Быть учителем – мечта с детства. Эссе учителя начальных классов на тему "моя педагогическая философия" У меня была мечта стать учителем

Мечта на всю жизнь!

Первый учитель... У каждого человека он, - как начало пути, как первый отпечаток в детской душе. Пусть время одарит тебя другими, более интересными, мудрыми, значимыми учителями, но первый учитель навсегда останется тем маленьким далеким огоньком, что светил тебе в самом начале пути.

Вы помните, о чем мечтали в детстве? У вас была заветная мечта? Думаю, все ваши детские мечты, прежде всего, были связаны с будущим. Кем вы хотели стать? Актрисой или актером, знаменитым футболистом или фигуристкой, геологом, а может, космонавтом? Сколько себя помню, всегда хотела быть учительницей. Да-да, именно так тогда говорили: «учительница». Я рассаживала кукол на диване и играла с ними в школу. Мне нравилось задавать своим пластмассовым ученикам вопросы, ставить им оценки в самодельных тетрадях. Играть в школу было увлекательно, а профессия учителя казалась прекрасной и очень интересной. Я с нетерпением ждала, когда пойду учиться в первый класс и познакомлюсь с этой самой «учительницей», а пока собирала детей во дворе и играла в «школу».

Теперь я знаю, что школа - это удивительное место. Здесь все перемешалось: детство и юность, романтика и реальная жизнь, наука и искусство, мечты и разочарования, зрелость и мудрость. В этом доме радость и слезы, быстро высыхают, встречи и расставания. Школа живет тревожной жизнью, и в ней, как в капле воды, отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно - познание нового и таинство обучения. Педагоги, люди, пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом. В нем живут две центральные фигуры: учитель и ученик. Один - открывает детям простые истины, а второй - впитывает всю мудрость жизни. Школа в переводе с латинского языка означает - лестница, которая имеет свои ступени. Эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ребёнка, а учитель должен помочь своим ученикам подняться на ступеньку выше.

А тогда... Годы учебы в школе, тесное общение с разными учителями расширили мое детское, наивное, представление о желаемой профессии. Я поняла, что учить детей совсем непросто, что любить, таких разных, часто непослушных и непонятливых, невероятно трудно. Но мое желание быть учителем укрепилось, мечта осталась.

Учитель... Сколько тепла, человечности, нежности и понимания в этом слове. Сколько доброты и терпения требует эта профессия. А учитель начальных классов? На всю жизнь запоминается та, первая, учительница; ее мудрый голос, теплая улыбка, добрые глаза. Да, моя цель оставалась неизменной. Помню сочинение в выпускном классе на тему «Кем я хочу стать». Я написала, что хочу стать учителем. Одноклассники покрутили пальцем у виска. Я же в ответ сказала: «Но кто-то же должен это делать! Учить детей». (На встречах выпускников они и сейчас называют меня «сельская учительница», я не обижаюсь, так оно и есть...).

Это были годы послушания, когда плохая отметка за дисциплину приводила в уныние провинившихся, когда дерзкое слово в адрес учителя было большой редкостью. Это были дни нашей наивной чистоты, и я вспоминаю их с нежной грустью, особенно теперь, работая в школе. В те далекие дни учителя казались нам людьми необычными, особенными, не такими, как все, просто неземными.

Поступив в педагогический институт, я начала непосредственно воплощать заветную мечту в жизнь. Овладение глубокими знаниями, изучение основ педагогики и психологии, обучение методике преподавания предмета в школе, ознакомление с опытом знаменитых педагогов - все приближало меня к тому ожидаемому моменту, когда я, переступив порог школы в новом качестве, могла бы сказать: «Моя мечта осуществилась! Я - учитель!» С нетерпением я ждала окончания института и выхода на работу.

И вот свершилось! Помню, с каким волнением и трепетной радостью я готовилась к своему первому уроку. Помню лица своих самых первых учеников. Я и сейчас считаю, что это были мои лучшие дети! Я училась вместе с ними. Быть одним целым - ты и дети - это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Для учителя начальных классов главное - не дать угаснуть Божьему дару в душе ребёнка. И получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. Сначала было много неудач и разочарований. Мои желания и стремления часто не совпадали с результатами моих педагогических усилий. Но никогда я не жалела о том, что стала учительницей.

Уроки... Уроки... Внеклассные мероприятия... И снова уроки... Казалось бы, что особенного здесь можно придумать? Однако все они не похожи один на другой, потому, что согреты теплом самого сердца. Учитель изучает детей, а они внимательно присматриваются к своему наставнику. Как он одет, в каком настроении, справедлив ли - все это волнует маленьких школьников.

Своим коллегам хочу дать рецепт счастья, который вычитала у великого педагога, учителя начальных классов Шалвы Амонашвили: «Возьмите чашу терпения, налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же смеха, юмора, радости. Щедро посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры - и все это хорошо перемешайте. А затем намажьте на кусок дарованной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути! Ведь учитель - это состояние души, образ жизни, мировоззрение».

В четвертый раз в Приморском крае проходит конкурс молодых учителей «Педагогический дебют – 2014». 9 декабря актовый зал ПК ИРО гостеприимно открыл двери для 10 юных «Василис», которым в течение четырех дней предстоит обмениваться «премудростями».
Юные, красивые, задорные, молодые, умные. Они верят, что каждый ребенок талантлив. Что работа должна приносить удовольствие. Что каждая из них (среди участников очного тура одни девушки) может сделать мир немного лучше. Готовы дерзать, творить, выдумывать, ошибаться.

Группы поддержки, гости конкурса, члены жюри «слышали» как бьются сердца молодых педагогов. Поэтому слова поддержки от старших коллег и пожелания удачи (Лейбольт О.А., гл. специалист Департамента образования и науки Приморского края), справедливого судейства и честной борьбы (Барабаш О.А., ректор ПК ИРО ), внутренней уверенности (Мамаева С.Н., доцент Школы педагогики ДВФУ ) были очень нужны нашим конкурсанткам.

Итак, первый день. Первый конкурс «Самопрезентация». Какие они наши молодые коллеги? Что они думают о своей профессии?
Ткач Елена Павловна , учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 22 с. Кневичи Артемовского городского округа, приняла решение стать учителем в последний год обучения в школе. Сегодня она помогает своим ученикам выращивать кристаллы, учит наблюдать за снегом, показывает удивительный мир очень сложной науки – химии. И больше всего гордится грамотой, которую ей вручил прессцентр 8 класса. «Вы самая лучшая учительница!»
Лактионова Мария Викторовна , учитель физики МАОУ «Лицей «Технический» г. Владивостока, считает, что нельзя экспериментировать на детях. Она старается быть честной и стать немного лучше себя вчерашней. И очень хочет, чтобы ее ученики научились видеть физику во всем окружающем пространстве.
Нечипуренко Инна Викторовна , учитель истории МБОУ СОШ № 6 с углублённым изучением отдельных предметов г. Владивостока, выбор профессии сделала точный. Для нее важно понять кто такой учитель – наставник, мудрец, человек? Она хочет не просто учить, но творить, но любить. И еще умеет быть благодарной.
Телегина Татьяна Валерьевна , учитель английского языка МБОУ СОШ № 2 с.Чугуевка Чугуевского района, готова чашу познаний наполнить сполна. На своих уроках она помогает ребятам узнать другой язык, другую культуру.
Ткаченко Наталья Павловна , учитель математики МБОУ СОШ № 25 Уссурийского городского округа, всегда хотела быть учителем. Она считает, что учитель должен быть ярким, «гореть» идеями. А для этого нужно непрерывно учиться. Если остановится учитель, то остановится и ученик, считает Наталья Павловна.
Герасименко Олеся Андреевна , учитель английского языка МОБУ СОШ № 1 Арсеньевского городского округа, тоже со школьной парты мечтала стать учителем. Ей повезло, она попала в «веселый коллектив», в котором все энтузиасты. Ее привлекает все новое, интересное. Наверное, поэтому она обучает своих учеников по сингапурской методике.
Абросимова Виктория Викторовна , учитель начальных классов МКОУ «Основная общеобразовательная школа № 2» с. Хороль, «зажгла» зрительный зал. Вдохновенно читает стихи, поет. Просто «классная» мама, говорят о ней первоклассники, без нее школа была бы пуста. Она очень боится потерять доверие своих учеников. И старается отдать им свою душу и сердце.
Козлова Анна Владимировна , учитель математики и информатики МОБУ СОШ № 6 Арсеньевского городского округа, знает, что ее всегда изучают «двадцать пар глаз». Поэтому главное педагогическое кредо – учить и любить!
Прокопчук Наталья Сергеевна , учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 35 г. Владивостока, не любит говорить о себе. Поэтому представила жюри видеоролик, который подготовили ее ученики. Они говорят, что путь Натальи Сергеевны – быть учителем. Она хорошо знает свой предмет, постоянно повышает свою квалификацию.
Ворнакова Екатерина Игоревна , учитель английского языка МБОУ СОШ № 19 г. Владивостока, вместе с учениками путешествует в мир английского языка. Как мотивировать детей к изучению другого языка? Как понимать людей без языкового барьера? Ответы на эти вопросы Екатерина Игоревна находит в общении с коллегами из Канады, Южной Кореи. Она искренне верит, что знание английского языка станет для ее учеников волшебной ниточкой в огромный современный мир.

Второе конкурсное задание – «Защита педагогического проекта» (возможные темы: «Моя инициатива в образовании», «Мое педагогическое открытие»). Это задание оказалось для наших участников достаточно сложным. К сожалению, не все конкурсантки смогли представить свою работу как педагогический проект.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект , нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
Обоснование необходимости проекта .
Цели и задачи проекта.
Участники проекта.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Рабочий план реализации проекта.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
Оценка эффективности реализации проекта.
Оценка рисков.
Дальнейшее развитие проекта.
Поэтому члены жюри услышали скорее, презентацию опыта.

С педагогическими проектами участников можно познакомиться на сайте Конкурса «Педагогический дебют – 2014»
Но мы верим, что у наших молодых коллег все впереди. Важно, что уже на начальном этапе свой профессиональной карьеры, конкурсантки изучают опыт российских и зарубежных педагогов ученых, учатся систематизировать свой педагогический опыт, делают первые шаги в педагогическом проектировании.
А самое важное конкурсное событие для наших участников – конкурсный урок. 10 декабря идем в гимназию № 1 г. Владивостока.
Первые 5 конкурсанток.
5 уроков.
5 открытий.
5 откровений.
5 талантливых молодых педагогов.
Удачи!

Подготовила Юдина И.А., к.пед.н., проректор по информатизации ПК ИРО , член жюри.
Фото Иржевской М.Г.

Кем быть? Рано или поздно этот вопрос задает себе каждый из нас. В семье я была первым ребенком, а в дальнейшем у меня появились две сестрички. Когда я ходила в детский сад, мне нравилась профессия воспитателя. Взрослея, я решила, что когда-нибудь буду здесь работать.

Но время летело. Когда я пошла в школу, я встретила свою первую учительницу - Галину Алексеевну Маракулину. Эта прекрасная женщина - учительница начальных классов. С самой первой минуты она меня заворожила, увлекла в свою страну знаний. Галина Алексеевна - учитель с большой буквы. У нее большой опыт работы. В школе она проработала 43 года. Учитель - это для нее не профессия, а призвание.

Учитель! Как трудно пронести это звание через всю жизнь. Но профессия обязывает. Большинству из нас запоминается первая линейка, первый звонок. Но самое главное - это добрый взгляд и ласковая улыбка первой учительницы.

Педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без опыта, которое получило в наследство.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит выражение в любви к детям.

«Если учитель имеет только любовь к делу, - писал этот мастер слова, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель».

Я думаю, что педагогу надо много работать над собой, чтобы уверенно войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша первая учительница». Я это ощутила, когда в нашей школе прошел «День дублера». Я вела уроки в начальном звене, в третьем классе. Мне всегда нравились маленькие дети. Они такие непосредственные, любознательные, смотрят тебе прямо в глаза, внимательно слушают. Им все интересно. С ними можно говорить обо всем, они многое понимают. Я настолько вжилась в роль учителя, что не заметила, как наступил уже конец учебного дня. Маленькие дети не хотели со мной расставаться. «День дублера» - это именно тот день, когда тебе дают возможность почувствовать себя в роли учителя. И мне это отлично удалось. Именно после того дня я твердо решила, что хочу быть учителем начальных классов.

Очень часто первую учительницу называют «второй мамой». Эта «мама» должна быть строгой и доброй, требовательной и веселой. Я считаю, что это помогает создать теплый, душевный микроклимат в классе. Первая учительница оставляет в душе ребенка глубокий след.

Я думаю, что девизом каждого педагога должны стать слова: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь».

Желание ребенка учиться во многом зависит и от учителя, его умения определить возможности школьника, его личную индивидуальность.

Я считаю, что учитель является, прежде всего, наставником. Он не только дает детям знания, но и воспитывает их. Малыши приходят в школу из разных семей, в том числе и неблагополучных. К сожалению, в наше время есть родители, которые не занимаются дома с детьми, не готовят их к школе, считают, что это дело учителей. Из таких семей дети приходят в школу нервные, злые, даже драчливые. Вот таких ребят учитель должен окружить любовью, вниманием, опекать и наставлять их каждый день, воспитывать любовь и уважение к другим детям, старшим, родителям, ко всему окружающему миру. Нужно не жалеть при этом свое время, отдавать полностью душу питомцам. Тогда они полюбят своего учителя, будут слушать его во всем, в дальнейшем вырастут воспитанными людьми. Новому поколению предстоит изменить нашу страну, сделать ее лучше, образованнее.

Кроме того, что учитель воспитывает учеников, он нужен и их родителям. Они доверяют ему самое дорогое - своих детей. Родителей интересует учеба в школе, оценки, взаимоотношение в классе, все их волнует. И от первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребенка; как родители будут относиться к учителям и школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.

Нужно всё время не отставать от современности: много читать, особенно педагогические новинки, смотреть вместе с детьми интересные познавательные передачи, обсуждать все новое с учениками. По мере возможности организовывать детям экскурсии в г. Киров и другие города, расширяя при этом их кругозор с самого детства.

Я думаю, что профессия учителя - самая важная в мире, потому что именно она готовит граждан нашей страны. От того, какими будут молодые люди, зависит мощь, процветание моей Родины. Все профессии начинаются с начальных классов. Мне больно слышать с экранов телевизоров, как известные «звезды» хвалятся тем, что в школе не слушали учителей, а теперь стали знаменитыми. Не может этого быть! Я знаю из истории, сколько педагогов ушли вместе с учениками на фронт в годы Великой Отечественной войны, подавая пример героизма. Как ценили учителей дети тех лет!

Я верю, что общество повернется лицом к учителю и оценит по заслугам его труд. Я хочу, чтобы мое желание исполнилось, чтобы я поступила в педагогический институт!

Уверена, что мое призвание - учитель.

В. Борисюк,

выпускница МКОУ СОШ

Поделиться: