Банковский надзор в российской федерации. Банковское регулирование и банковский надзор. методы административного воздействия - выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки

  • 6. Финансовые правоотношения: их особенности и виды.
  • 7. Финансовая деятельность государства.
  • 8. Понятие и значение финансового контроля.
  • 9. Понятие и виды методов финансового контроля.
  • 10. Государственный финансовый контроль.
  • 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль.
  • 14. Понятие, роль и функции бюджета.
  • 15. Бюджетное устройство рф: организация принципы построения.
  • 16. Характеристика доходной и расходной части федер. Бюджета рф.
  • 17. Понятие и значение бюджетной классификации.
  • 18. Понятие и стадии бюджетного процесса.
  • 19. Бюджетное финансирование.
  • 20. Внебюджетные средства.
  • 22. Характеристика налоговых правоотношений.
  • 23. Права и обязанности налогоплательщиков.
  • 24. Права и обязанности налоговых органов.
  • 25. Характеристика налогов и сборов в рф.
  • 26. Характеристика акцизов.
  • 28. Понятие и виды кредитных организаций.
  • 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг.
  • 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации.
  • 31. Органы управления кредитной организации.
  • 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации.
  • Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций.
  • 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации.
  • 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы.
  • 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.
  • 36. Организационно-правовой статус цб рф.
  • 37. Цели деятельности и функции цб рф.
  • 38. Указания, положения и инструкции цб рф.
  • 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф.
  • 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов.
  • 41. Организация денеж. Обращения. Денежно-кредитная политика цб рф.
  • 42. Банковские операции и сделки цб рф.
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф.
  • 44. Валютное регулирование в рф.
  • Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз (ред. От 30.12.2006) "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
  • 45. Правовое регулирование финансов предприятий.
  • 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений.
  • 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов.
  • 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов.
  • 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права.
  • 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности.
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф.

    ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, установленных ими обязательных нормативов.

    Главными целями банковского регулирования и банковского надзора выступают:

    Поддержание стабильности банковской системы РФ;

    Защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Поэтому ЦБ РФ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных фед.законами.

    Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит:

    Проверки кредитных организаций (их филиалов);

    Направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

    В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

    Проведения банковских операций;

    Бухгалтерского учета и отчетности;

    Организации внутреннего контроля;

    Составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. При этом устанавливаемые ЦБ РФ правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

    Для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право:

    Запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;

    Устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;

    Запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у фед.органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц - для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, для анализа эконом.ситуации.

    Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения ЦБ РФ, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров, а его руководитель назначается Председателем ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.

    В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может устанавливать следующие обязательные нормативы:

    Минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций",

    Размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного гос-ва их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

    Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

    Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними);

    Максимальный размер крупных кредитных рисков;

    Нормативы ликвидности кредитной организации;

    Нормативы достаточности собственных средств (капитала);

    Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

    Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

    Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

    Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

    Федеральное агентство морского и речного транспорта

    Федеральное государственное образовательное

    Учреждение высшего профессионального образования

    Волжская государственная академия водного транспорта

    Кафедра «Финансы и кредит»

    Дисциплина «Д.К.Б.»

    Курсовая работа

    Тема № 9. «Банковский надзор в Российской Федерации».

    Выполнила: студентка группы Ф-35

    Костюкова К.Е.

    Проверила:

    Софронова Валентина Вячеславовна

    Н. Новгород, 2010

    Введение……………………………………………………………………3

    1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия…….............4

    2.Организация и виды надзора……………………………………………7

    3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору………………….......................................................19

    Заключение…………………………………………………………………23

    Список используемой литературы……………………………………...25

    Практическая часть……………………………………………………….26

    Приложения……………………………………..………………………...32

    Введение

    Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

    Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

    Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

    Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

    Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

    В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы - финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

    Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

      Органы банковского надзора. Их функции и полномочия.

    Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

    Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) - это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

    Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.

    Основные функции банковского надзора:

    1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

    2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

    3. анализ баланса и отчетности банка;

    4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

    5. проверка решений органов управления;

    6. проверка работы ревизионной комиссии;

    7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;

    8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

    9. проверка управления рисками;

    10. проверка формирования резервов;

    11. проверка гарантий;

    12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

    13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности

    Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

    Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:

    1. Председатель Комитета.

    2. Заместители председателя Комитета.

    3. Департамент банковского регулирования и надзора.

    4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

    5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

    6. Юридический департамент.

    7. Главная инспекция кредитных организаций.

    8. Главное управление безопасности и защиты информации.

    9. Московское главное территориальное управление Банка России

    Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

    2.Организация и виды банковского надзора

    Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

    1.Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

    2.Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

    3.Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

    Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

    Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

    При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.

    Система банковского надзора обычно включает:

    Типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

    Процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

    Стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

    Порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

    Обязательность аудиторских проверок;

    Порядок назначения временной администрации по управлению банком;

    Объявление банков неплатежеспособными.

    Банковский надзор осуществляется в виде :

    Лицензирования;

    Контроля за экономическими нормативами;

    Инспекции и ревизии деятельности банка.

    Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

    Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

    По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

    Банковский надзор в Российской Федерации выступает в качестве одной из форм госрегулирования деятельности финансовых организаций. Возникновение этого вида контроля обуславливается переходом к рыночной системе, спровоцировавшим развитие конкуренции между денежно-кредитными структурами. Это, в свою очередь, обострило финансовые риски. Для их снижения был принят ряд законодательных актов, регламентирующих государственное вмешательство. Рассмотрим далее основные проблемы банковского надзора в России.

    Общая характеристика

    Банковский надзор в РФ распространяется не только на организации, непосредственно предоставляющие финансово-кредитные услуги, но и на посредников. Рассматриваемый вид госрегулирования характеризуется рядом признаков. В первую очередь, по роли в рыночной экономике банковский надзор выступает как обязательный институт, регламентирующий конкурентные отношения между финансовыми структурами. Это объективно обусловленный процесс, которым завершается стадия централизации кредитно-денежной политики власти. По своей сущности банковский надзор выступает как императивное, закрепленное в законодательных актах государственное вмешательство в рисковую деятельность финансовых предприятий. Этот контроль является формой защиты власти собственности кредиторов.

    Назначение

    Банковский надзор в РФ осуществляется для формирования наиболее благоприятных условий деятельности финансово-кредитных структур. Главной целью этой формы контроля выступает обеспечение надежного и безопасного их функционирования. Государство стремится защитить интересы вкладчиков. Достижение указанной цели возможно поэтапным и последовательным исполнением операционных и промежуточных задач.

    Специфика работы организаций

    Работа банков, выступающих в качестве финансовых посредников, должна быть прибыльной и социально-направленной. Получение постоянного дохода обеспечивает платежеспособность и самодостаточность финансового сектора, обеспечивает воспроизведение денежно-кредитных ресурсов. Социальная направленность предусматривает доступность услуг для населения, наращивание депонентов.

    Промежуточные задачи

    Банковский надзор устанавливается для обеспечения собственной и общественной эффективности финансовой системы. Первая означает такой результат деятельности организаций, при котором уровень доходов позволяет максимизировать прибыль и возместить убытки по неликвидным активам. Это позволяет сформировать реальный потенциал для компенсации рисков за счет собственных средств банковских структур. Это соответствует принципу экономического распределения ресурсов. Общественная эффективность – результат деятельности финансовых организаций, способствующий совершенствованию хозяйственной системы страны в целом и создающий наиболее выгодные для социума цены. Параметры достижения промежуточных целей находятся в зависимости от политики надзорных органов, в рамках которой выбирается или приоритет какой-либо из них, или компромисс.

    Контрольная структура

    В качестве органа, уполномоченного вести банковский надзор, выступает ЦБ. Он постоянно контролирует соблюдение кредитными структурами и финансовыми группами положений отраслевого законодательства, установленных нормативов. Надзор Центробанка выступает в качестве средства пруденциального регулирования. В данном случае деятельность рассматривается в узком смысле. Проще говоря, ЦБ устанавливает надзор за конкретными банковскими структурами, как за элементами системы. Усиление контроля может обуславливаться общими интересами укрепления сектора (например, необходимостью совершенствования управления системными рисками). Вместе с этим проявляются и проблемы банковского надзора в РФ. Подконтрольная кредитная структура может потерять свои преимущества в сфере конкурентных отношений. Сведения о том, что финансовая организация находится под интенсивным надзором, могут вызвать сомнения в надежности у ее клиентов.

    Классификация

    Банковский надзор можно разделить на виды по разным критериям. Общая классификация предполагает выделение функциональных форм контроля в зависимости от предмета и институциональные – в соответствии с субъектом. Банковский надзор разделяется по специфике финансового, нормативного, экономического содержания деятельности кредитных организаций. Именно она выступает в качестве предмета контроля. По нормативному признаку выделяют две формы надзора: финансовый (пруденциальный) и общий (юридический). В рамках контроля уполномоченная структура осуществляет лицензирование кредитных организаций. Кроме этого, неотъемлемым направлением работы ЦБ выступает обеспечение текущего надзора за выполнением финансовых нормативов, предписаний самого Центробанка, а также положений законодательства. Контроль различается и в зависимости от содержания деятельности подконтрольных структур. Так, выделяют надзор валютный и связанный с обслуживанием средств бюджета.

    Место проведения

    Это еще один признак, по которому классифицируется банковский надзор. В зависимости от места выполнения, он может быть контактным или дистанционным. Последний предполагает наблюдение за деятельностью финансовых структур на основании бухгалтерских и прочих отчетных документов. Контактный надзор представляет собой непосредственную проверку работы организаций. Они выполняются представителями Центробанка, выезжающими на место осуществления ими деятельности. Для этого в структуре ЦБ предусмотрены специальные подразделения. В частности, создан Департамент инспектирования и соответствующие территориальные структуры.

    Заключение

    Поддержание собственной результативности банковского сектора обеспечивается стимулированием прибыльного и невысокорискованного функционирования каждой финансовой структуры. В случае падения ликвидности должны своевременно приниматься управленческие решения, в том числе в условиях чрезвычайного кредитования. Достижение общественной эффективности становится возможным за счет включения в состав тактических (операционных) целей соблюдения технической (оказание услуг по минимально возможной стоимости, с точки зрения расходов населения), аллокационной (работа по ценам на уровне показателей предельных издержек банков), общественно-экономической результативности всей системы. Она должна подразумевать такой итог деятельности, при котором становится возможной трансформация поступающих депозитов в новый функционирующий капитал (ссуды).

    24. Банковский надзор и его виды

    Органом банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» являетсяБанк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.Банковская система – это объект надзора для Банка России.Надзор – это средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

    Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений. Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов.

    Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

    Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

    1. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделитьфункциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.

    2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.

    3. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида:общий (юридический) ипруденциальный (финансовый).

    4. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

    1) лицензирование банковской деятельности;

    2) текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

    5. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различаютвалютный надзор инадзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

    6. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

    Дистанционный надзор – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности бухгалтерских документов.

    Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях.

    Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

    39. Банковский вклад Банковский вклад– денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в кредитных организациях в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов.

    Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    105. Банковский кредит Банковское кредитование экспорта и импорта выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам, с которыми они тесно связаны, бланковый кредит, т. е. кредит без формального

    Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

    Глава IV. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за

    Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

    Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового

    Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

    Банковский контроль Ни одно современное государство не отказывается от всеобъемлющего контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в нем своеобразный публичный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского

    Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    БАНКОВСКИЙ КРИЗИС СМИ скупо сообщили о проблемах в ряде банков. Сначала власти спасали Глобэкс, Связь-банк, Собинбанк.. Потом проблемы в банковской системе приобрели тяжелый характер, и вначале власти решили помочь банковской системе выделением 1,5 триллионов рублей,

    Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

    Банковский. Предоставляется только специализированными кредитными организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. Заемщики – юридичиские лица, государство, местная власть, население. Ставка процента выше, чем % в коммерческом. Срок

    Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

    Глава 9 Банковский надзор Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных

    Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

    6. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР Итак, основным достижением казахстанской банковской реформы на первом ее этапе стал переход на международные стандарты по полной программе.В области консолидированного банковского надзора и аудита таковыми, как уже сказано, являются Базельские

    Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

    78. Государственный надзор за страховой деятельностью Высокая ответственность страховщика за последствия его деятельности требует особой организации надзора государства. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований

    Из книги Идея на миллион: 100 способов начать свое дело автора Митин Юрий

    Банковский кризис Прорыв пузыря на рынке жилья привел еще к одному последствию: когда выяснилось, как много американцев не могут или не хотят погашать свои кредиты, банки стали в массовом порядке объявлять о дефолтах, что привело к ослаблению кредитного рынка. Эта

    Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

    66. Банковский портал Суть идеиКуда вложить собственные средства? Для начинающего инвестора больше всего подходят банковские депозиты. Однако на территории России действует свыше 600 банков, и все предлагают различные вклады с разной процентной ставкой и условиями.

    Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

    Из книги Дизайн интерьера автора Митина Наталия

    Контроль и надзор P: Не бросайте все силы на решение одной-единственной задачи – это может обойтись слишком дорого.A: Закручивая гайки, вы ничего не добьетесь.E: Чтобы добиться результата, нужно отслеживать процесс. Как сказано в Талмуде: Sof tov, hakol tov – «Все хорошо, что хорошо

    Из книги Экономика для любознательных автора Беляев Михаил Климович

    Глава 40 Авторский надзор Авторским надзором в узком смысле дизайнеры называют присутствие автора проекта интерьера на стройплощадке для контроля работы строителей и соответствия выполняемых работ проекту. Дизайнер должен проверять, все ли перегородки установлены на

    Из книги автора

    Надзор и регулирование Центральный банк. Большинство нормально работающих банков стремится к сохранению своего места на рынке банковских услуг, первым и непременным условием чего является обеспечение финансовой устойчивости. Несмотря на такое желание самого банка

    Банковское регулирование и банковский надзор

    Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России . Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России . С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

    Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» :

    Обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций ;

    Нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

    Правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

    Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

    Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

    Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

    Максимальный размер крупных кредитных рисков;

    Нормативы ликвидности кредитной организации;

    Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

    Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

    Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

    Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

    Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц . Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

    Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

    Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала ;

    Потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

    Изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

    Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

    Назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

    Поделиться: