Александра Завьялова: биография и причина смерти советской актрисы. Трагедия Саши «Гарбо». История жизни актрисы Александры Завьяловой Жизнь и смерть александры завьяловой

Звезду сериала «Тени исчезают в полдень» два года держали в психиатрической больнице

Слава пришла к Александре ЗАВЬЯЛОВОЙ после роли Пистимеи в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень». Ее не по-советски красивое лицо украшало обложки западных журналов, критики прочили ошеломляющую карьеру, а мужчины мечтали взглянуть на нее вживую хоть одним глазком. Но прошло два года, и актриса перестала появляться на экране. Об этом ходило много слухов, потом и они затихли. Остался только один - Завьялова ушла в монастырь и дала обет молчания. Накануне ее 75-летия, которое Александра Семеновна отметит 4 февраля, «Экспресс газете» удалось разыскать одну из самых загадочных актрис советского кино.

Телефон Александры Завьяловой в ее петербургской квартире на Выборгской стороне упорно не отвечал. Свет в окнах не горел, а соседи уверяли, что Александра Семеновна здесь давно не была - переписала жилплощадь на сына Петю, который вроде бы работает охранником.

Да вот он и сам, - показали нам на приближающегося крепкого молодого человека.

Все вопросы про маму задавайте моей сестре Татьяне, она ею занимается,- пробурчал Петр и, протянув листок с мобильным телефоном сестры, скрылся в парадном.

Старшая дочь Завьяловой, питерский художник Татьяна Бучкина , уверила, что Александра Семеновна живет не в монастыре, а на даче, но разговаривать с журналистами не может.

Ей трудно говорить. У нее нет зубов. Не успели вставить к юбилею, - объяснила Бучкина. - Если хотите поговорить с мамой, то можете сделать это по Интернету. Она умеет пользоваться. Мы с ней сейчас потихоньку пишем книгу ее воспоминаний. К сожалению, память у нее уже не та, какие-то события она уже вспоминает с трудом. У мамы же была страшная депрессия из-за того, что ее перестали снимать. Успех после картины «Тени исчезают в полдень» был ошеломительным. Но ей больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время. По типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.

Выход для нее был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для нее. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет родила от него Петю. Отца Петра она больше никогда не видела. Петя уже не помнит маму здоровой. Все хлопоты по воспитанию ребенка легли на мои плечи. Петр может быть хорошим и интеллигентным, но до тех пор, пока не выпьет. Очень жалко, что в то время я была еще ребенком и не понимала, как ее поддержать. Мой папа, известный художник Дмитрий Бучкин , тоже ничего не смог сделать. У них сохранились хорошие отношения, но прожили они всего два года. Сейчас папе 84 года, я ему тоже помогаю. Вам он ничего не расскажет, кроме того, что у него маленькая пенсия.

Меня пугает наш кинематограф

Из-за отсутствия зубов Александре Завьяловой пока сложно разговаривать, кроме того, актриса стесняется своего временно непрезентабельного вида. Зато она с удовольствием пользуется новыми технологиями и любит Интернет. С его помощью мы и «поговорили».

- Александра Семеновна, как вы собираетесь отметить свой день рождения?

Пышных торжеств не будет. Все-таки женщине о том, сколько ей лет, лучше не вспоминать. А черту под своей жизнью я еще не подвожу... Соберемся в кругу своей семьи. У меня двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Петр. Татьяна подарила мне замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку. Дочь моя - молодец, всего в жизни достигла сама, я ничем ей помочь не могла. Сегодня Татьяна - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер. Как она при этом успевает заниматься детьми и мужем, для меня загадка. Я, к сожалению, никогда не могла совместить семью с профессией. К счастью, по моим стопам пока никто не пошел. Я бы для своих родных этой судьбы не хотела.

- Ваша самая яркая роль - Пистимея в сериале «Тени исчезают в полдень»...

Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь мне пришлось играть три возраста: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее - 17, затем я играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры меня превращали в 70-летнюю. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была художником, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею 70-летнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима - для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримеру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?»

А в картине «Алешкина любовь» я играла с Леонидом Быковым . Жена Лени страшно ревновала меня. Она даже приехала на съемку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Леня был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. Фильм имел оглушительный успех. На представлении картины зрители встречали нас стоя. Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Лене сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леня жаловался мне: «Кормить семью нечем». И он переехал в Киев. В последний раз мы с ним случайно встретились на Киевской киностудии. Леня сказал: «Я подкову прибил к косяку двери. На удачу. Сам буду снимать фильм и играть главную роль». И он снял необыкновенное, удивительно теплое кино «В бой идут одни «старики».

- Как вы оказались в Москве, в кино?

Меня пригласил Александр Зархи в фильм «Люди на мосту». Он увидел мою фотографию на «Мосфильме». Сначала я не хотела ехать: не люблю больших городов, боюсь их. Но он уговорил...

На заре вашей карьеры вы служили в Брестском театре. Как дальше складывались отношения с театрами? Нет сомнений, что кто-то из худруков хотел получить вас в штат.

После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев . Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя - сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова .

В Ленинграде я и встретила своего будущего мужа, художника Дмитрия Петровича Бучкина . Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм».

Вы фантастически красивая женщина. Понятно, что актрисе необходимо быть привлекательной, но вот с такой уникальной красотой каково жить?

Внешность я унаследовала от родителей. Мой папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у нее бабушка - гречанка. А я получилась такая... исламская. Красота помогает не только в актерской профессии, но и в жизни: она - как лекарство. На мой взгляд, актриса, обладающая и талантом, и красотой, - большая редкость. Поклонников у меня хватало не только среди актеров и режиссеров, но и среди писателей, поэтов и художников. У меня до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым : «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!»

Но я считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план. А потом у меня появилась семья, родилась дочка... Какие уж здесь поклонники!

Ваше фото публиковалось на обложках самых престижных американских журналов. Наверняка актрису такого масштаба могли принять за рубежом. Рассматривали вы когда-нибудь отъезд за границу?

В то время, когда я работала актрисой, любое упоминание о загранице перечеркивало всю дальнейшую биографию. Да и сегодня наших актеров в Голливуде не ждут. К сожалению, сегодняшний российский кинематограф меня пугает. Особенно сериалы, состряпанные на скорую руку. И полное отсутствие запоминающихся лиц.

- Александра Семеновна, были разговоры, что вы оказались неугодны властям из-за романа с иностранцем.

Из меня искусственно сделали врага. Пострадала за любовь. Я всю жизнь любила одного человека, наверное, поэтому замуж больше не вышла. Он был иностранцем. Мы с ним познакомились в самолете. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный... Меня укачало, и он наливал мне боржоми. Наутро в гостинице я выхожу из своего номера - отдохнувшая, свежая, в белоснежном костюме. И нос к носу сталкиваюсь с ним. Он глаз не может отвести. Спрашивает меня: «Вы полячка?»


Говорили мы на немецком. Я помнила его со школы, а мой знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя....

Его звали Отелло. Прямо как по Шекспиру! Отелло Черезолли . Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Он был вдвое старше меня, в Америке его ждала жена. Отелло говорил, что она очень красива, но любит он меня. Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло.

Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон... Показали кучу фотографий, на которых мы вместе... Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон грата и даже не разрешили лететь в Нью-Йорк через Париж, как он собирался. Пришлось ему тащиться через океан на собственном пароходе. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого.

- Вы считаете, из-за вашего романа с иностранцем вас перестали снимать в кино?

Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А еще знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке.

Мне иногда снится съемочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...

И это все о ней

Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ, второй режиссер фильма «Тени исчезают в полдень»:

- Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила - до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое.

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, президент Гильдии киноактеров Санкт- Петербурга:

- У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание. Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть - восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал народа, а она не пришла. Однажды я пожурил ее сына: что же маме не помогаете, она же иногда попросту голодает. Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий...

Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.

Когда-то красоту этой актрисы называли колдовской. Режиссеры предлагали ей главные роли в своих фильмах, поклонники дарили цветы и посвящали стихи. Актриса Александра Завьялова была одной из самых популярных в Советском Союзе после съемок в фильме "Тени исчезают в полдень". В 2016 году, не дожив одного дня до своего восьмидесятилетия, она была убита. За что убили актрису Александру Завьялову? Кто это сделал? Почему некогда популярную актрису перестали снимать в фильмах? Что мы знаем о ней? Биография Александры Завьяловой, личная жизнь и другая интересная информация представлены в нашей статье.

Есть счастливчики, которым с самого рождения всего дано в избытке. К таким людям относилась советская актриса Александра Завьялова. Красота, талант, поклонники, настоящая любовь. У неё было все, чтобы быть счастливой. Казалось, что весь мир лежал у её ног, а в жизни должно было ждать лишь только хорошее. Однако все вышло совсем по-другому. Почему жизнь этой красивой женщины и талантливой актрисы закончилась так страшно? Что это было? Трагическая случайность или намеренное убийство? Попробуем в этом разобраться.

Факты биографии

Несмотря на свою яркую, аристократическую внешность, Александра Завьялова родилась в семье простых тружеников в Тамбовской области. Необходимо отметить, что родители Саши были очень красивыми людьми. Её бабушка была гречанкой. От родителей Александра и унаследовала свою яркую, необычную внешность. К сожалению, сведений о детских годах и увлечениях актрисы найти не удалось.

В возрасте 22 лет она окончила театральный институт в Ленинграде. Свою первую роль Александра сыграла ещё студенткой. Фильм назывался "Песня о Кольцове" (1959). Девушка сыграла возлюбленную поэта - крепостную девушку Дуню. С ролью она справилась очень хорошо, но после окончания института по распределению она оказалась в театре города Бреста. Были предложения сниматься в кино, но Завьялова считала, что её призвание - не съемочная площадка, а сцена. Однако когда режиссер Александр Зарха предложил ей главную роль в фильме "Люди на мосту", отказываться Александра Завьялова (фото представлено ниже) не стала.

Первые роли и фильмы

В картине она сыграла подрывницу Лену. Её героиня - сильная женщина, способная на героические поступки. Спасая людей, она жертвует своей жизнью. Актриса так хорошо сумела передать этот образ, что зрители и режиссеры обратили на неё свое внимание. После этой картины последовали новые предложения.

Завьялова Александра (актриса) получила широкую известность после картины "Алешкина любовь". Она сыграла здесь главную героиню Зинку. В этой роли могли сняться такие известные актрисы, как Изольда Извицкая, Людмила Гурченко, Ия Арепина. Но для съемок выбрали Александру Завьялову. Её партнером по фильму стал актер Леонид Быков. Нежная и трогательная история любви Алексея поразила зрителей. Актриса показала, как меняется в лучшую сторону обычная девушка Зина, которая в конце фильма смогла оценить всю красоту чувств влюбленного юноши.

"Тени исчезают в полдень"

Александре Завьяловой было 35 лет, когда она попала на пробы в вышеупомянутый фильм. Режиссеры картины были поражены её красотой и особым магнетизмом, который излучали её глаза. Решение было принято мгновенно и единогласно, Александра Завьялова была утверждена на роль Серафимы Клычковй (Пистемеи Морозовой).

Сыграть её мечтало много талантливых актрис. Но для этой роли нужна была актриса с особой внутренней силой при внешней мягкости и обаянии. Ведь в фильме было необходимо показать три возраста главной героини: совсем юную девушку, женщину средних лет и пожилого возраста. От актрисы эта роль требовала неимоверных усилий и полной самоотдачи.

Несмотря на то что Александра Завьялова играла отрицательного персонажа, невозможно было не восхищаться её игрой. Сыграв врага советской власти, она завоевала любовь огромной зрительской аудитории. Как такое могло быть? Дело в том, что актриса сумела показать главное - жизнь и становление человека. И сделала она это гениально. Но несмотря на это, после картины "Тени исчезают в полдень" сниматься актрису не приглашали. Её последняя роль - в фильме "Белые одежды" (1992).

Фильмография (список)

В каких ещё фильмах снималась Александра Завьялова? Давайте их вспомним.

  • "Хлеб и розы" (1960). Играет дочку кулака Любашу. Интересная картина, в которой снимаются вместе с Завьяловой такие знаменитые актеры, как Павел Кадочников и Людмила Касаткина.
  • "Ждите писем" (1960). Девушка Римма (в исполнении Александры Завьяловой) уезжает на молодежную стройку в надежде на то, что сможет забыть свою любовь.
  • "Фро" (1964). Александра Завьялова сыграла молодую девушку Фросю. Её героиня тоскует по мужу, оставившему молодую жену и уехавшему на стройку. Гениальная игра актрисы, способной без слов, только взглядом передать всю тоску измученной женской души.
  • "Четыре страницы одной молодой жизни" (1967). Актриса сыграла здесь избалованную красавицу.

Всего Александра Завьялова снялась в 14 фильмах. Все её героини - сильные и красивые женщины. С кем бы ни снималась Александра Завьялова, все внимание зрителей было приковано только к ней. Она буквально гипнотизировала взглядом своих прекрасных миндалевидных глаз. Поклонники ходили за ней табунами, а жена Леонида Быкова (партнера по фильму "Алёшкина любовь") очень сильно ревновала своего мужа и даже присутствовала на съёмках фильма.

Александра Завьялова: личная жизнь

Несмотря на огромное количество поклонников, официальный брак в её жизни был только один. С будущим мужем, художником Дмитрием Бучкиным, они познакомились, когда Александра ещё училась в театральном институте. Он сразу же потерял голову, да ведь и было отчего её потерять. А что она? Девушка привыкла к восхищению и вниманию и не придавала их знакомству особого значения.

Дмитрий Бучкин рисовал портреты неприступной красавицы, дарил цветы и красиво ухаживал. За плечами Александры Завьяловой уже были роли в нескольких фильмах, поэтому знаками внимания её удивить было трудно. Тем не менее Александра оценила надежность и преданность Дмитрия, и через несколько лет после знакомства они поженились. В браке родилась дочь Татьяна.

Актерская слава и популярность, а также многочисленные поклонники не дали этой замечательной паре долго наслаждаться семейной жизнью. Александра вскоре увлеклась другим мужчиной, муж не простил ей измены, и они развелись. Но Дмитрий не смог забыть о своей ветреной красавице и любил её всю свою жизнь.

Роковая встреча

Возможно, если бы не случилось в жизни актрисы этого знакомства, всё было бы по-другому. Но у судьбы на каждого из нас свои планы. Американский бизнесмен, владелец крупного производства, и советская кинозвезда встретились и влюбились друг в друга. Это был высокий, красивый мужчина. Несмотря на то что он был в браке, встреча с русской красавицей перевернула всю его жизнь. Он готов был ради неё даже развестись с женой. Настоящая любовь, к тому же ещё и взаимная, которая не так часто встречается в жизни, могла озарить своим светом всю их жизнь и подарить счастье.

Случись это в XXI веке, Александра Завьялова могла бы уехать в Америку и, возможно, стала бы голливудской звездой. Во всяком случае, все необходимые данные для этого у актрисы были. Но в 60-70 годы ХХ века все произошло по-другому.

Американца советские спецслужбы выслали из страны. А для Александры Завьяловой звездная жизнь закончилась, и начался путь к забвению. Её перестали приглашать сниматься в кино, поклонники куда-то исчезли. Ее ждали жуткие депрессии, лечение в психиатрической больнице и жизнь на грани нищеты. К счастью для Александры Завьяловой, все эти годы с ней рядом был бывший муж, Дмитрий Бучкин. Он даже усыновил её второго ребёнка. Дети Александры Завьяловой - это дочка Татьяна и сын Пётр, которого она родила в возрасте около сорока лет. Об отце мальчика сведений нет, актриса не захотела предавать эту информацию широкой огласке.

Александра Завьялова: причина смерти

В 2016 году, за день до дня рождения актрисы, произошла страшная трагедия. Александра Завьялова жила с сыном, у которого были большие проблемы с алкоголем. Он мог пить по нескольку дней, в состоянии алкогольного опьянения совершенно себя не контролировал. Очередной его пьяный загул закончился тем, что он ударил ножом свою мать. После полученных ранений женщина скончалась.

Люди, знавшие Петра, говорят о том, что это была ужасная и нелепая случайность. Возможно, ему привиделось что-то страшное, об этом сейчас судить очень трудно. Петр признался в совершенном преступлении и был взят под стражу. Но сильнее всего он наказал себя сам, убив любимую мать. Родственники и знакомые говорят о том, что у них были прекрасные отношения, они заботились друг о друге. Александра Завьялова надеялась, что сумеет излечить сына от пагубной привычки. К сожалению, ей не удалось это сделать.

В заключении

Очень сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, кто виноват в том, что жизнь Александры Завьяловой сложилась так, а не иначе. Возможно, если бы она родилась в другое время и в другой стране, её судьба была бы более счастливой. Но об этом уже никто и никогда не узнает. Хорошо, что у зрителей осталась возможность смотреть и пересматривать фильмы с этой удивительно красивой и талантливой актрисой. Такой Александра Завьялова и останется в памяти любителей советского киноискусства.

Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.

Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.

Детство и юность

Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».


Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.

Фильмы

Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.


Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся и . После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году выпускает «Песню о Кольцове» - биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.

В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством , посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым , превращается в звезду советского кинематографа.


Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.

Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ . В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.


Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина « », показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.

Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.


При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.


Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с и в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.

Личная жизнь

Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.


В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.

Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.


Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.

После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.


В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Смерть Александры Завьяловой

В 2016 году, накануне 80-летия, актрису в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Документальный фильм «Александра Завьялова. Затворница»

В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен . Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.


Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.

Фильмография

  • 1959 – «Люди на мосту»
  • 1959 – «Песня о Кольцове»
  • 1960 – «Алешкина любовь»
  • 1960 – «Ждите писем»
  • 1964 – «Фро»
  • 1967 – «Клятва Гиппократа»
  • 1967 – «Сергей Лазо»
  • 1971 – «Тени исчезают в полдень»
  • 1992 – «Белые одежды»

В Санкт-Петербурге простились с известной актрисой, звездой сериала "Тени исчезают в полдень" Александрой Завьяловой. Женщина редкой красоты, в последние годы она нигде не снималась, не общалась с коллегами, вела крайне замкнутый образ жизни. И только сейчас, после трагической гибели артистки, стало ясно, насколько тяжело ей приходилось. На похоронах на Смоленском кладбище не было сына Завьяловой, Петра. Следствие полагает - именно он убил мать накануне её 80-летия.

В многоэтажке в одном из спальных районов Петербурга заслуженная артистка России Александра Завьялова прожила большую часть жизни, с 68-го года. Вместе с сыном актриса ютилась в тесной "двушке" на втором этаже. Соседи говорят: она вела замкнутый, отшельнический образ жизни, мало общалась с людьми. Но конфликтов в семье здесь никто не помнит.

Заслуженная артистка России сторонилась публичности. Она часто гуляла в одиночестве и почти ни с кем не разговаривала. Вместе с сыном Петром их вообще видели крайне редко. Мужчина, говорят соседи, нигде не работал и так и не обзавелся своей семьей. За матерью в основном ухаживала старшая дочь.

"Она иногда выходила гулять, как все пенсионеры выходят гулять. А про Петю я могу сказать, что он был порядочным человеком, а то, что пил, ну что делать! Был хорошим, он не наркоман", - рассказывает женщина.

Именно Петр Завьялов в ночь трагедии позвонил сестре и признался в страшном поступке. Это случилась за сутки до юбилея актрисы. Четвертого – исполнилось бы 80.

"По версии следствия, Завьялов ночью 3 февраля 2016 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения в одной из квартир дома 6 по Гаврской улице, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений ударил ножом свою мать - Александру Завьялову, 1936 года рождения, заслуженную артистку России, которая скончалась на месте происшествия", - сообщил старший помощник руководителя ГСУ СК по СПб Сергей Капитонов.

Выпускница Ленинградского театрального института, она рано стала сниматься в кино. В комедии "Алёшкина любовь" - жизнерадостная стрелочница Зинка. Партнером по картине у Завьяловой был Леонид Быков. Хотя самая главная роль случилась, конечно, позже. Это, по сути, сразу два характера в одном фильме. В легендарном "Тени исчезают в полдень" она и ещё совсем юная Серафима Клычкова, и нелюдимая, скрывавшаяся под вымышленным именем затворница Пистимея Морозова. После этой роли почти совсем не появляясь на экране. Стала заложницей своего таланта, говорят те, кто работал с ней.

"У Саши были глаза, которые рассказывали о внутреннем мире этой женщины. И поэтому роль становилась не только внешне, но внутренне, на нее было смотреть интересно. Не просто восхищались ее красотой, когда она была по-другому одета, или ее злостью. Восхищались умением, как она несла свой образ", - говорит режиссер Владимир Краснопольский.

После оглушительного успеха, режиссеры перестали предлагать ей роли. Одной из возможных причины того, что от успешной актрисы отвернулись, был брак с крупным американским бизнесменом. Его заподозрили в шпионаже и выдворили из страны. Многолетнее забвение в кино, семейные неудачи – всё это переросло в тяжелую депрессию.

"Я слышала о том, что она часто болела и бывала в больницах, что у нее не очень хорошо было с памятью", - сказала Элеонора Шашкова.

Петр, как говорят правоохранители, дал признательные показания. В семье до сих пор не верят в то, что мужчина мог сознательно решиться на такое.

Петр Завьялов сейчас находится под стражей. За обычной деревянной дверью их квартиры тишина. Кадры из документального фильма наших коллег – по сути, одно из последних появлений яркой актрисы на телеэкране. Она играет с правнучкой и кажется вполне счастливым человеком. Если бы не строчки Беллы Ахмадулиной, которые актриса вполоборота читает перед окном.

Александра Завьялова - актриса, имя которой было широко известно в 60-х гг. Эту красивую женщину с удовольствием снимали фотографы как советских журналов, так и зарубежных. Режиссеры предлагали Завьяловой исключительно главные роли. А потом всё в один день закончилось и артистка навсегда исчезла с экранов. Почему?

Александра Завьялова: биография. Ранние годы

Александра родилась в феврале 1936 г. в Тамбовской области. Практически ничего не известно о ее детстве, об увлечениях будущей актрисы. Известно только, что Александра Завьялова в 1958 г. окончила Ленинградский театральный институт и переехала в Брест работать по распределению в местный театр. Однако молодая актриса с экзотической внешностью очень хорошо показала себя на дипломном спектакле «Женитьба» и ей регулярно стали поступать предложения о съемках в кино.

Александра долгое время отказывалась, потому что желала сосредоточиться только на своей работе в театре. Но в 1959 г. актриса не устояла и впервые дала свое согласие на съемки.

Фильмы 1959 г.

Александра Завьялова дебютировала в фильме «Песнь о Кольцове», где ей сходу досталась главная роль.

В центре сюжета картины - биография известного российского поэта Алексея Кольцова, а точнее отрезок жизни, умещающийся в 30-е гг. XIX века. Биография Кольцова примечательна тем, что практически всю свою жизнь поэт посвятил предпринимательству, продолжая семейное дело (что не свойственно для литераторов). Единственной отдушиной для Алексея были стихи и любовь к крепостной девушке, которую и сыграла Александра Завьялова. Но главных героев разлучила судьба, Кольцов вскоре женился на нелюбимой женщине, а через некоторое время умер в возрасте 33-х лет.

Сразу же после роли Дуни роковой красавице с черными, как смоль волосами, предложили еще одну главную роль - в драме «Люди на мосту». Героиня Завьяловой - подрывница Лена. Женщина смелая, красивая, с определенным прошлым (у героини есть Она привлекает внимание молодого сына (Олег Табаков) начальника строительства моста (Василий Меркурьев). Эта связь становится Героиня Завьяловой превращается в злого гения для интеллигентной семьи Булыгиных. В финале картины Лена погибает, спасая жизни других людей.

Надо сказать, что после роли темпераментной Лены, за актрисой закрепилось амплуа «бедовой» женщины. И все ее последующие героини были не менее сильными, привлекательными, но в каком-то смысле опасными.

Фильмы 1960-х гг.

Александра Завьялова в 60-х была очень популярна. Во многом благодаря роли Зинки из мелодрамы «Алешкина любовь». Тогда партнером актрисы по съемочной площадке был Леонид Быков («В бой идут одни старики»). Он играл того самого Алешку, который без ума был от стрелочницы Зинаиды. Завьялова в одном из своих немногочисленных интервью вспоминала, что жена актера очень его ревновала к ней и постоянно присутствовала на съемках.

Еще бы не ревновать: фото Александры Завьяловой красовались не только на обложках «Советского экрана», но даже в американском журнале «Лайф». Американские журналисты называли актрису советской а российские режиссеры предлагали артистке исключительно главные роли.

В 60-е на экраны с участием Завьяловой вышли такие фильмы, как «Ждите писем» Ю. Карасика, «Хлеб и розы» Ф. Филиппова, «Фро» Р. Эсадзе и многие другие картины. Актрису приглашали на званые ужины в посольство США и доверяли ей почетную миссию встречи иностранных гостей, прибывающих на советские культурные мероприятия.

Последние кинопроекты в карьере актрисы

Однако именно тесное общение артистки с иностранцами, а также интерес, который к ней проявляли зарубежные СМИ, сыграли роковую роль в судьбе Александры.

В 65-х КГБ начало регулярно вызывать Завьялову на допрос. Чуть позже спецслужбы запретили директору «Ленфильма» снимать актрису в своих картинах. Но Александра Завьялова не отчаивалась и продолжала сотрудничать с другими кинокомпаниями.

В 70-х гг. артистка сыграла свою последнюю роль в кино - Пистимеи Морозовой. Этот образ стал одним из самых колоритных в советском кино. Настоящее имя Пистимеи - Серафима Клычкова. Она наследница богатого рода, которая вынуждена скрываться под чужим именем в сибирской тайге.

В фильме героиня Завьяловой демонизирована, ведь об аристократах в советское время говорили или никак, или плохо. Артистка подбросила еще «дров в огонь», мастерски исполнив свою работу, и на экране перед зрителем предстало воплощение зла. Учитывая ярлык «неблагонадежности», который уже довлел над Александрой, ничего хорошего ждать не приходилось. Худшие опасения оправдались: после роли Пистимеи Завьяловой перекрыли ход в любое советское кино.

Александра Завьялова: личная жизнь

Единственный официальный муж актрисы - художник Дмитрий Бучкин. От него у Завьяловой родилась дочь Татьяна.

Александра Завьялова - актриса с незабываемой внешностью. И именно красота сыграла с женщиной злую шутку. В 1964 г. в Одессе она познакомилась с американским миллиардером и приняла его ухаживания. Впоследствии американца обвинили в шпионаже и выставили из страны, Завьялова была вынуждена развестись с Бучкиным и впервые попала на допрос в КГБ.

После того как путь в кино для актрисы был перекрыт, она родила второго ребенка и начала вести уединенный образ жизни. С тех пор об Александре мало что известно.

Поделиться: