Ле корбюзье. Советский период ле корбюзье. «Жилая единица», Марсель

«Дом – это машина для жилья»

Уроженец Ла-Шо-де-Фона, пренадлежал к старинной семье граверов и художников. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств в Ла-Шо-де-Фона. Начиная с тринадцати лет гравировал крышки от часов.

Первую постройку возвел в 17 лет. Это была вилла с внутренней отделкой. В 19 лет совершил поездку в Италию, Венгрию и Австрию. Учился и работал у Й. Гофмана в Вене (1907), Огюста Перре в Париже (1908-10), Питера Беренса в Берлине (1910-11).

Из мастерской Перре он вынес восхищение конструктивными свойствами железобетона, а у Беренса почерпнул убежденность в роли промышленного дизайна. Тогда же начал изучать расчет железобетонных конструкций. По окончанию работы у Беренса предпринял путешествие на Восток.
В 1917 году поселился в Париже. Там встретил Озанфана, который открыл ему глаза на кубизм и формальные возможности пуризма . В 1918 они выпустили книгу «После кубизма» , где излагались их теоретические взгляды. Основой творчества Ле Корбузье в обеих областях – живописи и архитектуре – является его пространственная концепция. В 1919 году в созданном журнале «Эспри нуво» («Новый дух») вел архитектурную рубрику под псевдонимом «Ле Корбюзье». В 1921 году совместно с двоюродным братом П. Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую на улице Севр, 35.

Свои взгляды, которые легли в основу концепции современной архитектуры, изложил в журнале «Эспри нуво» (1920-25), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925). Видел в современной технике и серийности строительства предпосылки к обновлению архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения – богатые эстетические возможности. Разделял утопические надежды на преобразования общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилища на основе рациональной реорганизации функций и пространственных структур города и жилого дома.

Сформировал 5 отправных точек современной архитектуры –

Принципы единства архитектуры и конструкции Ле Корбузье:

  1. Колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища
  2. Функциональная независимость каркаса и стены в отношении не только наружных стен, но и внутренних членений
  3. Свободный план
  4. Свободный каркас как следствие каркасной конструкции
  5. Сад на крыше

Наиболее полно все пять принципов воплощены в вилле Савой (1928-30). Эти принципы пытались положить в основу архитектурного канона XX века, однако сам автор видел в них творческий импульс, а не догмат.

Для построек Ле Корбюзье 20-30 годов характеры простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остекленные поверхности.

Железобетонная конструкция дала возможность избежать изолированных комнат-ячеек и перейти к пространству свободно перетекающему одно в другое, сохраняя функционально выделенное помещение.

В градостроительных проектах 20-30 годов развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы «Вуазен» для Парижа, Бэнос-Айреса, Алжир, Антверпена и других).
В течении 12 лет, начиная с 1930 года, занимался планировкой Алжира, внимание этой работе уделялось ведущими газетами мира.

Ряд теоретических положений Ле Корбузье были во многом реализованы при сооружении дома Центросоюза в Москве , постройка которого осуществлялась при участии архитектора Н. Колли.
Эти теории легли в основу «Афинской хартии» , принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложены в его книгах «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945) . В последней зодчик не только перечислил недостатки существующих городов, но и сформулировал новые принципы градостроительства. Во время оккупации Франции работал над книгами: «На перепутье», «Судьба Парижа», «Дом для человека» .

По окончании войны получил заказ на реконструкцию городов Сен-Дис, Ла-Рошелб и Немур . Это период разработки крупных проектов, имеющих выжнейшее социально-художественное значение, большая часть которого, однако, не была реализована.

В 1945 году с Ле Корбюзье было заключено соглашение о строительстве так называемой «Жилой единицы» в Марселе . несмотря на настоящую травлю архитектора, проект был осуществлен и стал эпохальным явлением. Впоследствии были возведены жилые единицы в Нант-Резе, Западном Берлине, в Фермине. Открытие «Единицы» состоялось в 1953 году в присутствии членов правительства.
Наиболее интересно в этом здании размещение центра в середине по высоте. На этаже торгового центра помещаются разнообразные магазины, прачечные, химчистка, парикмахерская, почта, киоски, гостиница. На 17 этаже – детский сад. Пандус ведет отсюда на террасу с комнатой отдыха, бассейном и игровыми площадками. В оформлении здания использованы натуральные свойства бетона. Например, оставлен рисунок деревянной фактуры опалубки.

Здание оказало огромное влияние на развитие следующего поколения архитекторов. В этом здании и в других постройках пользовался железобетонно как средством для выражения своих идей в архитектуре, развивая принципы Огюста Перре и Гарнье.

«Ле Корбузье умел, как никто до него, превращать желебетонный каркас в средство архитектурной выразительности» (Зигфрид Гидион).

Одновременно с работой над марсельским проектом Ле Корбузье создавал рисунки ковров, производимых в городе Обюссоне. Ковры по рисункам Ле Корбузье были созданы для Чандигарха и для театра в Токио (Сакакура).

В 40-х Ле Корбузье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, — модулор , которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования.

Постройки Ле Корбузье 50-х – начала 60-х присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоники форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия. В этот период созданы Чандигарх , разработан генеральный план Боготы .

Последние годы уделял все большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функции схемы здания и его архитектурных структур.

В течении 27 лет играл ведущую роль в Международном конгрессе архитекторов (CIAM).
Оказал влияние на современную архитектуру не только идеями, но и педагогической деятельностью. Через его мастерскую прошло 150 человек. Среди них Маекава, Коли, Фрай, Сакакура, Кандилис.

Провокационный писатель, одарённый живописец, новатор в современной архитектуре, автор градостроительных теорий и непревзойдённый полемист 20 века - Ле Корбюзье, работы которого можно увидеть практически в любом городе мира.

Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры


Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947

1887

Шарль Эдуард Жаннере-Гри родился в городе Шо-Де-Фоне (Швейцария) . Позже взял псевдоним Ле Корбюзье.

1904

Корбюзье окончил школу искусств и выполнил свой первый архитектурный проект для одного из членов совета школы. На тот момент ему было 17 с половиной лет.

«В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.»


Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария. 1905

1907

На заработанные деньги Корбюзье покинул провинциальный городок и отправился в образовательную поездку по Италии, Австрии, Венгрии, завершив путешествие во Франции.

1908 - 1909

В Париже он работал стажёром-чертёжником у Огюста и Гюстова Перре (Auguste and Gustave Perret) , которые были новаторами в своём деле и пропагандировали использование недавно открытого железобетона. Впоследствии они отказывались называть Корбюзье своим учеником за его «слишком крайние идеи».

1910

В течение 2 лет работы в Париже Корбюзье выучил немецкий язык и переехал под Берлин для стажировки у мастера архитектуры Петера Бернеса (Peter Behrens) , которого часто упоминают как первого в мире промышленного дизайнера.


Портреты Ле Корбюзье

1911

Шарль отправился в ещё одну образовательную поездку, на этот раз на восток - по Греции, Балканам и Малой Азии. Там он изучал древние памятники и традиционное народное строительство Средиземноморья.

1912 - 1916

После путешествия он вернулся в родной город и на протяжении 4 лет преподавал в школе, где учился сам.

В этот же период Корбюзье спроектировал и запатентовал проект Дом - Ино (Dom-Ino: dumos - дом, ino - инновация). Он основывается на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. В то время это был значимый новаторский шаг в архитектуре. Концепцию Дом - Ино архитектор реализовал позже во многих своих постройках.

1917 - 1920

Шарль никогда не скрывал своей неприязни к родному городу, поэтому, когда появилась возможность, он сразу переехал в Париж. Там он встретил Амеде Озанфана (Amede Ozenfant) , который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину.

«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи.»

Вместе с Озанфаном они устраивали совместные выставки картин, называя их выставками «пуристов» - сторонников лаконизма, борцов с эклектикой и декором. И создали философско-художественный журнал-обозрение «L’esprit Nouveau» (Новый дух) .


Номера журнала «L’esprit Nouveau»

1925

«В доме всё должно быть белого цвета. Каждый гражданин теперь обязан заменить шторы, постельное бельё, обои и всё остальное на вещи белого цвета. Очищая свой дом, вы очищаете себя.»

В этом же году Шарль создал «План вуазен» (Plan Voisin) или «Современный город на 3 млн жителей» - план по радикальной модернизации Парижа, который он считал «построенным на перекрестках дорог и протоптанным копытами ослов».

Архитектор планировал разрушить половину зданий, увеличить высоту новых (до 20 этажей), создать современную систему дорог и разбить город «на квадраты», тем самым повысить комфорт проживания в городе.

«Моя задача, моё стремление - вытащить современного человека из хаоса и катастроф, поместив его в счастливую атмосферу и гармонию.»

1928

В этот год Шарль построил здание Центросоюза в Москве. Оно стало новым, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.

1929

В своём журнале «L’esprit Nouveau» Корбюзье опубликовал «Пять отправных точек современной архитектуры» - свод правил новейшей архитектуры.

1. Дом должен стоять на опорах. За счёт этого помещения избавляются от сырости, имеют достаточно света и воздуха, строительный участок становится садом, который проходит под домом.

2. Внутренние стены располагаются в любых местах: планировка одного этажа не зависит от другого. Капитальных стен нет, вместо них - мембраны любой крепости.

3. Фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, он теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания.

4. Ленточное окно, в которое сливаются оконные проёмы - обязательно. За счёт этого не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.

5. Наверху дома должна быть плоская крыша-терраса с садом, «возвращающая» городу зелень, которую забирает объём здания. Сточные трубы размещаются внутри дома.

Корбюзье не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.


Портреты Ле Корбюзье

Для многих молодых архитекторов «нового движения» свод правил стал «отправным пунктом» в творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо.

Вилла Ла Рош (Villa La Roche) и вилла Савой (Villa Savoye) , которые спроектировал Корбюзье, являются яркими иллюстрациями этих правил.

В Вилле Ла Рош с 1968 года располагается Фонд Ле Корбюзье, который занимается сохранением и популяризацией наследия архитектора.

Виллу Савой владельцы покинули 75 лет назад, измученные борьбой с протеч­ками. Сейчас вилла является памятником архитектуры.

1940

Во Франции начались восстановительные работы, и власти пригласили Корбюзье как проектировщика-градостроителя. Он создал планы по реконструкции французских городов Сен-Дьё и Ла-Рошель, в которых следовал своей идее «зелёного города».

1946

Ле Корбюзье возвёл здание мануфактуры Клод и Дюваль - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.

При строительстве были применены «солнцерезы» (rise-soleil) - особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей, которые изобрёл сам Шарль. С этого момента солнцерезы становятся фирменным знаком построек Корбюзье. Они выполняют одновременно служебную и декоративную роль.

1948

Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При разработке системы Шарль взял три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

Сам архитектор описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».


«Модулор» Ле Корбюзье

1950

Индийские власти штата Пенджаб пригласили Корбюзье и других архитекторов спроектировать новую столицу штата. Этот проект стал самым масштабным в его жизни.

К наиболее целостным и оригинальным работам относят Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука».

Дворец Ассамблеи

«Открытая рука»

Дворец Юстиции

1952

Начало нового периода Корбюзье: он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

«Марсельский блок» стал одним из известнейших проектов в новом стиле. Это многоквартирный жилой дом в Марселе, который распологается на просторном озеленённом участке.

Большинство общественных мест спроектированы на крыше. На ней есть сад, беговая дорожка, клуб, детский сад, спортзал и небольшой бассейн. Магазины, медицинские учреждения и небольшая гостиница расположены внутри самого здания. Этот дом, который Корбюзье называл «город внутри города», пространственно и функционально оптимизирован для его обитателей.

Проект был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна).

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства.»

1950 - 1960

Корбюзье проектирует ряд зданий, которые закрепляют его славу европейского архитектора-авангардиста № 1.

Главные из них:

Капелла Роншан

Атеист Ле Корбюзье взялся за работу при условии полной творческой свободы. Вдохновение он нашел в найденной на пляже большой раковине, которая показалась ему выражением абсолютной защищенности.

Комплекс монастыря Ля Туретт

Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, которое разделено крытыми галереями.

Здание Музея западного искусства в Токио

Через 19 лет после завершения строительства ученик Ле Корбюзье Кунио Макаева пристроил к музею несколько дополнительных помещений.

1965

Корбюзье скончался в возрасте 77 лет. Он утонул во время заплыва предположительно из-за сердечного приступа. Это произошло у мысау Рокебрюн, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon площадью 15 кв/м. Le Cabanon - крошечная резиденция, которая построена как образец минимального жилища по Корбюзье.

«Юность и здоровье гарантируют возможность много производить, но требуются десятки лет опыта, чтобы производить хорошо.»

2003 - 2006

Жозе Убрери - ученик Ле Корбузье закончил строительство церкви Сен-Пьер де Фирмини, план которой великий архитектор разработал ещё в 1963 году. Тогда нехватка денег стала причиной заморозки проекта. Жозе не терял надежду на завершение работы и в начале 1990-х он создал фонд для сбора средств. В 2003 году строительство было начато вновь.

Ещё больше работ Ле Корбюзье

Швейцарский павильон, Франция, 1932

Дом культуры, Франция, 1965

Дом Guiette, Бельгия, 1926

Здание Объединённых Наций, США, 1952

Дом доктора Куручет, Аргентина, 1949

Вилла Сарабхаи, Индия, 1951

Дом в поселке Вейссенгоф, Германия, 1927

Здание Секретариата, Индия, 1958 (Tomo Yasu) , официальный сайт

Уловить параллели между работами Корбюзье и отечественным архитектором Александром Жуком можно в нашей статье про в Санкт-Петербурге.

А также, вам могут быть интересны биографии о:
- - легенде уличной фотографии

Одной из самых известных современных архитекторов

Промышленном дизайнере Braun

Ле Корбюзье родился 6 октября 1887 года в городе Невшатель во франкоязычном кантоне Швейцарии, маленьком городке в северо-западной части страны, в 5 километрах от границы с Францией. Полное имя Ле Корбюзье — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри.

Ле Корбюзье. Эстетика стиля

Биография Ле Корбюзье

Его отец был художником, он расписывал циферблаты в местной знаменитой часовой компании. Его мать была учителем фортепиано и музыки. В 13 лет Ле Корбюзье бросил школу и поступил в Arts Decoratifs в Ла-Шо-де-Фон. Здесь он, следуя по стопам своего отца, научился покрывать эмалью и делать гравировку на часах, но занимался он этим недолго, пока не встретил своего учителя Шарля л’Эплатенье, которого сам Ле Корбюзье называл мастером и позже заявлял, что это был единственный настоящий учитель в его жизни.

л’Эплатенье обучал Ле Корбюзье таким предметам, как рисование, история искусства и натуралистическая эстетика арт-нуво. Вскоре уроки изготовления часов были оставлены и Ле Корбюзье сфокусировался на уроках искусства и декорации, планируя стать художником; тем не менее, л’Эплатенье убедил его учиться архитектуре и принял меры для того, чтобы свой первый заработок он получил именно здесь.

Между 1906 и 1914 годами Ле Корбюзье много путешествовал по Европе, изучая архитектуру. Он посетил Италию, Францию, Австрию, Германию, Болгарию, Грецию и Турцию.

Ле Корбюзье. Начало карьеры.

Ле Корбюзье переехал в Париж в 1917 году, когда ему было 30 лет, и в 1920 он официально поменял свое имя на Ле Корбюзье. Вплоть до этого времени он работал под своим настоящим именем. В то время среди художников было популярно менять имя и фамилию на короткий псевдоним или оставлять одно имя, особенно модно это было в Париже. Этот псевдоним был образован от фамилии его отца по материнской линии и выражал его идею о том, что людям никогда не поздно заново открыть себя.

1887: Шарль-Эдуар Жаннере-Гри

1920: Ле Корбюзье

Большую часть своей ранней карьеры Ле Корбюзье работал архитектором в Париже, по большей части по государственным заказам. Одним из проектов, выполенных по заказу города стал план «Вуазен» (Plan Voisin). Проект реконструкции центра Парижа. 1925

Он также уделял значительную часть своего времени рисованию, так как это было более выгодно и востребовано. Весной 1922 года он со своим двоюродным братом Пьером Жаннеретом открыл студию в Париже. В 1928 архитектор Шарлотта Перьен присоединилась к ним в этом проекте. До этого времени Ле Корбюзье обставлял свои объекты очень простой готовой мебелью. Вместе с Перьен они стали разделять мебель на три категории: по виду, по функциональности и по типу взаимодействия с человеком. Разделение на типы взаимодействия были преложены Ле Корбюзье по принципу:

Мебель адаптируется к форме человека и его функциям – это тип потребности, тип функции, следовательно, тип объекта и тип мебели. Объект человеческих потребностей это слуга. Хороший слуга – тактичный и незаметный для своего хозяина. Безусловно, произведения искусства – это инструменты, великолепные инструменты. И да здравствует хороший вкус, проявляющийся в выборе, утонченности, пропорциях и гармонии «.

Развитие Баухауз и Корбюзье.

Также известный многим, как «Корбю», он стал одним из архитекторов, оказавших наибольшее влияние на развитие современной архитектуры.

Все реализованные объекты и написанная им литература имели революционный эффект на международное развитие современной архитектуры, в особенности на международный стиль — / . В 1908 году Ле Корбюзье работал с Огюстом Пере, пионером применения железобетона в архитектуре. Он также работал и учился под руководством Питера Беренса в Берлине. В 1915 году серия архитектурных эскизов показала очевидным его новый и радикальный подход к техническим и эстетическим проблемам строительства.

В последующие годы Ле Корбюзье создавал планы домов, квартир, городских построек на колоннах, черпая вдохновение из индустриальных форм, таких, как пароходная конструкция. В 1919 году он поселился в Париже и в 1921 его модель жилого дома «Citrohan» вынудила искать новые методы конструкции.

Двумя годами позже в поселке Вокрессон недалеко от Парижа, было возведено первое строение (вилла), воплощающее его принципы.

Он также внес весомый вклад в историю в виде статей в журнале-обозревателе «Esprit nouveau», который он основал в 1920 году с художником Амеди Озенфантом. Выпущенные под заголовком «Vers une architecture» журналы достигли международного тиража. Будучи весьма плодотворным писателем, он также стал автором более 50 других книг и брошюр.

Знаковые работы Ле Корбюзье.

Среди наиболее известных строений Ле Корбюзье проект рабочего жилья в Пессаке возле Бордо, и павильон для швейцарских и бразильских студентов в университетского городка в Париже. Его проект дворца лиги наций, победивший в конкурсе в 1927 году, позднее был отклонен из-за несостоятельности с технической стороны. В 1946 Ле Корбюзье был приглашен в международную группу архитекторов для разработки дизайна .

После второй мировой войны его план «вертикального города» частично был реализован в (1946-52).

Его наиболее амбициозной работой была разработка дизайна главного здания новой столицы Пенджаб, г. Чандигарх (начало в 1951).

Другие главные работы – массивные скульптурные формы Notre Dame du Haut chapel (или капелла Роншан) - бетонная паломническая церковь в Роншане (1950-55);

Монастырь La Tourette возле Лиона (1955-60); и Visual Arts Center в Гарварде (1961-62). После 1940 Ле Корбюзье разработал систему modulor, гармоничных, но не идентичных пропорций — основано на пропорциях человеческого тела; система была разработана с целью предложить архитектурную индивидуальность и удовлетворять нуждам современного массового производства.

Ле Корбюзье. Вклад в развитие соврменной архитектуры
















В 2015 году в Москве открыли памятник величайшему архитектору ХХ века Ле Корбюзье . Памятник установлен рядом с единственным в России зданием , созданным по его проекту (ул . Мясницкая , 39). В 30- х годах это здание принадлежало Центросоюзу , под этим названием оно и вошло в историю архитектуры . Сейчас там располагается Росстат . Так почему в советской Москве построили дом по проекту буржуазного архитектора ? Могло ли таких домов быть больше ? И что общего у здания Центросоюза и обычной хрущевки ?

Для советского авангарда Ле Корбюзье был как Дэвид Боуи — для советского рока. Сравнение, конечно, натянутое, но дает некоторое представление о масштабе явления. 20-е годы ХХ века – первое послереволюционное десятилетие — были временем расцвета в СССР искусства авангарда: в живописи, дизайне, фотографии, архитектуре. Тогда многие деятели авангарда получили в молодой стране официальный статус, новой властью были признаны и призваны на служение народу Малевич, Родченко, Татлин, Степанова и многие другие. В архитектуре главным авангардным течением был конструктивизм. Гинзбург, Мельников, братья Веснины, Леонидов – вот лучшие из лучших, работавших в этом стиле.

Главные идеи конструктивизма – простота и функциональность — были абсолютно созвучны идеям, которые пропагандировал и внедрял в европейской архитектуре Ле Корбюзье. «Дом – машина для жилья» , – эти слова Ле Корбюзье могли бы принадлежать и любому представителю школы советского конструктивизма.

Вилла Савой в парижском предместье Пуасси авторства Ле Корбюзье. Photo: Omar Bárcena

Влиятельным теоретиком архитектуры Ле Корбюзье стал еще в молодости. В 1914 году двадцатисемилетний Шарль-Эдуард Жаннере-Гри (таково настоящее имя Ле Корбюзье) после стажировки в архитектурном бюро братьев Перре в Париже открыл собственную архитектурную мастерскую. Уже тогда он был горячим сторонником применения железобетона в строительстве. Впервые этот материал стал применять в своих проектах его учитель, Огюст Перре. В том же 1914 году Корбюзье запатентовал проект Дом-Ино, где впервые была оформлена идея постройки здания .

В 1919 году вдвоем с художником Озанфаном они начинают выпускать журнал L’Esprit Nouveau («Эспри Нуво»), где псевдоним Ле Корбюзье впервые появился в качестве подписи под статьей. В этом журнале Ле Корбюзье опубликовал манифест, принесший ему европейскую известность. Назывался он «Пять отправных точек современной архитектуры» и содержал пять принципов, которые вскоре стали известны каждому прогрессивному архитектору. Вот они:

  1. Дом строится на отдельных опорах-столбах. Под домом возможно автомобильное движение или . Дом как бы парит над всем этим.
  2. Крыша делается в форме террасы, плоской. Возможно функциональное использование крыши, в том числе разбивка на ней сада.
  3. Планировка внутри здания — свободная, становится возможна благодаря применению железобетонного каркаса. Теперь стены перестают быть несущими, поэтому внутри здания они играют роль всего лишь перегородок, их можно переносить по своему усмотрению, что обеспечивает значительную экономию внутреннего объема здания, а также материалов.
  4. Окна при каркасной архитектуре дома могут располагаться вдоль всего фасада непрерывной лентой, что увеличивает функциональность окна и улучшает освещенность.
  5. Фасад освобождается от нагрузки, так как опорные колонны вынесены за его пределы, внутрь дома. Таким образом, фасад формируется из легких навесных панелей стен и рядов окон, что приводит к значительной экономии материалов и возможности дальнейшей конструктивной замены фасада.

Ле Корбюзье стал весьма успешным популяризатором своих идей. В 1922 году он открывает архитектурное бюро в Париже, а в 1925 предлагает сенсационный план реконструкции центра Парижа – «План Вуазен», принесший ему скандальную славу. Дерзкий до наглости проект Ле Корбюзье предусматривал снос жилых кварталов значительной части центра Парижа и строительство на этом месте современного делового центра, состоящего из восемнадцати 50-этажных башен с инфраструктурой. План в итоге отвергли, но шумная полемика в прессе не утихала долго.

До этого, в 1924 году, в пригороде Бордо по проекту Ле Корбюзье был реализован более скромный, но тоже весьма значимый для градостроительства тех лет проект: поселок «Современные дома Фруже», состоявший из пятидесяти малоэтажных типовых домов – один из первых опытов строительства дешевого и быстрого серийного жилья в Европе.

Деятельность Корбюзье, становившегося все более известным в мире, не могла пройти мимо советских архитекторов. Никакого железного занавеса тогда еще не было, информация о новых принципах и тенденциях доходила в СССР достаточно быстро. Поэтому большинство архитекторов-конструктивистов стали горячими поклонниками творчества Ле Корбюзье. Он был удивительно родственен им по взглядам, а как теоретик и популяризатор современной архитектуры не знал себе равных. В конце 20-х годов Ле Корбюзье даже был членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура».

При всем при этом крупных реализованных проектов к концу 20-х годов у Корбюзье не было. Воплощение получили проекты нескольких вилл под Парижем в авангардном стиле из железобетона, в которых были использованы его пять принципов, а также павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, представлявший из себя макет жилой квартиры в каркасном доме. Поэтому Ле Корбюзье был заинтересован в крупном проекте. И тут конкурс на проект дома Центросоюза в Москве пришелся как нельзя кстати, а хорошо знакомые с Корбюзье и симпатизирующие ему архитекторы-конструктивисты горячо поддержали идею его участия в конкурсе.

Конкурс был объявлен в 1928 году. В нем участвовали как ведущие советские, так и несколько зарубежных архитекторов. После трех этапов конкурса и довольно долгих дебатов правление Центросоюза решило заказать окончательный проект Ле Корбюзье. Не последнюю роль в решении правления сыграло обращение ведущих архитекторов-конструктивистов.

Строительство здания продолжалось с 1930 по 1936 год, его курировал советский архитектор Н.Я. Колли. В процессе строительства проект неоднократно дорабатывался при тесном сотрудничестве с Ле Корбюзье. Комплекс, являющийся сейчас памятником архитектуры конструктивизма , состоит из трех основных рабочих корпусов одной высоты, но разной длины, расположенных буквой «Н», и соединенного с ними в одно целое корпуса параболической формы с конференц-залом. В комплексе можно легко найти воплощение всех пяти принципов Ле Корбюзье.

Корпуса возвышаются на столбах-опорах, частично, правда, скрытых стенами фасада. , как и положено, плоская. Окна уже не ленточные, а образуют сплошное остекление. Их даже можно определить как стеклянные двухслойные стены с вакуумом между слоями для улучшения теплоизоляции. Незастекленные поверхности фасада выполнены из легких навесных плит из розового туфа. Внутренняя планировка – свободная, с большими открытыми пространствами и межэтажными пандусами.

Ле Корбюзье отмечал, что 2500 работников имеют все условия для работы: , конференц-зал, столовую, широкие пологие пандусы в качестве лестниц и механические лифты непрерывного действия. В 30-е годы это было действительно наисовременнейшее офисное здание с высоким уровнем комфорта. На сегодня здание продолжает успешно функционировать. Правда, внешний вид его после недавней реконструкции остекления не соответствует первоначальному.

Здание Центрсоюза сегодня. Photo: Yuri Virovets

В дальнейшем Корбюзье еще дважды предлагал свои проекты для реализации в СССР. Но, как говорится, не судьба. Один из этих проектов был посвящен глобальной перестройке Москвы . Появился он после того, как Корбюзье попросили высказать свое мнение по поводу концепции соцгорода архитектора Н.А. Милютина. Видимо, милютинские идеи показались Корбюзье недостаточно глобальными. Вместо разбора проекта Милютина он пишет свой «Ответ в Москву». Смысл ответа можно выразить примерно так: ребята, хватит размениваться по мелочам, займитесь лучше по-настоящему масштабным делом, вот я вам тут кое-что набросал. К «ответу» прилагался обширный материал из чертежей на двадцати листах. По смелости и широте замысла проект превосходил даже знаменитый «План Вуазен». Только в этом случае под корень предлагалось уже всю Москву, кроме небольшого островка вокруг Кремля. И построить вместо этого совершенно другой город, функционально разделенный на административные, жилые и производственные сектора. Кварталы небоскребов, вокруг много парков, а все, что этому мешает, безжалостно снести – вот градостроительная концепция Ле Корбюзье.

Конечно, шансы, что этот проект Ле Корбюзье будет кем-то всерьез рассматриваться, а тем более – принят, были нулевыми. И, честно говоря, слава богу. Однако сам проект не пропал бесследно, а послужил основой для дальнейшего развития градостроительных идей Корбюзье в знаменитом проекте «Лучезарный город», который он потом стремился реализовывать по всему миру.

Второе пришествие Ле Корбюзье в СССР было связано с участием в конкурсе на проект Дворца Советов . Это было грандиозное событие в мире архитектуры. Кроме Корбюзье, в конкурсе приняли участие и такие корифеи европейской архитектуры как Гропиус и О. Перре. Конкурс был объявлен в июле 1931 года и продолжался в несколько туров почти два года.

Проект Ле Корбюзье являлся, как всегда, новаторским, авангардным. Каркас сооружения был вынесен наружу, образуя обнаженный конструктивный скелет, а внутренние объемы были подвешены к нему на стальных тросах. Большой зал на 14 тысяч мест с рассчитанной с помощью световых волн акустикой имел форму параболы, как и в здании Центросоюза. Этот проект считается одним из несомненных творческих достижений Ле Корбюзье. Известно, что на презентации макета перед государственной комиссией во главе со Сталиным мэтр играл на контрабасе «Интернационал». А последний куплет сыграл прямо на вантах кровли макета, специально изготовленных из струн. Но Сталин не оценил красоты момента и только небрежно бросил переводчику: «А “Сулико” он сиграт сможэт так?»

Не впечатлили высокую комиссию ни конструктивизм проекта Ле Корбюзье, ни его оригинальная подача. В итоге победил проект Б. Иофана, выполненный в духе набиравшего обороты сталинского ампира.

После этого конкурса европейские архитекторы левых взглядов, которые с симпатией относились к СССР, получили болезненный удар : их представления о советской власти оказались изрядно идеализированы. Корбюзье писал, что победивший на конкурсе проект «демонстрирует порабощение современной техники духовной реакцией» и «возвращает на царство пафосную архитектуру былых монархических режимов».

Ответ не заставил себя долго ждать. Довольно скоро авангардное искусство вообще и конструктивизм в частности были объявлены в СССР упадническими и чуждыми идеалам пролетариата , а сам Ле Корбюзье назван фашистом и врагом советской власти. После этого его имя на четверть века исчезло в СССР отовсюду, в том числе из советских учебников по архитектуре.

Тем не менее, как вспоминают выпускники МАРХИ, в начале 60-х Корбюзье опять стал настолько популярен в архитектурной среде, что каждый второй дипломный проект тогда делался как прямое подражание ему. Поэтому влияние Корбюзье видно невооруженным глазом как в конструкциях зданий, например, многоэтажной башне (одна из «панелек»-«брежневок»), так и в градостроительстве. Тот же Новый Арбат с его башнями-книгами (которые некоторые острословы сравнивали со вставной челюстью) – большой привет Корбюзье и его плану реконструкции Москвы. Привет, к счастью, оказался гораздо более скромного масштаба.

А типовое строительство? Железобетонные панели, простая геометрия здания, отсутствие декора, плоские крыши – вот они, признаки архитектуры Корбюзье. Так что Новые Черемушки, многочисленные кварталы хрущевок — это ведь тоже его идея, воплощенная с задержкой на три десятка лет. Реализация, правда, подкачала отсутствием полета мысли и скупостью, желанием сэкономить на всем. Но ведь справедливости ради вспомним, что и у мэтра в его системе пропорций Модулор высота потолка в 226 см признавалась вполне достаточной для жилья. И еще честно признаем, что многие так называемые жилые единицы Корбюзье выглядят сейчас, спустя полвека после возведения, не очень.

17-этажный комплекс «Жилая единица» (Unité d’Habitation) в Марселе (1945-1952). Photo: Guzmán Lozano

Есть у построек из стекла и бетона одно общее качество: они быстро стареют. Три-четыре десятка лет – и вот они кажутся присыпанными нафталином. И чем больше , тем они меньше радуют глаз. Корбюзье был «леваком» и верил, что новая типовая архитектура поможет преодолеть социальные противоречия. Однако в большинстве стран кварталы типового панельного жилья с самого начала рассматривались как жилье для бедных. В СССР хрущевки тоже были, как известно, народным жильем.

Да, панельные кубики Корбюзье не стали светлым будущим человечества, но его проекты были реализованы по всему миру: во Франции, Германии, США, России, Бразилии, Японии, Индии, его архитектурные идеи стали неотъемлемой частью современной архитектуры, и он продолжает оставаться как самым почитаемым, так и самым ненавидимым архитектором последнего столетия.

Алиса Орлова

Начало творческой карьеры Корбюзье совпало с технической революцией нового времени, главными моментами которой были появление электричества и радиосвязи, появление автомобиля, открытие железобетона, возникновение авиации, а также строительство судов-гигантов нового поколения, океанских лайнеров вроде "Аквитании", "Олимпика" или "Куин-Мэри-1". Эти достижения научной мысли, техники и дизайна - фантастические для своего времени - были для Корбюзье главным вдохновляющим моментом его творчества. А основной его целью стало создание (и теоретическое обоснование) такой архитектуры, которая бы соответствовала этой совершенно новой эпохе.

Именно Ле Корбюзье выдвинул идеи, которые были приняты архитекторами всего мира с энтузиазмом и получили невероятно широкое распространение. Он был одним из первых, кто предложил "современный костюм" для современных зданий, - вместо того, чтобы пользоваться "фраками и кринолинами" прошлых эпох.

Корбюзье достиг известности в начале 20-х годов, по приезде в Париж из родной Швейцарии - ему было тогда уже около 35 лет. Как же ему это удалось? Наверно, в первую очередь благодаря своим первым зданиям, возведенным в Париже или его окрестностях - это, в основном, частные особняки, большие, супермодернистские, с белыми гладкими стенами, большими окнами, с террасами на крыше, - как мы сейчас сказали бы, в духе минимализма. Самые знаменитые из них - это вилла Кука, вилла Ла Роша, вилла Савой в Пуасси, вилла Штейн в Гарше. Эти здания были настолько новы и необычны для своего времени, что парижане, бывало, собирались у них толпами, чтобы поглазеть на них, словно у какого-нибудь циркового аттракциона.
Эти первые виллы Корбюзье - "белые виллы пуризма" - стали, по существу, постоянными справочниками и источниками вдохновения для архитекторов первой половины века, - ведь ассортимент применяемых форм новой архитектуры был тогда еще довольно-таки скуден.


Вилла Штейн в Вокрессоне (1927-28)


Вилла Савой. 1929-30

Уже в те времена трудно было назвать страну или континент, где бы архитектор не пользовался известностью и признанием - в Бразилии, в Японии, в России, в Великобритании.

С Россией, кстати, в 20-30-х годах Корбюзье связывали большие надежды в отношении новейшей архитектуры. Он даже выполнил для Москвы парочку проектов, каждый из которых по-своему уникален. Один из них был осуществлен - это известный Дом Центросоюза (1928-1934). Это большое офисное здание, собственно, целый комплекс. Проект удивительный по смелости. Впрочем, удивительно и то, что Центросоюз вообще был построен. В России это еще времена, в общем-то, дедовских технологий: простого "монолитного" кирпича и окошек-бойниц - несмотря на существование очень сильного и самостоятельного русского архитектурного авангарда. Проект Центросоюза для Москвы был действительно во многих отношениях революционным.


Здание Центросоюза в Москве (на снимке в центре), 1928-32.

Второй период творчества Ле Корбюзье, невероятно успешный и плодотворный, - так сказать, "юпитеровский" - начался со строительства Марсельского блока (Марсельская Жилая единица - 1947-52). Это большое жилое здание в городе Марселе, частица "Лучезарного города" Корбюзье. Так называл он свой воображаемый идеальный город - по аналогии с Городом Солнца, описанным некогда Томмазо Кампанеллой. Это здание было необычно во всем - начиная со своего внешнего вида и кончая планировкой квартир, которые представляли собой двухуровневые квартиры-дуплексы. Марсельский блок, вызвавший в свое время бурю разноречивых мнений, стал теперь одной из достопримечательностей Марселя, его своеобразной визитной карточкой.


Марсельский блок. Используемая терраса на крыше здания
1947-52

Идея Лучезарного города впервые появилась у архитектора еще в 20-х годах, в его проекте "План Вуазен". Лучезарный город по Корбюзье выглядит в общих чертах как зеленый парк или сквер. Здания в нем расположены свободно, омытые со всех сторон воздухом и солнечным светом. Сегодня мы можем видеть реальное воплощение этой идеи, просто бросив взгляд из окна своего дома, - если он, конечно, расположен в новом микрорайоне. Может показаться, что в этом нет ничего особо оригинального, - но ведь каким был город прежде? В основе он cостоял из улиц-проездов, вдоль которых высился сплошной ряд каменных фасадов, без каких-либо промежутков. Чем выше строились здания, тем тесней и мрачней становились улицы-коридоры. Чтобы от "города коридоров" перейти к "зеленому городу" (или "лучезарному", по Корбюзье), должна была произойти революция в сознании. А во времени - десятки лет. Для современных же градостроителей идея "лучезарного города" (или как сейчас еще говорят "зеленого города") является чем-то вполне естественным, бесспорным.


Марсельский Блок в зеленом антураже

К началу 50-х у Ле Корбюзье сформировался очень своеобразный, сугубо индивидуальный архитектурный язык. Уже не требовалось спрашивать, чья это постройка - стиль Корбюзье угадывался сразу. Постройки этого периода вписались в течение, которое получило название "брутализм" (от фр. "beton brut" - "необработанный бетон").
Смысловое сходство слова brut в английском и французском позволяет трактовать его и как "грубый, чувственный". В таком вот брутальном, чувственном ключе, очень мощном, построен административный комплекс Чандигарха, столицы провинции Пенджаб в Индии (1951-56). Каждое из зданий этого комплекса - уникальный шедевр архитектуры, по своим оригинальным формам не имеющий аналогов в прошлом. У Ле Корбюзье бетон, этот текучий пластичный материал, оказывается сродни мягкой глине в руках скульптора. В постройках Чандигарха ему удалось, наверное как никому до него, превратить бетон в невиданное прежде средство архитектурной выразительности.


Церковь в Роншане - выразительная скульптура, воплощенная в бетоне
Франция. 1955


Чандигарх. Портик у здания Ассамблеи. Нач. 50-х гг.

Архитектурная манера зрелого Корбюзье была настолько убедительна, что на какое-то время стала универсальным языком для архитекторов. В 60-70-е годы быть "корбюзианцем" (т.е. напрямую заимствовать идеи и приемы Корбюзье) - вовсе не считалось зазорным, а наоборот, значило быть прогрессивным, мыслящим, современным. В каждой стране появились постройки "а-ля Корбю", разного масштаба и разного назначения, в той или иной степени передающие дух и букву оригинальных работ мастера.
Впрочем, и сейчас многие архитекторы, подчас знаменитейшие, работают, по сути, в русле архитектурных образов Корбюзье - как например, американец Рихард Майер или японец Тадао Андо.

Всех новшеств, которые Корбюзье ввел в практику архитектуры (или способствовал этому), не перечислить. Вероятно стоит привести хотя бы некоторые из них:

=тонкие стойки-колонны вместо массивных несущих стен
= большие (в т.ч. горизонтальные) окна в легких навесных стенах
= лоджии в многоквартирных домах
= солнцезащитные ребра на фасадах, "солнцерезы"
= квартиры в двух уровнях
= использование технологии монолитного бетона, как общепринятой
= строительство домов сериями и т.д. и т.п.

Эти нововведения были подхвачены архитекторами во всем мире и теперь входят в обычный арсенал средств современного проектирования.

Хотя влияние Корбюзье привыкли связывать больше с такими вот "технологическими" достижениями строительного искусства, нельзя, однако, пройти мимо того факта, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. Именно под впечатлением его проектов и его построек произошел сдвиг в сознании, и свободные формы стали применять в архитектуре гораздо смелее, с гораздо большей непринужденностью. Это своего рода парадокс, поскольку "архитектура Корбюзье" в представлении многих ассоциируется зачастую с унылыми прямоугольными зданиями-коробками или скучными районами-пригородами, со стандартными однообразными жилыми домами в них. Это конечно, неправильное представление. Или по крайней мере, очень однобокое.

Кроме архитектуры, Ле Корбюзье занимался и мебельным дизайном. Некоторые из его образцов до сих пор популярны (как, например, софа с изменяемым положением или кресла из гнутых металлических трубок и кожаных подушек), и их свободно можно купить в магазинах.


Шезлонг с изменяемым положением

Помимо всего этого, Корбюзье проявил себя также и как талантливый художник - живописец, график, скульптор. Живописью он занялся, как только оказался в Париже в 1918 году. По совокупности его творчества в этот период, живописного и архитектурного, Ле Корбюзье вполне можно отнести к плеяде художников "парижской школы" 20-х годов. Живопись оставалась его любимым занятием на протяжении всей жизни. В шутку он говаривал: "Архитектура - это моя жена, а живопись - любовница". Весьма эффектны его работы в графике, в ней он плодотворно работал последние годы своей жизни. Он сам оформил обложки некоторых своих книг.


"Поэма прямого угла" (1955) -
книга Ле Корбюзье, оформленная им самим.

Мотивы живописных работ Корбюзье и его скульптур прочитываются в очертаниях многих его построек. На некоторых его зданиях можно видеть оригинальные авторские барельефы, выполненные в бетоне, а в их интерьерах - ковры, вытканные по его эскизам.
Широко известна его графическая фигура Модулора - человек с поднятой рукой. Она стала одним из распространенных символов современной архитектуры.



Ле Корбюзье на фоне барельефа Дома культуры в Фирмини.
60-е гг.

Ле Корбюзье попал даже на швейцарские банкноты. Он ведь был уроженцем Швейцарии, из города Ла Шо-де-Фон. Хоть в Париже он жил постоянно с 1918 года, официально он оставался подданным Швейцарии до 1930 года, когда принял французское гражданство. Как видим, для Швейцарии само его имя стало валютой:)


10 швейцарских франков.
Лицевая сторона - портрет Л.К., обратная - изображение
конструкций Чандигарха и Модулор.

О личной жизни Корбюзье известно не так уж много. Судя по всему, до 34 лет он оставался практически холостяком. Хоть он определенно не относился к числу мужчин-сердцеедов, но к женской красоте был все же небезразличен, о чем можно судить хотя бы по его картинам и офортам. В 1922 году в Париже он сошелся со шляпной манекенщицей, уроженкой Монако, Ивон Галли, с которой официально расписался в 1930 году. Брак их благополучно просуществовал до 1957 года, когда Ивон не стало. Детей у них не было. После этого Корбюзье жил уже один, посвятив всего себя художественному творчеству.

Два слова в заключение. Конечно, любой художник принадлежит своему времени, и с годами все созданное им застывает и становится, что называется, достоянием истории. То же самое происходит, хотим мы этого или нет, и с Ле Корбюзье. Как и многие его современники, зачинатели современной архитектуры - Фрэнк Ллойд Райт, Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, Рихард Нейтра, он становится классиком, фигурой из учебника, - вместо того, чтобы, как прежде, быть живым источником идей. Многие постройки Ле Корбюзье, столь неожиданные и свежие на тот момент, когда были возведены, сегодня могут показаться вполне обыкновенными. Вероятно, это лишь потому, что в свое время они послужили образцом для слишком многих. В этом - своеобразный феномен, или, если хотите, парадокс Ле Корбюзье. Он всю жизнь стремился к экстра-оригинальности, хотел быть не таким, как все, а в итоге все (или очень многие) стали похожими на него. Хотя, собственно, это и было целью его жизни: своими теориями и постройками дать пример, научить весь мир современному строительному искусству. Установить новый стандарт качества. Новую эстетику. Оставаясь при этом прежде всего поэтом - поэтом архитектуры.

Поделиться: