 40° С аккумуляторы должны работать на водном растворе калия едкого технического плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки лития едкого аккумуляторного.

12. СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА

12. 1. Смена электролита производится через каждые 100-150 циклов.
12. 2. Перед сменой электролита аккумуляторы разряжают нормальным током до напряжения один вольт на аккумулятор.
12. 3. Старый электролит выливают, энергично встряхивая аккумулятор (батарею) для удаления грязи из сосуда.
12. 4. После удаления старого электролита аккумуляторы промываются подщелоченной отстоенной водой или дистиллированной при энергичном встряхивании.
12. 5. Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, следует немедленно залить электролитом. Дать постоять в течение 2-х часов, затем замерить плотность электролита, довести его до требуемой величины и закрыть аккумуляторы пробками.
Примечание. Воспрещается аккумуляторы, промытые водой, оставлять без электролита во избежание коррозии пластин.
12. 6. Смена электролита производится также а случае перевода аккумуляторов на эксплуатацию при температурах минус 20° С и ниже (см. п. 3. 3).
12. 7. Следует помнить, что систематические недозаряды, глубокие разряды ниже конечных напряжений, указанных в п. 11,2, снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин, повышенная плотность электролита при температуре выше 0°С, повышенные температуры сокращают срок службы аккумуляторов и батарей.

14. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ

14. 1. Аккумуляторы выпускаются готовыми для хранения. При получении новых аккумуляторов необходимо проверить плотность привернутых пробок и исправность вентильной резины. Смазать тонким слоем смазки никелированные пробки я гайки аккумуляторов. Корпуса аккумуляторов, покрытые. черным битумно-эбонитовым лаком, во избежание порчи лакового покрытия вазелином смазывать воспрещается.
14. 2. Помещение для хранения аккумуляторов и батарей должно быть закрытым, сухим, вентилируемым; оно может быть отапливаемым и неотапливаемым, но не иметь резких перепадов температур, вызывающих коррозию металлических деталей аккумуляторов и батарей.
14. 3. Аккумуляторы, находящиеся в эксплуатации, для перевода на длительное хранение (более 1 года), следует разрядить до 1,0 в током нормального режима, вылить электролит, плотно закрыть пробками, чисто вытереть сухой ветошью от пыли и солей. При отсутствии на корпусе аккумулятора лакового покрытия необходимо покрыть эти места любым черным изоляционным лаком. Защиту крышек следует проводить согласно примечанию к п. 8. 2.
14. 4. Аккумуляторы, периодически бездействующие (от одного месяца до 1 года), могут храниться с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии. В этом случае для предохранения электролита от поглощения углекислоты из воздуха аккумуляторы должны быть надежно закрыты пробками.
14. 5. При хранении аккумуляторы и батареи должны содержаться в чистоте и периодически очищаться от солей.
14. 6. Для дальних транспортировок аккумуляторы рекомендуется приводить в состояние для длительного хранения. В случае необходимости можно транспортировать аккумуляторы и батареи с электролитом.
14. 7. Не допускается совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов.и батарей. Не допускается также хранение любых кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами и батареями. Все кислоты портят батареи.
14. 8. Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита составляет 5 лет, в том числе 4,5 года при хранении в сухом закрытом помещении и 6 месяцев в полевых условиях, при этом не допускается попадание атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Срок хранения никель-железных аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита в сухом закрытом помещении должен быть 3,5 года.

К сожалению, источник уже не существует.

Продолжить чтение

В серебряно-цинковых щелочных аккумуляторах применяют раст­воры едкого кали плотностью 1,4 г/см3.

В обычных же щелочных кадмиево-никелевых и железоникеле - вых аккумуляторах в качестве электролита в зависимости от тем­пературных условий их эксплуатации применяют либо растворы едкого кали, либо растворы едкого натра.

В зависимости от температуры в обычных щелочных аккумуля­торах используют следующие электролиты плотностью, г/см3:

При -25-.------ 40° С - раствор едкого кали 1,27;

При -15 Н------- 25° С - раствор едкого кали 1,25;

При -15++35° С- раствор едкого кали 1,19-1,21 с добавкой

5 г/л едкого лития; при 15 + 35° С -раствор едкого иатра 1,18-1,20 с добавкой

5 г/л едкого лития; при 40+ 60" С -раствор едкого иатра 1,17-1,19 с добавкой 10-15 г/л едкого лития.

Как видно из приведенных данных, в аккумуляторах, работаю­щих при низких температурах, применяют растворы едкого кали, так как они замерзают при значительно более низких температу­рах, чем растворы едкого натра.

В области более высоких температур предпочтителен электролит из раствора едкого натра, поскольку применение при этих темпера­турах раствора едкого кали приводит к сокращению срока службы аккумулятора из-за укрупнения структуры активной массы поло­жительного электрода.

Введение гидроокиси лития в электролит щелочного аккумуля­тора увеличивает емкость и срок службы аккумулятора при обыч­ных температурах и удлиняет рабочий интервал в сторону высоких температур. Это полезное действие, однако, наблюдается лишь при умеренных концентрациях едкого лития в электролите, превыше­ние которых, наоборот, приводит к ухудшению свойств аккумуля­тора. Установлено, что при большой концентрации едкого лития в электролите он может образовать с массой положительного элек­трода электрохимически инертное соединение LiNiC>2, от чего емкость электрода падает.

Для приготовления электролитов, применяемых в щелочных аккумуляторах, используют щелочи, технические условия на кото­рые приведены в ГОСТ 9285-69 (едкое кали); ГОСТ 2263-71 (едкий натр); ГОСТ 8595-57 (едкий литий).

Электролиты для щелочных аккумуляторов в процессе работы поглощают углекислый газ из воздуха и переходят в карбонаты. Наличие в электролите карбонатов в больших количествах вызыва­ет возрастание удельного сопротивления электролита и уменьшение емкости аккумулятора. Замечено также, что отрицательные элек­троды перестают принимать заряд. Максимально допустимое содер­жание карбонатов - 50 г/л электролита.

Для уменьшения скорости накопления карбонатов в электролите последний должен быть по возможности изолирован от воздуха.

С этой целью аккумуляторы снабжают клапанными пробками, пропускающими газы изнутри аккумулятора наружу, но не пропу­скающими воздух в аккумулятор. Кроме того, в ряде случаев на поверхность электролита наливают тонкий слой вазелинового масла.

Приготовление рабочих электролитов для заливки щелочных аккумуляторов производят разбавлением концентрированных раст­воров щелочи. Для растворов едкого кали используют данные табл. 34.

Таблица"34

Приготовление электролита разбавлением концентрированных растворов КОН

1.26 1,27 1,30 1,357 1,410 1,453 1,483 1,530 1,563 1,597 1,615 1,634

1217 1492 1686 1998 2222 2463 2594 2753

95,9 144,0 200,8 244,5 296,9 344,8 487,7 815 1102 1362 1546 1842 2055 2284 2409 2559

42,2 80,8 203,8 460 690 901 1050 1291 1463 1653 1750 1873

36,9 154,9 401 623 825 968 1199 1355 1544 1642 1760

113,8 352 565 761 899 1122 1282 1455 1549 1664

Автомобильные свинцово-кислотные стартерные аккумуляторные батареи заправляются электролитом, который является раствором серной кислоты H2SO4, плотностью 1,83 г/см3. От качества электролита, то есть от его плотности и чистоты используемых составляющих, напрямую зависит качество работы аккумулятора и срок его службы. При приготовлении электролита необходимо использовать только дистиллированную воду и чистую аккумуляторную серную кислоту. Даже самые незначительные примеси в электролите негативно скажутся на работе аккумулятора и сократят срок его службы.

Как известно, автомобильные аккумуляторы поступают в продажу сухозаряженными, то есть без электролита, или уже заправленными на заводе электролитом, и готовыми к эксплуатации. Главное преимущество сухозаряженных аккумуляторов в том, что их можно длительное время хранить, и после заправки такой аккумулятор не потеряет своих качеств. В свою очередь, заправленные электролитом аккумуляторы хранить можно меньше, но, такие батареи уже готовы к эксплуатации, что очень удобно. Кроме того, как правило, на заводах, где производяться аккумуляторы, для заправки аккумуляторов используется качественный электролит с необходимой плотностью, что можно считать еще одним преимуществом таких батарей.

Очень часто люди знают который уже готов к работе, но иногда, все же, автомобилистам приходится самостоятельно приготавливать электролит для заправки АКБ, или для его долива в банки аккумулятора. Для этой цели нужно в первую очередь подготовить соответствующую посуду. Вся посуда, используемая для приготовления электролита должна быть чистой и кислотоупорной, лучше всего для этой цели подходит стеклянная или пластиковая посуда. Вначале в емкость наливают дистиллированную воду, а затем, очень осторожно, тонкой струйкой в воду доливают серную кислоту, одновременно размешивая раствор стеклянной палочкой, или палочкой из иного кислотоупорного материала. Кислота должна равномерно перемешаться с водой по всему объему.

Кислоту нужно добавлять небольшими порциями, и периодически контролировать плотность раствора, замеряя её ареометром. Добавление кислоты прекращают, после того, как электролит достигнет необходимой плотности. В зависимости от сезона года и климатической зоны, в которой будет использоваться аккумулятор, плотность электролита может отличаться. В среднем она составляет от 1,21 до 1,31 г/см3. В районах с низкой температурой плотность электролита должна быть выше, а в местности, где температура выше, плотность электролита должна быть ниже. Например, в районах, где температура зимой не опускается ниже -30 градусов, плотность электролита должна быть 1,25 г/см3.

Для получения электролита нужной плотности, удобно пользоваться таблицей, составленной из того расчета, что используемая аккумуляторная кислота имеет плотность 1,83 г/см3. Так, для приготовления электролита плотностью 1,23 г/см3 нужно добавить на литр дистиллированной воды 280 г кислоты, для приготовления электролита плотностью 1,25 г/см3 соответственно 310 г кислоты на литр воды, для электролита плотностью 1,27 г/см3 - 345 г кислоты на литр воды, и для электролита плотностью 1,29 г/см3 - 385 г кислоты на литр воды.

При работе с кислотой соблюдайте меры предосторожности, используйте рабочие перчатки хб с прорезиненной основой, и надевайте защитные очки. Не вливайте воду в кислоту , так как при этом возможно разбрызгивание раствора в результате бурной реакции. В случае попадания кислоты или электролита на кожу, осторожно, с помощью заранее приготовленной ваты, снимите кислоту или электролит с тела, промойте этот участок кожи 5% -м раствором обычной пищевой соды, после чего обратитесь за медицинской помощью.

Поделиться: