Домкрат. Виды и работа. Применение и как выбрать. Особенности. Что такое гидравлический домкрат и как он работает Где используется гидравлический домкрат в быту

Точное позиционирование габаритных деталей по высоте, техническое обслуживание автомобилей с необходимостью подъема его кузова, узлов и агрегатов над опорной поверхностью требуют наличия специально разработанного для этих целей механизма под названием домкрат.

Это устройство знакомо каждому автолюбителю.

Кроме того, большинство его разновидностей можно встретить в сервисных центрах и шиномонтажках.

Основное назначение домкрата – подъем опирающегося на него груза на небольшую высоту.

Работа механизма наиболее показательна в гидравлических моделях, где в основе лежит принцип сообщающихся сосудов и реализуется закон Паскаля.

Все виды домкратов объединяет одно свойство – использование при работе рычага в том или ином виде.

Для гидравлических моделей это, соответственно, гидравлический рычаг.

По своей сути домкрат – технически несложный механизм.

От других грузоподъемных устройств он отличается мобильностью и тем, что располагается непосредственно под грузом, а при работе не требует вспомогательных устройств, например, цепей или канатов.

Используется преимущественно:

  • В строительстве, например, при подъеме частей сооружения, больших блоков.
  • При ремонте автомобилей. Незаменим при выполнении шиномонтажа, где его используют для приподнимания кузова автомобиля, что позволяет освободить колесо от веса транспортного средства.

  • Как подъемник для перемещения, монтажа габаритных деталей и оборудования на опоры.

Каждый из видов домкратов имеет уникальную конструкцию, и создан под выполнение конкретных задач.

Устройство и характеристики

Классический гидравлический домкрат состоит из следующих элементов:


  • Опорное основание – подошва корпуса.

Кроме того, в конструкции предусматривается наличие нескольких клапанов:

  • Клапан накачки – отвечает за перемещение жидкости из резервной емкости в рабочий цилиндр, блокируя ее обратное движение.
  • Предохранительный клапан – предотвращает перегрузку домкрата. Работает, как перепускной клапан в гидросистеме.

Материал

Тут все зависит от конструкции и грузоподъемности домкрата.

Подкатные модели для легковых автомобилей зачастую алюминиевые, в то время как для грузовых гидравлических вариантов используется закаленная сталь и чугун.

Материал и его толщина напрямую влияют на грузоподъемность механизма в целом.

Размеры, вес и грузоподъемность домкратов

Грузоподъемность домкрата – его основная характеристика, которая определяется конструкцией.

Как правило, чем больше размеры этого механизма, тем большая его грузоподъемность.

Так бутылочная гидравлическая модель с грузоподъемностью 2 тонны при своей небольшой высоте (в среднем 150 — 180 мм) весит 2 – 3 кг.

В это же время рассчитанный на эту же грузоподъемность реечный длинный вариант может иметь высоту до 1 метра и более, а его вес составляет около 10 — 15 кг.

Все упирается в конструкцию и назначение изделия.

Наиболее грузоподъемные среди домкратов – гидравлические, где отдельные модели способны поднимать и удерживать вес до 100 тонн.

Винтовые же обладают наименьшей грузоподъемностью – до 1 тонны.

Еще одна характеристика, которая обязательно учитывается при выборе – высота подъема домкрата.

Представляет она собой максимальное расстояние между верхней точкой подхвата и опорой изделия.

Является суммой следующих характеристик:

  • Высота подхвата – наименьшее расстояние между верхней точкой подхвата и опорой основания. Проводя параллель с автомобилем – его клиренс.
  • Рабочий ход штока – наибольшее расстояние между верхним и нижним положением домкрата (по вертикали).

Ход штока напрямую определяет высоту, на которую возможно осуществить подъем груза относительно первоначальной точки расположения.

Виды домкратов и их цена

По принципу работы различают следующие основные виды домкратов:

Механический

Технически простое подъемное устройство, которым в большинстве случаев комплектуются легковые автомобили. В основе работы лежит приложение механического усилия по перемещению рабочего механизма, например, винтовой шпильки.

Гидравлический

Работает посредством перекачивания в рабочую полость жидкости, например, гидравлического масла или тормозной жидкости. Одноклапанные модели оборудуются исключительно клапаном, препятствующем обратному оттоку жидкости, а двухклапанные варианты дополнительно оснащаются перепускным страховочным клапаном, который предотвращает повреждение самого домкрата в случае превышения допустимой нагрузки.

Пневматический

Подъемный механизм приводится в действие накачиванием в его полость воздуха.

Некоторые модели способны работать от выхлопных газов автомобиля (подключаются к выхлопной трубе), промышленный же воздушный вариант требует наличия производительного компрессорного оборудования.

Электрический

Это больше не вид домкрата, а способ приведения в действие рабочего механизма. Иными словами, даже механические модели, где механическое усилие прикладывает вал электродвигателя, можно считать электрическими. Некоторые модели могут работать от автомобильного прикуривателя.

Электрогидравлический

Гидравлика приводится в действие электроприводом. Яркий пример предыдущего пункта. Некоторые модели оснащаются в дополнение и ручным приводом.

Пневмогидравлический

Гидравлика приводится в действие воздушным компрессором.

По конструкции выделяются следующие типы домкратов:

Ромбический

Инструмент пантографного типа – чистая механика.

Подъемная часть напоминает формой ромб, где каждая сторона подвижно соединяется с соседней.

Боковые противоположные углы смыкаются вращением шпильки, из-за чего верхний и нижний углы расходятся.

Другие названия — трапециевидный домкрат, трапеция.

Цена – от 600 руб.

Таблетка

Гидравлическая часть в виде низкопрофильного цилиндра, подключается к отдельному гидроприводу.

Стоимость начинается с отметки 3,5 тыс. рублей, и зависит от грузоподъемности.

Реечный

В основе лежит зубчатая рейка, по которой движется подъемный механизм. Еще один представитель механики. Цена – от 3 тыс. рублей.

Клиновой

Приводом может выступать механика или гидравлика.

Другое название – разжимной клин.

Стоимость – в районе 10 тыс. рублей и выше.

Бутылочный

Получил название из-за конструкции с резко выделяющимся основным рабочим цилиндром. В основе работы преимущественно гидравлический принцип.

Такой домкрат часто называют телескопическим, так как шток в исходном положении спрятан в цилиндр, буквально, как колена у телескопической удочки.

Бывает одноштоковый и двухштоковый.

Последний вариант носит еще одно название – двухплунжерный, и примечателен он тем, что ход его штока вдвое превышает этот показатель у аналогичной одноштоковой модели.

Иногда встречаются трехштоковые версии.

Цена – от 500 рублей.

Рычажной

В основе конструкции рейка, которая выдвигается посредством качающегося приводного рычага.

Стоимость – 3 тыс. рублей и выше.

Винтовой

Вращение винта преобразуется в поступательное движение подъемной площадки.

Тянущий

Используют в работе тянущее усилие. Для подъема грузов подвешиваются к прочной опоре.

Используются также для стягивания металлоконструкций, частей корпуса судов. Некоторые модели имеют крюк или другой механизм для фиксации груза, установленный прямо на шток. Цепной вариант предполагает крепление крюка (крюков) к штоку за проушину посредством прочных цепей. Стоимость не редко доходит до 100 тыс. рублей и более.

Подкатный

Классическое исполнение – установленный на станину с колесиками поднимающийся рычаг, оборудованный упорной пятой. Приводится в движение горизонтальным гидравлическим цилиндром.

Такая конструкция получила название “лягушка”.

Еще один вариант – ножничный, где механизм складывается в корпус — станину, подобно ножницам.

В продаже встречаются модели с переключателем режимов подъема и опускания.

Подобный передвижной домкрат используют для работы с автомобилями, бывает коротко-, средне- и длиннобазный, а подбирается в зависимости от глубины расположения пятаков транспортного средства, в которые и упирается подхват при подъеме.

Стоимость – от 1 тыс. рублей.

Домкрат «Сельсона»

Представитель пневматики.

Это своеобразная подушка с резинокордной оболочкой, которая при подаче воздуха увеличивается по высоте.

Подобный надувной домкрат стоит достаточно дорого — в районе 30 – 35 тыс. рублей.

По назначению , наиболее популярны следующие домкраты:

Автомобильный . Применяется при ремонте машин, в шиномонтаже.

Кабельный . Грузоподъемный механизм особой конструкции, предназначенный для подъема кабельных барабанов.

. Для подъема товарных и пассажирских вагонов, а также локомотивов.

Путевой. Для подъема отдельных элементов, а также собранной конструкции рельсо-шпальной решетки.

Винтовой вариант, используемый при строительстве деревянных домов и построек из сруба.

Для мебели. Технически простое изделие в виде рычага, при помощи которого элементы мебели слегка отрываются от пола, а в образованный просвет вставляются так называемые транспортные платформы, входящие в комплект.

Подобные наборы созданы для самостоятельной транспортировки мебели.

Специализированные домкраты

Следующие инструменты используют в основном при ремонте автомобилей:

Опрокидыватель авто

Предназначен для подъема автомобиля с боку, с упором на противоположные установке механизма колеса.

Ремонтная подставка

Также известная, как автомобильная стойка – устройство выполняющее страховочную функцию для дополнительного удержания, поднятого другими устройствами, авто. Подставка опорная под автомобиль предотвращает его падение, жестко фиксируясь на заданной высоте. Для подъема грузов не предназначе

Трансмиссионная стойка домкрат

Используется для установки и демонтажа КПП автомобиля.

Такой трансмиссионный вариант – оборудование специфическое и узконаправленное.

Ямный

Вспомогательный механизм для вывешивания осей авто на яме или ножничном подъемнике. Другое название — канавный домкрат.

По конструктивным особенностям различают:

  • Двухступенчатый с двумя подхватами, расположенными на разной высоте. Такой двухуровневый механизм бутылочного типа комбинирует в себе классический и низкоподхватный домкрат, описанный ниже.

  • С низкой лапой — имеет минимальную высоту подхвата, вплоть до 20 и менее миллиметров. Характерная особенность – выступающая в сторону подхватная лапа, которая подцепляет груз под его нижний край. Отсюда еще одно название — зацепной домкрат.
  • Низкопрофильный – для поднятия авто с небольшим клиренсом.

Исключительно условно домкраты можно разделить на:

  • Бытовые – относительно дешевые модели, предназначенные для подъема грузов с небольшим весом, в частности – легковых автомобилей. Это так называемые гаражные домкраты – недорогие механизмы, позволяющие производить самостоятельный ремонт транспортных средств в домашних условиях, включая замену колес. В общем речь идет о бюджетных изделиях.
  • Профессиональные – гидравлические усиленные конструкции, предназначенные для быстрого подъема легких и тяжелых грузов. Используются в современных сервисных центрах, ремонтных мастерских и даже на промышленных предприятиях. Сюда входят и узкоспециализированные модели.

Аксессуары

К домкрату в свободной продаже можно найти различные аксессуары, например, резиновую накладку на подхват, опору и адаптер.

Последний представляет собой две опорные площадки, закрепленные на планке, которая, в свою очередь, устанавливается на штоке.

Это своеобразный домкратный “разветвитель”.

Преимущества и недостатки разных домкратов

У каждого типа домкратов есть плюсы и минусы, которые и определяют целесообразность их использования в конкретных ситуациях:

  • Реечные – подходят для работы с низко расположенными грузами, но неустойчивы, имеют небольшую площадь опоры, а также неудобные габариты. Для подъема автомобиля, последний должен иметь специальные выемки в днище.
  • Ромбические винтовые – компактные в сложенном состоянии, надежные, устойчивые. Но для них характерна небольшая высота подъема.

  • Гидравлические – устойчивые, компактные и удобные, обеспечивают быстрый и легкий подъем груза. Кроме того, обладают большим показателем КПД, имеют высокий показатель грузоподъемности. Но требуют регулярного техобслуживания, имеют непродолжительный срок службы, и не способны поднимать груз на большую высоту.
  • Пневматические – простые в эксплуатации, устойчивые на любом грунте. Одновременно подушки легко повреждаются о режущие или острые предметы. При использовании сжатого воздуха требуют отдельного компрессора.

Выбор домкрата следует производить исходя из того, какие именно задачи планируете решать с помощью этого инструмента.

Домкрат – это механическое приспособление, предназначенное для подъема опирающихся на него грузов. Он часто используется для подъема автомобилей и других видов транспорта при замене колес и тормозных колодок. Также устройство входит в более сложные механизмы, где требуется создать сдавливающую силу. Подобные домкратам конструкции присутствуют в дровоколах, шинорезах и трубогибах.

Как выбрать домкрат

При выборе домкрата нет особой разницы в том, как обеспечивается подъемная сила механизма. Конструктивные особенности влияют только на комфорт применения устройства, а также его габариты, вес и безотказность.

При выборе оборудования в первую очередь имеет значение:
  • Минимальная высота подхвата.
  • Максимальная высота подъема.
  • Грузоподъемность.

Такая характеристика как минимальная высота подхвата обозначает, какая начальная рабочая высота домкрата. К примеру, если высота подхвата 40 см, то использовать устройство для подъема автомобиля, у которого расстояние от дорожной поверхности до днища составляет 30 см невозможно. Чем ниже минимальная высота подхвата, тем более универсальным будет домкрат, и подойдет для большего количества автомобилей. При этом нужно учитывать, что высота подхвата прямо пропорциональна показателю подъема. Низкие домкраты подымают на небольшую высоту, чего часто недостаточно, особенно если нужно работать с внедорожником. В этом случае механизм подъема уже практически доходит до последней точки и только начинает упираться в дно машины, в результате чего фактический отрыв колес от дороги осуществляется на считанные сантиметры.

Максимальная высота подъема тоже важный показатель, на который нужно обращать внимание при выборе домкрата. Этот показатель у большинства устройств находится в диапазоне от 30 до 50 см. Этого более чем достаточно для смены колеса в машине или создания условий для доступа к днищу в полевых условиях. Существуют подъемные механизмы способные поднимать груз на 1 м, но они габаритные и в бытовой жизни их практически не используют. Чем выше подъем, тем удобнее работать с автомобилем. При этом нужно учитывать, что увеличение высоты негативно влияет на безопасность. Если работать с авто с большим углом наклона, то оно становится неустойчивым, поэтому даже если технические возможности подъемника позволяют осуществлять высокий подъем, они редко используются на полную.

Грузоподъемность домкрата является также немаловажной характеристикой. Обычные бытовые устройства, которые входят в комплектацию легковых автомобилей и перевозятся в багажнике с прочими инструментами для полевого ремонта, способны подымать 2 тонны. Этого более чем достаточно, поскольку фактически на домкрат ложится лишь часть веса автомобиля, так как масса распределяется между ним и колесами, которые касаются дорожного покрытия, при наклоне машины. Таким образом, даже если авто весит 2,5 тонны, то домкрата на 2 тонны будет достаточно. При этом категорически запрещено применять слабые подъемные механизмы для тяжелых грузов, масса которых явно превышает их возможности.

Типы компактных домкратов

Существует несколько типов домкратов, которые имеют различный принцип работы или комбинируют в себе несколько способов осуществления подъема. Отличие по данному критерию не столь важно с практической точки зрения, но влияет на комфорт использования устройства.

По типу домкраты разделяют на следующие виды:
  • Гидравлические бутылочные.
  • Гидравлические зацепные.
  • Пневматические.
  • Реечные.
  • Винтовые.
Гидравлические бутылочные

Бутылочные домкраты гидравлического типа самые распространенные. Они имеют высокую тоннажность подъема, обладают хорошей скоростью поднятия, плавным ходом и быстрым спуском. Подобные устройства при скромных габаритах, справляются с большими нагрузками. Принцип работы гидравлического механизма заключается в создании давления гидравлической жидкостью, которая выдвигает рабочий шток инструмента. Последний упираясь в груз продолжает движение, тем самым приподнимая его на требуемую высоту.

Свое название такие домкраты получили благодаря тому, что имеют форму обычной бутылки. Такие устройства являются универсальными, поскольку могут подставляться под днище практически любого автомобиля. При выборе точки упора для домкрата главным условием является поиск жесткой поверхности, которая не деформируется от того что будет удерживать вес всего автомобиля. Производители специально предусматривают под автомобилями усиленные места для установки домкратов.

Чтобы создать гидравлическое давление достаточное для выдвигания штока и подъема тяжестей, необходимо осуществлять прокачивание масла в домкрате с помощью небольшой рукояти. Она качается практически без усилия, поэтому данная конструкция пользуется популярностью среди автомобилистов. Чтобы убрать давление масла и спустить авто обратно на колеса, необходимо выкрутить специальную заглушку на корпусе домкрата с помощью , или . В результате тяжесть будет опущена за считанные секунды.

Гидравлические зацепные

Гидравлические домкраты зацепного типа имеют практически идентичную конструкцию с бутылочными устройствами. При этом они осуществляют подъем путем предварительного зацепа выступающей L-образной ступенькой, которая находится сбоку корпуса устройства. Такой домкрат подставляется под низкий кликерс техники, которую нужно поднять цепляясь за ее порог. При этом основная часть механизма находится сбоку автомобиля, благодаря чему при установке не нужно предварительно пытаться затолкать прибор под машину. Диапазон грузоподъемности зацепных от 2,5 до 50 тонн. Подобные устройства часто можно встретить в ремонтных центрах, поскольку они довольно габаритные и возить их с собой в багажнике авто неудобно, но бывают и исключения.

Пневматические

Пневматические домкраты работают по схожему принципу с гидравлическими, за тем исключением, что они закачиваются воздухом, а не маслом. Благодаря этому их обслуживание сопровождается меньшими затратами. Чтобы создать давление сжатого воздуха устройство имеет насос высокого давления с рукояткой. В отдельных устройствах, его заменяют обычным . Главная особенность данных домкратов в их большой скорости работы. Именно пневматические домкраты применяются на пит-стопе при замене перегоревших шин на гонках Формула-1.

Пневматический домкрат довольно массивный, но при этом не слишком тяжелый. Для того чтобы обеспечить подъем автомобиля в их конструкции имеется складывающийся мешок, который внешне напоминает меха гармошки. При накачивании воздуха он раздувается и осуществляет подъем.

Существуют домкраты, которые подсоединяются к небольшому автомобильному компрессору, предназначенному для накачивания колес. Отдельные устройства работают от выхлопных газов, которые создает двигатель в процессе работы. Они просто подключаются к выхлопной трубе машины. Домкраты, работающие от выхлопных газов, подходят только для тех автомобилей, двигатель которых не глохнет при выдавливании продуктов сгорания под давлением.

Главный недостаток пневматических домкратов является их самовольное опускание. Они не предназначены для продолжительного удержания груза. На гонках Формула-1, где колеса меняются за считанные секунды это не проблема, но если нужно приподнять автомобиль на несколько часов, то пневматический тип совершенно непригоден. В этом случае после поднятия авто под него нужно подложить упоры. Сразу после этого домкрат можно убрать, чтобы он не мешал работать. При необходимости в дальнейшем снять автомобиль с упоров, подъемник подставляется, днище приподнимается немного выше и упоры убираются. В их качестве обычно используют кирпичи уложенные друг на друга или деревянное полено.

Реечный тип

Реечные домкраты относятся к механическому типу. В них имеется односторонняя зубчатая рейка, которая поддерживает корпус храпового механизма. С помощью откидного подхвата можно переставлять упор по периметру рейки, постепенно передвигая его вверх. Такие устройства зачастую весят больше 10 кг, поэтому не пользуются популярностью. Их можно увидеть в комплектации старых автомобилей, таких как Волга советского образца. Подобное оборудование имеет большую высоту хода. Такие устройства осуществляют быстрый подъем, и практически безотказные. Они нуждаются в минимальном уходе, который заключается лишь в периодической смазке рейки и движущихся элементов храпового механизма.

Винтовой тип

Винтовые домкраты являются одними из самых дешевых в плане производства. Они пользуются популярностью у отдельных производителей авто, которые предлагают их вместе с машинами в базовой комплектации. Принцип их работы заключается в наличии винта с резьбой, которые при выкручивании приподнимает автомобиль. Такими домкратами оснащаются автомобили ВАЗ. Данные устройства отличаются низкой степенью безопасности. Внешне они напоминают вытянутую в длину стойку, на которой имеется выступающая в сторону платформа, предназначенная для зацепа автомобиля. Стоит отметить, что она является слабой частью конструкции, и при работе в холодную погоду может лопнуть. Сталь на морозе становится хрупкой, поэтому шов между основным корпусом и платформой не выдерживает. Даже в том случае если винтовой домкрат сделан качественно, все же он имеет небольшую площадь упора, что приводит к недостаточной устойчивости поднимаемого автомобиля.

Гидравлический домкрат - это стационарное, переносное, передвижное механическое устройство для поднятия какого – либо объекта, располагается под ним, что позволяет обходиться без вспомогательных сооружений, талей. Механизм работает на минеральном масле, которое перемещая дифференциальный поршень насоса, поднимает груз. Является средством механизации работ в различных отраслях народного хозяйства.

Гидравлический домкрат отличается возможностью подъема большой массы груза (от двух до двухсот тонн), небольшим усилием работающего с ним, высоким коэффициентом полезного действия, плавностью подъема, крепостью конструкции. Недостатком мощных механизмов является большая масса, начальным расстоянием от уровня стоянки поднимаемого груза, медленное однократное перемещение поршня, высокая стоимость.

Виды домкратов

Выпускаются в различных модификациях: бутылочные, подкатные, ромбовые, двухуровневые, низкоподхватные зацепные. Различаются по конструкциям, по виду привода. Домкрат бутылочный используется в различных областях хозяйства, отличается простотой устройства, удобной эксплуатацией. Используется для подъема-опускания специальной техники, легкового, грузового автотранспорта. При строительстве возможно при его помощи поднять здание. Основное условие – вес поднимаемого груза должен соответствовать указанной в инструкции грузоподъемности механизма.

Домкрат подкатный работает по принципу бутылочного. Опорная площадь размещена на рычаге, который поднимается рабочим поршнем. Высота подхвата позволяет приподнимать автомобиль любой марки весом до трех тонн. Имеет разновидности: ножничный, с двухпоршневым вытеснителем цилиндрической формы, удлиненный.

Устройство домкрата

Основными деталями механизма, способного поднять-опустить груз, являются: рычаг – перекладина, вращающаяся вокруг оси, плунжер – полый цилиндрический стержень. Клапаны – запорно-регулирующая арматура для пропускания, перекрытия, регулирования потока гидравлического масла.

Хранилище масла, возвратно-поступательный механизм движения внутри цилиндра.

При работе насоса гидравлическая жидкость заполняет основание цилиндра, поднимает деталь цилиндрической формы вверх. В результате груз поднимается. Устройство, предназначенное для поддержания давления на необходимом уровне, состоит из всасывающего, нагнетательного клапанов. Всасывающий не дает возвращаться маслу из цилиндра в резервуар, нагнетательный - покинуть его. Откручивая винт, снижается давление, груз встает на заданное место.

Гидравлическое масло обладает свойством несжатия, что влияет на равномерность поднятия, снижения, закрепления объекта на нужной высоте.

Одновременно, подъемные механизмы имеют малую скорость работы, сложности при хранении, перемещении. Вертикальные, для предотвращения вытекания масла, перевозятся стоя. Требуют регулярного наблюдения за уровнем масла, состоянием сальников, клапанов (отсутствие протечки гидравлического масла).

Гидравлический домкрат в быту используют при всевозможных работах, когда необходимо приподнимать груз. Наиболее частое применение при профилактике, ремонте автомобильной техники. Пункты технического обслуживания в большинстве случаев снабжены подкатными домкратами. Часто используются при строительно-монтажных работах, прокладке газовых, нефтяных трубопроводов, незаменимый помощник при проведении спасательных работ. Универсальный механизм, может использоваться в любых жизненных ситуациях, когда необходимо поднятие груза.

Баллонный ключ и домкрат – вот обычная комплектация от производителя на новый автомобиль. Уже одно это говорит о значимости упомянутых изделий для обеспечения движения машины. Однако большое разнообразие подобных изделий может сбить с толку и подготовленного автолюбителя. Тем не менее, знать, что собой представляют домкраты автомобильные, на что они способны и как ими пользоваться, необходимо любому водителю.

Как выбрать домкрат автомобильный

Чтобы принять правильное решение и выбрать правильный инструмент, нужно иметь представление о его характеристиках и вариантах использования. Основное назначение такого изделия – подъем автомобиля при замене колеса. Однако это не единственное применение, его можно использовать и при извлечении застрявшей машины. Подобная ситуация достаточно часто встречается, особенно для тех, кто передвигается по малоезженым дорогам.

Если автомобиль застрял, то часто палочкой-выручалочкой выступает домкрат. Для освобождения из грязи с его помощью, надо поднять автомобиль над дорогой и подложить под колеса бревна и доски, по которым машина легко преодолеет опасное место. Уже на основании этих двух примеров (замена колеса и вытаскивание застрявшего автомобиля) можно сделать выводы, что автомобильные домкраты должны обеспечивать следующие параметры:

  • грузоподъемность. Под этим понимается, какой вес может быть поднят и удерживаться длительное время;
  • высота подъема, т.е. насколько высоко может быть поднят автомобиль;
  • высота подхвата – расстояние, минимально возможное от поверхности земли до плоскости, на которую приходится нагрузка при подъеме в нижнем положении;
  • собственный вес.

Какие они бывают

Конструкции подобных изделий, как уже упоминалось, достаточно разнообразны и многочисленны, из-за чего порой достаточно затруднительно выбрать наиболее подходящее из них. Чтобы несколько облегчить эту задачу, рассмотрим некоторые наиболее распространённые.

Домкраты автомобильные винтовые

Подобные винтовые устройства – одни из самых популярных, в качестве примера такое изделие приведено на фото.


Их грузоподъемность составляет от пятисот до тысячи килограммов груза. С давних пор именно винтовые домкраты входили в комплект поставки Жигулей, а потом и Нивы. Для Нивы высота подъема составляет более полуметра, что зачастую оказывается решающим при освобождении застрявшего автомобиля и является достоинством изделий этого типа.

Другими преимуществами, которыми обладают автомобильные винтовые домкраты, будут:

  1. незначительное усилие, требующееся для подъема автомобиля;
  2. малый вес и возможность компактно его разместить на штатном месте (для Нивы);
  3. доступная цена.

Из недостатков можно отметить маленькую площадь опоры, из-за чего винтовые домкраты могут уходить в мягкий грунт при подъеме автомобиля. Кроме того, необходимо учесть, что они также обладают недостаточной устойчивостью из-за незначительной площади опоры.

Реечный домкрат автомобильный

Реечный домкрат приведен на фото


Он обладает большой грузоподъемностью, современный реечный домкрат может поднять груз до двух с половиной тонн. Конструктивно он представляет зубчатую рейку, по которой двигается храповый механизм с закрепленным на нем подхватом. Реечный автомобильный домкрат может поднять машину на высоту до одного метра. Это преимущество над другими аналогичными изделиями, делает его незаменимым для условий бездорожья.

Поэтому реечный, несмотря на свои значительные размеры и вес, пользуется достаточной популярностью, особенно среди любителей плохих дорог. Дополнительным преимуществом, которое предоставляет реечный вариант устройства, можно считать возможность его использования в качестве ручной лебедки.

Домкраты автомобильные ромбические

Именно подобные ромбические домкраты, изображение одного из которых приведено ниже, входят в комплект поставки современных автомобилей.


Они отличаются малыми размерами, компактны и не занимают лишнего места в багажнике, отличаясь вполне приличной грузоподъемностью (до двух тонн). С одной стороны, малый ход и подхват являются недостатком, но с другой стороны, подобные автомобильные ромбические домкраты позволяют выполнять работы по замене колеса на легковых автомобилях с малым клиренсом.

Домкрат электрический автомобильный

Достаточно предсказуемый этап в развитии подобной техники. Электрический домкрат, показанный на фото ниже, по сути дела является комбинацией обычного механического изделия и электрического двигателя с редуктором. Такой электрический домкрат обладает грузоподъемностью до двух тонн и запитывается от сети автомобиля. Управление им осуществляется с дополнительного пульта, подключение к сети происходит через прикуриватель.


Достоинством, которым несомненным обладает электрический домкрат, является простота его использования. Работать он может как от АКБ при выключенном двигателе, так и от генератора. Электрический домкрат способен функционировать в самых жестких условиях, в которых может оказаться водитель.

Надувной домкрат автомобильный

Подобное устройство, способное поднять груз до четырех тонн, приведено на фото ниже.

Надувной домкрат представляет собой баллон с прочными эластичными стенками. Для приведения в действие надувной домкрат необходимо накачать. Это можно сделать, используя воздух или выхлопные газы авто. Накачивание воздухом производится насосом или компрессором, запитываемым от б/с автомобиля. К числу достоинств, которыми отличается надувной домкрат, следует отнести значительную площадь опоры и малую величину подхвата.


Недостатки, которыми обладает надувной домкрат, вытекают из его конструкции. Постоянное давление в объеме удерживать достаточно трудно, следствием чего будет уменьшение высоты подъема. Надувной домкрат кроме того требует бережного отношения, ведь велика вероятность повредить обшивку. И стоит иметь в виду, что надувной имеет ограниченный срок службы, связанный с износом эластичного материала. Ничего подобного не происходит с металлическими изделиями.

Пневматический автомобильный домкрат

Пневматический домкрат по внешнему виду напоминает коврик.
Он также приводится в рабочее состояние с помощью воздуха, поступающего от компрессора или насоса. Однако пневматический домкрат чаще всего используется на СТО или спасателями при ремонтно-восстановительных работах. Пневматический домкрат имеет значительную площадь опоры и малую величину подхвата, чем и объясняется его востребованность в таких случаях. В то же время применять пневматический для каких-либо других задач достаточно трудно.

Автомобильные домкраты подкатные

Изделия, такие как подкатные домкраты являются гидравлическими. В автомобильном гидравлическом домкрате, в качестве рабочего вещества используется гидравлическое масло. При его перекачивании из одного сосуда в другой, возникает давление на поршень, благодаря чему и происходит подъем груза. Подкатные домкраты используются обычно на СТО и шиномонтаже для быстрого подъема автомобилей. Они отличаются значительной грузоподъемностью и удобством применения, так как их можно быстро установить под авто или переместить в другое место благодаря имеющимся колесикам.


Подкатные домкраты имеют ещё одну разновидность, так называемые трансмиссионные. Как понятно из названия, они предназначены для обслуживания элементов трансмиссии, в частности для снятия КПП с авто.
Все подкатные домкраты носят такое название потому, что их можно подкатить под автомобиль. Для подъема груза необходимо несколько раз прокачать ручку.

Какой выбрать?

Определяя, каким изделием пользоваться, надо ориентироваться на круг задач, для решения которых оно предназначено, и характеристики автомобиля. Необходимо убедиться, что вес груза не будет превышать грузоподъемности устройства, конструктивное исполнение домкрата подходит к имеющимся площадкам на днище автомобиля, или специально предусмотренным местам установки. Вот тогда можно быть спокойным, что ваш автомобиль не упадет при вынужденной замене колеса.

Немаловажное значение будут иметь размеры и габариты устройства, т.к. от них зависит, сколько места займет устройство в багажнике.

Хочется этого или нет, но приходится пользоваться таким изделием, как домкрат, и от правильного его выбора порой зависит возможность проведения успешного ремонта в дороге.

Кранов и т. д.) является то обстоятельство, что домкрат располагается снизу, а не сверху поднимаемого груза, что позволяет обойтись без различных вспомогательных сооружений, цепей и канатов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Как заставить работать домкрат " вверх ногами " или ремонт гидравлического пресса.

Субтитры

Виды домкратов

Винтовые домкраты

Винтовые домкраты используют для ремонтных работ, когда необходимо установить груз как сверху на вращающейся пяте, так и снизу на лапе. Обычно это штатные домкраты для различных видов автомобилей. Грузоподъемность - до 15 т.
Такое устройство состоит из цилиндрического основания и помещённого внутри него одного или двух подъёмных винтов, выдвигающихся или задвигающихся в зависимости от направления вращения специальной зубчатой гайки с трапецеидальной резьбой.
Винтовой домкрат в большинстве случаев надёжен в эксплуатации. Это обусловлено тем, что груз фиксирует трапецеидальная резьба и при его подъёме гайка вращается вхолостую. Кроме того, к достоинствам этих инструментов относится прочность и устойчивость, а также то, что они могут работать без дополнительных подставок.
Комбинированные рычажно-винтовые домкраты, имеют такие достоинства, как низкая цена, большая высота подъёма, малые габариты и незначительный вес, уравновешивают некоторые недостатки инструмента (плохая устойчивость и неудобная приводная рукоятка).

Реечные домкраты

Реечные домкраты широко используют при выполнении ремонтных, монтажно-демонтажных, строительных и других работ. Они бывают рычажные и зубчатые. Приспособления первого типа снабжены качающимся приводным рычагом, который и выдвигает рейку. В зубчатых домкратах вместо приводного рычага установлена шестеренка, она вращается с помощью приводной рукоятки. Для удержания груза в нужном положении на оси одной из шестерёнок предусмотрен храповик с "собачкой". И в том и в другом типе домкрата основной деталью служит грузонесущая рейка с опорной чашкой, груз на которой удерживается с помощью стопорных устройств. Нижний конец рейки отогнут под углом 90°, что позволяет поднимать грузы с низко размещённой опорной поверхностью. Важная особенность реечного домкрата - низкое расположение подъёмной площадки. В некоторых моделях расстояние от неё до пола составляет 90 мм
Реечные домкраты имеют одно-, двух- или трёхступенчатую передачу - для подъёма грузов весом до 6 т, от 6 до 15 т и свыше 15 т соответственно. Названные устройства функционируют как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Эти приспособления просты и удобны в обслуживании, ремонтопригодность их высокая, грузоподъёмность составляет от 2 до 20 т.

Гидравлические домкраты

Гидравлические домкраты, как следует из названия, работают на жидкости. Принцип их действия основан на перемещении поршня (плунжер) домкрата с помощью создающей давление рабочей жидкости (гидравлическое масло) приводного насоса, за счёт чего и происходит подъём груза. Опускается груз при перекачивании жидкости из стакана в резервуар насоса.
Гидравлические домкраты отличают: большая грузоподъёмность в сочетании с небольшим рабочим усилием за счёт высокого передаточного отношения между площадями поперечного сечения цилиндра и плунжера насоса; высокий КПД , плавность хода, жёсткость и компактность конструкции. Однако начальная высота подъёма у них гораздо выше, чем у механических домкратов. Ещё одна трудность - невозможно точно отрегулировать высоту опускания. Кроме того, у названных инструментов могут произойти значительно более серьёзные поломки, чем у механических подъёмных устройств. Грузоподъёмность гидравлических домкратов колеблется в пределах от 1 до 1000 т. Вариаций упомянутых устройств множество - это и классические бутылочные (одноштоковые и телескопические), и подкатные, и специальные домкраты - ромбовые, двухуровневые и зацепные. Гидравлический одноштоковый домкрат бутылочного типа отличает простота конструкции и удобство эксплуатации, что расширяет область его применения и позволяет эффективно выполнять работы любой сложности. Его активно используют для монтажа и демонтажа в любой отрасли (машиностроение, строительство и т. д.), он пригоден для ремонта автомобилей, колёсных пар железнодорожных вагонов, а также в качестве силового узла прессов, трубогибов, труборезов и другого подобного инструмента. Следует помнить, что для предотвращения вытекания рабочей жидкости из резервуара транспортировать и хранить бутылочный домкрат надо в вертикальном положении, так как в другом положении возможны утечки масла при транспортировке. Конструкция домкрата гидравлического двухштокового (телескопический) схожа с конструкцией одноштокового устройства, её отличает только наличие телескопического штока. Такая особенность позволяет поднимать груз на большую высоту, в сравнении с классическим домкратом бутылочного типа.

Пневматические домкраты

Пневматические домкраты предназначены для поднятия (перемещения) груза при проведении монтажных, ремонтных и аварийно-спасательных работ. Они незаменимы в случае небольшого зазора между опорой и грузом, при малых перемещениях, точном монтаже, если предстоит работа на рыхлом, неровном или болотистом грунте. Пневмодомкраты используют для стыковки трубопроводов больших диаметров (до 1200 мм), их центрирования в кожухах и при установке опор, а также при монтаже и выравнивании резервуаров большой ёмкости, проведении ремонтных и строительно-монтажных работ на любых объектах.
Пневматический домкрат представляет собой плоскую резинокордную оболочку из особой усиленной ткани, увеличивающуюся по высоте при подаче в неё сжатого воздуха (газа). Источником сжатого воздуха (газа) могут быть стационарные или передвижные компрессоры, а также автомобильные компрессоры (насосы) либо баллоны со сжатым воздухом или инертным газом .
Главный недостаток пневматических домкратов - их высокая стоимость. На неё влияют: относительная сложность конструкции, связанная в основном с герметизацией соединений, дорогостоящая технология изготовления герметичных оболочек и, наконец, небольшие промышленные партии выпуска. Также следует отметить, что пневмодомкрат нельзя использовать при заглохшем двигателе и он небезопасен при сдувании, грузоподъёмность данного приспособления определяется рабочим давлением в пневмоприводе .

  • Существует легенда , что домкрат в древности использовался в военных действиях в качестве инструмента, которым ломали ворота в осаждённый город. По этой причине конструкция домкрата была засекречена. Если верить легенде, конструкция домкрата была продана (один из первых случаев шпионажа, который известен истории). По другой версии, бродячий художник написал портрет дворянина, который опирался на домкрат. После чего художник воспроизвел рисунок и передал (или продал) его враждующей стороне.
  • Идея создания первого в мире автомобильного гидравлического подъёмника родилась случайно. Её автор - Питер Лунати, занимавшийся ремонтом автомобилей, во время посещения парикмахерской увидел, как мастер легко зафиксировал кресло на нужной высоте. Не прошло и года, как в 1925 году Лунати изготовил автомобильный платформенный подъёмник с центральной гидравлической стойкой, запитывающийся от гидроагрегата с ручным
Поделиться: