Рисуем синиц на тонированной бумаге для эскизов. Тонирование бумаги. Обычные и необычные способы Тонирование бумаги для рисования с помощью

Пусть эпиграфом к этому обзору будет следующая фраза: "Природа щедра на детали, но скупа на принципы"

Мне сложно рисовать сразу на белом, идеальном, чересчур чистом листе, боязнь его "испортить" очень сильна.. Поэтому в своих блокнотах я стала перед рисованием тонировать листы бумаги , убирая эту пугающую белизну. И приступать к рисунку стало гораздо проще!
В этой статье я расскажу про те способы и приемы тонирования белой бумаги , которые я использую. Некоторые способы использую чаще, некоторые - только пробую.. Но расскажу про все. Прошу принять во внимание - я пишу только про свой опыт, у вас он может быть другим.

Итак, программа следующая:

  1. Тонирование (состаривание) бумаги растворимым кофе
  2. Тонирование бумаги цветной тушью (акварелью)
  3. Промакивание капель и брызг
  4. Рисование мыльными пузырями
  5. Использование самодельных штампов
  6. Крапинки от гранул кофе

Картинки в статье самые разные, чтобы показать варианты и возможности.
У этого обзоро есть продолжение: тонирование бумаги, часть вторая .

Тонирование бумаги растворимым кофе - это основной для меня способ превращения белого листа блокнота в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая, но я больше люблю кофе!
Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым, с моей точки зрения. Он более холодный, даже с намеком на фиолетовый. И это мне нравится! А чай дает более теплый оттенок листа.

Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть я использую большую овальную синтетическую - мне так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!

Итак, есть блокнот, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта. Для меня - в зависимости от типа бумаги в блокноте и от того результата, который я планирую получить.
Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Я начинаю с середины, а потом - края. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги у меня этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти, почему-то...
Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два . Лист предварительно увлажняем чистй водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Хотя если задумка такая, что нужны следы мазков - тогда сразу кофе!
Для более темного цвета - второй слой, по слегка подсохшей или влажной бумаге, третий, и так далее...

Это - базовые варианты, которыя я в чистом виде не использую, а комбинирую с другими способами окраски листа. О них - далее.

Способы тонирования бумаги цветной тушью (акварелью)

Но только коричневый цвет - это скучно! Поэтому - да здравствует цвет! Я использую цветную чертежную тушь, фирмы "Гамма", поэтому весь дальнейший текст - про нее. Но для любых водорастворимых красок (например, акварели) процессы, полагаю, будут аналогичными.
Итак, цветная тушь бывает пяти цветов (черная, синяя, зеленая, красная и желтая), и для меня наиболее удобна для введения цвета в лист. Так как прозрачна. А с акварелью у меня не складывается.. Также можно использовать фиолетовые чернила, но у них очень хорошая впитываемость и пятна получаются чересчур темными, и водой они не растворяются. Так что - предварительно разбавить водой и уже потом использовать.

Цветная тушь выпускается в двух вариантах: в баночках и в пузырьках с капельницей. Для окраски всего листа мне удобнее пузырьки с капельницей. Опять же - по влажной или сухой бумаге работать - решайте сами. Опускаем кисть в воду (чистую или грязную), или в раствор кофе. Дальше из пузырька капаем на эту кисть 1-2-3 капли цветной туши (можно разных цветов). И вазюкаем по бумаге, закрашивая лист.
Общее замечание: если тонировать лист целиком, то даже тонкая бумага почти не коробится, что неизбежно происходит, если оставлять часть листа неувлажненной, просто сажая пятна.
Еще один вариант окраски: рисовать сразу двумя кистями, на каждой из которых свой цвет краски, держа их вместе.

Капли и брызги краски различными типами кистей

На еще влажный или уже высохший от предыдущих этапов лист можно капать и брызгать - тушью, кофе, чистой водой или любыми красками. Я люблю на влажный - капли расплываются очень красивыми медузами.
Варианты:

  1. Взять пузырек с тушью и из кончика капать капли. Большие и красивые.
  2. Взять дешевую щетинную кисть, купленную в магазине хозтоваров или откопанную в кладовке. Опустить ее в чашку (кофе или воды) или в баночку с цветной тушью (вот где пригодится тушь в баночке!). И слегка постукивать пальцем по ручке кисти, держа ее над бумагой. Результат - мелкие брызги на листе и на всем вокруг. Так что стол неплохо было бы предварительно застелить газетами. И постукивать аккуратно.
  3. Опускаем обычную синтетическую или беличью кисть в кофе, тушь или воду и капаем на бумагу капли, точнее они будут капать сами под действием силы тяжести.

Промакивание капель и брызг

Это продолжение, логическое, предыдущего способа.
То есть все то, что было набрызгано-накапано, можно еще влажным промокнуть скомканой бумажной салфеткой. Часть цвета туши и кофе снимется, и пятна-медузы будут светлее на темном фоне. Люблю этот способ, особенно когда переборщу с насыщенностью туши.
Кстати, можно брызгать чистой водой в несколько слоев, промакивая каждый слой - получается интересная фактура листа, так как пятна капель накладываются друг на друга.

Тонирование бумаги зеленым, черным и красным чаем

Черный чай для тонирования бумаги я не использую по банальной причине - в доме его нет, так как пью зеленый.

Зеленый чай дает слабый желто-зелено-коричневатый оттенок. Оливковый, проще говоря. Пропорции - две чайные ложки с горкой чая и совсем немного воды, только чтобы покрыть чаинки. Они конечно, набухнут, тогда можно добавить еще воды. Через несколько часов отжать заварку. Получаем настой, в который можно макать кисть. Но я попробовала пару раз и больше не буду, что-то меня в этом цвете не устраивает.

Красный чай (каркаде) дает очень понравившиеся мне варианты цветов бумаги. Именно цвета, так как они получаются разными в зависимости от блокнота, который тонирую.
Я использовала для заваривания пакетик чая "Summer bouquet" фирмы Greenfield. В составе кроме каркаде еще малина, шиповник и яблоко, вполне возможно, что это они ответственны за те эффекты, которые у меня получились. Так как в интернете я вычитала, что каркаде при окраске дает розовый цвет бумаги... Ага - как бы не так!! У меня получались какие угодно цвета, но только не розовый!! Зато - шикарные оттенки лиловых, бордовых, сиреневых, фиолетовых и даже синих(!!) цветов доставили мне гораздо больше радости, чем получившийся бы банальный розовый. Как я поняла, получившийся цвет зависит от типа бумаги, так что вам самим придется экспериментировать с теми блокнотами, которые у вас есть. И, конечно, цвет становится темнее при нанесении в несколько слоев.

Хотя - нет, розовый все же получился. На газетной бумаге, случайно.. Но и он исчез после приклеивания этого куска клеем ПВА на страницу блокнота, остался какой-то непонятный серо-зеленый след. Так что с каркаде - непаханное поле экспериментов!
На что еще советую обратить внимание при тонировании каркаде - на красоту процесса!! Очень интересно следить за тем, как нанесенный яркий розовый цвет постепенно приобретает лиловый оттенк, темнеет, становится синим.. Не упускайте эту возможность увидеть красоту Вселенной!

Использование соли для создания фактуры

Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в акварельных рисунках. И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или туши бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и от бумаги ее потом не отдерешь. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие мудузы с темной окантовкой.

Рисование мыльными пузырями

Рисование мыльными пузырями - популярная в интернете забава для маленьких детей и их любящих мам. Но художники - чем не дети?? Поэтому, начнем!
Предварительно прошерстив интернет, я поняла, что для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Для своих первых проб я брала шампунь, пропорции с водой 1:1. Плюс фиолетовые чернила. И побольше, так как иначе пузыри получаются очень светлыми. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист блокнота. Получаем красоту! Это в теории. А на практике получить качественный отпечаток таким способом мне так и не удалось - пузыри лопались от соприкосновения с бумагой и следов от них не оставалось.. Дальнейший поиск информации по теме показал, что нужна специальная очищенная вода.. Но так страдать я уже не стала, и решила поступить проще!

Итак, берем 25 рублей и идем в ближайший газетный киоск. И покупаем там баночку с мыльными пузырями. Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся. Так как получившиеся отпечатки получаются!
Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Теперь про неприятное - чернила лучше не брать, так как отмыть их потом от всего, на что они попали, очень проблематично. От раковины, в первую очередь. И обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг. И если будете после всего этого выходить в люди, посмотритесь в зеркало - брызги краски попадают и на лицо..

Использование штампов по влажной и сухой бумаге

Можно использовать покупные штампы, можно самодельные. Я использовала те штампы, которые вырезала сама из ластиков и линолеума. Намазывала их цветной тушью (можно использовать любую краску: акварель, гуашь или акрил) и прикладывала к бумаге. На сухом листе получается четкий отпечаток, на влажной бумаге краска красиво расплывается, и четкий контур иногда исчезает до степени неразличимости. Эффектов - море!

Тонирование бумаги заливкой дает ровную цветную поверхность. Ее можно использовать для решения всевозможных художественных задач. Например, изображая рыбок, вы уже имеете среду их обитания – воду (лист тонированной голубой бумаги). Очень интересно рисовать белой гуашью зимние пейзажи на темной бумаге. Можно, конечно, просто купить бумагу нужного цвета. Но это довольно дорого (особенно это существенно для детских садов и школ). Да и срочно ехать в магазин иногда нет времени.
Лучшим материалом для тонирования бумаги заливкой является акварель – слой тона получается тонким, прозрачным, краска прекрасно разводиться водой, на залитой акварелью поверхности хорошо рисовать любыми другими материалами. Если же надо получить очень плотный, кроющий слой, то лучше всего подойдут тушь или чернила.
Если бумага очень покоробилась или «закрутилась», то можно прогладить ее с изнаночной стороны утюгом, но лучше этого избегать. Сильно «заутюженная» тонированная бумага плохо подойдет для рисования с детьми фломастерами или акварельными красками. Они будут «проскальзывать» по ней. Хотя гуашь, конечно, ляжет прекрасно и на такую поверхность.
Тонировать бумагу заливкой вы можете сами, заранее, и давать ее детям уже готовой. Если же вы хотите привлечь к тонированию детей, то рекомендуем сделать или . Обе эти технике воспринимаются детьми как игра с красками и занятия проходят очень весело.

Однотонная заливка – тонирование бумаги для рисования с детьми

Однотонная заливка – придание бумаги другого цвета, равномерное ее окрашивание. Вы можете выбрать любой цвет краски. Для однотонного тонирования бумаги удобно пользоваться не кистью, а кусочком ваты или поролона (ватой получается ровнее). Возьмем кусочек ваты (подойдут диски для снятия макияжа – сразу 2-3 штуки), намочим его в воде, окунем в краску и, совершая движения слева направо – справа налево закрасим лист. Если лист получился «полосатым» просто слегка промойте вату и пройдите ей по всей поверхности, выравнивая тон.


Если вам надо сделать очень темный, синий, красный, черный цвет бумаги, то лучше воспользоваться тушью или чернилами. Их наносят широкой кистью, аккуратно покрывая всю поверхность листа. Постарайтесь, чтобы тушь не собиралась в «лужи» – они потом могут потрескаться.


Тонирование бумаги тушью подойдет для рисования с детьми зимнего пейзажа белой гуашью, для освоения элементов хохломской росписи.

Разноцветная заливка – тонирование бумаги для рисования с детьми.

Возможно, вам захочется сделать разноцветную заливку – чтобы цвета перетекали один в другой. Для этого нужно действовать так же, как и при однотонной заливке, но после закрашивания 1/3 листа добавить на кисть (вату) другой краски.


Затем можно добавить еще одну. Учитывайте, что краски будут перемешиваться и, если цвета будут неудачными, может выйти «грязь». Гарантированно хороший результат будет при использовании ближайших цветов спектра (красный-желтый, в переходной зоне будет оранжевый, желтый-зеленый и т.д.). Можно сделать «градиентную» заливку разной интенсивности одного цвета. Тогда вместо краски другого цвета просто добавляете воду.


После окончания закрашивания, вымойте и отожмите тампон и пройдите еще раз по рисунку, чистым и влажным инструментом, выравнивая тон.
Тонирование бумаги гуашью подойдет не столько для рисования, сколько для аппликации с детьми. Например, можно .
Если затонировать бумагу двумя цветами – например, синим и зеленым или синим и желтым, то получится прекрасная основа для рисования с детьми пейзажей. При таком тонировании бумаги лучше дождаться, когда первая нанесенная краска высохнет. Так же композиционно лучше размещать «линию горизонта» не точно посередине листа, а примерно на высоте 1/3 всей картины. Причем 2/3 могут занимать как «небо», так и «земля».

Такие заранее подготовленные листы особенно полезны при работе с малышами. Ведь в этом случае работы получатся «взрослыми» и у детей будет исподволь складываться представление о линии горизонта и перспективе.


Рисование поролоновой кистью – тонирование бумаги для рисования с детьми.

Для этой техники тонирования бумаги нам потребуется некоторое оборудование –акварельные краски в тюбиках и, собственно, сама кисть. Прежде всего, нужно подготовит инструмент – поролоновую кисть. Вот простой способ ее сделать. Возьмите линейку и офисную скрепку-зажим. Зажмите скрепку на линейке. Теперь берем кусок поролоновой губки и, согнув его пополам, обматываем скрепку. Чтобы губка прочно держалась, закрепляем ее степлером. Наш инструмент готов!


На палитру нанесем рядом краски желаемых цветов. Краски должны лежать рядом и занимать пространство, равное ширине кисти. Влажную кисть обмакнем в краски.
Проведем кистью по бумаге – у нас останется разноцветная линия. Повторяем операцию, пока не заполним цветом всю бумагу.


Если у вас нет акварельных красок в тюбиках, можно воспользоваться гуашью, но и рисовать на такой бумаге можно будет только гуашью, желательно темных тонов. Зато гуашевыми красками можно просто рисовать с детьми такой кистью, получая замечательные эффекты!


Вот, например, настоящая радуга – на кисти все цвета солнечного спектра! А нарисована она всего одним движением.
Пробуйте, экспериментируйте – и у вас все получиться!


Набрызг

Суть: что дети любят – так это брызгаться. А делать это краской куда веселее, да еще и со смыслом! Что нужно: бумага, жидкая краска, гуашь, старые зубные щетки. Лист бумаги красим гуашью, можно смешивать разные цвета, сушим, проглаживаем через чистый лист бумаги, потом белой, желтой, красными красками делаем набрызг, снова сушим. проглаживаем и готовые листы несем в школу на изо. Что получается: с помощью щетки “распыляем” краску по поверхности. Можно накладывать несколько слоев – как контурных изображений, так и красок.

Для многих детских работ требуется красивый фон, например, для аппликаций из засушенных растений. Предлагаем несколько идей, как своими руками, без каких-либо особенных материалов и инструментов, достаточно быстро сделать интересный фон. Выбирайте: живописные разводы или брызги, старинная бумага или даже «кожа». Восторг детей гарантирован.

Рисуем фоны для детских аппликаций

1. Акварельный фон с живописными разводами

Самый простой путь – намочить лист белой бумаги, а затем сразу же наносить краску. На влажной бумаге акварель будет красиво растекаться и смешиваться.

У этого способа создания фона много вариантов:

  • можно посыпать еще влажный фон солью – получатся живописные разводы;
  • накрыть пленкой и помять руками – получатся заломы;
  • покапать спиртом из пипетки – увидите нечто похожее на мыльные пузыри.

Не бойтесь экспериментировать с подручными материалами, акварель – очень благодарный материал для детского творчества.

2. Фон из брызг или клякс

Интересный фон получится, если краску разбрызгивать. Набираете краску на широкую плоскую кисть, а потом просто постучите по кисти пальцем. Капли художественно полетят на лист. Вариантов тоже множество: можно разбрызгивать с маленькой или большой кисти, даже зубной щетки (наносят краску и проводят спицей или расческой); можно разбрызгивать в один цвет или несколько; можно разбрызгивать через трафарет. А если нужны кляксы, просто добавьте в краску побольше воды.

3. Имитация старинной бумаги

Из смятой бумаги тоже получится отличный фон. Мнем бумагу, достаточно сильно. Можно ее немного сбрызнуть водой. Затем расправляем и гладим утюгом (через слой бумаги). Теперь красим акварельными красками, можно в один цвет, можно в несколько. Чем меньше воды возьмете, тем ярче будет рисунок. После того, как все высохнет, фон готов к дальнейшему творчеству.

Если окрашивать заготовку чайной заваркой, получите имитацию старой бумаги. Такая бумага хороша для «старинных» свитков и грамот, аппликаций из природных материалов.

4. Фон «под кожу»

Никогда не думала, что своими руками можно сделать правдоподобный фон «под кожу». Но это так. Плотно закрашиваем бумагу гуашью, желательно натурального цвета. Пока сохнет, комкаем копировальную бумагу, потом распрямляем и прикладываем красящей стороной к уже высохшему фону. Накрываем сверху покрывалом и проглаживаем утюгом. И можно смотреть на результат. Если прожилок маловато, можно еще покомкать копирку и повторить процедуру.

5. Самый простой фон

Обычными губками для мытья посуды (новыми, конечно) тоже можно хорошо задекорировать бумагу. Разводите в мисочках краски нужных цветов (гуашь или акварель), макаете в них губки и просто печатаете до тех пор, пока результат Вам не понравится.

6. Большой фон

Бывает, что фон нужен большой (или даже очень большой), а еще есть добровольный босоногий помощник. Тогда наносите краску разных цветов, не особенно заботясь об аккуратности. А потом предлагаете малышу потоптаться на листе. В этом случае краски лучше брать пальчиковые, а под будущий фон подстелите целлофан. Жертвы будут, но и фон выйдет на славу.

И, конечно, прежде чем приступать, любую технику создания фона нужно отрепетировать.

Мастер-класс по рисованию для дошкольников на тему: Зима

«Деревья в снегу». Нетрадиционное рисование с детьми в технике клеевой витраж. Мастер - класс с пошаговым фото.


Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КОУ ВО «ОСК детский дом», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ и творческих людей.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «клеевой витраж».
Задачи:
- учить детей выполнять витраж на бумаге с помощью клея ПВА;
- учить наносить клей по контуру рисунка однородной тонкой линией из флакона с дозированным носиком;
- продолжать учить детей работать с красками;
- формировать способность передавать в рисунке особенности зимнего пейзажа;
- закреплять навык изображения заснеженных деревьев;
- развивать чувство композиции, творческое воображение, координацию движения руки и глаза;
- воспитывать аккуратность в работе, интерес к выполнению творческих заданий.

Краткая познавательная информация.
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.


Завораживающая красота стекол, играющих красками в солнечных лучах, с каждым веком все более пленяла людей и подвигала творцов к совершенствованию мастерства. Прозрачные картины украсили собой храмы, дворцы и обычные жилища. И даже более того, древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений...


Предварительная работа: нужно протонировать бумагу.
Для более колоритного рисования зимнего пейзажа бумагу необходимо тонировать. Можно просто с помощью краски (гуашь, акварель) и кисти (желательно широкой) раскрасить бумагу, выбрав необходимый оттенок.
При выполнении своей работы я использовала нетрадиционный способ тонирования бумаги. Для этого нужно взять альбомный лист или бумагу для черчения, краски, кисточку, воду и полиэтилен. Краской закрашиваем бумагу.
Важно, чтобы краска на бумаге была влажной.


Затем накрываем бумагу полиэтиленом. Можно немного повращать полиэтилен по бумаге для образования мелких складочек и неровностей. После этого оставляем бумагу до полного высыхания краски.


Затем снимаем полиэтилен и смотрим, что у нас получилось.


Вот такую тонированную бумагу можно использовать для творчества.


В своей работе я использую ещё один вариант нетрадиционного способа тонирования бумаги.
Для этого нам также понадобятся: альбомный лист или бумага для черчения, краски, кисточки, вода и полиэтилен.
На столе раскладываем полиэтилен и наносим на него краску. Можно использовать различные оттенки краски для создания более насыщенного фона.


Сверху кладём лист бумаги и плотно прижимаем его. Края полиэтилена подворачиваем со всех сторон и переворачиваем бумагу. Теперь стараемся ладонями разгладить краску.




Когда краска высохнет можно снимать полиэтилен.
Вот такая тонированная бумага нам впоследствии пригодится для детского творчества. Я советую положить бумагу под пресс, чтобы края были ровными.


Оборудование:
- тонированная бумага;
- простой карандаш;
- клей ПВА (флакон с дозированным носиком);
- кисточка;
- вода;
- краски.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и творчеству.
Клеевые картинки «витражи» - это нетрадиционный способ рисования с использованием клея ПВА. Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для полного высыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают нужными по цвету красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть.
Техника безопасности при работе с клеем ПВА.
1. Работать аккуратно, стараясь не капать клеем.
2. Стараться, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3. При попадании клея в глаза хорошо промыть их водой.
4. После работы клей плотно закройте и уберите.
5. Вымыть руки после работы.


Рисуем простым карандашом деревья, снег, солнце. Сюжет рисунка адаптирован для детей дошкольного возраста.




Берём флакон клея ПВА и начинаем аккуратно прорисовывать по контуру изображения. Нужно стараться, чтобы клей ложился равномерной линией.




Необходимо, чтобы клей хорошо высох. После того, как контур клея полностью высохнет, начинаем раскрашивать рисунок.





Поделиться: