Синяя птица, метерлинк морис. Синяя птица, метерлинк морис Пересказ о птицах

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит детям отправиться на поиски Синей Птицы, Её раздражает, что дети не различают вещей очевидных. “Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое”, – говорит Берилюна и

дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть “душу вещей”. Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками “Мое маленькое божество!” прыгает вокруг Тильтиля. Кошка

жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из её потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.
Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, “до человека”, которого она именует “деспотом”, все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.
Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности – приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля – все, кроме Пса, – в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад – сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают – дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.
Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.
Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. “Где же мертвые?.. – Мертвых нет…” – обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.
В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света,
Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.
Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей – удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой – Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря – час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение – это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.
У ограды с зеленой калиткой – Тильтиль не сразу узнает родной дом – дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. “Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…” – говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними “в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе”, в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.
Хижина дровосека волшебно преобразилась – все здесь стало новее, радостнее. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке – девочка нездорова, не встает, доктор говорит – нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, – хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: “Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…”

VK. init({apiId: 2798153, onlyWidgets: true}); VK. Widgets. Comments(“vk_comments”, {limit: 20, width: “790”, attach: “*”});


Год написания: 1908

Жанр произведения: пьеса

Главные герои: Тильтиль и Митиль - дети, Берилюна - фея.

Сюжет

В преддверии Рождества, дети дровосека просыпаются ночью от чудной музыки дома напротив. Тильтиль и Митиль встречают старую женщину. Это фея Берилюна. Он дает задание детям найти Синюю птицу. Тильтиль получает подарок - шапочку с алмазов. Повернув его можно видеть скрытые души всего окружающего. Вначале дети идут в Страну Воспоминаний, где видят много умерших родственников. И хотя там они получили синего дрозда - по уходу птица сменила окрас на черный. Митиль и Тильтиль отправились во дворец Ночи. Но и там не было птицы, способной выдержать дневной свет. В лесу дети едва не погибли от деревьев, которые были в обиде на отца дровосека. Душа Света посоветовала чуть повернуть алмаз для обезвреживания деревьев и это послужило спасением. Посещение кладбища и Дворца блаженств не дало желаемых результатов. В Царстве Будущего только много детей. Найти птицу не удалось. Дети проснулись и рассказали маме о путешествии. Пришла соседка Берленго очень похожа на фею. Её больной дочке Тильтиль дарит «Синюю птицу» - горлицу, но та улетает. Мальчик обещает вернуть ее.

Вывод (мое мнение)

Важно на миг остановиться и понять, зачем ты живешь, что можешь принести на землю. Смотря в глубину происходящего можно изменить восприятие мира. Просто так найти и удержать счастье невозможно. Нужен упорный труд и целеустремленность. Пьеса побуждает не опускать рук.

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна.

Она велит детям отправиться на поиски Синей птицы. Ее раздражает, что дети не различают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает.

Появляются Души Часов, Души Караваев, Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка жеманно и недоверчиво протягивает лапу Митиль. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах.

Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом.

Это Душа Света. Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание. Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно.

И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей. Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Возглавляет их Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает.

При появлении Феи, детей и Души Света все затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильти-ля. Перед дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя, а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения.

Там Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми, пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который показался им совершенно синим. Но когда Тильтиль и Митиль покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной. Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата ее тайн.

Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери.

Из-за одной выскальзываютнесколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть но вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы.

Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю птицу, что переносит свет дня. Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека.

И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья во мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту. Дети ищут Синюю птицу на кладбище.

В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мертвые?..- Мертвых нет…» — обмениваются репликами Тильтиль и Митиль. В поисках Синей птицы дети оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны.

Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу.

Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями. Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети.

Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись.

Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети.

Появляется бородатый старик Время с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света.

Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю птицу. У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку…

» — говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова.Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в ее власти.

Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей… звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.

Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новым, радостным. Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль сладко снят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на Фею Берилюну.

Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю птицу. Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она рассказывает о своей внучке — девочка нездорова, не встает, доктор говорит: нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей птицей. Он отдает клетку с птицей соседке.

Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой, необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом, улетает.

Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Год: 1908 Жанр: пьеса

Главные герои: Тильтиль и Митиль - дети, фея Берилюна.

К двум детям приходит фея, которая просит их найти Синюю Птицу, чтобы излечить ее внучку. В помощь им она дает волшебную шапочку и души предметов. Они отправляются в путешествие в Страну Воспоминаний, замок Ночи, лес, кладбище, Сады Блаженств и Лазоревый Дворец. Однако птицы нигде не находят. Проснувшись утром дома, к ним приходит соседка, похожая на фею. Узнав о болезни ее внучки, мама детей уговаривает сына отдать девочке его горлицу. В глазах мальчика горлица превращается в Синюю Птицу. Однако при передаче девочке, птица улетает. Мальчик обещает найти новую птицу.

Рассказ учит тому, что не надо искать счастья где-то, оно всегда ждет рядом, надо только уметь его заметить.

Читать краткое содержание Метерлинк Синяя птица

В зимнюю ночь к дровосеку приходит старая и страшная женщина. Ее пускают в дом дети хозяина, Тильтиль и Митиль. Она утверждает, что им необходимо отправиться в путешествие, чтобы найти Синюю Птицу, ведь только она может излечить от болезни внучку старухи. Чтобы им помочь, она дарит Тильтилю волшебную шапочку. Если на ней крутить алмаз, то человек сможет видеть истинные души окружения. Когда мальчик повернул алмаз, все в доме начинает меняться и оживать. Старуха превращается в фею Берилюну, а домашние животные обретают внешность человека. Из различных вещей появляются их души. Внезапно кто-то постучал в дверь, и мальчик крутит алмаз. Все становится на свои места, однако Души Света, Огня, Воды, Хлеба, Сахара и Кошки с Собакой возвратиться не успели. Фея велит им также искать птицу, но большинство их них отказываются. Однако фея ведет всех в свой дворец. Там тайком души пытаются создать план бунта. Лидером выступает Кошка. Она утверждает, что если у человека окажется Синяя Птица, то он получит власть над душами всех вещей, стихий и животных. Один только Пес возражает Кошке. Фея, дети и Душа Света возвращаются и все успокаивается.

Первое место путешествия детей – Страна Воспоминаний. В этом месте они встречаются со своими умершими братьями и сестрами, а также – дедушкой и бабушкой. Они играют с детьми, а после – садятся обедать всей семьей. Перед уходом, Тильтиль и Митиль просят, чтобы им отдали синего дрозда. Однако, покинув Страну Воспоминаний, они видят, что птица стала черной.

Путники продолжают поиск и заходят во владения Ночи. Однако всех опережает Кошка и предупреждает хозяйку о прибытии гостей. Ночь не имеет права запретить людям открыть врата ее владений и только надеется, что дети ничего не смогут найти. При этом хозяйка хитрит и обманывает Тильтиля. Однако тот ее не слушает и потихоньку открывает двери комнат дворца, где живут признаки, болезни, войны и т.д. Когда он доходит до большой двери, Ночь говорит, что он уже достаточно увидел и эту точно открывать не следует, ведь здесь живут самые грозные видения. Все путники прячутся, кроме Тильтиля и Пса. Открыв дверь, они видят прекрасный сад, где порхает множество птиц с синим оперением. Путешественники радуются и ловят птиц, однако все они в скором времени гибнут, поскольку оказались не настоящими.

Далее дети ищут волшебную птицу в лесу и на кладбище, однако их опять сопровождает неудача. После они попадают в Сады Блаженств. Здесь путников Тучные Блаженства пытаются втянуть в свои забавы, но Тильтиль с помощью шапочки отстраняется от них. Немного далее дети видят иных, красивых существ и это оказываются домашние Блаженства. Они, узнав о появлении детей, призывают ангелоподобных существ – Великие Радости. Увидев Душу Света, Великие Радости величают ее как свою властительницу и просят, чтобы она откинула покрывало, и они могли познать новые Истины и Блаженства. Душа Света отвечает, что время еще не пришло. Обнявшись, она прощается с новыми знакомыми.

Последний пункт путешествия – Лазоревый Дворец в Царстве Будущего. Здесь дети встречаются с теми детьми, которые когда-то должны родиться, в том числе и со своим будущим братиком. Однако встретив Время, которое гневается, что они сюда пробрались, Тильтиль поворачивает камень на шапочке.

Путники оказываются дома, и всем пришло время возвращаться на свои места. Хлеб отдает Тильтилю пустую клетку. Хижина дровосека преображается, наступает день. Тильтиль и Митиль мирно спят в кроватках. Их будит мама, и они рассказывают ей о своем путешествии. Через некоторое время приходит их соседка Берленго, в которой дети узнают фею. Она вспоминает в разговоре о своей больной внучке, которой бы хотелось иметь горлицу Тильтиля. Мама просит сына отдать девочке птицу. Мальчик, смотрит в клетку, и видит, что вместо горлицы в ней сидит Синяя Птица. Соседка приводит внучку, которая удивительно похожа на Душу Света. Тильтиль начинает объяснять ей, как ухаживать за птицей, но та вырывается на свободу и улетает.

Картинка или рисунок Метерлинк - Синяя птица

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Честертон Тайна отца Брауна

    Отец Браун католический священник. На первый взгляд он совсем обычный человек. Его внешность даже немного смешная. Отец Браун довольно толстенький мужчина низкого роста.

  • Краткое содержание сказки Красавица и чудовище Перро

    В одном государстве проживало семейство богатого купца, состоящее из трех дочерей и сыновей. Самую младшую все звали Красавица, потому что она была прекрасна. Не по душе она была своим сестрам, так как она всем нравилась

  • Краткое содержание Волков Волшебник Изумрудного города

    Главная героиня произведения – девчушка, которую зовут Элли. У нее есть верный друг – пес по имени Тотошка. Однажды девочка вместе с Тотошкой попадают в необычную загадочную страну.

  • Краткое содержание Саймак Когда в доме одиноко

    Когда в доме одиноко, к этому можно привыкнуть. Но прежнее одиночество ощущается острее, когда в доме появляется живое существо. Именно это почувствовал старый фермер Моуз Эбрамс.

  • Краткое содержание Шекспир Буря

    Просперо - герцог и законный правитель города Милана. Его брат Антони при поддержке неапольского короля Алонзо, свергает Просперо. Вместе с маленькой дочерью Мирандой его сажают в ветхую лодку

Канун Рожде-ства. Дети дрово-сека, Тиль-тиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просы-па-ются. Привле-ченные звуками музыки, дети подбе-гают к окну и смотрят на рожде-ствен-ское празд-не-ство в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появ-ля-ется стару-шонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одно-глаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Бери-люна. Она велит детям отпра-виться на поиски Синей Птицы. Её раздра-жает, что дети не разли-чают вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Бери-люна и дает Тиль-тилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тиль-тиль наде-вает шапочку и пово-ра-чи-вает алмаз, все окру-жа-ющее чудесно преоб-ра-жа-ется: старая колдунья превра-ща-ется в сказочную прин-цессу, бедная обста-новка хижины оживает. Появ-ля-ются Души Часов, Души Кара-ваев, Огонь пред-стает в виде стре-ми-тельно двига-ю-ще-гося чело-века в красном трико. Пес и Кошка тоже приоб-ре-тают чело-ве-че-ский облик, но оста-ются в масках буль-дога и кошки. Пес, обретя возмож-ность облечь свои чувства в слова, с востор-жен-ными криками «Мое маленькое боже-ство!» прыгает вокруг Тиль-тиля. Кошка жеманно и недо-вер-чиво протя-ги-вает руку Митиль. Из крана начи-нает бить свер-ка-ющим фонтаном вода, а из её потоков появ-ля-ется девушка с распу-щен-ными воло-сами, в как бы стру-я-щихся одеждах. Она немед-ленно всту-пает в схватку с Огнем. Это Душа Воды. Со стола падает кувшин, и из разли-того молока подни-ма-ется белая фигура. Это робкая и стыд-ливая Душа Молока. Из сахарной головы, разо-рвав синюю обертку, выходит слащавое фаль-шивое суще-ство в синей с белым одежде. Это Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгно-венно превра-ща-ется в свето-зарную девушку несрав-ненной красоты под свер-ка-ющим прозрачным покры-валом. Это Душа Света. Разда-ется сильный стук в дверь. Тиль-тиль в испуге пово-ра-чи-вает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь стано-вится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успе-вают вернуться назад, в Молчание, фея прика-зы-вает им сопро-вож-дать детей в поисках Синей Птицы, пред-рекая им гибель в конце путе-ше-ствия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подо-брать каждому подхо-дящий наряд, фея уводит их всех через окно. И загля-нувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Во дворце Феи Бери-люны, пере-одев-шись в роскошные сказочные костюмы, души животных и пред-метов пыта-ются соста-вить заговор против детей. Возглав-ляет их Кошка. Она напо-ми-нает всем, что раньше, «до чело-века», кото-рого она именует «деспотом», все были свободны, и выска-зы-вает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окон-ча-тельно пора-ботит их. Пес яростно возра-жает. При появ-лении Феи, детей и Души Света все зати-хает. Кошка лице-мерно жалу-ется на Пса, и тому попа-дает от Тиль-тиля. Перед дальней дорогой, чтобы покор-мить детей, Хлеб отре-зает от своего брюха два ломтя, а Сахар отла-мы-вает для них свои пальцы (которые тут же отрас-тают вновь, поэтому у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тиль-тилю и Митиль пред-стоит посе-тить Страну Воспо-ми-наний, куда они должны отпра-виться одни, без сопро-вож-дения. Там Тиль-тиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих умерших братцев и сестриц. Оказы-ва-ется, что умершие как бы погру-жены в сон, а когда близкие вспо-ми-нают о них, пробуж-да-ются. Пово-зив-шись с млад-шими детьми, пообедав вместе со всем семей-ством, Тиль-тиль и Митиль торо-пятся уйти, чтобы не опоз-дать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им дрозда, который пока-зался им совер-шенно синим. Но когда Тиль-тиль и Митиль поки-дают Страну Воспо-ми-наний, птица стано-вится черной.

Во дворце Ночи первой оказы-ва-ется Кошка, чтобы преду-пре-дить хозяйку о грозящей опас-ности — приходе Тиль-тиля и Митиль. Ночь не может запре-тить чело-веку распах-нуть врата её тайн. Кошке и Ночи оста-ется только наде-яться, что человек не поймает насто-ящую Синюю Птицу, ту, что не боится днев-ного света. Появ-ля-ются дети в сопро-вож-дении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пыта-ется сначала обма-нуть, потом запу-гать Тиль-тиля и не дать ему ключ, откры-ва-ющий все двери в её дворце. Но Тиль-тиль пооче-редно откры-вает двери. Из-за одной выскаль-зы-вают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где нахо-дятся болезни, успе-вает выбе-жать Насморк, из-за третьей чуть не выры-ва-ются на свободу войны. Затем Тиль-тиль откры-вает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуж-да-ющие Огни, Свет-ляков, Росу, Соло-вьиное Пение. Следу-ющую, большую среднюю дверь, Ночь не сове-тует отпи-рать, преду-пре-ждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спут-ники Тиль-тиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тиль-тиль и Пес, борясь с собственным страхом, откры-вают дверь, за которой оказы-ва-ется дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тиль-тиль зовет своих спут-ников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы поги-бают — дети не сумели обна-ру-жить ту един-ственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.

Лес. Входит Кошка, здоро-ва-ется с дере-вьями, разго-ва-ри-вает с ними. Натрав-ли-вает их на детей. Дере-вьям есть за что не любить сына дрово-сека. И вот Тиль-тиль повержен наземь, а Пес еле осво-бо-дился от пут Плюща, он пыта-ется защи-тить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмеша-тель-ство Души Света, которая велит Тиль-тилю повер-нуть алмаз на шапочке, чтобы погру-зить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причаст-ность к бунту.

Дети ищут Синюю Птицу на клад-бище. В полночь Тиль-тиль со страхом пово-ра-чи-вает алмаз, могилы развер-за-ются, и из них появ-ля-ются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют востор-женные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мертвые?.. — Мертвых нет...» — обме-ни-ва-ются репли-ками Тиль-тиль и Митиль.

В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказы-ва-ются в Садах Блаженств. Тучные Блажен-ства едва не втяги-вают Тиль-тиля и его спут-ников в свои оргии, но мальчик пово-ра-чи-вает алмаз, и стано-вится видно, насколько Тучные Блажен-ства жалки и безоб-разны. Появ-ля-ются домашние Блажен-ства, которых пора-жает, что Тиль-тиль не подо-зре-вает об их суще-ство-вании. Это Блажен-ство Быть Здоровым, Блажен-ство Любить Роди-телей, Блажен-ство Голу-бого Неба, Блажен-ство Солнечных Дней, Блажен-ство Видеть Зажи-га-ю-щиеся Звезды. Они посы-лают самое быст-ро-ногое Блажен-ство Бегать По Росе Босиком изве-стить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появ-ля-ются высокие прекрасные анге-ло-по-добные суще-ства в блиста-ющих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Спра-вед-ливым, Радость Быть Добрым, Радость Пони-мать и самая чистая Радость Мате-рин-ской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Мате-рин-ская Любовь утвер-ждает, что дома она такая же, но с закры-тыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Мате-рин-ская Любовь созы-вает другие Великие Радости, и они привет-ствуют Душу Света как свою влады-чицу. Великие Радости просят Душу Света отки-нуть покры-вало, которое ещё скры-вает непо-знанные Истины и Блажен-ства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Пове-ли-теля, лишь плотнее заку-ты-ва-ется в покры-вало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обняв-шись на прощание, она расста-ется с Вели-кими Радо-стями.

Тиль-тиль и Митиль в сопро-вож-дении Души Света оказы-ва-ются в Лазо-ревом дворце Царства Буду-щего. К ним сбега-ются Лазо-ревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей соби-ра-ется принести туда какое-нибудь свое изоб-ре-тение: Машину Счастья, трид-цать три способа продления жизни, два преступ-ления, лета-ющую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удиви-тельный садовник, выра-щи-ва-ющий необык-но-венные марга-ритки и огромный вино-град, другой — Король Девяти Планет, ещё один призван уничто-жить на Земле Неспра-вед-ли-вость. Двое лазо-ревых детишек стоят, обняв-шись. Это влюб-ленные. Они не могут нагля-деться друг на друга и беспре-рывно целу-ются и проща-ются, потому что на Земле окажутся разде-лены столе-тиями. Здесь же Тиль-тиль и Митиль встре-чают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Зани-ма-ется Заря — час, когда рожда-ются дети. Появ-ля-ется боро-датый старик Время, с косой и песоч-ными часами. Он заби-рает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплы-вает и скры-ва-ется. Доно-сится далекое пение — это поют Матери, встре-ча-ющие детей. Время в изум-лении и гневе заме-чает Тиль-тиля, Митиль и Душу Света. Они спаса-ются от него, повернув алмаз. Под покры-валом Душа Света прячет Синюю Птицу.

У ограды с зеленой калиткой — Тиль-тиль не сразу узнает родной дом — дети расста-ются со своими спут-ни-ками. Хлеб возвра-щает Тиль-тилю клетку для Синей Птицы, так и остав-шуюся пустой. «Синяя Птица, по-види-мому, или вовсе не суще-ствует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку...» — говорит Душа Света. Души Пред-метов и Животных проща-ются с детьми. Огонь чуть не обжи-гает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произ-носит фаль-шивые и слащавые слова. Пес поры-висто броса-ется к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше гово-рить со своим обожа-емым хозя-ином. Дети угова-ри-вают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообе-щать им быть с ними «в каждом сколь-зящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звез-дочке, в каждой зани-ма-ю-щейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приот-во-ря-ется и тотчас же захло-пы-ва-ется за детьми.

Хижина дрово-сека волшебно преоб-ра-зи-лась — все здесь стало новее, радостнее. Лику-ющий дневной свет проби-ва-ется в щели запертых ставен. Тиль-тиль и Митиль сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начи-нают расска-зы-вать об увиденном во время путе-ше-ствия, и их речи пугают мать. Она посы-лает отца за доктором. Но тут появ-ля-ется Соседка Берленго, очень похожая на фею Бери-люну. Тиль-тиль начи-нает объяс-нять ей, что не сумел найти Синюю Птицу. Соседка дога-ды-ва-ется, что детям что-то пригре-зи-лось, возможно, когда они спали, на них падал лунный свет. Сама же она расска-зы-вает о своей внучке — девочка нездо-рова, не встает, доктор говорит — нервы... Мать угова-ри-вает Тиль-тиля пода-рить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тиль-тиль смотрит на горлицу, и та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем нахо-дится, — хлеб, воду, огонь, кошку и пса. Разда-ется стук в дверь, и входит Соседка Берленго с бело-курой необык-но-венно красивой Девочкой. Девочка прижи-мает к груди горлицу Тиль-тиля. Тиль-тилю и Митиль сосед-ская внучка кажется похожей на Душу Света. Тиль-тиль хочет объяс-нить Девочке, как кормить горлицу, но птица, восполь-зо-вав-шись моментом, улетает. Девочка в отча-янии плачет, а Тиль-тиль обещает ей поймать птицу. Затем он обра-ща-ется к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счаст-ли-выми в будущем...»

Поделиться: