Тропа Маресьева еще на Плаву. Новгородские поисковики впервые повторили путь легендарного летчика Маресьева  Место падения самолета маресьева на карте

Руководителю поискового отряда "Находка" Александру Морзунову удалось разыскать в архиве Министерства обороны бесценный документ - акт передачи стрелковой дивизией маресьевского аварийного Як-1. И карту с точным местом падения истребителя.

Находки позволили по-новому взглянуть на драму прославленного летчика Алексея Маресьева, который 18 суток с переломанными ногами выбирался к своим. Ведь его самолет упал в какой-то сотне метров от дороги, по которой до наших было всего 4 километра...

"Немного оттянул на свою территорию..."

В прошлом году ("Родина" N6) мы обнародовали хранившийся больше 70 лет в архивах рассказ летчика-истребителя Алексея Маресьева, воевавшего без ног. Откровения Маресьева, еще не Героя Советского Союза и не героя "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого, записали в 1943 году сотрудники Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР. В этом бесценном документе - множество деталей о подвиге летчика, не вошедших в книгу...

"Пробили мне мотор. А я был над их территорией. Высота была метров 800. Я немного оттянул самолет на свою территорию, километров за 12..."

Впервые читая стенограмму, мы не обратили внимания на эти строчки. Сказалась, очевидно, "волшебная сила искусства" - выросшие под влиянием повести Бориса Полевого и одноименного фильма, все были уверены, что летчик упал на территории противника. А после того, как по стране разлетелась "Повесть о настоящем человеке", версия писателя уже не подвергалась сомнениям.

И вот, спустя 75 лет, вместе с сыном летчика Виктором Алексеевичем Маресьевым и съемочной группой телеканала RT мы выехали на поиски места падения "Яка". Где-то там, над озером Истошино, 5 апреля 1942 года четверка "Яков" 580-го истребительного авиаполка вступила в неравную схватку с дюжиной "мессеров". До встречи с ними младший лейтенант Маресьев успел сбить двух "юнкерсов", но, зажатый в "клещи", его самолет получил повреждения мотора и, зацепившись за верхушки деревьев, рухнул в лес...

Дорога не близкая, 380 километров от Москвы. Есть время задать сыну вопросы, которые наверняка задавал себе и его отец.

Разговор с сыном

Отец так и не смог вспомнить, куда посадил самолет. Контузия от удара об землю все стерла из памяти, - для Виктора Алексеевича находка поисковиков тоже стала оглушительной неожиданностью.

Поэтому Алексей Петрович и не съездил ни разу после войны на место, где пытался совершить вынужденную посадку?

Не только. Он не хотел заново пережить все это. А своего маршрута не знал абсолютно. И не помнит - где упал и как. Мне было уже лет двадцать, когда он признался, что его мучили галлюцинации - то, говорит, увижу границу своего аэродрома, то девушку с ведрами. И эти миражи его преследовали суток десять, пока он не сообразил, куда надо двигаться. И тогда уже полз на восток. Туда, откуда солнце всходило.

- А в каком классе вы прочли книгу Бориса Полевого?

В пятом или шестом. Мы писали даже сочинение по этому поводу. Я наделал ошибок, но все равно получил "четверку". Наверное, в этом случае фамилия помогла (смеется).

- В каких-то случаях не помогала?

Был у нас дома солдатский ремень, висел в мастерской на гвоздике, и, когда я в дневнике кол на четверку переделывал, отец этим ремнем порол. Он мужик плотный, костистый, как зажмет между коленями, а на протезах шарниры. И вот этими шарнирами с двух сторон как сдавит! Здорово лупил меня. "Где солдатский ремень? Неси!" Сам должен был принести. С гвоздя снять, принести этот ремень. А как же - сын героя!

- А медведь, с которым он столкнулся в лесу, тоже мираж?

Медведь был реальный. Отец с моего четвертого захода открылся. А до этого отмахивался: "Чего пристал? Сыт, обут, чего еще надо? Иди, тебя это не касается". Когда я уже взрослым стал, рассказал, как все было. В фильме эта сцена секунд десять длится, а на самом деле, говорит, несколько часов шатун вокруг него крутился. В какой-то момент, когда отец снова очнулся, медведь сидел у него в ногах, обнюхивал. А пистолет у отца был не на поясе, как по уставу принято, а под комбинезоном. Я, говорит, дернулся, чтоб молнию расстегнуть, а он как даст лапой и разодрал штаны до меха. Потом отец вспомнил, что шатуны падаль не едят, притворился мертвым, а сам медленно-медленно стал тянуться к пистолету. Умудрился взвести его одной рукой и выпустить всю обойму в морду зверя. Но только одна пуля попала удачно - то ли в пасть, то ли в глаз. Шатун зарычал и свалился набок. Если бы, отец говорит, он на меня упал, то были бы кранты. Я бы никогда из-под него не вылез...

- Характер! Алексей Петрович ведь и палочку ни разу в руки не брал.

О чем вы! Ему ЦК на 50-летие решил вместо "Запорожца", полагавшегося инвалидам, подарить "Москвич". Директор завода позвонил отцу, похвастался - мы, мол, очень удобное ручное управление вам поставили. Отец аж взорвался от возмущения - какое еще ручное управление! У меня что - ног нету?!.

В 1966 году, когда лидер партии Леонид Брежнев собирался впервые зажечь Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, горящий факел ему передал Алексей Маресьев. И он чеканил на протезах строевым...

Да, отец получил факел с подъехавшего бронетранспортера, развернулся и пошел к Леониду Ильичу строевым шагом, держа факел перед собой, как Знамя. Никто его об этом не просил. Говорю ему потом: зачем ты это сделал? И он, не задумываясь, ответил, что не для генсека старался, а для того солдата. Неизвестного...

Он мог через час пить чай

Доехав до озера Велье, уже в темноте перегружаем вещи в моторную лодку. Ориентируясь на лунное отражение в воде, почти на ощупь трогаемся в сторону полуострова. Там нас ждет руководитель поискового отряда "Находка" Александр Морзунов. Он встречает нас на причале, сигналя фонариком.

Генетик по специальности, выпускник биологического факультета МГУ, семнадцать лет назад Александр бросил успешный бизнес в столице и переехал в заброшенную валдайскую деревню. Построил баню, дом, конюшню, стал разводить коров и гусей. Однако главным занятием стало не фермерство, а возвращение из небытия советских летчиков, чьи самолеты были сбиты над Демянским "котлом". На счету его отряда десятки имен тех, чья судьба определялась стандартной фразой писаря: "не вернулся с боевого задания".

Морзунов раскладывает перед сыном Маресьева ксерокопии фронтовых документов и фотографии из поисковых экспедиций.

Вот это акт на списание имущества, где указан номер истребителя лейтенанта Маресьева, а вот это - акт о его передаче пехотинцами 60-му РАБ (району авиационного базирования. - Авт.)...

Будьте любезны, позвольте... - Виктор Алексеевич бережно берет документы, надевает очки, внимательно вчитывается. - Получается, на месте падения нет никакого самолета. 5 апреля он упал, а 22 мая его оттуда уже вывезли?

К сожалению, так, Виктор Алексеевич, - отвечает Морзунов. - Если мы туда поедем, то, скорее всего, ничего не найдем. Судя по акту, трофейная команда собрала там все до единого патрона. Но зато вы увидите поляну, на которую ваш отец пытался совершить вынужденную посадку.

Вместе склоняемся над картой, снова и снова изучаем документы. Пытаемся понять, почему У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, возвратился ни с чем. И находим ответ - в акте о передаче "Яка". Здесь важнейшая информация - точные координаты места, куда упал Маресьев:

"Як-1 N4649 сев. д. Рабежа 4 км. отм. 238,2".

Это в четырех километрах севернее деревни Рабежа, возле отметки 238,2. Если эту точку нанести на карту Северо-Западного фронта с оперативной обстановкой на 10 апреля 1942 года, то есть на пятый день после того, как Маресьев совершил вынужденную посадку на лес, легко заметить: его самолет упал рядом с дорогой. Она вела на север от Рабежи, где размещались ВПУ 34-й армии (вспомогательный пункт управления. - Авт.) и штаб 245-й стрелковой дивизии.

Туда же, в сторону деревни Русские Новинки, где стоял заградительный батальон по охране тыла, и дальше, к основному КП 34-й армии, судя по условным знакам на карте, были проложены охраняемые линии связи, которые патрулировались круглые сутки. Вдоль дороги в обе стороны двигался транспорт, и Маресьев, страдая галлюцинациями после контузии, поэтому принимал дорогу за край своего аэродрома.

Иными словами, в этом районе было так тесно от наших воинских частей, что У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, сюда даже не заглядывал. И если бы Алексей Маресьев пошел на запад, в сторону линии фронта, то уже через час пил бы чай с бубликами в штабе 245-й дивизии.

Но он отправился на восток - через промозглое Лютецкое болото, через холод и голод, через страдания и боль.

Встреча с отцом

Сегодня от деревни Рабежа осталось только название на карте. Несколько покосившихся домов с заколоченными окнами да разрушенная каменная церковь Живоначальной Троицы XVIII века. Отмерив по спидометру четыре тысячи метров на север, мы доехали до нужной точки и вскоре среди елей обнаружили четырехгранную металлическую пирамидку с табличкой: "Геодезический пункт, охраняется государством".

Это и была та самая отметка 238,2.

Ребята из RT расчехлили квадрокоптер и запустили на воздушную разведку. Камера с высоты птичьего полета увидела то, что мог видеть Алексей Маресьев, выбирая место для вынужденной посадки. Просека, болото, блюдце воды... Вот туда он, наверное, и тянул свой истребитель...

Морзунов включает металлоискатель, ровный звон не обещает находок. Но на широкой поляне прибор резко меняет тональность. Срезаем лопатой грунт и достаем... обломок подковы.

Зимняя, с шипами...- задумчиво рассматривает ее Морзунов и спрашивает сам у себя: а что здесь делали лошади? Может, обломки самолета отсюда на телегах увозили? Грузовики-то здесь, в болоте, завязнут. Как вы считаете, Виктор Алексеевич?

И только тут нам бросаются в глаза сразу несколько деревьев со срезанными верхушками. Как будто сверху спланировал большой кровельный лист железа. Сын Маресьева медленно подходит к сломанному дереву и кладет руку на покалеченный ствол. В глазах у него стоят слезы...

ДОКУМЕНТ

"Место падения самолета не обнаружено..."

"УТВЕРЖДАЮ"

Военком 580 ИАП бат[альонный] комиссар /ЯРИЧЕВСКИЙ/

Составлен настоящий акт 30.05.1942 года под председательством ст. инженера 580 ИАП в[оен]инженера 3 р[анга] ВИНОГРАДОВА, членов; ст. техн[ика] 1 АЭ [авиаэскадрильи. - Ред.] в[оен]техника 1 р[анга] КОЧЕТОВА, ст. техника 2 АЭ [воен]техн[ика] 1 ранга БОРОВИК на предмет списания самолета ЯК-1 с мотором М-105ПА. Самолет N 4649 завода N 292 налетал в воздухе 44 ч. 58 мин., мотор М-105ПА [N] 121-64 наработал на земле 19 ч. 25 мин., в воздухе 44 ч. 58 мин.

5.4.1942 года командир группы мл. лейтенант МАРЕСЬЕВ А.П. вел четыре самолета ЯК-1 в сопровождении штурмовиков 74 ШАП на аэродром противника ДЕМЬЯНСК. Аэродром был атакован истребителями и уничтожено 7 самолетов Ю-52, из которых два уничтожил лейтенант МАРЕСЬЕВ на самолете N 4649. Аэродром противника был сильно прикрыт огнем ЗА [зенитной артиллерии. - Ред.]. При возвращении с боевого задания самолет упал в лес.

При поисках самолета У-2 и наземной командой в этом районе место падения самолета не обнаружено.

Комиссия установила самолет N 4649 с мотором М-105ПА N121-64 подлежит списанию.

Председатель комиссии: ст. инженер 580 ИАП

в[оен]инженер 3 р[анга] /ВИНОГРАДОВ/

Ст. техник 1 АЭ [воен]техник 1 р[анга] /КОЧЕТОВ/

Ст. техник 2 АЭ /БОРОВИК/

(Акт списания самолета А.П. Маресьева Як-1 N 4649, мотор М-105ПА N 121-64 от 30.05.42 (ЦАМО РФ, ф. 221, оп. 1375, д. 7, л. 127)

Недавно новгородские п оисковики нашли место падения самолета легендарного лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева и проследили его путь к спасению. О том, что в знаменитой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого правда, а что - лишь писательский вымысел, рассказал Александр Морзунов , руководитель НООО «Поисковый отряд «Находка».


- Подвиг Маресьева - это подвиг всей нашей страны, победившей в Великой Отечественной войне. Алексей Петрович был живым примером, на котором воспиталось множество поколений. А если вспомнить книгу Бориса Полевого, то это был просто «настоящий человек». Он никогда не кичился своим подвигом, не превозносил его до небес. Известно множество людей, которые в критической ситуации обращались к подвигу Маресьева. Это помогало им просто выжить.

Мы не преследовали цель найти именно самолёт Маресьева. Мы занимались и занимаемся поиском погибших солдат Великой Отечественной, восстановлением исторической памяти. Наша задача: вернуть из последнего полёта лётчиков, которые до сих пор пребывают в неизвестности.

Летчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев. (Фото: ТАСС.)


Командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов (справа).

- Что меняет эта находка в наших представлениях о подвиге лётчика?

Полагаю, что это событие не является причиной или поводом для переосмысления происшедшего в 1942 году. Но проследить тот 18-суточный путь, который проделал раненый лётчик до того момента, когда его нашли у деревни Плав местные жители, не просто интересно, это необходимо сделать. Ведь то, что описано Полевым в книге, это художественный вымысел.

Вот, например, чем может питаться лётчик в лесу в апреле месяце в Новгородской области? Я сейчас живу здесь, в 10 километрах от того места, где упал самолет Маресьева, и чётко представляю себе, что можно найти в лесу. На болоте, если раскопать снег, можно найти клюкву. Здесь, в районе озера Вельё, своего рода природная аномалия: зима и весна наступают на две недели позже. Когда в городе Валдае трава зелёная, здесь лежит снег.

В начале апреля 1942 года толщина снега была не меньше метра. Что можно добыть из питания в такое время? Варианты из повести - например, ёжик - этого, конечно, не было.

- Удалось ли вам определить маршрут Маресьева после приземления?

До нашей экспедиции самолёт пытались найти на расстоянии до 70 километров от того места, которое определили мы. Теперь мы совершенно отчётливо знаем, что маршрут Маресьева по Лютицкому болоту был протяжённостью, если выложить его по прямой, где-то шесть-десять километров максимум.

Машина падает в четырёх километрах от деревни Рабежа, в шести километрах от деревни Овинчище и в 150 метрах от проезжей дороги, которая шла вдоль линии фронта и соединяла населённые пункты на нашей, советской территории.

Лётчик, упавший с высоты 30 метров и ударившийся о землю, однозначно воспринимает действительность несколько иначе: возможно, он вообще её первое время не воспринимает.

К сожалению, Алексей Петрович выбрал единственное направление для своего пути, на котором не было ни жителей, ни военных - Лютицкое болото. Оно вытянуто с запада на восток.

По нему и пошёл раненый лётчик. На другом краю болота его нашли жители деревни Плав.


- Но можно ли идти 10 километров в течение 18 суток?

Мне представляется, что лётчик не шёл по болоту по прямой и не всё это время он был в пути: возможно, он где-то отлёживался. Нами были замечены обломки «сенных сараев» - небольших рубленых домиков, где местные крестьяне жили, когда ходили на покосы. Метрах в трёхстах от места падения сохранилась часть стены подобного домика, и в одном из таких мест лётчик Маресьев мог провести некоторое время, приходя в себя.

Точно не было всей истории с переходом линии фронта, описанной у Полевого, потому что место падения - это однозначно наш тыл. Не было известных из повести сгоревших деревень, обозов, немцев на дороге, тем более партизан с последней курицей - это всё писательский вымысел. Но тот героический факт, что Алексей Петрович после страшного падения и тяжелейшей операции вернулся в строй и воевал фактически без ног, конечно, неоспорим.

Но осталась и последняя загадка в истории Маресьева. Когда Алексея Петровича нашли, его хороший друг Андрей Николаевич Дегтяренко выпросил у командира полка самолёт У-2, погрузил умирающего Маресьева в самолёт и вывез в Москву. Если бы ему не оказали помощь, он бы умер в этих местах. Это было в конце апреля 1942-го - а через несколько месяцев, 17 июля Дегтяренко отправился в свой последний вылет - пропал без вести здесь же, над Демянском. И мы постараемся найти самолёт и останки ещё одного Героя Советского Союза…

Надо полагать, главная находка была сделана в архивах Министерства обороны? Именно там были найдены документы, в которых указывалось место падения самолета Маресьева…

Здесь надо отдать должное двум факторам.

Во-первых , это инициатива Российского военно-исторического общества, которое предложило нам совместную программу, посвящённую столетию Маресьева.

Во-вторых , в последние десять лет мы постоянно работаем с документами архива Министерства обороны в Подольске. За это время у меня сформировалась приличная архивная база по местам падений, по сбитым самолётам и погибшим лётчикам. Периодически я просматривал копии этих документов, чтобы найти какие-нибудь «зацепки», связанные с самолетом Маресьева.

И «зацепка» такая нашлась: акт передачи эвакуационной командой 245-й стрелковой дивизии нескольких самолётов 60-му району авиационного базирования. С другим документом, актом на списание, он совпадал по номеру 4649 - это номер самолёта Маресьева. Согласно этому акту, место падения самолета было обозначено в четырёх километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238.2.


На карте отмечен боевой вылет Алексея Маресьева 5 апреля 1942 года и место падения - совсем близко от штаба нашей дивизии.

При этом один из этих архивных документов принадлежит авиационным частям, а другой - пехотным. Никто раньше не искал документы, связанные с самолётом Маресьева в пехотных частях - это даже никому в голову не приходило.

- А что произошло с самим самолётом?

Это стандартная процедура: упавший самолёт отправляли в мастерские, разбирали и пускали на запчасти для других машин. 25 мая 1942 года его вывезли - тогда это был не самолёт Героя Советского Союза, а обыкновенный Як-1 младшего лейтенанта Маресьева.

- Вы предлагаете установить на месте падения памятный знак?

Наше настоящее без прошлого существовать не может, тем более без такой истории, которую увековечила «Повесть о настоящем человеке». Очень хотелось бы, чтобы любой проезжающий мимо человек мог остановиться, пройти от дороги 150 метров к месту начала героической истории. Но я думаю, что знак не должен помпезным: наверное, таким его хотел бы видеть и сам Алексей Петрович…

Фёдор Мамаев ,

Как очень метко заметил автор тайника "в душе надеялся, что кто-то из самых безбашенных участников встречи заедет "К Маресьеву", так и получилось"! Да, действительно, " башню снесло" еще в августе, сразу после появления этого тайника. Сам для себя решил - обязательно буду здесь. Не дадут соврать уважаемые кешеры, я туда стопроцентно хотел попасть или перед встречей или после. Но, волею судьбы, поехал одной машиной. Заодно и узнал внедорожные способности Эльки (пока так буду звать, не придумал еще имя:))).

Итак, как оно было!!!

От Валдая до Красилово очень живописная дорожка - найдете на любом атласе. Местность прям-таки завораживающая - поворотики влево-вправо - лесные озерца - маленькие и не очень деревеньки. Плав вообще удивил количеством жителей (приехала автолавка и все население стояло в очереди), оригинальной малюсенькой, деревянной церквушкой и очень удивил дядечка, который в "кошках" (это хрень такая на ноги одевается) залез на столб и типа искал фазу:-).

Покружив немного по Плаву и наводя на всех жителей огромное любопытство, едем искать путь в лес. Спросили у местного дядечки (кстати, очень добродушно встретил и все рассказал): "Как к Маресьеву проехать?" - "Да вот прям за домом и поворачивайте, а там по лесу, найдете, правда прошлым летом там лесовозы колею раскатали, можете до места не добраться, но попробуйте!"

Повернули за домом, поле - по полю в лес уходит колея (наверное Gek Finn) и след от саней. Ага!! По следам! Заехали в лес! Остались только следы от саней! Просека превратилась просто влес, габариты ровно по зеркала. Стоп. Это точно не сюда. Разворот осуществлялся, наверное, в сто приемов.

Перечитал еще раз отчет Drake, ё-мое - как просто-то. Вот пастбище, вон колейка - почти видно ее даже. По ней! Хопс! Под снегом скрывается колея от Урала. Газ не бросатьььь. Вылезли. Еще одна засада. Трещит лед. Проваливаемся, но гудрич опять вытаскивает. И вот так примерно с километр.

Наконец-то появился спасительный лес. Там хоть лебедиться есть к чему - подумалось мне. Ах, как я был прав.
Интересно или нет это читать, не знаю, но ехать по колее от Урала это очччень захватывает. Как подбитый фрегат, с непременным креном на один бок (у Урала почему-то колея немного больше, и Элька одним боком почему-то в одну из этих колей и падает... почему??? :-))

В-общем минут за 30 пробрались к точке. Вы знаете, а памятника нету!!! Стою в 10 метрах от точки, а его не видно. Вышли. Пешком, по колено в снегу, идем на точку. И... за небольшой заснеженной елочкой... в глухом лесу... памятник. Знаете, прям немного опешили даже. И вот тут, что называется действительно нахлынуло. Детство, школа, Борис Полевой, героический летчик, на которого равнялась вся страна. Очень ярко это все вдруг выплывает из подсознания. Такое ощущение, что ты попал в книгу. Ну не хватает словарного запаса, что бы выразить все чувства, которые на этом пятачке захлестнули просто! Вот ведь ты сейчас стоишь в том месте, где был Маресьев. Он был тут.
Наверное схожие чувства можно испытать попав в домик к Элли и раздавить на нем Гингему. :-) Вот такое неожиданное впечатление от места.

Закладку мы искать и не собирались, а вот с виртуалкой возникли проблеммы. Уж никак я не думал, что старый памятник, это горизонтальная плита у подножия нового. Почему-то подумалось, что старый - это ржавая металическая рамка в пяти метрах от стелы со звездой. Однако, вон оно как. А мы даже и очищать от снега плиту и не стали. На ней лежал примерзший венок - чето не решился. Спасибо автору - разрешил поставить себе зачет!

Ну и обратная дорожка. По собственному расколбасу Элька ехала тоже очень бодро. Сначала. А потом, упав в очередную колею левым боком, выезжать оттуда не захотелаю Вперед-назад, грязь на крыше. Сначала свободный ход был 10 метров, потом пять, три, один... стоим. Тааак, ну и где тут у нас лебедка? А как же она разматывается? Дергаем за какую-то хрень - неа не то! За другую. Кажись оно. Майк жмет на пульт! А чего так медленно? Наверное надо скорость переключить?! А как?! Вот за это надо дергать и вот повернуть! Ага! Пошло! Лебедка рулезная вещчь! Вынулись из говен. Смотали обратно. Ну такть - проффессионалы! :-)

Через сто метров повторяем весь процесс заново. Нахренась, спрашивается, сматывались. Сидим так, что дверь уже не открывается. Снег можно пощупать прям через окошко. Вот так, с шутками-прибаутками, немного мата - совсем чуть-чуть, за два часа вылезли из леса. И когда, казалось, все позади. Вон поле, Плав.... хопсс и почему-то сидим на пузе и бодро вращаем всеми колесами. Научились и хай-джеком ывыниматься из колеи. Можно сказать первые уроки: "учитесь плавать". Весело!

Хорош, наверное, повесть выписывать!! :-)
Итог! навыки лазания по говнилину, лебедка, хай-джек на троечку. А вот место на пятерку. Огромное спасибо автору за погружение в детство. Рекомендую к посещению. Ну и повторюсь - зацепил меня Валдай. Буду здесь еще раз, обязательно!

Добавить рассказ

1 /

1 /

Все памятные места

Новгородская область, Валдайский район, деревня Плав

Место обнаружения летчика А.П. Маресьева

Близ деревни Плав, в живописном сосновом лесу находится памятное место, где в апреле 1942 года раненого летчика Алексея Маресьева обнаружили деревенские мальчишки. К мемориалу ведет просека или "Тропа Маресьева". Сейчас там установлена памятная стела, мемориальная плита и мемориальная доска. Кадетские классы ЗАТО Озёрный Тверской области регулярно приезжают сюда, проводят работы по благоустройству, привозят цветы, венки. В сентябре 2014 года команда кадет провела небольшие ремонтные работы: поправили и покрасили покосившуюся стелу, покрасили мемориальную плиту и мемориальную доску, обновили портрет Героя, убрали мусор. Поездки к памятному месту - неотъемлемая часть воспитательной и патриотической работы кадетских классов ЗАТО Озёрный.

Кадетские классы ЗАТО Озёрный Тверской области
Кадетские классы открыты в ЗАТО Озёрный с 2007 года на базе двух общеобразовательных школ. Основными задачами кадетского движения в ЗАТО Озёрный является патриотическое воспитание молодого поколения.
Муниципальный координатор кадетских классов Костарева О.В.
Учащиеся 7-9 классов МБОУ СОШ №1 и МБОУ СОШ №2

Еще в этой местности

Добавить рассказ

Как принять участие в проекте:

  • 1 Заполните информацию о памятном месте, которое находится недалеко от Вас или имеет для Вас особенное значение.
  • 2 Как найти на карте расположение памятного места? Воспользуйтесь строкой поиска на самом верху страницы: наберите приблизительный адрес, например: «Усть-Илимск, улица Карла Маркса », далее выберите один из вариантов. Для удобства поиска, можно переключить типа карты на «Спутниковые снимки » и всегда можно вернуться к обычному типу карты. Максимально увеличьте масштаб карты и кликните на выбранное место, появится красная метка (метку можно перемещать), это место и будет отображаться при переходе к Вашему рассказу.
  • 3 Для проверки текста можно воспользоваться бесплатными сервисами: ОРФО Online / «Орфограммка» .
  • 4 При необходимости, внесите изменения по ссылке, которую мы пришлем на указанный Вами e-mail.
  • 5 Разместите ссылку на проект в социальных сетях.

20 мая исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Маресьева – героя Великой Отечественной войны, про которого в советские годы знал каждый школьник. Наш корреспондент побывала в новгородской деревне, жители которой спасли знаменитого летчика.

«Глушь так глушь!»

Про деревеньку Плав даже местные жители говорят: «У нас глушь так глушь!» И не слишком преувеличивают. От Валдая до Плава всего 70 километров, но автобус в деревню ходит раз в неделю, да и то по заказу – нужно звонить на автостанцию и просить, чтобы водитель сделал в деревне остановку, иначе не заедет.

В деревне нет ни школы, ни сельсовета, ни магазина. Однако несколько раз в год – как минимум 9 и 20 мая – сюда приезжают автобусы со школьниками.

В трех километрах от Плава весной 1942-го местные жители нашли в лесу человека. Он был истощен и тяжело ранен – у него были раздроблены ноги. Это был летчик Алексей Маресьев. После падения самолета он 18 суток полз по снежному насту, пока его не обнаружили.

О том, кто такой Маресьев, в Плаве знают, конечно, все – и дачники, которых в деревне большинство, и старожилы, которых всего четверо. Это пенсионеры Николай и Антонина Журины, Тамара Степанова и Виктор Вихров. Отец Виктора – тот самый Александр Вихров, которого описал в «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой: «Старший, худенький, голубоглазый, с русыми пеньковыми волосами, держал в руке наготове топор, решив, должно быть, применить его при случае».

В доме Виктора Вихрова все почти как при отце

Белый обелиск

– У нас, когда идут за грибами, говорят: «Пошли к Маресьеву», – рассказывает Николай Степанович Журин. Мы с ним тоже идем к Маресьеву – он ведет меня к тому месту, где 74 года назад нашли сбитого летчика, потому что сама я, по его словам, обязательно заблужусь.

Всего три километра, а путь непростой. Несколько раз попадаются указатели на деревьях – от картонок с надписью «к Маресьеву» почти ничего не осталось. Сначала по полю, через ямы с водой, потом по разбитой лесовозами дороге, дальше – через сосновый бор. Путь, который называют тропой Маресьева, заканчивается вырубленным в лесу пятачком.

– Это посадочная площадка, – объясняет пенсионер. – На машине не проехать, будут на вертолете прилетать.

Кто будет прилетать, Николай Степанович не знает, но предполагает, что военные или чиновники. В Едровском сельском поселении говорят, что 20 мая в Плав, возможно, прилетит губернатор Новгородской области Сергей Митин, а также сын Маресьева Виктор, который живет в Москве.

Строго говоря, известно только место, где нашли летчика. Где его сбили, откуда он полз – неизвестно, его самолет так и не нашли. Под соснами на небольшой площадке – белый обелиск. Он выглядит новым, на нем нет никаких табличек, только дырка в середине.

– Для пропеллера, его потом вставят, – говорит Журин. – Тут давным-давно была деревянная беседка, а потом памятник поставили – мраморную плиту. Ее вроде в Камышин, на родину к Маресьеву, отвезли. А нам вот – новый обелиск.

«Моя бабушка ему бульон варила»

Белый памятник, по словам жителей Плава, устанавливает глава Валдайского района, который взялся за возрождение тропы и даже обещал сделать к ней дорогу. Против замены старой плиты новым обелиском никто не возражает, кроме Тамары Степановой.

Тамаре Александровне 78 лет. Случившееся в Плаве в 1942 году она не помнит – ей тогда было всего 4 года. Но историю Маресьева ей много раз рассказывали мама, тетя и плавские бабушки, собираясь по вечерам на лавочках.

– Маресьева нашел Федя, – пересказывает она. – Он из Демьяновского района. Мимо шел, услышал звук. Увидел человека. Побоялся: а вдруг шпион? Линия фронта была в 11 километрах. Рассказал деду Мишке (Михаилу Вихрову. – Авт.), тот председателем колхоза был. Мишка взял сына Сашку и Серегу Малина и поехал на телеге.

В «Повести о настоящем человеке» Полевой называет спасателей Маресьева мальчишками, но деревенские говорят, что «ребятам» тогда уже было лет по двадцать. Александр Вихров даже успел повоевать, вернулся без пальцев на руке.

– Дед Мишка забрал Маресьева к себе в дом, – рассказывает Тамара Александровна. – Тот был грязный, вонючий, ноги гнили. Когда с него унты срезали, он потерял сознание. Дед отнес его на себе в баню, помыл, побрил. Ухаживали за Маресьевым наши деревенские бабушки. Моя ему куриный бульон варила и кормила с ложечки.

В деревне Маресьев провел двое суток, его забрал самолет санитарной авиации. С тех пор летчик в Плаве больше никогда не бывал, за что некоторые жители на него были обижены.

– Мы, когда маленькие были, слышали звук самолета и бежали, – вспоминает Тамара Степанова. – Думали, это Маресьев, посылку нам с конфетами сбросил. А он так и не приехал.


Летчик со своими спасителями

Тот самый дом

У Александра Вихрова было семеро детей. Младший, Виктор, до сих пор живет в доме отца – том самом, куда принесли умирающего летчика. Баня, где его мыли, тоже сохранилась. Виктора Александровича тогда на свете еще не было, ему 68 лет.

По его словам, Вихров-старший не особо рассказывал детям о Маресьеве, но до последних лет жизни у отца сохранились с летчиком теплые отношения. Александр Вихров и Сергей Малин приезжали в гости к Алексею Маресьеву в Москву. Тот высылал деньги для детей Вихровых, помог Александру сделать зубные протезы. У Виктора сохранился билет на парад 9 Мая 1965 года, где его отец побывал тоже благодаря Маресьеву. После войны Алексей Петрович был ответственным секретарем Совет-ского комитета ветеранов войны.

В доме Виктора всё почти так же, как было при отце: иконы, радиола, куклы, печка. Из всей «цивилизации» – только телевизор. На стенах много фотографий, среди которых есть и те, на которых Алексей Маресьев со своими спасителями – Малиным и Вихровым.

Виктор говорит, что не хочет делать из дома музей: «Будут всякие ходить, а так дома только я и кот». Но это получается само собой: денег на новые вещи у него нет, а туристы, школьники и просто любопытные едут и едут. Не в таком количестве, как при Вихрове-старшем, конечно, но посетителей хватает.

– К отцу постоянно школьники приезжали, – вспоминает Виктор и показывает фотографии. – Он с ними в лес ходил, дорогу показывал, рассказывал.

Сам Виктор тоже может и проводить, и рассказать, но без энтузиазма: Маресьев для него – прошлое.

– Пока мы, старики, живы, еще помним, – говорит Антонина Журина. – А детям и внукам нашим это не надо. Дачникам тоже – им бы отдохнуть, кабанов пострелять да грибов набрать. Музей тут открыть? А кто им, милая, заниматься-то будет?

Наверное, некому. Но тропа Маресьева все равно не зарастает, хоть и пройти ею непросто. Потому что история была настоящая и ее герой – тоже.

Ольга Кузнецова.

Поделиться: