Чайковского. Интерактивный кроссворд «Времена года» по страницам фортепианного альбома П. И. Чайковского Кроссворд на тему время для детей

Пояснительная записка к интерактивному кроссворду «Времена года»

Предмет: слушание музыки, музыкальная литература

Целевая аудитория : учащиеся ДМШ

Цель: расширение, обобщение и уточнение знаний учащихся о фортепианной музыке П. И. Чайковского «Времена года»

Задачи интерактивного кроссворда:
  • обеспечить мотивацию учения;
  • пополнить словарный запас учащихся;
  • способствовать воспитанию интереса к классической музыке в целом и к фортепианной музыке П. И. Чайковского в частности;
  • способствовать формированию умения узнавать пьесы из фортепианного альбома «Времена года» по музыкальному фрагменту.

Возможности использования : кроссворд предназначен для проведения уроков музыкальной литературы в ДМШ. Возможно использование кроссворда: во внеурочной деятельности, в качестве познавательной паузы на воспитательных внеклассных мероприятиях после проведённой беседы о фортепианном альбоме «Времена года», в качестве ознакомления с основными мелодическими линиями цикла.

Актуальность.

Фортепианный альбом П. И. Чайковского «Времена года» - одно из самых известных и популярных музыкальных произведений русской музыкальной классики. Большинство учащихся ДМШ на вопрос о том, знакома ли им музыка «Времена года» отвечают положительно, но назвать несколько пьес из альбома, напеть мотив хотя бы одной из них могут немногие.

На уроках музыки в общеобразовательной школе цикл «Времена года» как целостное музыкальное произведение не изучается (в том числе и в связи с большим объёмом), изучаются лишь некоторые пьесы из альбома.

Актуальность благотворного воздействия музыки Чайковского на воспитание подрастающего поколения общеизвестна, но качественных современных интерактивных учебных пособий по теме «Времена года» П. И. Чайковского» в интернет и в других доступных учителю источниках нет. Чаще всего встречаются линейные презентации (набор слайдов с названиями пьес и подходящими изображениями к ним, реже со встроенными музыкальными файлами), которые не обеспечивают надлежащую мотивацию и обратную связь, не способствует организации творческого учебного процесса.

Интерактивный кроссворд «Времена года» поможет педагогу организовать процесс целостного знакомства с музыкальным шедевром великого композитора лаконично, интересно и увлекательно.

Правила разгадывания кроссворда:

  • Выполнение заданий по порядку номеров.
  • При нажатии на цифру появляется вопрос.
  • При нажатии на текст вопроса появляется ответ, который сопровождается изображением, текстом, аудио эпиграфом и музыкальным фрагментом.
  • Переход к следующему заданию по щелчку на кнопку.
  • Алгоритм выполнения остальных заданий тот же.

Правильные ответы: святки, тройка, подснежник, жатва, камин, октябрь, баркарола, май, масленица, март, июль, охота.

Формы работы с кроссвордом.

Фронтальная (разгадывание кроссворда в интерактивном режиме по итогам знакомства с альбомом «Времена года», после прохождения раздела презентации «Фонотека»). Традиционно кроссворд используется на уроке в работе со всем классом, педагог вслух читает задания кроссворда, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ. Задания, вызывающие затруднения, выполняются с помощью педагога, путём обсуждения и наводящих вопросов.

Индивидуальная (разгадывание кроссворда самостоятельно с дальнейшей взаимопроверкой на этапе знакомства с альбомом и в качестве мотивации первичного слушания пьес из цикла «Времена года», в этом случае к разделу «Фонотека» целесообразней обратиться после разгадывания кроссворда, в целях уточнения знаний и более подробного анализа музыки). Индивидуальная работа с кроссвордом состоит из трёх ступеней. На первой ступени учитель раздаёт учащимся кроссворды, распечатанные заранее на листах А4 по два кроссворда на листе, разрезанные на карточки (см. приложение). Учащиеся вписывают в кроссворд отгаданные слова самостоятельно. На второй ступени учитель просит учащихся поменяться кроссвордом с соседом по парте и организует взаимопроверку с помощью интерактивного кроссворда. На заключительном этапе учитель предлагает учащимся оценить работу товарищей. Критерии оценки педагог устанавливает исходя из индивидуальных особенностей класса. Например, 10 и более отгаданных слов - оценка «5», не менее 7 слов - «4» и т.д.

Техническое и программное обеспечение.

Кроссворд создан в программе PowerPoint 2013, содержит внедрённые аудио файлы в формате Mp 3. На диске, который использовала, пьесы альбома звучат в исполнении камерного инструментального ансамбля (запись некачественная), а мне хотелось, чтобы дети услышали пьесы альбома именно в исполнении фортепиано. Пришлось эпиграфы, актёрское чтение, отрезать и приклеивать к фрагментам в исполнении рояля, предварительно почистив некачественную запись.

Инструкция по использованию кроссворда

Слайд 1. Титульный слайд, название кроссворда, сведения об авторе. Переход к следующему слайду 2 по щелчку.

Слайд 2. Содержание. На слайде фигура смарт с названиями разделов презентации: «История», «Фонотека», «Правила», «Кроссворд». На каждый прямоугольник установлена гиперссылка, ведущая на слайд соответствующего раздела. Для перехода следует нажать на нужный раздел-прямоугольник.

Слайд 3. История. Уточнение и расширение знаний учащихся об истории создания и содержании фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года». На слайде применён приём «Листание». Листание происходит по щелчку на каждую страницу книги.

Слайд 4. История (викторина). Викторина с вопросами о жизни и творчестве П. И. Чайковского. На слайде применён приём «Сорбонка». По щелчку на фигуру с вопросом появляется правильный ответ, фигура меняет цвет на более светлый и появляется следующий вопрос. Возврат на слайд-содержание по щелчку на кнопку в правом нижнем углу слайда.

Слайд 5. Фонотека. На слайде изображения 12 конвертов. На конверты настроены триггеры, щелчку на конверт появляется изображение диска, название пьесы из альбома «Времена года» и музыкальный фрагмент для слушания. Порядок воспроизведения аудио любой. В случае необходимости возможно прослушивание одного фрагмента вторично (несколько раз).

Слайд 6. Правила разгадывания кроссворда. На слайде подробные правила разгадывания кроссворда.

Слайды 7-18. Кроссворд. На слайде ячейки кроссворда. При нажатии на цифру появляется вопрос. При нажатии на текст вопроса (фигуру с вопросом) появляется ответ, сопровождающийся полным названием пьесы, иллюстрацией, аудио эпиграфом и соответствующим музыкальным фрагментом. Представленная информация поможет организовать краткую беседу о прозвучавшей музыке, прокомментировать некоторые характерные особенности пьес из альбома «Времена года», поспособствует эмоциональному восприятию музыки. По щелчку на кнопку переход к следующему заданию, дальнейшее выполнение заданий аналогично. После того, как кроссворд разгадан, по завершении выполнения задания 12, появляется фигура со словами поощрения «Кроссворд разгадан, отличная работа!».

Приложение (распечатать на принтере и разрезать на карточки).

"Времена года" кроссворд по страницам фортепианного альбома П. И. Чайковского

Кроссворд «Календарь и времена года» на английском языке (для детей дошкольного возраста 6-7 лет)

Подготовила педагог

дополнительного образования

МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад № 233»

Апанасенко М.З.

Чем раньше начать обучение малыша иностранному языку, тем лучше. Начинать можно с разглядывания картинок, произношения фраз и названия предметов, сначала по-русски, потом по-английски. Достаточно запоминания 2-3 слов за одно игровое занятие, которое должно проходить в виде занимательной и веселой игры, как в детском саду, так и в семье (с вовлечением всех членов семьи). Совместная деятельность ребенка и взрослого способствует лучшему восприятию знаний, взаимопониманию, желанию играть и запоминать.

Разгадывание кроссвордов для детей старшего дошкольного возраста и начальных классов – это один из методов обучения английскому языку.

Цель:

Вызвать у детей интерес к английскому языку и желание знать его.

Задачи:

Закреплять знания по тематическому принципу в процессе занимательной игры, как разгадывание кроссворда;

Основные правила произношения.

Вопросы к кроссворду «Календарь и времена года»

Дни недели (Days of the week)

Времена года и названия месяцев (Seasons and Months)

Ответы на кроссворд «Календарь и времена года»

(на английском языке)

По горизонтали

1 – October, 2 – Wednesday, 3 – Saturday, 4 – Summer, 5 – Thursday, 6 – July, 7 – spring, 8 – autumn, 9 – November, 10 – Sunday, 11 – December, 12 – May, 13 – January, 14 – Friday.

По вертикали

1 – Monday, 2 – August, 3 – April, 5 – September, 6 – June, 7 – winter, 8 – Tuesday, 11 – February, 12 – March.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...

Цель: введение новой лексики и грамматических структур по теме; обогощение игрового опыта детей через игры. ...

Проект по правилам пожарной безопасности на тему «Осторожно - Огонь!» для детей дошкольного возраста 6-7 лет.Продолжительность реализации проекта: с 7 по 28 сентября. Участники проекта – дети под...

Вопросы кроссворда в загадках, в конце кроссворда находится викторина по теме Календарь.

Кроссворд для школьников и старших дошкольников «Календарь»

1. Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

С. Маршак

2. Кто черемухой душистой

Забросал родимый край?

Кто травою шелковистой

Выстлал землю?

Ю. Вронский

3. Снова теплые ветры подули,

Снег сползает в глубокий овраг.

И, как будто на длинных ходулях,

Через лужи бредет березняк.

Л. Андреев

4. Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает. Когда это бывает?

5. Самый первый он в году,

От него подарков жду.

В. Степанов

6. Вышел старик-годовик,

Махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны черное,

А с другой — белое.

7. Алеет за лесом закат,

Алые аисты к лесу летят.

Алые астры покрыли сады,

Алыми стали ручьи и пруды.

И на залитой солнцем аллее

Белые флоксы вдруг заалели.

В. Лунин

8. Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес.

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

И. Мазнин

9. Он дождем в окно стучится,

В школу нас зовет учиться.

В. Степанов

10. Под веселый птичий звон

Начинает лето он.

В. Степанов

11. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

12. Без ног, а бежит, не кончается,

Никогда назад не возвращается.

13. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?

14. Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

15. Что было «завтра», а будет «вчера»?

Викторина по теме Календарь

1. Какие отгадки обозначают месяцы, какие — времена года? Запишите нужные номера в таблицу.

3. Запишите месяцы года по порядку.

_______________________

4. Запишите времена года по порядку.

__________________________

Ответы

Кроссворд Календарь

1. Календарь. 2. Май. 3. Апрель. 4. Лето. 5. Январь. 6. Год. 7. Август. 8. Ноябрь. 9. Сентябрь. 10. Июнь. 11. Весна. 12. Время. 13. Осень. 14. Зима. 15. Сегодня.

По вертикали . Календарь и время

Месяцы Времена года
2, 3, 5, 7, 8, 9, 10 4, 11, 13, 14
Зима Весна Лето Осень
5 2, 3 7, 10 8, 9

3. Месяцы года по порядку: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

4. Времена года по порядку: зима, весна, лето, осень.

В качестве вопросов к кроссворду даны загадки про месяцы года . Распечатайте кроссворд, отгадайте загадки и впишите ответы в кроссворд.

Вопросы к кроссворду "12 месяцев"

1. Дед Мороз стучится в двери,
Блещут огоньками ели.
Ну, мороз, сильней ударь,
Начинай же год, ...

2. Тёплый, длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос.
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?

3. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

4. В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

5. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто сыночек твой второй?

6. Вот, к концу подходит лето.
Земля солнышком прогрета.
Грустно с летом расставаться,
Пора в школу собираться.

7. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?...

8. По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что за зимний месяц это?

9. Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.

10. Опустел уже наш сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

11. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

12. Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?

Поделиться: