Генерал майор игорь воронченко. Сухопутный флот. Портрет скандального главы ВМС Украины Игоря Воронченко. Какой ты, Игорь, моряк

Командующий Военно-морскими силами ВСУ Игорь Воронченко на момент захвата Крыма занимал должность заместителя командующего ВМС береговой и территориальной обороны. Он отказался от предложения Сергея Шойгу перейти на сторону РФ и был захвачен в плен российским спецназом. С началом боевых действий в Донбассе Воронченко возглавил антитеррористическую операцию в Луганской области.


Петр Порошенко назначил Воронченко командующим флотом, после того как с этой должности со скандалом был смещен адмирал Сергей Гайдук, обвиненный волонтерским сообществом в коррупции, связях с ФСБ и саботаже реформ ВМС, рекомендуемых НАТО. Пока у Воронченко есть кредит доверия, но сможет ли он в короткие сроки восстановить самый немногочисленный и самый разрушенный вид Вооруженных сил Украины?

В связи с обострением ситуации на границе с аннексированным Крымом еще актуальнее вопрос о боеготовности украинских ВМС. С событий в Крыму мы и начали беседу с Игорем Воронченко. Это его первое интервью после назначения.

На самом деле в Крыму случились внутренние разборки российских силовиков. Может быть, это связано с каналами переправки контрабанды через границу, возможно, дезертиры... Я видел листовки о поиске этих вооруженных людей (участников перестрелки на границе. - Ред.), которые накануне были расклеены в Джанкое, - в российской форме, с российскими опознавательными знаками. Но в Кремле, как обычно, свои внутренние проблемы хотят решить за счет украинского вопроса. Заявления российского президента выходят за рамки здравого смысла, желаемое он выдает за действительность, которая не может быть подтверждена фактами. Судя по всему, это не спланированная акция, а какие-то спонтанные действия российской стороны. Нужно понимать, что Россия будет обострять и нагнетать ситуацию при любых подходящих обстоятельствах. Это как раз и был план Кремля - иметь возможность дестабилизировать ситуацию в Украине в любой удобный момент.

Угрожают ли эти действия очередной эскалацией войны на территории Украины или, как предполагают некоторые наблюдатели, широкомасштабным наступлением российской армии?

Полагаю, что нет. Но мы готовы к любому развитию событий. И не только ВМС, но и все Вооруженные силы Украины. Что я вижу. В России скоро выборы в Государственную думу, через полтора года выборы президента. Рейтинг Путина не повышается. Ему нужны новые победы. Поэтому он будет нагнетать и держать нас в тонусе. Это будет происходить до тех пор, пока мировая общественность не перейдет к конкретным решительным действиям: отключение России от системы SWIFT, понижение цены барреля нефти до 20 долларов...

Только что появилась о снятии Сергея Иванова с должности главы кремлевской администрации (разговор состоялся 12 августа. - Ред.).

Иванов, Чемезов... Это "лагерь войны" в окружении Путина. Интересный поворот. Предполагаю, что это подготовка к 2017-18 годам. Не исключаю, что Путин готовит Иванова в преемники. Иванов слишком близок к Путину, чтобы просто так его убирать. Скорее всего его уведут в тень, обелят, а потом представят избирателям.

"Задача Москвы - окружить нас со всех сторон"

Россия продолжает захватывать имущество Украины, уже даже не в акватории полуострова Крым. Были захвачены так называемые вышки Бойко, а недавно украинские пограничники продемонстрировали работу российских буровых установок на Одесском и Голицинском газовых месторождениях. У многих возник вопрос: почему флот этому не противостоял?

Это беспрецедентный рэкет на государственном уровне. Надо было, конечно, высадить туда десант, надо было их отстаивать... Но в то время не было достаточно сил, чтобы это сделать.

А сейчас?

Сейчас другое дело. Если бы перекрыть этот газ, который используется в Крыму, это очень многое дало бы Украине. И блокаду надо было делать с самого начала.

Вам не кажется странным, что идет третий год войны, а Украина не реагирует на захват своей собственности? Столько времени прошло после захвата, а этот вопрос только в стадии обсуждения.

Я согласен. Мяч постоянно на нашей половине поля. Мы никогда не бьем по рукам и не идем вперед, чтоб заставить их ошибаться и реагировать на наши вызовы.

Может, стоит играть на опережение?

Сейчас, думаю, внимание Путина переключится на Молдову. Задача Москвы - окружить Украину со всех сторон. С Белоруссией уже все понятно. Лукашенко - и вашим, и нашим. А такие игры заканчиваются плохо. Если он допустит проход российских войск через Беларусь, ему это сильно икнется. Пугать народ только одной фразой "вы что, хотите Майдан?"... Я не пожелаю ни одной стране, чтоб там проливалась кровь, но авторитарным режимам всегда приходит печальный конец.

Но незанятой точкой все-таки остается Молдова. Там скоро выборы. В Приднестровье находится российский контингент в полторы тысячи военнослужащих.

Этот контингент вроде бы заблокирован Украиной.

Летают туда самолеты под видом гражданских. Проводят ротации в гражданской форме одежды. Имея 800 метров Дуная, они могут свободно заходить в устье и вести разгрузку техники. Но на этот коварный план россиян у нас уже есть свои ответы.

"Россия блефует"

Насколько опасна для Украины и черноморского региона в целом дестабилизация в Турции?

В последнее время произошло политическое сближение Украины и Турции. Визиты, встречи на разных уровнях... Недавно к нам в Одессу приезжал командующий Военно-морскими силами Турции.

Доминирующей в черноморском регионе, конечно, была Турция. Черноморский флот РФ даже близко нельзя было сравнить с турецким, пока не был аннексирован Крым и Россия не перебросила "Бастионы", "Балы", "Буяны" (ракетные комплексы. - Ред.) и новые фрегаты с лодками... Хотя это тоже своего рода блеф. А есть ли эти "Калибры" на этих кораблях? Ракета "Калибр" стоит очень дорого. Я не верю, что у россиян есть боекомплект на всех судах.

В Каспийском море они продемонстрировали, что есть, обстреляв Сирию.

Это пыль в глаза. Нет у них такого потенциала, как хочет показать Путин. Да, пока у нас нет средств, чтобы определить точность стрельбы "Калибрами". Но у наших заокеанских друзей такие средства есть. И я уверен, что они проследили, куда попала каждая из 43 ракет. Одному высокопоставленному лицу я задал прямой вопрос: "Скажите, они попали?". Ответ был: "Часть упала в Иране".

Недавно закончились совместные учения Украины и стран-участниц НАТО Sea Breeze. Впервые за много лет они были настолько масштабными. И впервые не было видно протестующих гражданских в Украине, которые выступают против сотрудничества с НАТО.

В стране, где идет война и расставлены акценты, кто агрессор, кто потерпевший, а кто партнер, малейшие попытки протестовать и блокировать такие мероприятия должны жестко пресекаться вплоть до уголовной ответственности. Крым научил. Луганская область меня научила. И если мы зашли в Бессарабию, то мы ее уже не отдадим. А если у кого-то там есть мысли встречать зеленых человечков - на шлюпку и в Крым!

Во время Sea Breeze были охвачены все фазы, 25 кораблей, среди которых и фрегат, и эсминец, и большой десантный корабль. Был задействован авиационный компонент - 23 самолета и вертолета, высадка десанта. Проводилась высадка морпехов в трех милях от берега. Было проведено слаживание тактических групп кораблей. Но самое главное - это работа многонационального штаба по одним стандартам. Накануне наши офицеры прошли курсовую подготовку по стандартам НАТО и уже с учетом этой подготовки работали в совместном штабе.

По результатам Sea Breeze могу сказать, что между Украиной и НАТО полное взаимопонимание. Еще рано говорить о стопроцентной совместимости, но "Сагайдачный" (фрегат "Гетман Сагайдачный". - Ред.) вместе с вертолетом получил оценку второго уровня, что означает, что он уже работает по стандартам НАТО. Украинские ВМС могут действовать в составе натовских группировок и могут быть внесены в состав сил и средств НАТО по выполнению задач.

"Арест Константинова спас бы Крым"

Вы были непосредственным участником крымских событий начала 2014 года.

Да, и я считаю, что кампанию, которую развязал Путин против Украины, можно было остановить еще в Крыму. У нас было ограниченное время для принятия решений, но оно было. Мне казалось, что все должно быстро закончиться, как в Грузии: зашли - вышли. Существуют же международные институты безопасности: ООН, ОБСЕ, блоки, международные договоры и Будапештский меморандум, который гарантировал Украине территориальную целостность. Скорее всего присутствовали внешние факторы влияния на тогдашнее руководство. И в итоге непредсказуемый товарищ из Кремля сделал то, что сделал.

Как вы думаете, почему не сработали международные институты безопасности?

Мир не был готов к тому, что один безумец с больными амбициями может наплевать на весь устоявшийся порядок. Ему это удалось в Грузии, в других грязных играх, это ничему не научило Запад, и Путин пошел до конца. Может, если бы мы начали стрелять в Крыму, он бы отступил. Не знаю, говорят, на тот случай, если бы Украина начала оказывать сопротивление, россияне предусмотрели эвакуацию семей военнослужащих Черноморского флота РФ и внезапный эвакуационный канал военной группировки.

Мы не были готовы к нападению. Управление было нарушено. А самое главное - разрушена система управления. Я дал команду батальону морской пехоты выходить на Перекопск, а комбат докладывает: я вырваться не могу, потому что вокруг части уже второе кольцо блокады, минные шлагбаумы, замечены лежки снайперов, выдвинуты "грады". Уже было поздно.

Никто не ожидал, что сдастся руководство Военно-морских сил. Тот же Березовский (Денис Березовский, командующий ВМС Украины, перешедший на сторону врага. - Ред.), те же перепуганные Шакура, Елисеев (вице-адмирал Сергей Елисеев и контр-адмирал Дмитрий Шакура, также перешедшие на сторону РФ. - Ред.)...

Думаете, основная проблема в командовании ВМС, а не в политическом руководстве?

Все были растеряны. А для России это не были внезапные решения. Агрессия против Украины готовилась не один и не два года. Первой репетицией захвата Крыма были события вокруг косы Тузла в 2003 году. Я тогда был командиром полка, и все это происходило на моих глазах. У меня тогда дислоцировалась группировка, которая должна была выдвинуться в случае обострения обстановки. Тогда нас спас реактивный дивизион, выдвинутый на огневые позиции. Один залп - и строительство бы закончилось. Но что интересно, сразу после Тузлы наш полк сократили, ушли и реактивный дивизион, и танковый батальон.

Если бы сейчас вернуть 2014 год, вы бы поступали по-другому?

Если бы мне вернуть время на 7 часов утра 27 февраля 2014 года, я бы сделал один ход, который мог Крым спасти. Я бы арестовал Константинова (Владимир Константинов - председатель Верховного совета Крыма на момент аннексии. - Ред.). Если бы я знал... Арестовал бы Константинова, его замов, не пустил бы Верховный совет в здание парламента. Сделали бы это - они бы не смогли провести фейковый референдум. Ельцин в 1993 году расстрелял свой парламент, вот так же надо было расстреливать крымский. Зная, что там одни террористы, почему бы не взорвать это здание? А знаете, что еще интересно? В октябре-ноябре 2013 года проводились учения СБУ с привлечением всех силовых структур по деблокации крымского парламента.

Какую часть имущества украинского флота россияне вернули после аннексии Крыма? И что с остальным имуществом сейчас?

Я знаю, что наши корабли стоят в отдельной бухте, где написано "техника иностранного государства". По береговой компоненте вернули один батальон БТРов, один танковый батальон и автомобильную технику, которая им была не нужна. Все хорошее они оставили себе. Это два комплекта БТР-80, два батальона БМП и всю артиллерию.

Артиллерия и броня скорее всего используются в Донбассе. В мае 2014 года я видел у сепаратистов автомат, который числился в первом батальоне морской пехоты. Это легко проверяется, есть номерной учет. В 2014 году россияне специально начали заводить на Донбасс танки Т-64БМ, которые стоят только на вооружении украинской армии (в российской - Т-72, Т-90 разных модификаций). Якобы "ополченцы" захватили их у украинской армии. Да, не скрою, были единичные захваты во время боев. Но первые зашедшие Т-64 проходили через российский Донецк, находящийся напротив Изварино. Я это знаю, потому что у меня была огромнейшая сеть информаторов и мне докладывали о прохождении каждой единицы техники. Откуда были эти танки? С базы хранения на Алтае. Есть даже снимки погрузки Т-64 на "Русланы". Я вообще даже не представляю, в какую копейку России обходится содержание этой чмоты в Донецкой и Луганской областях, уже не говоря о стоимости присутствия профессиональной российской армии.

"Бить саботажников в пух и прах"

Так получилось, что ВМС вы возглавили на волне народного доверия. Волонтерское сообщество добивалось смещения предыдущего командующего Гайдука и поддержало вашу кандидатуру.

Оценку предыдущему командованию я давать не могу. Это будет некорректно. Да, были прорехи. Но потенциал ВМС остался. А то, что были неправильные взгляды на развитие флота... Сейчас, насколько я знаю, старый коллектив соглашается с новыми требованиями. Когда я только пришел, было сопротивление. Но пока я командую, я никому не позволю впустую расходовать ресурсный потенциал, который нам дает государство.

Я встречался с волонтерами. Были разношерстные вопросы. Очень остро на сегодняшний день стоит проблема социального характера, особенно что касается обеспечения жильем, дислокации частей, вышедших из Крыма. Стучимся во все двери по поводу повышения потенциала корабельного состава.

Если Украину отрезать от моря, страна потеряет статус транзитной. И тогда можно будет направо-налево кромсать и центр, и запад Украины. Все эти вопросы мне задавали наши партнеры из США, из Великобритании: а вы считали, сколько вы потеряете, если будут нарушены морские коммуникации? Морские коммуникации нужно охранять. Нельзя позволить агрессору хозяйничать в Черном море. Мы рассматриваем привлечение всех возможных средств, какие только можно изготовить на собственных производительных мощностях. И, честно говоря, если военные понимают необходимость, то от гражданских руководителей иногда бывает такое сопротивление... Сейчас военное время. У нас идет война. Каждое промедление, затяжка в ремонте вооружения, каждая неправильно потраченная гривна - это преступление. Например, десантный катер "Сватово" ремонтируется уже на протяжении года. Деньги выплачены. Я приехал - работа кипит, сварочные аппараты сверкают. Как только я уехал, все свернули. Я директору сказал: "В следующий раз приеду с батальоном морской пехоты и выгоню тебя с завода".

Да, меня поставили на эту должность с надеждой, что я разобью всех в пух и прах. И я буду бить по саботажным местам.

Одной из причин недовольства вашим предшественником был саботаж реформы ВМС, предложенной экспертами НАТО. Осенью 2015 года в Брюсселе командование ВМС представило совсем не тот документ, который был разработан и согласован накануне с натовцами. Это вызвало, мягко говоря, непонимание со стороны западных партнеров Украины. Удалось ли разрешить эту конфликтную ситуацию? И что происходит сейчас с реформой ВМС?

Реформа уже идет. В мае-июне у меня и других офицеров командования состоялось две встречи с экспертами НАТО. Мы пришли к единому пониманию по всем моментам. Это разделение функций подготовки войск и управления, передача полномочий нижестоящим командованиям и так далее.

Но проект реформы касался не только командной структуры.

Что касается корабельного состава. Уже сейчас готовится постановление Кабинета министров по списанию всего ненужного хлама, который висит на балансе ВМС. У нас очень много кораблей и судов, которые просто стоят и вытягивают на себя ресурсы. Также есть политическое решение о демилитаризации недостроенного крейсера "Украина", который пойдет на запчасти другим судам. К сожалению, вовремя этот крейсер не продали, а теперь он стоит и только тянет деньги. Нам нужны малые катера прибрежной зоны, способные сдерживать выходы группировок в северо-западной части Черного моря.

Согласно стратегии развития ВМС, предложенной экспертами НАТО, командующий ВМС должен быть политической фигурой и находиться в Киеве.

А вы до сих пор в Одессе.

Вообще этот вопрос поднимался, еще когда прописывалась программа развития ВСУ на 2006-2011 годы. Штабы командований должны были остаться на местах, а командующие должны были находиться в Киеве возле министра обороны и начальника Генерального штаба - там, где решаются вопросы развития Вооруженных сил.

И дополнения от фейсбука Ольги Решитиловой
Но поскольку этот текст ориентирован на внешнюю аудиторию, в него не вошли некоторые фрагменты, очень важные для украинского читателя, в том числе волонтеров, которые столько сделали для смены командования ВМС и начала их реформирования.

Как и обещала, я публикую эти фрагменты тут. К сожалению, это не все. По желанию самого Игоря Александровича не опубликованными останутся вопросы о его пребывании в Луганской области в 2014 году и борьбе с "добровольческими ОПГ", о Надежде Савченко и БТР-60. Наверное, всему свое время:)

Нам нужны малые катера прибрежной зоны, способные сдерживать выходы группировок в северо-западной части Черного моря, говорит Игорь Воронченко. - Основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа “Лань”, который будет сдерживающим фактором агрессора в Черном море.
Где будет строиться “Лань”?
На «Ленинской кузне». Если будут позволять мощности, то еще и завод им. 61 коммунара. Все нападки сейчас на “Ленинскую кузню”.
Логично. Это актив президента.
Хорошо. Так пускай скажут, кто сейчас может построить корабль, кроме “Ленинской кузни”.
Черноморский судостроительный…
Мощности есть, но позиция руководства непонятна. “61 коммунар” еле-еле отремонтировал “Прилуки”. Если мы заберем профессионалов с Черноморского судостроительного завода, поменяем руководство на “61 коммунаре”, реконструируем завод, тогда там можно будет строить.
А что с проектом “Корвет”?
“Корвет” на 20% готов. 7 секций и надстройка уже есть. Артустановки готовы, турбина лежит в Николаеве, дизеля для снабжения энергосистемы готовы в США. Очень удачный проект. По функционалу он практически не уступает натовским кораблям такого класса. Стоимость завершения проекта - около 5 миллиардов гривен.

В очень ответственный период, во время боевых действий вы были назначены начальником Главного управления по персоналу Генерального штаба ВСУ. Многие считают, что реформирование украинской армии не удается как раз из-за провальной кадровой политики, из-за того, что на местах остаются старые кадры…
Да, наша кадровая политика страдает от советского наследия. Чем отличается наш постсоветский командир от натовского? Тем, что натовский командир говорит подчиненному, что он хочет видеть, а наш будет рассказывать, как это делать. Советская кадровая политика обязывает офицера прошагать от командира взвода до командира дивизии по всем ступеням. Это губительно. Во всех ведущих армиях мира карьерный рост происходит следующим образом: дошел офицер до определенного уровня, теперь он должен понять, что такое штаб, опускается в штаб, после чего возвращается обратно на командную стезю. Офицер должен быть всесторонне осведомлен.
Что сделано на протяжении двух лет? Мы заменили основное командирское звено - командир батальона, замкомандира бригады, командир бригады. Практически все командиры бригад сменены. Те, которые проявили себя, сейчас находятся на должностях в оперативных командованиях и в Генштабе. Много нюансов возникает в органах военного управления. На наши плечи выпало то, что нам пришлось формировать четыре оперативных командования вместо двух и создавать заново бригады. Это требовало изыскания обученного кадрового потенциала, а у нас его не было. Офицеров запаса согласно реестру и по данным военкомата - 500 тысяч человек. Но с каждой волной мобилизации процент призыва офицеров уменьшается. Не хотят идти. Боятся. Только истинные патриоты и настоящие сыны Украины пошли защищать страну и стали в строй.
Вы довольны качеством персонала на сегодняшний день?
Я не могу дать четкую оценку. У нас крайности. Есть офицеры, которые быстро нашли себя, быстро стали в командирскую или штабную колею, не взирая на то, что много лет провели на гражданке. Есть те, которые пришли “отбыть номер” или корыстными намерениями. Все эти фамилии у меня в голове записаны. Но в большинстве случаев могу дать позитивную оценку.
Я уже докладывал об этом начальнику Генерального штаба: согласно долевым показателям у нас зашкаливает штатно-должностная категория “полковник”. А ту работу, которую у нас в Генеральном штабе выполняют полковники, могли бы делать капитаны или сержанты. Но процесс трансформации в новые органы управления идет, и я думаю, вскоре он придет к логическому завершению.
Генштаб проходил функциональное исследование американской компанией. Они оценили позитив в кадровом реформировании, которое мы провели на протяжении последних лет. Я считаю, что оценивание кадров должно проходить и в мирное, и в военное время. И со всеми рекомендациями, которые получаем от западных партнеров, мы справляемся. Так что все идет по плану.

Как сообщает информационное агентство "УНИАН" со ссылкой на одеcский ресурс "Думская нет", президент Украины Петр Порошенко уволил командующего Военно-морскими силами страны Сергея Гайдука (на фото).


"Вице-адмирал Сергей Гайдук, чья деятельность во главе национального флота неоднократно критиковалась с разных сторон, уволен", - говорится в сообщении.

«Учитывая позицию волонтеров и общественности и учитывая системные недостатки в исполнении служебных обязанностей, а также низкий авторитет среди служебного состава, принял решение освободить Сергея Гайдука с должности командующего Военно-морскими силами ВСУ», — написал украинский президент Пётр Порошенко написал в сети Facebook.


Также стало известно, что Сергей Гайдук после задержания в марте 2014 года сотрудниками ФСБ России в здании штаба военно-морских сил Украины в Крыму передал российским спецслужбам дела всех офицеров флота.

Среди других нарушений обнаружилась растрата 1,5 млн гривен (58 тыс. долларов), выделенных на ремонт камбуза флагмана украинского флота фрегата «Гетман Сагайдачный». Закупленное технологическое и холодильное оборудование не смогли установить из-за непригодности к эксплуатации на боевых кораблях.

Кроме того, командующий ВМС Украины Сергей Гайдук оказался замешан в кумовстве. По данным украинских СМИ, сын командующего флотом, старший лейтенант Евгений Гайдук был отправлен в Канаду на языковые курсы, а в штабе флота служит падчерица действующего контр-адмирала Дмитрия Тарана. Данные факты противоречат закону Украины «О противодействии коррупции».


Во время крымских событий в марте 2014 года Андреевский флаг ВМФ России подняли 54 из 67 кораблей и судов ВМС Украины (в их числе 8 боевых кораблей и единственная подводная лодка украинского флота, дизель-электрическая ПЛ «Запорожье»). В Главном штабе ВМФ России сообщили, что «Запорожье» неисправна и не будет использоваться. ВМС Украины лишились и единственного военно-морского учебного заведения — севастопольской Академии военно-морских сил имени П.С. Нахимова.

В своем заявлении РИА Новости губернатор Севастополя вице-адмирал запаса Сергей Меняйло отметил, что выводы о своем генералитете Украина сделала лишь спустя два года.

«О каком авторитете может идти речь, если после референдума командующий Черноморским флотом Александр Витко прибыл в штаб ВМС Украины, чтобы встретиться со своим коллегой, и его там не нашел? Был только пустой кабинет, а через два часа обнаружили командующего в подсобке, переодетого в халат рабочего.


Фактически все эти „дутые герои“ бросили личный состав на произвол судьбы. Думали лишь о том, как унести ноги, а потом на украинском телевидении рассказывали, как они, запутывая следы и отстреливаясь, героически покидали Крым. Хотя ни для кого не секрет, что всех украинских военных, кто пожелал покинуть территорию полуострова, отпустили без каких-либо вопросов и проблем», — отметил Меняйло.

Крым и Севастополь стали российскими регионами после проведенного там 16 марта 2014 года референдума, на котором большинство проголосовавших высказались за воссоединение с Россией.

В Москве заявляют, что проведение референдума в Крыму соответствует нормам международного права и Уставу ООН. Украина по-прежнему считает Крым своей, но временно оккупированной территорией.

УНИАН отмечает, что новым командующим ВМСУ назначен бывший заместитель по береговой обороне, участник АТО генерал-лейтенант Игорь Воронченко, "пользующийся авторитетом среди подчиненных и проявивший себя с самой лучшей стороны во время оккупации Крыма и на фронте".


На фото генерал-лейтенант Вооруженных сил Украины Игорь Воронченко (с) qha.com.ua

Официальное представление комфлота состоится в субботу на борту флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный", который в преддверии этого события ошвартовался у 15-го причала одесского Морвокзала.

Игорь Воронченко родился 22 августа 1964 года в пгт Бабаи Харьковской области. Окончил Ташкентское танковое училище, служил в Группе советских войск в Германии, потом в Белорусском военном округе.

После распада СССР принял присягу на верность народу Украины. До 2003 года служил в Национальной гвардии, командовал механизированным полком, который после реорганизации НГУ во Внутренние войска МВД был передан Вооруженным силам и развернут в войска береговой обороны ВМСУ. Во время крымских событий занимал пост замкомандующего флотом по береговой обороне. Был командующим силами АТО в Луганской области.

Последняя должность - начальник Главного управления персонала Генштаба.

5 июня российские и украинские масс-медиа растиражировали заявление главнокомандующего ВМСУ Игоря Воронченко о том, что военному судостроению «незалежной» грозит «точка невозврата», если Киев не сможет найти деньги на достройку корвета серии «Владимир Великий».

И хотя заявление вице-адмирала было сделано еще 24 мая - в Николаеве, на сборах Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», - неординарная тема украинского военного судостроения действительно достойна того, чтобы ее внимательно рассмотреть.

Какой ты, Игорь, моряк?!

Воронченко, заметим, сам по себе является в ВМСУ довольно неординарной фигурой. Напомним, что данный вице-адмирал - выпускник Ташкентского высшего танкового командного училища, то есть по своей «специальности» Игорь Воронченко - стопроцентный танкист.

Ни разу не командовавший даже шлюпкой Воронченко внезапно стал флотоводцем в апреле 2016 года, когда Петр Порошенко выгнал в отставку предыдущего командующего ВМСУ вице-адмирала Сергея Гайдука , закончившего, кстати, ЧВВМУ им. П.С. Нахимова - то есть хоть как-то разбиравшегося в делах корабельных.

Объяснялась эта адмиральская рокировка так.

Прежде всего, после известных событий в Крыму корабельная составляющая ВМСУ предельно деградировала. В новых условиях на первое место по важности там выходил не плавсостав, а части морской пехоты, которые, к тому же, можно было использовать в Донбассе. Соответственно, новый командующий ВМСУ должен был быть компетентным прежде всего в вопросах сухопутных, а не морских операций.

Помимо этого, Петру Порошенко во главе ВМСУ нужен был человек, на практике доказавший свою верность новому киевскому режиму - причем не громкими заявлениями, а делом. «Танкист» Воронченко, успевший побывать командующим силами АТО в Луганской области, этим критериям соответствовал куда лучше, чем «моряк» Гайдук.

Тем не менее, несмотря на логичность смены командующего ВМСУ, появление на Украине целого вице-адмирала, не имеющего профильного военно-морского образования, потянуло, конечно, на абсурд.

Адмиральский плач

Но вернемся к скандальному заявлению пана танкиста от 24 мая. Если переформатировать этот «адмиральский плач» в тезисы, то получим следующее.

Воронченко наконец-то осознал, что украинское «ассорти» из постоянно ремонтирующегося «Гетмана Сагайдачного», лишенного ударного вооружения, плюс стайки разномастных катеров - это не флот. И что для флота нужны плавединицы покрупнее пресловутых «стелс-бронекатеров», кое-как построенных на личном заводике Порошенко:

«У нас есть море, мы должны защищать наши интересы как в исключительной морской экономической зоне, так и в мировом океане, - заявил Воронченко. - А без соответствующих классов кораблей, типа такого, как корвет, мы ничего не можем сделать».

Озаренный этой недюжинной догадкой Воронченко вспомнил, что где-то на задворках когда-то мощнейшего в СССР, а затем превращенного Украиной в руины кораблестроительного комплекса в Николаеве стоит (и давно!) недостроенный корпус украинского корвета.

Воронченко решил его достроить.

Однако кто-то подсказал Воронченко, что для достройки корвета нужен не только приказ, но и деньги. Заметим, что вообще-то там нужны еще и, как минимум, соответствующие компетенции, но это ведь сущие мелочи.

Поняв и это, Воронченко пошел клянчить деньги в Киев.

В столице «незалежной» прониклись адмиральскими страданиями и выделить гроши согласились. Мало того, кабмин Украины своим постановлением от 22 ноября 2017 года № 879 пообещал в полном объеме возобновить финансирование программы строительства на Украине военных кораблей типа «корвет».

В переводе на русский язык, это означало, что кабмин пообещал Воронченко дать аж 32 млрд гривен (75 млрд руб.) не только на достройку головного корабля проекта 58250 типа «Владимир Великий», но и на постройку еще трех таких же единиц.

Ликующий Воронченко ликовал до середины мая 2018 года, когда внезапно выяснилось, что кабмин Украины живет по принципу «пообещать - не значит жениться». Вновь процитируем Воронченко:

«Констатирую факт: вроде бы все мужи государственные подписывают постановления, но средства считают после того, как подписали. Буквально 2 недели назад пришло письмо, что нет в государстве средств соответствующих…»

После этого переставший ликовать Воронченко поскакал бить в набат:

«Я обратился в администрацию президента, к депутатскому корпусу, к министру и начальнику генерального штаба и получил поддержку от министра. Сейчас рассматривается вопрос, чтобы все-таки во втором полугодии этого года средства были найдены. Как угодно, но 1 млрд 361 млн грн. дайте на флот. Потому что если мы не вложим соответствующий финансовый ресурс, то точку невозврата пройдем!..»

Вот за эту вице-адмиральскую «точку невозврата» СМИ и ухватились, всячески ее смакуя. Но весь смех даже не в этом.

«Мощные работы» в лопухах

Вообще-то, как это явствует из исторических реалий, точку невозврата ВМСУ прошли прямо в момент своего образования. Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт - ВМСУ получили 137 плавединиц. А затем…

Затем в игру вступили: разрыв отраслевых цепочек, утрата возможностей по кооперации с поставщиками комплектующих из других бывших республик СССР, в первую очередь из России, недофинансирование, утрата компетенций и подготовленных кадров, стремительное устаревание производственной базы, формирование и распределение гособоронзаказа в соответствии с пожеланиями частных лоббистов и т.п, включая откровенный «дерибан».

В итоге, к концу 2012 года доставшаяся Украине корабельная армада «ужалась» до 2-3 десятков плавединиц, а события «Крымской весны» окончательно превратили ВМСУ то ли в «тень отца Гамлета», то ли в водный филиал цирка-шапито.

Нет, амбиций от этого у ВМСУ меньше не стало. Достаточно вспомнить выступление 15 сентября 2015 года на встрече с курсантами факультета военно-морских сил Одесской национальной морской академии приснопамятного вице-адмирала Гайдука. Тот гордо объявил:

«До конца 2020 года в составе ВМС Украины должно быть 66 кораблей и судов обеспечения, 31 летательный аппарат, войска береговой обороны, мощные артиллерийские подразделения, морская пехота, другие части обеспечения».

Мало того, Гайдук нокаутировал своих слушателей сообщением, что в государственной целевой программе развития вооружения и военной техники до 2020 года предусмотрена закупка двух современных малых подводных лодок и «новейших ударных вертолетов от концерна Антонов». Надо ли говорить, что обещания Гайдука так и остались обещаниями?

Впрочем, иначе и быть не могло. Потому что разрыв отраслевых цепочек, утрата компетенций и прочие уже упоминавшиеся нами явления, «под корень рубящие» украинский потенциал в области военного кораблестроения, после «Евромайдана» не только не исчезли, но и многократно усилились.

Наглядным доказательством украинской кораблестроительной импотенции как раз и стала та самая, фигурировавшая в стенаниях Воронченко, программа постройки собственных корветов.

Напомним, как все происходило.

Проектировать собственный корвет проекта 58250 украинцы начали еще в начале 2000-х годов. Заложили его на «Черноморском судостроительном заводе» в Николаеве 17 мая 2011 года.

Осознавая, что постсоветская Украина в одиночку боевой корабль водоизмещением даже в 2650 тонн не потянет, строители корвета исходно рассчитывали на широкую международную кооперацию. Предполагалось, что «Владимир Великий» на 60% будет оснащен украинским оборудованием, а вот боевую информационную систему и все системы вооружения получится приобрести у партнеров из Италии, Швейцарии, Франции, Германии, США, Дании и Нидерландов. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

Теоретически украинцы планировали до 2026 года построить 10–12 корветов для себя и несколько единиц - на экспорт. Практически же «Черноморский судостроительный завод» к лету 2014 года сумел, по официальным данным, довести готовность корпуса головного корабля до 43 процентов. На этом какие-либо строительные работы из-за отсутствия грошей прекратились. Лишенный носа и кормы фрагмент корпуса «Владимира Великого» остался ржаветь в зарастающем лопухами цеху.

15 сентября 2015 года на все той же встрече с курсантами вице-адмирал Сергей Гайдук сообщил, что на корвете «идут мощные работы по достройке». Позже выяснилось, что эти «мощные работы» свелись к тому, что недостроенный фрагмент корпуса корвета передвинули из одного угла цеха в другой - чтобы не мешал.

В последующее время военное руководство Украины не раз с пафосом сообщало, что «программа «Корвет» - это последняя возможность поднять судостроение в стране, что больше такого шанса не будет» и что «корвету быть». Но слова оставались словами, официально «выделенные» на достройку корабля гривны рассасывались в никуда, и дело с мертвой точки не сдвигалось.

Если же деньги на кораблестроение вдруг и удавалось найти, то они неизменно утекали куда?.. Правильно - на принадлежащее Порошенко киевское предприятие «Кузница на Рыбальском», занимавшееся постройкой малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 «Гюрза-М».

Судя по майскому выступлению Игоря Воронченко, эта «удивительная» тенденция до сих пор остается неизменной. И, уверяем вас, будет оставаться таковой вне зависимости от того, кто является президентом современной Украины. Потому что для того, чтобы «Владимир Великий» вошел в строй, одного возобновления финансирования постройки корабля будет мало. Надо, чтобы еще и время повернулось вспять, а современная Украина превратилась в УССР 1980-х годов. Ну, а поскольку это невозможно, то невозможна и реализация Украиной программы постройки корветов на собственной территории.

Железный крест

Повторим, точку невозврата ВМСУ миновали прямо в момент своего появления в качестве одного из видов вооруженных сил современной Украины. Помнится, в прошлом году ВМСУ отпраздновали свой 25-летний юбилей, по случаю чего даже был учрежден особый памятный нагрудный знак - «Железный крест».

И ведь правильно был учрежден-то, и назван был новый нагрудный знак тоже правильно! Потому что к тому моменту минуло ровно четверть века, как Украина поставила железный крест на будущем своего флота.

Игорь Александрович Воронченко (род. 22 августа 1964, Бабаи, УССР, СССР) - Главнокомандующий Военно-морскими силами Украины, вице-адмирал.

Биография

Игорь Воронченко родился в поселке городского типа Бабаи, Харьковская область. Окончил Ташкентское высшее танковое командное училище, после чего проходил службу в группу советских войск в Германии, где командовал танковым взводом. В 1988 году вернулся в Советский Союз, служил в Белорусском военном округе на должностях командира танковой роты и начальника штаба танкового батальона.

После распада СССР прибыл на Украину и проходил службу в Национальной Гвардии Украины в Харькове. С 1998 по 2003 год на территории Крыма командовал полком, изначально относившиймся к 7 дивизии НГУ, а впоследствии преобразованным в 501-й отдельный механизированный полк (в/ч А0669).

Указом Президента Украины № 670/2013 от 6 декабря 2013 года Игорю Воронченко было присвоено звание генерал-майора.

Во время крымских событий занимал пост заместителя командующего флотом по береговой обороне. Был командующим силами АТО в Луганской области. Впоследствии занимал должность начальника Главного управления персонала Генштаба.

После того, как президент Украины в апреле 2016 года отправил в отставку командующего ВМС Сергея Гайдука, Воронченко фигурирует в прессе как кандидат на должность Командующего ВМС Украины.

25 апреля 2016 года Президент Украины Петр Порошенко назначил исполняющим обязанности командующего Военно-морскими силами Украины генерал-лейтенанта Игоря Воронченко.

2 июля 2016 года Президент Украины Пётр Порошенко назначил Игоря Воронченко командующим Военно-морскимии силами Вооружённых сил Украины с присвоением ему звания «вице-адмирал» (указ № 282 от 2.06.2016).

Отличия и награды

  • Орден Данилы Галицкого
  • Медаль «За безупречную службу» III степени
  • Отличие Министерства обороны Украины «Доблесть и честь»
  • Медаль «За добросовестную службу» I степени
  • Медаль «10 лет Вооруженным Силам Украины»
  • Медаль «15 лет Вооруженным Силам Украины»
Поделиться: