Развитие ребенка буква е. Конспект занятия по обучению грамоте «Гласная буква Ё. Закрепление пройденного материала
ЗАНЯТИЕ
Тема: буквы Е, е в начале слова
и после гласных
Цели:
- познакомить с буквами Е, е;
- учить соотносить букву и звуки.
Обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;
Учить детей делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
Совершенствовать звуко-буквенный анализ;;
Упражнять в употреблении существительных-названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;
Развивать фонематические процессы;
Формировать навык письма букв Е, е.
Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: предметные картинки; карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е , индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..
Ход занятия
Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?
У зайчихи-… (зайчонок) А это? (Зайчата.)
У лосихи-… (лосенок) А это? (Лосята.)
У медведицы-… (медвежонок) А это? (Медвежата.)
У ежихи-… (ежонок) А это? (Ежата.)
У волчицы-… (волчонок) А это? (Волчата.)
У лисицы-… (лисенок) А это? (Лисята.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
Тема: буквы Е, е в начале слова
и после гласных
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с буквами Е, е;
- учить соотносить букву и звуки.
Обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;
Учить детей делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
Совершенствовать звуко-буквенный анализ;;
Упражнять в употреблении существительных-названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;
Развивать фонематические процессы;
Формировать навык письма букв Е, е.
Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: предметные картинки; карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е , индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «У кого-кто?
Выставляются картинки животных и их детенышей.
Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?
У зайчихи-… (зайчонок) А это? (Зайчата.)
У лосихи-… (лосенок) А это? (Лосята.)
У медведицы-… (медвежонок) А это? (Медвежата.)
У ежихи-… (ежонок) А это? (Ежата.)
У волчицы-… (волчонок) А это? (Волчата.)
У лисицы-… (лисенок) А это? (Лисята.)
2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.
3. Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:
Массаж заканчивается поглаживанием.
4. Развитие артикуляционной моторики.
«Покусать верхнюю губу»
«Покусать нижнюю губу»
«Окошко» (рот) открыть - закрыть.
5. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е
К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.
Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля…
(ЕНОТ)
Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово « ЕНОТ».
Логопед демонстрирует «ЕНОТ».
Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е .
Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?
Сколько элементов у большой буквы Е ? Какие это элементы?
Рассмотрите маленькую букву е . Сколько у нее элементов? Какие это элементы?
Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)
Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)
Прочитайте буквы в рамочке.
Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?
Мама Крошки Енота послала его за ежевикой. Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?
Да!
Ну, тогда, в путь!
6. Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.
Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».
Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.
Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?
- [й] и [э] .
Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.
Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет-гласный звук [э].
К |
А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно-зеленые.)
Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.
7. Формирование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?
Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.
8. Звуко-буквенный анализ.
ем ели поехали енот воет
К | К | к | К | К | К | К | К | К | К | К |
9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».
Проводится игра «Эхо».
Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.
При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.
Е…(Э-э-э)
Я…(А-а-а)
Ю…(У-у-у)
Ё…(О-о-о)
Новые (Э-э-э)
Моя (А-а-а)
Качаю…(У-у-у)
Твоё (О-о-о)
10. Упражнение для глаз.
Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.
Наших деток пугает.
Зажмурить, а потом широко открыть глаза.
Что сова нам принесла? Тетради.
11. Письмо (Рабочая тетрадь)
а) Написать печатную букву Е до конца строки.
б) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.
в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)
12. Упражнение в произнесении.
Произнесите чистоговорку о енотах
Ежевику мирно ели
Два енотика под елью.
13. Развитие мелкой моторики :
Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?
Да!
Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря их большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.
14. Работа над развитием дыхания и голоса.
Пора возвращаться обратно. А возвращаться мы будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.
Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.
15. Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
16. Рефлексия
Детям раздается раскраска енота.
Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.
Екатерина Владимировна Евсеева
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-122711-1394719090.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-122711-1394719019.jpg)
Задачи :
Познакомить детей с новой буквой Ё ;
Привить интерес к книгам;
- Оборудование :
Изображение ёжика;
Образ буквы Ё ;
Книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я» . Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуй Родина моя!
А сейчас проговорим скороговорку!
Та-та-та- у нас дома чистота
Тё-тё-тё- отложи свое шитьё
То-то-то-стали мы играть в лото
Ать-ать-ать-мы идем гулять
Ат-ат-ат- берем с собою самокат
Итак, ребята начнем наше занятие ! Отгадайте загадку!
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.
Кто же это? (Ёжик) .
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные ) . - Какие звуки мы называем гласными ? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.
Сколько в слове слогов? (ё-жик)
Из каких звуков состоит первый слог? (йо)
Второй слог? (жык)
На какой слог падает ударение? (на 1)
Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)
Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё
Давайте произнесём эту букву . Как она произносится? (тянется, значит, эта буква , какая? (гласная )
Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,
Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё .
Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё
Чем похожи буквы Е и Ё ?
Буква Е передохнула ,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё .
Напишите букву Ё в воздухе .
Давайте напишем четыре больших буквы Ё . Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске . Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки . Ребята запомните существует такое правило : Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки .
Однажды буква Е убежала в лес . Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки , от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё . После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим : сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная ) .
А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)
А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный .
Физминутка : Буратино
Знакомство с новой буквой Ё .
Молодцы, ребята!
Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный ?
(гласный )
(Из двух [Й’] и [О])
Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещё обладает свойством : сделать предшествующую согласную мягкой !
А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.
Пальчиковая гимнастика.
- А теперь будет игра : я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё .
Приготовились! Начали :
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.
Вывод : Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.
Вот и подходит к концу наше занятие . Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё» )
Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])
Какая это буква , гласная или согласная ? (гласная )
Что еще интересного запомнили о букве ? (делает предшествующий согласный мягким , всегда ударная).
А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку :
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё )
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-82358-1499875198.jpg)
Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение, память,развивать моторику рук
БУКВА «Ё»
У буквы «Е» родня есть – «Ё».
Две точки сверху у неё.
«Е» как будто, а нет – «Ё» –
В том отличие её.
Ёлка с ёжиком
Так схожи:
Ёлка в иглах,
Ёжик – тоже.
Это интересно!
Фонетика – не арифметика.
Фонетику познать – грамотным стать!
Буква «Ё» одна, а звуков два – [йо]
ёлка – [йолка]
ёж – [йош]
Буква «Ё» – гласная
Буква «ё», как это часто бывает,
В середину слова залетает.
П р о и з н о с и м: телёнок поросёнок
котёнок оленёнок
ребёнок лисёнок
цыплёнок жеребёнок
утёнок страусёнок
З а д а н и е. Напечатай эти слова. Нарисуй картинки.
Надо вставить букву «ё» –
Вот задание твоё.
Игра «Назови мамам детенышей»
У людей: – реб _ нок.
У животных: у слонихи – слон _ нок,
у тигрицы – тигр _ нок,
у львицы – льв _ нок,
у лошади – жереб _ нок,
у коровы – тел _ нок,
у козы – козл _ нок,
у свиньи – порос _ нок.
У птиц: у гусыни – гус _ нок,
у утки – ут _ нок,
у курицы – цыпл _ нок,
у страусихи – страус _ нок,
у вороны – ворон _ нок.
Игровое упражнение "Имена с буквой «Ё»
З а д а н и е. Назови имена твоих друзей с буквой «Ё».
М а л ь ч и к и: Алёша, Лёня, Пётр, Семён.
Д е в о ч к и : Алёна, Настёна, Матрёна, Васёна.
Игровое упражнение "Сравни!"
Нам сравненье – не помеха,
А наоборот, утеха!
Ёжик с елью чем-то схож:
У ежа иголки колки,
И у ёлки они колки.
Ёлка – дерево большое,
Ёж – животное такое.
Дидактическая игра "Доскажи словечко"
Рыбка плавала в пруду
И резвилась на виду.
Её руками не возьмёшь,
Потому что это … (ёрш).
В зелёных сарафанах,
С иголками в карманах
Девицы в кругу стоят,
Лапами всё шевелят,
Тишину в лесу хранят.
Лапы у девушек колки,
Потому что это … (ёлки).
Дидактическая игра "Отгадай загадку"
По полу клубок бежит,
Иглами он шевелит. (Ёж, ёжик.)
На его колючей спинке
Торчат острые былинки,
По саду клубок бежит,
Яблоко лежит-дрожит. (Ёж.)
Сколько ни купался,
Скользким он остался.
Хоть колюч, но не ёж,
Это просто рыбка … (ёрш).
Физкультминутки
Ёлочка, ёлочка,
Раз, два, три! (Хлопают в ладоши.)
Хлопай, хлопай,
Ножками топай,
Раз, два, три! (Топают ножками.)
Лапками, лапками
Раз, два, три! (Машут руками.)
И головкой вправо-влево
Раз, два, три! (Вертят вправо, влево головой.)
Сказка "Два ёжика"
По берегу моря росли берёзки и клёны. Среди них были и ёлки. В этом лесу жил ёжик. Весь он был покрыт иголками, которыми защищался от врагов.
Однажды ёжик утром пошёл к морю. Там он повстречал странное морское существо. Оно было круглым с большими иголками. Ёжик спросил:
– Ты кто такой? Чем-то напоминаешь меня.
В ответ он услышал:
– Я тоже ёж, но только морской. Ты живёшь на суше, а я – в море. В некотором смысле я твой родственник.
Ёжики стали приглашать друг друга в гости. Но сбыться этой мечте было не суждено. А почему? Подумай и расскажи!
Задание для ребенка: . Нарисуй иллюстрацию к сказке. Прочитай и пересказать сказку с друзьями.
Публикации по теме:
Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур. Цель. Упражнять детей в составлении.
Игровые упражнения как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития.
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает,.
Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.
1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.
Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости заглянувшие ко мне на мою страничку! Сегодня я хочу рассказать Вам о играх и игровых упражнениях.
Задания для детей, которые помогают в изучении буквы «Ё, ё».
Дошкольнику остается совсем немного времени до первого звонка и первого урока в стенах школы, именно поэтому проблема чтения становиться чрезвычайно актуальной. Первостепенная задача родителей – это обустроить учебный процесс так, чтобы у ребенка не пропало желание обучаться и познавать мир с пользой для себя. Занятия, которые проводятся с дошкольниками, должны иметь своей целью мотивацию, а самое главное желание и интересы самого ребенка.
Если вы захотели обучить своего ребенка чтению книг, то, прежде всего, стоит начать с запоминания и применения букв. Учить их нужно не в алфавитном порядке, но и не в хаотическом.
Сегодня мы подробнее остановимся на изучении буквы «Ё,ё». Задания довольно просты в исполнении и предназначены так же для занятий с группой детей.
Карточки с картинками на букву «Ё» .
Задания для детей «Буква Ё»
Буква «Ё,ё» очень хорошая подруга буковки Е, но она ужасно колючая. Вы спросите почему? А все потому что, на букву Ё начинаются такие слова: Ёлка, Ёрш, Ёж. Правописание большой и маленькой буквы ё значительно отличается, именно поэтому некоторые задания будут рассчитаны на запоминание именно написания это буквы, а некоторые на запоминание её звуковой части.
Задание «Кружочки»
Цель: закрепить в сознании детей знание о букве ё; развитие творческого мышления.
Материалы: фото с различными предметами, карандаши красного цвета.
Задание: необходимо дать ребенку картинки и выявить вместе с ним все те, предметы, которые начинаются с буквы «Ё,ё». Попросить обвести предметы, начинающиеся с этой буквы. После этого попросить ребенка раскрасить большую и маленькую букву «Ё,ё» в названии данных предметов.
Задание «Вставь букву»
Цель: развитие художественных способностей ребенка; принятия решений в необычной ситуации; углубление представлений ребенка о букве «Ё,ё».
Материалы: карандаши, изображение ёлочки и ёжика.
Задание: нужно дать ребенку картинки и попросить определить, кто там изображен? После необходимо вместе с ребенком их раскрасить и вставить первую букву (_лочка, _жик).
Рассказы для закрепления буквы «Ё» с картинками вместо слов .
Задание учимся писать «Ё»
Цель: лучшее запоминание написания буквы «Ё».
Материалы: картинка с изображением 5 букв Ё, 5 карандашей разного цвета.
Задание: попросить ребенка карандашами разного цвета разукрасить 5 бук «Ё».
Задание «Найди букву»
Цель: развитие внимательности у ребенка; закрепление образа буквы «Ё» в сознании ребенка.
Материалы: 5 карточек с разными буквами алфавита(А,В,Д.Ё,Е).
Задание: Разложить перед ребенком карточки и дать ему минуту посмотреть на буквы. После этого перемешать их и попросить найти из них карточку, на которой изображена буква «Ё».
Задание «Мягкая буква»
Цель: изучение буквы «Ё» с разных сторон; выявление её особенностей.
Материалы: карточки, на которых написаны слоги, в состав которых входит буква Ё(первые три карточки: МО, СО, ЛО; вторые три: МЁ, СЁ, ЛЁ).
Задание: помочь ребенку прочитать слоги по очереди вначале первые три, а после вторые. Обратить внимание на то, что слоги, в состав которых входит буква Ё звучат на много мягче чем первые три слога.
Задание «Совмести картинки»
Материалы: три фотографии с изображением орла, осла и овса. Три карточки с названиями (орёл, осёл, овёс).
Задание: нужно совместить название и картинки, а после посчитать сколько букв ё используется в трех названиях.
Видео урок для детей «Буква Ё»
Сегодня мы познакомим наших малышей со следующей букве русского алфавита — это буква «Ё».
Предлагаю распечатать и выполнить очень интересные и простые задания об этой букве. Итак, что нужно будет сделать ребенку?
- Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Ё». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Ё” в красный цвет.
- Написать маленькую букву “ё” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “ё”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
- Раскрасить картинку, узнать кто на ней изображен, вставь букву “ё” в слове ”ёрш”, «ёжик» и «ёлка».
- Учимся писать букву “Ё”- нужно обвести буквы ё разноцветными карандашами, а потом
- украсить ёлочку разноцветными буквами «ё».
- Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Ё” — обводим пунктирные линии.
- Ищем пять букв «Ё» среди других букв русского алфавита. (Игра в буквы на внимательность).
- Помочь ёжику добраться домой к маме ежихе в его домик под ёлку. Обвести аккуратно пунктирную линию. Вставить букву ”ё” в слове ”ёжик”.
Видео
Азбука Малышка про букву Ё
Учим как правильно звучит эта буква
Для самых маленьких