Оформлять заявки на транспортные услуги кто должен. Порядок подтверждения транспортных расходов для целей налогового учета. Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

Оформление документов при передаче товаров через транспортную компанию

Полный ли комплект документов мы получаем от своих торговых партнеров и перевозчиков? Все ли необходимые документы мы сами оформляем при отгрузке товара контрагенту через автоперевозчика? Как убедить контрагента в том, что часть сопроводительных документов необходимо вернуть продавцу-поставщику? Ответы на эти вопросы даются в статье.

Компания продает товар покупателю, при этом отгружает товар в адрес покупателей через транспортную компанию, передавая товарную накладную (форма ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель транспортной компании, получая товар для перевозки, расписывается и представляет доверенность от транспортной компании. При этом от покупателя документы с подписью и печатью чаще всего не возвращаются. Какие документы со стороны покупателя и со стороны транспортной компании должны быть оформлены при передаче товаров через транспортную компанию?

При передаче товаров через транспортную компанию со стороны покупателя продавец должен получить документальное подтверждение о получении им товара — таким документом является переданная в адрес покупателя товарная накладная (форма ТОРГ-12), оформленная соответствующими реквизитами от покупателя. Порядок и способ отправки накладной в адрес продавца должен быть прописан в договоре поставки.

Со стороны транспортной компании в адрес продавца направляется оформленная доверенность на получение груза представителем транспортной компании в соответствии с договором и заявкой заказчика. Второй документ от транспортной компании — это соответствующим образом оформленный третий экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), изначально выписанной продавцом (форма N 1-Т).

Какими документами подтверждается оказание услуг по перевозке груза…

Однако в соответствии с правилами, изложенными далее, этот экземпляр ТТН направляется только заказчику транспорта.

Если продавец не является заказчиком доставки товара (нет договора на перевозку), то по действующим правилам после доставки товара транспортная компания не отправляет третий экземпляр ТТН в адрес продавца, поскольку отношения с транспортной компанией у продавца заканчиваются с момента передачи груза представителю транспортной компании.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Указанные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования о документальном подтверждении доходов (ст. 248 НК РФ) и расходов (ст. 252 НК РФ) предъявляет гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Помимо учетных требований, указанные документы необходимы для подтверждения исполнения договорных отношений между контрагентами-участниками.

Товарная накладная (форма ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

При передаче товаров покупателю через транспортную компанию помимо товарной накладной (форма ТОРГ-12) необходимым документом является товарно-транспортная накладная (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.12.2005 N 20-12/93109).

Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) (форма N 1-Т) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а также предназначена для учета как движения товарно-материальных ценностей, так и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям — принимать к перевозке грузы, не оформленные ТТН.

ТТН определяет взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Регламенты по документальному оформлению перевозки грузов установлены в следующих нормативных актах:

п. 2 ст. 785 ГК РФ (подтверждение заключения договора перевозки);

ст. 185 ГК РФ (доверенность юридического лица);

Постановлении Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (форма N 1-Т и Указания по ее применению и заполнению; предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом);

п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем);

Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. (этот документ среди прочего содержит правила заполнения транспортной накладной и подлежит применению в части, не противоречащей Уставу, — до установления Правительством Российской Федерации новых правил перевозок грузов);

п. п. 2.1.2, 8 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (ТТН выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом);

п. п. 2, 6, 10 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН по форме N 1-Т; Инструкция содержит порядок заполнения ТТН).

В соответствии с указанными нормативными актами рассмотрим вариант оформления отгрузки товара в адрес покупателей через привлеченную транспортную компанию.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания товарно-материальных ценностей;

второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю (второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта).

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Таким образом, согласно действующим регламентам для продавца надлежащими документами для списания товара являются два документа — товарная накладная (форма ТОРГ-12) с отражением надлежащих реквизитов покупателя и первый экземпляр ТТН с подписью водителя о принятии груза к перевозке в соответствующей строке ТТН. Полномочия водителя должны быть подтверждены переданной доверенностью от транспортной компании на получение груза от продавца (номер и дата доверенности указываются перед подписью, сама доверенность остается с первым экземпляром ТТН у продавца). При этом, как уже было сказано, если продавец является заказчиком автотранспорта (имеется договор с транспортной компанией), то третий экземпляр ТТН с подписями и печатями грузополучателя транспортная компания после доставки обязана приложить к счету за перевозку и передать (или выслать) грузоотправителю.

Здесь следует обратить внимание на то, что если договором между продавцом и покупателем предусмотрена передача покупателем (грузополучателем) соответствующих полномочий о принятии груза по доверенности, выдаваемой конкретному лицу транспортной компании (водителю-экспедитору) от покупателя, то свою подпись в ТТН водитель проставляет в двух строках: "Груз к перевозке принял" (с указанием реквизитов доверенности от транспортной компании) и "Груз получил грузополучатель" (с указанием реквизитов доверенности от покупателя). В этом случае обе доверенности остаются у продавца.

В договорах между контрагентами может быть предусмотрена выписка большего числа экземпляров ТТН с указанием обязанности возврата одного экземпляра от покупателя — это право сторон договора. Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией. Сказанное означает, что в случае если грузоотправитель не является заказчиком транспорта, то при наличии условия в договорах с покупателем и транспортной компанией грузополучатель должен будет исполнить условие договора об отправке ТТН с отметками о получении груза в адрес грузоотправителя.

Для получения грузов Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а утверждены специальные унифицированные формы доверенности: форма N М-2 (с отрывным корешком) и форма N М-2а (без корешка). Помимо указанного документа в отношении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей в части, не противоречащей ГК РФ, действует Инструкция Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" (бланки типовых форм N N М-2 и М-2а). Выбор формы доверенности определяется самой организацией и спецификой ее деятельности. Ограничений на использование той или иной формы нет.

Оформление отгрузки товара начинается в организации продавца (условимся, что продавец и грузоотправитель — это одно лицо). Покажем на примере порядок оформления документов для продавца-грузоотправителя.

На момент вручения груза водителю для перевозки продавцом-грузоотправителем составляются:

товарная накладная (форма ТОРГ-12) — два экземпляра (для контроля за движением товара, за исполнением договора организация-продавец может дополнительно выписать еще один экземпляр и оставить его у себя с подписью водителя);

ТТН (форма N 1-Т) — четыре экземпляра (или пять экземпляров, если в договоре с покупателем указано о выписке продавцом и порядке дальнейшего возврата дополнительного экземпляра ТТН), из которых второй, третий, четвертый экземпляры ТТН передаются водителю — представителю транспортной компании;

счет-фактура (один экземпляр).

При этом водитель представляет удостоверяющий личность документ, передает доверенность с полномочиями по перевозке груза (по условиям договора возможно также и наличие доверенности от покупателя), предъявляет путевой лист, расписывается в первом экземпляре ТТН, который остается у продавца.

При использовании услуг транспортной компании номера и даты транспортной накладной должны быть указаны в товарной накладной (форма ТОРГ-12).

На момент передачи груза грузополучателю водитель вместе с грузом передает все эти документы на подпись и заполнение покупателю и забирает с собой два экземпляра ТТН (третий и четвертый).

После возвращения из поездки водитель передает оба экземпляра ТТН (третий и четвертый) в свою транспортную организацию. При этом третий экземпляр ТТН транспортная компания обязана направить заказчику транспорта, а на основании четвертого экземпляра она начисляет зарплату водителю.

Товарную накладную (форма ТОРГ-12) с печатью и подписью (с ее расшифровкой) грузополучатель направляет в адрес продавца-грузоотправителя по почте либо передает по договоренности с водителем-перевозчиком.

Каких-либо указаний об особенностях ее оформления в случае транспортной доставки третьими лицами не предусмотрено. В нормативах отсутствует указание на обязанность возврата формы ТОРГ-12 покупателем продавцу при доставке через перевозчика. В связи с этим порядок передачи и возврата одного экземпляра формы ТОРГ-12 следует прописывать в договорах. Если четкий порядок документообмена в договоре не установлен, то его необходимо прописать посредством заключения дополнительного соглашения к основному договору поставки.

В Письме УФНС России по г. Москве от 16.12.2005 N 20-12/93109 указано, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (в частности, по формам ТОРГ-12 и N 1-Т).

Здесь следует обратить внимание на возможные неблагоприятные последствия для продавца-грузоотправителя в случае неоформления ТТН при привлечении им к перевозке товара в адрес покупателя услуг транспортной компании. В Письме Минфина России от 03.06.2005 N 07-05-06/160 (аналогично и в Письме Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333) указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются транспортные затраты, так как они не подтверждены первичными документами (ТТН) и, следовательно, не соответствуют положениям ст. 252 НК РФ.

В качестве альтернативы по разрешению ситуации с документами можно привести положительный ответ УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 N 16-15/028267 на вопрос (оптовой организации) налогоплательщика о праве использования самостоятельно разработанной формы накладной, объединившей показатели ТТН и товарной накладной.

Главная — Статьи

Оформление и учет доставки товара покупателю

По общему правилу поставщик должен доставить товар покупателю сам (Пункт 1 ст. 510 ГК РФ) Между тем доставка бывает разной: как собственным транспортом, так и с помощью сторонней организации, как оплачиваемая отдельно, так и учитываемая в цене товара. Влияет ли это на оформление документов, выставляемых покупателю, и зависит ли от этого ваш налоговый учет расходов на доставку товара? Об этом — наш сегодняшний разговор.

Ситуация 1. Стоимость доставки включена в цену товара
Если стоимость доставки не выделена в договоре отдельно, то доставка — лишь способ исполнения вашей обязанности по передаче товара покупателю (Пункт 1 ст. 458 ГК РФ). Поэтому составлять акт об оказании услуг по доставке вам не надо: ведь услуг по доставке вы не оказываете. А вот какие накладные надо выписать на товар, зависит от того, кто будет доставлять товар — вы сами или сторонняя организация:
(если) вы доставляете товар собственным транспортом, достаточно будет передать покупателю только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. Оформлять накладную по форме N 1-Т (ТТН) не нужно (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ);
(если) товар перевозится привлеченным транспортом, то вы выпишете покупателю ТТН.

Ситуация 2. Доставка — отдельная услуга
А как быть, если стоимость доставки выделена в договоре? Это уже самостоятельная услуга, оказание которой должно быть оформлено первичным документом. И это зависит от того, каким образом будет организована доставка — собственным транспортом или сторонней организацией. Поэтому покупателю надо выписать:
(если) товар покупателю будет доставлять сторонняя организация — ТТН. Оформлять отдельный акт на доставку товара в этом случае не надо. Ведь все данные о перевозке есть в транспортном разделе ТТН;
(если) вы доставляете товар собственным транспортом — накладную по форме N ТОРГ-12 и акт на оказание услуг по доставке.

Подтверждение транспортных расходов — какими документами?

Выписывать товарно-транспортную накладную в этом случае не надо. Однако учтите, что у вашего покупателя могут появиться проблемы: налоговики могут исключить из налоговых расходов транспортные услуги, так как на них не оформлена ТТН. И тогда доказывать правомерность расходов на доставку покупателю придется в суде.

НДС с доставки

Если доставка — отдельная услуга , то она облагается НДС по ставке 18% (и в случае, когда товар доставляется собственным транспортом, и тогда, когда это делает транспортная компания) (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Что касается входного НДС, предъявленного вам транспортной компанией, то вы вправе принять его к вычету (Статьи 171, 172 НК РФ). И не забудьте выставить своему покупателю счет-фактуру (Пункт 3 ст. 168 НК РФ).

А как быть, если стоимость доставки включена в стоимость товаров, реализация которых облагается по ставке 10%? Применять правило п. 1 ст. 153 НК РФ и отдельно рассчитывать НДС с такой доставки по ставке 18% не надо. Ведь доставка товара покупателю в такой ситуации не является самостоятельным видом деятельности продавца. Но, придерживаясь такой позиции, знайте, что она вряд ли понравится налоговикам. И, скорее всего, правомерность применения 10%-ной ставки НДС вам придется доказывать в суде. А суды вас поддержат.

Учитываем стоимость доставки в налоговом учете

Здесь все зависит от того, как покупатель оплачивает доставку: в цене товара или отдельно .
В ситуации 1 затраты по доставке являются для вас лишь расходами, связанными с реализацией товаров (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В ситуации 2 вы учтете в своих доходах как выручку от реализации товаров, так и выручку от оказания услуг по их доставке.
Расходы же будут учитываться так:
— при доставке собственным транспортом : заработная плата водителей будет учитываться в составе расходов на оплату труда (Статья 255 НК РФ), амортизация транспортных средств — в сумме начисленной амортизации (Статьи 256 — 259 НК РФ), затраты на ремонт автомашин — в составе расходов на ремонт основных средств (Статья 260 НК РФ), ГСМ — в прочих расходах (Подпункт 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) и т.д.;
— при доставке товаров сторонней организацией — в составе материальных расходов как услуги производственного характера (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Перевозка товара собственным транспортом и уплата ЕНВД

И еще о такой проблеме хотелось бы упомянуть. Если стоимость доставки выделена в договоре отдельно, налоговые органы могут попытаться доначислить вам ЕНВД. Конечно, при условии, что в вашем регионе для транспортных услуг введена вмененка. Но Минфин России разъяснял, что такая доставка — это не самостоятельный вид предпринимательской деятельности, а всего лишь способ исполнения обязанности продавца по передаче товара. А ЕНВД нужно платить, только если при доставке заключается отдельный договор перевозки груза. Поэтому в случае претензий со стороны налоговиков вы можете с ними поспорить, опираясь на разъяснения финансового ведомства. Кстати, с тем, что платить ЕНВД в таких случаях не надо, согласны и суды.

Как видим, проще всего, когда стоимость доставки включена в цену товара. И никакого риска, что вас признают плательщиком ЕНВД.

Главная — Документы

Комплект документов для перевозки груза

На сегодняшний день существуют два бланка, оформляемых на перевозку грузов. Первый — товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, далее — Постановление N 78). Второй — транспортная накладная (далее — ТН) без номера формы. ТН приведена в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее — Правила). Эти Правила вступили в силу с 25 июля 2011 г. С этой же даты действует новый бланк, в свою очередь форма N 1-Т не отменена.

Три бланка

При покупке товара коммерсанту необходимы документы, подтверждающие передачу ценностей, а в некоторых случаях и их доставку.
Передача товара (продажа) сопровождается оформлением товарной накладной по форме N ТОРГ-12 . Она составляется продавцом в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца для списания ценностей с учета и подтверждения их передачи клиенту. Второй — передается покупателю для принятия купленного товара к учету (ИП делает соответствующую запись в книге учета доходов и расходов).
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом . Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. На основании этого раздела грузоотправитель спишет товар, а грузополучатель оприходует полученные ценности. Фактически сведения этого раздела повторяют информацию, содержащуюся в ТОРГ-12. Второй раздел посвящен вопросам перевозки. Здесь указываются сведения о грузе, его особенностях, сопровождающих документах, приводится информация о погрузочно-разгрузочных операциях.
Грубо говоря, форма N 1-Т — это ТОРГ-12, дополненная транспортным разделом. Из-за этого нередко возникают споры: достаточно ли при продаже товара составить форму N 1-Т, ведь сведения о товаре в ней содержатся, и нет необходимости дублировать их в ТОРГ-12. Контролеры требуют составлять оба бланка. Хотя нормативные акты позволяют обойтись одной лишь ТТН, имея на руках формы N N 1-Т и ТОРГ-12, бизнесмен избежит возможных претензий.

Правила предлагают новый бланк для подтверждения перевозки. Транспортная накладная (далее — ТН) по новой форме отличается от формы N 1-Т в первую очередь тем, что в нем отсутствует товарный раздел. Новая ТН не заменяет собой товарную накладную по форме N ТОРГ-12, она регулирует исключительно вопросы перевозки. Появление нового бланка теоретически снимет вопросы об оформлении ТТН и ТОРГ-12. Теперь все однозначно: передачу товара подтверждает ТОРГ-12, а доставку — ТН.
ТТН не отменена, каких-либо указаний о том, когда нужно оформлять ТН, чиновники не утвердили. Пока коммерсантам приходится в этих вопросах разбираться самостоятельно.

Правила перевозки груза автотранспортом

Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки , по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Иными словами, отдельный договор составлять не нужно. Само по себе оформление транспортной накладной (или иного документа на перевозку) уже указывает на наличие договора. Как видите, Кодекс не требует составлять именно ТН, а допускает "иной документ". Таковым вполне может стать прежний бланк ТТН.
Согласно Правилам договор перевозки может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (п. 6 Правил). Лицо, которому требуется организовать перевозку (это может быть как покупатель, так и продавец, в зависимости от условий продажи товара) направляет перевозчику заказ. При наличии договора об организации перевозки груза, когда осуществляются систематические перевозки (ст.

Оказание транспортных услуг документы учета

798 ГК РФ), грузовладелец направляет перевозчику заявку.
Унифицированной формы заказа и заявки Правила не предлагают. Это может быть любой документ, письмо, сообщение, где указывалось бы намерение грузовладельца. Направление заказа (заявки) еще не указывает на заключение договора, а лишь на намерение его заключить. Перевозчик, получив заказ (заявку), в течение трех дней информирует грузоотправителя о согласии или отказе (с письменным обоснованием причин). Далее грузоотправитель оформит транспортную накладную, а это уже указывает на наличие договора.
Итак, транспортная накладная составляется, когда перевозка товара осуществляется в рамках договора перевозки груза. Рассмотрим возможные варианты.

Доставку организует продавец

Поставщик может включить стоимость доставки в цену товара либо предоставлять клиентам дополнительную услугу — доставку. В первом случае покупатель оплачивает товар, а доставка для него по условиям сделки будет бесплатной. Такой схемой нередко пользуются "вмененщики". Если в договоре стоимость доставки выделена отдельной строкой и не включена в стоимость реализованных товаров, то оказание услуг по доставке считается самостоятельным видом деятельности. Соответственно, ЕНВД придется платить не только с розничной торговли, но и по услугам перевозки грузов. Когда доставка для покупателя "бесплатна", то есть включена в цену товара и не указана отдельной строкой в документах, то дополнительного вида деятельности не возникает, реализация и доставка осуществляются в рамках розницы (Письмо Минфина России от 28 апреля 2005 г. N 03-06-05-04/112).

Наша справка. Если покупатель не оплачивает доставку, для оприходования товара и отражения в учете его стоимости достаточно либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, либо товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (Письмо Минфина России от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413).

Итак, стоимость доставки для покупателя включена в цену. Далее возможны два варианта: поставщик организует доставку собственным транспортом или привлекает стороннего перевозчика.
Когда продавец осуществляет доставку собственными силами, договор перевозки не возникает, а значит и транспортную накладную составлять не нужно. Передачу товара подтвердит ТОРГ-12. Доставка товара оформляется путевым листом водителя, работающего у поставщика. Покупателю документы, подтверждающие доставку, не нужны, он за нее отдельно не платит, так что расходы учитывать не нужно, а стоимость товара он учтет на основе товарных накладных.

Наша справка. Ранее бланки путевых листов были утверждены Приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Сейчас действует Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152, который отменяет старый бланк, однако новой формы не предлагает, а ограничивается лишь Обязательными реквизитами для путевых листов. Можно воспользоваться старым бланком, доработав его и не забыв об обязательных реквизитах.

Если продавец привлекает стороннего перевозчика, то возникает договор перевозки, который заключается между продавцом и перевозчиком. На товар, помимо двух экземпляров ТОРГ-12, оформляется три экземпляра транспортной накладной (продавцу-грузоотправителю, перевозчику, покупателю-грузополучателю).
Когда доставка осуществляется продавцом за отдельную плату (в документах стоимость указана отдельно) или предоставляется покупателю как дополнительная услуга (клиент может ее заказать или отказаться, забрав товар самостоятельно), отношения регулируют нормы договора о перевозке. При этом не играет роли, организуется доставка собственным транспортом продавца или сторонним перевозчиком. Покупатель направляет продавцу заказ на перевозку, в свою очередь продавец составит транспортную накладную, чем подтвердит заключение договора перевозки.

Доставку организует покупатель

Если продавец не осуществляет доставку, у покупателя два варианта: самовывоз или обращение к стороннему перевозчику.
При самовывозе договор перевозки не возникает, заключать его попросту не с кем, соответственно, и транспортную накладную оформлять не нужно. Поставщик со склада передаст товар по накладной ТОРГ-12. Водитель покупателя получит ценности и доставит их до склада покупателя. В данном случае достаточно путевого листа, который подтвердит поездку водителя. На учет ценности принимаются по товарной накладной ТОРГ-12.
Тот факт, что приобретенный товар перевозится автомобильным транспортом, еще не означает необходимость заполнения транспортной накладной. При самовывозе не нужно оформлять транспортную накладную, и на это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 9 декабря 2010 г. N 8835/10. В споре инспекторы отказали в вычете НДС по приобретенным ценностям, так как на товар не оформлялась транспортная накладная. Для вычета, при наличии товарной накладной по форме ТОРГ-12, транспортная накладная не нужна. Ее обязательное наличие не предусматривается требованиями по заполнению ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим в том числе для расчетов с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов. Когда покупатель не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, ТТН не нужны.
Когда покупатель привлекает стороннего перевозчика для доставки груза, отношения регулируются договором перевозки.

Заказчиком в данном случае будет покупатель, следовательно, именно ему придется оформлять транспортную накладную.
Продавец составит лишь товарную накладную по форме ТОРГ-12 и передаст груз. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара, то есть на складе поставщика. Поставщик в договоре перевозки уже не выступает грузоотправителем. В данной ситуации со склада поставщика товар передает перевозчику покупатель, который получил свой товар, то есть в договоре перевозки грузоотправителем и грузополучателем выступает покупатель. Именно он и составляет ТН.
Подведем итог. В случае, когда привлекается сторонний перевозчик (в роли заказчика выступает поставщик или покупатель), транспортная накладная оформляется, так как правоотношения регулируются договором перевозки. Отметим, подписывать отдельный договор перевозки вовсе не нужно, сам факт составления транспортной накладной указывает на наличие договора (грубо говоря, транспортная накладная выступает в роли договора).
При самовывозе груза транспортная накладная не составляется (только, если она необходима самому покупателю для учета). Если доставку организует продавец собственным транспортом, все зависит от условий продажи товара. Когда покупатель не оплачивает доставку (цена включена в стоимость товара или осуществляется бесплатно), договор перевозки не возникает. Если доставка оплачивается отдельно, в документах ее стоимость указана отдельно, перевозка оформляется транспортной накладной.

ТТН и ТН

"Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4" (п. 6 Правил). Заключение договора в любом случае подтверждается накладной или иным документом, что предусмотрено Гражданским кодексом. Этот порядок Правила изменить не могут. Это означает, что оговорка "если иное не предусмотрено договором…" касается формы накладной. Получается, если иное предусмотреть договором, например: заключение договора подтверждается оформлением товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, то нарушением Правил это не будет. Впрочем, контролерам такой ход может и не понравиться. Но, подчеркнем, бланк ТТН не отменен, Кодекс и Правила вполне допускают его применение.
Новая форма накладной не отменяет ТТН, она иначе составлена, но функция бланка та же — обосновать перевозку товара. Формально нормы, запрещающие или обязывающие составлять ТТН или ТН, отсутствуют. Оформление товарно-транспортной накладной вместо новой ТН может не понравиться только контролерам. Но подобные претензии можно оспорить и доказать перевозку груза, имея на руках ТТН, которая, повторим, не отменена.

Юридическая консультация. Чем больше документов, тем лучше
Официальных разъяснений о том, какой бланк оформлять при перевозке (ТТН или ТН), нет. Контролеры в частных ответах рекомендуют составлять оба бланка, но совет этот оптимизма не прибавляет, особенно если вспомнить, насколько бланки громоздки. Минтранс России в Письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис указывает, что "использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N N 1-Т и ТОРГ-12". Ведомство не требует составлять именно ТН или ТТН либо заполнять обе формы, а допускает применение бланков наравне. Причем ведомство не ссылается на какие-либо нормативные документы. Что, в общем-то, объяснимо, ведь подобных документов нет. Один нюанс: у Минтранса нет полномочий для толкования постановлений Правительства РФ и Госкомстата. Некоторые эксперты сейчас рекомендуют оформлять все три документа (ТОРГ-12, ТТН, ТН), указывая, что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки; ТТН по форме N 1-Т необходима для учета движения груза и расчета за перевозку; товарная накладная (форма N ТОРГ-12) оформляет факт реализации товаров покупателю. Такое количество документов обезопасит от любых претензий, но в принципе можно обойтись лишь одним документом на перевозку. Но сэкономить время вполне возможно. ТН и ТТН обосновывают перевозку и указывают на заключение договора перевозки. Документы фактически дублируют друг друга, и каких-либо санкций последовать не может. Скорее всего, чиновники укажут на необходимость оформлять перевозки новой накладной (ведь зачем-то она появилась). Официальных разъяснений Минфина и ФНС России относительно применения транспортных накладных пока нет.

Какими документами подтверждаются транспортные расходы

Вопрос: Как подтвердить транспортные расходы в целях налогообложения прибыли.

Наша организация является оптовым поставщиком товаров. В целях конкурентного преимущества, наша организация берет на себя расходы по оплате транспортных расходов по доставке товара до клиентов. Мы работаем с транспортными компаниями, которые имеют свои терминалы во многих городах РФ, такими как ПЭК, Деловые Линии, Байкал-Сервис, РейлКонтинент и т.д.

Со вступлением в силу Постановления Правительства от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" введена в действие новая транспортная накладная. При отгрузке товаров клиентам мы стали оформлять транспортные накладные нового образца и столкнулись со следующей проблемой: транспортные компании отказываются подписывать с нами новые транспортные накладные, выдавая нам только экспедиторские расписки. Мы не можем разрешить этот конфликт с транспортными компаниями. Какими другими документами нам можно подтвердить и обосновать транспортные расходы в целях налогообложения прибыли?

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Однако следует отметить, что согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).

На основании п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза (основание: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36).

Управление ФНС России

по Свердловской области

Официальный сайт Управления ФНС России по Свердловской области

Документальное оформление транспортно-экспедиционных услуг

Все организации, ведущие торговую деятельность, решают проблему перевозки грузов. Некоторые организации имеют свой парк автомобилей, другие обращаются в транспортные компании. К сожалению, транспортные организации не всегда знакомы со всеми тонкостями и новшествами российского законодательства. Как показывает практика, перевозчики предоставляют заказчикам самые различные документы, но в большинстве случаев они не соответствуют требованиям законодательства.

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, и договором транспортной экспедиции. Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются ГК РФ, а также транспортными уставами и кодексами.

Договор, по условиям которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза, называется договором транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза, признаются транспортно-экспедиционными услугами.

Согласно требованию гл.

Документы на транспортные услуги

41 ГК РФ договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме. Условия выполнения такого договора определяются соглашением сторон, если иное не установлено Законом N 87-ФЗ, другими законами или иными правовыми актами.

Процесс перемещения грузов довольно сложен, причем зачастую сопряжен с немалыми рисками. Поэтому для урегулирования отношений между владельцами грузов и перевозчиками был принят Закон N 87-ФЗ, который определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, оформления перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, могут быть довольно разнообразными в зависимости от условий договора:

заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении;

оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку;

оплата провозных платежей;

заключение договоров перевозки, договоров фрахтования;

обеспечение отправки и получения груза и т.п.

Также экспедитор может оказывать услуги по получению требующихся для экспорта и импорта документов, выполнению таможенных и иных формальностей, проверке количества и состояния груза, его погрузке и выгрузке, уплате пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранению груза, его получению в пункте назначения, маркировке и затариванию груза, проверке состояния упаковки и маркировки, складированию, а также совершению других операций с грузом.

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 и действуют с 25 апреля 2008 г., указанный Порядок обязателен для исполнения экспедиторами и клиентами.

Организации, оказывающие услуги транспортно-экспедиционной деятельности, обязаны обеспечить наличие всех документов, сопровождающих данный вид деятельности:

поручения экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторской расписки (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складской расписки (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования дополнительных экспедиторских документов. По нашему мнению, целесообразно составлять еще и отчет экспедитора о выполненных работах.

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Не стоит забывать и про товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

С точки зрения налогоплательщика, чтобы учесть все затраты, связанные с перемещением грузов, они должны быть подтверждены первичными документами, поскольку в соответствии с НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, во избежание претензий со стороны фискальных органов следует запрашивать у перевозчиков документы, составленные и заполненные согласно требованиям законодательства.

А.Никитина

Ведущий аудитор

ЗАО Группа компаний "РУСКОНСАЛТ"

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции;

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 "Расходы на продажу". А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель. Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения.

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам "Продавец" и "Адрес" указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке "Покупатель" указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

— Д76.А К76.Б - оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

— Д76.В К76.А - Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

— Субсчета "Б" и "В" закрываются денежными расчетами.

Где субсчет "Б" - транспортная компания, "В" — Покупатель товаров, "А" - транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

— транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

— Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 - услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 - расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ).

Какие документы предоставлять при перевозке грузов

Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

Либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

Либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Вы сможете автоматичиски сформировать все документы на оказание транспортных услуг, для начала создаем заявку:

— Формирование Заявок выполняется просто и быстро. Полная информация о сделке на одном экране. Кто контрагент, что и куда везём, стоимость доставки, документы — все видно сразу.

— Один раз занеся контрагента в систему в дальнейшем они выбирается «одним кликом», как и условия перевозки.

— После заполнения всех пунктов Заявки, «одним кликом» она отправляется на утверждение руководителю (либо уполномоченному лицу). По ознакомлению заявки, руководитель подписывает заявку присваивая ей статус «в работе» простым кликом. После чего в системе автоматически формируются документы:

  • Общие документы - заявка и договор;
  • - Поручение Экспедитору, Экспедиторская расписка, Путевой лист, Транспортная Накладная;
  • Документы для бухгалтера - Счет, Счет-фактура, Акт выполненных работ, Доверенность.

— Все документы имеют сканированную печать и подпись руководителя, что дает возможность прямо из системы распечатать, либо отправить контрагенту документы, избавляя вас от работы со сканером и факсом. Если ваш контрагент имеет доступ в систему, это ещё упрощает и ускоряет процесс, позволяя ему видеть все документы в онлайне.

— При необходимости страхования груза, система позволяет ещё при формировании заявки «одним кликом» подписать страховой полис со страховой компанией. Страховая компания в онлайне автоматически формирует документы, и уже в считанные минуты вы можете из системы распечатать либо, послать заказчику страховой полис с сканированной печатью и подписью.

— После выполнения перевозки, заявке присваивается статус «выполнено».

— При получения оригиналов всех документов, они сканируются и привязываются к заявке, создавая архив. Это позволяет в любое время поднять любые документы из архива в оригинале подписей сторон. После этого заявке присваивается статус «закрыта»

— Вы можете сделать любой отчет за любой период по своим заявкам, в том числе и финансовый. «Одним кликом» сделать акт сверки с любым вашим контрагентом

— Видеть оплаты заказчиков, по вашим сделкам, с детальной привязкой по заявкам.

— Видеть оплаты перевозчикам по своим заявкам.

— Возможность контролировать сделку, в любое время, в любом месте где есть интернет.

Для бухгалтера

— Бухгалтерия может работать как в офисе так и удаленно из любой точки где есть интернет, видя отчет, и необходимые документы для грузоперевозок в онлайн режиме. Это удобно если на вашем предприятии приходящий бухгалтер или пользуетесь услугами аудит фирмы.

— В «отчете для бухгалтера» сформировано вся информация по первичной документация в самом полном объёма, не требуя привлекать других сотрудников для получения информации.

— Бухгалтерские документы на оказание транспортных услуг подготавливаются одновременно для заказчика и для компании-исполнителя. На основании выставленного перевозчиком счета, система КиберЛог в автоматическом режиме формирует счет-фактуру и акт. Пользователь получает необходимые документы для грузоперевозок в один клик в интерфейсе системы. Для удобства оформления бухгалтерских отчетов, документы на оказание транспортных услуг могут быть импортированы в «1С».

— Интеграция с интернет банком позволяет выгружать платежные поручения из системы в банк. Для оплаты достаточно зайти в «счета на оплату», выбрать контрагента (либо нескольких), «одним кликом» поставить на «оплату» нужную заявку и выгрузить в интернет банк. Система автоматически сформирует платежное поручение по документам выставленными на оплату контрагентами, вам остается только подписать платежное поручение в интернет банке. Процедура даже из ста платежей занимает не более десяти минут, исключая какие либо ошибки по реквизитам. Также вы имеете возможность дробить платежи на суммы, при этом при последующих выгрузках платежное поручение формируется на оставшуюся сумму по заявке.

— Выгрузка из интернет банка в систему дает возможность привязывать оплаты непосредственно к заявкам, что позволяет точно видеть за какие перевозки были проплачены суммы, даже если они оплачиваются обшей суммой за несколько заявок, либо оплачиваются частично. Это даёт возможность получать акт сверки в расширенном виде, где платежи привязаны не только к первичной документации но и непосредственно к заявке, что исключает путаницу в частичных и общих платежах.

Транспортировка груза представляет собой специальную процедуру, которую можно осуществлять только при соблюдении определенных правил. Существует перечень бумаг, официально утвержденных законодательными актами, которые являются обязательными в данном случае. В первую очередь необходимо правильно оформить все общие сопроводительные документы на перевозку груза, после чего позаботиться о дополнительных бумагах и особых разрешениях, если они необходимы.

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН).
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку.

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Товарный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Транспортный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Оформление документации

Путевой лист обязательно должна оформлять компания, непосредственно занимающаяся перевозкой. Данный бланк должен иметь определенный элементы, среди которых специалисты выделяют:

  • вид автомобиля и его госномер;
  • название организации, которая оформила документ;
  • информацию о количестве расхода топлива;
  • дату оформления;
  • номер накладной на груз.

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Путевой лист оформляется вместе с отрывным талоном – специальным элементов, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Обработку этого бланка осуществляет транспортная компания, после чего он вместе с чеком за предоставленную услугу отправляется тому, кто заказал ее.

Бланк путевого листа должен заполняться соответствующими особами, которыми является медицинский сотрудник организации, диспетчер и технический работник. Важно не только правильно заполнить документы на перевозку груза, но и дать соответствующий допуск водителю.

Дополнительные типы документов

На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

При необходимости следует оформить следующие документы для перевозки груза автомобильным транспортом:

  1. Договор и документ, подтверждающий фактическую отгрузку товаров.
  2. Накладная на товар, если в ТТН была указана неполная информация о перевозимом грузе.
  3. ПТС автомобиля и техосмотр на него.
  4. Документ обязательного страхования владельца транспортного средства.
  5. Трудовой договор, по которому работает водитель, если он не является непосредственно владельцем автомобиля (или же копия этого документа).
  6. Санитарный паспорт, если осуществляется транспортировка продуктов питания.
  7. Сертификат, подтверждающий качество продукта.
  8. Книжка с указанием температуры холодильника-рефрижератора, если транспортируются скоропортящиеся продукты.
  9. Ветеринарный паспорт, если перевозятся животные.
  10. Справка, выдающаяся на продукцию, содержащую спирт, если осуществляется перевозка алкогольных напитков.

Какие сопроводительные документы нужны для перевозки груза определяется непосредственно видом этого груза. В каждом конкретном случае это может быть индивидуальный уникальный пакет бумаг, поэтому очень важно быть предельно внимательным, получая и заполняя их.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Вышеперечисленные документы для перевозки грузов автомобильным транспортом считаются обязательными лишь при определенных обстоятельствах. К тому же такие транспортировки все равно необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Следует выделить следующие случаи, которые этому способствуют: транспортировка грузов повышенной опасности; перевозка в сложных дорожно-климатических условиях; проезд в колонне с более 3 автомобилями.

Документы на перевозку груза, которые имеет нестандартно большие габариты или вес, дополняются специальными бумагами, разрешающими эти действия. При этом надо будет еще заплатить определенную сумму денег в качестве госпошлины.

Транспортировка секретных документов осуществляется по специальным правилам. Связанно это с тем, что их оформление, размножение, разработка и обращение с ними проводится намного сложнее, нежели с обычными бумагами. Перевозка секретных документов требует строго охраняемого транспортного средства и специальных условий хранения.

Минтранс принял очередной закон, который касается автомобильных транспортировок. Согласно законопроекту будут увеличены штрафы за перевозку без соответствующих сопроводительных бумаг. Стоит отметить, что штрафами будут покрывать как самих водителей, так и компанию. Если у водителя будет отсутствовать транспортная накладная, заказ-наряд, грузовая транспортная накладная и наряд, тогда водитель будет вынужден заплатить до 1500 рублей, а что касаемо должностных лиц, то сумма увеличится до 20000 рублей. Транспортные компании же, в свою очередь, заплатят штраф до 250 тысяч рублей.

Перевозка груза без сопроводительных документов может спровоцировать штраф или лишение водительских прав. Именно поэтому очень важно тщательно оформлять все бумаги в каждом из органов, которые отвечают за данную процедуру.

Полный отказ от унифицированных форм документов не всегда возможен. Это относится не только к счетам-фактурам. Например, для документального подтверждения транспортных расходов на перевозку грузов автомобильным транспортом необходимо наличие транспортной накладной, форма которой утверждена Правительством РФ.

До принятия действующего закона о бухгалтерском учете для документального подтверждения автотранспортных расходов служили две формы: транспортная накладная (Приложение № 4 к пост. Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) и накладная унифицированной формы № 1-Т (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (с 01.01.2013 эта унифицированная форма не является обязательной к применению)).

Поскольку унифицированная форма № 1-Т теперь не является обязательной, то возникает вопрос - может ли любая иная форма накладной являться достаточной для документального подтверждения расходов на доставку грузов автомобильным транспортом, и прежде всего для целей налогообложения прибыли?

Какой документ подтвердит транспортные расходы?

Общий подход специалистов финансового ведомства сводится к тому, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, согласно закону о бухгалтерском учете, не являются обязательными к применению. Однако обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

В русле этой позиции финансисты высказались в отношении документального подтверждения автотранспортных расходов для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918).

Вначале отмечается, что расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика (п. 1 ст. 252 НК РФ). Далее процитируем специалистов финансового ведомства.

Письмо Минфина России от 6 ноября 2014 г. № 03-03-06/1/55918
<...>
Однако следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).
На основании пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению № 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.

С логикой финансистов, пожалуй, придется согласиться, а основные правила заполнения транспортной накладной рассмотрим на простом примере.

ПРИМЕР
Московская торговая компания "Электромагазин" решила закупить в городе Липецке партию бытовых холодильников местного производства. Условия поставки - склад покупателя. Липецкий поставщик - компания "Холод" - для доставки товара покупателю нанял местного перевозчика - компанию "Грузовик".
На основании заявки на перевозку была составлена транспортная накладная в трех экземплярах: 1-й - грузоотправителю, 2-й - грузополучателю, 3-й - перевозчику (см. рис. ниже).

Между организацией (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В соответствии с условиями данного договора исполнитель обязуется организовать перевозку грузов заказчика самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете заказчика?

По согласованию с Вами в рамках ответа на данный вопрос мы исходим из условия, что рассматриваемый договор является транспортно-экспедиционным с элементами посреднического.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор оформляет следующие документы:

    один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора (если их составление предусмотрено договором).

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Правила N 554), ст. 2 Федерального закона РФ от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее - Порядок N 23) (п. 7 Правил N 554).

Следует отметить, что согласно п. 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции).

Согласно п. 8, 9 Правил N 554 для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;

  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил N 554). Бланк "Экспедиторская расписка" заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту) (п. 28 Правил N 554);

  • складская расписка (оформляется в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, и подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение - п. 3 Правил N 554).

Форма поручения экспедитора приведена в приложении N 1 к Порядку N 23, форма поручения экспедитору приведена в приложении N 2 к Порядку N 23, экспедиторская расписка приведена в приложении N 3 к Порядку N 23.

Следовательно, оформление экспедиторской расписки и поручения экспедитору по договору транспортной экспедиции, а также складской расписки, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, является обязательным с точки зрения законодательства РФ. Форма данных документов закреплена в приложениях N 1-3 к Порядку N 23 (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 N 11АП-9291/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 N 07АП-7623/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 15АП-6666/16, а также письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858).

При этом в рамках исполнения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг могут быть оформлены и иные документы.

Так, в соответствии с п. 15 Правил N 554 по требованию клиента (заказчика) экспедитор предоставляет ему следующую информацию:

    полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

    сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

    перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

    сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

    сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

    другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актам.

Отметим, что нормами ГК РФ, Закона N 87-ФЗ, Правил N 554, Порядка N 23 не предусмотрена обязанность оформления (составления) иных документов, помимо экспедиторских документов, рассмотренных нами ранее. Однако сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, прямо не поименованных в Правилах (п. 6 Правил N 554).

На практике в рамках договора транспортной экспедиции могут оформляться такие документы, как заказ на перевозку, акты сдачи-приемки оказанных услуг или отчеты экспедитора. Однако составление таких документов необходимо предусмотреть в договоре транспортной экспедиции.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в рамках договора транспортной экспедиции заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор, в свою очередь, оформляет следующие документы:

    экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

    акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

    один экземпляр поручения экспедитору;

    один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

    один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора 1 (если их составление предусмотрено договором).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Отчет экспедитора - Унифицированная форма N

Поделиться: