Крест нательный «Голгофский. Православные кресты: как разобраться в значениях? Крест голгофа православный

Голгофа означает холм, гору, которая круглая, словно череп. В христианской традиции Голгофа связывалась с черепом Адама, который был похоронен именно там. Крест Голгофа - это основной символ христиан во всем мире. Богатство его изготовления и обрамления, украшательство в большинстве произведений церковного искусства указывает на историческую достоверность, а символизирует трепетное отношение к нему верующих людей, сложившееся в Христианской Церкви.

Для Церкви Крест и Гологофа являются самыми драгоценными сокровищами, с которыми не сравнятся никакие богатства всего мира.

Особую запоминающуюся красоту убранству русских церквей придает церковная мебель: это и иконостасы, и аналои, киоты, гробницы, а также столики для благословения хлебов, свечные лавки, ограждения клироса, голгофа (крест с распятием), облачения на престол и прочая церковная утварь.

Чёрная круглая пещера с точкой, которая располагается внизу - это символ горы Голгофы, на которой римляне распяли Христа, и где, по сохранившимся преданиям, появился череп Адама, чтобы омыться Божественной кровью от грехов.

Могут быть и надписи: словоНИКА, что означает победил и буквы МЛБР, которые можно расшифровать так - Место Лобное Распят Бысть (то есть лобное место, на котором был распят Иисус Христос).

Голго́фа или Кальва́рия (лобное место букв. череп; лат. Calvaria ) - небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

Крест шестиконечный Русский-православный

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику низводимому во ад тяготою хуления , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в Российском гербовнике (стр. 193), изображается серебряный Русский крест (рис. 26).

Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе, - обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала распяли Его (Ин. 19; 18), а потом только Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили одежды Его воины распявшие же Его (Мф. 27; 35), а уж только потом поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский Мф. 27; 37

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же крестом Его (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других.

Крест терновый венец

Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.

Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

Крест схимнический или Голгофа

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - лобное место), где и был распят Христос. На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп, - пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения Голгофы следующие обозначения: М.Л.Р.Б. - место лобное распят бысть, Г.Г . - гора Голгофа, Г.А . - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы К и Т означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: ХС - имя Иисуса Христа; а под ней: НИКА -Победитель; на титле или около нее надпись: СНЪ БЖIЙ - Сын Божий или аббревиатура I.Н.Ц.И. - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: ЦРЬ СЛВЫ - Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест Голгофа (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва, - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Наш крест вопроизводит широко бытующий в старообрядческой Церкви тип нательного креста, возникший на Руси в XVII веке.

Его характерными признаками являются простая четырехконечная форма с прямыми балками, где вертикальная балка длинней горизонтальной, и неподвижное округлое оглавие с двухярусной пирамидкой.

Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест - образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей - копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую ком­позицию с восьми­конечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.

На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста - Црь слвы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя. Вдоль горизонтальной балки – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.

Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.

Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.

Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня - символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей - непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.

Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».

Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus - лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».

На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.

Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.

Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.

Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 - 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.

В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.

Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции - показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов - образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).

На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ богъ, и разыдутся врази его, и да бежaтъ от лица его ненавидящіи его: яко исчезaетъ дымъ, да исчeзнутъ, яко тaетъ воскъ от лица огня, тaко да погибнутъ беси от лица любящихъ бога и знa...

*Такое написание имени Христова исполь­зовалось до церковной ре­фор­мы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.

Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментар­ным золочением (Арт. КС109) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС109/1).

Серебро, позолота

Размер: 36,5×16,6 мм

Вес ~4,6 гр

Каждый год в воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр православных храмов выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Вероятно, не все знают значение того, что изображено на различных христианских крестах. И начать разговор лучше с изображения Креста Голгофского.

Безусловно, каждому православному христианину знакомо символическое изображение места Распятия Спасителя, называемого Голгофский Крест. Это изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов, и как символ освящения жилища или транспорта. Но, пожалуй, не каждый знает, что же изображено на нём. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.

Центральное место на изображении занимает Крест. Начертание Креста с древнейших времён известно человечеству. У многих древних народов этот знак изображался, как магический символ или как, знак Бога. Позднее, Крест, становится и предметом жестокой, мученической и ко всему позорной казни. В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников.

Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.

В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил: «Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьём знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещённые вместе». Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями: «Иисус Христос Победитель» - «IC.XP.NIKA».

В 313 году по настоянию Константина был провозглашён Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.

На Голгофском Кресте изображён трёхсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный. Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой.

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19-22).

И хотя на табличке (тильте), написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, надпись была на трёх языках, в традиции Русской Православной Церкви она представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» - «IНЦI» или «IНЦИ».

Нижняя косая перекладина является подножием и прикреплялась уже после водружения распинаемого на Кресте. В традиции Русской Православной Церкви правая от Креста часть этой перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобождённого покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад «тяготою хуления», произнесённого им на Христа.

Крест находится на постаменте, обозначающему гору, называемую Голгофой или Лобным местом (Черепом). Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин. 19). Своё название гора получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень - Вера, средняя - Надежда и верхняя - Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».

Рядом с Крестом находятся Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. (Ин. 28-30). А также. Но так как была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 31-35). В иконографии принято иногда изображать и другие Орудия Страстей Господних, но на знаке, именуемом «Голофский Крест», по традиции, изображают именно Трость и Копьё. И рядом соответствующие буквы «Т» и «К».

Под Горой начертан череп - символизирующий Голову Адама - Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама - Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа. Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени, положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.

Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» - «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись: «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» - «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» - что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.

***

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдаёт дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребёнка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырёхугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырёхконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырёхконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа. Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа. О подробностях - чуть ниже.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был ещё четырёхконечным; потому что не было ещё на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что ещё не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было ещё и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времён считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», - говорит Сербский Патриарх Ириней.

В католической и православной Церквях особое значение придаётся не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мёртвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мёртвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Так как Понтий Пилат не нашёл, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трёх языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum), а в православии - IHЦI (Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» (NIKA) - Победитель.

На православных греческих и русских иконах на нимбах или рядом с ними достаточно часто помещают надписи. На нимбе Иисуса Христа три буквы Ὀ (ὁ), ὤ (ὤ), Ν (ν): др.-греч. ὁ ὤν - это имя существительное означает Сущий, образованное от древнегреческого глагола др.-греч. εἰμί - быть. «Сущий» - всегда существовавший это одно из имён, которое относится исключительно только к Богу-Творцу и не относится ни к одному из всех остальных созданных Богом творений, имеющих начало. Рядом с нимбом Христа надпись: др.-греч. Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ или Ι ҃C Χ ҃C → Ἰησοῦς Χριστός → Иисус Христос. Поскольку надпись на нимбе Христа, то она означает, что Иисус Христос - Сущий или Иисус Христос - это истинный и безначальный Бог.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещёнными ступнями, пригвождёнными одним гвоздём, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мёртвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и рёбрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мёртвого человека, в то время как нет никакого намёка на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз-таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздём.

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов. Считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии. Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростёртыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за неё позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом». Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предаётся Бог»!

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырёхконечный.

Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

Ещё одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображён Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Безусловно, каждому православному христианину знакомо символическое изображение места Распятия Спасителя, называемого Голгофский Крест. Это изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов, и как символ освящения жилища или транспорта. Но, пожалуй, не каждый знает, что же изображено на нем. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.

Центральное место на изображении занимает Крест. Начертание Креста с древнейших времён известно человечеству. У многих древних народов этот знак изображался, как магический символ или как, знак Бога. Позднее, Крест, становится и предметом жестокой, мученической и ко всему позорной казни. В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников.

Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.

В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил:

"Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе".

Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями «Иисус Христос Победитель» — «IC.XP.NIKA».

В 313 году по настоянию Константина был провозглашен Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.

На Голгофском Кресте изображён трехсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный. Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой.

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил:

"Я Царь Иудейский". Пилат отвечал: "Что я написал, то написал.» (Ин. 19-22).

И хотя на табличке (тильте), написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, надпись была на трёх языках, в традиции Русской Православной Церкви она представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» — «IНЦI» или "IНЦИ«.Резной Голгофский Крест XVII.

Нижняя косая перекладина является подножием и прикреплялась уже после водружение распинаемого на Кресте. В традиции Русской Православной Церкви правая от Креста часть этой перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа.

Крест находится на постаменте, обозначающему гору, называемую Голгофой или Лобным местом (Черепом). Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин. 19). Своё название гора получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень — Вера, средняя — Надежда и верхняя — Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».

Рядом с Крестом находятся Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника.

Под Горой начертан череп — символизирующий Голову Адама — Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама — Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа.

Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.

Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» — «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» — «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» — что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.

В православном вероисповедании символ креста несет в себя глубочайший иделогическо-духовный смысл. Крест символизирует великое ректификационное самопожертвование, которое совершил Иисус во имя человечества и даровал им право на вечную жизнь, которым они были обделены в следствии первобытного греховного действия, которое совершили первые люди Адам и Ева. Крест имеет довольно много изображений, и любое из них несет в себе уникальный духовный смысл. Одним из видов начертания креста, считается Голгофский Крест, речь о котором и пойдет в нашей статье.

Крест – картина великого события

Контуры креста известны всем людям, которые тем или иным образом сталкивался с христианскими символами, знак креста зачастую наносят на одеяния священников, на вещи храмовой посуды, а еще в символах, которые используются для освещения домов и автомобилей.

Голгофский Крест символизирует собой имитированное изображение случая, который случился две тысячи лет назад в Палестинском государстве, и который в корне изменил всю историю мира .

В такой вид Креста включает в себя: очертание Креста — на котором распяли Мессия, Господнего Сына, и горной возвышенности Голгофы, на самом пике которой и случилось эта казнь, и очертание Адамовой главы, находящейся в пещерах этой горы, обычно расположенной в низу Креста. Помимо этого, тут изображают текст, который несет в себе объяснительный, и определенный философский смысл.

Сияние в римском небе

Главным элементом изображения считается именно Крест. Согласно, историческим фактам, очертание креста в качестве магического знака и ко всему прочему как символ бога существовало ещё у верующих древнейших религий. Только во времена Римской империи крест стал символом унизительной и жестокой смерти, к которой чаще всего приговаривались рабы и жестокие злоумышленники. Очертание креста стали появляться на катакомбах, в которых во втором и третьим столетии первые православные верующие проводили подпольные службы. Такие изображения креста изображались ввиде оливковой ветви, кнута и сокращённого варианта имени Всевышнего. В традиционном, «очевидном виде», Крест стали изображать в начале четвертого столетия, именно в это время православие в Римской империи признали как официальное вероисповедание. Как говорится в Священном Писании, правителю Константину во сне пришел Иисус Христос и сказал нанести очертание Креста на флаг, под которым его армия готовилась выйти против врага. На восходе солнца в Римском небе возникло видение в виде креста, разогнав императорские колебания. Выполнив приказ Спасителя, Константин в скором времени выиграл бой.

Три памятных креста

Знаменитый римский ученый Евсевий Памфил описывал этот флаг с начертанием Креста в образе пике с пересекающими брусьями и написанной вверху аббревиатуры имени нашего Спасителя. Безусловно, то что Голгофский Крест, которому посвящена данная статья, является итогом нескольких модификаций знака, нанесенного на королевский флаг римского правителя. После выигранной битвы императором Константином, и во имя признательности Всевышнему Константин отдал приказ поставить три скульптуры Креста и подписать их «Иисусе Христос триумфатор». На греческом языке этот текст звучит так: IC.XP.NIKA. Этим же текстом, однако лишь на русском языке, подписаны все христианские Голгофские Кресты. В середине трехсотых годов произошло судьбоносный случай: Согласно Миланского приказа,созданного по велению императора Константина, в Римском государстве была провозглашена религиозная свобода. Православие спустя более трёх столетий нахождения в подполье, наконец было признано государственным вероисповеданием, наконец, и христианской атрибутики доровали сильнейший толчок для последующего усовершенствования.

Основные элементы Креста

Не взирая на то что у основного христианского знака существует разнообразные изображения, православный Голгофский Крест обычно изображается трёхсоставным, то есть восьмиконечным. Такой Крест имеет вид комбинирование вертикального бруса и огромной доски, которая располагается, обычно, на отметке, которая составляет чуть болен две трети от высоты креста. Именно так, изображается орудие страданий, на котором был казнен Всевышний. Вверху длинного горизонтального бруса расположена параллельно ей короткая перекладина, которая символизирует доску, которую прибили к орудию казни перед самым началом. На этой доске были начертанный текст, созданным самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Правитель Иудеи». Такой же текст, но уже в славянском языке, имеют абсолютно все христианские Голгофские Кресты.

Символическое мерило греховности

В низу вертикального бруса располагается короткая кривая дощечка, обозначающая условный пьедестал, прибитый уже после того как Всевышнего приколотили к Кресту. Голгофский Крест, как и в целом все христианские кресты, рисуются с брусом, у которого правая сторона немного выше левой. Этот обычай берет корни из текста в Священном писании, рассказывающий о том, что по бокам от Всевышнего были казнены два преступника, и тот, кто находился в правой стороне, раскаялся, отыскал право на вечную жизнь, а другой, находящийся в левой стороны, ругал Всевышнего и нашел себе на вечные страдания. Таким способом, кривой брус означает символическое мерило людских грехов.

Символ Лобного места


Изображение Голгофского Креста обычно изображается на подножье которое подразумевает горную возвышенность Голгофу, имя этой горы в древнееврейском языке означает «череп». Именно это стало причиной для иного имени, встречаемого в славянских и русских вариантах Священного Писания, как «Лобное место». Примечательно, что в древности это место использовали для исполнения наказаний жесточайших злоумышленников. Существуют упоминания, согласно которых серая известняковая шорная возвышенность на самом деле имела вид черепа. Обычно, Голгофа имеет два вида изображения: Чаще всего это полушарие или же многогранник с ровными или ступенчатыми сторонами. В последнем варианте такие выступы имеют название «ступеньки божественного восшествия », и определенной ступени есть свое специальное имя: Самая нижняя носит имя Веры, средняя – Любови, а последняя – Милосердие. С двух боков Голгофы, наносят изображение Голгофского Креста, пишут две заглавные буквы — «ГГ», это обозначает «Гору Голгофу». Написание таких букв считается необходимым элементом.

Трость, копьё и череп


Помимо всего вышесказанного, Голгофский Крест, означает прежде всего, олицетворение самопожертвование и избавление от грехов людей путем мучений Иисуса, обычно, изображают с символикой карателей, отмеченных в Библии. Такими атрибутами является жезл, на одной стороне которого находилась тряпка смоченная в уксусе, и пика, которая проткнула телеса Иисуса. Как правило они отмечаются двумя буквами — «Т» и «К». Одно из главных мест в изображении принадлежит черепу, который изображают в недрах Голгофы. Эта глава означает голову отца всего человечества — Адама, о чем указывают написанные подле неё буквы «Г» и «А». Считается, что священная кровь Иисуса, которая протекла в недра горы, смыла с нее первородный грех. Что касается того как глава Адама, появилась в пещерах Гольгофы, имеется пару вариантов. Согласно первому- считается, что труп Адама принесли сюда святые духи, по второй версии, Адама похоронил в недрах это горы наследник Сиф, а согласно более известному свидетельству, труп Адама оказался здесь вследствии Всемирного потопа.

Прочие надписи

В христианской религии существуют и другие церковные надписи, которые изображаются возле Голгофского Креста. Объяснение таких начертаний (написанных обычно на славянском языке) в полном объеме поясняется библейской историей о мучениях Иисуса Христа. В верху креста принято писать «Господний Отрок». В других вариантах эта надпись может звучать так «Правитель Хвалы». Длинная горизонтальная перекладина подписывается как «IC XP» – что означает «Иисус Христос», а снизу, помещается надпись, «НИКА» – означающая «Победу». Место где был распят Иисус и результат этого действия подписываются буквами «МЛ» – «Место лобное», и «РБ» – «Рай будет».

Частица Божьей Благодати


Наглядное изображения места казни Иисуса, которыми является Голгофский Крест, исподний, нагрудный и антиминс и которые стали самыми популярными и почитаемыми атрибутами православной религии. В наше время такое изображение считается не лишь символом монашеской жизни, а и реликвией, заботливо сохраняемой праведными верующими. Практически все люди, а в некоторых случаях и те, которые не относят себя к числу верующих, соблюдают, так или иначе христианские обычаи и одевают на шею атрибуты православия, в большинстве случаев представленной Голгофским Крестом. И не важно из какого материала он сделан: Серебра, золота или же других веществ. Благословенный в храме Иисуса, такой крест завсегда обладает частицей Господней Милости, которая так нужна в жизни всякого верующего.

Согласно христианского религии Крест символизирует искупление смертью Спасителя все греховные деяния всего человечества. Однако распятие отличается от иных способов лишение жизни, в том, что даровало способность Спасителю принять смерть с раскрытыми объятьями, символизирующие «все уголки земли».

Именно это и положило традицию в православной вере показывать Иисуса Христа в образе Ожившего носителя Креста, который держит и призывает под свою защиту весь земной мир и несет на Себе новозаветный символ алтаря Крест.

Поделиться: