Биография майора ввс сергея мироненко. Мироненко, сергей владимирович. Карьера в министерстве культуры Красноярского края

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сергей Владимирович Мироненко
267x400px
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:
Альма-матер :
Научный руководитель:
Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:
Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Серге́й Влади́мирович Мироне́нко (род. 4 марта , Москва) - российский историк , доктор исторических наук (1992), профессор , в 1992-2016 годах директор Государственного архива Российской Федерации , действующий научный руководитель Госархива.

Биография

Женат на историке-архивисте Марии Павловне Мироненко (род. 1951) .

Педагогическая деятельность

Читает курсы на кафедре истории России XIX - начала XX веков исторического факультета МГУ:

  • История России XIX - начала XX веков
  • Власть и освободительное движение в России в первой четверти XIX века
  • Российские императоры XIX - начала XX веков: личность и судьба

Награды

Основные публикации

  • Декабристы: биографический справочник. М., 1988 (в соавт.)
  • Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в первой четверти XIX в. М., 1989.
  • Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.
  • История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. ХХ вв. М., 1991 (составитель)
  • Государственный архив Российской Федерации: путеводитель. М., 1994-2004 гг., тт. 1-6 (отв. редактор)
  • A Lifelong Passion. Nicholas and Alexandra. Their own Story. L., 1996 (в соавт.)
  • Николай и Александра: любовь и жизнь. М., 1998 (в соавт. с А. Мейлунасом)
  • Сочинения и письма И. И. Пущина. М., 1999-2001, тт. 1-2 (совм. с М. П. Мироненко)
  • Восстание декабристов. Документы. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии. М., 2001 (редактор)
  • Переписка наследника престола цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I. 1838-1839. М., 2007 (редактор)

Напишите отзыв о статье "Мироненко, Сергей Владимирович"

Примечания

  1. Записал В. Нузов: . Журнал «Вестник» Online. - № 13 (350) (23.06.2004). Проверено 8 июля 2013. .
  2. на сайте Российского военно-исторического общества
  3. (рус.) . Интерфакс (22 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  4. (рус.) . Lenta.ru (30 июля 2015). Проверено 17 июня 2016.
  5. Катусеева А. Ф. Чужая слава // Военно-исторический журнал. 1990. № 8-9).
  6. (рус.) . Lenta.ru (16 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  7. (рус.) . Интерфакс (16 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  8. (рус.) . ТАСС (30 июля 2015). Проверено 17 июня 2016.
  9. (рус.) . РБК (16 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  10. (рус.) . NEWSru.com (17 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  11. на сайте
  12. (фр.)

Ссылки

  • на сайте ГАРФ
  • на сайте исторического факультета МГУ
  • на сайте «ИСТИНА»
  • (интервью сайту «Полит.ру »)

Отрывок, характеризующий Мироненко, Сергей Владимирович

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...
Да, история и правда повторялась... И становилось от этого горько и грустно. Было ли хоть что-нибудь настоящим из всего того, что мы знали?.. Вдруг я почувствовала, будто на меня требовательно смотрят сотни незнакомых мне людей. Я поняла – это были те, кто ЗНАЛИ... Те, которые погибали, защищая правду... Они будто завещали мне донести ИСТИНУ до незнающих. Но я не могла. Я уходила... Так же, как ушли когда-то они сами.
Вдруг дверь с шумом распахнулась – в комнату ураганом ворвалась улыбающаяся, радостная Анна. Моё сердце высоко подскочило, а затем ухнуло в пропасть... Я не могла поверить, что вижу свою милую девочку!.. А она как ни в чём не бывало широко улыбалась, будто всё у неё было великолепно, и будто не висела над нашими жизнями страшная беда. – Мамочка, милая, а я чуть ли тебя нашла! О, Север!.. Ты пришёл нам помочь?.. Скажи, ты ведь поможешь нам, правда? – Заглядывая ему в глаза, уверенно спросила Анна.
Север лишь ласково и очень грустно ей улыбался...
* * *
Пояснение
После кропотливых и тщательных тринадцатилетних (1964-1976) раскопок Монтсегюра и его окрестностей, Французская Группа Археологических Исследований Монтсегюра и окрестностей (GRAME), обьявила в 1981 году своё окончательное заключение: Никакого следа руин от Первого Монтсегюра, заброшенного хозяевами в XII веке, не найдено. Так же, как не найдено и руин Второй крепости Монтсегюр, построенной её тогдашним хозяином, Раймондом де Перейль, в 1210 году.
(See: Groupe de Recherches Archeologiques de Montsegur et Environs (GRAME), Montsegur: 13 ans de rechreche archeologique, Lavelanet: 1981. pg. 76.: "Il ne reste aucune trace dan les ruines actuelles ni du premier chateau que etait a l"abandon au debut du XII siecle (Montsegur I), ni de celui que construisit Raimon de Pereilles vers 1210 (Montsegur II)...")
Соответственно показаниям, данным Священной Инквизиции на 30 марта 1244 года совладельцем Монтсегюра, арестованным сеньором Раймондом де Перейль, фортифицированный замок Монтсегюр был «восстановлен» в 1204 году по требованию Совершенных – Раймонда де Миропуа и Раймонда Бласко.
(According to a deposition given to the Inquisition on March 30, 1244 by the captured co-seigneur of Montsegur, Raymond de Pereille (b.1190-1244?), the fortress was "restored" in 1204 at the request of Cather perfecti Raymond de Mirepoix and Raymond Blasco.)
Однако, кое-что всё же осталось, чтобы напоминать нам о трагедии, развернувшейся на этом малом, насквозь пропитанном человеческой кровью клочке горы... Всё ещё крепко цепляясь за основание Монтсегюра, буквально «висят» над обрывами фундаменты исчезнувшей деревни...

Анна восторженно взирала на Севера, будто он в состоянии был подарить нам спасение... Но понемногу её взгляд стал угасать, так как по грустному выражению его лица она поняла: как бы он этого не желал, помощи почему-то не будет.
– Ты ведь хочешь нам помочь, правда, ведь? Ну, скажи, ты ведь желаешь помочь, Север?..
Анна поочерёдно внимательно всматривалась в наши глаза, будто желая удостовериться, что мы её правильно понимаем. В её чистой и честной душе не укладывалось понимание, что кто-то мог, но не хотел спасти нас от ужасающей смерти...
– Прости меня, Анна... Я не могу помочь вам, – печально произнёс Север.
– Но, почему?!! Неужели ты не жалеешь, что мы погибнем?.. Почему, Север?!..
– Потому, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь вам... Я не знаю, как погубить Караффу. У меня нет нужного «оружия», чтобы избавиться от него.
Всё ещё не желая верить, Анна очень настойчиво продолжала спрашивать.
– А кто же знает, как побороть его? Кто-то ведь должен это знать! Он ведь не самый сильный! Вон даже дедушка Истень намного сильнее его! Ведь, правда, Север?
Было забавно слышать, как она запросто называла такого человека дедушкой... Анна воспринимала их, как свою верную и добрую семью. Семью, в которой все друг о друге радеют... И где для каждого ценна в ней другая жизнь. Но, к сожалению, именно такой семьёй они и не являлись... У волхвов была другая, своя и обособленная жизнь. И Анна пока ещё этого никак не понимала.
– Это знает Владыко, милая. Только он может помочь вам.
– Но если это так, то как же он не помог до сих пор?! Мама ведь уже была там, правда? Почему же он не помог?
– Прости меня, Анна, я не могу тебе ответить. Я не ведаю...
Тут уже и я не смогла далее смолчать!
– Но ты ведь объяснял мне, Север! Что же с тех пор изменилось?..
– Наверное, я, мой друг. Думаю, это ты что-то во мне изменила. Иди к Владыко, Изидора. Он – ваша единственная надежда. Иди, пока ещё не поздно.
Я ничего ему не ответила. Да и что я могла сказать?.. Что я не верю в помощь Белого Волхва? Не верю, что он сделает для нас исключение? А ведь именно это и было правдой! И именно потому я не хотела идти к нему на поклон. Возможно, поступать подобно было эгоистично, возможно – неразумно, но я ничего не могла с собой поделать. Я не хотела более просить помощи у отца, предавшего когда-то своего любимого сына... Я не понимала его, и была полностью с ним не согласна. Ведь он МОГ спасти Радомира. Но не захотел... Я бы многое на свете отдала за возможность спасти мою милую, храбрую девочку. Но у меня, к сожалению, такой возможности не было... Пусть даже храня самое дорогое (ЗНАНИЕ), Волхвы всё же не имели права очерствить свои сердца до такой степени, чтобы забыть простое человеколюбие! Чтобы уничтожить в себе сострадание. Они превратили себя в холодных, бездушных «библиотекарей», свято хранивших свою библиотеку. Только вот вопрос-то был уже в том, помнили ли они, закрывшись в своём гордом молчании, ДЛЯ КОГО эта библиотека когда-то предназначалась?.. Помнили ли они, что наши Великие Предки оставили своё ЗНАНИЕ, чтобы оно помогло когда-нибудь их внукам спасти нашу прекрасную Землю?.. Кто же давал право Белому Волхву единолично решать, когда именно придёт тот час, что они наконец-то широко откроют двери? Мне почему-то всегда казалось, что те, кого наши предки звали Богами, не позволили бы гибнуть своим самым лучшим сыновьям и дочерям только лишь потому, что не стояло ещё на пороге «правильное» время! Ибо, если чёрные вырежут всех просветлённых, то уже некому более будет понимать даже самую лучшую библиотеку...
Анна внимательно наблюдала за мной, видимо слыша мои печальные думы, а в её добрых лучистых глазах стояло взрослое, суровое понимание.
– Мы не пойдём к нему, мамочка. Мы попробуем сами, – ласково улыбнувшись, произнесла моя смелая девочка. – У нас ведь осталось ещё какое-то время, правда?
Север удивлённо взглянул на Анну, но, увидев её решимость, не произнёс ни слова.
А Анна уже восхищённо оглядывалась вокруг, только сейчас заметив, какое богатство окружало её в этой дивной сокровищнице Караффы.
– Ой, что это?!. Неужели это библиотека Папы?.. И ты могла здесь часто бывать, мамочка?
– Нет, родная моя. Всего лишь несколько раз. Я хотела узнать о чудесных людях, и Папа почему-то разрешил мне это.
– Ты имеешь в виду Катар? – спокойно спросила Анна. – Они ведь знали очень много, не правда ли? И всё же не сумели выжить. Земля всегда была очень жестокой... Почему так, мама?
– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?

11 марта 1937, Ташкент, Узбекская ССР, СССР - 6 июня 2011, Санкт-Петербург, РФ.
В 1960 году окончил Ташкентский театральный институт и был зачислен в труппу Ташкентского театра драмы, где проработал до 1965 года.
Затем несколько сезонов проработал в Киевском театре имени Леси Украинки.
В 1968 году приехал в Ленинград и показался художественному совету Большого Драматического театра, который единогласно высказался за принятие артиста в труппу БДТ (в труппе - с 05.04.1969 года).

За годы работы в БДТ Юзефом Николаевичем сыграны такие роли, как сэр Уолтер Блент в спектакле "Король Генрих IV", Пуговицын в "Ревизоре", Кинто в "Хануме", Кирилл в "Трёх мешках сорной пшеницы", Кочегар в "Оптимистической трагедии", Мираб в "Мачехе Саманишвили", Качала в "Смерти Тарелкина", Николай в "Пороге", граф Арчимбальд в спектакле "Роза и крест", Томас Патнем в "Салемских колдуньях", Шериф в "Любви под вязами", Обыватель в "Визите старой дамы", Вербовщик в "Мамаше Кураж и её детях".
Большой удачей Ю.Н. Мироненко стала роль кучера Феофана в спектакле "История лошади". Точный отбор выразительных средств, музыкальность, чувство стиля спектакля - качества, свойственные артисту и в других ролях, здесь проявились в полной мере. Лихость, удальство, молодеческая поступь, гордая повадка, упоение своей силой, молодостью, красотой, нахальство барского любимца слились в Феофане Ю.Н. Мироненко воедино и создали яркий, запоминающийся и очень обаятельный образ. С мягким юмором играет Юзеф Мироненко мистера Уордля в спектакле "Пиквикский клуб". Представительный, громогласный, строгий глава большой семьи, он - воплощение радушия и гостепреимства для своих друзей. За напускной суровостью таится добрейшее сердце, а за вспышками гнева неизменно следует прощение. Пожалуй особенно удаются Ю.Н. Мироненко роли, построенные на контрасте внешних данных артиста и его внутреннего содержания.
Богатырский рост, мощная фактура соединяются с простодушием и подкупающей непосредственностью. На их стыке непременно высекается мягкий юмор, которым окрашены многие сценические создания Ю.Н. Мироненко. А качество этого юмора определяется содержанием роли и отношением актёра с своему персонажу.

театральные работы

БДТ:
Сэр Уолтер Блент "Король Генрих IV» В. Шекспир (постановка Г.А. Товстоногова)
Пуговицын «Ревизор» Н.В. Гоголь (постановка Г.А. Товстоногова)
Кинто «Ханума» А. Цагарели (постановка Г.А. Товстоногова, режиссёр И.Д. Рассомахин)
Кирилл "Три мешка сорной пшеницы» В. Тендряков (постановка Г.А. Товстоногова)
Феофан «История лошади» М.Г. Розовский по повести Л.Н. Толстого (постановка Г.А. Товстоногова режиссёр М.Г. Розовский)
Полуголый матрос "Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневский (постановка Г.А. Товстоногова, режиссёр Ю.Е. Аксёнов)
Мираб "Мачеха Саманишвили» В. Константинов и Б. Рацер, по Д. Калдиашвили (постановка Г.А. Товстоногова, режиссёр В.Б. Шабалина)
Турников «Тихий Дон» М.А. Шолохов (постановка Г.А. Товстоногова, режиссёр Ю.Е. Аксёнов
Качала "Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылин, музыка А.Н. Колера (постановка Г.А. Товстоногова режиссёр В.Г. Милков)
Николай «Порог» А. Дударев (постановка Г.С. Егорова)
Граф Арчимбальд "Роза и крест» А.А. Блок (режиссёр В.Э. Рецептер)
Матрос в Смольном «Перечитывая заново...» Г.А. Товстоногов, Д.М. Шварц (постановка Г.А. Товстоногова, и Ю.Е. Аксёнова)
Томас Патнем "Салемские колдунья»
Шериф "Любви под вязами» Ю. О Нил
Обыватель "Визит старой дамы» Ф. Дюрренматту (постановка В.Е. Воробьёва
Вербовщик "Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехт (постановка С.И. Яшина).
Мистер Уордль "Пиквикский клуб» Ч. Диккенс (постановка Г.А. Товстоногова, режиссёр Е.М. Арье, режиссёр-ассистент Л.П. Шувалова)
Петька Богомать «Иван» А. Кудрявцев (постановка Г.А. Товстоногова, режиссёр В.Б. Шабалина)

Сергей Владимирович Мироненко окончил Исторический факультет МГУ (1973 г.). Там же на кафедре в 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Секретный комитет 1839-1842 гг. и указ об обязанных крестьянах». В 1992 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в первой четверти XIX в.». С 1977 г. работал в Институте истории СССР АН СССР. После переломных событий августа 1991 г. перешел на работу в архив Общего отдела ЦК КПСС. В апреле 1992 г., с момента образования Государственного архива Российской Федерации - крупнейшего в России - стал его директором.

Член коллегии Росархива. Член редсовета журнала «Исторический архив».

Просветительская деятельность

Список читаемых курсов на кафедре истории России XIX - начала XX вв. Исторического факультета МГУ:

  • Власть и освободительное движение в России в первой четверти XIX в.
  • История России XIX - начала XX вв.
  • Российские императоры XIX - нач. XX вв.: личность и судьба.

Награды

  • Орден Почёта (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в сохранение документального наследия народов Российской Федерации и многолетнюю добросовестную работу

Основные публикации

  • Тайные страницы истории России. М., 1990 г.
  • Государственный архив Российской Федерации: Путеводитель. М., 1994-2004 гг. Т. 1-6 (ответственный редактор).
  • Переписка наследника престола цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I. 1838-1839. М., 2007 г.
  • Восстание декабристов. Документы. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии. М., 2001 г.
  • Декабристы: Биографический справочник. М., 1988 г.
  • Сочинения и письма И. И. Пущина: В 2 т. М., 1999-2001 гг. (в соавторстве).
  • Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998 г. (в соавторстве).
  • Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в первой четверти XIX в. М., 1989 г.

Семья

Мать - врач. Отец - Жухрай (Мироненко) Владимир Михайлович - историк, ветеран спецслужб, генерал-полковник.

Серге́й Влади́мирович Мироне́нко (род. 4 марта , Москва) - российский историк , доктор исторических наук (1992), профессор , в 1992-2016 годах директор Государственного архива Российской Федерации , действующий научный руководитель Госархива.

Биография

Женат на историке-архивисте Марии Павловне Мироненко (род. 1951) .

Педагогическая деятельность

Читает курсы на кафедре истории России XIX - начала XX веков исторического факультета МГУ:

  • История России XIX - начала XX веков
  • Власть и освободительное движение в России в первой четверти XIX века
  • Российские императоры XIX - начала XX веков: личность и судьба

Награды

Основные публикации

  • Декабристы: биографический справочник. М., 1988 (в соавт.)
  • Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в первой четверти XIX в. М., 1989.
  • Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.
  • История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. ХХ вв. М., 1991 (составитель)
  • Государственный архив Российской Федерации: путеводитель. М., 1994-2004 гг., тт. 1-6 (отв. редактор)
  • A Lifelong Passion. Nicholas and Alexandra. Their own Story. L., 1996 (в соавт.)
  • Николай и Александра: любовь и жизнь. М., 1998 (в соавт. с А. Мейлунасом)
  • Сочинения и письма И. И. Пущина. М., 1999-2001, тт. 1-2 (совм. с М. П. Мироненко)
  • Восстание декабристов. Документы. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии. М., 2001 (редактор)
  • Переписка наследника престола цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I. 1838-1839. М., 2007 (редактор)

Напишите отзыв о статье "Мироненко, Сергей Владимирович"

Примечания

  1. Записал В. Нузов: . Журнал «Вестник» Online. - № 13 (350) (23.06.2004). Проверено 8 июля 2013. .
  2. на сайте Российского военно-исторического общества
  3. (рус.) . Интерфакс (22 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  4. (рус.) . Lenta.ru (30 июля 2015). Проверено 17 июня 2016.
  5. Катусеева А. Ф. Чужая слава // Военно-исторический журнал. 1990. № 8-9).
  6. (рус.) . Lenta.ru (16 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  7. (рус.) . Интерфакс (16 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  8. (рус.) . ТАСС (30 июля 2015). Проверено 17 июня 2016.
  9. (рус.) . РБК (16 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  10. (рус.) . NEWSru.com (17 марта 2016). Проверено 17 июня 2016.
  11. на сайте
  12. (фр.)

Ссылки

  • на сайте ГАРФ
  • на сайте исторического факультета МГУ
  • на сайте «ИСТИНА»
  • (интервью сайту «Полит.ру »)

Отрывок, характеризующий Мироненко, Сергей Владимирович

– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

Научный руководитель Государственного архива Российской Федерации

Историк, доктор исторических наук, профессор.

В 1973 г. окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
В 1978 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Секретный комитет 1839-1842 гг. и указ об обязанных крестьянах».
В 1992 г. в Институте истории СССР АН СССР защитил докторскую диссертацию по теме: «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в первой четверти XIX в.».
С 1977 г. младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник Института истории СССР АН СССР.
В 1991-1992 гг. заместитель директора Центра хранения современной документации (ЦХСД).

С мая 1992 г. директор ГА РФ.
С марта 2016 г. научный руководитель ГА РФ.

Член коллегии Федерального архивного агентства. Член Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ. Входит в состав Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Заведующий кафедрой истории России XIX - начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Член редакционных советов журналов "Исторический архив", "Родина", "Военно-исторический журнал".

* * *

За многолетний добросовестный труд в архивных учреждениях Сергей Владимирович Мироненко награжден нагрудным знаком «Почетный архивист» (приказ Росархива от 23.02.2001 №45-лс).

В 2005 году за заслуги в деле защиты прав и свобод человека и гражданина (С.В.Мироненко - член редакционного совета издания «История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Собрание документов в семи томах») отмечен Почетным Знаком Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

За большой вклад в обеспечение единой государственной политики в области геральдики С.В.Мироненко имеет благодарность Президента Российской Федерации (распоряжение Президента РФ от 27.07.2007 № 419-РП).

Награжден знаком отличия "За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации" (приказ от 11.01.2010 №44-к) и почетной грамотой Министерства юстиции Российской Федерации (приказ от 07.09.2010 №1382-к).

За большой вклад в сохранение документального наследия народов Российской Федерации и многолетнюю добросовестную работу Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1131 директор Государственного архива Сергей Владимирович Мироненко награжден Орденом Почёта.


Библиография основных трудов Мироненко С.В.

Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале ХIХ в. / АН СССР, Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1989. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины ХIХ столетия. - М.: Мысль, 1990.

Maylunas Andrei, Mironenko Sergei (eds), Galy, Darya (translator) (1997). A Lifelong Passion, Nicholas and Alexandra: Their Own Story. Doubleday. (Русск. изд.: Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь / пер. С.Житомирской. - М.: Прогресс, 1998. Декабристы: биографический справочник / изд. подгот. С.В.Мироненко. - М.: Наука, 1988.

Maylunas Andrei, Mironenko Sergei (eds), Galy, Darya (translator) (1997). A Lifelong Passion, Nicholas and Alexandra: Their Own Story. Doubleday. (Русск. изд.: Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. - М.: Прогресс, 1998.

Восстание декабристов: документы Т. 16. Журналы и докладные записки следственного комитета / АН СССР, ГАУ при СМ СССР, ЦГАОР; под ред. М.В.Нечкиной; подгот. текста, коммент. С.В.Мироненко. - М.: Наука, 1986. - (Материалы по истории восстания декабристов).

Восстание декабристов: документы Т. 17. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии / АН СССР, ГАУ при СМ СССР, ЦГАОР; под ред. М.В.Нечкиной; подгот. текста, коммент. С.В. Мироненко. - М.: Наука, 1986. - (Материалы по истории восстания декабристов).

Восстание декабристов: документы Т. 19, 21. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии / Росархив, ГА РФ; под ред. С.В. Мироненко. - М.: РОССПЭН, 2001-2008. - (Материалы по истории восстания декабристов).

Архив новейшей истории России. Серии «Каталоги», «Публикации» / Росархив, ГА РФ; под ред. В.А. Козлова, С.В.Мироненко. - М.; Новосибирск, 1999-2004.

[Государственный архив Российской Федерации]: путеводитель. Т. 1-6 / Росархив, ГА РФ; отв. ред. С.В.Мироненко. - М., 1994-2004. - (Русская архивная серия).

Государственный архив Российской Федерации: 10 лет работы (1992-2002): сборник статей / Росархив, ГА РФ; редкол.: С.В. Мироненко (отв. ред.) и др. - М.: РОССПЭН, 2002. - (Архив новейшей истории России. Сер. «Исследования»; т. 2).

История Государственного архива Российской Федерации: документы, статьи, воспоминания / М-во культуры РФ, Росархив, ГА РФ; отв. ред. С.В. Мироненко. - М.: РОССПЭН, 2010.

История сталинского ГУЛАГа (конец 1920-х-первая половина 1950-х годов): сборник документов. В 7 т. Т. 1, 7 / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Росархив, ГА РФ, Гувер. ин-т войны, революции и мира; отв. ред.: С.В.Мироненко. - М.: РОССПЭН, 2004-2005.

История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России XIX- начала ХХ в. / сост. С.В.Мироненко. - М.: Политиздат, 1991.

Петр Андреевич Зайончковский: сборник статей и воспоминаний к столетию историка / МГУ им. М.В.Ломоносова; сост.: Л.Г.Захарова, С.В.Мироненко и др. - М.: РОССПЭН, 2008.

Пущин И.И. Сочинения и письма: в 2 т. / РАН; изд. подгот. М.П.Мироненко, С.В.Мироненко. - М.: Наука, 1999-2001.

58/10: Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1958: аннотированный каталог / Междунар. фонд «Демократия», Росархив, ГАРФ; под ред. В.А.Козлова, С.В.Мироненко. - М. : Междунар. фонд «Демократия», 1999. - (Россия. ХХ век: док.).

Переписка цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I, 1838-1839 / под ред. Л.Г.Захаровой, С.В.Мироненко. - М.: РОССПЭН, 2008. - (Бумаги Дома Романовых).

Дело Менделя Бейлиса: Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства о судебном процессе 1913 г. по обвинению в ритуальном убийстве / Рос. еврейс. конгресс, ГА РФ; редкол.: Т.Г. Голенпольский, С.В. Мироненко и др. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.

Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе, 1953-1982 гг.: Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Росархив, ГА РФ; под ред. В.А. Козлова и С.В. Мироненко. - М.: Материк, 2005.

Мироненко С.В. Император Николай I // Российские самодержцы, 1801-1917. - М., 1993. - С. 91-158.

Поделиться: